Девушка, оплакивающая свою мертвую птицу,
Жан-Батист Грёз В психологии, то есть решения процесс, как люди толкуют, понимают, или имеют смысл жизненных событий, отношения и самое себя.
Этот термин широко используется в конструктивистских подходах к психологическому консультированию и психотерапии, особенно во время тяжелой утраты, когда люди приписывают какой-то смысл пережитой смерти или утрате. Этот термин также используется в педагогической психологии.
В более широком смысле смыслообразование - главный объект исследований семиотики, биосемиотики и других областей. Социальное смыслообразование - главный объект исследования социальной семиотики и смежных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 История
- 2 Обучение как создание смысла
- 3 В тяжелой утрате
- 3.1 Семейные узы
- 3.2 Духовность и религиозность
- 3.3 Филантропия
- 4 См. Также
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 7 Дальнейшее чтение
- 8 Внешние ссылки
История
Виктор Франкл, автор книги "
Человек в поисках смысла" Психиатр и переживший холокост Виктор Франкл, основатель логотерапии в 1940-х годах, в своей книге «В поисках смысла» 1946 года утверждал, что основная мотивация человека - найти смысл жизни. Франкл настаивал на том, что смысл может быть обнаружен при любых обстоятельствах, даже в самых печальных переживаниях утраты и трагедии. Он сказал, что люди могут открывать смысл, совершая поступки, испытывая ценность и испытывая страдания. Хотя Франкл не использовал термин «создание смысла», его акцент на создании смысла повлиял на более поздних психологов.
Нил Постман и Чарльз Вайнгартнер, оба были критиками в области образования и пропагандистами образования в области исследования, опубликовали главу под названием «Создание смысла» в своей книге 1969 года « Обучение как подрывная деятельность». В этой главе они описали, почему они предпочли термин «создание смысла» любым другим метафорам для преподавания и обучения:
В свете всего этого, возможно, вы поймете, почему мы предпочитаем метафору «создание смысла» большинству метафор разума, используемых в школах. Во-первых, он гораздо менее статичен, чем другие. Он подчеркивает процессный взгляд на мышление, включая тот факт, что «сознание» претерпевает постоянные изменения. «Создание смысла» также заставляет нас сосредоточиться на индивидуальности и уникальности создателя смысла ( хранителя). В большинстве других метафор есть предположение об «одинаковости» всех учащихся. «Сад», который нужно возделывать, тьма, которую нужно осветить, фундамент, на котором нужно строить, глина, которую нужно лепить - всегда подразумевается, что все обучение будет происходить одинаково. Цветы будут одного цвета, свет покажет ту же комнату, глина примет ту же форму и так далее. Более того, такие метафоры подразумевают границы, предел познания. Сколько цветов может вместить сад? Сколько воды может вместить ведро? Что происходит с учеником после того, как его ум сформирован? Насколько большим может быть здание, даже если оно построено на прочном фундаменте? «Создатель смысла» не имеет такого ограничения. Его воспитательному процессу нет конца. Он продолжает создавать новые смыслы...
-
Нил Постман и Чарльз Вайнгартнер, "Создание смысла"
К концу 1970-х термин «смыслообразование» стал использоваться все чаще, особенно в конструктивистской теории обучения, которая постулирует, что знания - это то, что активно создается людьми по мере того, как они испытывают новые вещи и объединяют новую информацию со своими текущими знаниями.. Психолог развития Роберт Кеган использовал термин «создание смысла» в качестве ключевого понятия в нескольких широко цитируемых текстах о консультировании и развитии человека, опубликованных в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Кеган писал: « Человек создает смысл. Для человека эволюция представляет собой развитие систем смысла ; задача организмов - организовывать, как говорит Перри (1970)». Термин «означает, что делает» также используются психологами под влиянием Джорджа Келли «s личностного конструкта.
В обзоре смыслообразовательной литературы, опубликованном в 2010 году, психолог Кристал Л. Парк отметила, что существует обширная теория создания смыслов, но эмпирические исследования отстают от развития теории. В 2014 году Первый Конгресс по конструированию личного смысла был проведен в рамках восьмой проходящей раз в два года Международной конференции по вопросам смысла, созванной Международной сетью по личному смыслу.
Обучение как создание смысла
Термин смыслообразование использовался в конструктивистской педагогической психологии для обозначения личной эпистемологии, которую люди создают, чтобы помочь им разобраться в влияниях, отношениях и источниках знаний в их мире.
Например, психолог Роберт Кеган разработал теоретическую основу, которая постулировала пять уровней смыслообразования ; каждый уровень описывает более продвинутый способ понимания опыта, и люди могут овладевать каждым уровнем по мере своего психологического развития. Точно так же, согласно теории трансформирующего обучения социолога и педагога Джека Мезироу, взрослые интерпретируют значение своего опыта через призму глубоко укоренившихся предположений. Когда они сталкиваются с чем-то, что противоречит или бросает вызов их способу ведения переговоров с миром, они должны пройти через преобразующий процесс оценки своих предположений и процессов осмысления. Переживания, которые заставляют людей участвовать в этой критической саморефлексии, или то, что Мезиров называл «дезориентирующими дилеммами», могут быть такими событиями, как потеря, травма, стрессовые изменения в жизни или другие прерывания.
В тяжелой утрате
Пережив смерть, людям часто приходится придумывать новое значение своей утраты. Вмешательства, способствующие осмыслению, могут быть полезными для скорбящих, поскольку было обнаружено, что некоторые вмешательства улучшают как психическое, так и физическое здоровье. Однако, по мнению некоторых исследователей, «для некоторых людей из непростой среды попытки достижения смысла могут быть психологически нездоровыми», когда эти усилия «больше похожи на размышления, чем на разрешение» проблем.
Некоторые исследователи сообщают, что осмысление может помочь людям чувствовать себя менее обеспокоенными и позволяет им стать более устойчивыми перед лицом потери. И наоборот, неспособность придать значение смерти для некоторых людей приводит к более длительным страданиям.
Существуют различные стратегии, которые люди могут использовать для создания смысла; многие из них кратко изложены в книге « Методы терапии горя». В одном исследовании была разработана «Кодовая книга значения потери», в которой общие стратегии создания смысла сгруппированы по 30 категориям. Среди этих стратегий смыслообразования наиболее часто используемые категории включают в себя: личностный рост, семейные узы, духовность, ценность жизни, негативный аффект, непостоянство, изменение образа жизни, сострадание и освобождение от страданий.
Семейные узы
Люди, использующие существующие семейные узы для создания смысла, «меняют свое мировоззрение и / или поведение по отношению к членам семьи». С помощью этой стратегии смыслообразования люди создают смысл утраты через взаимодействие с членами семьи и прилагают больше усилий, чтобы проводить с ними больше времени. Когда люди используют семью, чтобы придать смысл утрате, в семейной системе появляется больше стратегий осмысления. Пара стратегий, которые используют члены семьи, чтобы помочь друг другу справиться с ситуацией, - это обсуждение наследия умершего и беседа с членами семьи о потере.
Когда члены семьи могут открыто выражать свои взгляды и убеждения, это может привести к лучшему благополучию и уменьшению разногласий в семье. Придание смысла своей семье также увеличивает удовлетворенность браком, уменьшая семейное напряжение, особенно если умерший был другим членом семьи.
Духовность и религиозность
Приобретение смысла через духовность и религиозность важно, потому что помогает людям справиться с потерей, а также развивать свои собственные духовные или религиозные убеждения. Духовность и религиозность помогают скорбящим задуматься о трансцендентной реальности, поделиться своим мировоззрением и почувствовать принадлежность к сообществам с общими убеждениями.
Когда люди с божественным мировоззрением обретают смысл через духовность и религиозность, эти «люди воспринимают божественное как причастное к серьезному стрессовому жизненному событию» и используют божественное, чтобы раскрыть смысл утраты. Есть три основных способа, которыми теист может создавать смысл через религию: доброжелательная религиозная переоценка, наказание переоценки Бога и переоценка силы Бога. Благожелательные религиозные переоценки представляют Бога в позитивном свете, и скорбящие могут рассматривать смерть как часть Божьего плана. Наказывающие переоценки Бога бросают Бога в темный свет, и скорбящие могут обвинять Бога в потере или чувствовать себя наказанными Богом. Переоценка силы Бога ставит под сомнение способность Бога вмешиваться в ситуацию. Все эти оценки способствуют тому, как скорбящий может придать смысл своей утрате.
Еще одна стратегия создания смысла, которую используют люди, - это создание смысла, оценивая свою собственную жизнь. Люди, которые создают смысл таким образом, могут попытаться дорожить своей жизнью, попытаться найти свою цель или изменить свой образ жизни.
Благотворительность
Гриверы могут осмыслить смерть с помощью благотворительных организаций, таких как благотворительные фонды и организации. Приобретение смысла посредством благотворительности может создать финансовую поддержку, социальную поддержку, эмоциональную поддержку и помогает создавать положительные результаты из негативного опыта смерти. Например, одна пара, потерявшая ребенка, рассказала, как они разработали «Проект Норы» после смерти своей дочери-инвалида, чтобы помочь обеспечить инвалидными колясками детей с ограниченными возможностями по всему миру. Мать сказала: «С помощью проекта Норы я тоже лечу. Я могу превратить то, что было ужасно, как она умерла, во что-то, что принесет пользу миру». Подобно этой матери, люди часто хотят создавать или делать что-то хорошее для других. Филантропия помогает людям осознать смысл, непрерывно и бескорыстно почитая жизнь, одновременно помогая другим пережить подобный опыт.
Смотрите также
Примечания
использованная литература
- Аттиг, Томас (1996). Как мы скорбим: заново познавая мир. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195074550. OCLC 33048470.
- Basseches, Майкл (январь 1997 г.). «Перспективы развития психотерапевтического процесса, опыта психотерапевтов и« смыслового конфликта »в терапевтических отношениях: серия из двух частей». Журнал развития взрослых. 4 (1–2): 17–33. DOI : 10.1007 / BF02511846. S2CID 195243798.
- Бакстер Магольда, Марсия Б.; Кинг, Патрисия М. (2012). Оценка смыслообразования и самоавторства: теория, исследования и применение. Отчет ASHE о высшем образовании. 38. Хобокен, Нью-Джерси: Джосси-Басс / Уайли. ISBN 978-1118500545. OCLC 801926567.
- Блэк, Хелен К.; Сантанелло, Холли Р.; Рубинштейн, Роберт Л. (сентябрь 2014 г.). «Прагматическая система верований в семейное осмысление после смерти». Исследования смерти. 38 (8): 522–530. DOI : 10.1080 / 07481187.2013.879754. PMID 24738858. S2CID 22332569.
- Калхун, Лоуренс Дж.; Тедески, Ричард Г., ред. (2006). Справочник посттравматического роста: исследования и практика. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 978-0805851960. OCLC 62078285.
- Карлсен, Мэри Бэрд (1988). Значение: терапевтические процессы во взрослом развитии. Нью-Йорк: ISBN WW Norton amp; Co. 978-0393700497. OCLC 17108819.
- Дэвис, Кристофер Дж.; Гарасымчук, Шерил; Воль, Майкл Дж. А. (апрель 2012 г.). «Обретение смысла в травматической потере: семейный подход». Журнал травматического стресса. 25 (2): 142–149. DOI : 10.1002 / jts.21675. PMID 22522727.
- Дэвис, Кристофер Дж.; Нолен-Хоксема, Сьюзен; Ларсон, Джудит (август 1998). «Осмысление потери и извлечение пользы из опыта: два смысловых толкования». Журнал личности и социальной психологии. 75 (2): 561–574. DOI : 10.1037 / 0022-3514.75.2.561. PMID 9731325.
- Дока, Кеннет Дж.; Дэвидсон, Джойс, ред. (1998). Жить с горем: кто мы, как скорбим. Вашингтон, округ Колумбия: Фонд хосписов Америки. ISBN 978-0876308981. OCLC 47667465.
- Dorpat, Theodore L.; Миллер, Майкл Л. (1992). Клиническое взаимодействие и анализ смысла: новая психоаналитическая теория. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Аналитическая пресса. ISBN 978-0881631463. OCLC 26095722.
- Drath, Wilfred H.; Палус, Чарльз Дж. (1994). Здравый смысл: лидерство как создание смысла в сообществе практикующих. Гринсборо, Северная Каролина: Центр творческого лидерства. ISBN 978-0912879970. OCLC 30518363.
- Дырегров, Кари Мадлен; Дизеруд, Гудрун; Хьелмеланд, Хайди Мари; Стрэйтон, Мелани; Расмуссен, Метте Либерг; Книжек, Бирте Лоа; Леенаарс, Антун Адриан (сентябрь 2011 г.). «Осмысление психологического вскрытия: ценность участия в качественных исследованиях для тех, кто покончил с собой в результате самоубийства». Исследования смерти. 35 (8): 685–710. DOI : 10.1080 / 07481187.2011.553310. PMID 24501818. S2CID 35042701.
- Epting, Franz R.; Неймейер, Роберт А., ред. (1984). Личные значения смерти: приложения теории личных построений к клинической практике. Серии по обучению смерти, старению и здравоохранению. Вашингтон, округ Колумбия: Hemisphere Pub. Корпоративный ISBN 978-0891163633. OCLC 9557799.
- Фантоцци, Виктория Б. (июнь 2012 г.). «Придание смысла в обучении студентов». Действия в педагогическом образовании. 34 (2): 146–158. DOI : 10.1080 / 01626620.2012.677738. S2CID 144447650.
- Франкл, Виктор Э. (1962) [1946]. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию. Бостон: Beacon Press. ISBN 978-0807014271. OCLC 68940601.
- Гиллис, Джеймс; Neimeyer, Robert A.; Мильман, Евгения (апрель 2014 г.). «Значение кодовой книги потери: построение системы для анализа значений, сделанных в тяжелой утрате». Исследования смерти. 38 (4): 207–216. DOI : 10.1080 / 07481187.2013.829367. PMID 24524583. S2CID 40245159.
- Игнелци, Майкл (лето 2000). «Значение в процессе обучения и преподавания». Новые направления преподавания и обучения. 2000 (82): 5–14. DOI : 10.1002 / tl.8201.
- Калайджян, Ани; Евгений, Доминик, ред. (2010). Массовые травмы и эмоциональное исцеление по всему миру: ритуалы и практики для повышения устойчивости и осмысления. Санта-Барбара, Калифорния: Praeger. ISBN 9780313375408. OCLC 422757301.
- Кеган, Роберт (январь 1980 г.). «Создание смысла: конструктивно-развивающий подход к людям и практике». Журнал "Кадры и руководство". 58 (5): 373–380. DOI : 10.1002 / j.2164-4918.1980.tb00416.x.
- Кеган, Роберт (1982). Эволюционирующее Я: проблема и процесс в развитии человека. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674272309. OCLC 7672087.
- Куннен, Э. Саския; Босма, Харке А. (апрель 2000 г.). «Развитие смыслообразования: динамический системный подход». Новые идеи в психологии. 18 (1): 57–82. DOI : 10.1016 / S0732-118X (99) 00037-9.
- Mackay, Michael M.; Блок, Сьюзен (август 2010). «Создание смыслов в воспоминаниях: сравнение воспоминаний о жизненном опыте, связанном со смертью и низком уровне». Исследования смерти. 34 (8): 715–737. DOI : 10.1080 / 07481181003761708. PMID 24482847. S2CID 31138533.
- Маккей, Найджел (июнь 2003 г.). «Психотерапия и идея смысла». Теория и психология. 13 (3): 359–386. DOI : 10.1177 / 0959354303013003004. S2CID 144811129.
- Мезиров, Джек (2009). «Обзор трансформирующего обучения». В Illeris, Knud (ред.). Современные теории обучения: теоретики обучения - своими словами. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. С. 90–105. ISBN 978-0415473439. OCLC 213446282.
- Медлок, Гордон (январь 2016 г.). «В поисках всеобщего понимания личного смысла: размышления о смысловом саммите на первом Конгрессе по созданию личного смысла». Журнал конструктивистской психологии. 30: 1–13. DOI : 10.1080 / 10720537.2015.1119079. S2CID 147244459.
- Мерриам, Шаран Б. ; Хойер, Барбара (июль 1996 г.). «Осмысление, обучение и развитие взрослых: модель, имеющая значение для практики». Международный журнал непрерывного образования. 15 (4): 243–255. DOI : 10.1080 / 0260137960150402.
- Мортимер, Эдуардо Флери; Скотт, Филип Х. (2003). Создание смысла в классах средней науки. Maidenhead; Филадельфия: Издательство Открытого университета. ISBN 978-0335212088. OCLC 53193913.
- Нэш, Роберт Дж.; Мюррей, Мишель С. (2010). Помощь студентам в достижении цели: руководство по созданию смысла. Серия Джосси-Басс о высшем образовании и образовании взрослых. Сан-Франциско: Джосси-Басс. ISBN 9780470408148. OCLC 428031779.
- Неймейер, Роберт А., изд. (2001). Имеется в виду реконструкция и переживание утраты. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 978-1557987426. OCLC 44712952.
- Неймейер, Роберт А. (2009). Конструктивистская психотерапия: отличительные особенности. Серия отличительных особенностей CBT. Хоув, Восточный Суссекс; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415442336. OCLC 237402656.
- Неймейер, Роберт А., изд. (2012). Техники терапии горя: творческие практики для консультирования тех, кто потерял близких. Серии смерти, умирания и тяжелой утраты. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415807258. OCLC 752072377.
- Neimeyer, Robert A.; Раскин, Джонатан Д., ред. (2000). Конструкции беспорядка: смыслообразующие рамки психотерапии. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 978-1557986290. OCLC 42009389.
- Новак, Джозеф Д. (апрель 1993 г.). «Человеческий конструктивизм: объединение психологических и гносеологических явлений в смыслообразовании». Международный журнал психологии личностного построения. 6 (2): 167–193. DOI : 10.1080 / 08936039308404338.
- Парк, Кристалл Л. (март 2010 г.). «Осмысление смысловой литературы: комплексный обзор создания смысла и его влияния на приспособление к стрессовым жизненным событиям». Психологический бюллетень. 136 (2): 257–301. DOI : 10.1037 / a0018301. PMID 20192563.
- Перри, Уильям Г. (1970). Формы интеллектуально-этического развития в студенческие годы: схема. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 978-0030813269. OCLC 76870.
- Почтальон, Нил ; Вайнгартнер, Чарльз (1969). «Создание смысла». Обучение как подрывная деятельность. Нью-Йорк: Delacorte Press. С. 82–97. ОКСЛ 4259.
- Рем, Марша Л. (1999). «Призвание как повествование смысла: значение для профессионального образования». Журнал исследований профессионального образования. 24 (3): 145–59.
- Розен, Хью; Кюльвейн, Кевин Т., ред. (1996). Конструирование реальности: смыслообразующие перспективы для психотерапевтов. Серия Jossey-Bass по социальным и поведенческим наукам. Сан-Франциско: Джосси-Басс. ISBN 978-0787901950. OCLC 32969007.
- Россетто, Келли Р. (сентябрь 2014 г.). «Создание благотворительных фондов для борьбы с горем: примеры из жизни родителей, потерявших близких». Исследования смерти. 38 (8): 531–537. DOI : 10.1080 / 07481187.2014.899652. PMID 24738725. S2CID 205584979.
- Продажи, Джессика М.; Меррилл, Натали А.; Фивуш, Робин (2013). «Делает ли создание смысла его лучше ?: создание смысла повествования и благополучие афроамериканских девочек-подростков из группы риска». Память. 21 (1): 97–110. DOI : 10.1080 / 09658211.2012.706614. PMC 3564999. PMID 22897108.
- Скотт, Филип Х.; Мортимер, Эдуардо Флери; Агиар, Орландо Г. (июль 2006 г.). «Напряжение между авторитетным и диалогическим дискурсом: фундаментальная характеристика смыслового взаимодействия на уроках естествознания в средней школе». Научное образование. 90 (4): 605–631. DOI : 10.1002 / sce.20131.
- Стеффен, Эдит; Койл, Адриан (август 2011 г.). «Чувство присутствия и смысловое значение в тяжелой утрате: качественный анализ» (PDF). Исследования смерти. 35 (7): 579–609. DOI : 10.1080 / 07481187.2011.584758. PMID 24501839. S2CID 14139026.
- Stein, Catherine H.; Abraham, Kristen M.; Bonar, Erin E.; McAuliffe, Christine E.; Фого, Венди Р.; Файгин, Дэвид А.; Райя, Хишам Абу; Потокар, Даниэль Н. (март 2009 г.). «Осмысление личных потерь: религиозные, полезные и целеустремленные приписывания». Журнал потерь и травм. 14 (2): 83–100. DOI : 10.1080 / 15325020802173819. S2CID 145124262.
- Тибо, Пол Дж. (2003). «Контекстуализация и социальные практики создания смысла». В Eerdmans, Сьюзен; Превиньяно, Карло; Тибо, Пол Дж. (Ред.). Язык и взаимодействие: дискуссии с Джоном Дж. Гумперцем. Амстердам; Филадельфия: Издательство Джона Бенджамина. С. 41–62. ISBN 978-9027225948. OCLC 50280030.
- Путь, Пэтси (апрель 2013 г.). «Взгляд практикующего на детей, имеющих духовный смысл в тяжелой утрате». Журнал социальной работы в конце жизни и паллиативной помощи. 9 (2–3): 144–157. DOI : 10.1080 / 15524256.2013.794032. PMID 23777231. S2CID 46242978.
- Вебстер, Джеффри Дин; Дэн, Сяолей Чарли (май 2015 г.). «Пути от травмы к внутриличностной силе: мировоззрение, посттравматический рост и мудрость». Журнал потерь и травм. 20 (3): 253–266. DOI : 10.1080 / 15325024.2014.932207. S2CID 145464421.
- Викман, Пер-Олоф (2006). Эстетический опыт в естественнонаучном образовании: обучение и осмысление как ситуативные разговоры и действия. Серия "Преподавание и обучение в науке". Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN 978-0805855036. OCLC 58563560.
дальнейшее чтение
- Барлоу, Конни С. (1997). «Смыслотворение». Зеленое пространство, зеленое время: путь науки. Нью-Йорк: Коперник. С. 223–296. DOI : 10.1007 / 978-1-4612-0673-6_6. ISBN 978-0387947945. OCLC 36917078.
- Бендинер-Виани, Габриель (2013). «Большой мир в маленьком: многослойная динамика смыслообразования в повседневной жизни». Окружающая среда и планирование D: Общество и космос. 31 (4): 708–726. DOI : 10.1068 / d17810. S2CID 143953345.
- ДеГрандпре, Ричард Дж. (Июль 2000 г.). «Наука о значении: может ли бихевиоризм привнести смысл в психологическую науку?». Американский психолог. 55 (7): 721–739. DOI : 10.1037 / 0003-066X.55.7.721. PMID 10916862.
- Джонсон, Марк (2007). «Искусство как образец смыслообразования». Значение тела: эстетика человеческого понимания. Чикаго: Издательство Чикагского университета. С. 209–234. ISBN 9780226401928. OCLC 76967201.
- Лидар, Малена; Альмквист, Йонас; Остман, Лейф (июль 2009 г.). «Прагматический подход к осмыслению детских дискуссий о гравитации и форме Земли». Научное образование. 94 (4): 689–709. DOI : 10.1002 / sce.20384.
- Макканн, Юджин Дж. (Август 2002 г.). «Культурная политика местного экономического развития: создание смысла, создание мест и процесс городской политики». Геофорум. 33 (3): 385–398. DOI : 10.1016 / S0016-7185 (02) 00007-6.
- Pfenninger, David T.; Клион, Рид Э. (июль 1994 г.). «Приспособление мира к конструкциям: роль деятельности в создании смысла». Журнал конструктивистской психологии. 7 (3): 151–161. DOI : 10.1080 / 10720539408405078.
- Уотерс, Теодор Э.А.; Шеллкросс, Джон Ф.; Фивуш, Робин (2013). «Многогранность создания смысла: сравнение нескольких показателей создания смысла и их отношения к психологическому стрессу». Память. 21 (1): 111–124. DOI : 10.1080 / 09658211.2012.705300. PMID 22900850. S2CID 41643396.
внешние ссылки