Роберт Дженсон

редактировать
Роберт Дженсон
JensonRW.jpg
РодилсяРоберт Уильям Дженсон. (1930-08-02) 2 августа, 1930. О Клэр, Висконсин, США
Умер5 сентября 2017 г. (2017-09-05) (87 лет). Принстон, Нью-Джерси, США
Супруг (ы)Бланш Рокн (m.c.1954)
Академическое образование
Alma mater
Диссертация Cur Deus Homo? (1959)
Докторант[de ]
Влияния
Академическая работа
ДисциплинаТеология
СубдисциплинаСистематическое богословие
Школа или традицияЛютеранство
Учреждения
ДокторантыКолин Гантон
Известные работы
  • Триединая идентичность (1982)
  • Систематическое богословие (1997–1999)
Под влияниемРоджер Э. Олсон

Роберт Уильям Дженсон (1930–2017) был ведущим американским лютеранским и экуменическим теологом. До выхода на пенсию в 2007 году он семь лет проработал директором Центра теологических исследований в Принстонской духовной семинарии. Он был соучредителем Центра католической и евангелической теологии и известен своими двухтомными «Систематическими теологиями», опубликованными в период с 1997 по 1999 гг.

Содержание

  • 1 Студенческие годы
  • 2 Начало карьеры
  • 3 Дальнейшая карьера
  • 4 Работы
    • 4.1 Авторские работы
    • 4.2 Отредактированные работы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Сноски
    • 6.2 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

Студенческие годы

Дженсон родился 2 августа 1930 года в О Клэр, Висконсин. Он изучал классику и философию в Luther College в конце 1940-х годов, прежде чем начать теологическое обучение в Luther Seminary в 1951 году. Из-за автомобильной аварии он пропустил большую часть своего первого года обучения в семинарии., и в течение того же года он погрузился в работы Иммануила Канта и Сёрена Кьеркегора. Дженсон начал читать историко-критических ученых, таких как Герман Гункель и Зигмунд Мовинкель, и в результате он глубоко заинтересовался библейскими текстами и богословским значением Ветхий Завет.

В семинарии Лютера Дженсон был помощником известного ортодоксального лютеранского богослова Германа Преуса. Преус вселил в Дженсона восхищение теологией постреформации лютеранской схоластикой и твердую веру в ортодоксальное лютеранское понимание предопределения. Против большинства сотрудников семинарии Лютера в то время, которые считали, что Бог избирал людей для спасения на основе «предвиденной веры», Преус считал, что Бог постановил спасение определенного числа избранных без указа осуждение. Среди других факторов, оказавших влияние на семинарию Лютера, были Эдмунд Смитс, который познакомил Дженсона с работой Августина Гиппопотама, и сокурсник Герхард Форд, который познакомил его с работой Рудольфа Бультмана.. Во время учебы в семинарии Дженсон также познакомился и женился на Бланш Рокн, которая стала одним из главных стимулов для его богословской работы (одна из его более поздних книг включает посвящение Бланш, «матери всего моего богословия»).

После семинарии Дженсон преподавал на кафедре религии и философии в Колледже Лютера с 1955 по 1957 год, а затем переехал в Гейдельберг для обучения в докторантуре в 1957–1958 годах. Хотя он планировал написать диссертацию о Бультманне, его руководитель [de ] посоветовал ему работать над доктриной выборов Карла Барта. Так, Дженсон работал над теологией Барта в Гейдельберге, а также изучал немецкое богословие и философию девятнадцатого века, отчасти с помощью нового лектора Гейдельберга, Вольфхарта Панненберга. Он также посетил там семинар с Мартином Хайдеггером (и, во время более позднего визита в Гейдельберг, с Гансом-Георгом Гадамером ). Еще важнее то, что в Гейдельберге он подружился с другим молодым лютеранским ученым, Карлом Браатеном, который позже стал его «главным богословским товарищем» и его самым важным богословским соратником.

Ранняя карьера

Докторская диссертация Дженсона (пересмотренная и опубликованная в 1963 году как Alpha и Omega) была завершена в Базеле с одобрения Барта, и поэтому Дженсон вернулся в Колледж Лютера., где он продолжал изучать Барта, одновременно развивая все больший интерес к философии Г. В. Ф. Гегель. Преподавателям религиозного факультета не нравился теологический либерализм Дженсона, а его открытость библейской критике и эволюционной биологии подвергалась резкому осуждению. Когда колледжу не удалось заставить Дженсона уйти на пенсию, несколько профессоров с факультетов религии и биологии подали в отставку в знак протеста. Таким образом, с 1960 по 1966 год Дженсону оставалась задача помочь восстановить целый отдел религии, и он стал особенно вовлечен в развитие нового отдела философии. В эти годы он также написал «Религию против самого себя» (1967), в которой резко критиковал американскую религиозную культуру 1960-х годов.

Дженсон наконец покинул колледж Лютера, чтобы проработать три года деканом и преподавателем лютеранских исследований в Мэнсфилд-колледже, Оксфордский университет. Здесь он впервые смог сосредоточиться на преподавании теологии, и на него глубоко повлияли его встречи с англиканством и с экуменическим поклонением. Три года в Оксфорде ознаменовали творческий и продуктивный период в карьере Дженсона. В книге «Знание вещей, на которые надеются» (1969) он стремился объединить традиции европейской герменевтики и английской аналитической философии, а также опирался на святоотеческих и средневековых теологов, таких как Ориген и Фома Аквинский <104.>. А в книге «Бог после Бога» (1969) он стремился выйти за рамки теологии «смерти Бога », подчеркивая актуальность и будущее существования Бога. Предложение, выдвинутое в Боге после Бога, было во многих отношениях параллельным новой «теологии надежды», которая развивалась в то время в Германии молодыми учеными, такими как Юрген Мольтманн и Вольфхарт Панненберг. В Оксфорде Дженсон также руководил докторской работой Колина Гантона, который впоследствии стал одним из самых выдающихся и влиятельных систематических богословов Великобритании.

Из Оксфорда Дженсон вернулся в Америку в 1968 году и занял должность в лютеранской семинарии в Геттисберге. Его работа здесь была частично сосредоточена на явно лютеранских темах, особенно в книгах «Лютеранство» (1976) и «Видимые слова» (1978). Он также начал глубоко увлекаться святоотеческой мыслью (особенно с Григорием Нисским, Кириллом Александрийским и Максимом Исповедником ), что привело его к разработке нового творческого предложения тринитарного богословия в «Триединой идентичности» (1982).

Далее, в результате его встречи с англиканством в Оксфорде, Дженсон был назначен на первый раунд лютеранско-епископального экуменического диалога в 1968 году. Это было началом его длительного участия в экуменическом движении., что глубоко определило его более позднее богословие. С Джорджем Линдбеком он стал участником римско-католико-лютеранского диалога; а в 1988 году он работал в Институте экуменических исследований в Страсбурге. На протяжении всей своей карьеры богословие Дженсона продолжало развиваться во все более католическом, консервативном и экуменическом направлении. Он активно взаимодействовал с работами католических богословов, таких как Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) и Ганс Урс фон Бальтазар, а также с восточно-православными теологами, такими как Максим Исповедник Иоанн Зизиулас и Владимир Лосский.

Дальнейшая карьера

После двух десятилетий преподавания в Лютеранской духовной семинарии в Геттисберге, Дженсон перешел в 1988 году на религиозный факультет Санкт-Петербург Колледж Олафа в Нортфилде, Миннесота. В Нортфилде к нему присоединился его друг Карл Браатен, и вместе они основали консервативный Центр католической и евангелической теологии в 1991 году. Основание этого центра ознаменовало новый период интенсивного экуменического участия для Дженсона: с Браатеном., он организовал множество экуменических конференций и начал издавать богословский журнал Pro Ecclesia, где оставался старшим редактором до самой смерти.

Дженсон продолжал преподавать в колледже Св. Олафа до 1998 года, когда он вышел на пенсию и занялся должность старшего научного сотрудника Центра теологических исследований в Принстоне, Нью-Джерси. Перед тем как покинуть колледж Св. Олафа, он завершил работу над своим magnum opus, двухтомным «Систематическим богословием» (1997–1999), которое с тех пор считается одним из самых важных и творческих произведений последнего времени. систематическое богословие. В обзоре этой работы Вольфхарт Панненберг описал Дженсона как «одного из самых оригинальных и знающих богословов нашего времени».

Дженсон умер в своем доме в Принстоне 5 сентября 2017 г..

Работы

Авторские произведения

  • Cur Deus Homo? Избрание Иисуса Христа в теологии Карла Барта (докторская диссертация Гейдельберга; 1959)
  • Альфа и Омега: исследование теологии Карла Барта (1963)
  • Религия против самой себя ( 1967)
  • Бог после Бога: Бог прошлого и Бог будущего, увиденный в работах Карла Барта (1969)
  • Знание вещей, на которые надеялись: чувство Богословский дискурс (1969)
  • (с Карлом Э. Братеном) Вариант футуризма (1970)
  • История и обещание: краткое богословие Евангелия об Иисусе (1973)
  • Эриком В. Гритчем ) Лютеранство: теологическое движение и его сочинения (1976)
  • Очевидные слова: толкование и практика христианских таинств (1978)
  • Триединая личность: Бог согласно Евангелию (1982)
  • История и обещание: Краткое богословие Евангелия об Иисусе (1983)
  • Американский теолог: Рекомендация Джонатана Эдвардса (1988)
  • Большой катехизис (1991)
  • Некрещеный Бог: T Основной недостаток экуменического богословия (1992)
  • Очерки богословия культуры (1995)
  • Систематическое богословие: Том 1: Триединый Бог (1997)
  • Систематическое богословие: Том 2: Дела Божьи (1999)
  • О человеческом мышлении: Разрешение сложных понятий (2003)
  • Песня песен (2005)
  • (с Сольвейг Люсия Золото) Беседы с Поппи о Боге: восьмилетняя девочка и ее дедушка-богослов, торговые вопросы (ноябрь 2006 г.)
  • Иезекииль (2009 г.)
  • Канон и Символ веры (2010 г.)
  • Лютеранские лозунги: использование и злоупотребление (2011)
  • Богословие как ревизионная метафизика: очерки о Боге и творении (под редакцией Стивена Джона Райта) (2014)
  • Теология в общих чертах: могут ли они Bones Live? (2016)

Отредактированные произведения

  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Христианская догматика, 2 тт. (1984)!
  • (отредактировано с Карлом Э. Браатеном) Карта теологии двадцатого века: чтения от Карла Барта до радикального плюрализма (1995)
  • (отредактировано с Карлом Э. Браатеном) Либо / Или: Евангелие или неоязычество (1995)
  • (отредактировано с Карлом Э. Браатеном) Католичество Реформации (1996)
  • (отредактировано с Карлом Э. Браатеном) Восстановление Библии для Церковь (1996)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Два города Бога: ответственность церкви за земной город (1997)
  • (под редакцией Освальда Байера и Симо Кнууттила) Caritas Dei: Beiträge zum Verständnis Luthers und der gegenwärtigen Ökumene: Festschrift für Tuomo Mannermaa zum 60. Geburtstag (1997)
  • (под редакцией Карла Е. Братена) Союз со Христом: новая финская интерпретация Лютера (1998)
  • (отредактировано Карлом Э. Браатеном) Знаки Тела Христова (1999)
  • (отредактировано Карлом Э. Браатеном) Грех, смерть и дьявол (1999)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Церковное единство и папская O ffice: Экуменический диалог по энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint (2001)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Странный новый мир Евангелия: повторная евангелизация в мире постмодерна (2002)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Евреи и христиане: Народ Божий (2003)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Последние вещи: библейские и богословские взгляды на эсхатологию (2003)
  • (под редакцией Карла Е. Браатена) В одном теле через крест: Принстонское предложение о христианском единстве (2003)
  • (под редакцией Карла Э. Браатена) Вселенское будущее (2004)
  • (под редакцией Карла Е. Браатена) Мария, Богородица (2004)

Примечания

Ссылки

Сноски

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-04 06:24:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте