Транстеизм

редактировать

Транстеизм относится к системе мысли или религиозным философия, которая не является ни теистической, ни атеистической, но находится за их пределами. Это слово было придумано либо философом Полом Тиллихом, либо индологом Генрихом Циммером.

Циммер применяет этот термин к джайнизму, который является теистическим в ограниченном смысле. ощущение, что боги существуют, но не имеют значения, поскольку их превосходит мокша (то есть система, которая не является нетеистической, но в которой боги не являются высшей духовной инстанцией). Циммер (1953, стр. 182) использует этот термин для описания положения тиртханкаров, вышедших «за пределы благочестивых правителей естественного порядка».

В последнее время этот термин также применялся к буддизму, Адвайта Веданте и движению Бхакти.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Буддизм как транстеистический
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Терминология

Натан Кац в буддийской и западной философии (1981, стр. 446) указывает на то, что термин «трансполитеистический» был бы более точным, поскольку он подразумевает, что политеистические боги не отвергаются и не отвергаются даже после развития понятия Абсолюта, что превосходит их, но критикует классификацию как характеристику мейнстрима по периферии: «как категоризацию римского католицизма как хорошего примера не- несторианства ». Этот термин действительно основан на том факте, что соответствующее развитие на Западе, развитие монотеизма, не было попыткой «превзойти» политеизм, но отменить его, в то время как в основном русле В индийских религиях понятие «боги» (дэва ) никогда не возводилось до статуса «бога» или Ишвары, или безличного Абсолюта Брахмана, но приняли роли, сопоставимые с западными ангелами. «Транстеизм», согласно критике Каца, является артефактом сравнительного религиоведения.

Пол Тиллих использует транстеизм в «Мужестве быть» (1952) как аспект стоицизма. Тиллих утверждал, что стоицизм и нео-стоицизм

- это способ, с помощью которого некоторые из самых благородных деятелей поздней античности и их последователи в наше время ответили на проблему существования и преодолели страхи судьбы и смерти. Стоицизм в этом смысле - это базовая религиозная установка, независимо от того, проявляется ли она в теистической, атеистической или транстеистической форме.

Как и Циммер, Тиллих пытается выразить религиозное понятие, которое не является ни теистическим, ни атеистическим. Однако теизм, трансцендентный в стоицизме согласно Тиллиху, - это не политеизм, как в джайнизме, а монотеизм, преследующий идеал человеческого мужества, освободившегося от Бога.

Смелость принять бессмысленность в себя предполагает отношение к основе бытия, которую мы назвали «абсолютной верой». В нем нет особого содержания, но не лишено содержания. Содержание абсолютной веры - это «бог выше Бога». Абсолютная вера и ее последствия, смелость, которая берет в себя радикальное сомнение, сомнение в Боге, превосходит теистическую идею Бога.

Мартин Бубер критиковал «транстеистическую позицию» Тиллиха как сведение Бога к безличное «необходимое существо» Фомы Аквинского.

Буддизм как транстеистический

В соответствии с термином, введенным философами Тиллихом и Циммером, буддизм можно рассматривать как транстеистическую религию. Это может быть очевидным по выходу за пределы состояния Ниббаны (Нирваны), которое превосходит все сферы существования, включая планы дэвов и брахм, которые являются считались богами в буддийской космологии. Исторический Будда ясно дал понять, что путь к просветлению не зависит от бога или богов. Хотя в древнейших буддийских писаниях признается наличие множества богов, есть также упоминания о Маха Брахме, который считал себя всемогущим всемогущим богом, но Будда критиковал его за то, что он неправильно воспринял свой план. существования как высшее.

Тем не менее, эти божества остаются неотъемлемой частью буддийского мировоззрения. Будда рекомендовал медитацию на добродетелях дэвов как одно из нескольких средств достижения просветления. В Pahamamahānāma Sutta (AN 11.11) и Samgyutta Agama (T. II 237c9) Будда рекомендует ученику вспомнить каждую категорию божеств и их качества веры (саддха), этики (шила), обучение (сута), отречение (чага) и мудрость (пання). Это пятикратное перечисление добродетелей известно в китайском буддизме как «пять добродетелей домохозяина» (在家 五 法 или перечисленные 信 戒 施 聞 慧). Примечательно, что китайский текст также перечисляет шесть добродетелей (六法), проводя различие между отдаванием (dāna; 施) и отречением (tyāga; 捨).

Чистые обители также являются важным аспектом буддийской сотериологии, потому что рожденные там божества анагамины. Как и в случае с функцией чистых земель в буддизме Махаяны, это явно дает определенным божествам возможность получить доступ к нирване, что подтверждает, что их статус является показателем продвижения по пути освобождения.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Рут Рейна, Словарь восточной философии, Мунширам Манохарлал (1984).
  • Генрих Роберт Циммер, Философия Индии, изд. Джозеф Кэмпбелл (1953).
Внешние ссылки
  • Словарное определение транстеизма в Викисловаре
  • Средства массовой информации, связанные с транстеизмом в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-11 10:08:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте