Образ жизни - это интересы, мнения, модели поведения и поведенческие ориентации человека, группы или культуры. Этот термин был введен австрийским психологом Альфредом Адлером со значением «основной характер человека, установленный в раннем детстве», как в его книге 1929 года «Дело мисс Р. Более широкое понимание образа жизни как образа жизни». «образ жизни» задокументирован с 1961 года. Образ жизни - это комбинация определяющих нематериальных или материальных факторов. Материальные факторы относятся конкретно к демографическим переменным, то есть к демографическому профилю человека, тогда как нематериальные факторы относятся к психологическим аспектам человека, таким как личные ценности, предпочтения и взгляды.
Образ жизни в сельской местности отличается от образа жизни городского мегаполиса. Местоположение важно даже в условиях города. Природа района, в котором проживает человек, влияет на набор доступных ему стилей жизни из-за различий между степенью достатка и близости к природной и культурной среде. Например, в прибрежных районах культура серфинга или образ жизни часто могут присутствовать.
Образ жизни обычно отражает отношение человека, образ жизни, ценности или мировоззрение. Следовательно, образ жизни - это средство формирования чувства себя и создания культурных символов, которые перекликаются с личной идентичностью. Не все аспекты образа жизни являются добровольными. Окружающие социальные и технические системы могут ограничивать выбор образа жизни, доступный человеку, и символы, которые он / она может проецировать на других и на себя.
Границы между личной идентичностью и повседневными действиями, которые указывают на конкретный образ жизни. размываются в современном обществе. Например, «зеленый образ жизни » означает сохранение убеждений и участие в деятельности, которая потребляет меньше ресурсов и производит меньше вредных отходов (т. Е. Меньший экологический след ), и формирует самоощущение из придерживаясь этих убеждений и участвуя в этой деятельности. Некоторые комментаторы утверждают, что в современности краеугольным камнем построения образа жизни является потребительское поведение, которое дает возможность создавать и далее индивидуализировать себя с помощью различных продуктов или услуг, которые сигнализируют о разных образах жизни.
Образ жизни может включать взгляды на политику, религию, здоровье, близость и многое другое. Все эти аспекты играют роль в формировании чьего-то образа жизни. В журнальной и телевизионной индустрии термин «образ жизни» используется для описания категории публикаций или программ.
В истории исследований образа жизни можно выделить три основных этапа:
Более ранние исследования образа жизни фокусируются на анализе социальной структуры и относительного положения индивидов внутри нее. Торстейн Веблен со своей концепцией «подражания» открывает эту перспективу, утверждая, что люди принимают определенные «жизненные схемы» и, в частности, определенные модели «демонстративного потребления», в зависимости от желания отличаться от социального слои, которые они идентифицируют как низшие, и желание подражать тем, которые определены как высшие. Макс Вебер рассматривает образ жизни как отличительные элементы статусных групп, строго связанных с диалектикой признания престижа: образ жизни является наиболее заметным проявлением социальной дифференциации даже внутри одного и того же социального класса, и, в частности, он показывает престиж, которым, по мнению индивидов, они пользуются или к которому они стремятся. Георг Зиммель проводит формальный анализ образа жизни, в основе которого лежат процессы индивидуализации, идентификации, дифференциации и узнавания, понимаемые как порождающие процессы, так и эффекты, порождаемые образами жизни, операциями » как вертикально, так и горизонтально. Наконец, Пьер Бурдье обновляет этот подход в рамках более сложной модели, в которой образ жизни, состоящий в основном из социальных практик и тесно связанный с индивидуальными вкусами, представляет собой основную точку пересечения между структурой области и связанными с ней процессами. с габитусом.
Подход, интерпретирующий стили жизни в основном как стили мышления, уходит своими корнями в почву психологического анализа. Первоначально, начиная с Альфреда Адлера, стиль жизни понимался как стиль личности в том смысле, что рамки руководящих ценностей и принципов, которые люди развивают в первые годы жизни, в конечном итоге определяют систему суждений. который информирует их действия на протяжении всей их жизни. Позже, в частности, в работах Милтона Рокича, исследования VALS Арнольда Митчелла и исследования LOV, анализ образа жизни развился как профили ценностей, достигнув гипотезы, что это возможно. выявить различные иерархически организованные модели шкал ценностей, которым соответствуют разные слои населения. Затем с Даниилом Янкеловичем и мы переходим к так называемому подходу AIO, в котором отношения, интересы и мнения рассматриваются как фундаментальные компоненты образа жизни, анализируются как с синхронической, так и с диахронической точек зрения и интерпретируются на основы социокультурных тенденций в данном социальном контексте (как, например, в русской работе). Наконец, дальнейшее развитие приводит к так называемому подходу профилей и тенденций, в основе которого лежит анализ отношений между ментальными и поведенческими переменными с учетом того, что социокультурные тенденции влияют как на распространение различных стилей жизни. внутри населения и появление различных модальностей взаимодействия между мыслью и действием.
Анализ образа жизни как профилей действий характеризуется тем, что он больше не рассматривает уровень действия как простую производную от стилей жизни или, по крайней мере, как их побочный компонент, а скорее как составной элемент. Вначале эта перспектива была сосредоточена в основном на поведении потребителей, рассматривая приобретаемые продукты как объекты, выражающие на материальном плане самооценку людей и то, как они видят свое положение в обществе. Впоследствии перспектива расширилась, чтобы сосредоточиться в более общем плане на уровне повседневной жизни, сосредоточив внимание - как у таких авторов, как Энтони Гидденс - на использовании времени, особенно у Луазиров, и попытках изучить взаимодействие между активное измерение выбора и измерение рутины и структурирования, которые характеризуют этот уровень действия. Наконец, некоторые авторы, например Ричард Дженкинс и, предложили подход к образу жизни, в котором не повседневные действия составляют план анализа, а те, которые актеры, принимающие их, считают особенно значимыми и отличительными.
Здоровый или нездоровый образ жизни, скорее всего, будет передаваться из поколения в поколение. Согласно исследованию, проведенному Case et al. (2002), когда мать ребенка 0–3 лет ведет здоровый образ жизни, у этого ребенка на 27% больше шансов стать здоровым и вести такой же образ жизни. Например, родители с высоким доходом с большей вероятностью будут есть больше фруктов и овощей, иметь время для занятий спортом и обеспечивать наилучшие условия жизни своим детям. С другой стороны, родители с низкими доходами с большей вероятностью будут заниматься нездоровой деятельностью, например, курением, чтобы помочь им избавиться от стресса и депрессии, связанных с бедностью. Родители - первые учителя для каждого ребенка. Все, что делают родители, скорее всего, будет передано их детям в процессе обучения.
Взрослые могут сближаться по взаимному интересу, что приводит к их образу жизни. Например, Уильям Дафти описал, как соблюдение диеты без сахара привело к таким ассоциациям:
Я познакомился с сотнями молодых людей, которые обнаружили, что болезнь или переедание с наркотиками и сахаром стали дверным проемом. на здоровье. Как только они восстановили свое здоровье, у нас появился общий интерес к еде. Если можно использовать это переутомленное слово «образ жизни», значит, у нас был образ жизни без сахара. Я поддерживал связь со многими из них в университетских городках и коммунах, во время их поездок сюда, за границу и везде. Однажды вы встретите их в Бостоне. На следующей неделе вы встретитесь с ними в Южной Калифорнии.
Исследование образа жизни может помочь в решении вопроса об актуальности концепции класса.
Термин стиль жизни был введен в 1950-х годах как производное от термина стиля в искусстве :
«Стили жизни», переработка стиля культурной индустрией в искусство, представляет собой преобразование эстетического категория, которая когда-то обладала моментом негатива [шокирующей, освободительной], в качестве товарного потребления.
Теодор В. Адорно отметил, что существует «индустрия культуры», в которой средства массовой информации, но термин «массовая культура» неуместен:
В наших проектах мы говорили о «массовой культуре». Мы заменили это выражение на «индустрия культуры», чтобы с самого начала исключить интерпретацию, приемлемую для ее сторонников: что это вопрос чего-то вроде культуры, спонтанно возникающей из самих масс, современной формы популярного искусства
медиа-культура развитого капитализма обычно создает новые «стили жизни», чтобы стимулировать потребление новых товаров:
Разнообразие более эффективно присутствует в СМИ, чем раньше, но это не очевидный или однозначный выигрыш. К концу 1950-х годов гомогенизация сознания стала контрпродуктивной для целей экспансии капитала; должны были возникнуть новые потребности в новых товарах, и это потребовало повторного введения минимального негатива, который ранее был устранен. Культ нового, который был прерогативой искусства на протяжении всей модернистской эпохи в период послевоенного объединения и стабилизации, вернулся к капитальной экспансии, из которой он первоначально возник. Но эта негативность не шокирует и не освобождает, поскольку не предвещает трансформации фундаментальных структур повседневной жизни. Напротив, посредством культурной индустрии капитал кооптировал динамику отрицания как диахронически в своем беспокойном производстве новых и «разных» товаров, так и синхронно в продвижении альтернативных «стилей жизни».