Идеальный тип

редактировать

Идеальный тип (немецкий : Idealtypus), также известный как чистый тип, это типологический термин, наиболее тесно связанный с социологом Максом Вебером (1864–1920). Для Вебера поведение социальных наук зависит от построения абстрактных гипотетических концепций. Таким образом, «идеальный тип» является субъективным элементом социальной теории и исследований и одним из субъективных элементов, отличающих социологию от естествознания.

Содержание
  • 1 Значение
  • 2 Научное восприятие
  • 3 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Значение

Идеальный тип формируется из характеристик и элементов данного явления, но это не предназначено для соответствия всем характеристикам какого-либо одного конкретного случая. Он не предназначен для ссылки на совершенные вещи, моральные идеалы или средние статистические данные, а скорее для того, чтобы подчеркнуть определенные элементы, общие для большинства случаев данного явления. Также важно обратить внимание на то, что, используя слово «идеальный», Макс Вебер обращается к миру идей (нем. : Gedankenbilder, «мысленные образы»), а не к совершенству; эти «идеальные типы» представляют собой идеи-конструкты, помогающие упорядочить кажущийся хаос социальной реальности.

Сам Вебер писал: «Идеальный тип формируется односторонним акцентом на одной или нескольких точках зрения и синтезом множества рассеянных, дискретных, более или менее присутствующих, а иногда и отсутствующих конкретных индивидов. явления, которые организованы в соответствии с этими односторонне подчеркнутыми точками зрения в единую аналитическую конструкцию... "Это полезный инструмент для сравнительной социологии при анализе социальной или экономической явления, имеющие преимущества перед очень общей абстрактной идеей и конкретным историческим примером. Его можно использовать для анализа как общего, надисторического явления, такого как капитализм, так и исторически уникальных явлений, таких как анализ Вебера протестантской этики.

Чтобы попытаться понять конкретное явление, нужно не только описывать действия его участников, но и «интерпретировать» их. Но интерпретация создает проблему для исследователя, который должен попытаться классифицировать поведение как принадлежащее к некоему предшествующему «идеальному типу». Вебер описал четыре категории «идеальных типов» поведения: цвекрациональный (цель-рациональность), веррациональный (ценностно-рациональный), аффектный (эмоционально-рациональный) и традиционный (обычай, бессознательная привычка).

Вебер, который остро осознает вымышленную природу «идеального типа», поэтому заявляет, что он никогда не пытается заявить о своей достоверности с точки зрения воспроизведения или соответствия социальной реальности. Его достоверность может быть подтверждена только с точки зрения адекватности, которую сторонники позитивизма слишком удобно игнорируют. Это, однако, не означает, что объективность, как бы она ни была ограничена, может быть достигнута путем «сопоставления различных оценок друг с другом и достижения компромисса между ними, подобного государственному деятелю», который часто предлагается в качестве решения теми, кто разделяет Методологический перспективизм Вебера. Такая практика, которую Вебер называет «синкретизмом», не только невозможна, но и неэтична, поскольку позволяет избежать «практического долга отстаивать наши собственные идеалы» [Weber 1904/1949, p. 58].

Восприятие ученых

Обычно утверждается, что идеализация играет ключевую роль в методологии других социальных наук, особенно экономики. Например, homo economicus является результатом последовательного процесса абстракции -идеализации. Одна из фундаментальных аксиом неоклассической экономики, закон убывающей предельной полезности, вытекает из выделения закона Вебера-Фехнера в психофизике, который подчеркивает, что рост субъективно воспринимаемой интенсивности повторяющихся стимулов с теми же физическими интенсивность всегда уменьшается. Тот же закон возникает в законе убывающей предельной отдачи. Homo economicus, как полагают неоклассики, - это идеализированное абстрактное существо, которое можно охарактеризовать намерением обмениваться и единственная задача которого - принимать экономические решения. Для человека экономического не существует времени, социальной и природной среды, он не имеет возраста, у него нет прихотей, и его решения не зависят от случайных эффектов (социальной) среды. Таким образом, его поведение отражает лишь объективные и последовательно превалирующие экономические законы, установленные формальной рациональностью. В конце концов, гуманитарные (и социальные) науки, как и естественные науки, т. Е. Абстрагируясь от всего субъективного, ограничивали себя формулировкой только объективных истин. Однако концептуальная рутина неоклассической экономики отличается от подлинного подхода Макса Вебера тем, что неоклассики сосредоточились именно на поиске и выводе экономических законов (в соответствии с усилиями естественных наук), в то время как идеальные типы Веберовская социология только поддерживала интерпретативное понимание прошлых событий без ссылок на причинные законы. Даже если метод и стратегия создания идеально-типичных концепций являются общими, в конечном итоге это две противоположные научные программы. Вебер предлагает отличное описание и руководство пользователя техники абстракции и идеализации, которая также напрямую применима к стратегии концептуализации основной экономической теории, которая находится на совершенно другом пути со своими законотворческими усилиями.

Критика

К критикам идеального типа относятся сторонники теории нормального типа. Некоторые социологи утверждают, что идеальный тип имеет тенденцию сосредотачиваться на экстремальных явлениях и упускать из виду связи между ними, и что трудно показать, как типы и их элементы вписываются в теорию тотальной социальной системы.

См. Также
  • значок Общественный портал
Ссылки
Дополнительная литература
  • Павел Залески «Идеальные типы в социологии религии Макса Вебера: некоторые теоретические идеи для изучения религиозной сферы», Польский социологический обзор № 3 (171), 2010. [1]
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:28:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте