Эрих Пшивара. SJ | |
---|---|
Родился | (1889-12-12) 12 декабря 1889 года. Катовице, Польша |
Умер | 28 сентября 1972 (1972-09-28) (82 года). Хаген, Германия |
Alma mater | |
Известная работа | (1932) |
Эпоха | Философия ХХ века |
Регион | Западная философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи | , |
Влияния | |
Под влиянием | |
Эрих Пшивара SJ (12 октября 1889 г., Катовице - 28 Сентябрь 1972 г., около Мурнау ) был иезуитом священником, философом и теологом из немецкого - Поляка происхождения, который был одним из первых католиков, вступивших в диалог с современными философами, особенно с философами ph эноменологическая традиция. Он наиболее известен тем, что синтезировал мысли выдающихся мыслителей вокруг понятия аналогии бытия, противоречия между божественной имманентностью и божественной трансцендентностью, «единства в напряжении».
Пшивара (произ. Пших-ВА-ра) родился в 1889 году у польского отца и немки по матери в верхнесилезском (прусском) городе Каттовиц, сегодня Катовице в Польше. Из-за анти-иезуитских законов, все еще действующих в Германии, в 1908 году он вступил в послушник Общества Иисуса в Экзатене, Нидерланды, завершив свои философские и богословские исследования в соседнем колледже Игнатия в Валкенбурге. С 1913 по 1917 год Прзивара преподавал в Стелле Матутина в Фельдкирхе, Австрия, где он также был музыкальным префектом. В 1920 году он был рукоположен, а в 1922 году переехал в Мюнхен, где с 1922 по 1941 год входил в состав редакционной группы журнала Stimmen der Zeit.
. За это время Пшивара прочитал сотни лекций по всей Центральной Европе., наиболее известный на семинаре в Давосе в 1928 и 1929 годах. Он также был чрезвычайно плодовитым, написав в период с 1922 по 1932 год целых 17 книг и 230 статей и обзоров (и в конечном итоге более 40 книг и 800 статей и обзоров). В это время он также участвовал в экуменическом диалоге с протестантским теологом Карлом Барт, который считал Прживару своим самым серьезным противником, действительно «воплощением гигантского Голиафа», пригласив Прзивару на свои семинары в 1929 году (в Мюнстере).) и 1931 г. (в Бонне).
На политическом фронте Пшивара проповедовал против нацистов, рассматривая нацистский режим как «искажение христианской империи прошлого». Например, в 1933 году, накануне захвата власти, он в значительной публичной лекции в Берлине утверждал, что христианство и нацизм с их конкурирующими представлениями о «Рейхе» в конечном итоге несовместимы. В 1934 году в духе декларации Бармена он опубликовал статью, в которой отверг понятие «народной церкви» или Volkskirche, написав, что христиане в конечном итоге принадлежат не к какому-то конкретному народу, немецкому или иному, а ко Христу. В 1935 году во время публичной лекции в Мюнхене его прерывали, насмехались и подстрекали гитлерюгенд за то, что он бросил вызов их пониманию «героизма». С этого момента кажется, что гестапо начало следить за Прживарой, что привело к тревожному состоянию, от которого он так и не выздоровел. Беспокойство Прживары оказалось вполне обоснованным. С декабря 1935 г. по март 1936 г. гестапо закрыло его редакцию на Ветеринарштрассе; он продолжал находиться под наблюдением, пока не был окончательно закрыт в 1941 году.
В 1938 году Пшивара опубликовал Deus Semper Maior, массивный трехтомный комментарий к Духовным упражнениям Игнатия Лойолы, который хорошо известен среди иезуитов. [2]
В 1942 году его друг и коллега-философ Эдит Штайн была убита в Освенциме. В 1945 году его товарищ иезуит и коллега по Stimmen der Zeit Альфред Делп был казнен за измену, как и ученик его друга Карла Барта Дитрих Бонхёффер. По словам Томаса О'Мира: «Священник, который, казалось, обладал неограниченной энергией, стал тревожным, неспособным к работе и неустойчивым, состояние только усугублялось мнением других о том, что оно было частично психосоматическим, преувеличенным или непостоянным. легко исправить ".
Хотя он был изгнан со своей знакомой должности и не мог писать и публиковать, он продолжал вести активную деятельность, поскольку его поручил кардинал Фаульхабер с пастырской опекой пожилых ученых в Мюнхен. Он также регулярно читал лекции в старой Bürgersaalkirche и проводил небольшие семинары в частных резиденциях на такие темы, как Hölderlin, Nietzsche и Rilke. Однако его здоровье продолжало ухудшаться, что привело к многочисленным вмешательствам со стороны его бывшего ученика и друга на всю жизнь Ганса Урса фон Бальтазара, который в 1947 году доставил его в Швейцарию с целью выздоровления. Однако долгосрочные планы Бальтазара работать со своим учителем в Швейцарии и заботиться о нем в конечном итоге провалились. Пшивара вернулся в Мюнхен и в 1950 году ушел из общинной религиозной жизни, чтобы жить в деревне в небольшой деревне под названием Хаген, недалеко от Мурнау. В период с 1949 по 1955 год он ненадолго вернулся к всеобщему вниманию, дав серию радиопереговоров для Südwestrundfunk Rundfunk, некоторые из которых были позже опубликованы. За это время он также опубликовал некоторые из своих рукописей и лекций военного времени, а в последние годы своей жизни он написал ряд новых работ. Он умер в 1972 году и был похоронен на иезуитском кладбище в Пуллахе.
Хотя концепция аналогии бытия не является оригинальной для Пшивары (возникла в школах католической церкви). приказов), у Прзивары концепция претерпевает драматическое обогащение, которое, с одной стороны, подпитывается его любовью к «музыке как форме» и его ранними прочтениями Августина, Дионисия Ареопагита, Фома Аквинский и Джон Генри Ньюман.
С самого начала своего музыкального образования он пришел к пониманию контрапунктовой темы единства и ритмического взаимодействия противоположностей. На основе своего прочтения Августина, который говорит о Боге как о внутреннем и превосходящем душу, Прживара представил католическую концепцию Бога в терминах таинственной одновременности и взаимодействия божественной имманентности и трансцендентности. От Дионисия он пришел, чтобы подчеркнуть «ослепительную тьму» Бога, тем самым придав своей доктрине аналогии последний, апофатический акцент. У Аквинского, начиная с исследования «De ente et essentia» Фомы, он заимствовал фундаментальное онтологическое различие между сущностью и существованием и не менее важное различие между первичной и вторичной причинностью (вторичная причинность ). Наконец, у Ньюмана он заимствовал идею «противоположных добродетелей», как видно, например, во взаимодополняемости «любящего страха» и «страха любви», к которому следует добавить его прочтение Гете, романтической философии Франца. фон Баадер, еврейский социолог Георг Зиммель и протестантский богослов Эрнст Трельч. Все эти влияния помогли ему сформулировать свою доктрину аналогии в более динамичных терминах как «динамическая полярность» - полярность, которая регистрирует как тварное напряжение между сущностью и существованием, так и напряжение между божественной имманентностью и божественной трансцендентностью. Таким образом, для Пшивары термин «аналогия» стал более или менее синонимом того, что он также называет «единство в напряжении».
Как синтезатор католической традиции, Пшивара был одним из первых католических богословов, которые творчески и критически вступили в контакт с современным миром, защищая католицизм по двум основным направлениям: один - философский, другие богословские (и экуменические). На философском фронте он был одним из первых католических мыслителей, которые занялись современной феноменологией, в частности философией Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера и Мартина Хайдеггера. На богословском фронте он был одним из первых католических богословов, вступивших в диалог с Карлом Бартом, противопоставляя раннее богословие Барта аналогии бытия как католический ответ протестантской диалектике. Более того, он был одним из первых католических богословов, вступивших в диалог с еврейскими раввинами в Эссене и Франкфурте, ведя переписку до и после войны с главным берлинским раввином Лео Беком. Однако его первые попытки конструктивного взаимодействия с некоторыми из восходящих фашистских и националистических идей 30-х годов более проблематичны.
Понимание Прживары аналогии бытия в основном изложено в его работе 1932 года «Аналогия Энтис». Для Пшивары, следуя учению Фомы Аквинского, различие между сущностью и существованием проходит через всю созданную реальность, в действительности, оно определяет созданную реальность в ее отличии от Бога, творца, сущность которого должна быть; и в этом, для Пшивары, лежит основание аналогии бытия. Однако его богословское выражение он нашел лучше всего в учении Четвертого Латеранского Собора 1215 г., согласно которому «между Творцом и творением нельзя выразить сходство, не подразумевая даже большая непохожесть ". Именно в этом смысле, утверждал Пшивара, analogia entis остается формальным принципом католического богословия.
Более поздние работы Прзивары были одновременно уточнением и радикализацией тем в его ранней теологии. Например, в Humanitas (1952) Прзивара продолжил свой анализ современного богословия и философии, в данном случае сосредоточив внимание, в частности, на антропологии. Как и его более ранний «Химмельрейх» (1922/23), Прживара также продолжал писать экзегетические сочинения. Он планировал написать комментарии к Евангелию, но в конце концов опубликовал только комментарий к Евангелию от Иоанна (Christentum gemäß Johannes; 1954), в то время как его сочинения о Матфея остались неопубликованными. Точно так же Alter und Neuer Bund (1956), первоначальной формой которой была серия выступлений в Берлине, Вене и Мюнхене во время Второй мировой войны, исследует отношения между Ветхим и Новым Заветами. Пшивара предлагает богословский диагноз времени посредством своих мариологических, экклезиологических и христологических чтений Ветхого Завета. В этой работе Прзивара называет крест Христа «энергетическим», которое обеспечивает переход между старым и новым заветом.
Покойный Прзивара, в частности, в его Logos, Abendland, Reich, Commercium (1964), также разработал теологию commercium, или «чудесного обмена». Идея commercium происходит от O admirabile commercium, исполняемого на Бдении Богоявления. Коммерциум представляет собой краткое изложение всех «обменов» в Новом Завете: что в Иисусе Христе свободный, праведный и благословенный Бог становится слугой, грешит и претерпевает смерть, чтобы порабощенное, грешное и страдающее человечество могло быть освобождены, сделаны праведными и унаследуют жизнь вечную. Не менее важен, однако, супружеский союз, или брачный союз между Христом и верующими.
Пшивара оказал большое влияние на Карла Ранера, который дал laudatio для Przywara в 1967 году, и особенно на Ганса Урса фон Бальтазара, который считал его «незабываемым проводником и мастером». Более того, он считал «широту и глубину своей мысли» «несравненной в наше время». В то же время он был уважаемым учителем католического философа Йозефа Пипера и другом и наставником канонизированного философа Эдит Штайн. В то время как восприятие Прзивары в современном католическом богословии было в целом положительным, а его значение для Ганса Урса фон Бальтазара - непреходящим, его доктрина аналогии бытия была яростно оспорена Карлом Бартом, который увидел в ней своего рода естественное богословие и поэтому отверг ее, назвав это «изобретение антихриста» и «главная причина не стать католиком». Этот вопрос продолжает определять экуменические дебаты между реформатскими и католическими христианами.
Профессор Грэм Макалир написал, что Регенсбургское обращение Папы Бенедикта XVI является комментарием к книге «Аналогия Энтис», и что «ни одно произведение католика в в 20-м веке соперничает с Аналогией Энтис по своему охвату или пониманию ". Папа Франциск процитировал свою книгу Idee Europa во время своей речи на присуждении Премии Карла Великого. Папа Иоанн Павел II похвалил Призвару как одну из великие богословы католической традиции, в том числе Альберт Великий.