Апатизм (; портмоне апатии и теизм ) - это отношение апатии к существованию или несуществованию Бога (ов). Это скорее отношение, чем убеждение, утверждение или система убеждений. Термин был введен Робертом Нэшем в 2001 году.
Апатич - это тот, кто не заинтересован в принятии или отклонении любых утверждений о том, что боги существуют или не существуют. Существование бога или богов не отвергается, но может быть обозначено как не имеющее отношения к делу.
Ученый и философ Ян фон Хегнер утверждал, что апатизм является альтернативой таким позициям, как теизм, атеизм и агностицизм с последствиями, которые игнорируются в современных философских дискуссиях. Философ Тревор Хедберг назвал апатизм «неизведанной территорией в философии религии."
Апатизм рассматривает вопрос о существовании или несуществование божеств должно быть принципиально неуместным во всех отношениях, которые имеют значение. Эту позицию не следует понимать как скептическую позицию, аналогичную позиции, например, атеистов или агностиков, которые сомневаются в существовании божеств или можем ли мы что-то знать о них.
Существование божеств не откладывается в сторону по моральным или эпистемическим причинам - по демократическим или экзистенциальным причинам это считается ненужным. Это универсализация фундаментального демократического принципа, согласно которому не существует первичных и люди второго сорта и среди других видов или существ (в том числе к гипотетическим божествам или инопланетянам в других частях Вселенной), люди тоже не принадлежат ко второму классу. В этой версии существование божеств, таким образом, не является одним из так называемых великих вопросов в жизни.
Апафисты могут чувствовать, что даже если бы существовали боги / божества, их существование и легитимность были доказаны, это не имело бы значения для них по той или иной причине; поэтому, какие из них, если таковые имеются, настоящие, не имеет значения, и любое обсуждение этого бессмысленно. Этот подход аналогичен подходу практического атеизма.
Апатич может не проявлять никакого интереса к дебатам о боге просто из-за отсутствия интереса к этой теме.
Этот апатичный аргумент утверждает, что мораль не исходит от Бога и что если бог существует, то в отношении морали не будет никаких изменений; следовательно, существование или несуществование бога не имеет значения.
Взгляд, связанный с апатизмом, апатичный агностицизм утверждает, что никакие споры не могут доказать или опровергнуть существование одного или нескольких божеств, и если существует одно или несколько божеств, их не волнует судьба людей; следовательно, их существование практически не влияет на личные человеческие дела и не должно представлять особого интереса.
Мнение о том, что человек должен проживать свою жизнь без уважения к богу или богам. Практический атеизм не считает вопросы о боге неуместными, в отличие от апатизма. Таким образом: «практический атеизм - это игнорирование ответов на [вопросы о Боге], а не игнорирование [вопросов о Боге] как таковых. В отличие от собственно атеизма, практический атеист действует так, как будто Бога не существует, и не имеет власти над его жизнью, несмотря на то, что он вера в Бога. Отсюда практический атеизм, а не настоящий атеизм ».