Нуминозный

редактировать
Для использования в других целях, см Numinous (значения). Не путать с Ноуменоном.

Numinous ( / щ ˙U м ɪ п ə s / ) термин происходит от латинского Нумена, что означает «пробуждая духовную или религиозную эмоцию, таинственное или внушающий страх.» Термин получил свой нынешний смысл немецким теологом и философом Рудольфом Отто в его влиятельной немецкой книге 1917 года «Идея святого». Он также использовал словосочетание « тайна огромного» в качестве еще одного описания этого явления. Концепция Отто о сверхъестественных мыслителях, на которые оказали влияние Карл Юнг, Мирча Элиаде и К.С. Льюис. Его применяли к теологии, психологии, религиоведению, литературному анализу и описаниям психоделических переживаний.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Рудольф Отто
  • 3 Позднее использование концепции
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки и примечания
  • 6 Дальнейшее чтение

Этимология

Numinous произошло в 17 веке от латинского numen, что означает «божество или дух, господствующий над предметом или пространством». Он описывает силу или присутствие или реализацию божественности. Это этимологически не связано с Иммануила Канта ноумен, греческий термин, относящийся к непознаваемой реальности, лежащей в основе всех вещей.

Рудольф Отто

Настоящее значение этому слову дал немецкий теолог и философ Рудольф Отто в своей влиятельной книге 1917 года Das Heilige, которая появилась на английском языке как The Idea of ​​the Holy в 1923 году.

Отто пишет, что, хотя понятие «святое» часто используется для обозначения нравственного совершенства - и влечет за собой это, - оно содержит еще один особый элемент, выходящий за рамки этической сферы, для которого он использует термин нуминозное. Он объясняет нуминозное как «нерациональное, несенсорное переживание или чувство, первичный и непосредственный объект которого находится вне« я »». Это ментальное состояние «представляет собой ganz Andere, совершенно иное, состояние абсолютно sui generis и ни с чем не сравнимое, из-за чего человеческое существо оказывается в крайнем замешательстве».

Отто утверждает, что, поскольку нуминозное несводимо и sui generis, оно не может быть определено в терминах других концепций или переживаний, и что читатель, следовательно, должен «руководствоваться и руководствоваться рассмотрением и обсуждением вопроса с помощью способов своего собственного разума, пока он не достигнет точки, в которой «нуминозное» в нем волей-неволей начинает шевелиться... Другими словами, нашего X, строго говоря, нельзя научить, его можно только вызвать, разбудить в уме ». Главы с 4 по 6 посвящены попыткам вызвать нуминозное и его различные аспекты.

Использование латыни, он описывает его как тайна (латы мистерии ), который сразу же страшно ( Tremendum ) и завораживающий ( fascinans ). Он пишет:

Ощущение этого может временами захлестнуть, как мягкий прилив, наполняющий ум спокойным настроением глубочайшего поклонения. Оно может перейти в более устойчивое и устойчивое состояние души, продолжающееся, так сказать, захватывающе ярким и резонансным, пока, наконец, не угаснет и душа не вернется в свое «профанное», нерелигиозное настроение повседневного опыта. [...] У него есть грубые, варварские предшественники и ранние проявления, и, опять же, он может развиться во что-то прекрасное, чистое и славное. Это может стать безмолвным, трепетным и безмолвным смирением создания в присутствии - кого или чего? В присутствии того, что является невыразимой Тайной, и прежде всего существ.

Позднее использование концепции

Использование Отто этого термина для обозначения характеристики религиозного опыта оказало влияние на некоторых интеллектуалов последующего поколения. Например, понятие «нуминозное» в понимании Отто часто цитировалось в трудах Карла Юнга и К.С. Льюиса. Льюис описал сверхъестественное переживание в «Проблеме боли» следующим образом:

Предположим, вам сказали, что в соседней комнате находится тигр: вы бы знали, что находитесь в опасности, и, вероятно, испугались бы. Но если бы вам сказали: «В соседней комнате есть привидение», и вы бы поверили этому, вы бы действительно почувствовали то, что часто называют страхом, но другого рода. Это не будет основываться на знании опасности, потому что никто не боится в первую очередь того, что привидение может сделать с ним, а просто того факта, что это призрак. Это скорее «жутко», чем опасно, и особый вид страха, который он вызывает, можно назвать Ужасом. С Странным достигли окраин Нуминозного. Теперь представьте, что вам просто сказали: «В комнате есть могущественный дух», и вы поверили этому. Тогда ваши чувства будут еще меньше походить на простой страх опасности: но беспокойство будет глубоким. Вы почувствуете изумление и определенное сокращение - чувство неадекватности, чтобы справиться с таким посетителем и прострации перед ним - эмоции, которые можно выразить словами Шекспира: «Под этим упрекают моего гения». Это чувство можно описать как трепет, а объект, который его возбуждает, - как Нуминозное.

Юнг применил концепцию нуминозного к психологии и психотерапии, утверждая, что она имеет терапевтическое значение и способствует большему самопониманию, и заявляя, что для него религия - это «тщательное и скрупулезное наблюдение... нуминозного ». Представления о нуминозном и полностью Другом также занимали центральное место в религиоведческих исследованиях этнолога Мирчи Элиаде. Mysterium tremendum, еще одна фраза, придуманная Отто для описания сверхъестественного, представлена Олдосом Хаксли в книге «Двери восприятия» следующим образом:

Литература, посвященная религиозному опыту, изобилует ссылками на боль и ужас, охватывающие тех, кто слишком внезапно оказался лицом к лицу с каким-либо проявлением мистериума величайшего. На богословском языке этот страх возникает из-за несовместимости эгоизма человека и божественной чистоты, между усугубляющейся индивидуальностью человека и бесконечностью Бога.

В полномасштабном научном исследовании предмета в фантастической литературе Крис Броули посвящает главы концепции в « Иней древнего мореплавателя » Сэмюэля Тейлора Кольриджа, в « Фантастах » Джорджа Макдональда, в « Хрониках Нарнии » К.С. Льюиса, и «Властелин колец » Дж. Р. Р. Толкина ; и в работах Алджернона Блэквуда и Урсулы Ле Гуин (например, «Кентавр и буйволиные девчонки», «Ты не выйдешь сегодня вечером», соответственно).

Нейробиолог Кристоф Кох описал трепет от таких переживаний, как вход в собор, сказав, что он получает «ощущение сияния от сверхъестественного», хотя он не придерживается католических религиозных верований, с которыми он вырос.

Психолог Сьюзан Блэкмор описывает мистические и психоделические переживания как нечто сверхъестественное. В 2009 году чешский психиатр Станислав Гроф переиздал свою книгу 1975 года « Сферы человеческого бессознательного» под названием « ЛСД: дверь в сверхъестественное: новаторские психоделические исследования сфер человеческого бессознательного». В своей книге 2018 года Как изменить свое мышление журналист Майкл Поллан описывает свой опыт применения мощного психоделического вещества 5-MeO-DMT, включая следующие размышления о своем опыте растворения эго :

Здесь слова не выдерживают. По правде говоря, не было ни пламени, ни взрыва, ни термоядерной бури; Я цепляюсь за метафору в надежде сформировать какую-то стабильную и разделяемую концепцию того, что разворачивалось в моем сознании. В действительности не было никакой связной мысли, только чистое и ужасное ощущение. Только после этого я задался вопросом, является ли это тем, что мистики называют « таинственным великим» - ослепляющей невыносимой тайной (будь то Бога или какого-то другого Предельного или Абсолютного), перед которой люди трепещут от страха.

Смотрите также

Ссылки и примечания

дальнейшее чтение

Последняя правка сделана 2023-03-21 05:11:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте