Философия XIX века - 19th-century philosophy

редактировать

В XIX веке философы XVIII века Просвещение начали оказывать драматическое влияние на последующее развитие философии. В частности, работы Иммануила Канта дали начало новому поколению немецких философов и начали получать более широкое признание во всем мире. Кроме того, как реакция на Просвещение, к концу 18 века начало развиваться движение под названием романтизм. Ключевыми идеями, вызвавшими изменения в философии, были быстрый прогресс науки, в том числе эволюция, наиболее заметно постулированная Чарльзом Дарвином и Жан-Батистом Ламарком, а также теории то, что сегодня называется эмерджентным порядком, например, свободный рынок Адама Смита внутри национальных государств. Стремление к эгалитаризму и более быстрые перемены завершились периодом революций и потрясений, в результате которых изменилась и философия.

Содержание

  • 1 Краткий исторический очерк
    • 1.1 Влияния позднего Просвещения
  • 2 Философские школы и тенденции
    • 2.1 Немецкий идеализм
    • 2.2 Утилитаризм
    • 2.3 Марксизм
    • 2.4 Экзистенциализм
    • 2.5 Позитивизм
    • 2.6 Прагматизм
    • 2.7 Британский идеализм
    • 2.8 Трансцендентализм
    • 2.9 Социальный дарвинизм
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Краткий исторический очерк

В бурные 1789–1815 гг. Европейская культура была преобразована революциями, войнами и разрухой. Положив конец многим социальным и культурным атрибутам прошлого века, была подготовлена ​​почва для драматических экономических и политических изменений. Европейская философия размышляла над многими из этих изменений, участвовала в них и управляла ими.

Влияния позднего Просвещения

Последняя треть 18 века породила множество идей и работ, которые систематизировали предыдущую философию и бросили серьезный вызов основам того, как философия имела систематизированы. Иммануил Кант - это имя, которое большинство упоминает как одно из самых влиятельных, как и Жан-Жак Руссо. Хотя оба этих философа были продуктами XVIII века и его предположений, они настояли на границах. Пытаясь объяснить природу государства и правительства, Руссо бросил вызов основам правительства, заявив, что «человек рождается свободным, но всюду скован цепями». Кант, пытаясь сохранить аксиомный скептицизм, был вынужден утверждать, что мы не видим истинной реальности и не говорим о ней. Все, что мы знаем о реальности, - это внешность. Поскольку все, что мы можем видеть в реальности, - это видимости, которые подвержены определенным необходимым и субъективным формам восприятия, Кант постулирует идею непознаваемого (в то же время ограничивая наше использование науки и принципа причинности только видимостью). Гегелевское различие между непознаваемым и косвенно неизвестным можно рассматривать как начало гегелевской рациональной системы вселенной.

Еще одним философом позднего Просвещения, оказавшим влияние в XIX веке, был Пьер-Симон Лаплас (1749–1827), чья формулировка номологического детерминизма известна по сей день.

Философские школы и направления

Это неполный список школ философии XIX века (также известных как поздняя современная философия ).

Немецкий идеализм

Одним из первых философов, которые попытались разобраться с философией Канта, был Иоганн Готлиб Фихте, чье развитие кантовской метафизики стало источником вдохновения для Романтики. В Wissenschaftslehre Фихте утверждает, что «я» позиционирует себя и является самовоспроизводящимся и изменяющимся процессом.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, ученик Фихте, продолжал развивать многие из тех же идей и был также ассимилирован романтиками как нечто вроде официального философа своего движения. Но это был другой ученик Фихте и бывший сосед Шеллинга, который впоследствии стал самым выдающимся из посткантианских идеалистов: Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Его работа показала возрастающее значение исторического мышления в немецкой мысли.

Артур Шопенгауэр, отвергая Гегеля, а также материализм, призвал вернуться к кантианскому трансцендентализму, одновременно приняв атеизм и детерминизм, среди прочих. Его светская мысль стала более популярной в Европе во второй половине 19 века, что совпало с появлением дарвинизма, позитивизма, марксизма и филологический анализ Библии.

Во второй половине XIX века еще более ортодоксальное возвращение к кантианской мысли было поддержано рядом неокантианских философов, базировавшихся в двух основных местах: Марбургской школе и Баденская школа. Это направление мысли сохранилось до начала следующего века, оказав влияние на философские движения 20 века, такие как неопозитивизм и феноменология.

Одним из самых известных противников идеализма в первой половине 19 века в Германии был Людвиг Фейербах, который защищал материализм и атеизм.

Утилитаризм

В начале 19 века Британия Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль продвигали идею о том, что действия правильны, поскольку они максимизируют счастье, и только счастье.

Марксизм

Разработанный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце XIX века, марксизм представляет собой социально-политическую и экономическую точку зрения. основанный на философии диалектического материализма, который противопоставляет идеализм в пользу материалистической точки зрения. Маркс анализировал историю как прогресс диалектики в форме классовой борьбы. Исходя из этого, утверждается, что «история всего существующего до сих пор общества - это история классовой борьбы». Согласно Марксу, это началось с фазы первобытного коммунизма (общества охотников-собирателей ), после которой неолитическая революция уступила место рабовладельческим обществам., переходя в феодальное общество, а затем в свою нынешнюю эпоху Промышленной революции, после которой он считал, что следующим шагом был пролетариат свергнуть владельцев промышленности и установить социалистическое общество, которое в дальнейшем разовьется в коммунистическое общество, в котором классовые различия, деньги и государство полностью исчезли бы..

Марксизм оказал глубокое влияние на историю ХХ века.

Экзистенциализм

Экзистенциализм как философское движение по сути является движением 20 века, но его основные предшественники, Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше писал задолго до возникновения экзистенциализма. В 1840-х годах академическая философия в Европе, вслед за Гегелем, была почти полностью оторвана от интересов индивидуальной человеческой жизни в пользу изучения абстрактных метафизических систем. Кьеркегор стремился вновь ввести в философию в духе Сократа : субъективность, приверженность, вера и страсть, которые являются частью человеческого состояния.

. Как и Кьеркегор, Ницше видел моральные ценности Европы XIX века, распадающиеся на нигилизм (Кьеркегор называл это процессом выравнивания). Ницше попытался подорвать традиционные моральные ценности, обнажив их основы. С этой целью он проводил различие между моралью господина и рабов и утверждал, что человек должен отказаться от кротости и смирения европейской морали рабов.

Оба философа являются предшественниками экзистенциализма, среди прочих идей, из-за их важности в отношении «великого человека» против века. Кьеркегор писал о Европе 19-го века: «Каждой эпохе присуща своя порочность. Возможно, наша эпоха не в удовольствиях, потакании или чувственности, а скорее в бессмысленном пантеистическом презрении к отдельному человеку».

Позитивизм

Огюст Конт, самопровозглашенный основатель современной социологии, выдвинул точку зрения, что строгое упорядочение подтверждаемых наблюдений само по себе должно составлять сферу человеческого знания. Он надеялся упорядочить науки с возрастающей степенью сложности из математики, астрономии, физики, химии, биологии и новой дисциплины под названием «социология», которая изучает «динамику и статику общества».

Прагматизм

Американские философы Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс разработали прагматическую философию в конце 19 века.

Британский идеализм

На закате 19 века в Британии наблюдался подъем британского идеализма, возрождение интереса к произведениям Кант и Гегель.

Трансцендентализм

Трансцендентализм уходит своими корнями в трансцендентность Иммануила Канта и немецкий идеализм во главе с Ральфом. Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Основная вера заключалась в идеальном духовном состоянии, которое «выходит за рамки» физического и эмпирического и реализуется только через интуицию человека, а не через доктрины установленных религий.

Социальный дарвинизм

«Социальный дарвинизм» относится к теориям, которые применяют эволюционную концепцию естественного отбора к человеческому обществу.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бэрд, Форрест Э. Философские классики: философия XIX века. ISBN 0-13-048550-0
  • Гардинер, Патрик. {ред.} Философия XIX века. ISBN 978-0-02-911220-5
  • Шанд, Джон. Центральные труды по философии. Vol. 3. Девятнадцатый век. ISBN 978-0-7735-3053-9

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: философией 19-го века
Последняя правка сделана 2021-07-16 06:33:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте