Классический теизм

редактировать
Бог характеризуется как абсолютно метафизически предельное существо

Классический теизм - это форма теизм, в котором Бог характеризуется как абсолютно метафизически предельное существо, в отличие от других концепций, таких как пантеизм, панентеизм, политеизм, деизм и процессный теизм.

Классический теизм - это форма монотеизма. В то время как большинство монотеистов согласны с тем, что Бог, как минимум, всезнающий, всемогущий и совершенно добрый, классический теизм утверждает, что Бог одновременно имманентный (охватывающий или проявленный в материальном мире) и одновременно трансцендентный (независимый от материальной вселенной); простой и обладающий такими атрибутами, как неизменность, бесстрастие и вневременность. Ключевой концепцией классического теизма является то, что «сотворенные существа» (т.е. материальные явления, будь то разумные биологические организмы или неодушевленная материя) зависят в своем существовании от одного верховного божественного Существа. Кроме того, хотя Бог полностью трансцендентен, он не только создает материальную вселенную, но также воздействует на материальную вселенную, навязывая (или организуя) Высший Порядок этой материальной реальности. Этот орден древние греки называли логосом.

Классический теизм связан с традицией таких писателей, как Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Ансельм Кентерберийский, Маймонид, Аверроэс и Фома Аквинский. С наступлением научной революции в семнадцатом веке принцип божественной имманентности как центральная доктрина классического теизма (как традиционно придерживался всех трех основных авраамических религий ) начал распространяться. заменить его среди прогрессивных мыслителей представлением о том, что, хотя Бог вначале создал вселенную, он впоследствии оставил вселенную, чтобы жить согласно фиксированным законам природы. Распространенной метафорой этой идеи в семнадцатом веке была метафора часовой вселенной. Эта теологическая доктрина была известна как деизм и постепенно стала стандартной точкой зрения многих влиятельных мыслителей эпохи Просвещения XVIII века.

Среди современных богословов и философов религии классический теизм появился в нескольких вариантах. Например, сегодня есть такие философы, как Элвин Плантинга (отвергающий божественную простоту), Ричард Суинберн (отвергающий божественную вневременность) и Уильям Лейн Крейг ( который отвергает как божественную простоту, так и безвременье), которых можно рассматривать как теистических персоналистов. Такие философы, как Дэвид Бентли Харт и Эдвард Фезер, в последнее время защищают традиционный классический теизм.

Классический теизм был почти универсальным среди христианских богословов до двадцатого века. Однако некоторые из его недавних критиков утверждают, что это заимствовано у дохристианских философов и несовместимо с библейскими повествованиями, которые описывают Бога как эмоционального или изменчивого человека. В защиту совместимости классического теизма с Библией эти отрывки могут быть прочитаны в аналогичном или аллегорическом смысле как содержащие поэтические элементы, как и многие другие отрывки, которые уже давно читались. Например, Исход 31:18 описывает «перст Божий», а Бытие 3: 8 описывает Бога как шумно идущего в Эдемском саду. Непоследовательно, чтобы большинство христианских критиков классического теизма читали эти последние стихи в аллегорическом смысле, но настаивают на том, что примеры, описывающие изменения или страсти в Боге, имеют чрезвычайно буквальное значение. Более того, хотя критики классического теизма обвиняют его в том, что христианское богословие проникло в его дохристианские корни, такие как неоплатонизм, на самом деле термин «классический теизм» опровергает важные различия между традиционной христианской и неоплатонической концепциями Бога. Например, в то время как Арий вслед за неоплатоником Плотином утверждал, что Бог не может стать физическим человеком, Афанасий защищал доктрину воплощения Бога в качестве человека Иисуса, тем не менее защищая неизменность и бесстрастие божественной природы Иисуса. Согласно традиционному христианскому пониманию communatio idiomatum, можно справедливо сказать, что Бог пострадал и умер на кресте, но только в силу ипостатического союза непостижимого божественного слова. с сносной человеческой душой и телом Иисуса. Следовательно, хотя отцы церкви постарались исправить классический теизм языческих источников, где он был несовместим с христианством, можно утверждать, что многие современные христианские критики классического теизма на самом деле сами находятся под влиянием чрезмерно некритическое принятие тенденций в теологии процессов, которая сама имеет нехристианские философские корни в мысли Чарльза Хартсхорна.

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 10:21:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте