Пауль Тиллих

редактировать
Немецко-американский теолог и философ
Пол Тиллих
Пол Тиллих.jpg
РодилсяПол Йоханнес Тиллих. (1886-08-20) 20 августа 1886 г.. Старзеддел, провинция Бранденбург, Королевство Пруссия в Германской империи
Умер22 октября 1965 (1965-10-22) (79 лет). Чикаго, Иллинойс, США
НациональностьНемецкий американец
Род занятийБогослов и философ
Известная работа
  • 1951–63 гг. Систематическое богословие
  • 1952 г. Смелость быть
супругом (-ями)Ханна
ДетиРене (р. 1935), Мути (р. 1926)
Богословская работа
Язык
  • Английский
  • Немецкий
Традиции или движениеХристианский экзистенциализм
Основные интересы
Известные идеи
  • Метод корреляции
  • Протестантский принцип и католическая сущность
  • Основание существования
  • Нью Бейн g
  • Кайрос
  • Теономия

Пол Йоханнес Тиллих (20 августа 1886 - 22 октября 1965) был немецко-американским христианским экзистенциалистом философ и лютеранин протестант теолог, который широко известен как один из самых влиятельных богословов двадцатого века. Тиллих преподавал в ряде университетов Германии до иммиграции в США в 1933 году, где он преподавал в Союзной теологической семинарии, Гарвардской школе богословия и Чикагском университете..

Среди широкой публики Тиллих наиболее известен своими работами «Мужество быть» (1952 г.) и «Динамика веры» (1957 г.), в которых широкой читательской аудитории были представлены вопросы богословия и культуры. В академическом богословии он наиболее известен своей большой трехтомной работой «Систематическое богословие» (1951–63), в которой он разработал свой «метод корреляции», подход, который исследует символы христианского откровения как ответы на проблемы человеческого существования, поставленные современным экзистенциальным анализом. В отличие от господствующих интерпретаций экзистенциализма, которые подчеркивали приоритет существования над сущностью, Тиллих считал экзистенциализм «возможным только как элемент в более широком целом, как элемент в видении структуры как в его созданном добре, а затем как описание существования человека в этих рамках ».

Уникальная интеграция Тиллиха эссенциализма и экзистенциализма, а также его постоянное участие в онтологии в Систематическом богословии и других работах, привлекал стипендию различных влиятельных мыслителей, включая Карла Барта, Рейнхольда Нибура, Х. Ричард Нибур, Джордж Линдбек, Эрих Прзивара, Лэнгдон Гилки, Джеймс Лютер Адамс, Эйвери Кардинал Даллес, Дитрих Бонхёффер, Салли Макфаг, Ричард Джон Нойхаус, Дэвид Новак, Джон Д. Капуто, Томас Мертон, Роберт У. Дженсон, Томас Ф. О'Мира OP, и Мартин Лютер Кинг-младший. По словам Х. Ричарда Нибура, «[t] чтение Систематического богословия может стать великим путешествием к открытию богатого и глубокого, всеобъемлющего и вместе с тем разработанного видения и понимания человеческой жизни в присутствии тайны Бога. «Джон Х. Рэндалл-младший восхвалял Систематическое богословие как« несомненно самое богатое, наиболее многообещающее и наиболее сложное философское богословие, созданное в наши дни ».

В дополнение к работам Тиллиха в области богословия он также является автором многих работ по этике, философии истории и сравнительному религиоведению. Работы Тиллиха продолжают изучаться и обсуждаться во всем мире, а Североамериканское общество Пауля Тиллиха, Deutsche Paul-Tillich-Gesellschaft и l'Association Paul Tillich d'expression française регулярно проводят международные конференции и семинары, посвященные его мысли и ее возможностям.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Философия и богословие
    • 2.1 Бытие
    • 2.2 Бог как основа бытия
    • 2.3 Метод соотношения
    • 2.4 Жизнь и Дух
    • 2.5 Абсолютная вера
    • 2.6 Вера как высшая цель
    • 2.7 Онтология храбрости Тиллиха
  • 3 Популярные произведения
  • 4 Прием
    • 4.1 Критика
  • 5 Работы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Тиллих родился 20 августа 1886 года в небольшой деревне Старзеддел (Старозидле), Провинция Бранденбург, тогда часть Германии. Он был старшим из троих детей и имел двух сестер: Йоханну (род. 1888, умерла в 1920 г.) и Элизабет (род. 1893). Прусский отец Тиллиха Иоганнес Тиллих был консервативным лютеранским пастором Евангелической государственной церкви старых провинций Пруссии ; его мать Матильда Дюрселен была из Рейнской области и была более либеральной.

Когда Тиллиху было четыре года, его отец стал суперинтендантом епархии в Бад-Шенфлисс (ныне Тржинско-Здруй, Польша), городе трех тысяч, где Тиллих начал начальную школу (Elementarschule ). В 1898 году Тиллиха отправили в Кенигсберг-ин-дер-Ноймарк (ныне Хойна, Польша), чтобы он начал учиться в гимназии. Он поселился в пансионе и испытал одиночество, которое он пытался преодолеть, читая Библию, сталкиваясь с гуманистическими идеями в школе.

В 1900 году отца Тиллиха перевели в Берлин, в результате чего Тиллих в 1901 году перешел в берлинскую школу, которую он окончил в 1904 году. Однако до его окончания его мать умерла от рака в сентябре 1903 года, когда Тиллиху было 17. Тиллих. учился в нескольких университетах: Берлинский университет с 1904 года, Тюбингенский университет в 1905 году и Университет Галле-Виттенберг с 1905 по 1907 год. получил степень доктора философии в Университете Бреслау в 1911 году и степень лиценциата теологии в Галле-Виттенберге в 1912 году. Его докторская диссертация в Бреслау называлась «Концепция истории религии в позитивной философии Шеллинга»: Его предпосылки и принципы.

Во время учебы в университете он стал членом Вингольф христианское братство в Берлине, Тюбингене и Галле.

В том же 1912 году Тиллих был рукоположен в сан лютеранского священника в провинции Бранденбург. 28 сентября 1914 года он женился на Маргарет («Грети») Вевер (1888–1968), а в октябре он присоединился к Императорской немецкой армии в качестве капеллана во время Первой мировой войны.. Грети покинула Тиллих в 1919 году после романа, в результате которого родился ребенок, не являющийся отцом Тиллиха; они развелись. Академическая карьера Тиллиха началась после войны; он стал приват-доцентом богословия в Берлинском университете, эту должность он занимал с 1919 по 1924 год. По возвращении с войны он встретил Ханну Вернер-Готтшоу, затем женился и был беременен. В марте 1924 года они поженились; это был второй брак для обоих. Позже она написала книгу под названием «Время от времени» об их совместной жизни, в которой говорилось об их приверженности открытому браку, что расстроило некоторых; несмотря на это, они оставались вместе до преклонного возраста.

С 1924 по 1925 год Тиллих работал профессором теологии в Марбургском университете, где он начал развивать свою систематическую теологию, преподавая курс по нему в течение последнего из трех его семестров. С 1925 по 1929 год Тиллих был профессором теологии в Дрезденском технологическом университете и Лейпцигском университете. Он занимал ту же должность в Университете Франкфурта с 1929 по 1933 год. Пауль Тиллих беседовал с Эрихом Прзиварой.

Во Франкфуртском университете Тиллих путешествовал по Германии, читая публичные лекции и речи, которые привели его к конфликту с нацистским движением. Когда Адольф Гитлер стал канцлером Германии в 1933 году, Тиллих был уволен со своей должности. Рейнхольд Нибур посетил Германию летом 1933 года и, уже впечатленный трудами Тиллиха, связался с Тиллихом, узнав о его увольнении. Нибур убедил Тиллиха поступить на факультет теологической семинарии Нью-Йорка; Тиллих согласился.

В возрасте 47 лет Тиллих вместе с семьей переехал в Соединенные Штаты. Это означало изучение английского - языка, на котором он в конечном итоге опубликует такие работы, как «Систематическое богословие». С 1933 по 1955 год он преподавал в Союзной теологической семинарии в Нью-Йорке, где начал как приглашенный профессор философии религии. В 1933–34 он также был приглашенным лектором по философии в Колумбийском университете.

Содружество социалистических христиан было организовано в начале 1930-х годов Рейнхольдом Нибуром и другими, придерживающимися аналогичных взглядов. Позже он изменил свое название на Frontier Fellowship, а затем на Christian Action. Основными сторонниками Братства в первые дни были Тиллих, Эдуард Хейманн, Шервуд Эдди и Роуз Терлин. Вначале группа считала капиталистический индивидуализм несовместимым с христианской этикой. Хотя эта группа и не была коммунистами, группа признала социальную философию Карла Маркса.

Надгробие Тиллиха в парке Пола Тиллиха, Нью-Хармони, Индиана.

Тиллих получил должность в Союзная теологическая семинария в 1937 году, а в 1940 году он получил звание профессора философского богословия и получил американское гражданство. В Union Тиллих заработал свою репутацию, опубликовав серию книг, в которых описывался его особый синтез протестантской христианской теологии и экзистенциальной философии. Он опубликовал «На границе» в 1936 г.; «Протестантская эпоха», сборник его эссе, 1948 г.; и «Встряхивание основ», первый из трех томов его проповедей, также в 1948 году. Его сборники проповедей дали ему более широкую аудиторию, чем он когда-либо имел.

Однако самыми известными достижениями Тиллиха были публикация в 1951 году первого тома «Систематического богословия» (University of Chicago Press) и публикация в 1952 году книги «Мужество, чтобы быть» (Yale University Press). В первом томе систематического богословия исследуются внутренние противоречия в структуре разума и бытия, в первую очередь посредством изучения онтологии. Эти противоречия, как утверждает Тиллих, показывают, что поиск откровения подразумевается в конечном разуме, а поиск основы бытия подразумевается в конечном бытии. Издание Systematic Theology, Vol. 1 принес Тиллиху международное академическое признание, побудив его прочитать престижные лекции Гиффорда в 1953–54 годах в Университете Абердина. Книга «Мужество быть», которая исследует онтические, моральные и духовные тревоги в истории и в современности, была основана на лекции Тиллиха Дуайта Х. Терри и достигла широкого круга читателей.

Работы привели к его назначению в Гарвардскую школу богословия в 1955 году, где он был профессором университета и входил в пятерку высокопоставленных профессоров Гарварда. Он был в первую очередь профессором студентов, потому что в Гарварде не было кафедры религии для них, но, таким образом, он был более открыт для более широкого университета и «наиболее полно воплощал идеал профессора университета». В 1959 году Тиллих был показан на обложке журнала Time.

В 1961 году Тиллих стал одним из основателей Общества искусств, религии и современной культуры, организацией, с которой он поддерживал связи до конца своей жизни. В этот период он опубликовал второй том «Систематического богословия», а также популярную книгу «Динамика веры» в 1957 году. Карьера Тиллиха в Гарварде продолжалась до 1962 года, когда он был назначен профессором богословия Джона Нувина в университете . Чикаго. Он оставался в Чикаго до своей смерти в 1965 году.

Третий том «Систематического богословия» Тиллиха был опубликован в 1963 году. В 1964 году Тиллих стал первым богословом, удостоенным чести в Библиотеке живого богословия Кегли и Бреталла: «Прилагательное «великий», по нашему мнению, может быть применен к очень немногим мыслителям нашего времени, но Тиллих, как мы далеко не единственные, кто верит, несомненно, стоит среди этих немногих ». Широко цитируемой критической оценкой его важности был комментарий Джорджии Харкнесс : «Чем Уайтхед был для американской философии, Тиллих был для американской теологии» <218.>

Тиллих умер 22 октября 1965 года, через десять дней после сердечного приступа. В 1966 году его прах был захоронен в парке Пола Тиллиха в Нью-Хармони, Индиана. Надпись на его надгробии гласит: «И он будет подобен дереву, посаженному у рек вод, которое приносит плод свой для своего времени; и лист его не увянет. И все, что он делает, будет успешным».

Философия и теология

Бытие

Тиллих использовал понятие бытия (Сейн) в своих философских и теологических работах. Некоторые из его работ связаны с фундаментальной онтологией Мартина Хайдеггера.

Ибо «бытие» остается содержанием, тайной и вечной апорией мышления. Никакая теология не может подавить понятие бытия как силы бытия. Их нельзя разделить. В тот момент, когда человек говорит, что Бог есть или что он существует, возникает вопрос, как понимать его отношение к бытию. Кажется, что единственный возможный ответ состоит в том, что Бог есть бытие-сам в смысле силы бытия или силы побеждать небытие.

— Тиллих

Предварительный анализ Тиллиха бытия восходит от того, как человеческий субъект задает онтологический вопрос («Что есть само бытие?»), К высшим категориям метафизики.. Он различает четыре уровня онтологического анализа: я-мир; динамика и форма, свобода и судьба, и индивидуализация и участие; сущностное бытие и экзистенциальное бытие; и время, пространство, причинность и субстанция.

Бытие играет ключевую роль во всей Систематической теологии Тиллиха. В начале второго тома Тиллих пишет:

Когда учение о Боге начинается с определения Бога как бытия-самого себя, философское понятие бытия вводится в систематическое богословие... Оно появляется в нынешней системе в трех места: в учении о Боге, где Бог назван существом или землей и силой бытия; в учении о человеке, где проводится различие между сущностным и экзистенциальным существом человека; и, наконец, в учении о Христе, где он назван проявлением Нового Существа, осуществление которого является работой божественного Духа.

— Тиллих

Бог как основание существования

Бюст Тиллиха Джеймса Розати в Новой Гармонии, Индиана

На протяжении большей части своей работы Тиллих дает онтологический взгляд на Бог как бытие-сам по себе, основа бытия и сила бытия, в которой Бог находится за пределами сущности и существования. Он критиковал концепции Бога как существа (например, высшее существо), а также пантеистические концепции Бога как универсальной сущности. Традиционное средневековое философское богословие в работе таких деятелей, как св. Ансельм, Дунс Скот и Уильям из Оккама были склонны понимать Бога как высшее существующее существо, к которому предикаты, такие как всемогущество, всеведение, вездесущность, доброта, праведность, святость и т. д. могут быть приписаны. Аргументы за и против существования Бога предполагают такое понимание Бога. Тиллих критически относится к этому способу дискурса, который он называет «теологическим теизмом», и утверждает, что если Бог является существом, даже если он является высшим существом, то Бога нельзя должным образом назвать источником всего сущего. Более того, что касается существования и сущности Бога, Тиллих показывает, как трудности, с которыми сталкивается Фома Аквинский, «отстаивают истину о том, что Бог находится за пределами сущности и существования, одновременно утверждая существование Бога» <218.>

Хотя Тиллих критикует пропозициональные аргументы в пользу существования Бога в естественном богословии, поскольку он считает их объективирующими Бога, он, тем не менее, утверждает реальность Бога как основу бытия. Аналогичное мышление можно найти в работе Эрика Фогелина. Представление Тиллиха о Боге можно извлечь из его анализа бытия. В анализе бытия Тиллиха все бытие испытывает угрозу небытия. Однако, вслед за Хайдеггером, Тиллих утверждает, что только люди могут поднять вопрос о бытии и, следовательно, о бытии-самом. Это потому, что, утверждает он, «бесконечное самопревосхождение людей является выражением [их] принадлежности к тому, что находится за пределами небытия, а именно к бытию-самому себе... Бытие-само проявляет себя конечному существу в бесконечном стремление конечного за пределами самого себя ».

Тиллих обращается к вопросам как онтологического, так и персоналистического характера, касающихся Бога. Один из вопросов касается того, уместен ли личный язык о природе Бога и отношениях человека с Богом и каким образом. В отличие от «теологического теизма», Тиллих ссылается на другой вид теизма, как на теизм «встречи Бога и человека». Таков теизм встречи с «Совершенно другим» («Das ganz Andere»), как в работе Карла Барта и Рудольфа Отто. Это подразумевает персонализм в отношении Божьего самооткровения. Тиллих совершенно ясно понимает, что это и уместно, и необходимо, поскольку это основа персонализма библейской религии в целом и концепции «Слова Божьего», но может стать фальсифицированным, если теолог попытается повернуть такие встречи с Богом. как Совершенно Другой в понимание Бога как существа. Другими словами, Бог является одновременно личным и надличностным.

Онтологический взгляд Тиллиха на Бога имеет прецедент в христианской теологии. Помимо сходства с концепцией Бога как бытия-самого в классическом теизме, он имеет сходство с эллинистическими и святоотеческими представлениями о Боге как «первоисточнике» (agennetos) всего сущего. Эту точку зрения поддерживал, в частности, Ориген, один из многих ранних богословов, чья мысль оказала влияние на точку зрения Тиллиха. Их взгляды, в свою очередь, имели дохристианские прецеденты в среднем платонизме. Помимо классических и христианских влияний в концепции Бога Тиллиха, в представлении Тиллиха о «живом Боге» есть динамизм, отражающий некоторое влияние Спинозы.

Тиллих сочетает свою онтологическую концепцию Бога с в значительной степени экзистенциальной и феноменологическое понимание веры в Бога, в котором отмечается, что Бог - это «ответ на вопрос, подразумеваемый конечностью человека... название того, что в конечном итоге касается человека». Это особенно заметно в его понимании веры как высшей заботы. Следуя своему экзистенциальному анализу, Тиллих далее утверждает, что теологический теизм не только логически проблематичен, но и неспособен выразить ситуацию радикального сомнения и отчаяния относительно смысла жизни. По его словам, этот вопрос вызывает наибольшее беспокойство в современную эпоху, в отличие от тревоги по поводу судьбы, вины, смерти и осуждения. Это потому, что состояние конечности влечет за собой тревогу по необходимости, и что наша конечность как человеческие существа, то, что мы являемся смесью бытия и небытия, составляет окончательную основу беспокойства. Если Бог не является основанием бытия, тогда Бог не может дать ответа на вопрос о конечности; Бог также был бы в некотором смысле конечным. Термин «Бог над Богом», таким образом, означает обозначение Бога, который появляется, который является основой бытия, когда «Бог» теологического теизма исчез в тревоге сомнения. Хотя, с одной стороны, этот Бог выходит за рамки Бога теизма, как это обычно определяется, он находит выражение во многих религиозных символах христианской веры, особенно в символе распятого Христа. Таким образом, говорит Тиллих, существует возможность того, что могут быть восстановлены религиозные символы, которые в противном случае были бы неэффективны в современном обществе.

Тиллих утверждает, что Бог теологического теизма лежит в основе многих восстаний против теизма и религиозной веры в современный период. Тиллих сочувственно заявляет, что Бог теологического теизма

лишает меня моей субъективности, потому что он всемогущий и всезнающий. Я восстаю и превращаю его в объект, но бунт терпит поражение и становится безнадежным. Бог появляется как непобедимый тиран, существо, в отличие от которого все другие существа лишены свободы и субъективности. Его приравнивают к недавним тиранам, которые с помощью террора пытаются превратить все в простой объект, вещь среди вещей, винтик в машине, которую они контролируют. Он становится образцом всего, против чего восставал экзистенциализм. Это Бог, Ницше сказал, что он должен быть убит, потому что никто не может допустить, чтобы его превратили в простой объект абсолютного знания и абсолютного контроля. Это глубочайший корень атеизма. Это атеизм, который оправдывается реакцией на теологический теизм и его тревожные последствия.

Другая причина, по которой Тиллих критиковал теологический теизм, заключалась в том, что он помещал Бога в дихотомию субъект-объект . Дихотомия субъект-объект - это основное различие, проводимое в эпистемологии. Эпистемологически Бога нельзя превратить в объект, то есть в объект познающего субъекта. Тиллих рассматривает этот вопрос под рубрикой относительности Бога. Вопрос в том, «есть ли внешние отношения между Богом и тварью». Традиционно христианское богословие всегда понимало доктрину творения именно как означающую эту внешнюю взаимосвязь между Богом, Создателем и творением как отдельными, а не идентичными реальностями. Тиллих напоминает нам о том, что можно найти у Лютера, что «нет места, куда человек может уйти от божественного ты, потому что оно включает в себя эго и ближе к эго, чем эго к самому себе».

Тиллих идет дальше, говоря, что желание вовлечь Бога в дихотомию субъект-объект является «оскорблением» божественной святости. Точно так же, если бы Бог был превращен в субъект, а не в объект познания (Абсолютный Субъект), тогда остальные существующие сущности подвергались бы абсолютному знанию и исследованию Бога, и человек «овеществлялся» или становился в простой объект. Это лишит человека его или ее собственной субъективности и творческих способностей. По словам Тиллиха, теологический теизм спровоцировал восстания атеизма и экзистенциализма, хотя другие социальные факторы, такие как промышленная революция, также внесли свой вклад в «овеществление» человека. Современный человек больше не мог мириться с идеей быть «объектом», полностью подчиненным абсолютному знанию Бога. Как уже упоминалось, Тиллих утверждал, что теологический теизм - это «плохое богословие».

Бог теологического теизма есть существо помимо других и как таковая часть всей реальности. Он, безусловно, считается его самой важной частью, но как часть и, следовательно, подчиненный структуре целого. Предполагается, что он находится за пределами онтологических элементов и категорий, составляющих реальность. Но каждое заявление подчиняет его им. Он рассматривается как «я», имеющее мир, как эго, связанное с мыслью, как причина, отделенная от ее следствия, имеющая определенное пространство и бесконечное время. Он - существо, а не бытие-само по себе

В качестве альтернативы, Тиллих представляет вышеупомянутый онтологический взгляд на Бога как на Само Бытие, Основание Бытия, Сила Бытия и иногда как Бездна или "бездонное существо" Бога. Онтологический взгляд Тиллиха на Бога отличается от теологического теизма тем, что он превосходит его, являясь основой или окончательной реальностью, которая «предшествует» всем существам. Так же, как Бытие для Хайдеггера онтологически предшествует зачатию, Тиллих рассматривает Бога как нечто превышающее бытие. Бог не является сверхъестественным существом среди других сущностей. Напротив, Бог - это неисчерпаемая основа, которая дает возможность существовать существам. Мы не можем воспринимать Бога как объект, связанный с субъектом, потому что Бог предшествует дихотомии субъект-объект.

Таким образом, Тиллих отвергает буквальный библицизм. Однако вместо того, чтобы отвергать понятие личного Бога, Тиллих видит в нем символ, указывающий прямо на Основание Бытия. Поскольку Основание Бытия онтологически предшествует разуму, его нельзя постичь, поскольку понимание предполагает дихотомию субъект-объект. Тиллих не соглашался с любыми буквальными философскими и религиозными утверждениями о Боге. Такие буквальные утверждения пытаются определить Бога и приводят не только к антропоморфизму, но также и к философской ошибке, против которой Иммануил Кант предупреждал, что установление ограничений на трансцендентное неизбежно ведет к противоречиям. Любые утверждения о Боге просто символичны, но эти символы священны в том смысле, что они действуют, участвуя или указывая на Основу Бытия.

Тиллих также развил тезис о Боге над Богом теизма в своей Систематической теологии.

... (Бог выше Бога теизма) Это было неверно истолковано как догматическое утверждение пантеистического или мистического характера. Прежде всего, это не догматическое, а извинительное заявление. Он серьезно относится к радикальным сомнениям, с которыми сталкиваются многие люди. Это придает смелость самоутверждению даже в крайнем состоянии радикального сомнения.

— Тиллих, Systematic Theology Vol. 2, стр. 12

... В таком состоянии исчезает Бог как религиозного, так и теологического языка. Но кое-что остается, а именно серьезность того сомнения, в котором утверждается смысл в бессмысленности. Источником этого утверждения смысла в бессмысленности, уверенности в сомнении является не Бог традиционного теизма, а «Бог над Богом», сила бытия, которая действует через тех, у кого нет имени для этого, даже не имени Бог.

— Тиллих, Systematic Theology Vol. 2, стр. 12

... Это ответ тем, кто просит послания в небытии своей ситуации и в конце своей смелости быть. Но такая крайняя точка - не то пространство, в котором можно жить. Диалектика экстремальной ситуации - это критерий истины, но не основа, на которой может быть построена вся структура истины.

— Тиллих, Systematic Theology Vol. 2, с.12

Метод корреляции

Ключом к пониманию теологии Тиллиха является то, что он называет «методом корреляции». Это подход, который коррелирует идеи христианского откровения с проблемами, поднятыми экзистенциальным, психологическим и философским анализом.

Тиллих утверждает во введении к систематическому богословию. :

Теология формулирует вопросы, подразумеваемые в человеческом существовании, а теология формулирует ответы, подразумеваемые в божественном самопроявлении, под руководством вопросов, подразумеваемых в человеческом существовании. Это круг, который ведет человека к точке, где вопрос и ответ не разделены. Этот момент, однако, не момент времени.

Христианское послание дает ответы на вопросы, подразумеваемые человеческим существованием. Эти ответы содержатся в событиях откровения, на которых основано христианство, и взяты систематическим богословием из источников через посредников в соответствии с нормой. Их содержание не может быть получено из вопросов, которые возникли бы в результате анализа человеческого существования. В некотором смысле они «обращены» к человеческому существованию извне. В противном случае они не были бы ответами, поскольку вопрос заключается в самом человеческом существовании.

Для Тиллиха экзистенциальные вопросы человеческого существования связаны с областью философии и, более конкретно, онтологией (исследование быть). Это связано с тем, что, по словам Тиллиха, изучение философии на протяжении всей жизни показывает, что центральный вопрос каждого философского исследования всегда возвращается к вопросу о бытии или о том, что значит быть, и, следовательно, о том, что значит быть конечным человеком. быть внутри бытия. С экзистенциальными вопросами следует соотносить теологические ответы, которые сами заимствованы из христианского откровения. Задача философа в первую очередь заключается в разработке вопросов, тогда как задача богослова в первую очередь включает в себя выработку ответов на эти вопросы. Однако следует помнить, что эти две задачи пересекаются и включают друг друга: богослов должен быть в некотором роде философом и наоборот, поскольку представление Тиллиха о вере как о «высшей заботе» требует, чтобы богословский ответ соответствовал, совместим с: и в ответ на общий онтологический вопрос, который должен разрабатываться независимо от ответов. Таким образом, с одной стороны корреляции находится онтологический анализ человеческой ситуации, а с другой - представление христианского послания как ответа на эту экзистенциальную дилемму. По мнению Тиллиха, никакая постановка вопроса не может противоречить теологическому ответу. Это потому, что христианское послание априори утверждает, что логос, «ставший плотью», также является универсальным логосом греков.

Помимо тесных отношений между философией и теологией, есть еще один важный аспект Метод корреляции - это различие Тиллиха между формой и содержанием в богословских ответах. В то время как природа откровения определяет фактическое содержание богословских ответов, характер вопросов определяет форму этих ответов. Это потому, что для Тиллиха богословие должно быть ответным богословием или апологетическим богословием. Бог назван «основанием бытия» отчасти потому, что Бог является ответом на онтологическую угрозу небытия, и такая характеристика теологического ответа в философских терминах означает, что ответ был обусловлен (поскольку рассматривается его форма) по вопросу. На протяжении всей Систематической теологии Тиллих старается поддерживать это различие между формой и содержанием, не допуская, чтобы одно было непреднамеренно обусловлено другим. Многие критические замечания по поводу методологии Тиллиха вращаются вокруг вопроса о том, действительно ли целостность христианского послания сохраняется, когда его форма обусловлена ​​философией.

Богословский ответ также определяется источниками богословия, нашим опытом и норма богословия. Хотя форма богословских ответов определяется характером вопроса, эти ответы (которые «содержатся в событиях откровения, на которых основано христианство») также «взяты систематическим богословием из источников через посредников, под норма." Существует три основных источника систематического богословия: Библия, история церкви и история религии и культуры. Опыт - это не источник, а средство, через которое говорят источники. А норма богословия - это то, на основании чего и источники, и опыт оцениваются в отношении содержания христианской веры. Таким образом, мы имеем следующие элементы метода и структуры систематического богословия:

  • Источники богословия
    • Библия
    • История церкви
    • История религии и культуры
  • Среда источников
    • Коллективный опыт Церкви
  • Норма богословия (определяет использование источников)
    • Содержанием которой является само библейское послание, например:
      • Оправдание верой
      • Новое Бытие в Иисусе как Христе
      • Протестантский принцип
      • Критерий креста

Как объясняет Маккелвей, источники богословия способствуют формированию нормы, которая затем становится критерием, по которому оцениваются источники и опыт. Отношения носят круговой характер, поскольку именно нынешняя ситуация определяет норму во взаимодействии между церковью и библейским посланием. Затем норма может быть изменена, но Тиллих настаивает на том, что ее основное содержание остается прежним: содержание библейского сообщения. Заманчиво отождествлять откровение с нормой, но мы должны помнить, что откровение (оригинальное или зависимое) - это не элемент структуры систематического богословия как таковой, а событие. Для Тиллиха современной нормой является «Новое Существо в Иисусе как Христе как наша главная забота». Это потому, что данный вопрос касается отчуждения, и преодоление этого отчуждения - это то, что Тиллих называет «Новым Существом». Но поскольку христианство отвечает на вопрос об отчуждении словами «Иисус как Христос», норма говорит нам, что мы находим Новое Существо в Иисусе как Христе.

Существует также вопрос о достоверности метода корреляции. Конечно, от метода можно было отказаться на том основании, что для его принятия априори нет оснований. Но Тиллих утверждает, что метод любой теологии и ее система взаимозависимы. То есть нельзя принять абсолютный методологический подход, потому что метод постоянно определяется системой и объектами теологии.

Жизнь и Дух

Это четвертая часть «Систематической теологии» Тиллиха.. В этой части Тиллих говорит о жизни и божественном Духе.

Жизнь остается неоднозначной, пока есть жизнь. Вопрос, подразумеваемый двусмысленностями жизни, порождается новым вопросом, а именно вопросом о направлении, в котором движется жизнь. Это вопрос истории. Говоря систематически, история, характеризуемая направлением в будущее, является динамическим качеством жизни. Следовательно, «загадка истории» - это часть проблемы жизни.

Абсолютная вера

Тиллих заявил, что смелость принять бессмысленность в себя предполагает связь с основанием бытия: абсолютной верой. Абсолютная вера может превзойти теистические представления о Боге и состоит из трех элементов.

... Первый элемент - это переживание силы бытия, которая присутствует даже перед лицом наиболее радикального проявления небытия. Если кто-то говорит, что в этом опыте жизненная сила сопротивляется отчаянию, нужно добавить, что жизненная сила в человеке пропорциональна интенциональности.

Жизненная сила, которая может выдержать бездну бессмысленности, осознает скрытый смысл в разрушении смысла.

— Тиллих, Мужество быть, с.177

Второй элемент абсолютной веры - это зависимость опыта небытия от опыта бытия и зависимость опыта бессмысленности от переживания смысла. Даже в состоянии отчаяния достаточно бытия, чтобы отчаяние стало возможным.

— Тиллих, Мужество быть, с.177

В абсолютной вере есть третий элемент - принятие того, что вас принимают. Конечно, в состоянии отчаяния нет никого и ничего, что принимает. Но есть переживаемая сила принятия. Бессмысленность, пока она переживается, включает в себя переживание "силы принятие ». Принять эту силу принятия сознательно - это религиозный ответ абсолютной веры, веры, лишенной сомнением какого-либо конкретного содержания, которое, тем не менее, является верой и источником наиболее парадоксального проявления мужества быть.

— Тиллих, «Мужество быть», с.177

Вера как высшая цель

Согласно Стэнфордской энциклопедии философии, Тиллих считает, что суть религиозных взглядов - это то, что он называет «высшей заботой». Отдельный от всех мирских и обычных реальностей, объект заботы понимается как священный, сверхъестественный или святой. Восприятие его реальности ощущается настолько подавляющим и ценным, что все остальное кажется незначительным, и по этой причине требует полной отдачи. В 1957 году Тиллих более четко определил свою концепцию веры в своей работе «Динамика веры».

Человек, как и любое живое существо, озабочен многими вещами, прежде всего теми, которые определяют само его существование.. Если [ситуация или беспокойство] претендует на крайность, он требует полной отдачи того, кто принимает это утверждение... он требует, чтобы все другие заботы... были принесены в жертву.

Тиллих далее уточнил свою концепцию веры, заявив, что: «Вера поскольку высшая забота - это действие всей личности. Это наиболее концентрированный акт человеческого разума... он участвует в динамике личной жизни ».

Пожалуй, центральным компонентом концепции веры Тиллиха является его представление о том, что вера« экстатична ». сказать:

Она превосходит как влечения нерационального бессознательного, так и структуры рационального сознания... экстатический характер веры не исключает ее рационального характера, хотя он и не тождественен ему, и включает в себя нерациональные стремления без «Экстаз» означает «стоять вне себя» - не переставая быть самим собой - со всеми элементами, которые объединены в личностном центре.

Короче говоря, для Тиллиха вера не противопоставляется рациональному или нерациональные элементы (разум и эмоции соответственно), как утверждают некоторые философы. Скорее, он превосходит их в экстатической страсти к высшему.

Следует также отметить, что Тиллих не исключает атеистов в его экспозиции вера. У каждого есть высшая забота, и эта забота может заключаться в акте веры, «даже если акт веры включает в себя отрицание Бога. Там, где есть крайняя озабоченность, Бога можно отрицать только во имя Бога»

Онтология храбрости Тиллиха

В работе Пола Тиллиха «Мужество быть» он определяет храбрость как самоутверждение своего бытия, несмотря на угрозу небытия. Он связывает смелость с тревогой, тревогу как угрозу небытия и смелость быть тем, что мы используем для борьбы с этой угрозой. Для Тиллиха он выделяет три типа беспокойства и, следовательно, три способа проявить мужество быть.

1) Тревога судьбы и смерти а. Тревога судьбы и смерти - самая основная и универсальная форма тревоги для Тиллиха. Это просто связано с признанием нашей смертности. Это беспокоит нас, людей. Мы начинаем тревожиться, когда не уверены, создают ли наши действия причинное проклятие, которое приводит к очень реальной и совершенно неизбежной смерти (42-44). «Небытие угрожает онтическому самоутверждению человека, относительно судьбой, абсолютно со смертью» (41). б. Мы проявляем мужество, когда перестаем полагаться на других, которые говорят нам, что из нас выйдет (что произойдет, когда мы умрем и т. Д.), И начинаем искать эти ответы для себя. Называется «мужеством уверенности» (162-63).

2) Боязнь вины и осуждения а. Эта тревога мешает нашему моральному самоутверждению. Мы, люди, несем ответственность за свое нравственное существо, и когда наш судья (кем бы он ни был) спрашивает, что мы сделали из себя, мы должны ответить. Тревога возникает, когда мы понимаем, что наше существо неудовлетворительно. «Это [Небытие] угрожает моральному самоутверждению человека, относительно с точки зрения вины, абсолютно с точки зрения осуждения» (41). б. Мы проявляем мужество, когда впервые распознаем свой грех; отчаяние или что-то еще, что вызывает у нас чувство вины или мучительное осуждение. Затем мы полагаемся на идею, что нас принимают в любом случае. «Смелость быть - это смелость принять себя принятым, несмотря на то, что это неприемлемо» (164).

3) Беспокойство о бессмысленности и пустоте а. Беспокойство о бессмысленности и пустоте атакует наше существо в целом. Мы беспокоимся о потере конечной цели или цели. Это беспокойство также вызвано потерей духовности. Мы как существа чувствуем угрозу небытия, когда чувствуем, что у нас нет места или цели в мире. «Это [Небытие] угрожает духовному самоутверждению человека, относительно с точки зрения пустоты, абсолютно с точки зрения бессмысленности» (41). б. Мы проявляем мужество, когда сталкиваемся с этой тревогой, проявляя истинную веру и, опять же, самоутверждая себя. Мы черпаем из «силы бытия», которая является Богом для Тиллиха, и используем эту веру, чтобы, в свою очередь, утверждать себя и отрицать небытие. Мы можем найти свой смысл и цель через «силу бытия» (172-73).

Тиллих пишет, что высшим источником смелости быть «Бог над Богом», который превосходит теистические представления о Боге и является содержанием абсолютной веры (определяемой как «принятие принятия без кого-либо или что-то, что принимает ») (185).

Популярные произведения

Две работы Тиллиха, «Мужество быть» (1952) и «Динамика веры» (1957), были широко прочитаны, в том числе людьми, которые обычно не читали религиозных книг. В «Мужестве быть» он перечисляет три основных страха: беспокойство о нашей биологической конечности, то есть возникающее из-за знания, что мы в конечном итоге умрем; беспокойство о своей моральной ограниченности, связанное с чувством вины; и беспокойство по поводу нашей экзистенциальной конечности, чувство бесцельности в жизни. Тиллих связал их с тремя разными историческими эпохами: первые века христианской эры ; Реформация ; и 20 век. Популярные работы Тиллиха оказали влияние на психологию и теологию, оказав влияние на Ролло Мэя, чья «Смелость творить» была вдохновлена ​​«Смелостью быть».

Прием

Сегодня наиболее заметным наследием Тиллиха может быть наследие духовно ориентированного общественного интеллектуала и учителя с широким и постоянным диапазоном влияния. Проповеди Тиллиха в часовне (особенно в Юнионе) были восприняты с энтузиазмом (Тиллих был известен как единственный преподаватель своего времени в Юнион, желавший присутствовать на возрождении Билли Грэма ). Студенты Тиллиха прокомментировали доступность Тиллиха как лектора и его потребность во взаимодействии со своей аудиторией. Когда Тиллих был профессором Гарвардского университета, он был выбран в качестве основного докладчика из числа тех, кто появлялся на обложке журнала Time Magazine в течение первых четырех десятилетий его существования. Тиллих вместе со своим учеником, психологом Ролло Мэй, был одним из первых руководителей Института Эсален. Современные нью-эйдж крылатые фразы, описывающие Бога (пространственно) как «Основу Бытия» и (временно) как «Вечное Сейчас», в тандеме с точкой зрения, что Бог не является сущностью среди сущностей, а скорее есть » Само бытие »- понятия, которые Экхарт Толле, например, неоднократно упоминал на протяжении своей карьеры, - были парадигматически обновлены Тиллихом, хотя, конечно, эти идеи происходят из христианских мистических источников, а также из древних и средневековых теологов. такие как St. Августин и св. Фома Аквинский.

Вводный курс философии, преподаваемый человеком, которого Тиллих считал своим лучшим учеником, Джоном Эдвином Смитом, «вероятно, привлек к изучению философии в Йельском университете больше студентов, чем все другие курсы философии положили Вместе. Его курсы по философии религии и американской философии определяли эти области на многие годы. Возможно, самое важное, что он обучал молодое поколение важности общественной жизни в философии и тому, как практиковать философия публично ". В 1980-х и 1990-х годах Институт философии и религии Бостонского университета, ведущий форум, посвященный возрождению американской общественной традиции философии и религии, процветал под руководством ученика и толкователя Тиллиха Лероя С. Роунера.

Критика

Ученик Мартина Бубера Малкольм Даймонд утверждает, что подход Тиллиха указывает на «транстеистическую позицию, которой Бубер пытается избежать», сводя Бога к безличное «необходимое существо» Фомы Аквинского.

Тиллиха критиковало вартианское крыло протестантизма за то, что якобы является тенденцией теории корреляции к уменьшению Бога и его отношение к человеку в антропоцентрических терминах. Тиллих возражает, что подход Барта к богословию отрицает «возможность понимания отношения Бога к человеку любым другим способом, кроме гетерономного или внешнего». Защитники Тиллиха утверждают, что критики неправильно понимают различие, которое Тиллих проводит между сущностью Бога как безусловной ("das unbedingte") "Основой Бытия", которая непознаваема, и тем, как Бог открывает себя человечеству в существовании. Тиллих устанавливает это различие в первой главе своего первого тома «Систематического богословия»: «Но хотя Бог в своей бездонной природе [сноска:« Кальвин: по своей сущности »] никоим образом не зависит от человека, Бог в своем самопроявлении человеку является в зависимости от того, как человек воспринимает свое проявление ».

Некоторые консервативные течения евангелического христианства считают, что мысль Тиллиха слишком неортодоксальна, чтобы ее вообще квалифицировать как христианство, а скорее как форму пантеизма или атеизм. В Евангелическом богословском словаре говорится: «В лучшем случае Тиллих был пантеистом, но его мысли граничили с атеизмом». Защитники Тиллиха возражают таким утверждениям, указывая на четкую монотеистическую артикуляцию, с классической христианской точки зрения, отношений между Богом и человеком, такую ​​как его описание переживания благодати в его проповеди «Вы приняты».

Работы
Набор основных работ Пола Тиллиха - Hauptwerke.
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Адамс, Джеймс Лютер. 1965. Философия культуры, науки и религии Пола Тиллиха. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета
  • Армбрустер, Карл Дж. 1967. Видение Пола Тиллиха. Нью-Йорк: Шид и Уорд
  • Брайзах, Эрнст. 1962. Введение в современный экзистенциализм. Нью-Йорк: Grove Press
  • Брунс, Катя (2011), "Anthropologie zwischen Theologie und Naturwissenschaft bei Paul Tillich und Kurt Goldstein. Historische Grundlagen und systematische Perspektiven", Kontexte. Neue Beiträge zur Historischen und systematischen Theologie (на немецком языке), Goettingen: Ruprecht, 41, ISBN 978-3-7675-7143-3.
  • Булман, Раймонд Ф. и Фредерик Дж. Паррелла, ред.. 1994. Пол Тиллих: Новая католическая оценка. Колледжвилл: Литургическая пресса
  • Кэри, Патрик В., и Линхард, Джозеф. 2002. «Биографический словарь христианских богословов». Масса: Хендриксон
  • Дурли, Джон П. 2008. Пол Тиллих, Карл Юнг, и восстановление религии. Лондон: Рутледж
  • Форд, Льюис С. 1966. «Тиллих и Томас: аналогия бытия». Journal of Religion 46: 2 (апрель)
  • Фриман, Дэвид Х. 1962. Тиллих. Филадельфия: Presbyterian and Reformed Publishing Co.
  • Гилки, Лэнгдон. 1990. Гилки на Тиллихе. Нью-Йорк: Перекресток
  • Гренц, Стэнли и Олсон, Роджер Э. 1997. Богословие 20 века и мир в переходную эпоху
  • Гамильтон, Кеннет. 1963. Система и Евангелие: Критика Пола Тиллиха. Нью-Йорк: Макмиллан
  • Хаммонд, Гайтон Б. 1965. Отчуждение: сравнение идей Пола Тиллиха и Эриха Фромма. Нэшвилл: издательство Vanderbilt University Press.
  • Hegel, G. W. F. 1967. The Phenomenology of Mind, trans. С вступлением. Дж. Б. Бэйли, Введение в Torchbook. Джорджа Лихтейма. Нью-Йорк: Harper Torchbooks
  • Хук, Сидней, изд. 1961 г. Религиозный опыт и истина: симпозиум (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета)
  • Хоппер, Дэвид. 1968. Тиллих: Богословский портрет. Филадельфия: Липпинкотт
  • Хоулетт, Дункан. 1964. Четвертая американская вера. Нью-Йорк: Harper Row
  • Кауфман, Уолтер (1961a), Вера еретика, Нью-Йорк: Doubleday.
  • ——— (1961b), Critique of Religion and Philosophy, Garden City, NY: Anchor Books, Даблдей.
  • Кегли, Чарльз В. Бреталл, Роберт В., ред. (1964), Theology of Paul Tillich, New York: Macmillan.
  • Keefe, Donald J., S.J. 1971. Томизм и онтологическое богословие Пауля Тиллиха. Лейден: Э.Дж. Брилл
  • Келси, Дэвид Х. 1967 Ткань теологии Пола Тиллиха. New Haven: Yale University Press
  • ata, Jan Adrian (1995), Odpowiadająca teologia Paula Tillicha (на польском языке), Signum, Oleśnica: Oficyna Wydaw, ISBN 83-85631- 38-0.
  • Макинтайр, Аласдер. 1963. «Бог и теологи», Встреча 21: 3 (сентябрь)
  • Мартин, Бернар. 1963. Экзистенциалистское богословие Пола Тиллиха. Нью-Хейвен: College and University Press
  • Маркс, Карл. нет данных Капитал. Эд. Фредерик Энгельс. пер. из 3-го немецкого изд. Сэмюэля Мура и Эдварда Эвелинга. Нью-Йорк: Современная библиотека
  • Май, Ролло. 1973. Паулюс: Воспоминания о дружбе. Нью-Йорк: Harper Row
  • McKelway, Alexander J (1964), Систематическое богословие Пола Тиллиха: обзор и анализ, Ричмонд: John Knox Press.
  • Модрас, Рональд. 1976. Богословие церкви Пауля Тиллиха: католическая оценка. Детройт: Wayne State University Press, 1976.
  • О'Мира, Томас Ф., О.П. и Дональд М. Вайссер, О.П., ред. 1969. Поль Тиллих в католической мысли. Город-сад: Имидж-букс
  • Палмер, Майкл. 1984. Философия искусства Пола Тиллиха. Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер
  • Паук; Вильгельм; Мэрион (1976), Пол Тиллих: Его жизнь и мысль, 1: Жизнь, Нью-Йорк: Harper Row.
  • Re Manning, Russell, ed. 2009. Кембриджский компаньон Пола Тиллиха. Кембридж: Cambridge University Press
  • Re Manning, Russell, ed. 2015. Возвращение радикального Тиллиха. Его наследие и современное значение. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан
  • Роу, Уильям Л. 1968. Религиозные символы и Бог: философское исследование теологии Тиллиха. Чикаго: University of Chicago Press
  • Шарлеманн, Роберт П. 1969. Размышления и сомнения в мысли Пола Тиллиха. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета
  • Швейцер, Альберт. 1961. Поиски исторического Иисуса, пер. В. Монтгомери. Нью-Йорк: Макмиллан
  • Сопер, Дэвид Уэсли. 1952. Основные голоса в американской теологии: шесть современных лидеров Филадельфия: Вестминстер
  • Тавард, Джордж Х. 1962. Пол Тиллих и христианское послание. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера
  • Тейлор, Марк Клайн, изд. (1991), Пол Тиллих: теолог границ, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-1-45141386-1
  • Томас, Джордж Ф (1965), Религиозные философии Запада, Нью-Йорк: Томас Скрибнера.
  • , Дж. Хейвуд (1963), Пол Тиллих: оценка, Филадельфия: Вестминстер.
  • Тиллих, Ханна. 1973. Время от времени. Нью-Йорк: Штайн и Дэй
  • Выртоп Сорин-Аврам: «Интеграция символического подхода в образование» в материалах конференции 2, Экономические, социальные и административные подходы к организации, основанной на знаниях, Издательство Академии Сухопутных войск «Николае Бэлческу» House, Сибиу, Румыния, 2013. ISSN 1843-6722 pag. 454-459, https://www.researchgate.net/publication/318724749_1_Virtop_Sorin-Avram_Integrating_the_symbol_approach_in_education_in_Conference_Procedings_2_Economic_Social_and_Administrative_Approaches_to_the_knowledge_based_organisation_Nicolae_Balcescu_Land_Forces
  • Такер, Роберт. 1961. Философия и миф у Карла Маркса. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Пшеница, Леонард Ф. 1970. Диалектический гуманизм Пола Тиллиха: разоблачение Бога над Богом. Балтимор: The Johns Hopkins Press
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Полом Тиллихом.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Полом Тиллихом
Последняя правка сделана 2021-06-01 06:13:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте