Идеализм

редактировать
Философский взгляд

Платон в Афинская школа, автор Рафаэль

В философии, идеализм - это разнородная группа метафизических взглядов, которые все утверждают, что «реальность » в некотором роде неотличима или неразделима из человека восприятия и / или понимания, что он в некотором смысле сформирован ментально или иным образом соединяет с идеями. В современной науке традиционных идеалистических взглядов обычно делятся на две группы. Субъективный идеализм берет за отправную точку, что объекты существуют только в той степени, в которой они кем-то воспринимаются. Объективный идеализм постулирует существование объективного сознания, которое существовало раньше, в некотором смысле, независимо от человеческого разума, тем самым вызывая существование объектов независимо от человеческого разума. В период раннего Нового времени Джорджа Беркли считали парадигматическим идеалистом, поскольку он часто утверждал, что сущность объектов должна быть воспринята. Напротив, Иммануил Кант, пионер современной идеалистической мысли, считал, что его версия идеализма «не касается существования вещей», а утверждает только то, что наши «способы представления» их, прежде всего пространство и время - это не «Определения, которые принадлежат вещам сами по себе», а существенные черты нашего собственного разума. Кант назвал эту позицию «трансцендентальным идеализмом » (или иногда «критическим идеализмом»), считая, что объекты опыта полагаются в своем существовании на разум и что способ, вещи сами по себе находятся вне нашего опыта, нельзя мыслить без применения категорий, которые структурируют весь наш опыт. Однако, поскольку точка зрения Канта утверждает существование некоторых вещей независимо от опыта (а именно, «вещи в себе»), он очень отличается от более традиционного идеализма Беркли.

Эпистемологически идеализм сопровождается скептицизмом относительно возможности познания любой независимой от разума вещи. В его онтологическом обязательствах, идеализм идет дальше, утверждая, что все сущности полагаются в своем существовании на разум. Таким образом, онтологический идеализм отвергает как физикалистские, так и дуалистические взгляды как неспособные приписать онтологический приоритет разуму. В отличие от материализма, идеализм Утверждает примат сознания как источника и предпосылки явлений. Идеализм считает сознание или разум «создание» материального мира - в том смысле, что это необходимое условие для нашего постулирования материального мира - и обеспечивает существующий мир в соответствии с этим принципами. Самые ранние из дошедших до нас аргументов в пользу того, что мир опыта основан на ментальном, берут начало в Индии и Греции. индуистские идеалисты в Индии и греческие неоплатоники привели панентеистические аргументы в пользу всепроникающего сознания как основы или истинной природы реальности. Напротив, школа йогачара, возникшая в рамках махаяны буддизма в Индии в 4 веке н.э., основывала свой идеализм «только разум» в большей степени на феноменологическом анализ личного опыта. Этот поворот к субъективному ожидаемому эмпирикам, таким как Джордж Беркли, который возродил идеализм в Европе 18-го века, используя скептические аргументы против материализма. Начиная с Иммануила Канта, немецких идеалистов, таких как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг и Артур Шопенгауэр доминировал в философии XIX века. Эта традиция, которая подчеркивает ментальный или «идеальный» характер всех явлений, породила идеалистические и субъективистские, осирующиеся от британского идеализма до феноменализма и <156.>экзистенциализм.

феноменология, влиятельное направление философии с начала 20 века, также извлекает уроки идеализма. В своей Бытие и время, Мартин Хайдеггер классно заявляет: «Если термин идеализм сводится к признанию, что бытие никогда не может быть объяснено через существа, но напротив, всегда есть трансцендентный в своем отношении к любому существам, то единственно правильная возможность философской проблематики заключается в идеализме. В этом случае Аристотель был не менее идеалистом, чем Кант. Если идеализм означает «не-вещное», этот идеализм не менее методически наивен, чем самый грубый реализм ». Идеализм как философия подвергся серьезным атакам на Западе на рубеже 20-го века. Наиболее влиятельными критиками как эпистемологического, так и онтологического идеализма были Г. Э. Мур и Бертран Рассел, но его критики также включали новые реалистов. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии, нападки Мура и Рассела были настолько влиятельными, что более чем 100 лет спустя «признание идеалистических тенденций в русскоязычном мире с оговорками». Однако многие аспекты и парадигмы идеализма все же оказали большое влияние на последующую философию.

Содержание

  • 1 Определения
  • 2 Классический идеализм
    • 2.1 Досократическая философия
    • 2.2 Платонизм и неоплатонизм
  • 3 Христианская философия
  • 4 Китайская философия
  • 5 Идеализм в ведической и буддийской мысли
    • 5.1 Индийская философия
    • 5.2 Буддийская философия
  • 6 Субъективный идеализм
  • 7 Трансцендентальный идеализм
  • 8 Объективный идеализм
    • 8.1 Абсолютный идеализм
    • 8.2 Актуальный идеализм
    • 8.3 Плюралистический идеализм
  • 9 Современные идеалисты
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Определения

Идеализм - термин, имеющий несколько связанных значений. Оно происходит через латинскую идею из древнегреческой идеи (ἰδέα) от idein (ἰδεῖν), что означает «видеть». Термин вошел в английский язык в 1743 году. Впервые он был использован в абстрактном метафизическом смысле «верование, что реальность состоит только из идей» Кристианом Вольфом в 1747 году. Термин снова вошел в английский язык в 1747 году. этот абстрактный смысл - к 1796 году.

На обычном языке, как, например, когда мы говорим о политическом идеализме Вудро Вильсона , он обычно предполагает приоритет идеалов, принципов, ценностей, целей важнее конкретного реалий. Считается, что идеалисты представляют мир таким, каким он может быть, в отличие от прагматиков, которые сосредотачиваются на мире таким, какой он есть в настоящее время. Точно так же в искусстве идеализм утверждает воображение и пытается реализовать ментальную концепцию, эталон совершенства, противопоставляемый эстетическому натурализму и реализму. Термин также иногда используется в социологическом смысле, который подчеркивает, как человеческие идеи - убеждения и ценности - формируются идеют общества.

Любая философия, которая придает решающее значение идеальной или духовной сфере в своем объяснении существования, можно назвать «идеалистическим». Метафизический идеализм - это онтологическая доктрина, которая утверждает, что сама реальность бестелесна или эмпирическая по своей сути. Помимо этого, идеалисты расходятся во мнениях относительно того, какие аспекты ментального являются более активными. Платонический идеализм утверждает, что абстракции более важны для реальности, чем вещи, которые мы воспринимаем, в то время как субъективные идеалисты и феноменалисты склонны отдавать предпочтение сенсорному опыту. над абстрактными рассуждениями. Эпистемологический идеализм - это точка зрения, согласно которой реальность можно познать только через идеи, что только психологический опыт может быть постигнут разумом.

Субъективные идеалисты, такие как Джордж Беркли, антиреалисты с точки зрения независимого зрения от разума мира, тогда как трансцендентальные идеалисты вроде Иммануила Канта являются сильными скептиками в отношении такого мира, утверждая гносеологический, а не метафизический идеализм. Таким образом, Кант определяет идеализм как «утверждение, что мы никогда не уверены в том, что наш предполагаемый внешний опыт не является полным воображением». Он утверждал, что, согласно идеализму, «реальность внешних объектов не допускает доказательства. Напротив, однако, реальность объекта нашего внутреннего чувства (меня самого и состояния) ясна непосредственно через сознание ». Однако не все идеалисты ограничивают наше непосредственным субъективным опытом. Объективные идеалисты заявляют о трансэмпирическом мире, но просто отрицают, что этот мир по существу отделен от ментального или онтологически предшествует ему. Таким образом, Платон и Готфрид Лейбниц подтверждают объективную и познаваемую реальность, выходящую за пределы нашего субъективного осознания - отказ от эпистемологического идеализма, - но предполагают, что эта реальность основана на идеальных сущностях, форме метафизического идеализма. Не все метафизические идеалисты с природой идеала; для Платона фундаментальными сущностями были нементальные абстрактные , тогда как для Лейбницы они были прото-мент и конкретными монадами.

. Как правило, трансцендентальные идеалисты, утверждают эпистемологическую идеалистическую сторону, не совершают себя к тому же, что является реальностью в конечном итоге ментальной; объективные идеалисты, подобные Платону, утверждают, что метафизическая основа реальности ментальна или абстрактна, не ограничивая свою эпистемологию обычным опытом; а субъективные идеалисты, такие как Беркли, утверждают как метафизический, так и эпистемологический идеализм.

Классический идеализм

досократическая философия

Идеализм как форма метафизического монизма это сознание, а не материя, является поставщиком всего существа. Он монистический, потому что он утверждает, что существует только тип вещей во вселенной, и идеалист, потому что он считает, что это единственное сознание.

Анаксагор (480 г. до н.э.) учил, что «все вещи» были созданы Ноусом («Разумом»). Он считал, что Разум скрепляет космос и дает людям связь с космосом или путь к божественному.

Платонизм и неоплатонизм

Платоническая теория форм или «идеи» Платона это идеальные формы (например, платоновые тела в геометрии или абстракциях как Доброта и Справедливость), как универсалии, независимо от какого-либо конкретного случая. Арне Грен называет эту доктрину «классическим примером метафизического идеализма как трансцендентного идеализма», в то время как Симона Кляйн называет Платона «самым ранним представителем метафизического объективного идеализма». Тем не менее, Платон считает, что материя реальность, хотя и преходяща и несовершенная, воспринимает наши телом и чувствами и дает существование вечным идеям, которые воспринимаются непосредственно нашей разумной душой. Платон, следовательно, был метафизическим и эпистемологическим дуалистом, мировоззрением, которого современная мысль старался избежать: поэтому Платона может считаться идеалистической в ​​современном смысле.

У неоплатоника Плотина, писал Натаниэль Альфред Болл, «даже появляется, вероятно, впервые в западной философии, идеализм, который имел долгое время было распространено на Востоке даже в то время, потому что оно учило... что душа создала мир, шагнув из вечности во время... ". Эннеад : «Единственное пространство или место в мире - это душа» и «Нельзя предполагать, что время существует вне души». Людвиг Нуар писал: «Впервые в западной философии мы находим идеализм, присущий Плотину».

христианская философия

протестантские богословы придерживались идеалистических взглядов, несмотря на часто основанных на неоплатонизме, несмотря на то, что не рассматривает, знаем ли мы внешние объекты, в отличие от Шопенгауэра и других современных философов. на влияние аристотелевской схоластики с 12 века и более поздний западный теистический идеализм, такой как ид еализм Германа Лотце, предлагает теорию «мировой основы», в которой все вещи находят свое единство: она была широко принята протестантскими теологами. Некоторые современные религиозные движения, например в рамках Движения новой мысли и Церкви Единства, можно сказать, особенно идеалистическую ориентацию. богословие из христианской науки включает в себя форму идеализма: оно учитывает, что все, что действительно существует, - это Бог и Его идеи; путем переориентации (одухотворения) мысли путем переориентации (одухотворения) мысли можно исправить искаженное изображение, которое может быть исправлено.

китайский философия

Ван Янмин, китайский философ-неоконфуцианец из Минской области, чиновник, педагог, каллиграф и генерал, считал, что объекты не существуют полностью отдельно от разума, потому что разум формирует их. Не мир формирует разум, а разум дает разум, поэтому только разум является средством всего разума, обладающим внутренним светом, врожденной моральной добродетелью и пониманием того, что хорошо.

Идеализм в ведической и буддийской мысли

Мудрец Яджнавалкья (возможно, VIII век до н. Э.) - один из первых выразителей идеализма и главная фигура в Брихадараньяке. Упанишады.

Есть течения идеализма во всей индийской философии, древней и современной. Индуистский идеализм часто принимает форму монизма или недуализма, придерживаясь точки зрения, что единое сознание сущностью или величиной феноменальной реальности. и множественность.

буддийский идеализм, с другой стороны, который является более эпистемическим, не метафизическим монизмом, который буддисты считают этерналистским, а, следовательно, не средним путем между крайностями, поддерживаемым Буддой.

Самое старое упоминание об идеализме в ведических текстах находится в Пуруша Сукта из Ригведы. Эта сукта исповедует панентеизм, представляя космическое существо Пурушу как пронизывающее всю вселенную, но и трансцендентное ей. Абсолютный идеализм можно увидеть в Чандогья-упанишад, где такие вещи объективного мира, как пять элементов и субъективный мир, такой как воля, надежда, память и т. Д., Рассматриваются как эманации из Я.

Индийская философия

Идеалистические представления были выдвинуты школами веданты, которые используют Веды, особенно Упанишады, как свои ключевые тексты. Идеализму противостояли дуалисты санкхья, атомисты Вайшешика, логики Ньяя, лингвисты Мимамса и материалисты Чарвака. Существуют различные подшколы Веданты, такие как Адвайта Веданта (недвойственная), Вишиштадвайта и Бхедабхеда Веданта (различие и отсутствие различий).

Все школы Веданты пытаются объяснить природу и взаимосвязь Брахмана (вселенской души или Я) и Атмана (индивидуального я), которые они рассматривают как центральная тема Вед. Одной из первых попыток этой была Брахма-сутры Бадараяны, которая является канонической для всех школ Веданты. Адвайта Веданта - это основная школа Веданты, которая придерживается недвойственной идеалистической метафизики. Согласно мыслителям Адвайты, таким как Ади Шанкара (788–820) и его современник Манана Мишра, Брахман, единое единое сознание или абсолютное осознавание, проявляется как разнообразие мира из-за майи или иллюзия, и поэтому восприятие множественности есть митхйа, заблуждение. Мир и все существа или души в нем не существуют отдельно от Брахмана, вселенского сознания, а кажущаяся независимая душа (джива) идентична Брахману. Эти учения представлены в таких стихах, как брахма сатйам джаган митхйа; дживо брахмаива на апарах (Истинен только Брахман, и этот множественность - заблуждение; индивидуальное «я» неотлично от Брахмана). Другие формы Веданты, такие как Вишиштадвайта из Рамануджи и Бхедабхеда из Бхаскара, не столь радикальны в своей недвойственности, признавая, что есть определенная разница между индивидуальными душами и Брахманом. Двайта школа Веданты от Мадхвачарьи придерживается противоположной точки зрения, согласно которой мир реален и вечен. Он также утверждает, что настоящий атман полностью зависит от независимого брахмана.

Тантрическая традиция кашмирского шиваизма также была классифицирована учеными как форма идеализма. Ключевым мыслителем этой традиции является кашмирский Абхинавагупта (975–1025 гг. Н. Э.).

Современный ведический идеализм защищал влиятельный индийский философ Сарвепалли Радхакришнан в его «Идеалистическом взгляде на жизнь» 1932 года и других работах, которые поддерживают Адвайта-веданта. Суть индуистского идеализма уловлена ​​такими современными писателями, как Шри Нисаргадатта Махарадж, Шри Ауробиндо, П. Р. Саркар и Сохаил Инаятулла.

Буддийская философия

Статуя Васубандху (ип. Сешин), Кофуку-дзи, Нара, Япония.

буддийские взгляды, которые можно назвать сходными с идеализмом, встречаются в Махаяне буддийских текстах, таких как Самдхинирмочана сутра, Ланкаватара-сутра, Дашабхумика сутра и т. Д. Позднее они были расширены индийскими буддийскими философами влиятельной школы Йогачара, такими как Васубандху, Асанга, Дхармакирти и Шантаракшита. Идея йогачара также была продвинута в Китае китайскими философами и переводчиками, такими как Сюаньцзан.

. Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, Йогачара буддизм можно назвать формой идеализма. Как отмечает Саам Триведи: «С одной стороны, такие писатели, как Джей Гарфилд, Джеффри Хопкинс, Пол Уильямс и другие, придерживаются ярлыка идеализма, а с другой стороны - Стефан Анакер, Дэн Люстхаус, Ричард Кинг, Томас Кочумуттом, Алекс Уэйман, Дженис Дин Уиллис и другие утверждали, что Йогачара не идеалист ». Центральным вопросом является то, что буддийские философы, такие как Васубандху, использовали термин виджняпти-матра («только репрезентация» или «только познание») и сформулировали аргументы, опровергающие внешние объекты, которые на самом деле имели в виду.

Работы Васубандху включают опровержение внешних объектов или самого внешнего облика и доказывают, что истинная природа реальности находится за пределами различий между субъектом и объектом. Он рассматривает опыт обычного сознания как заблуждение в восприятии внешнего мира, отдельного от самого себя, и вместо этого утверждает, что все, что существует, есть виджняпти (представление или концептуализация). Следовательно, Васубандху начинает свою Вимшатику со стиха: Все это связано только с сознанием из-за появления несуществующих объектов, точно так же, как человек с оптическим расстройством может увидеть несуществующие сети волос.

Точно так же взгляд буддийского философа Дхармакирти на кажущееся существование внешних объектов резюмирован им в Pramānaṿārttika («Комментарий к логике и эпистемологии»): Познание переживает само себя, и ничего больше. Даже отдельные объекты восприятия по своей природе являются просто самим сознанием.

В то время как некоторые писатели, такие как Джей Гарфилд, считают Васубандху метафизическим идеалистом, другие считают его более близким к эпистемическому идеалисту, подобному Канту,который считает, что наше знание мира - это просто знание наших концепций и представлений о трансцендентном мире. Шон Батлер, отстаивая, что Йогачара представляет собой идеализм, хотя и имеет свой собственный уникальный тип, отмечает сходство категорий Канта и Васан Йогачара, которые являются просто феноменальными инструментами, с помощью которых интерпретирует их разум. нуменальное царство. В отличие от Канта, который считает, что ноумен или вещь в себе непознаваема для нас, Васубандху считает, что конечная реальность познаваема, но только через неконцептуальное йогическое восприятие высококвалифицированным медитативным умом.

Писатели Дэн Люстхаус, считающий, что Йогачара не является метафизическим идеализмом, указывает, например, что мыслители Йогачара не нравится сосредотачивались на сознании, чтобы утверждать его как онтологически реальное, а просто для анализа того, как наши переживания и, следовательно, наши страдания. Как отмечает Люстхаус: «Ни один индийский текст Йогачара никогда не утверждает, что мир создан разумом. Они действительно утверждают, что мы ошибочно принимаем наши спроецированные интерпретации мира за сам мир, то есть мы принимаем наши собственные ментальные конструкции за мир. "Люстхаус отмечает, что есть сходство с западными эпологическими идеалистами, такими как системы эпистемологического идеализма, чтобы Йогачару можно было рассматривать как форму эпистемологического идеализма. Он также отмечает ключевые особенности, такие как концепции кармы и нирваны.

Точно так же Томас Кочумуттом рассматривает йогачару как объяснение опыта, а не систему онтологии »и Стефан Анакер рассматривает философию философии. между эпистемическим идеализмом и йогачарой. Васубандху как форму психологии и главным образом терапевтическое предприятие.

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм (также известный как имматериализм ) наличие между опытом и миром, в которых объекты являются не более чем коллекциями или связками чувственных данных в воспринимающем. Среди сторонников - Беркли, епископ Клойнский, англо-ирландский философ, выдвинувший теорию, которую он назвал «имматериализмом », позже названный «субъективным идеализмом», утверждая, что люди могут знать только ощущения и идеи объектов напрямую., а не абстракции, такие как «материя», и что идеи также зависят от того, что они воспринимаются в самом их существовании - esse est percipi; «Быть ​​- значит быть воспринятым».

Артур Кольер опубликовал аналогичные утверждения, хотя, похоже, между двумя современными писателями не было влияния. Единственная познаваемая реальность - это представленное изображение внешнего объекта. Материя как причина этого образа немыслима и поэтому для нас ничто. Внешний мир как абсолютная материя, не имеющая отношения к наблюдателю, для нас не существует. Вселенная не может существовать такой, какой она кажется, если нет воспринимающего ума. На Кольера оказало влияние «Очерк теории идеального или понятного мира» кембриджского платоника Джона Норриса (1701).

Популярная книга Бертрана Рассела Проблемы философии подчеркивает тавтологическую службу Беркли для продвижения идеализма;

«Если мы говорим, что известные вещи должны быть в уме, мы либо чрезмерно ограничиваем способность разума познавать, либо простую тавтологию. Мы произносим простую тавтологию, если мы подразумеваем под «в уме» "то же самое, что и" перед умом ", т.е. если мы имеем в виду просто быть постигнутым умом., что то, что в этом смысле находится в уме, тем не менее может быть не ментальным таким образом, когда мы осознаем природу знания, аргумент Беркли оказывается неверным как по существу, так и по форме, и его основание, что «идеи» - т. Е. Воспринимаемые объекты - должны быть ментальными, не имеют силы. таким образом, его доводы в идеализма могут быть отклонены ».

австралийский философ Дэвид Стоув Он утверждал, что он утверждал на том, что он назвал «худший аргумент в мире». Стоув утверждает, что Беркли пытался вывести нетавтологический вывод из тавтологических рассуждений. не очевидна, и это происходит потому, что одна посылка неоднозначна между величиной, которое тавтологически, и другим, которое, как утверждает Стоув, логически эквивалентно. к заключению.

Алан Масгрейв утверждает, что концептуальные идеалисты смешивают свои ошибки с путаницей в использовании / упоминании;

Санта-Клаус, человек не существует.
«Санта-Клаус», имя / концепция / сказка существует, потому что взрослые говорят детям об этом каждое Рождество (различие выделяется кавычками при упоминании только к имени, а не к объекту)

и распространению дефисных сущностей, таких как «вещь в себе» (Иммануил Кант), «вещи как взаимодействующие нами» (Артур Файн ), «таблица здравого смысла» и «таблица физики» (Артур Эддингтон ), которые, по мнению Масгрейва, являются «предупреждающими знаками» для концептуального идеализма, потому что они увеличивают различные способы познания мира. Этот аргумент не принимает во внимание вопросы, относящиеся к герменевтике, особенно на фоне аналитической философии. Масгрейв раскритиковал Ричарда Рорти и постмодернистскую философию в целом за путаницу в использовании и упоминании.

А. А. Люс и Джон Фостер - другие субъективисты. Люс в своей книге «Смысл без материи» (1954) обновить Беркли, модернизируя его словарный запас и формулируемые проблемы, с которым он столкнулся, в современный терминах, а также рассматривает библейское объяснение материи и психологию восприятия и природы. В книге Фостера «Аргументы в пользу идеализма» утверждается, что физический мир является созданием естественных, нелогических ограничений человеческого чувственного опыта. Последняя защита Фостером своих взглядов (феноменический идеализм ) защитник в его книге «Мир нас: аргументы в пользу феноменалистического идеализма».

Пол Брантон, британский философ, мистик, путешественник и гуру, учил типу идеализма под названием «ментализм », подобному тому из епископа Беркли, предлагая главный образ мира, проецируется или проявляется мировым разумом и бесконечным числом участвующих индивидуальных умов. Дерево не перестает существовать, если его никто не видит, потому что мировой разум проецирует идею дерева на все умы

Джон Сёрл, критикуя некоторые версии идеализма, резюмирует два важных аргумента в пользу субъективного идеализма. Первый основан на нашем восприятии реальности:

(1) Все, к чему мы имеем доступ в восприятии, - это содержание нашего собственного опыта и
(2) Единственная эпистемологическая основа для утверждений о внешнем - это наше восприятие. переживает

поэтому;

(3) Единственная реальность, которую мы можем осмысленно говорить, - это реальность восприятия

Соглашаясь с (2), Сирл утверждает, что (1) ложно, и указывает, что (3) не следует из (1)) и (2). Второй аргумент выглядит следующим образом;

Установка: любое когнитивное состояние как часть набора когнитивных состояний и внутри когнитивной системы.
Вывод 1: невозможно выйти за пределы всех когнитивных состояний и систем, чтобы исследовать отношения между ними и реальностью, которую они познают.
Вывод 2: не существует познания какой-либо реальности, существующей независимо от познания.

Сирл утверждает, что вывод 2 не следует из предпосылок.

Эпистемологический идеализм - это субъективистская позиция в эпистемологии, согласно которой все, что известно об объекте, существует только в его сознании. Среди сторонников - Бранд Бланшард.

Трансцендентальный идеализм

Трансцендентальный идеализм, основанный Иммануилом Кантом в восемнадцатом веке, утверждает, что разум формирует мир, который мы воспринимаем, в форме пространства-времени.

... если я удалю мыслящего субъекта, весь материальный мир должен немедленно исчезнуть, потому что это не что такое, как феноменальное проявление в чувствительности как субъекта, а также способ или вид репрезентации.

Критика чистого разума A383

Второе издание (1787 г.) содержало опровержение идеализма, чтобы отличить его трансцендентальный идеализм от скептического идеализма Декарта и антиреалистической направленности Беркли. Субъективный идеализм. Раздел «Паралогизмы чистого разума» - это неявная критика идеализма Декарта. Кант говорит, что невозможно вывести «Я» как объект (cogito ergo sum Декарта) исключительно из «спонтанности мысли». Кант сосредоточился на идеях, почерпнутых британских философов, таких как Локк, Беркли и Юм, но отличный трансцендентальный или критический идеализм от других разновидностей;

Изречение всех истинных идеалистов, от элейской школы до епископа Беркли, содержится в этой формуле: «Все знания через чувства и опыт есть не что по качеству, как чистая иллюзия, и только в идеях чистого понимания и разума есть истина ». Принцип, который повсюду доминирует и определяет мой [трансцендентный] идеализм, напротив: «Всякое познание вещей просто из чистого понимания или чистого разума есть не что тип, как чистая иллюзия, и только в опыте есть истина».

Пролегомены, 374

Кант проводит различие между вещами, какими они кажутся наблюдателем, и вещами в себе, «то есть вещами, рассматриваемыми безотносительно того, могут ли они быть даны нам и как». Мы не можем приблизиться к ноумену, «вещи в себе» (немецкий : Ding an sich) без нашего собственного ментального мира. Он добавил, что ум - это не чистый лист, tabula rasa, а, скорее, снабжен категориями для организации наших чувственных впечатлений.

В первом томе своей книги Парерга и Паралипомен Шопенгауэр написал свой «Очерк истории доктрины идеального и реального ». Образы в нашей голове - вот что составляет идеал нашего собственного разуму, что мы ограничены нашим собственным сознанием, составляющие субъективное знание..Появляющийся мир - это только представление или мысленная картина объектов. Все объекты, внешние по отношению к уму, познаются косвенно через посредничество нашего разума концепции <. 32>«идеального» как «идеального» или «существующего в сознании как образ».

[T] rue философия должна быть идеалистической любой ценой; на самом деле, это быть так, просто чтобы быть честным. достоверного, чем то, что никто не выходил из с ебя, чтобы немедленно отождествить себя с вещами, отличными от него; но все, о чем он имеет достоверное, достоверное и, следовательно, непосредственное знание, находится в его сознании. Следовательно, вне этого сознания не может быть непосредственной уверенности... Никогда не может быть существования, которое является объективным абсолютно и само по себе; такое существование действительно немыслимо. Ведь цель как таковая всегда и по существу существует в сознании субъекта; следовательно, это представление субъекта, и, следовательно, обусловлено субъектом и, более того, формами представления субъекта, которые принадлежат субъекту, а не объекту.

Мир как воля и представление, Vol. II, гл. 1

Шарль Бернар Ренувье был первым французом после Николя Мальбранша, сформулировавшим полную идеалистическую систему, и оказал огромное влияние на развитие французской мысли. Его система основана на системе Иммануила Канта, как указывает выбранный им термин «неокритицизм»; но это скорее трансформация, чем продолжение кантианства.

Фридрих Ницше утверждал, что Кант придерживается агностической тавтологии и не предлагает удовлетворительного ответа относительно источника философского права на те или иные метафизические утверждения; он высмеивает свою гордость за то, что он взялся за «самую трудную вещь, которую когда-либо можно было предпринять в интересах метафизики». Знаменитая «вещь в себе» называлась продуктом философской привычки, которая стремится ввести грамматический предмет: потому что везде, где есть познание, должна быть вещь, которую познают, и якобы она должна быть добавлена ​​к онтологии как существо. (тогда как для Ницше можно предположить только мир как постоянно меняющуюся внешность). Тем не менее, он атакует идеализм Шопенгауэра и Декарта с помощью аргументов, аналогичных критике последнего Кантом (см. Выше).

Объективный идеализм

Объективный идеализм утверждает, что реальность переживания объединяет и выходит за пределы реальности переживаемого объекта и ума наблюдателя. Сторонники: Томас Хилл Грин, Джозайя Ройс, Бенедетто Кроче и Чарльз Сандерс Пирс.

Абсолютный идеализм

Шеллинг (1775 г.) –1854) утверждал, что «Я» Фихте нуждается в Не-Я, потому что нет субъекта без объекта, и наоборот. Так что нет разницы между субъективным и объективным, то есть идеальным и реальным. Это «абсолютная идентичность » Шеллинга: идеи или мысленные образы в уме идентичны протяженным объектам, которые являются внешними по отношению к разуму.

Абсолютный идеализм - это Г. Рассказ В. Ф. Гегеля о том, что существование постижимо как всеобъемлющее целое. Гегель называл свою философию «абсолютным» идеализмом в отличие от «субъективного идеализма» Беркли и «трансцендентального идеализма» Канта и Фихте, которые не были основаны на критике конечного и диалектической философии истории, как идеализм Гегеля. Использование разума и интеллекта позволяет философу познать предельную историческую реальность, феноменологическую конституцию самоопределения, диалектическое развитие самосознания и личности в области истории.

В своей «Науке логики» (1812–1814) Гегель утверждает, что конечные качества не полностью «реальности», потому что они зависят от других конечных качеств, определяющих их. С другой стороны, качественная бесконечность была бы более самоопределяющейся и, следовательно, более реальной. Точно так же конечные естественные «реальности» - чем духовные вещи, такие как морально ответственные люди, этические сообщества и Бог. Таким образом, любая доктрина, такая как материализм, утверждает, что конечные качества или природные объекты полностью реальны, ошибочна.

Гегель определенно намерен сохранить то, что он считает истинным в немецком отношении идеализма, в частности, утверждение Канта о том, что этот разум может выходить за пределы конечных наклонностей и действительно выходит. По Гегелю, должно быть некое тождество мысли и бытия, чтобы «субъект» (любой человек-наблюдатель) мог вообще любой наблюдаемый «объект» (любую внешнюю сущность, возможно, даже другого человека). Согласно гегелевской концепции «идентичности субъект-объект», субъект и объект имеют (эрзац Гегеля, переопределенный несверхъестественный «Бог») в качестве концептуальной (а не метафизической) внутренней реальности - и в этом смысле идентичны. Но до тех пор, пока не произойдет «самореализация» Духа и Дух не перейдет от статуса Духа к статусу Абсолютного Духа, субъект (человеческий разум) ошибочно думает, что каждый «объект», он наблюдает, является чем-то «чуждым», то есть чем-то Принцип от «субъекта». По словам Гегеля, «объект ему открывается [« субъекту »] [как] чем-то чуждым, и он не узнает себя». Самореализация происходит, когда Гегель (часть несверхъестественного Разума, который является коллективным разумом всех людей) происходит на сцене и понимает, что каждый «объект» - это он сам, потому что и субъект, и объект по сути Духом. Когда происходит самореализация и Дух становится Абсолютным Духом, «конечное» (человек, человек) становится «бесконечным» («Бог», божественное), заменяя воображаемого или «мыслящего картинками» сверхъестественного Бога теизма : человек становится Богом. Такер формулирует это так: «Гегельянство... это религия самопоклонения, основная тема которой дана ве Гегеля человека, который стремится быть самим Богом, который требует« чего-то большего, а именно бесконечности »». Картина Гегеля. представляет собой «картину самовосхваления человечества, компульсивно стремящегося и в конце концов, успешно подняться до божественного».

Кьеркегор подвергся критике идеалистической философии Гегеля в некоторых из его работ, в частности, его притязания на всеобъемлющую систему это могло объяснить всю реальность. Когда Гегель утверждает, что окончательное понимание структуры мира - это понимание логической структуры разума Бога, Кьеркегор утверждает, что для Бога реальность может быть системой, но не может быть таковой для любой личности, потому что и реальность, и люди неполны, и все философские системы предполагают завершенность. Для Гегеля логическая система возможна, но экзистенциальная система - нет: «Что рационально, то актуально, а то, что актуально, рационально». Абсолютный идеализм Гегеля стирает различие между существованием и мыслью: смертная природа накладывает ограничения на понимание реальности;

Так называемые системы часто характеризовались и оспаривались, утверждая, что они отменяют различие между добром и злом и уничтожают свободу. Каждая такая система фантастического изображения выражается так же определенно.... Быть индивидуальным человеком - это вещь, которая была упразднена, и каждый умозрительный философ путает себя с человечеством в целом; посредством чего он становится чем-то бесконечно великим, и в то же время совсем ничем.

Основная проблема Гегелевской Феноменологии Духа (1807 г.) и философии Духа, которую он излагает в своей Энциклопедии философских наук (1817–1817 гг.) 1830) - это взаимосвязь между отдельными людьми, которую он понимает как «взаимное признание». Климакус подразумевает под вышеупомянутым утверждением, что лучшим решением было бы подчинить свою индивидуальность обычное государство, отождествляя добро и зло с учетом господствующейжуазной морали. Индивидуальная человеческая воля на высшем уровне развития государства должна должным образом совпадать с волей государства. Климакус отвергает гегелевское подавление индивидуальности, возможность создания действующих правил или системы в обществе, которые могли бы адекватно описать существование любого отдельного человека. Подчинение своей воли государству отрицает личную свободу, выбор и ответственность.

Вдобавок Гегель верит, что мы можем знать разума Бога или конечную реальность. Гегель соглашается с Кьеркегором в том, что и реальность, и люди неполны, поскольку мы находимся во времени, а реальность развивается во времени. Но отношение между временем и вечностью находится вне времени, и это «логическая структура», которую, как считает Гегель, мы можем знать. Кьеркегор оспаривает это утверждение, поскольку оно устраняет четкое различие между онтологией и эпистемологией. Существование и мысль не тождественны, и думать о существовании существования. Мысль всегда является формой абстракции, и поэтому не только чистое существование мыслить, но и все формы немыслимы; мысль зависит от языка, просто абстрагируется от опыта, тем самым отделяя нас от живого опыта и живой сущности всех существ. Кроме того, поскольку мы можем знать или понимать что-либо универсальное или бесконечное, например, Бога, поэтому мы не можем знать, что Бог существует, поскольку то, что выходит за пределы времени, выходит за пределы человеческого понимания.

Брэдли видел реальность как монистическое целое, воспринимаемое через «чувство», состояние, в котором нет различия между восприятием и воспринимаемой вещью. Как и Беркли, Брэдли думал, что о существовании ничего нельзя знать, если об этом не познает разум.

Поразмыслив, мы понимаем, что для того, чтобы быть реальным или даже существовать, мы должны подпадать под разум... Найдите любую часть существования, возьмите все, что можно было бы назвать фактом или в каком-либо смысле утверждать как существующее, а судить, не заключается ли это в чувственном опыте. Попытайтесь найти какой-нибудь смысл, в котором вы все еще можете говорить об этом, когда восприятие и чувства были удалены; или указать на любой фрагмент его материи, любой аспект его материала, который не является производным от этого источника и все еще не связан с ним. Когда эксперимент проводится строго, я сам не могу представить себе ничего, кроме пережитого.

— Ф. Х. Брэдли, «Внешний вид и реальность», глава 14

Брэдли был очевидной целью G.E. Радикальное отрицание идеализма Муром. Мур утверждал, что Брэдли не понимал утверждения о том, что что-то реально. Мы знаем наверняка, благодаря здравому смыслу и дофилософским убеждениям, что некоторые вещи реальны независимо от того, являются ли они объектами мысли или нет, согласно Муру. Статья 1903 года «Опровержение идеализма» - одна из первых демонстраций приверженности Мура анализу. Он исследует каждый из трех терминов в афоризме Беркли esse est percipi, «быть - значит восприниматься», и обнаруживает, что это должно означать, что объект и субъект обязательно связаны, так что «желтый» и «ощущение желтого» идентичны »Означает« быть желтым ». Но также кажется, что существует разница между «желтым» и «ощущением желтого» и «это esse считается percipi только потому, что переживаемое идентично переживанию этого». Это полное не полное опровержение, это было первое сильное заявление аналитической философии против своих идеалистических предшественников или во всяком случае, против идеализма, представленного Беркли.

Актуальный идеализм

Актуальный идеализм - это форма идеализма, разработанная Джованни Джентиле, которая превратилась в «обоснованный» идеализм, противопоставляющий Канту и Гегелю. Идея - разновидность бритвы Оккама; более простые объяснения всегда верны. Актуальный идеализм - это идея о том, что реальность - это непрерывный акт мышления, или по-итальянски pensiero pensante. Любое действие, совершаемое людьми, классифицируется как человеческая мысль, потому что действие было совершено из-за предрасположенности. Он также считает, что мысли - единственная концепция, действительно существует, поскольку реальность существует через акт мышления. Эта идея была взята из статьи Джентиле «Теория разума как чистого действия».

мысли - это действия, любая предполагаемая идея может быть реализована. Эта идея не влияет только на жизнь человека, но и на всех, кто его окружает, что, в свою очередь, влияет на состояние, поскольку люди есть государство. Следовательно, мысли человека человека к государству. Государство - это совокупность многих умов, которые объединились, чтобы изменить страну к лучшему или худшему.

Джентиле теоретизирует, что мысли можно строить только на догадках в пределах определенной реальности; абстрактного мышления не существует. Мысли не могут быть сформированы вне нашей известной реальности, потому что мы - реальность, которая не позволяет себе мыслить внешне. Согласно «Акту мысли чистой мысли», наши действия включают в себя наши мысли, наши мысли восприятие, восприятие через восприятие реальности, таким образом, мы мыслим в нашей созданной реальности.

Настоящий акт мысли - это реальность, но прошлое - не реальность; это история. Причина в том, что прошлое может быть переписано с помощью настоящего знания и перспективы события. Реальность, которая создается в настоящее время, может быть полностью изменена с помощью языка (например, предвзятости (источник, источник, тон)). Ненадежность зарегистрированной недвижимости может исказить исходную концепцию и сделать прошлое замечание недостоверным. Актуальный идеализм рассматривается как либеральная и терпимая доктрина, поскольку он признает, что это существо по-разному изображает реальность, в которых идеи оставались зародышами. Хотя реальность - это плод мысли.

Хотя основная концепция теории известна своим упрощением, ее применение определяется неоднозначным. На многих лет философы интерпретировали его по-разному: Холмс воспринимал это как метафизику мыслительного акта; Бетти как форма герменевтики; Харрис как метафизика демократии; Фогу как модернистская философия истории.

Джованни Джентиле был ключевым сторонником фашизма, которого многие считали «философом фашизма». Философия Джентиле была ключом к недооценке фашизма, как считали многие, кто поддерживал и любил его. Они считали, что если априорный субъект между субъектом верен, то индивидами в обществе нет различия; они все одно. Это означает, что у них равные права, роли и должности. В фашистском государстве подчинение дается одному лидеру, потому что люди как единое целое. По мнению Джентиле, когда отдельные лица находятся под управлением корпорации, можно достичь гораздо большего, чем совокупность автономных индивидуумов.

Плюралистический идеализм

Плюралистический идеализм, такой как Готфрид Лейбниц придерживается точки зрения, что существует множество индивидуальных умений, которые вместе лежат в основе существования существующего мира и делают возможным физическое существование вселенной. В отличие от абсолютного идеализма, плюралистический идеализм не обеспечивает единой предельной ментальной реальности или «Абсолюта». Форма идеализма Лейбница, известная как панпсихизм, рассматривает «монады» как истинные атомы вселенной и как сущности, обладающие восприятием. Монады - это «субстанциальные формы бытия», элементы, подчиняющиеся своим индивидуальным законам, каждая из которых отвечает каждой вселенской. Монады - центры силы, которые являются субстанцией, в то время как пространство, материя и движение феноменальны, а их форма и существование зависят от простых и нематериальных монад. Существует предустановленная гармония Богом, центральной монадой, между миром в умах монад и внешним миром объектов. Космология Лейбница охватывала традиционный христианский теизм. Английский психолог и философ Джеймс Уорд, вдохновленный Лейбницем, также защищал форму плюралистического идеализма. Согласно Уорду, вселенная состоит из «психических монад» разных уровней, взаимодействующих для взаимного самосовершенствования.

Персонализм - это точка зрения, согласно которой разум, лежащий в основе реальности, является разумом людей. Борден Паркер Боун, философ из Бостонского университета, основатель и популяризатор личного идеализма, представил его как субстанциальную реальность людей, единственную реальность, известность, непосредственно в самосознании. Реальность - это общество взаимодействующих людей, зависящих от Верховной Личности Бога. Среди других сторонников - Джордж Холмс Ховисон и Дж. М. Э. МакТаггарт.

Личный идеализм Ховисона другой также называли «калифорнийским персонализмом», чтобы отличить его от «бостонского персонализма», который принадлежал Боуну. Ховисон утверждал, что и безличный, монистический идеализм, материализм, опыту моральной свободы. Отрицать свободу стремиться к истине, лечение «доброй любви» - значит подрывать все серьезные человеческие начинания, включая науку, мораль и философию. Персоналистические идеалисты Борден Паркер Боун и Эдгар С. Брайтман и реалистичные (в некотором смысле этого слова) личный теист Святой Фома Аквинский обращаются к ключевой проблеме, а именно зависимость от бесконечного личного Бога.

Хоуисон в своей книге «Пределы эволюции и другие очерки, иллюстрирующие метафизическую теорию личного идеализма», создал демократическое понятие личного идеализма, которое простиралось вплоть до Бога, который был уже не высшим монархом, а высшим демократом в вечных отношениях с другими вечными личностями. Идеалистический атеизм Дж. М. Э. Мак-Таггарта и апейротеизм Томаса Дэвидсона напоминают личный идеализм Ховисона.

Дж. М. Э. МакТаггарт утверждал, что существуют только умы, и они связаны друг с другом только через любовь. Пространство, время и материальные объекты нереальны. В Нереальность времени он утверждал, что время - это иллюзия, потому что невозможно связное описание событий событий. «Природа существования» (1927) содержала его аргументы о том, что пространство, время и материя не могут быть реальными. В своих исследованиях по гегелевской космологии (Кембридж, 1901, стр. 196) он заявил, что метафизика не имеет отношения к социальному и политическому действию. МакТаггарт «считал, что Гегель ошибался, предполагая, что метафизика может показать, что государство - это больше, чем средство на благо индивидов, составляющих его». Для МакТаггарта «философия может нам очень мало, если вообще может дать нам руководство в действии... Почему гегельянский гражданин должен удивляться тому, что его вера в органическую природу Абсолюта не помогает ему в принятии решения о том, как голосовать? Инженер разумно планировно ожидать, что его вера в то, что вся материя есть дух, должна помочь ему в мостании?

Томас Дэвидсон преподавал философию под названием «апейротеизм », «форму плюралистического идеализма».... в сочетании со строгим этическим ригоризмом ", который он определил как" теорию бесконечного числа богов ", эта теория была обязана плюрализму Аристотеля и его концепциями Души, рациональному, которая не может существовать. отдельно от тела, потому что это не субстанция, а сущность и nous, рациональное мышление, размышление и понимание, хотя он, возможно, рассматривает последнее как вечное и нематериальное по природе, как вечное и нематериальное по природе, как показано в его теоло Ги неподвижных грузчиков. Отождествляя Аристотеля с рациональным мышлением, Дэвидсон утверждал, в отличие от Аристотеля, что точно так же, как душа не может существовать отдельно от тела.

Идеалистические представления прочно закрепились среди физиков начало 20 века столкновение с парадоксами квантовой физики и теории относительности. В Грамматике наука ки, Предисловие ко 2-му изданию, 1900, Карл Пирсон писал: «Есть много признаков того, что здоровый идеализм, несомненно, заменяет, как основу естественной философии, грубый материализм Старых физиков ". Эта книга повлияла на отношение Эйнштейна к важности наблюдателя в научного измерениях. В статье 5 этой книги Пирсон утверждал, что «... наука на самом деле представляет собой классификацию и анализ содержимого разума...» Кроме того, «... область - гораздо это больше сознание чем внешний

Артур Эддингтон, британский астрофизик начала 20 века, написал в своей книге «Природа физического мира», что «вещество мира - это вещество разума»:

мир, конечно, есть нечто более общее, чем наши индивидуальные сознательные умы... Материя разума не распространяется в пространстве и времени; они являются частью циклической схемы, в конечном итоге выведенной из нее... Необходимо постоянно напоминать себе, что все знания о нашей среде, из которой построен мир физики, вошли в форму сообщений, передаваемых по нервам в место сознания... Сознание не определяется резко, но растворяется в подсознании; и помимо этого мы должны постулировать нечто неопределенное, но все же продолжающееся с нашей ментальной природой... Физику-факту трудно принять точку зрения, сог ласно которой субстрат всего имеет ментальный характер. Но никто не может отрицать, что разум - это первая и самая прямая вещь в нашем опыте, а все остальное - лишь отдаленные выводы ».

Британский ученый 20-го века сэр Джеймс Джинс писал, что« Вселенная начинается чтобы выглядеть больше как великая мысль, чем как великая машина »

Ян Барбур в своей книге« Вопросы науки и религии »(1966), стр. 133, цитирует Артура Эддингтона« Природа физического мира »(1928) для текст, утверждающий «Принципы неопределенности Гейзенберга», обеспечивает научную основу для «защиты идеи человеческой свободы», а его «Наука и невидимый мир» (1929) - для поддержки философского идеализма «тезиса о том, что реальность в своей основе ментальна».

Сэр Джеймс Джинс писал: «Поток знаний движется к немеханической реальности; Вселенная начинает больше походить на великую мысль, чем на великую машину. Разум больше не кажется случайным вторжением в царство материи... мы должны скорее приветствовать его как создателя и правителя царства материи ".

Джинс, в интервью, опубликованном в The Observer (Лондон), когда его спросили: «Вы верите, что жизнь на этой планете - результат какой-то аварии, или вы верите, что это часть какого-то великого замысла?» - ответил:

Я склоняюсь к идеалистической теории о том, что сознание является фундаментальным и что материальная вселенная является производным от сознания, а не сознания от материальной вселенной... В общем, вселенная кажется мне ближе к великой мысли, чем к великой вселенной. Мне кажется, что каждое индивидуальное сознание следует сравнивать с клеткой мозга во вселенском разуме.

Обращаясь к Британской ассоциации в 1934 году, Джинс сказал:

То, что осталось, в любом случае сильно отличается от чистокровной материи и запретного материализма он викторианский ученый. Доказано, что его объективная и материальная вселенная состоит не более чем из построений нашего собственного разума. Таким образом, современная физика продвинулась в направлении философского идеализма. Разум и материя, если не доказано, что их природа одинакова, по крайней мере, обнаруживаются как составляющие одной единой системы. Больше нет места для того вида дуализма, который п реследовал философию со времен Декарта.

В «Вселенной вокруг нас» Джинс пишет:

Конечная картина, размеры которой являются определенными количество места и определенное количество времени; протоны и электроны - это полосы краски, определяющие картину на ее пространственно-временном фоне. Путешествие как можно дальше назад во времени подводит нас не к созданию картины, а к ее краю; создание картины лежит за пределами картины настолько же, насколько художник вне своего холста. С этой точки зрения обсуждение сотворения Вселенной с точки зрения времени и пространства похоже на попытку открыть для себя художника и действие живописи, подходя к краю холста. Это очень приближает нас к тем философским системам, которые рассматривают Вселенную как мысль в уме ее Создателя, тем самым сводя все обсуждения материального творения к тщетности.

Химик написал книгу «Разум пришел первым» (1975), в которой он утверждал, что сознание является фактом природы и что космос основан на разуме и интеллекте и пронизан им.

Бернар д'Эспанья, французский физик-теоретик, наиболее известный своими работами о природе реальности, написал статья под названием «Квантовая теория и реальность». Согласно статье:

Доктрина о том, что мир состоит из объектов, существование которых не зависит от человеческого сознания, оказывается в противоречии с квантовой механикой и фактами, установленными экспериментально.

В Guardian в статье, озаглавленной «Квантовая странность: то, что мы называем« реальностью », есть просто состояние разума», д'Эспанья писал:

Я считаю, что то, что квантовая механика говорит нам, по меньшей мере удивительно. Это говорит нам о том, что основные компоненты объектов - частицы, электроны, кварки и т. Д. - нельзя рассматривать как «самосуществующие».

Далее он пишет, что его исследования в квантовой физике привели к он пришел к выводу, что существует «абсолютная реальность», которая не встроена в пространство или время.

Современные идеалисты

В современной западной философии разума работают различные философы, которые недавно защищали идеалистическая позиция. К ним относятся:

См. Также

  • Философский портал

Примечания

Ссылки

  • Критика чистого разума Иммануила Канта с историческим введением Людвига Нуаре, доступная по адресу [2]
  • Кьеркегор, Сорен. Заключительный ненаучный постскриптум, Princeton, ISBN 978-0-691-02081-5
  • Neujahr, Philip J., Kant's Idealism, Mercer University Press, 1995 ISBN 0-86554-476-X
  • Уоттс, Майкл. Киркегор, Oneworld, ISBN 978-1-85168-317-8
  • Нисаргадатта Махарадж (1973), I Am That (Chetana Publishing, Мумбаи, Индия), ISBN 81-85300-53-4 (мягкая обложка).
  • Прабхат Райнджан Саркар (1984), Человеческое общество. Тт. I и II. (Ananda Marga Publications, Калькутта, Индия).
  • Шри Ауробиндо (1984), The Life Divine, (Lotus Press, Twin Lakes, Wisconsin, США) ISBN 0-941524-61-2.
  • Сурендранат Дасгупта (1969), Индийский идеализм (Cambridge University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), ISBN 0-521-09194-2
  • Фритьоф Капра (2002), Дао физики : исследование параллелей между современной физикой и восточным мистицизмом (Shambhala Publications из Беркли, Калифорния, США), ISBN 1-57062-519-0.
  • Сохаил Инаятулла (2001), Понимание PR Саркар: Индийская эпистема, макроистория и трансформирующее знание, (Лейден, Brill Publishers ) ISBN 90-04-12193-5.

Дополнительная литература

  • Идеалистический аргумент Густава Уоттса Каннингема in Recent British and American Philosophy Books For Libraries Press, 1967
  • Хью Джозеф Таллон Концепция «я» в британском и американском идеализме Католический университет Амер ica Press, 1939
  • Дж еральд Томас Баскфилд Идея Бога в британском и американском личном идеализме Католический университет Америки, 1933
  • Вергилиус Туре Ансельм Ферм История философских систем Литтлфилд Адамс, 1968 ISBN 0-8226-0130-3

Внешние ссылки

Найдите идеализм в Викисловаре, бесплатном словаре.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с идеализмом.
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:28:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте