Неоортодоксия

редактировать

Неоортодоксия или Неоортодоксия в Христианстве, включая богословие кризиса и диалектическое богословие было теологическим движением, развившимся после Первой мировой войны. Это движение было в значительной степени реакцией на доктрины 19 века либеральной теологии и переоценкой учений Реформации. Карл Барт - ведущая фигура, связанная с Движение. В США Рейнхольд Нибур был ведущим представителем неоортодоксии.

Аналогичное название было дано несвязанному восточно-православному богословию Христоса. Яннарас, Иоанн Зизиулас и Иоанн Романидес.

Содержание

  • 1 Откровение
  • 2 Превосходство Бога
  • 3 Экзистенциализм
  • 4 Грех и человеческая природа
  • 5 Связь с другими теологиями
  • 6 Влияние на американский протестантизм
  • 7 Недавние критические исследования
  • 8 Важные фигуры движения
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература

Откровение

Неоортодоксия сильно подчеркивает откровение Бога Богом как источник христианского учения. Это контрастирует с естественным богословием, сторонниками которого являются Фома Аквинский, который утверждает, что познание Бога может быть получено путем сочетания наблюдения за природой и человеческого разума ; этот вопрос до сих пор остается спорным в некоторых кругах христианства.

Барт полностью отвергает естественное богословие. Как писал Томас Торранс:

Что касается богословского содержания, аргумент Барта звучит так. Если Бог, которого мы действительно познали через Иисуса Христа, на самом деле является Отцом, Сыном и Святым Духом в Его собственном вечном и неделимом Существе, то что мы должны делать с независимым естественным богословием, которое кончается, а не на Существе Бога? Триединый Бог - то есть на Бога, каким Он действительно есть в себе, - но на какое-то Существо Бога в целом? Естественное богословие самим своим действием абстрагирует существование Бога от Его деяний, так что, если оно не начинается с деизма, оно налагает деизм на теологию.

Эмиль Бруннер, с другой стороны, считал, что естественное богословие все еще сыграла важную, хотя и не решающую роль. Это привело к резкому разногласию между двумя мужчинами, первому из нескольких разногласий, которые помешали движению приобрести единый, однородный характер.

Превосходство Бога

Большинство неоортодоксальных мыслителей подчеркивали превосходство Бога. Барт считал, что акцент на имманентности Бога привел людей к мысли, что Бог представляет собой не что иное, как человечество в целом. Он подчеркнул «бесконечное качественное различие» между человеческим и божественным, возврат к старым протестантским учениям о природе Бога и опровержение интеллектуального наследия философского идеализма. Это привело к общей девальвации философских и метафизических подходов к вере, хотя некоторые мыслители, в частности Пол Тиллих, пытались провести срединный курс между строгой трансцендентностью и онтологическим анализом состояния человека. стенд, который вызвал дальнейший раскол в движении.

Экзистенциализм

Некоторые неоортодоксальные богословы использовали экзистенциализм. Рудольф Бультманн (который был связан с Бартом и Бруннером, в частности, в 1920-е годы) находился под сильным влиянием своего бывшего коллеги в Марбурге, немецкого философа-экзистенциализма Мартина Хайдеггера. Рейнхольд Нибур и (в меньшей степени, и в основном в его более ранних работах) Карл Барт, с другой стороны, испытали влияние работ датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Кьеркегор был критиком модных тогда либеральных христианских модернистов попыток «рационализировать» христианство - сделать его приемлемым для тех, кого Фридрих Шлейермахер называл «культурными, презирающими религию». Вместо этого, используя псевдонимы, такие как Johannes Climacus, Кьеркегор утверждал, что христианство «абсурдно» (т.е. оно выходит за рамки человеческого понимания) и ставит человека перед парадоксальным выбором. Решение стать христианином, полагал Кьеркегор, в основе своей не рационально, а страстно - прыжок веры. Противники подхода Кьеркегора и неоортодоксии в целом назвали это фидеизмом, вопиющим отказом найти поддержку религии за пределами ее собственных кругов. По большей части сторонники отвечают, что такой поддержки не существует, что предполагаемые причины и доказательства веры являются выдумкой падшего человеческого воображения и, по сути, представляют собой идолопоклонство. Некоторые сторонники неоортодоксов зашли так далеко, что заявили о большей близости с атеистами в этом отношении, чем с теологическими и культурными атрибутами так называемого «христианского мира», которые Кьеркегор яростно осуждал в своих более поздних работах. («Безрелигиозное христианство» Дитриха Бонхёффера и более поздняя светская теология отражают аналогичные выводы.)

Грех и человеческая природа

В нео- ортодоксальность, грех рассматривается не как простая ошибка или невежество; это не то, что можно преодолеть с помощью разума или социальных институтов (например, школ); это может быть преодолено только благодатью Божьей через Иисуса Христа. Грех рассматривается как нечто плохое в самой человеческой природе. Это равносильно обновлению исторических учений о первородном грехе (особенно с привлечением Августина Гиппопотамского ), хотя мыслители обычно избегали судебной интерпретации этого греха и последующих уточнений по поводу полная разврат. Средства предполагаемой передачи греха неоортодоксальным умам не так важны, как его всеобъемлющая реальность. Связь первородного греха с сексуальностью - неизменная идея - ведет к морализму, нравственности, которая чрезмерно оптимистична в отношении человеческих способностей противостоять силе неверности и непослушания во всех сферах жизни, а не только в сексуальном поведении. Это основное убеждение в универсальности и непримиримости греха имеет элементы детерминизма, и неудивительно, что оно оскорбляет тех, кто думает, что люди способны, полностью или частично, осуществить собственное спасение (т. Е. синергизм ). Другими словами, можно сказать, что неоортодоксия более высоко ценит трагедию человеческого существования, чем консерватизм или либерализм, что подчеркивал современный толкователь движения, канадский теолог Дуглас Джон Холл.

Отношение к другим теологиям

Неоортодоксия отличается как от либерального протестантизма, так и от евангелизма, но, несмотря на некоторых толкователей, его нельзя должным образом рассматривать как посредническую позицию между два. Неоортодоксия опирается на различные протестантские наследия (в первую очередь лютеранское и кальвинистское ) в попытке реабилитировать догму вне рамок Просвещение мысль. Однако, в отличие от конфессионалистской или фундаменталистской реакции на индивидуалистический подход к вере, сторонники неоортодоксов не видят смысла в реабилитации традиции ради самой традиции. Прошлая протестантская доктрина используется только в той степени, в которой она подтверждает живое Слово Божье в Иисусе Христе. Сами по себе утверждения, взятые из Библии или нет, для неоортодоксов недостаточны для построения теологии. Кроме того, в погоне за социальной справедливостью, интеллектуальной свободой и честностью неоортодоксы, в отличие от консерваторов, в которых их обвиняли недоброжелатели, часто заключали практические союзы с либералами. Обе группы разделяли глубокую враждебность к авторитаризму любого рода, как в церкви, так и в государстве.

Однако широта термина «неоортодокс» привела к тому, что от него отказались как от полезной классификации, особенно после того, как в 1960-х годах в основной протестантской теологии появились новые акценты. Сюда входило движение «Смерть Бога », которое атаковало лингвистические и культурные основы всего предшествующего богословия, и возобновление интереса среди библеистов к «историческому Иисусу », кое-что нео-ортодоксальные богословы в значительной степени отвергаются как не имеющие отношения к серьезной христианской вере. Тем не менее, некоторые позиции и мировоззрения движения послужили основой для таких более поздних движений, как теология освобождения в 1970-х и 1980-х годах и постлиберализм в 1990-х и 2000-х годах, несмотря на теологические и этические отличия от обоих (т. е. использование освободителями марксистского концептуального анализа и нарративистская зависимость от теории добродетели ).

Влияние на американский протестантизм

С самого начала эта школа мысли была в значительной степени неприемлемой для протестантского евангелизма, поскольку неоортодоксия обычно принимает библейскую критику ; в основном хранил молчание о предполагаемых конфликтах, вызванных эволюционной наукой ; и, поддерживая эти две точки зрения, он сохраняет по крайней мере некоторые аспекты либерального богословия 19 века . Это соответствует заявленной цели не придерживаться определенных теорий словесного вдохновения Библии, рассматривая их как полностью подчиненные (если вообще важны) преобразующей жизни, смерти и воскресения Иисуса.

Хотя некоторые евангелисты искали взаимопонимания с неоортодоксами, в первую очередь американцы Дональд Блош и Бернард Рамм, они убедили очень немногих с обеих сторон, что эти две позиции достаточно совместимы, чтобы сформировать рабочие отношения. Одна из причин этого заключается в том, что евангелизм, в соответствии со своей целью произвести опыт обращения, гораздо больше озабочен доступностью своих идей для широкой аудитории, в отличие от преимущественно академического подхода (с его акцентом на парадокс и ирония с ее интеллектуальной трудностью), которую поддерживает неоортодоксия. Фактически, некоторые неоортодоксальные мыслители, такие как Рейнхольд Нибур, обвиняли евангелистов в чрезмерном упрощении как библейской интерпретации, так и доктрины, чтобы соблазнить (или запугать) слушателей принять веру. Другими словами, они обвиняются в игнорировании аспектов Библии, не связанных непосредственно с сотериологией или личной моралью, таких как осуждение пророками гордости и духовного самодовольства Израиля или понимание Павлом неспособности людей к полностью соответствовать стандартам божественной праведности и справедливости.

Движение было самым сильным в США в середине 20-го века, главным образом среди (1) деноминаций, возникших в результате Реформации - пресвитерианства и лютеранство, например, - не исповедующие строгого конфессионализма, и (2) деноминации предшественников нынешней Объединенной Церкви Христа. Она была менее влиятельной среди основных протестантских групп с арминианской теологической ориентацией, таких как методистская церковь, христианская церковь (ученики Христа) и северные баптисты. Некоторые пасторы этих деноминаций предпочли продолжить традиции американского религиозного либерализма, в то время как другие встали на сторону евангелизма. Вообще говоря, неоортодоксия имела больше последователей среди служителей, чем среди мирян, и среди духовных лиц, в первую очередь среди преподавателей богословия.

Недавняя критическая стипендия

В то время как некоторые немецкие ученые с 1990-х гг. предостерег англоязычных ученых от слишком серьезного применения неоортодоксии, назвав это неправильным толкованием сочинений Карла Барта, которого, как и его предшественников и современников, следует понимать с точки зрения исторических сил - Дело в том, что неоортодоксия была и остается действенным методом обучения.

Важные фигуры движения

См. Также

  • значок Портал христианства

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-31 14:23:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте