В XIX веке философы XVIII века Просвещение начали оказывать драматическое влияние на последующее развитие философии. В частности, работы Иммануила Канта дали начало новому поколению немецких философов и начали получать более широкое признание во всем мире. Кроме того, как реакция на Просвещение, к концу 18 века начало развиваться движение под названием романтизм. Ключевыми идеями, вызвавшими изменения в философии, были быстрый прогресс науки, в том числе эволюция, наиболее заметно постулированная Чарльзом Дарвином и Жан-Батистом Ламарком, а также теории то, что сегодня называется эмерджентным порядком, например, свободный рынок Адама Смита внутри национальных государств. Стремление к эгалитаризму и более быстрые перемены завершились периодом революций и потрясений, в результате которых изменилась и философия.
В бурные 1789–1815 гг. Европейская культура была преобразована революциями, войнами и разрухой. Положив конец многим социальным и культурным атрибутам прошлого века, была подготовлена почва для драматических экономических и политических изменений. Европейская философия размышляла над многими из этих изменений, участвовала в них и управляла ими.
Последняя треть 18 века породила множество идей и работ, которые систематизировали предыдущую философию и бросили серьезный вызов основам того, как философия имела систематизированы. Иммануил Кант - это имя, которое большинство упоминает как одно из самых влиятельных, как и Жан-Жак Руссо. Хотя оба этих философа были продуктами XVIII века и его предположений, они настояли на границах. Пытаясь объяснить природу государства и правительства, Руссо бросил вызов основам правительства, заявив, что «человек рождается свободным, но всюду скован цепями». Кант, пытаясь сохранить аксиомный скептицизм, был вынужден утверждать, что мы не видим истинной реальности и не говорим о ней. Все, что мы знаем о реальности, - это внешность. Поскольку все, что мы можем видеть в реальности, - это видимости, которые подвержены определенным необходимым и субъективным формам восприятия, Кант постулирует идею непознаваемого (в то же время ограничивая наше использование науки и принципа причинности только видимостью). Гегелевское различие между непознаваемым и косвенно неизвестным можно рассматривать как начало гегелевской рациональной системы вселенной.
Еще одним философом позднего Просвещения, оказавшим влияние в XIX веке, был Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), чья формулировка номологического детерминизма известна по сей день.
Это неполный список школ философии XIX века (также известных как поздняя современная философия ).
Одним из первых философов, которые попытались разобраться с философией Канта, был Иоганн Готлиб Фихте, чье развитие кантовской метафизики стало источником вдохновения для Романтики. В Wissenschaftslehre Фихте утверждает, что «я» позиционирует себя и является самовоспроизводящимся и изменяющимся процессом.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, ученик Фихте, продолжал развивать многие из тех же идей и был также ассимилирован романтиками как нечто вроде официального философа своего движения. Но это был другой ученик Фихте и бывший сосед Шеллинга, который впоследствии стал самым выдающимся из посткантианских идеалистов: Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Его работа показала возрастающее значение исторического мышления в немецкой мысли.
Артур Шопенгауэр, отвергая Гегеля, а также материализм, призвал вернуться к кантианскому трансцендентализму, одновременно приняв атеизм и детерминизм, среди прочих. Его светская мысль стала более популярной в Европе во второй половине 19 века, что совпало с появлением дарвинизма, позитивизма, марксизма и филологический анализ Библии.
Во второй половине XIX века еще более ортодоксальное возвращение к кантианской мысли было поддержано рядом неокантианских философов, базировавшихся в двух основных местах: Марбургской школе и Баденская школа. Это направление мысли сохранилось до начала следующего века, оказав влияние на философские движения 20 века, такие как неопозитивизм и феноменология.
Одним из самых известных противников идеализма в первой половине 19 века в Германии был Людвиг Фейербах, который защищал материализм и атеизм.
В начале 19 века Британия Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль продвигали идею о том, что действия правильны, поскольку они максимизируют счастье, и только счастье.
Разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце XIX века, марксизм представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения. основанный на философии диалектического материализма, который противопоставляет идеализм в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал историю как прогресс диалектики в форме классовой борьбы. Исходя из этого, утверждается, что «история всего существующего до сих пор общества - это история классовой борьбы». Согласно Марксу, это началось с фазы первобытного коммунизма (общества охотников-собирателей ), после которой неолитическая революция уступила место рабовладельческим обществам., переходя в феодальное общество, а затем в свою нынешнюю эпоху Промышленной революции, после которой он считал, что следующим шагом был пролетариат свергнуть владельцев промышленности и установить социалистическое общество, которое в дальнейшем разовьется в коммунистическое общество, в котором классовые различия, деньги и государство полностью исчезли бы..
Марксизм оказал глубокое влияние на историю ХХ века.
Экзистенциализм как философское движение по сути является движением 20 века, но его основные предшественники, Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше писал задолго до возникновения экзистенциализма. В 1840-х годах академическая философия в Европе, вслед за Гегелем, была почти полностью оторвана от интересов индивидуальной человеческой жизни в пользу изучения абстрактных метафизических систем. Кьеркегор стремился вновь ввести в философию в духе Сократа : субъективность, приверженность, вера и страсть, которые являются частью человеческого состояния.
. Как и Кьеркегор, Ницше видел моральные ценности Европы XIX века, распадающиеся на нигилизм (Кьеркегор называл это процессом выравнивания). Ницше попытался подорвать традиционные моральные ценности, обнажив их основы. С этой целью он проводил различие между моралью господина и рабов и утверждал, что человек должен отказаться от кротости и смирения европейской морали рабов.
Оба философа являются предшественниками экзистенциализма, среди прочих идей, из-за их важности в отношении «великого человека» против века. Кьеркегор писал о Европе 19-го века: «Каждой эпохе присуща своя порочность. Возможно, наша эпоха не в удовольствиях, потакании или чувственности, а скорее в бессмысленном пантеистическом презрении к отдельному человеку».
Огюст Конт, самопровозглашенный основатель современной социологии, выдвинул точку зрения, что строгое упорядочение подтверждаемых наблюдений само по себе должно составлять сферу человеческого знания. Он надеялся упорядочить науки с возрастающей степенью сложности из математики, астрономии, физики, химии, биологии и новой дисциплины под названием «социология», которая изучает «динамику и статику общества».
Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс разработали прагматическую философию в конце 19 века.
На закате 19 века в Британии наблюдался подъем британского идеализма, возрождение интереса к произведениям Кант и Гегель.
Трансцендентализм уходит своими корнями в трансцендентность Иммануила Канта и немецкий идеализм во главе с Ральфом. Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Основная вера заключалась в идеальном духовном состоянии, которое «выходит за рамки» физического и эмпирического и реализуется только через интуицию человека, а не через доктрины установленных религий.
«Социальный дарвинизм» относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу.
![]() | В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: философией 19-го века |