Конституция Восточной Германии

редактировать
Проект конституции Восточной Германии, март 1949 года В миниатюрной книге.

Германская Демократическая Республика, обычно именуемая Восточная Германия и сокращенно ГДР, была основана в 1949 году и была присоединена к Федеративной Республике Германии 3 октября 1990 года во время воссоединения Германии. Первоначальная конституция была обнародована 7 октября 1949 года. Она в значительной степени основывалась на «Weimarer Reichsverfassung» (Веймарская конституция ), так что ГДР была федеральной и демократическая республика. Поскольку первоначальная версия не точно отражала реальный политический климат ГДР, в 1968 году было решено заменить старую конституцию новой версией, в которую впоследствии были внесены поправки в 1974 году.

Содержание

  • 1 Конституция 1949 года
  • 2 Конституция 1968 года
  • 3 поправки 1974 года
  • 4 предложения 1989–90 годов
  • 5 См. Также
    • 5.1 Конституции Германии
    • 5.2 Прочие
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Конституция 1949 года

Первая конституция ГДР была провозглашена 7 октября 1949 года на основе проекта, подготовленного Социалистической единой партией (СЕПГ) в сентябре 1946 года. Конституция во многих отношениях напоминала западные парламентские демократии и отличалась от них. Что касается государственного устройства, конституция 1949 года напоминала, по крайней мере, внешне, Основной закон (Grundgesetz ) Федеративной Республики Германии (Западная Германия). Как и в других парламентско-демократических системах, были также предусмотрены два законодательных собрания, Государственная палата (Länderkammer ) и Народная палата (Volkskammer ), а также избрание депутата премьер-министр (Ministerpräsident) от партии с наибольшим мандатом в Народной палате. президент ГДР, как и его западный коллега, имел очень ограниченную роль и был смещен совместным большинством в две трети голосов в обеих палатах

Законодательство было, по сути, работой Volkskammer, а не Länderkammer, но последний может предлагать проекты законов первым. Законодательный процесс также обнаружил важные отличия от западногерманской модели; Восточногерманская верхняя палата, например, Länderkammer, которая представляла интересы отдельных государств, занимала гораздо более слабое положение, чем ее западногерманский аналог. Volkskammer был конституционно определен как высший орган государственной власти, ожидаемый между его сессиями, где статья 60 призвала к выполнению своих функций три постоянных комитета - Комитет по общим делам, Комитет по экономическим и финансовым вопросам и Комитет по иностранным делам. функции. Статья 51 гласила, что члены Volkskammer должны быть избраны всеобщими, равными и тайными выборами на основе принципа относительного большинства. Еще одно важное отличие касалось роли политических партий в правительстве. Согласно статье 92, партии, имевшие не менее 40 мест в Народной камере, которая тогда насчитывала в общей сложности 400 членов, имели право быть представленными в правительстве. Эта политика соответствовала политике марксистского союза СЕПГ, которая предусматривала, что для достижения своих целей партия рабочего класса должна первоначально работать с другими партиями и через них. Это также гарантировало, что если СЕПГ когда-либо будет понижена до положения меньшинства, ее дальнейшее влияние в правительстве будет гарантировано, если она сохранит минимум 40 мест. Набор основных прав человека, включая право на забастовку (статья 14) и право на эмиграцию (статья 10), сохранил черты либерального Rechtsstaat и формально гарантировал, что суверенитет останется за народом.

Конституция 1949 года была компромиссом; он мог служить либо основой для построения социалистического (а затем и коммунистического) общества, либо основой демократической общегерманской республики. Критики отмечали, что отсутствие действительно независимой конституционной судебной системы (поскольку она и все другие правительственные органы подчинялись Volkskammer) сделало документ практически бессмысленным. Со временем власти проигнорировали большинство его формальных положений и допустили возникновение централизованного политического порядка, подобного тому, который существует в других коммунистических странах, в котором государственные органы делали немногим больше, чем штамп уже принятые решения СЕПГ и его Политбюро.

Несколько важных поправок были внесены по инициативе СЕПГ за восемнадцать лет действия конституции. Поправка от августа 1950 года упразднила парламенты штатов и призвала к выборам депутатов парламента путем создания совместной платформы и списков, организованных Национальным фронтом, головной организацией всех политических партий и массовых организаций, в которой доминирует СЕПГ.. Решение 1952 года заменило пять штатов (Länder) пятнадцатью административными округами (Bezirke ), которые были более напрямую связаны с центральным правительством. (Соединенные Штаты, Великобритания и Франция никогда не признавали Восточный Берлин в качестве Безирка ГДР.) Этот шаг эффективно нейтрализовал Länderkammer и лег в основу его формального роспуска путем внесения поправки в конституцию в декабре 1958 г. A серия поправок, известных как Закон о дополнении Конституции, была принята Народной палатой в марте 1954 г., когда Советский Союз официально предоставил стране суверенитет. Эти поправки очертили черты нового суверенитета страны и официальную военную структуру, которые подготовили почву для статьи об обязательной военной службе 1955 года. Наконец, после смерти президента Вильгельма Пика 7 сентября 1960 года конституционная поправка от 12 сентября 1960 г. заменила должность президента Государственным советом (Staatsrat der DDR ); Вальтер Ульбрихт стал его первым председателем. Та же поправка к конституции также признала роль недавно сформированного Совета национальной обороны ГДР (Nationale Verteidigungsrat der DDR) в оборонной политике ГДР.

Конституция 1968 года

Ульбрихт подписывает новую конституцию, 8 апреля 1968 года

На Седьмом партийном съезде СЕПГ в апреле 1967 года Ульбрихт призвал к принятию новой конституции, заявив, что существующая конституция больше не соответствует «с отношениями социалистического общества и современным уровнем исторического развития». Новая конституция была необходима, чтобы соответствовать марксистско-ленинской вере в развитие истории и роль рабочего класса во главе с СЕПГ. Новая конституция также отразит роль государства как главного инструмента партии в достижении цели социалистического, а затем и коммунистического общества. В декабре 1967 г. комиссии фолькскаммеры было поручено разработать проект новой конституции. Двумя месяцами позже комиссия представила документ, который после «публичных дебатов» был представлен на плебисците 6 апреля 1968 года. Утвержденная с перевесом в 94,5 процента новая Конституция вступила в силу через три дня. 9 апреля 1968 года.

Хотя конституция 1949 года была, по крайней мере, внешне либерально-демократическим документом, конституция 1968 года была полностью коммунистическим документом. Созданный по образцу советской конституции 1936 года, он интегрировал все конституционные изменения, произошедшие с 1949 года, в новую «социалистическую» основу, но при этом ограничил некоторые права, предусмотренные в более ранней версии. Статья 1 конституции 1968 года начиналась словами: «Германская Демократическая Республика - социалистическое государство немецкой нации. Это политическая организация рабочих в городах и сельской местности, которые совместно под руководством рабочего класса и их марксистско-ленинская партия осуществит социализм ».

Хотя старый документ не упоминал СЕПГ, статья 1 новой конституции недвусмысленно провозглашала, что «руководство государством должно осуществляться через рабочий класс и его марксистско-ленинскую партию» - СЕПГ. Конституция 1949 года провозгласила Германию «демократической республикой», тогда как новая конституция описала Восточную Германию как «социалистическое государство немецкой нации». Согласно старой конституции власть исходила от «народа», тогда как в статье 2 новой Конституции говорилось, что власть исходит от «рабочего в городе и деревне».

Существенные изменения, внесенные в документ 1968 года, включали:

  • Статья 6, которая обязывала государство придерживаться «принципов социалистического интернационализма» и уделять особое внимание его «братским связям» с Советским Союзом.
  • Статья 9, которая основывала национальную экономику на «социалистической собственности на средства производства»
  • Статья 20, которая предоставляла свободу совести и убеждений
  • Статья 21, в которой утверждается, что «основные права» гражданства неразрывно связаны с «соответствующими обязанностями»
  • Статья 47, в которой провозглашается принцип «демократического централизма ». авторитетный принцип построения социалистического государства

Документ 1968 года эффективно систематизировал реальное положение дел, которое преобладало в ГДР на протяжении двух десятилетий. Это была одна из последних значительных побед Ульбрихта перед его отставкой в ​​1971 году.

Поправки 1974 г.

Поправки 1974 г., подписанные Председателем Государственного Совета Вилли Стоф.

С ростом Эрих Хонеккер в мае 1971 года и растущее международное признание ГДР, режим попытался отказаться от концепции, согласно которой ГДР была единственным законным правительством всей немецкой нации. Вместо этого была введена политика (демаркации) с желаемым эффектом создания отдельной национальной идентичности ГДР. В результате, Конституция 1968 г. была изменена фолькскаммерой 27 сентября 1974 г., чтобы удалить ссылку на немецкую нацию; действительно, использование слова «немецкий» было сокращено почти до минимума. В измененном документе усилен акцент на солидарности и дружбе с Советским Союзом. На практике, однако, связи между восточными немцами и их западногерманскими соотечественниками усилились, отчасти из-за политики Ostpolitik и разрядки, за которыми в 1970-е годы последовали как Восток, так и Запад.

Статья 1 конституции 1974 г. начиналась словами: «Германская Демократическая Республика - социалистическое государство рабочих и фермеров. Это политическая организация рабочих в городах и деревне под руководством рабочий класс и их марксистско-ленинская партия ».

Предложения 1989–90 гг.

После Мирной революции и падения Берлинской стены в ноябре в конституцию были внесены значительные изменения. 1989 г., чтобы избавиться от его коммунистического характера. В частности, была удалена статья 1, которая фактически давала СЕПГ монополию на власть.

В апреле 1990 года демократический форум Runder Tisch (Круглый стол) разработал предложение по новой конституции ГДР, чтобы отразить демократические изменения, которые охватили ГДР. Однако к тому времени вновь избранная фолькскаммер (парламент) двигалась в направлении полного объединения с Федеративной республикой, и поэтому проект конституции ни к чему не привел.

Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Конституция Восточной Германии

См. Также

Конституции Германии

Прочие

Ссылки

  1. ^http://web.wm.edu/law/publications/lawreview/documents/Vol49-4_Markovits.pdf?svr=law

Внешние ссылки

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием из документа страноведческих исследований Библиотеки Конгресса США. мент: «Восточная Германия».

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:32:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте