Лэнгдон Гилки | |
---|---|
Родился | Лэнгдон Браун Гилки. (1919-02-09) 9 февраля, 1919 |
Умер | 19 ноября 2004 (2004-11-19) (в возрасте 85 лет) |
Академическое образование | |
Alma mater | Гарвардский университет. Колумбийский университет |
Академическая работа | |
Учреждения | Университет Йенчин,. Школа богословия Чикагского университета,. Университет Утрехта. Университет Киото |
Лэнгдон Браун Гилки (9 февраля 1919 г. - 19 ноября 2004 г.) был американцем протестантом экуменическим теологом.
Внук Кларенса Талмэджа Брауна, первого протестантского священника Чтобы собрать собрание в Солт-Лейк-Сити, Гилки вырос в Гайд-парке Чикаго. Его отец был либеральным теологом и первым деканом Чикагского университета Капеллы Рокфеллера ; его матерью была Джеральдин Гунзаулус Браун, известная феминистка и лидер YWCA.
Гилки посещал начальную школу Лабораторной школы Чикагского университета, а в 1936 году окончил Эшвиллскую школу для мальчиков в Северной Каролине. В 1940 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук по философии, magna cum laude, в Гарвардском университете, где он жил в Grays Hall на первом курсе. В следующем году он поехал в Китай преподавать английский язык в Университете Йенчин и впоследствии (1943 г.) был заключен японцами в тюрьму, сначала под домашним арестом в университете, а затем в лагере для интернированных недалеко от города Weihsien в провинции Шантунг (где Эрик Лидделл был другим интернированным).
После Во время войны Гилки получил докторскую степень по религии в Колумбийском университете в Нью-Йорке, будучи одновременно наставником и помощником преподавателя Рейнхольда Нибура. Он был стипендиатом программы Фулбрайта в Кембриджском университете (1950–51), затем стал профессором Колледжа Вассара с 1951 по 1954 год, а затем Школы богословия Вандербильта с 1954 по 1963 г. Он получил стипендию Гуггенхайма в 1960 г. для обучения в Мюнхене ; другой Гуггенхайм в середине 1970-х привел его в Рим. В конце 1963 года он стал профессором Школы богословия Чикагского университета, в конечном итоге получив звание профессора богословия Шейлера Мэтьюса, до своего выхода на пенсию в марте 1989 года. В 1970 году в творческом отпуске он преподавал в Утрехтский университет в Нидерландах ; в 1975 году он преподавал в Киотском университете в Японии, и его серия лекций была посвящена экологическим опасностям индустриализации. После выхода на пенсию он продолжал читать лекции до 2001 года в Университете Вирджинии и Джорджтаунском университете. В течение этого последнего периода своей педагогической карьеры он также в течение одного года был приглашенным профессором в Богословском отделении (ныне Школа богословия) Колледжа Чун Чи, Китайского университета Гонконга.
Он умер от менингита 19 ноября 2004 года в больнице Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле. Ему было 85 лет.
Гилки был плодовитым автором, написавшим 15 книг и более 100 статей. Возможно, его самой читаемой книгой была история его собственного религиозно-богословского путешествия. В «Шантунг Компаунд: История мужчин и женщин под давлением» (1966) Гилки повествует о своем отходе от либеральной протестантской системы убеждений во время Второй мировой войны, когда он был заключен в плен в " Гражданский центр интернирования "недалеко от Вэйсиена на два с половиной года (1943–1945).
Этот опыт стал основой его современной интерпретации классических взглядов Реформации на индивидуальное и социальное отчуждение и самообман. Новое богословие истории Гилки переосмыслило христианство и традиционные взгляды на грех, свободную волю, провидение, благодать, эсхатологию и светской истории.
Гилки однажды ответил коллеге-теологу Эдгару Брайтману, который верил в Бога, потому что история человека (для него) представляла собой устойчивый нравственный прогресс, сказав: «Я верю в Бога, потому что для меня история точно не представляет такого прогресса ».
Гилки пользовался академическим уважением за его работы над Рейнхольдом Нибуром и Полом Тиллихом, но был широко известен благодаря его труды по науке и религии. Он выступал как против атак христианских фундаменталистов на науку, так и против нападок секуляристов на религию. Он был экспертом-свидетелем Американского союза гражданских свобод в судебном процессе Маклин против Арканзаса 1981 года против закона штата Арканзас, предписывающего преподавание наук о сотворении в высшей степени.
Его ранние книги и статьи продемонстрировали экзистенциальную силу его опыта из его ранних пацифистских профессий, когда он был студентом Гарвардского университета, где среди его одноклассников был, среди прочего, будущий президент Джон Ф. Кеннеди, Пит Сигер и кардинал Эйвери Даллес, его учению в Китае и его опыту в качестве военнопленного.
Его учителям, особенно Нибуру и Тиллиху, в Союзная духовная семинария помогла ему с помощью методов и категорий сформулировать мощное и творческое богословское видение. В 1970-х и 1980-х годах богословское видение Гилки было окрашено ростом буддизма и сикхизма, поскольку обе религии начали влиять на религиозную жизнь в Америке. Он считал, что большинство мировых религий пользуются «грубым паритетом». «Вопрос для нашего века, - однажды написал он, - вполне может стать, а не выживет ли религия, насколько мы выживем, и с какой религией, творческой или демонической?»