Веймарская конституция

редактировать
Конституция Германии 1919 года «Веймарская конституция» в виде буклета. Сама конституция требовала, чтобы его предоставляли школьникам во время их окончания.

Конституция Германского Рейха (немецкий : Die Verfassung des Deutschen Reichs), обычно известная как Веймарская конституция (Weimarer Verfassung), была конституцией, которая управляла Германией в период Веймарской республики (1919–1933). Конституция провозгласила Германию демократической парламентской республикой с законодательным органом, избираемым по пропорциональному представительству. Было установлено всеобщее избирательное право с минимальным возрастом для голосования 20 лет. Конституция технически оставалась в силе на протяжении нацистской эпохи с 1933 по 1945 год, хотя практически не применялась.

Название конституции было таким же, как и Конституция Германской империи, которая ей предшествовала. Официальное название немецкого государства было Deutsches Reich до принятия Основного закона 1949 года.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Положения и организация
    • 2.1 Основная часть I: Состав Рейха и его ответственность
      • 2.1.1 Раздел 1: Рейх и его государства
      • 2.1.2 Раздел 2: Рейхстаг и правительство Рейха
      • 2.1.3 Раздел 3: Президент Рейха и Национальное министерство
      • 2.1.4 Раздел 4: Рейхсрат
      • 2.1.5 Раздел 5: Законодательство Рейха
      • 2.1.6 Раздел 6: Администрация Рейха
      • 2.1.7 Раздел 7: Правосудие
    • 2.2 Основная часть II: Основные права и обязательства немцев
      • 2.2.1 Раздел 1: Личность
      • 2.2.2 Раздел 2: Общественная жизнь
      • 2.2.3 Раздел 3: Религия и религиозные сообщества
      • 2.2.4 Раздел 4: Образование и Школа
      • 2.2.5 Раздел 5: Экономика
    • 2.3 Переходные и заключительные положения
  • 3 Слабые стороны
  • 4 Подрыв Гитлером Веймарской конституции
  • 5 Наследие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Источник

После окончания Первой мировой войны, Национальное собрание Германии собралось в городе Веймар, в земле Тюрингия., после федеральных выборов 19 января 1919 г., чтобы написать конституцию для Рейха. Нация должна была быть демократической федеративной республикой, управляемой президентом и парламентом.

Конституция была разработана юристом и либеральным политиком Хьюго Пройсом, который тогда был статс-секретарем в Министерстве внутренних дел, а затем стал министром внутренних дел. Пройс подверг критике решение Тройственной Антанты запретить включение Германской Австрии в состав Германской Республики после распада Австро-Венгрии и сказал, что это противоречие. Вильсоновского принципа самоопределения народов.

Между делегатами возникли разногласия по таким вопросам, как национальный флаг, религиозное образование для молодежи и права провинции (Länder), составлявшие Рейх. К августу 1919 года разногласия были разрешены, но 65 делегатов воздержались при голосовании за принятие Веймарской конституции.

Первый президент, Фридрих Эберт подписал новую конституцию Германии в качестве закона 11 августа 1919 года. Конституция названа в честь Веймара, хотя она была подписана законом Фридрих Эберт в Шварцбурге, потому что Эберт был в отпуске в Шварцбурге, в то время как парламент, разрабатывающий конституцию, собирался в Веймаре.

Федеральные выборы прошли в Германии 6 июня 1920 года в соответствии с Веймарской конституцией..

Герхард Аншютц (1867–1948), известный немецкий учитель конституционного права, был известным комментатор Веймарской конституции.

Положения и организация

Веймарская конституция была разделена на две основные части (Hauptteile). Две части были разделены на семь и пять разделов соответственно. Всего в Конституции более 180 статей.

Некоторые из наиболее примечательных положений описаны ниже, в том числе те положения, которые оказались значительными в период упадка Веймарской республики и подъема нацистской Германии.

преамбула Конституции гласит:

Das Deutsche Volk einig in seinen Stämmen und von dem Willen beseelt, sein Reich in Freiheit und Gerechtigkeit zu erneuen und zu festigen, dem inneren und dem äußerencha Frieden zu diensellen und den gerenchannelzu diensellende zu fördern, hat sich diese Verfassung gegeben.

На английский это можно перевести как:

Немецкий народ, объединившийся в своих племенах и вдохновленный волей к обновлению и укреплению своего царства (Рейха) в свободе и справедливости, чтобы служить внутреннему и внешнему миру и содействовать социальному прогрессу, приняла эту Конституцию.

Основная часть I: Состав Рейха и его ответственность

В первой части (Erster Hauptteil) Конституции указывается организация различных компонентов Reic h правительство.

Раздел 1: Рейх и его государства

Раздел 1 состоял из статей с 1 по 19 и установил Германский Рейх как республику, власть которой исходила от народа. («Сила государства исходит от народа».) Рейх был определен как регион, охватываемый немецкими государствами (Länder), и другие регионы могли присоединиться к Рейху на основе народного самоопределения и законодательства Рейха.

Раздел 1 также установил, что общепризнанные принципы международного права являются обязательными для Германии, и предоставил правительству Рейха исключительную юрисдикцию в отношении:

  • международных отношений, колониальных дел, гражданства
  • свободы передвижения
  • иммиграция, эмиграция и экстрадиция.
  • оборона
  • таможня и торговля
  • валюта и монеты
  • почтовая, телеграфная и телефонная служба

За исключением субъектов, в отношении которых правительство Рейха имело исключительную юрисдикцию, государства могли управлять своими территориями по своему усмотрению. Тем не менее, закон Рейха заменил или аннулировал государственный закон в случае конфликта. Разрешение конфликтов между землями и правительством Рейха находилось в ведении Верховного суда.

Государственные органы должны были обеспечивать соблюдение законов Рейха и иметь конституцию, основанную на принципах свободного государства. Парламент каждого штата (ландтаг ) должен был быть избран равным и тайным голосованием в соответствии с представительными выборами. Правительство каждого штата может служить только до тех пор, пока оно пользуется доверием парламента соответствующего штата.

Раздел 2: Рейхстаг и правительство Рейха

В статьях с 20 по 40 описан национальный парламент, Рейхстаг, который заседал в столица, Берлин. Рейхстаг состоял из представителей, избранных немецким народом путем равного и тайного голосования, открытого для всех немцев в возрасте от 20 лет и старше. Выборы в Рейхстаг регулируются принципами пропорционального представительства.

Члены рейхстага представляли весь народ и были связаны только своей совестью. Члены служили четыре года. Рейхстаг мог быть распущен президентом Рейха, а новые выборы проводились не позднее, чем через 60 дней после даты роспуска.

Члены рейхстага и парламента каждой земли (ландтага) были освобождены от ареста или расследования уголовного преступления, кроме как с одобрения законодательного органа, к которому принадлежит данное лицо. Такое же разрешение требовалось для любого другого ограничения личной свободы, которое могло повредить способности члена выполнять свои обязанности. (Статья 37)

Президент служил на срок семь лет и мог быть переизбран один раз. Он мог быть отстранен от должности плебисцитом при голосовании двух третей рейхстага. Отклонение этой меры избирателями будет действовать как переизбрание президента и приведет к роспуску рейхстага. Если государство не выполняет свои обязательства по конституции или закону рейха, президент может использовать вооруженную силу, чтобы заставить государство сделать это. Кроме того, статья 48 наделяла президента полномочиями принимать меры - включая использование вооруженной силы и / или приостановление гражданских прав - для восстановления законности и порядка в случае серьезной угрозы общественной безопасности или Безопасность рейха. От президента требовалось проинформировать рейхстаг об этих мерах, и рейхстаг мог отменить такой указ президента. (Адольф Гитлер позже использовал эту статью, чтобы юридически отменить гражданские свободы, предоставленные конституцией, и облегчить установление диктатуры.)

Рейхсканцлер определил политические направления своего правительства и был ответственным перед Рейхстагом. Канцлер и министры были вынуждены уйти в отставку в случае вынесения рейхстагом вотума недоверия. Правительство (кабинет) Рейха принимало решения большинством голосов; в случае равенства голосов решающим был голос президента Рейха. Рейхстаг может обвинить президента, канцлера или любого министра Рейха в умышленном нарушении Конституции или закона Рейха, указанное дело будет рассматриваться в Верховном суде.

Раздел 3: Президент Рейха и Национальное министерство

В статьях с 41 по 59 описываются обязанности президента, включая критерии для его должности. Кроме того, они также объясняют его отношения с национальным министерством и его отношения с канцлером.

Раздел 4: Рейхсрат

Раздел 4 состоял из статей 60-67 и учредил Рейхсрат (Государственный совет). Рейхсрат был средством, с помощью которого государства могли участвовать в разработке законодательства на национальном уровне. Члены рейхсрата были членами или представителями парламентов штатов и были связаны инструкциями правительств своих штатов. Правительственные министры были обязаны информировать рейхсрат о предлагаемых законах или административных постановлениях, позволяющих рейхсрату высказывать возражения.

Раздел 5: Законодательство Рейха

В статьях с 68 по 77 указано, как законодательство должно быть преобразовано в закон. Законы могли предлагаться членом рейхстага или правительством рейха и принимались большинством голосов рейхстага. Предлагаемый закон должен был быть представлен в рейхсрат, а возражения последнего органа должны были быть представлены в рейхстаг.

Президент Рейха имел право издать указ о том, чтобы предложенный закон был представлен избирателям в качестве плебисцита до его вступления в силу.

Рейхсрат имел право возражать против законов, принятых Рейхстагом. Если это возражение не может быть разрешено, президент рейха по своему усмотрению может созвать плебисцит или позволить закону умереть. Если рейхстаг голосовал за отклонение возражения рейхсрата большинством в две трети голосов, президент рейха был обязан либо объявить закон в силе, либо созвать плебисцит.

Поправки к Конституции были предложены в качестве обычного закона, но для того, чтобы такая поправка вступила в силу, требовалось присутствие двух третей или более членов Рейхстага и не менее двух третей присутствующих депутатов. проголосовал за закон.

Правительство Рейха имело право устанавливать административные постановления, если в законе Рейха не указано иное.

Раздел 6: Администрация Рейха

В статьях с 78 по 101 описаны методы, с помощью которых правительство Рейха управляло конституцией и законами, особенно в областях, где правительство Рейха имело исключительную юрисдикцию - международные отношения, колониальные дела, оборона, налогообложение и таможня, торговое мореплавание и водные пути, железные дороги и т. д.

Раздел 7: Правосудие

Статьи 102–108 устанавливали систему правосудия Веймарской республики. Основное положение установило независимость судей - судьи подчинялись только закону.

Этот раздел учредил Верховный суд, а также административные суды для разрешения споров между гражданами и административными учреждениями государства.

Основная часть II: Основные права и обязанности немцев

Вторая часть (Zweiter Hauptteil) Веймарской конституции изложила основные права (Grundrechte) и основные обязанности (Grundpflichten) немцев.

конституция гарантировала каждому гражданину индивидуальные права, такие как свобода слова и собраний. Они основывались на положениях более ранней конституции 1848 г..

Раздел 1: Личность

Статьи 109–118 устанавливали индивидуальные права немцев, при этом основной принцип состоял в том, что каждый немец был равен перед закон. Оба пола имели одинаковые права и обязанности. Были отменены льготы по рождению или социальному положению. Официальное признание дворянских титулов прекратилось, за исключением части имени человека, и дальнейшее создание дворянских титулов было прекращено.

Гражданин любой немецкой провинции также был гражданином Рейха. Немцы имели право передвижения и проживания, а также право приобретать собственность и заниматься торговлей. Они имели право иммигрировать или эмигрировать, а также право на защиту Рейха от иностранных властей.

«Национальная идентичность» иноязычных сообществ в Германии была защищена, включая право использовать их родной язык в образовании, управлении и судебной системе.

В других конкретных статьях говорилось, что:

  • Права человека неприкосновенны. Индивидуальные свободы могут быть ограничены или лишены только на основании закона. Лица имеют право на получение в течение дня после ареста или задержания уведомления о полномочиях и причинах их задержания, а также возможность возражать. Это эквивалентно принципу habeas corpus в общем праве Англии и других стран. (Статья 114)
  • Дом немца является убежищем и неприкосновенен. (Статья 115)
  • Немцы имеют право свободно выражать свое мнение словом, письмом, печатью, изображениями и т. Д. Это право не может быть ограничено трудовым договором, и осуществление этого права не может создавать неудобства. Цензура запрещена. (Статья 118)

Раздел 2: Общественная жизнь

Статьи 119–134 регулируют взаимодействие немцев с обществом и устанавливают, среди прочего, что:

  • Немцы имели право собираться мирно и без оружия. без предварительного разрешения. (Статья 123)
  • Немцы имели право создавать клубы или общества, которым разрешалось приобретать законный статус. В этом статусе нельзя было отказать из-за политических, социально-политических или религиозных целей организации. (Статья 124)
  • Свободные и тайные выборы гарантированы. (Статья 125)
  • Все граждане имели право занимать государственные должности без какой-либо дискриминации в зависимости от их способностей. Гендерная дискриминация по отношению к женщинам-госслужащим отменена (статья 128). Это позволило первым женщинам, таким как Анита Аугспург, заниматься юридической практикой.
  • Государственные служащие служили всей нации, а не определенной партии. Они пользовались свободой политических убеждений. (Статья 130)
  • Граждане могут быть обязаны оказывать услуги государству и обществу, включая обязательную военную службу, в соответствии с правилами, установленными законом Рейха.
  • Раздел 3: Религия и религиозные сообщества

    Религиозные права немцев были перечислены в статьях 135–141. Жителям Рейха была предоставлена ​​свобода веры и совести. Свобода вероисповедания гарантируется конституцией и защищается государством, при этом не существует государственной церкви.

    Кроме того, осуществление гражданских и гражданских прав и прием на государственную должность не зависели от религиозных убеждений. Публичного заявления о религиозных убеждениях не требовалось, и никого не заставляли присоединяться к религиозному действию или приносить религиозную присягу.

    Пять статей из этого раздела Конституции (№№ 136–139 и 141) были прямо включены в Основной закон Федеративной Республики Германии (принятый в 1949 г.), и поэтому остаются конституционным законом в Германии сегодня.

    Раздел 4: Образование и школа

    Статьи с 142 по 150 регламентировали деятельность учебных заведений в Рейхе. Государственное образование предоставлялось государственными учреждениями и регулировалось правительством в сотрудничестве между Рейхом, провинцией и местным сообществом. Начальная школа была обязательной, а до 18 лет обучение в продвинутой школе было бесплатным.

    Конституция также предусматривала частное школьное образование, которое также регулировалось государством. В частных школах, находящихся в ведении религиозных общин, религиозное обучение может преподаваться в соответствии с принципами религиозной общины.

    Раздел 5: Экономика

    Положения Конституции об экономических делах были даны в статьях 151–165. Один из основополагающих принципов заключался в том, что экономическая жизнь должна соответствовать принципам справедливости с целью достижения достойной жизни для всех и обеспечения экономической свободы личности.

    Право собственности было гарантировано статьей 153. Отчуждение собственности могло производиться только на основании закона и в интересах общественного благосостояния с соответствующей компенсацией.

    Рейх охранял труд, интеллектуальное творчество и права авторов, изобретателей и художников. Право создавать союзы и улучшать условия труда гарантируется каждому человеку и для всех профессий, а также установлена ​​защита самозанятых. Рабочие и служащие получили право участвовать наравне с работодателями в регулировании заработной платы и условий труда, а также в экономическом развитии.

    Переходные и заключительные положения

    Последние 16 статей (статьи с 166 по 181) Веймарской конституции предусматривали упорядоченный переход к новой конституции, а в некоторых случаях оговаривали, когда различные положения новая конституция вступает в силу. В тех случаях, когда законодательство еще не было принято (например, законы, регулирующие деятельность нового Верховного суда), в этих статьях оговаривалось, каким образом конституционные полномочия будут осуществляться в это время существующими учреждениями. В этом разделе также оговаривалось, что новые органы, созданные конституцией, заменяют устаревшие органы (например, Национальное собрание), где эти органы упоминались поименно в старых законах или указах.

    Согласно этой конституции государственные служащие и военнослужащие должны были приносить присягу.

    Действие предыдущей конституции от 15 апреля 1871 г. было приостановлено, но другие законы и указы Рейха, не противоречащие новой конституции, остались в силе. Другие официальные указы, основанные на действующем до настоящего времени законе, оставались в силе до тех пор, пока не были отменены законом или указом.

    Национальное собрание считалось Рейхстагом до тех пор, пока не был избран и созван первый Рейхстаг, а президент Рейха, избранный Национальным собранием, должен был служить до 30 июня 1925 года.

    Слабые стороны

    В своей книге Взлет и падение Третьего Рейха историк Уильям Л. Ширер описал Веймарскую конституцию как «на бумаге самый либеральный и демократический документ такого рода. двадцатый век когда-либо видел... полный гениальных и достойных восхищения устройств, которые, казалось, гарантировали работу почти безупречной демократии ». И все же у Веймарской конституции были серьезные проблемы.

    Распределение президентских полномочий было очень проблематичным. Веймарская конституция позволяла президенту увольнять канцлера, даже если канцлер сохранил доверие рейхстага. Точно так же президент мог назначить канцлера, не пользующегося поддержкой Рейхстага. Кроме того, структура правительства была смесью президентской и парламентской систем, где президент действовал как «замена Кайзера » и принимал на себя часть полномочий монарх орудовал бы. Статья 48, так называемое положение Notverordnung (декрет о чрезвычайном положении), давала президенту широкие полномочия по приостановлению гражданских свобод с недостаточной системой сдержек и противовесов. Это предоставило возможность, которую Адольф Гитлер быстро использовал, став канцлером (см. поджог Рейхстага ).

    Также упоминалось использование пропорциональной избирательной системы без порогов для получения представительства. Эта система, предназначенная для предотвращения растраты голосов, позволила подняться множеству отколовшихся партий, многие из которых представляли крайние края политического спектра, что, в свою очередь, затрудняло создание любой партии и поддерживать работоспособное парламентское большинство. Эта фракционность была одним из факторов, способствовавших частой смене правительства. Ширер ссылается на присутствие примерно 28 политических партий на национальных выборах 1930 года; Отто Фридрих ссылается на 40 различных группировок в Рейхстаге в 1933 году. Не было порога для получения представительства в Рейхстаге, и, следовательно, не было никаких гарантий против быстрого роста экстремистской партии. Получить место в палате можно было всего лишь с 0,4% голосов. На выборах 1924 года, например, Баварский крестьянский союз получил всего 0,7% голосов - но этого было достаточно для трех мест в рейхстаге. Однако рост нацистов (НСДАП), которые сформировали крупнейшую партию во время выборов 1932 года, можно объяснить только настроениями избирателей в Веймарской Германии. Критики избирательных порогов оспаривают аргумент о том, что символическое присутствие нацистов в рейхстагах 1920-х годов значительно способствовало их приходу к власти и что наличие пороговых значений в Веймарской конституции на самом деле не препятствовало амбициям Гитлера - более того, если бы нацисты имели переступив порог, их существование фактически помогло бы нацистам, позволив им еще быстрее маргинализировать небольшие партии.

    Даже без этих реальных и / или предполагаемых проблем Веймарская конституция была создана и вступила в силу в неблагоприятных социальных, политических и экономических условиях. В своей книге Пришествие третьего рейха историк Ричард Дж. Эванс утверждает, что «в целом конституция Веймара была не хуже, чем конституции большинства других стран в 1920-х годах, и намного более демократична, чем многие другие. Ее более проблематичные положения, возможно, не имели бы такого большого значения, если бы обстоятельства были другими. Но фатальное отсутствие легитимности, от которого страдала Республика, многократно усилило недостатки конституции "

    Подрыв Гитлером Веймарской конституции

    Менее чем через месяц после назначения Адольфа Гитлера канцлером в 1933 году Указ о пожаре Рейхстага ссылался на статью 48 Веймарской конституции, приостанавливая действие некоторых конституционных мер защиты гражданских прав. Были затронуты следующие статьи: 114 (habeas corpus), 115 (неприкосновенность жилища), 117 (конфиденциальность переписки), 118 (свобода выражения мнения / цензура), 123 (собрание), 124 (ассоциации) и 153 (экспроприация).

    Последующий Закон о разрешении, принятый Рейхстагом 23 марта 1933 года, гласил, что, помимо традиционного метода принятия Рейхстагом законодательства, правительство Рейха может также принимать законы. В нем также говорилось, что полномочия Рейхстага, Рейхсрата и Рейхспрезидента не были затронуты. Обычные законодательные процедуры, изложенные в статьях 68–77 конституции, не применялись к законам, принятым правительством Рейха.

    Закон о полномочиях фактически был поправкой к конституции из-за вышеупомянутых изменений нормального законодательного процесса. Акт соответствовал конституционным требованиям (присутствовало две трети депутатов Рейхстага, и две трети присутствующих депутатов проголосовали за эту меру). Закон не вносил явных поправок в Веймарскую конституцию, но прямо упоминал о том, что была соблюдена процедура, достаточная для конституционной реформы. Конституция 1919 года так и не была официально отменена, но Закон о полномочиях означал, что все остальные ее положения были мертвой буквой.

    Два предпоследних действия, которые Гитлер предпринял для укрепления своей власти в 1934 году, фактически нарушили Закон о полномочиях. Статья 2 закона гласила, что

    законы, принятые правительством Рейха, могут отклоняться от конституции, если они не затрагивают институты Рейхстага и Рейхсрата. Права президента остаются неизменными.

    Гинденбург умер 2 августа, и Гитлер присвоил себе президентские полномочия в соответствии с законом, принятым накануне. Однако из-за поправки к конституции, внесенной в декабре 1932 года, исполняющим обязанности президента до новых выборов должен был быть Эрвин Бумке, президент Reichsgericht (Имперский суд), не канцлер. Тем не менее, Закон о разрешении не оговаривает никаких средств правовой защиты, которые могут быть применены в случае нарушения канцлером статьи 2, и никаких юридических возражений не предъявлялось.

    Наследие

    После принятия Закона о разрешении конституция была в значительной степени забыта. Тем не менее Гитлер использовал это, чтобы придать своей диктатуре видимость законности. За время его правления было проведено три рейхстага. Однако избирателям был представлен единый список нацистов и «приглашенных кандидатов». Технически тайное голосование оставалось возможным, но нацисты использовали агрессивные внелегальные меры на избирательных участках, чтобы запугать избирателей от попыток тайного голосования. Тысячи его указов прямо основывались на Указе о пожаре Рейхстага, а следовательно, и на статье 48.

    В политическом завещании Гитлера 1945 года (написанном незадолго до его самоубийства) он назначил адмирала Карл Дёниц сменил его. Однако он назначил Дёница президентом, а не фюрером, тем самым восстановив конституционную должность, бездействовавшую после смерти Гинденбурга десятью годами ранее. 30 апреля 1945 года Дёниц сформировал так называемое правительство Фленсбурга, которое контролировало лишь крошечный район Германии у датской границы, включая город Фленсбург. Он был распущен союзниками 23 мая. 5 июня Союзническая Берлинская декларация упразднила все институты немецкого гражданского правительства, и этим было установлено, что конституция больше не имеет юридической силы.

    Конституция 1949 года Германской Демократической Республики (также известной как Восточная Германия) содержала много мест, которые были напрямую скопированы из конституции 1919 года. Он задумывался как конституция объединенной Германии и, таким образом, был компромиссом между либерально-демократической и марксистско-ленинской идеологиями. В 1968 году он был заменен новой, явно коммунистической конституцией, которая оставалась в силе до воссоединения Германии в 1990 году.

    Основной закон Федеративной Республики Германии, принятый в 1949 году, гласил, что «положения статей 136, 137, 138, 139 и 141 Конституции Германии от 11 августа 1919 года являются неотъемлемой частью настоящего Основного закона». Эти статьи Веймарской конституции (которые касались отношения государства к различным христианским конфессиям) остаются частью Основного закона Германии.

    В судебной системе, основанной на Основном законе, Веймарская конституция первоначально сохраняла силу закона (за исключением церковных статей на неконституционном уровне), в то время как Основной закон не содержал ничего противоположного. Эти нормы, однако, были в значительной степени избыточными или касались вопросов, относящихся к землям, и как таковые официально утратили силу в течение двух десятилетий; Помимо церковных статей, правило, согласно которому дворянские титулы должны считаться частью имени и больше не должны даваться (статья 109 III), является единственным оставшимся в силе правилом.

    первая официальная конституция Республики Корея (обычно называемой Южной Кореей) изначально была основана на Веймарской конституции.

    Примечания

    † Защита обеспечивается статьями 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153 могут быть приостановлены или ограничены Президентом посредством ссылки на его полномочия, предоставленные в соответствии с статьей 48 Веймарской конституции.

    Ссылки
    Внешние ссылки
    Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Веймарская конституция
    Немецкий Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с к этой статье: Веймарская конституция
    Последняя правка сделана 2021-06-20 10:56:53
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте