Философия Фридриха Ницше

редактировать
Обложка первой части первого издания Так говорил Заратустра.

Фридрих Ницше развил свою философию в конце 19 века. Пробуждением своего философского интереса он обязан чтению книги Артура Шопенгауэра Die Welt als Wille und Vorstellung (Мир как воля и представление, 1819, переработанное 1844) и сказал, что Шопенгауэр был один из немногих мыслителей, которых он уважал, посвятив ему свое эссе Schopenhauer als Erzieher (Schopenhauer as Educator ), опубликованное в 1874 году как одно из его сочинений.

С начала 20 века философия Ницше имела огромное интеллектуальное и политическое влияние во всем мире. Ницше исследовал такие темы, как мораль, религия, эпистемология, психология, онтология и <260.>социальная критика. Из-за вызывающего воспоминания стиля Ницше и его часто возмутительных заявлений его философия вызывает страстные реакции, от любви до отвращения. Ницше отмечал в своей автобиографической Ecce Homo, что его философия развивалась и эволюционировала с течением времени, поэтому интерпретаторам было трудно связать концепции, центральные для одного произведения, с центральными для другого, например: мысль о вечном возвращении широко представлена ​​в Также sprach Zarathustra (Так говорил Заратустра ), но почти полностью отсутствует в его следующей книге, По ту сторону добра и зла. К этой проблеме добавляется тот факт, что Ницше, похоже, не был заинтересован развить свою мысль в систему, даже зашел так далеко, что осудил попытку в «По ту сторону добра и зла».

Однако общие темы его мысли можно определить и обсудить. Его самая ранняя работа подчеркивала противоположность аполлонических и дионисийских импульсов в искусстве, и фигура Диониса продолжала играть роль в его последующих размышлениях. Другие основные течения включают в себя волю к власти, утверждение, что Бог мертв, различие между моралью господина и раба и радикальный перспективизм. Другие концепции появляются редко или ограничиваются одной или двумя крупными работами, но считаются центральными элементами ницшеанской философии, такие как Übermensch и мысль о вечном повторении. Его более поздние работы включали в себя постоянную атаку на христианство и христианскую мораль, и он, казалось, работал над тем, что он называл переоценкой всех ценностей (Umwertungaller Werte). В то время как Ницше часто ассоциируется в общественном сознании с фатализмом и нигилизмом, сам Ницше рассматривал свой проект как попытку преодолеть пессимизм Артура Шопенгауэра..

Содержание
  • 1 Нигилизм и Бог мертв
  • 2 Христианство и мораль
    • 2.1 Мораль господства и мораль рабов
  • 3 Wille zur Macht и мысль о вечном возвращении
    • 3.1 Воля к сила
    • 3.2 Übermensch
    • 3.3 Amor fati и вечное возвращение
  • 4 Место Ницше в современной этической теории
  • 5 Социальные и политические взгляды
    • 5.1 Индивидуализм и либерализм
    • 5.2 Критика социализма и труда движение
    • 5.3 Раса, класс и евгеника
    • 5.4 Критика антисемитизма и национализма
    • 5.5 Война и военные ценности
    • 5.6 Взгляды на женщин
  • 6 Отношение к Шопенгауэру
  • 7 Отношение к Филиппу Mainländer
  • 8 Связь с Сёреном Кьеркегором
  • 9 Наследие
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Exter последние ссылки
Нигилизм и Бог мертв

Ницше видел нигилизм как результат неоднократных разочарований в поисках смысла религии. Он диагностировал нигилизм как скрытое присутствие в самых основах европейской культуры и рассматривал его как необходимую и приближающуюся судьбу. Религиозное мировоззрение уже столкнулось с рядом проблем с противоположными точками зрения, основанными на философском скептицизме, а также на эволюционной и гелиоцентрической теории. Ницше видел это интеллектуальное состояние как новый вызов европейской культуре, которая вышла за пределы своего рода точки невозврата. Ницше концептуализирует это с помощью знаменитого утверждения «Бог мертв», которое впервые появилось в его работе в разделе 108 книги Веселая наука, снова в разделе 125 с притчей о «Сумасшедшем», и еще более знаменито. in Так говорил Заратустра. Заявление, обычно заключенное в кавычки, подчеркивает кризис, который, по мнению Ницше, должен преодолеть и преодолеть западная культура после непоправимого распада своих традиционных основ, в основном основанных на классической греческой философии и Христианство. В афоризмах 55 и 56 книги «По ту сторону добра и зла» Ницше говорит о лестнице религиозной жестокости, которая указывает на то, как нигилизм возник из интеллектуальной совести христианства. Нигилизм приносит в жертву значение, которое «Бог» привносит в нашу жизнь, ради «материи и движения», физики, «объективной истины». В афоризме 56 он объясняет, как выйти из полной бессмысленности жизни, подтверждая ее через идею Ницше о Вечном возвращении.

Христианство и мораль

В Антихристе Ницше борется против того, как христианство стало идеологией, установленной такими учреждениями, как церкви, и как церкви не смогли представить жизнь Иисуса. Ницше считает важным проводить различие между религией христианства и личностью Иисуса. Ницше атаковал христианскую религию, представленную церквями и учреждениями, за то, что он назвал ее «переоценкой » здоровых инстинктивных ценностей. Трансоценка представляет собой процесс, с помощью которого можно увидеть значение концепции или идеологии из «более высокого» контекста. Ницше вышел за рамки агностических и атеистических мыслителей Просвещения, которые просто считали христианство ложным. Он утверждал, что апостол Павел, возможно, намеренно пропагандировал христианство как подрывную религию («оружие психологической войны») в Римской империи в качестве скрытой мести за разрушение Римом Иерусалим и Второй Храм в 71 году нашей эры во время еврейской войны 66–73 годов нашей эры. Ницше противопоставляет христиан Иисусу, которого он считал уникальной личностью, и утверждает, что он установил свои собственные моральные оценки. Таким образом, Иисус представляет собой своего рода шаг к его идее Übermensch. В конечном итоге, однако, Ницше утверждает, что, в отличие от уберменша, который принимает жизнь, Иисус отрицал реальность в пользу своего «Царства Божьего». Отказ Иисуса защищаться и последующая смерть логически вытекали из этого полного размежевания. Ницше идет дальше, анализируя историю христианства, обнаруживая, что оно все больше и больше искажало учение Иисуса. Он критикует первых христиан за то, что они превратили Иисуса в мученика, а жизнь Иисуса в историю искупления человечества, чтобы господствовать над массами, и находит Апостолов трусливыми, пошлыми и возмущенными. Он утверждает, что по мере роста влияния христианства сменяющие друг друга поколения неверно понимали жизнь Иисуса. Ницше также критиковал христианство за демонизацию процветания в жизни и прославление апатичной жизни. К XIX веку, заключает Ницше, христианство стало настолько мирским, что пародировало само себя - полная инверсия мировоззрения, которое вначале было нигилистическим, что предполагало «смерть Бога».

Мораль господина и мораль рабов

Ницше утверждал, что существует два типа морали: мораль господина, которая активно исходит от «дворянина», и мораль рабов, которая реактивно развивается внутри слабого человека. Эти две морали не представляют собой простой инверсии друг друга. Они образуют две разные системы ценностей: мораль господ помещает действия по шкале «хороших» или «плохих» последствий, тогда как мораль рабов укладывает действия по шкале «хороших» или «злых» намерений. Удивительно, но он презирал оба, хотя первое явно меньше, чем второе.

Вилле цур Махт и мысль о вечном возвращении

Начиная с Мартина Хайдеггера, по крайней мере, концепции воли к власти (Вилле цур Махт), Übermensch и мысль о Вечном возвращении были неразрывно связаны. Согласно интерпретации Хайдеггера, одно невозможно мыслить без других. Во время нацистской Германии, Альфред Боймлер пытался разделить концепции, утверждая, что Вечное Повторение было всего лишь «экзистенциальным опытом», который, если воспринимать его всерьез, поставит под угрозу возможность «воли». к власти »- сознательно неверно истолкованный нацистами как« желание господства ». Баумлер попытался истолковать «волю к власти» в духе социал-дарвинизма, что было опровергнуто Хайдеггером в его курсах 1930-х годов о Ницше.

Термин Wille zur Macht впервые появился в посмертном фрагменте 23 [63] 1876–1877 гг. В то время как чтение Хайдеггера стало преобладающим среди комментаторов, некоторые его критиковали: Мадзино Монтинари, заявляя, что оно подделывает фигуру «макроскопического Ницше», чуждого всем его нюансам.

Воля к власти

«Воля к власти» (Wille zur Macht) - это название концепции, созданной Ницше; название планируемой книги, которую он в конце концов решил не писать; и название книги, составленной из его записных книжек и опубликованной посмертно и при подозрительных обстоятельствах его сестрой и Питером Гастом.

Работа состоит из четырех отдельных книг, озаглавленных «Европейский нигилизм», «Критика высших до сих пор ценностей» »,« Принципы новой оценки »и« Дисциплина и воспитание ». В этих книгах есть около 1067 небольших разделов, обычно в форме круга, а иногда и просто ключевая фраза - например, его вступительные комментарии в первом чудовищном предисловии: «О великом нужно либо молчать, либо говорить с Величие. С величием - это значит цинично и невинно ".

Несмотря на фальсификации Элизабет Ферстер-Ницше (выделенные в 1937 году Жоржем Батай и доказанные в 1960-х годах полным изданием посмертного произведения Ницше фрагменты Мадзино Монтинари и Джорджо Колли ), его записи, даже в форме, данной его сестрой, остаются ключевым пониманием философии Ницше и его незаконченной переоценки всех значений. Скоро выйдет английское издание работы Монтинари и Колли (оно существует уже несколько десятилетий на итальянском, немецком и французском языках).

Übermensch

Фридрих Вильгельм Ницше

В своих работах Ницше пишет о возможных великих людях или «высших типах», которые служат примером людей, которые будут следовать его философским взглядам. идеи. Этих идеальных людей Ницше называет такими терминами, как «философ будущего», «свободный дух», «трагический художник» и «Übermensch ». Ницше часто описывает их как очень творческих, отважных, могущественных и чрезвычайно редких личностей. Он сравнивает таких людей с некоторыми историческими фигурами, которые были очень редкими и часто не считались гениями, такими как Наполеон, Гете и Бетховен. Его главным примером гениальной образцовой культуры является архаическая Греция.

В Так говорил Заратустра Ницше утверждает Об этом звуке Übermensch (часто переводится как «сверхчеловек» или « сверхчеловек ») как цель, которую человечество может поставить перед собой. Хотя интерпретации сверхчеловека Ницше сильно разнятся, вот несколько его цитат из «Так говорил Заратустра»:

Я учу вас уберменшу. Человек - это то, что нужно преодолеть. Что вы сделали, чтобы победить его?... Все существа до сих пор создали что-то за пределами себя; и хотите ли вы стать отливом этого великого потопа и даже вернуться к зверим, а не победить человека? Что обезьяна для человека? Посмешище или устоявшееся смущение. И человек будет таким для Übermensch: посмешищем или мучительным затруднением. Вы прошли путь от червя к человеку, и многое в вас еще осталось от червя. Когда-то вы были обезьянами, и даже сейчас человек более обезьяна, чем любая обезьяна... Уберменш - это значение земли. Пусть ваша воля скажет: Übermensch будет смыслом земли... Человек - это веревка, привязанная между зверем и Ubermensch, веревка над бездной... Что хорошо в человеке, так это то, что он мост, а не конец...

Amor fati и вечное возвращение

Скала на озере Сильваплана, где Ницше задумал идею Вечного возвращения.

Ницше, возможно, столкнулся с идеей Вечное повторение в работах Генриха Гейне, который предположил, что однажды человек родится с теми же мыслительными процессами, что и он сам, и что то же самое применимо к каждому другому человеку. Ницше развил эту мысль, чтобы сформировать свою теорию, которую он изложил в Веселая наука и развил в Так говорил Заратустра. Шопенгауэр непосредственно повлиял на эту теорию. Шопенгауэр постулировал, что человек, который безоговорочно утверждает жизнь, поступит так, даже если все, что произошло, должно было повторяться снова и снова.

Взгляд Ницше на вечное возвращение аналогичен взгляду Юма: « идея о том, что вечное повторение слепых, бессмысленных изменений - хаотического, бессмысленного перемешивания материи и закона - неизбежно извергнет миры, эволюция которых во времени приведет к очевидным значимым историям наших жизней. Эта идея вечного повторения стала краеугольным камнем его нигилизма., и, таким образом, часть основы того, что стало экзистенциализмом ». Ницше был настолько впечатлен этой идеей, что сначала подумал, что открыл новое научное доказательство величайшей важности, назвав его «самой научной гипотезой». Он постепенно отказался от этой точки зрения и в более поздних работах называл ее мысленным экспериментом. «Ницше рассматривал свой аргумент в пользу вечного повторения как доказательство абсурдности или бессмысленности жизни, доказательство того, что вселенная не имеет никакого смысла свыше».

Что, если бы демон наполз за вами однажды или ночью в своем самом одиноком одиночестве и скажите: «Эта жизнь, которую вы живете и проживаете, должна быть прожита вами снова и бесчисленное количество раз. И в этом не будет ничего нового, кроме каждой боли, каждой радости, каждой мысли и каждый вздох - все невыразимо маленькое и великое в вашей жизни - должно снова прийти к вам, и в той же последовательности и серии... Вечные песочные часы будут снова и снова вращаться - и вы вместе с ними, пыль праха! " Разве ты не бросишься и не проклянешь демона, который так с тобой разговаривал? Или вы однажды пережили потрясающий момент, когда вы бы ответили ему: «Ты бог, и я никогда не слышал ничего более божественного!» [Веселая наука (1882), стр. 341 (отрывок переведен в Danto 1965, стр. 210).]

Место Ницше в современной этической теории

В своей работе Ницше рассматривает этику с нескольких точек зрения: метаэтика, нормативная этика и описательная этика.

В области метаэтики, возможно, наиболее точно можно отнести Ницше к моральному скептику ; это означает, что он утверждает, что все этические утверждения ложны, потому что любое соответствие между этическими утверждениями и «моральными фактами» остается иллюзорным. (Это является частью более общего заявления о том, что не существует универсально истинных фактов, примерно потому, что ни один из них не более чем «кажется» соответствует действительности). Напротив, этические утверждения (как и все заявления) остаются просто «интерпретациями». Однако Ницше не утверждает, что все интерпретации эквивалентны, поскольку одни свидетельствуют о «благородном» характере, а другие - о симптоме «упаднической» формы жизни.

Иногда может показаться, что Ницше имеет очень определенное мнение о том, что он считает моральным или аморальным. Заметим, однако, что можно объяснить моральные взгляды Ницше, не приписывая ему притязаний на их истинность. В конце концов, для Ницше нам не нужно игнорировать утверждение только потому, что оно выражает что-то ложное. Напротив, он изображает ложь как неотъемлемую часть «жизни». Он упоминает «нечестную ложь» (обсуждая Вагнера в Дело Вагнера ) в противоположность «честной» лжи, рекомендуя дополнительно проконсультироваться с Платоном по поводу последней, которая должна дать некоторое представление о слои парадокса в его творчестве.

На стыке нормативной этики и описательной этики Ницше проводит различие между «моралью господина» и «моралью рабов». Он признает, что не все придерживаются той или иной схемы в четко очерченной форме без некоторого синкретизма, он представляет их в противоположность друг другу. Некоторые из контрастов морали господина и раба включают:

  • "хорошие "и" плохие "интерпретации против" хороших "и" злых "интерпретаций
  • " аристократические " vs. «часть« стада »»
  • определяет ценности независимо от предопределенных основ (природы) против определяет ценности на заранее определенных, неоспоримых основаниях (христианство).

Ницше развил эти идеи в своей книге О генеалогии морали, в которой он также представил ключевую концепцию ressentiment как основу рабской морали. Ницше в первую очередь негативная оценка этических и моралистических учений христианства вытекало из его более ранних размышлений о Боге и морали в работах Веселая наука и Так говорил Заратустра. Эти соображения привели Ницше к идее вечного повторения.. Ницше в первую очередь имел в виду, что для всех практических целей его современники жили так, как будто Бог был мертв, хотя y еще не узнал его. Ницше считал, что эта «смерть» уже начала подрывать основы морали и приведет к моральному релятивизму и моральному нигилизму. В ответ на опасность этих тенденций он верил в переоценку основ морали, чтобы лучше понять истоки и мотивы, лежащие в их основе, чтобы люди могли сами решить, считать ли моральную ценность порожденной устаревшей или ошибочной культурой. навязывание или как что-то, что они хотят сохранить.

Социальные и политические взгляды

Политические идеи Ницше по-разному интерпретировались как аристократический радикализм бонапартизм, протофашизм, индивидуалистический анархизм, причем некоторые авторы описывают его как аполитичного, антиполитического или политического скептика. Вальтер Кауфманн выдвинул точку зрения, что мощный индивидуализм, выраженный в его трудах, был бы катастрофическим, если бы его представили в публичной сфере политики. Жорж Батай утверждал в 1937 году в обзоре Acéphale, что мысли Ницше слишком свободны, чтобы их можно было использовать в каком-либо политическом движении. В «Ницше и фашистах» он выступил против подобной инструментализации, со стороны левых или правых, заявив, что цель Ницше состояла в том, чтобы обойти короткий промежуток времени современной политики с присущей ей ложью и упрощениями для более длительного исторического периода. 256>

Большая часть презрения Ницше к политике направлена ​​на современную демократическую, парламентскую и партийную политику. Он противопоставлял такую ​​приземленную, мелкую политику своей идее «великой политики» и часто хвалил отдельных политиков, таких как Наполеон. Он интерпретировал Наполеона как автократического гения, который стоял выше общепринятой морали и пытался возродить аристократический дух Римской империи, язычества и Возрождения, а не как прогрессивный революционный вождь, как некоторые его современники. Несмотря на провозглашенное им презрение к повседневной политике и культуре чтения газет, Ницше комментировал современные политические события в своих письмах и заметках. Он был глубоко обеспокоен Парижской Коммуной, первоначально он поддерживал Бисмарка, но разочаровался в своей более поздней социальной политике и разрядке по отношению к социалистам и католикам, он был обеспокоен подъемом Адольф Штёкер, а после смерти императора Фридриха III он стал беспокоиться о будущем свободы слова в Германии.

Ницше изгнал аристократов общества и военные элиты, утверждающие, что они создают более высокое качество культуры. Он часто связывал знатные классы с древними варварами-завоевателями. Он был против равноправия и защищал рабство, считая, что это необходимое условие для поддержки высшего класса, который может посвятить себя более сложной творческой деятельности. Он верил в «порядок рангов» и утверждал, что для одних людей естественно быть хозяевами, а для других - рабами. Его мысли обычно были ориентированы на будущую аристократию, а не столько на сохранение существующего монархического порядка, который он считал истощенным и ушедшим в прошлое. Однако большая часть его мыслей по этому поводу бессистемна, и он не оставил конкретных инструкций о том, как этот новый аристократический класс должен быть выбран и возведен на руководящие должности в обществе. Термин «аристократический радикализм» был впервые использован Георгом Брандесом, на что Ницше ответил:

Выражение «аристократический радикализм», которое вы используете, очень хорошее. Это... самое умное, что я когда-либо читал о себе. Как далеко этот способ мышления меня уже зашел, как далеко он еще приведет меня - я почти боюсь представить.

В контексте его критики морали и христианства, выраженной, среди прочих работ, в В «Генеалогии морали» и в Антихристе Ницше часто критиковал гуманные чувства, ненавидя то, насколько жалость и альтруизм были способами для «слабых» взять власть над «сильными». ". «Этике сострадания» (Mitleid, «разделенное страдание»), раскрытой Шопенгауэром, Ницше противопоставил «этику дружбы» или «общую радость» (Mitfreude).

Индивидуализм и либерализм

Ницше часто называл простых людей, которые участвовали в массовых движениях и разделяли общую массовую психологию, «чернь» или «стадо ». Хотя он ценил индивидуализм, его общие политические взгляды включали множество иерархических и авторитарных идей, которые обычно несовместимы с современными индивидуалистическими идеологиями. Он часто использовал термин «индивидуализм» для описания определенного набора личностных черт, таких как оригинальность, нонконформизм и эгоизм, а не для описания политической системы, основанной на институтах, гарантирующих широкие права и свободы личности.. В своей оппозиции христианской традиции и современной философии Ницше также критиковал концепции души, субъекта и атомизма (то есть существования атомарного субъекта в фундамент всего, найденный, например, в теориях общественного договора ). Он рассматривал индивидуальный субъект как совокупность инстинктов и стремлений к власти, как и любую другую организацию.

Начиная с 1890-х годов, некоторые ученые пытались связать его философию с радикальным индивидуализмом Макса Штирнера в статье Эго и его собственное (1844). Вопрос остался нерешенным. Недавно были обнаружены дополнительные, все еще косвенные доказательства, поясняющие его отношения со Штирнером. В любом случае, немногие философы действительно считают Ницше «индивидуалистическим» мыслителем. Вопреки строго «эгоистической» перспективе, принятой Штирнером, Ницше интересовался «проблемой цивилизации» и необходимостью дать человечеству цель и направление его истории, что сделало его в этом смысле очень политическим мыслителем. В Воля к власти он описал индивидуализм как часть процесса, ведущего к конечной цели установления рангового порядка:

Индивидуализм - это скромная и все же бессознательная форма воли к власти; при этом отдельная человеческая единица, кажется, думает, что достаточно, чтобы освободиться от преобладающей власти общества (или государства или церкви). Он противопоставляет себя не как личность, а как единое целое; он представляет права всех других людей в сравнении с целым. Другими словами, он инстинктивно ставит себя на один уровень с любой другой единицей: с чем он борется, он сражается не как личность, а как представитель единиц против массы. (...) Когда человек достигает определенной степени независимости, он всегда жаждет большего: разделения пропорционально степени силы; индивид больше не удовлетворяется тем, что считает себя равным всем, он на самом деле ищет себе равных - он выделяет себя среди других. За индивидуализмом следует развитие в группах и органах; коррелятивные тенденции объединяются и становятся мощно активными: теперь между этими центрами силы возникают трения, войны, разведка сил с обеих сторон, взаимность, взаимопонимание и регулирование взаимных услуг. Наконец, появляется порядок рангов.

Хотя Ницше разделял некоторые либеральные идеи и ценности, такие как индивидуализм, частная собственность, экономическое неравенство и подозрительность к государству власти, его философия не имеет много общего с классическим либерализмом и капитализмом. Он писал, что либерализм является синонимом посредственности, и считал также, что он ведет к культурному упадку. Он считал класс капиталистов и капиталистов промышленности вульгарными и даже обвинял их в подъеме социализма. Он утверждал, что рост капиталистического класса нарушил порядок рангов и что рабочие не взбунтовались бы, если бы они были в состоянии служить истинным, естественным аристократам вместо капиталистов, которых они не считают начальниками, а просто обычными людьми, которым повезло с деньгами.. Он хвалил Наполеона за возрождение воинственного, аристократического духа, который восторжествовал над «современными идеями», над «бизнесменом и филистером ». Он утверждал, что предметы роскоши должны облагаться высокими налогами и что экономика должна регулироваться таким образом, чтобы люди не могли быстро разбогатеть с помощью финансовых спекуляций. В Человек, слишком человечен он писал, что «молодой еврей фондовой биржи - самое отвратительное изобретение всего человечества», хотя позже он заметил, что еврейские финансисты должны играть выдающаяся роль в новой объединенной Европе.

Критика социализма и рабочего движения

Отрицательное отношение к социализму и пролетарскому движению было одним из самых последовательные темы в философии Ницше. Он отрицательно отзывался о социализме еще в 1862 году, и его критика социализма часто более резкая, чем критика других доктрин. Он критиковал Французскую революцию и был глубоко обеспокоен Парижской Коммуной, которую он рассматривал как разрушительное восстание вульгарных низших классов, заставившее его чувствовать себя «уничтоженным на несколько дней». В своих более поздних произведениях он особенно хвалил современных французских авторов, большинство из которых были правыми мыслителями, чьи работы выражали резко отрицательную реакцию на Коммуну и ее политическое наследие. В отличие от городского рабочего класса, Ницше восхвалял крестьянство как образец здоровья и естественного благородства.

Он называл социализм «тиранией самых подлых и самых глупых» и утверждал, что он привлекает низших людей, которые мотивированы Автор ressentiment. Большая часть его критики связана с его взглядом на христианство; он называл социализм «остатком христианства и Руссо 43 в дехристианизированном мире». Он описал Руссо как «морального тарантула», его идеи как «идиотии и полуправды», рожденные презрением к себе и воспламеняемым тщеславием, утверждал, что затаил обиду на правящие классы и, морализируя, он пытался обвинить их в его собственное несчастье. Он назвал его вместе с Савонаролой, Мартином Лютером, Робеспьером и Сен-Симоном как фанатикам, «больным интеллектом», которые влияют на массы и противостоять сильным духам. Он также назвал Ойгена Дюринга «апостолом мести», «моральным хвастуном», а его идеи «неприличной и отвратительной моралистической тарабарщиной». Он видел эгалитарное и мирное социалистическое сообщество как антагонистическое по своей сути жизни; в О генеалогии морали он писал:

Правовая система, задуманная как суверенная и универсальная, не как средство в борьбе властных комплексов, а как средство против любой борьбы в целом, что-то в соответствии с коммунистическим клише Дюринга, согласно которому каждая воля должна рассматриваться как равная каждой воле, это было бы принципом, враждебным жизни, разрушителем и растворением людей, покушением на будущее людей, признаком истощение, тайный путь в небытие.

Ницше считал, что если будут достигнуты социалистические цели, общество упадет, а условия для высших людей и более высокой культуры исчезнут. В Сумерках идолов он писал:

«Равенство», определенный определенный процесс унификации всех, который находит свое выражение только в теории равноправия, по существу связан с упадком культуры. : пропасть между человеком и человеком, классом и классом, множественность типов, желание быть самим собой и отличать себя - то, что я называю пафосом дистанции, свойственно всем сильным возрастам.

Высшее общество, которое представляли социалисты, было бы низшим согласно его рангу. В Антихристе он писал:

Кого я больше всего ненавижу среди сегодняшней черни? Толпа социалистов, апостолов Чандала, которые подрывают инстинкты рабочего, его удовольствие, его чувство удовлетворенности своим мелким существованием - которые вызывают у него зависть и учат его мстить... Неправда никогда не лжет. в неравных правах; он заключается в отстаивании "равноправия".... Что плохого? Но я уже ответил: все это от слабости, от зависти, от мести. - Анархист и христианин имеют одну и ту же родословную....

В Воля к власти он более подробно разъясняет сходство между христианством и социализмом:

Евангелие - это объявление о том, что путь к счастью лежит открыто для простых и бедных - все, что нужно сделать, это освободить себя от всех институтов, традиций и опеки высших классов. Таким образом, христианство - не более чем типичное учение социалистов. Имущество, приобретения, родина, статус и звание, суды, полиция, государство, церковь, образование, искусство, милитаризм: все это столько препятствий на пути к счастью, столько ошибок, ловушек и уловок дьявола, которому Евангелие выносит приговор, - все это типично для социалистических доктрин. За всем этим стоит взрыв, взрыв концентрированного отвращения к «хозяевам» - инстинкт, который распознает счастье свободы после такого длительного угнетения... (В основном это симптом того, что низшие классы имеют с ними обращались слишком гуманно, что их языки уже вкусили радость, которая им запрещена... Не голод провоцирует революции, а тот факт, что у толпы возбужден аппетит...)

Ницше никогда упомянул Карла Маркса или Фридриха Энгельса по имени, и неясно, был ли он знаком с их идеями. Однако они более или менее подробно цитируются и обсуждаются в одиннадцати книгах, которыми Ницше владел в своей личной библиотеке, и в одной из них он подчеркнул имя Маркса. В социалистических странах Ницше обычно считался дурным реакционным, буржуазным, империалистическим или фашистским философом. Его книги были недоступны для публики в Советском Союзе с 1923 года. Они были внесены в список запрещенных книг и хранились в библиотеках только для ограниченного, санкционированного использования. До 1988 г. они не переводились и не переиздавались, а в период с 1938 по 1988 г. было защищено всего десять диссертаций о Ницше. Западные левые писатели, возглавляемые французскими послевоенными интеллектуалами, в значительной степени реабилитировали Ницше на левой стороне и предложили способы использования теории Ницше в том, что стало известно как «политика различий » - особенно в формулировании теорий политического сопротивления и сексуальные и моральные различия.

Раса, класс и евгеника

Ницше часто делал расистские, классические замечания и использовал биологические, расистские объяснения культурных ценностей. и политические явления. Некоторые из его более поздних поклонников часто пытались переосмыслить, преуменьшить или игнорировать эту часть его мысли, но из-за преобладания явных комментариев в работах Ницше такой подход остается спорным. Существуют также разногласия по поводу некоторых новых переводов Ницше, которые кажутся вводящими в заблуждение эвфемистами, когда имеют дело с более загруженными терминами, которые использовал Ницше. Ницше использовал термин раса в двух разных значениях для этнических групп и социальных классов.

. Он считал, что раса и класс идентичны в том смысле, что нации состоят из разные расы, и что высшие классы обычно выше низших. Он был очарован ограничительной кастовой системой Индии и Законами Ману, которые, по его мнению, продвигали евгенику. Такие представления об аристократии и расе особенно популяризировал в 19 веке Артур де Гобино. Неясно, находился ли на Ницше под непосредственным влиянием Гобино, но он, вероятно, знал о своей работе из-за множества сходств и потому, что Рихард Вагнер был поклонником, написавшим вступительное эссе о своей работе. Несмотря на свою оппозицию дарвинизму, его очень интересовали работы Фрэнсиса Гальтона.

. Одной из тем, которые Ницше часто использовал для объяснения социальных явлений, было смешение рас. Он считал, что люди смешанной расы обычно низшие из-за противоречивых, несовместимых инстинктов, которые у них существуют, и выступал за расовое очищение. Он использовал Сократа в качестве отрицательного примера смешанного брака, хотя он утверждал, что он также может иногда создавать энергичных личностей, таких как Алкивиад и Цезарь. Он обвинял смешение рас в упадке европейского общества и культуры, но также приписывал это созданию современных людей с «историческим чутьем».

Он также использовал термин «раса» в этническом значении, и в этом смысле он поддерживал идею смешивания определенных рас, которые он считал высококачественными (например, он предложил, чтобы немцы использовали может смешиваться со славянами). Несмотря на периодическое благоговение перед древнегерманскими завоеваниями и его отождествление высшего класса со светловолосым, долихоцефальным типом, идеи Ницше не имеют много общего с нордизмом. Иногда он также восхвалял неевропейские культуры, такие как мавры, инки и ацтеки, утверждая, что они превосходят своих европейских завоевателей. В Рассвете он также предложил массовую иммиграцию китайцев в Европу, утверждая, что они больше подходят для скучной промышленной работы.

Критика антисемитизма и национализма

«Вся проблема евреев существует только в национальных государствах, потому что здесь их энергия и более высокий интеллект, их накопленный капитал духа и воли, передаваемый из поколения в поколение. через долгую школу страданий, должен стать настолько преобладающим, чтобы вызвать массовую зависть и ненависть. Поэтому почти во всех современных странах - прямо пропорционально степени, в которой они действуют националистически, - литературная непристойность побуждать евреев к резне как козлов отпущения всех мыслимых общественных и внутренних несчастий распространяется ».
Фридрих Ницше, 1886, [MA 1 475]

Ницше сделал множество комментариев по поводу евреев и иудаизма, как положительных, так и отрицательных. Хотя он обвинял евреев в изобретении религиозной рабской морали, которая предшествовала христианству и подорвала аристократическую Римскую империю, он также часто хвалил еврейский интеллект и достижения. Он очень отрицательно относился к современным антисемитским движениям, которые обычно основывались на христианской и националистической вражде по отношению к евреям. Ницше также стал очень критически относиться к пангерманизму и национализму после победы Пруссии над Францией. Хотя он участвовал в войне добровольцем, он вскоре разочаровался в новом рейхе, который видел последующее развитие немецкой культуры как вульгарное и триумфальное. Вместо этого он хвалил европейскую идентичность и интеграцию. Позже в своей жизни он даже начал идентифицировать себя как поляк, полагая, что его предками были польские дворяне, которые мигрировали в Германию (его заявления о польском и аристократическом происхождении обычно отвергаются биографами; см. : Гражданство, национальность и национальность ). В Ecce Homo он особенно хвалил французскую культуру как превосходящую все другие, особенно немецкие. Из-за его сложные взгляды и иногда противоречивые комментарии по этим вопросам, идеи Ницше как предшественник нацизма и Фашизм остается спорным и обсуждается среди ученых (см: Ницше и фашизм ). В значительной степени благодаря трудам Кауфмана и французских послевоенных философов репутация Ницше улучшилась, и сегодня он обычно не связан с нацизмом, как в прошлом.

Ницше порвал со своим редактором в 1886 году из-за своего несогласия с антисемитской позицией своего редактора и разрыва с Рихардом Вагнером, изложенным в Дело Вагнера и Ницше против Вагнера, оба из которых он написал в 1888 году, во многом были связаны с одобрением Вагнером пангерманизма и антисемитизма, а также с его сплочением к христианству. В письме от 29 марта 1887 г. к Теодору Фричу Ницше высмеивал антисемитов, Фрича, Ойгена Дюринга, Вагнера, Эбрарда, Вармунда и ведущего адвоката пангерманизма Поль де Лагард, который станет, наряду с Вагнером и Хьюстоном Чемберленом, главными официальными лицами, оказавшими влияние нацизмом. Это письмо 1887 года к Фричу заканчивалось словами: «И, наконец, как вы думаете, что я чувствую, когда имя Заратустра произносят антисемиты?»

Питер Гаст «исправлял» сочинения Ницше даже после того, как философ потерпел неудачу. и, следовательно, без его одобрения.

Раздел VIII По ту сторону добра и зла, озаглавленный «Народы и отечества», критиковал пангерманизм и патриотизм, вместо этого выступая за объединение Европы (§256 и т. д.). В Ecce Homo (1888) Ницше критиковал «немецкую нацию» и ее «волю к власти (к Империи, Рейху)», тем самым подчеркивая легкое неверное толкование Wille zur Macht, концепции немцев. как «расу» и «антисемитский способ написания истории» или «приведения истории в соответствие с Германской империей» и клеймение «национализма, этого национального невроза, которым больна Европа», этой «маленькой политики».

Ницше жестко критиковал свою сестру и ее мужа, Бернхарда Ферстера, резко выступая против «антисемитской канайли»:

Я видел доказательство, черное на белом, что Г-н доктор Ферстер еще не разорвал свою связь с антисемитским движением... С тех пор мне было трудно придумать какую-либо нежность и покровительство, которые я так долго испытывал к вам. Таким образом, разделение между нами решается самым абсурдным образом. Вы ничего не поняли, почему я нахожусь в этом мире?... Теперь дело зашло так далеко, что мне приходится защищаться руками и ногами от людей, которые путают меня с этими антисемитскими канайльями ; после того, как моя родная сестра, моя бывшая сестра, а также после того, как Widemann недавно дали толчок к этому самому ужасному из всех заблуждений. После того, как я прочитал имя Заратустра в антисемитской переписке, моему терпению пришел конец. Теперь я нахожусь в состоянии экстренной защиты от партии вашего супруга. Эти проклятые антисемитские уродства не запятнают мой идеал !!

Проект письма сестре Элизабет Ферстер-Ницше (декабрь 1887 г.)

Жорж Батай был одним из первых, кто осудил умышленное неверное толкование Ницше, совершенное Нацисты, в том числе Альфред Баымлер. В январе 1937 года он посвятил тему «Ницше и фашисты» в выпуске Ацефала под названием «Репарации Ницше». Там он назвал Элизабет Ферстер-Ницше «Элизабет Иуда-Ферстер», вспомнив заявление Ницше: «Никогда не навещать никого, кто причастен к этому откровенному мошенничеству в отношении рас».

Ницше назвал афоризм 377 в пятой книге Веселой науки (опубликованной в 1887 г.) «Мы, бездомные» (Wir Heimatlosen), в котором он критиковал пангерманизм и патриотизм и призывал сам «хороший европеец». Во второй части этого афоризма, который, по словам Батая, содержал наиболее важные части политической мысли Ницше, мыслитель Вечного Возвращения заявил:

Нет, мы не любим человечество; но, с другой стороны, мы недостаточно «немцы» в том смысле, в котором слово «немец» постоянно используется в наши дни, чтобы защищать национализм и расовую ненависть и иметь возможность наслаждаться национальной чесоткой сердца. и заражение крови, которое теперь вынуждает европейские народы ограничивать себя и забаррикадироваться друг против друга, как будто это вопрос карантина. Для этого мы слишком непредубеждены, слишком злонамеренны, слишком избалованы, также слишком хорошо информированы, слишком «путешествовали»: мы предпочитаем жить в горах, обособленно, «несвоевременно», в прошлые или будущие века, просто для того, чтобы не допускать того, чтобы мы испытывали тихую ярость, к которой, как мы знаем, мы должны быть обречены как очевидцы политики, опустошающей немецкий дух, делая его тщеславным и, кроме того, мелкой политикой: - чтобы не дать своему собственному творению немедленно развалиться снова, Разве он не считает необходимым сажать его между двумя смертельными ненавистями? не должно ли оно желать увековечивания европейской системы множества мелких государств?... Мы, бездомные, слишком разнообразны и смешаны в расовом отношении и по своему происхождению, являясь «современными людьми», и, следовательно, не испытываем соблазна участвовать в лживом расовом самолюбии и расовом непристойном поведении, которые сегодня демонстрируются в Германии как знак немецкого образа мышления, и это вдвойне ложно и непристойно среди людей «исторического чутья». Одним словом, мы - и пусть это будет нашим честным словом! - хорошие европейцы, наследники Европы, богатые, избыточно обеспеченные, но также чрезмерно обязанные наследники тысячелетнего европейского духа: как таковые, мы тоже переросли Христианство и не приемлют его, и именно потому, что мы выросли из него, потому что наши предки были христианами, которые в своем христианстве были бескомпромиссно честными; за свою веру они добровольно пожертвовали имуществом и положением, кровью и отеем. Мы - делаем то же самое. Для чего? За наше неверие? За всякое неверие? Нет, вы знаете, друзья мои! Скрытое в вас «да» сильнее всех «нет» и «майбов», которые поражают вас и ваш возраст, как болезнь; а когда вам нужно выйти в море, вы, эмигранты, вы тоже вынуждены к этому - вера!...

Война и военные ценности

Ницше сделал множество комментариев, в которых осуждает пацифизм, восхваляет войну, военные ценности и завоевания. Некоторые из них можно интерпретировать как метафорические, но в других он совершенно явно относится к определенной политике или военным действиям и командирам. Хотя он добровольно участвовал в франко-прусской войне, вскоре он стал критиковать прусский милитаризм, в основном из-за своего разочарования в немецкой культуре и национальной политике, но не отказался от милитаризма в целом.. Он хвалил Наполеона за возрождение военного духа, который он видел как защиту от упадочного господства «современных идей», «бизнесменов и филистеров». В Воля к власти он более подробно пояснил:

Когда инстинкты общества в конечном итоге заставляют его отказаться от войны и отказаться от завоеваний, это упадочность: оно созрело для демократии и правления лавочников. Это правда, что в большинстве случаев заверения в мире - это просто дурацкие проекты.

Он выступал против «правления мандаринов», решая конфликты путем арбитража вместо войны, и поощрял военное развитие Европы. Он предложил призыв, политехникум военное образование и идею о том, что все люди высших классов должны быть офицерами запаса в дополнение к своей гражданской работе. В «Воли к власти» он писал:

Поддержание военного государства - это последнее средство соблюдения великих традиций прошлого; или, если он был утерян, возродить его. Посредством этого сохраняется высший или сильный тип человека, и все институты и идеи, которые увековечивают вражду и порядок в государствах, такие как национальные чувства, покровительственные пошлины и т. Д., Могут на этом основании казаться оправданными

. Взгляды на женщин

Взгляды Ницше на женщин служили магнитом для споров, начиная с его жизни и продолжаясь до настоящего времени. Он часто делал замечания в своих статьях, которые некоторые считают женоненавистничеством. В «Сумерках идолов» (1888) он заявил: «Женщины считаются глубокими. Почему? Потому что мы никогда не постигаем их глубины. Но женщины даже не мелкие».

Отношение к Шопенгауэру

Согласно до Сантаяны, Ницше считал свою философию исправлением философии Шопенгауэра. В своем Эгоизме в немецкой философии Сантаяна перечисляет противоположные реакции Ницше на Шопенгауэра:

Воля к жизни станет волей к господству; пессимизм, основанный на размышлениях, станет оптимизмом, основанным на смелости; ожидание воли в созерцании уступило бы более биологическому объяснению разума и вкуса; наконец, вместо жалости и аскетизма (два принципа морали Шопенгауэра) Ницше установил обязанность отстаивать волю любой ценой и быть жестоко, но красиво сильным. Эти отличия от Шопенгауэра охватывают всю философию Ницше.

Эти поправки показывают, что философия Шопенгауэра была не просто первоначальным стимулом для Ницше, но легла в основу большей части мышления Ницше.

Фон Хартманн предположил, что Шопенгауэр был единственным философом, которого систематически изучал Ницше.

Связь с Филиппом Майнландером
Филиппом Майнлендером

Работа Филиппа Майнлендера оказали важное влияние на интеллектуальное развитие Ницше и заставили его дистанцироваться от философии Шопенгауэра. В своей 200-страничной критике философии Шопенгауэра Майнлендер выступает против метафизической воли, стоящей за миром, и вместо этого выступает за реальную множественность волей, которые борются друг с другом.

Mainländer, пожалуй, лучше всего понимать как негативное влияние на Ницше. Майнлендер довел пессимизм Шопенгауэра до конца и покончил с собой. Тем не менее, он никогда не рекомендовал и не приводил доводов в пользу самоубийства - это распространенное заблуждение - и стремится мотивировать тех, кто ненавидит мир, вернуться к активной жизни с собственными целями. Майнлендер - гедонист, и цель его этики - показать, как человек может достичь наивысшего счастья. Если жизнь ничего не стоит, то ее нужно использовать, чтобы достичь состояния полного бесстрашия.

И Ницше, и Майнландер обязаны своим философским пробуждением Мир как Воля и Представление, они не любили популярное преемник Шопенгауэра, Эдуард фон Хартманн, и защищал личность, и отвергал традиционные ценности, оба провозглашали, что Бог мертв (Майнландер популяризировал эту тему до Ницше). Их душевный крах также вызывает сравнения.

Отношение к Сёрену Кьеркегору

Ницше мало знал философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Георг Брандес датский философ написал Ницше в 1888 году, прося его изучить работы Кьеркегора, на что Ницше ответил, что будет.

Недавние исследования, однако, предполагают, что Ницше был знаком с работами Кьеркегора через вторичные литература. Помимо Брандеса, Ницше владел и читал копию книги Ганса Лассена Мартенсена Christliche Ethik (1873), в которой Мартенсен подробно цитировал и писал об индивидуализме Кьеркегора в этике и религии.. Ницше также читал «Психологию» Харальда Хёффдинга в Umrissen auf Grundlage der Erfahrung (изд. 1887 г.), в которой излагалась и критиковалась психология Кьеркегора. Томас Бробьер считает, что одна из работ, написанных Ницше о Кьеркегоре, находится в «Моргенроте», которая частично была написана в ответ на работу Мартенсена. В одном из отрывков Ницше писал: «С другой стороны, те моралисты, которые, следуя по стопам Сократа, предлагают человеку мораль самоконтроля и воздержания как средство его собственного преимущество, как его личный ключ к счастью, - исключения ". Бробьер считает Кьеркегора одним из «этих моралистов».

Первое философское исследование, сравнивающее Кьеркегора и Ницше, было опубликовано еще до смерти Ницше. Было опубликовано более 60 статей и 15 полных исследований, полностью посвященных сравнению этих двух мыслителей.

Наследие

Возможно, величайшее философское наследие Ницше принадлежит его интерпретаторам 20-го века, среди которых Пьер Клоссовски, Мартин Хайдеггер, Жорж Батай, Лео Штраус, Александр Кожев, Мишель Фуко, Жиль ДелезФеликс Гваттари ), Жак Деррида и Альбер Камю. В более поздних работах Фуко, например, используется генеалогический метод Ницше для разработки антифундаменталистских теорий власти, которые разделяют и фрагментируют, а не объединяют политику (как это продемонстрировано в либеральной традиции политической теории). Систематическая институционализация преступной преступности, сексуальной идентичности и практики, а также психически больных (и это лишь некоторые из них) являются примерами, используемыми для демонстрации того, что знание или правда неотделимы от институтов, которые формулируют понятия легитимности от «безнравственности», таких как гомосексуализм и подобное (захваченное в знаменитом уравнении знание ). Делез, возможно, самый выдающийся из толкователей Ницше, использовал столь оклеветанный тезис «воли к власти» в тандеме с марксистскими представлениями о товарном излишке и фрейдистскими идеями желания сформулировать такие концепции, как ризома и другие «внешние стороны». к государственной власти в ее традиционном понимании.

Некоторые недавние интерпретации Ницше подчеркивают более несвоевременные и политически противоречивые аспекты философии Ницше. Комментатор Ницше Кейт Анселл Пирсон указал на абсурдное лицемерие современных эгалитарных либералов, социалистов, коммунистов и анархистов, объявляющих Ницше провозвестником их собственной левой политики: «Ценности, которые Ницше хочет подвергнуть переоценке. в значительной степени являются альтруистическими и эгалитарными ценностями, такими как жалость, самопожертвование и равноправие. Для Ницше современная политика в значительной степени опирается на светское унаследование христианских ценностей (он интерпретирует социалистическая доктрина равенства с точки зрения секуляризации христианской веры в равенство всех душ перед Богом »(On the Genealogy of Morality, Ansell-Pearson and Diethe, eds., Cambridge University Press, 1994, p. 9). Такие работы, как «Ницше и политика аристократического радикализма» Брюса Детвайлера (University of Chicago Press, 1990), Фредрик Аппель «Ницше против демократии» (Cornell University Press, 1998) и Доменико Лосурдо «Ницше, il ribelle aristocratico» (T urin: Bollati Boringhieri, 2002) бросают вызов преобладающему либеральному интерпретационному консенсусу в отношении Ницше и утверждают, что элитизм Ницше был не просто эстетической позой, но идеологической атакой на широко распространенное убеждение в равных правах современного Запада, Ницше в консервативно-революционной традиции.

См. Также
Примечания
  1. ^Брандес и Ницше писали письма туда и обратно между 1886–1888. В 1886 году Ницше прислал Брандесу копии книги «За гранью добра и зла» (написанной в 1885 году), а затем «Генеалогия морали и человека, все слишком человечно». (стр. 314). Брандес прислал Ницше копию «Основных течений» в 1888 году. (Стр. 331–331) Ницше писал в мае 1888 года, что «доктор Джордж Брандес сейчас читает важный курс лекций в Копенгагенском университете о немецком философе Фридрихе Ницше! Судя по бумагам, эти лекции имеют самый блестящий успех. Зал каждый раз переполнен, на них присутствуют более трехсот человек ». (стр. 227). «Они были готовы к моей теории« высшей морали »благодаря обширному общему знанию исландских саг, которые предоставляют очень богатый материал для теории. Я рад слышать, что датские филологи одобряют и принимают мой вывод о бонусе: само по себе кажется довольно сложной задачей проследить связь концепции «добро» с концепцией «воин» ». (стр. 229) 11 января 1888 г. Брандес написал Ницше следующее: «Есть северный писатель, чьи произведения были бы вам интересны, если бы они были переведены, - Сорен Кьеркегор. Он жил с 1813 по 1855 год и, по моему мнению, один из самых глубоких психологов, которых можно было встретить где-либо. Небольшая книга, которую я написал о нем (перевод, изданный в Лейпциге в 1879 году), дает мне исчерпывающее представление о его гении, поскольку книга представляет собой своего рода полемический трактат, написанный с целью проверки его влияния. Тем не менее с психологической точки зрения это лучшая работа, которую я опубликовал ». (стр. 325) Ницше ответил, что он «займется психологическими проблемами Кьеркегора» (стр. 327), а затем Брандес спросил, может ли он получить копию всего, что опубликовал Ницше. (стр. 343), чтобы он мог распространять свою «пропаганду». (стр. 348, 360–361) Избранные письма Фридриха Ницше 1-е изд. отредактировал с предисловием Оскар Леви; авторизованный перевод Энтони М. Людовичи, опубликованный в 1921 году издательством Doubleday, Page Co
Ссылки
Дополнительная литература
  • О взглядах Ницше на женщин см. Жак Деррида, «Шпоры: стили Ницше», пер. Барбара Харлоу (Чикаго и Лондон: University of Chicago Press, 1979).
  • О Ницше и биологии см. Barbara Stiegler, Nietzsche et la biologie, PUF, 2001, ISBN 2-13-050742-5.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 03:46:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте