Трехсторонняя классификация власти

редактировать

Макс Вебер выделил три идеальных типа законного политического лидерства, господства и власти. Об этих трех типах господства он писал в своем эссе Три типа законного правления, которое было опубликовано в его шедевре Экономика и общество (см. Weber 1922/1978: 215-216) и в его классической речи «Политика как призвание » (см. Weber 1919/2015: 137-138).

  1. харизматический авторитет (характер, героизм, лидерство, религиозность),
  2. традиционный авторитет (патриархи, патримониализм, феодализм) и
  3. юридический авторитет (современное право и государство, бюрократия).

Эти три типа являются идеальными типами и редко появляются в чистом виде.

Согласно Веберу, власть - это власть, признанная законной теми, кто ей подчиняется. Считается, что эти три формы власти появляются в «иерархическом порядке развития». Государства прогрессируют от харизматического авторитета к традиционному авторитету и, наконец, достигают состояния рационально-юридического авторитета, характерного для современной либеральной демократии.

Содержание

  • 1 Харизматическое господство
  • 2 Традиционное господство
  • 3 Рационально-правовое господство
  • 4 Классификация власти в контексте истории
  • 5 Сравнительная таблица
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография

Харизматический господство

Харизматический авторитет проистекает из личного обаяния или силы отдельной личности. Вебер описал это в своей лекции как «авторитет необычайного личного дара благодати (харизмы)»; он отличил его от других форм власти, заявив: «Люди подчиняются ему [харизматическому правителю] не в силу традиции или устава, а потому, что они верят в него». Таким образом, фактическая сила или возможности лидера не имеют значения, пока последователи верят, что такая сила существует. Таким образом, согласно Веберу, харизматическим лидерам особенно трудно поддерживать свой авторитет, потому что последователи должны продолжать узаконивать авторитет лидера.

Харизматическое господство отличается от законно-рациональной и традиционной власти, поскольку оно не вытекает из устоявшейся традиции, а, скорее, из веры последователей в лидера.

Согласно Веберу, когда лидер теряет свою харизму или умирает, системы, основанные на харизматическом авторитете, имеют тенденцию трансформироваться в традиционные или рационально-правовые системы.

Традиционное господство

В традиционной власти легитимность власти проистекает из традиции или обычая; Вебер назвал его «авторитетом вечного вчерашнего дня» и определил его как источник авторитета для монархий. При этом типе господства традиционные права влиятельного человека или группы принимаются подчиненными или, по крайней мере, не оспариваются. Доминирующая личность могла быть лидером клана, старшим, главой семьи, патриархальной фигурой или доминирующей элитой. Исторически это был наиболее распространенный тип правления.

Согласно Веберу, неравенство создается и сохраняется традиционными властями. Если этот авторитет не будет оспорен, доминирующий лидер или группа останутся у власти. По Веберу, традиционная власть блокировала развитие рационально-правовой власти.

Рационально-правовое господство

Юридическая власть, также известная как рационально-правовая власть, - это когда физическое или юридическое лицо проявляет власть в силу юридической должности, которую они занимают. Это власть, которая требует подчинения должности, а не ее должностного лица; как только они уходят с должности, их рационально-правовой авторитет теряется. Вебер определил «рационально созданные правила» как центральную черту этой формы власти. Современные демократии содержат множество примеров рационально-правовых режимов. Есть разные пути развития юридической власти. Многие общества разработали систему законов и постановлений, и существует множество различных принципов законности. С развитием рационально-правовой системы политическая система, вероятно, будет рационализирована аналогичным образом. Конституции, письменные документы, официальные должности и регулярные выборы часто ассоциируются с современными правовыми рациональными политическими системами. В прошлом они имели тенденцию развиваться в противовес более ранним традиционным системам, таким как монархии, где набор правил не был хорошо развит. По мере рационального развития этих систем власть принимает рационально-правовую форму. Те, кто правят, имеют законное право на это, а подчиненные признают законность правителей.

Хотя подчиненные могут оспорить рационально-правовые полномочия, маловероятно, что это приведет к быстрому изменению характера системы. По словам Вебера, такая борьба за власть в основном носит политический характер и может быть основана на национализме или этнической принадлежности.

Классификация власти в контексте истории

Вебер также отмечает, что правовое господство является наиболее развитым, и что общества эволюционируют от преимущественно традиционных и харизматических властей к преимущественно рациональным и законным, потому что нестабильность харизматического авторитета неизбежно вынуждает его «рутинизироваться» в более структурированную форму власти. Точно так же он отмечает, что при чистом типе традиционных правил достаточное сопротивление хозяину может привести к «традиционной революции». Таким образом, он намекает на неизбежный переход к рационально-правовой структуре власти с использованием бюрократической структуры. Это связано с его более широкой концепцией рационализации, предполагающей неизбежность движения в этом направлении. Таким образом, эту теорию иногда можно рассматривать как часть теории социального эволюционизма.

В традиционном авторитете легитимность авторитета проистекает из традиции, в харизматическом авторитете - от личности и лидерских качеств личности (харизма ), а также в юридических (или рационально-правовых) полномочиях от властей, которые бюрократически и юридически закреплены за определенными должностями. Классический пример этих трех типов можно найти в религии: священники (традиционные), Иисус (харизматические) и Римско-католическая церковь (юридически-рациональные). Вебер также задумал эти три типа в рамках своих трех основных способов конфликта: традиционная власть внутри статусных групп, харизматическая власть внутри класса и законно-рациональная власть внутри партийных организаций.

По его мнению, каждое историческое отношение между правителями и управляемыми содержало элементы, которые можно проанализировать на основе вышеуказанного различия.

Таблица сравнения

ХаризматическийТрадиционныйЮридический-Рациональный
Тип правителяХаризматический лидерДоминирующая личностьФункциональное начальство или бюрократические чиновники
Должность определяетсяОбладающим динамичным характеромУстановленные традиции или распорядокЗаконодательно установленная власть
Управляется с использованиемНеординарных качеств и исключительные полномочияПриобретенные или унаследованные (наследственные) качестваДостоинства рационально установленных норм, указов и других правил и положений
УзаконенныеПобеды и успех сообществаУстановившаяся традиция или распорядокОбщая вера в формальную правильность этих правил и тех, кто их вводит, считается законным авторитетом
ЛояльностьМежличностная и личная преданность и преданностьОсновано на традиционных пристрастияхВластям / правилам
СплоченностьЭмоционально нестабильно и непостоянноЧувство общей целиСоблюдение правил (см. теория отклонения Мертона )
ЛидерствоПравители и последователи (ученики)Установленные формы социального поведенияПравила, не правители

См. также

Ссылки

Библиография

  • Вебер, Макс (1978/1922). Экономика и общество, под редакцией Гюнтера Рота и Клауса Виттиха. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Вебер, Макс (2015/1919). «Политика как призвание» в веберовском рационализме и современном обществе. Под редакцией и переводом Тони Уотерс и Дагмар Уотерс, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2015, стр. 129–198.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:46:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте