Вернер Зомбарт | |
---|---|
Зомбарт | |
Родился | ( 1863-01-19) 19 января 1863. Эрмслебен, Королевство Пруссия |
Умер | 18 мая 1941 (1941-05-18) (78 лет). Берлин, Германия |
Национальность | Немец |
Известен как | Создание термина «поздний капитализм " |
Научная карьера | |
Области | Экономика, социология, история |
Учреждения | Университет Бреслау, Handelshochschule Berlin, Университет Фридриха Вильгельма |
Докторский советник | Густав фон Шмоллер. Адольф Вагнер |
Докторанты | Василий Леонтьев. Ричард Левенталь |
Влияния | Макс Вебер, Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд, Фридрих Ницше, Карл Маркс |
Под влиянием | Карл Поланьи, Йозеф Шумпетер |
Вернер Зомбарт ( ; Немецкий: ; 19 января 1863 г. - 18 мая 1941 г.) был немецким экономистом и социологом, руководителем «Самой молодой исторической школы » и одним ведущих социологов континентальной Европы в первой четверти 20 века. Ему принадлежит термин поздний капитализм. Концепция созидательного разрушения, связанная с капитализмом, также является его монетой. Его выдающимся произведением был «Современный капитализм». Он был опубликован в трех томах с 1902 по 1927 год. В «Капитализме» он описал четыре стадии в развитии капитализма от его самого раннего этапа, когда он развился из феодализма, который он назвал протокапитализмом, до раннего, высокого и, наконец, позднего капитализма. Spätkapitalismus - в период после Первой мировой войны.
Вернер Зомбарт родился в Эрмслебене, Гарц, в семье богатого либерального политика, промышленника и владельца поместья Антона Людвига. Зомбарт. Он изучал право и экономику в университетах Пизы, Берлина и Рима. В 1888 году он получил степень доктора философии в Берлине под руководством Густава фон Шмоллера и Адольфа Вагнера, тогда наиболее выдающихся немецких экономистов.
Как экономист и особенно как общественный деятель, Зомбарт тогда считался радикально левым, и поэтому получил только - после некоторой практической работы в качестве главного юриста Бремена Торгово-промышленная палата - младшая профессура в Уединенном университете Бреслау. Хотя факультеты таких выдающихся университетов, как Гейдельберг и Фрайбург призвали его занять кафедру, соответствующие правительства всегда наложили вето на это. Зомбарт в то время был важным марксистом, человеком, который использовал и интерпретировал Карла Маркса - до такой степени, что Фридрих Энгельс сказал, что он был единственным немецким профессором кто понял Das Kapital. Зомбарт называл себя «убежденным марксистом », но позже писал, что «в конце концов пришлось признать, что Маркс допустил ошибки во многих важных вопросах».
Как один из Немецкие ученые, занимающиеся современной социальной политикой, Зомбарт также присоединился к Verein für Socialpolitik (Ассоциация социальной политики) около 1888 года вместе со своим другом и коллегой Максом Вебером. Тогда это была новая профессиональная ассоциация немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики в первую очередь в поиске решений социальных проблем эпохи и первыми начали крупномасштабные статистические исследования экономических проблем.
Зомбарт не был первым социологом, посвятившим целую книгу концепции социального движения, как он это сделал в своей книге Sozialismus und soziale Bewegung, опубликованной в 1896 году. понимание социальных движений было вдохновлено Марксом и книгой о социальных движениях Лоренца фон Штейна. По его мнению, растущее рабочее движение было результатом внутренних противоречий капитализма. пролетарская ситуация породила «любовь к массам», которая, вместе с тенденцией «к коммунистическому образу жизни» в общественном производстве, была главной чертой общественного движения
<48.>Magnum opus Зомбарта, Der moderne Kapitalismus (Historisch-systematische Darstellung des gesamteuropäischen Wirtschaftslebens von seinen Anfängen bis zur Gegenwart) представляет собой систематическую историю экономики и экономического развития на протяжении веков и в значительной степени является трудом Исторической школы. Развитие капитализма делится на три этапа. Первый том Der moderne Kapitalismus, опубликованный в 1902 году, посвящен протокапитализму, истокам и переходу к капитализму от феодального общества и периоду, который он назвал ранним капитализмом - Frühkapitalismus - который закончился до промышленная революция. Во втором томе, который он опубликовал в 1916 году, он описал период, начавшийся c. 1760 г., как высокий капитализм —Hochkapitalismus. Последняя книга, опубликованная в 1927 году, посвящена заболеваниям ХХ века. Он назвал этот этап поздним капитализмом - Spätkapitalismus, который начался с Первой мировой войны. Три тома были разделены на полутомники, всего шесть книг.Хотя позже его много пренебрегали неоклассическими экономистами и много критиковали по конкретным вопросам, Der moderne Kapitalismus до сих пор остается стандартной работой с важными ответвлениями, например, для Анналов. школа (Фернан Бродель ). Его работа подверглась критике со стороны Розы Люксембург, которая приписала ему «явное намерение вбить клин между профсоюзами и социал-демократией в Германии и склонить профсоюзы на позицию буржуазии».
В 1903 году Зомбарт принял должность младшего редактора Архивов социальных наук и социального обеспечения, где он работал со своими коллегами Эдгаром Джаффе и Максом Вебером.
В В 1906 году Зомбарт принял призыв стать профессором Берлинской школы торговли, учебного заведения ниже Бреслау, но более близкого к политическому «действию», чем Бреслау. Здесь, среди прочего, появились дополнительные тома к «Современному капитализму», посвященные роскоши, моде и войне как экономическим парадигмам ; первые два были ключевыми работами по этой теме до сих пор. Также в 1906 году его «Почему нет социализма в Соединенных Штатах?» появившийся. Книга является известной работой об американской исключительности в этом отношении и по сей день.
Книга Зомбарта 1911 года Die Juden und das Wirtschaftsleben (Евреи и современный капитализм) является дополнением к книге Макса. Историческое исследование Вебера связи между протестантизмом (особенно кальвинизмом ) и капитализмом, при этом Зомбарт документировал участие евреев в историческом капиталистическом развитии. Он утверждал, что еврейские торговцы и промышленники, исключенные из гильдий, развили явную антипатию к основам средневековой торговли, которые они считали примитивными и непрогрессивными: стремление к «справедливой» (и фиксированной) заработной плате и ценам; для справедливой системы, в которой доли рынка согласованы и неизменны; скромные, но гарантированные доходы и средства к существованию; и ограничения на производство. Исключенные из системы, утверждал Зомбарт, евреи разрушили ее и заменили современным капитализмом, в котором конкуренция была неограниченной, а единственным законом было удовлетворение покупателя. Пол Джонсон, который считает эту работу «замечательной» книга », отмечает, что Зомбарт не учитывает некоторые неудобные истины и игнорирует могущественные мистические элементы иудаизма. Зомбарт отказывался признать, как это сделал Вебер, что там, где эти религиозные системы, включая иудаизм, были наиболее могущественными и авторитарными, торговля не процветала. Еврейские бизнесмены, как и кальвинисты, имели тенденцию работать наиболее успешно, когда они оставили свою традиционную религиозную среду и перешли на более свежие пастбища.
В его несколько эклектичной книге 1913 года Der Bourgeois (переведенной как Квинтэссенция капитализма), Зомбарт пытался дать психологический и социологический портрет современного бизнесмена и объяснить истоки капиталистического духа. Книга начинается с «жадности к золоту», корней частного предпринимательства и типов предпринимателей. В последующих главах обсуждаются «мировоззрение среднего класса» и различные факторы, формирующие капиталистический дух - национальная психология, расовые факторы, биологические факторы, религия, миграции, технологии и «влияние самого капитализма»
.В работе, опубликованной в 1915 году, в «военной книге» под названием Händler und Helden Sombart «Немецкая война» приветствуется как «неизбежный конфликт между английской торговой цивилизацией и героической культурой Германии». В этой книге, согласно Фридриху Хайеку, Зомбарт показал безграничное презрение к «коммерческим взглядам английского народа», утратившего все воинственные инстинкты, а также презрение к «всеобщему стремлению к счастью людей». человек". Для Зомбарта наивысшим идеалом в этой работе является «немецкая идея государства». Согласно формулировкам Фихте, Лассаль и Родбертус, государство есть не основано и не создано отдельными лицами или совокупностью лиц, и его цель не состоит в обслуживании интересов отдельных лиц. Это «Volksgemeinschaft » (народное сообщество), в котором человек не имеет прав, а имеет только обязанности Требования отдельных лиц всегда являются результатом коммерческого духа. «Идеи 1789 года» - свободы, равенства и братства - являются характерными коммерческими идеалами, не имеющими другой цели, кроме как обеспечить определенные преимущества для отдельных лиц ». Зомбарт далее утверждает, что война помогла немцам заново открыть для себя их «славное героическое прошлое народа воинов»; что вся экономическая деятельность подчинена военным целям; и что рассматривать войну как бесчеловечную и бессмысленную - продукт коммерческих взглядов. Есть жизнь выше индивидуальной жизни, жизни людей и жизни государства, и цель человека - пожертвовать собой ради этой высшей жизни. Таким образом, война против Англии была также войной против противоположного идеала - «коммерческого идеала индивидуальной свободы».
Наконец, в 1917 году Зомбарт стал профессором в Университет Фридриха Вильгельма, затем выдающийся университет в Европе, если не в мире, сменивший своего наставника Адольфа Вагнера. Он оставался на кафедре до 1931 года, но продолжал преподавать до 1940 года. В этот период он был также одним из самых известных ныне живущих социологов, более выдающимся современником, чем даже его друг Макс Вебер. Настаивание Зомбарта на социологии как части гуманитарных наук (Geisteswissenschaften) - обязательно, потому что оно имеет дело с людьми и, следовательно, требует сочувственного «Verstehen», а не внешнего, объективизирующего «Begreifen» переводить как «понимание» на английский) - стал крайне непопулярным уже при его жизни. Это рассматривалось как противоположность "науке" социальных наук в традициях Огюста Конта, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера (хотя это недоразумение, поскольку Вебер в значительной степени разделял взгляды Зомбарта в этих вопросах), что стало модным в то время и более или менее остается таковым до сегодняшнего дня. Однако, поскольку подход Зомбарта имеет много общего с Хансом-Георгом Гадамером Герменевтикой, которая также является подходом на основе Верстехена к пониманию мира, он возвращается в некоторые социологические исследования. и даже в философских кругах, которые симпатизируют этому подходу и критически относятся к научному исследованию мира. Ключевые социологические эссе Зомбарта собраны в его посмертном труде 1956 года «Ноо-социология».
В период Веймарской республики Зомбарт двигался в сторону национализма и его отношения к нацизму все еще обсуждается сегодня.
В 1934 году он опубликовал «Deutscher Sozialismus», в котором утверждал, что «новый дух» начинает «управлять человечеством». Эпоха капитализма и пролетарского социализма закончилась, и пришел к власти «немецкий социализм» (национал-социализм ). Этот немецкий социализм ставит «благосостояние целого выше благосостояния отдельного человека». Немецкий социализм должен осуществить «тотальный порядок жизни» с «плановой экономикой в соответствии с государственными постановлениями». Новая правовая система наделяет отдельных лиц «не правами, а только обязанностями» и что «государство никогда не должно оценивать отдельных лиц как таковых, а только группу, которая представляет этих лиц». Немецкий социализм сопровождается фольксгейстом (национальным духом), который не является расовым в биологическом смысле, а метафизическим : «немецкий дух в негре в такой же степени находится в пределах возможного как негритянский дух в немце ». Противоположностью немецкому духу является еврейский дух, который не связан с рождением евреем или верой в иудаизм, но является капиталистическим духом. Английский народ обладает еврейским духом, и «главная задача» немецкого народа и национал-социализма - уничтожить еврейский дух.
Однако его антропология 1938 года Книга Vom Menschen явно антинацистская, и нацисты действительно препятствовали ее публикации и распространению. В своем отношении к нацистам его часто сравнивают с Мартином Хайдеггером, а также с его младшим другом и коллегой Карлом Шмиттом, но очевидно, что, хотя последние двое пытались авангардные мыслители Третьего рейха в своей области и стали критичными только тогда, когда они были слишком индивидуалистичны и оттеснены от своих позиций власти, Зомбарт всегда был гораздо более двойственным. У Зомбарта было много, даже больше, чем обычно, еврейских студентов, большинство из которых после войны относились к нему умеренно положительно, хотя он явно не был ни героем, ни борцом сопротивления.
Клара, одна из дочерей Зомбарта, была замужем за Гансом Герхардом Кройцфельдтом, который первым описал болезнь Крейтцфельдта – Якоба.
Наследие Зомбарта сегодня трудно установить, потому что предполагаемая национал-социалистическая принадлежность затруднила объективную переоценку (тогда как его более ранние социалистические союзы нанесли ему вред в более буржуазных кругах), особенно в Германии. Как уже было сказано, в экономической истории его «Современный капитализм» рассматривается как веха и источник вдохновения, хотя многие детали ставятся под сомнение. Ключевые выводы из его экономической работы касаются - недавно вновь подтвержденного - открытия появления бухгалтерского учета с двойной записью как ключевой предпосылки для капитализма и междисциплинарного исследования города. в смысле урбанистики. Как и Вебер, Зомбарт делает систему двойной бухгалтерии важной составляющей современного капитализма. Он писал в «Средневековом и современном коммерческом предприятии», что «Само понятие капитала происходит от такого взгляда на вещи; можно сказать, что капитал как категория не существовал до двойного входа. бухгалтерский учет. Капитал можно определить как ту сумму богатства, которая используется для получения прибыли и которая зачисляется на счета ". Он также придумал термин и концепцию созидательного разрушения, которая является ключевым элементом теории Джозефа Шумпетера об инновациях (на самом деле Шумпетер в значительной степени заимствовал у Зомбарта, а не всегда с надлежащей ссылкой на оригинальную работу Зомбарта). В социологии основные сторонники все еще считают Зомбарта «второстепенной фигурой», а его социологическую теорию - странностью; сегодня его работы используют более философские социологи и культурологи вместе с неортодоксальными экономистами. Зомбарт всегда был очень популярен в Японии.
Одной из причин отсутствия приема в Соединенных Штатах является то, что большинство его работ долгое время не переводились на Английский - несмотря на классическое исследование «Почему в Америке нет социализма», и исключая, насколько это касается приема,.
Однако в последние годы социологи вновь проявили интерес к работе Зомбарта.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Вернером Зомбартом |