Берлинская декларация (1945 г.)

редактировать
Исторический документ 1945 г.

По Берлинской декларации (Немецкий : Berliner Erklärung / Deklaration) от 5 июня 1945 г., четыре правительства Соединенных Штатов, Советского Союза, Соединенного Королевства и Франции, действуя от имени союзников по Второй мировой войне, совместно взяли на себя «верховную власть» над территорией Германии и заявили о законности их совместного решения вопросов, касающихся ее управления и границ, до предстоящего Потсдамская конференция.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Текст декларации
  • 3 Правовой статус в международном праве
  • 4 Подписавшие стороны
  • 5 Дальнейшие разработки
  • 6 Поминовение
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

История вопроса

Немецкий акт о капитуляции от 8 мая 1945 г. предусматривал только военную капитуляцию Немецкие вооруженные силы, немецкая сигна тори - представители германского верховного командования; следовательно, полные гражданские положения о безоговорочной капитуляции германского государства остались без явных формальных оснований. Союзники уже согласовали через Европейскую консультативную комиссию исчерпывающий текст о безоговорочной капитуляции, предназначенный для использования в потенциальных обстоятельствах свержения нацистской власти в Германии военными или гражданскими властями; в Германии создается постнацистское правительство, стремящееся к перемирию. В действительности нацистская власть оставалась до последнего, Адольф Гитлер умер в руинах Берлина 30 апреля 1945 года; и претензии Карла Дёница, его назначенного преемника, о создании гражданского правительства в Фленсбурге неприемлемы для союзников. Таким образом, ранее согласованный текст о капитуляции, переформулированный как декларация и с расширенной пояснительной преамбулой, был принят в одностороннем порядке четырьмя союзными державами как «Декларация о поражении Германии» 5 июня 1945 года. В нем излагалась позиция союзников, которая после грубые преступные злоупотребления нацизмом, и в условиях полного поражения Германия теперь не имела правительства или центральной администрации, и что освобожденная гражданская власть в Германии, следовательно, была принята в качестве кондоминиума четырех представителей союзников. Полномочия от имени Союзных правительств в целом; орган, впоследствии составленный в Контрольный совет союзников.

Принцип, согласно которому военные действия против Германии должны продолжаться до тех пор, пока ее вооруженные силы не сложат оружие на основе безоговорочной капитуляции, был принят союзниками в Московских декларациях от октября 1943 года. В тех же декларациях также указывалось, что после капитуляции Германии любые лица, участвовавшие в злодеяниях на территориях, находящихся под немецкой оккупацией, будут возвращены на эти территории для осуждения и наказания; в то время как все руководство нацистской Германии - классифицированное как «преступники» - будет схвачено и «наказано совместным решением правительства союзников» (формула тогда понималась как указывающая на казнь без суда и следствия без суда, которая оставалась британской политикой до апреля 1945 г.). Принципы Московских деклараций должны были быть разработаны в ходе работы Европейской консультативной комиссии, чтобы указать, что союзники обязуются искоренить и нацизм, и германский милитаризм в Европе. В этом отношении британский военный кабинет согласился с американским предложением о создании трибуналов правосудия; в результате чего все отдельные нацистские лидеры теперь будут преданы суду как преступники и что все нацистские учреждения, агентства и ассоциации будут объявлены «преступными организациями», доказанное членство в которых станет основанием для судебного наказания. Поскольку на практике к маю 1945 года такие нацистские органы были единственными действующими институтами немецкой гражданской администрации, в результате этого весь гражданский аппарат государственной власти в Германии и все его действия в нем были обозначены как `` преступная '' деятельность в Германии. служба нацистской партии; на том основании, что «нацистское государство было структурно, в своем генезисе и на протяжении всего своего существования огромным преступным предприятием».

Тем не менее, хотя нацистское государство было признано преступным предприятием, не имеющим обоснованных претензий на осуществление гражданской власти в Германии, это «преступное» обозначение не было распространено союзниками на германское верховное командование и членов вооруженные силы. Генералы, находившиеся на службе нацистского государства, оставались генералами, солдаты оставались солдатами, а военные приказы, отданные германским верховным командованием, были действующими приказами с юридической силой до 8 мая 1945 года, несмотря на то, что гражданское государство Германии считалось уже вымершим. Из этого следовало, что представители германского верховного командования имели законное право подписать акт о капитуляции в Берлине; и что их приказы в армии, флоте и авиации сложить оружие были действительными приказами, должным образом исполняемыми посредством процедур военной дисциплины.

Текст декларации

В преамбуле декларации утверждается как ответственность Германии за войну, так и полное юридическое исчезновение нацистской Германии в результате безоговорочной капитуляции всех германских вооруженных сил. и полное отсутствие какого-либо органа центрального правительства Германии; хотя в тексте статей Декларации в нескольких местах говорилось о продолжающемся существовании немецкого национального народа и территории, которые для целей Декларации считались такими, как определено 31 декабря 1937 г. (после Саарской войны 1935 г. референдум и до 1938 года аншлюс ), при условии, что четыре подписавших его державы также подтвердят свое право определять будущие границы Германии. Эти заявленные полномочия по определению границ Германии вскоре будут реализованы путем присоединения восточных территорий к Польше и Советскому Союзу и кратковременного создания Саарского протектората в запад. В преамбуле также были подтверждены четыре назначенных представителя Правительств Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик и Соединенного Королевства и Временного правительства Французской Республики в качестве «союзных представителей», которые с этого момента будут осуществлять высшие полномочия. гражданская и военная власть на территории Германии и над бывшими немецкими войсками. В остальном текст декларации был подготовлен, но не использовался в конечном итоге в немецком документе о капитуляции от 8 мая 1945 года в форме, ранее согласованной Европейской консультативной комиссией ; но не включая «оговорку о расчленении», предложенную как добавленную к согласованному документу о капитуляции в Ялте. Союзники утверждали, что принятие ими суверенных полномочий в Германии не повлияет на ее аннексию. Декларация состояла из 15 статей, из которых первые восемь касались капитуляции германских вооруженных сил и сдачи союзным державам военной техники и средств разведки. К июлю 1945 года эти действия в основном были завершены. Таким образом, ключевыми статьями для будущего управления Германией была статья 11, которая предусматривала арест и суд союзников над нацистскими лидерами и другими подозреваемыми военными преступниками; и статья 13, которая предоставляла союзным державам практически неограниченные полномочия управлять немецкими гражданскими, экономическими и правовыми структурами в зонах, находящихся под их контролем. Эта последняя статья широко применялась для денацификации государственных институтов и экономических предприятий на всех уровнях немецкого общества, для получения репараций ; а также в советской зоне для осуществления крупной программы земельной реформы, перераспределения экспроприированных сельских земель из крупных довоенных земельных владений в собственность выживших арендаторов-оккупантов и изгнанных фермеров из бывших восточных частей Германии.

Правовой статус в международном праве

В то время союзники утверждали, что этим заявлением бывшее немецкое государство было признано прекратившим свое существование, его исторические институты и организация, ликвидированная в результате преступного нападения нацистской власти; так что любая сохраняющаяся суверенная идентичность Германии в целом теперь была представлена ​​исключительно Союзным Контрольным Советом. Согласно условиям Потсдамского соглашения, союзники заявили о своем намерении, что осуществление Союзным Контрольным советом полного суверенитета над Германией будет осуществляться под опекой и на ограниченный срок; Совету министров иностранных дел поручено подготовить условия для возможного мирного договора и окончательного урегулирования войны, а также создать через Контрольный совет полностью новое правительство Германии и государство, подходящее для целей принятия этого поселок. Утверждение союзников о том, что Германского рейха больше не существует, было, однако, оспорено в юридических и политических дебатах, при этом ряд ученых утверждали, что юридическое исчезновение государства может быть достигнуто только путем формальной аннексии его народов и территории в другое государство; и что, поскольку этот вариант был явно отвергнут в Берлинском соглашении, в той или иной форме немецкое национальное государство следует рассматривать как пережившее крах нацистской Германии независимо от Контрольного совета союзников. Послевоенные юридические дебаты также поставили под сомнение полномочия, взятые на себя союзниками в статьях 11 и 13, для радикального изменения гражданских, правовых и экономических структур Германии, что прямо противоречит положениям Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. о полномочиях и обязанностях, ограничивающих военную оккупацию в военное время. Союзники утверждали, что эти конвенции не могли и не применялись в условиях оккупации Германии; поскольку полное и прочное устранение нацизма и его преступлений против человечности, а также германского милитаризма в целом, были их главными целями военного времени. Действительно, в октябре 1944 года генерал Эйзенхауэр в своей «Прокламации № 1» о предполагаемой оккупации Германии союзниками пообещал полное уничтожение нацизма и милитаризма, приостановление действия немецкой правовой системы и предположение союзниками высшей исполнительной, законодательной и судебной власти. После воссоединения Германии в 1990 году потомки экспроприированных довоенных землевладельцев оспорили правовую основу оккупирующей власти союзников в отношении инициированной Советским Союзом земельной реформы в Восточной Германии; добиваться через суды Германии лишить права собственности потомков послевоенных бенефициаров программы реформ или иным образом получить компенсацию по текущей рыночной стоимости. После четырех дел, переданных в Федеральный конституционный суд в течение десяти лет, в 2005 году была подана апелляция в Европейский суд по правам человека, который вынес решение в пользу законность оккупации союзников. Было установлено, что послевоенная оккупация Германии была «оккупацией sui generis», которая «наделила державы союзников суверенитетом».

Подписавшие стороны

Декларация была подписана командованием союзников. -главный:

Дальнейшее развитие

Мемориальная доска в 2012 году.

Военные силы западных союзников отошли на запад от первоначальной «линии соприкосновения », перенеся введение освобожденных территорий в советскую оккупационную зону ; в то же время взяв на себя административную ответственность советских войск за свои сектора Берлина. Впоследствии Потсдамское соглашение от 2 августа 1945 года подтвердило создание британской, американской и французской зон оккупации и установило границу между Польшей и Германией по линии Одер-Нейсе ; бывшие немецкие территории к востоку от этой линии теперь находятся под польской и советской (Калининградской областью ) администрациями до окончательного распределения территорий в будущем Окончательном германском мирном договоре. Этот договор был отложен из-за идеологических и политических разногласий между союзными державами и был окончательно ратифицирован только в 1991 году, когда вступил в силу Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, формально положивший конец оккупации. Германии.

Союзный контрольный совет был создан 30 августа 1945 года для осуществления верховной государственной власти над оккупированной союзниками Германией, которая теперь не включала восточные территории Германии. Вначале Контрольный совет союзников считал себя единственным хранилищем государственного суверенитета Германии, особенно в отношении внешних сношений, но в значительной степени оставил каждой из союзных держав управлять своими собственными оккупационными зонами по своему усмотрению. Однако оказалось, что функционирование Контрольного совета союзников серьезно затруднено из-за препятствий со стороны той или иной союзной державы, представленной в нем; сначала Франция (которая не была приглашена на Потсдамскую конференцию и отказалась соблюдать Потсдамское соглашение), а затем Советский Союз, который в 1948 году вышел из Контрольного совета, не позволив ему собраться до 1991 года.

Поминовение

На месте в районе Венденшлосс в Берлине Кёпеник на улице Нибергалль был установлен памятник, на котором по-немецки читается:

На 5 июня 1945 г. здесь, в бывшем штабе маршала Г.К. Жукова, представители высшего командования Антигитлеровской коалиции подписали Декларацию о поражении нацистской Германии и переходе к власти через четыре союзных государства.

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 13:06:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте