Фердинанд Лассаль

редактировать
Немецкий юрист и социалист XIX века
Фердинанд Лассаль
Bundesarchiv Bild 183-J0827-500-002, Ferdinand Lassalle.jpg Лассаль в 1860 году
РодилсяФердинанд Иоганн Готлиб Лассаль. (1825-04-11) 11 апреля 1825 г.. Бреслау, Провинция Силезия, Королевство Пруссия. (ныне Вроцлав, Польша )
Умер31 августа 1864 (1864-08-31) (39 лет). Каруж, Швейцария
Место упокоенияСтарое еврейское кладбище, Вроцлав
НациональностьНемец
Политическая партияВсеобщее объединение немецких рабочих

Философская карьера
ЭраXIX век философия
РегионЗападная философия, Немецкая философия
Школа Социал-демократия
Основные интересыПолитическая философия, экономика, история
Известные идеиЖелезный закон заработной платы, лассаллизм
Подпись
БСЭ1. Автограф. Автографы. 1.svg

Фердинанд Лассаль (немецкий: ; 11 апреля 1825 г. - 31 августа 1864 г.) был прусским -немцем юрист, философ, социалист и политический деятель, которых больше всего помнят как инициатора социал-демократического движения в Германии. «Лассаль был первым человеком в Германии, первым в Европе, кому удалось организовать партию социалистического действия», или, как выразилась Роза Люксембург : «Лассаль сумел вырваться из истории за два года пламенное волнение, на которое потребовалось много десятилетий ». В качестве агитатора он придумал термины государство ночного сторожа и железный закон заработной платы.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Революция 1848 года и ее последствия
    • 1.3 Политическая активность
    • 1.4 Основание социалистической партии
    • 1.5 Личность
    • 1.6 Смерть и наследие
  • 2 Политические отношения
    • 2.1 Отношения с Марксом
    • 2.2 Отношения с Бисмарком
  • 3 Политические идеи
    • 3.1 Государство
    • 3.2 Железный закон заработной платы
    • 3.3 Философия
  • 4 Работы
    • 4.1 Немецкие издания
    • 4.2 Английский перевод
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Лассаль родился Фердинанд Иоганн Готлиб Лассаль 11 апреля 1825 года в Бреслау, Силезия (ныне Вроцлав, Польша ). Его отец Хейман Лассаль был еврейским торговцем шелком и намеревался сделать своего сына коммерческой карьерой, послав его в коммерческую школу в Лейпциге. Однако вскоре Лассаль перешел в университет, обучаясь сначала в университете Бреслау, а затем в университете Берлина. Там Лассаль изучал филологию и философию и стал приверженцем философской системы Георга Гегеля. Лассаль сменил имя в молодом возрасте, чтобы отмежеваться от иудаизма.

Лассаль с отличием сдал университетские экзамены в 1845 году и после этого отправился в Париж, чтобы написать книгу о Гераклите. Там Лассаль познакомился с поэтом Генрихом Гейне, который в 1846 году писал о своем пылком юном друге: «Я ни в ком не нашел столько страсти и ясности ума, соединенных в действиях. У вас есть полное право быть смелым. - мы, другие, только узурпировали это божественное право, эту небесную привилегию ».

Вернувшись в Берлин, чтобы работать над своей книгой, Лассаль встретил графиню Софи фон Хацфельд, женщину в ее начале 40-х годов, которая была разлучена со своим мужем много лет и у которой был постоянный спор с ним по поводу распоряжения имуществом пары. Лассаль вызвался ее делу, и предложение было с готовностью принято. Лассаль сначала вызвала своего мужа на дуэль, но его вызов был отклонен.

Последовала восьмилетняя судебная тяжба, в которой Лассаль защищал интересы графини фон Хацфельдт в 36 различных залах суда. В конце концов, мировое соглашение было заключено в ее пользу, что принесло ей значительное состояние. В знак благодарности она согласилась выплачивать Лассалю годовой доход в размере 5000 талеров (около 750 фунтов стерлингов) до конца его жизни.

Революция 1848 года и ее последствия

Лассаль был убежденным социалистом с раннего возраста. Во время немецких революций 1848 года он выступал на публичных собраниях в поддержку революционно-демократического дела и призывал граждан Дюссельдорфа подготовиться к вооруженному сопротивлению перед насилием, которое ожидалось после решения прусского правительства о роспуске Национального собрания. Впоследствии Лассаль был арестован за участие в этой деятельности, и ему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к вооруженной оппозиции государству.

Хотя Лассаль был оправдан по этому серьезному обвинению, он содержался в тюрьме до тех пор, пока его не будут судить по менее строгому закону обвинение в подстрекательстве к сопротивлению должностным лицам. Он был признан виновным в этом меньшем обвинении, и 23-летний Лассаль отбыл наказание в виде шести месяцев в тюрьме.

Ему запретили проживание в Берлине после вынесения приговора, Лассаль переехал в Рейнланд., где он продолжил преследование иска графини фон Хатцфельд (урегулирован в 1854 г.) и закончил свою работу над философией Гераклита (завершена в 1857 г. и опубликована в двух томах в следующем году). Реакция на книгу была неоднозначной, так как одни объявили работу основополагающей, в то время как другие, в том числе Карл Маркс, сочли ее простым повторением гегелевских аксиом. Однако даже противники книги должны были восхищаться масштабом работы, и публикация дала Лассалю прочный статус среди немецких интеллектуалов.

В этот период Лассаль не был политически активен, хотя по-прежнему интересовался трудовыми делами. Он оставил свою юридическую практику и философию в пользу драмы, написав пьесу под названием «Франц фон Зикинген, Историческая трагедия». Анонимно отправленная в Королевский театр пьеса была отклонена менеджером, в результате чего Лассаль опубликовал ее под своим именем в 1859 году. Эдвард Бернстайн, ранний и отзывчивый биограф, охарактеризовал эту работу как неудобную и неловкую. склонен к чрезмерному ораторскому искусству, не подходит для сцены, несмотря на несколько эффектных сцен.

Ласаль хотел жить в Берлине и, несмотря на запрет 1859 года, вернулся, переодевшись водителем фургона. Лассаль обратился к своему другу, стареющему ученому Александру фон Гумбольдту, чтобы он ходатайствовал от его имени перед королем, чтобы отменить запрет и позволить ему вернуться. Апелляция была успешной, и Лассалю снова было официально разрешено жить в прусской столице.

Лассаль избегал революционной деятельности в течение нескольких лет после этого. Он стал политическим комментатором и написал небольшую книгу о войне в Италии, в которой предостерег Пруссию от того, чтобы спешить на помощь Австрийской империи в ее войне с Францией. После этого Лассаль выпустил более крупную работу по теории права, опубликованную в двух томах в 1861 году под названием Das System der erworbenen Rechte (Система приобретенных прав). Согласно Бернштейну, Лассаль хотел, чтобы книга «установила юридический и научный принцип, который раз и навсегда определит, при каких обстоятельствах и насколько законы могут иметь обратную силу, не нарушая самой идеи права»; то есть, определение обстоятельств, при которых законы могут иметь обратную силу, когда они вступают в противоречие с ранее установленными законами.

Политическая активность

Фотография Фердинанда Лассаля на carte de visite

Только кратко участвуя в революционной борьбе в 1848 году, Лассаль вернулся в публичную политику в 1862 году, мотивированный конституционной борьбой в Пруссии. Король Вильгельм I, ставший королем 2 января 1861 года, неоднократно столкнулся с либеральной Палатой депутатов, в результате чего Сейм был неоднократно распущен. Как признанного правоведа, Лассаля попросили сделать публичные выступления, посвященные природе конституции и ее отношениям к социальным силам в обществе.

Лассаль ответил, произнеся речь, в которой он изложил, что конституционные вопросы являются просто вопросы власти. Его выступление возмутило либеральную прессу. Лассаль отреагировал тем, что дважды провел ту же лекцию.

В другой речи, произнесенной в Берлине 12 апреля 1862 года, позже известной как Рабочая программа, Лассаль присвоил моральное превосходство в обществе рабочему классу над буржуазией. утверждение, которое прусская цензура сочла опасным. Весь тираж в 3000 экземпляров брошюры с речью Лассаля был конфискован властями, которые выдвинули против Лассаля юридические обвинения в том, что он якобы поставил под угрозу общественное спокойствие.

Лассаля предстали перед судом. ответить на это обвинение в Берлине 16 января 1863 года. Судебные процессы будут препятствовать его политической деятельности до конца его жизни. После широко разрекламированного судебного процесса, на котором он представил свою собственную защиту, Лассаль был признан виновным по предъявленным ему обвинениям, приговорен к четырем месяцам тюремного заключения и оценил судебные издержки. Позже этот термин был заменен штрафом по апелляции.

Основание социалистической партии

22 октября 1862 года несколько рабочих делегатов, посетивших Лондон, вернулись с левыми идеями., опубликовал открытое письмо о политическом и экономическом положении рабочего класса. Лассаль был рад найти рабочих, чьи идеи пошли даже дальше, чем социалистические заявления, которые он делал публично, и ответил своим открытым письмом, в котором он призывал к созданию рабочей партии, независимой от либеральной Немецкой партии прогресса.

Утверждая, что рабочий класс ничего не выиграл от либеральной партии, он находился в состоянии войны с либеральной партией и газетами в течение следующих месяцев до своей смерти. Вскоре Лассаль начал новую карьеру политического агитатора, путешествуя по Германии, выступая с речами и писал брошюры в попытке организовать и разбудить рабочий класс. Когда он пытался заставить рабочий класс порвать с либералами, это в конечном итоге привело к союзу с реакционным принцем Бисмарком.

В 1864 году Лассаль сделал несколько тайных обращений к Бисмарку, позже главный сторонник антисоциалистических законов, выступающих за немедленное осуществление прогрессивной политики, такой как всеобщее избирательное право. Он также просил защитить свои публикации от изъятия полицией. Лассаль попытался объединиться с консервативным Бисмарком в своей книге «Г-н Баситат-Шульце», заявив, что он «должен сообщить вашему превосходительству, что эта работа приведет к полному уничтожению либералов и всей прогрессивной буржуазии». Лассаль попросил Бисмарка оказать влияние на Министерство юстиции, чтобы предотвратить конфискацию книги. Впоследствии книга появилась без вмешательства полиции, но Бисмарк, занятый другими делами, отклонил просьбу Лассаля о новой встрече, и никаких дальнейших прямых контактов между парой не было.

Эли Галеви позже напишет об этой ситуации:

Лассаль был первым человеком в Германии, первым в Европе, кому удалось организовать партию социалистического действия. Тем не менее он считал зарождающиеся буржуазные партии более враждебными рабочему классу, чем аристократия, и, следовательно, он поддерживал всеобщее избирательное право для мужчин в то время, когда либералы предпочитали ограниченное избирательное право на основе собственности, которое исключало рабочий класс и усиливало средний класс. Это создало странный союз между Лассалем и Бисмарком. Когда в 1866 году Бисмарк основал Конфедерацию Северной Германии на основе всеобщего избирательного права, он действовал по совету, исходящему непосредственно от Лассаля. И я убежден, что после 1878 года, когда он начал практиковать «государственный социализм», «христианский социализм» и «монархический социализм», он не забыл то, чему он научился у лидера социалистов.

Единственная заявленная цель его партия была завоевана равным, всеобщим и прямым избирательным правом мирными и законными средствами.

Личность

Лассаля запомнили биографы как противоречивую личность, искренне приверженную пользу масс, но движимый личными амбициями и чрезмерным тщеславием. Действительно, один ранний биограф заявил:

[Его тщеславие] было одной из самых ярких, но в то же время самых безобидных черт его характера. Его тщеславие не обижало и не обижало. Тщеславие казалось ему естественным, как и павлину, и если бы он был менее тщеславным, он был бы менее интересен. Даже в зрелом возрасте, когда он был во главе народной агитации, он чрезмерно любил хорошо одеваться. Он появлялся как на трибуне, так и в суде, одетый как шарлатан. У него тоже была привычка сравнивать себя с великими людьми. Теперь это был Сократ, теперь Лютер, или Робеспьер, или Кобден, или сэр Роберт Пил, и однажды он нашел свою параллель, перейдя к Фаусту. Гейне сказал ему, что у него есть все основания гордиться своими достижениями, и Лассаль поверил Гейне на слово.

Бертран Рассел сказал о Лассале: «Никто никогда не понимал силы агитации и организованность лучше, чем у Лассаля... Секрет его влияния заключался в его непреодолимой и властной воле, в его нетерпении к пассивной стойкости зла и в его абсолютной уверенности в своей собственной силе. Весь его характер - характер эпикурейский бог, невольно ставший человеком, внезапно пробуждающийся к существованию зла и с изумлением обнаруживший, что его воля не всемогуща, чтобы исправить это. "

Смерть и наследие

Гробница Лассаля в Бреслау, теперь Старое еврейское кладбище, Вроцлав

В Риги Кальтбад Лассаль встретил девушку по имени Хелен фон Дённигес, и летом 1864 года они решили пожениться. Она была дочерью историка, жившего тогда в Женеве, который не хотел иметь ничего общего с Лассалем. Отец помешал Элен увидеться с ним, и Лассаль яростно протестовал. Очевидно, под принуждением она вскоре отказалась от Лассаля в пользу другого жениха, валашского принца по имени Янку Раковицэ, с которым она ранее была обручена.

Лассаль послал дуэль бросает вызов отцу Элен фон Дённигес и Раковицэ, который согласился. У Лассаля не было опыта использования пистолетов, и он тренировался всего один день. В Каруж, пригороде Женевы, утром 28 августа состоялась дуэль. Лассаль был ранен в живот Раковицэ и умер через три дня, 31 августа 1864 года.

На момент его смерти политическая партия Лассаля насчитывала 4610 членов и не имела подробной политической программы. ADAV продолжал работать после его смерти, продолжая помогать в создании Социал-демократической партии Германии в 1875 году.

Фердинанд Лассаль похоронен в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), на старом еврейском кладбище.

Политические отношения

Отношения с Марксом

Лассаль и Маркс подружились во время революций 1848 года. Когда протесты были подавлены, Лассаль был заключен в тюрьму, а Маркс бежал из Германии. Они продолжали переписку посредством писем и не встретились снова до 1861 года. Тем временем Маркс начал не доверять Лассалю под влиянием Энгельса, который никогда не испытывал к нему особой симпатии. Маркс часто отвечал на теплые письма Лассаля, отражая его тон, но в своих письмах к Энгельсу он выражал антипатию к Лассалю, в том числе антисемитские и расистские выражения. Лассаль продолжал верить, что их дружба была искренней, по крайней мере, до 1862 года.

Разница в характерах между двумя мужчинами отчетливо проявилась, когда им приходилось защищаться перед революциями 1848 года. присяжных:

Маркс воздерживается от всякой ораторской пышности; он сразу переходит к делу, простым и лаконичным языком; предложение за предложением он проницательно и с безжалостной логикой развивает свою собственную точку зрения и, без всяких комментариев, заканчивает кратким изложением политической ситуации. Любой может подумать, что личность Маркса никоим образом не касается и что его единственное дело - прочитать политическую лекцию перед присяжными. С другой стороны, исполнение Лассаля длится почти от начала до конца; он исчерпывает себя образами - часто очень красивыми - и превосходной степенью. Это все сантименты, и независимо от того, относится ли он к делу, которое он представлял, или к самому себе, он никогда не обращается к присяжным, а обращается к галерее, к воображаемому массовому митингу и после объявления мести, которая должна быть «столь же ужасной», как « оскорбление, нанесенное людям », - закончил он цитатой из Шиллера Телля.

— Эдуарда Бернштейна

Также по теоретическим и политическим вопросам их мнения расходились. Действительно, эссе Маркса Критика Готской программы написано частично как реакция на идеи Лассаля в рамках социалистической партии Германии. Лассаль был немецким патриотом и поддерживал Пруссию в ее стремлении к объединению Германии. В феврале 1864 года Лассаль написал Энгельсу, что, несмотря на то, что с младенчества был республиканцем, «я пришел к убеждению, что ничто не могло иметь большего будущего или более благотворной роли, чем монархия, если бы она только решила стать монархией. социальная монархия. В таком случае я страстно несу ее знамя, и конституционные теории достаточно быстро будут брошены в кладовую ».

Маркс был интернациональным, Лассаль был национальным. Маркс считает социальное равенство возможным только в своей Социал-Демократической республике, в которой религия была запрещена, и его идея - федерация европейских республик. Лассаль видел, что европейские национальности по-прежнему прочно укоренились, что национальные идеи являются фактором первостепенной важности и что религия еще долго сохранит влияние, которым никто не может позволить себе пренебречь, и он считал возможным, даже при существующих политических обстоятельствах, дать начальный импульс движению за преобразование социальных условий.

Георг Моррис Брандес

Отношения с Бисмарком

Министр-президент Пруссии Отто фон Бисмарк, с которым Лассаль завязал политические отношения

11 мая 1863 года Отто фон Бисмарк, министр-президент Пруссии, написал письмо Лассалю. Это письмо было доставлено, и они встретились лицом к лицу в течение 48 часов. Это была первая из нескольких таких встреч, во время которых Бисмарк и Лассаль свободно обменялись мнениями по вопросам, представляющим общий интерес. Эта переписка Бисмарка и Лассаля не была обнародована до 1927 года и поэтому не упоминалась более ранними биографами.

В сентябре 1878 года на Бисмарка оказал давление социал-демократический представитель Август Бебель в Рейхстаге, чтобы предоставить подробности о его прошлых отношениях с Лассалем, побудив канцлера сделать следующее заявление:

Я видел его, и с момента моего первого разговора я ни разу не пожалел об этом. [...] Я видел его всего три или четыре раза. Наши переговоры никогда не могли принять форму политических переговоров. Что мог мне предложить Лассаль? За ним ничего не было. [...] Но он привлек меня как личность. Он был одним из самых умных и симпатичных мужчин, которых я когда-либо встречал. Он был очень амбициозным и ни в коем случае не республиканцем. Он был в значительной степени националистом и монархистом. Его идеалом была Германская империя, и здесь была наша точка соприкосновения. Как я уже сказал, он был амбициозен в больших масштабах, и, возможно, есть место для сомнений в том, что, по его мнению, Германская империя в конечном итоге повлекла за собой Гогенцоллернов или династию Лассаля. [...] Наши переговоры длились часами, и мне всегда было жаль, когда они заканчивались.

Бернштейн отметил, что маловероятно, что Бисмарк говорил правду об их отношениях.

Политические идеи

Из-за его преждевременной смерти на дуэли в возрасте 39 лет, всего через два года после его серьезного вступления в немецкую радикальную политику, фактический вклад Лассаля в социалистическую теорию невелик. Ричард Т. Эли, один из первых серьезных исследователей международного социализма, запомнил его как популяризатора чужих идей, а не новатора:

труды Лассаля не способствовали существенному продвижению теории социализма. социал-демократия. Он черпал из Родбертуса и Маркса в своих экономических трудах, но он облекал их мысли таким образом, чтобы дать возможность рядовым рабочим понять их, а этого они никогда бы не смогли сделать без его помощи.. [...] Речи и памфлеты Лассаля были красноречивыми проповедями по текстам, взятым у Маркса. Лассаль дал закону заработной платы Рикардо название железный закон заработной платы и разъяснил рабочим его полное значение. [...] Рабочим сказали, что этот закон может быть отменен только путем отмены системы оплаты труда. Как Лассаль на самом деле думал, что это должно быть достигнуто, не так очевидно.

Государство

В отличие от Маркса и его сторонников, Лассаль отверг идею о том, что государство представляет собой классовую структуру власти с функцией сохраняя существующие классовые отношения и предназначенные отмирать в будущем бесклассовое общество. Вместо этого Лассаль считал государство независимым образованием, инструментом справедливости, необходимым для достижения социалистической программы.

Железный закон заработной платы

Лассаль принял идею, впервые высказанную классический экономист Давид Рикардо, что ставки заработной платы в долгосрочной перспективе имели тенденцию к минимальному уровню, необходимому для поддержания жизни рабочего и обеспечения его воспроизводства. В соответствии с законом ренты Ласаль придумал свой собственный железный закон заработной платы. Лассаль утверждал, что индивидуальные меры самопомощи со стороны наемных рабочих обречены на провал и что только производственные кооперативы, созданные с финансовой помощью государства, сделают возможным экономическое улучшение жизни рабочих. Из этого следовало, что политические действия рабочих по захвату власти в государстве имели первостепенное значение, а организация профсоюзов для борьбы за временное повышение заработной платы более или менее отвлечение от основной борьбы.

Философия

Лассаль считал Иоганна Готлиба Фихте «одним из самых могущественных мыслителей всех народов и возрастов», восхваляя Обращения Фихте к немецкому народу в речи в мае 1862 года как «один из величайших памятников славы, которым обладает наш народ и который по глубине и силе намного превосходит все подобное, что было передано нам из литературы всех времен и народов»

Работы

Немецкие издания

  • Die Philosophie Herakleitos des Dunklen von Ephesos. Vol. 1 | Том. 2 (Философия Гераклита Темного философа Эфеса) Берлин: Франц Дункер, 1858.
  • Der italienische Krieg und die Aufgabe Preussens: eine Stimme aus der Demokratie (Итальянская война и задачи Пруссии : Голос демократии). Берлин: Франц Дункер, 1859.
  • Das System der erworbenen Rechte (Система приобретенных прав). Два тома. Лейпциг: 1861.
  • Über Verfassungswesen: zwei Vorträge und ein offenes Sendschreiben (О конституционных системах: две лекции и открытое письмо). Берлин: 1862.
  • Offenes Antwortschreiben an das Zentralkomitee zur Berufung eines Allgemeinen Deutschen Arbeiter-Kongresses zu Leipzig (Открытое письмо, отвечающее Центральному комитету о созыве Всеобщего немецкого рабочего конгресса в Лейпциге). Цюрих: Мейер и Целлер, 1863.
  • Zur Arbeiterfrage: Rede Лассаля около 16 апреля. Апрель в Лейпциге abgehaltenen Arbeiterversammlung nebst Briefen der Herren Professoren Wuttke и доктор Лотар Бухер. (О трудовой проблеме: выступление Лассаля 16 апреля [1863 г.] на собрании рабочих в Лейпциге, вместе с письмами профессора Вуттке и доктора Лотара Бухера). Лейпциг: 1863.
  • Герр Бастиа-Шульце фон Делич, дер ökonomische Julian, oder Kapital und Arbeit (г-н Бастиа-Шульце фон Делич, Экономический Юлиан, или Капитал и труд). Берлин: Райнхольд Шлингманн, 1864.
  • Reden und Schriften (Речи и письма). В трех томах. Нью-Йорк: Wolff and Höhne, n.d. [1883].
  • Gesammelte Reden und Schriften (Сборник речей и сочинений). В 12 томах. Берлин: П. Кассирер, 1919–1920.

английский перевод

  • Программа рабочего: адрес. Эдвард Питерс, пер. Лондон: The Modern Press, 1884.
  • Что такое капитал? Ф. Кедделл, пер. Нью-Йорк: New York Labor News Co., 1900.
  • Открытое письмо Лассаля Национальной ассоциации труда Германии. Джон Эманн и Фред Бейдер, пер. Нью-Йорк: International Library Publishing, 1901. Первоначально опубликовано в США в 1879 году.
  • Франц фон Зикинген: трагедия в пяти действиях. Даниэль ДеЛеон, пер. Нью-Йорк: New York Labor News, 1904.
  • Голоса восстания, Том 3: Речи Фердинанда Лассаля с биографическим очерком. Вступительное слово Якоба Альтмайера. Нью-Йорк: International Publishers, 1927.
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Берлау, А. Джозеф (1949), Немецкая социал-демократическая партия, 1914–1921, Нью-Йорк: Columbia University Press.
  • Бернштейн, Эдвард (1893), Фердинанд Лассаль как социальный реформатор, Лондон: Swan Sonnenschein Co.
  • Доусон, WH (1891), Немецкий социализм и Фердинанд Лассаль, Лондон: Swan Sonnenschein.
  • Лакей, Дэвид (1994), Путь Примулы: Биография Фердинанда Лассаля, Лондон: Крессет Press.
Примечание источника: более раннее воплощение этой статьи включало текст из публикации, теперь находящейся в общественном достоянии Chish olm, Хью, изд. (1911). "Лассаль, Фердинанд". Британская энциклопедия (11-е изд.). Cambridge University Press..
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Фердинандом Лассалем.
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:58:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте