Станислав Гроф | |
---|---|
Родился | (1931-07-01) 1 июля 1931 года (возраст 89). Прага, Чехословакия |
Гражданство | Чехия |
Alma mater | Карлов университет, Чехословацкая академия наук |
Известен | трансперсональной психологией |
Супруга(s) | Бриджит Гроф с апреля 2016 года |
Научная карьера | |
Филдс | Психология, психиатрия |
Учреждения | Университет Джона Хопкинса. Мэрилендский университет, Балтимор. Институт Эсален. Калифорнийский институт интегральных исследований |
Влияния | Отто Ранг |
Станислав "Стэн " Гроф (родился 1 июля 1931 г.), чешский психиатр, один из основоположников трансперсональной психологии и исследователь использования необычные состояния сознания с целью изучения, исцеления, развития и понимания человеческой психики. Гроф получил награду VISION 97 от Фонда Дагмар и Вацлава Гавела в Праге 5 октября 2007 года.
Гроф получил степень доктора медицины в Карловом университете в Праге в 1957 году, а затем защитил докторскую диссертацию. получил степень доктора медицины в Чехословацкой Академии наук в 1965 году, в настоящее время обучался на психоаналитика по Фрейду. В 1967 году Джоэл Элкс пригласил его работать клиническим и научным сотрудником в Клинике Генри Фиппса, входящей в Медицинскую школу Университета Джона Хопкинса в Балтимор, США, и стал руководителем психиатрических исследований Эксперимента Спринг-Гроув в исследовательском отделении Государственной больницы Спринг-Гроув (позже часть Центр психиатрических исследований Мэриленда, где он работал с Уолтером Панке и другими. В 1973 году его пригласили в Институт Эсален в Биг-Сур <136.>, Калифорния, и жил там до 1987 года в качестве резидента, развивая свои идеи.
В качестве президента-основателя Международной трансперсональной ассоциации (основанной в 1977), он стал выдающимся адъюнкт-преподавателем кафедры философии, космологии и сознания в Калифорнийском институте интегральных исследований, и на этой должности он остается по состоянию на 2015 год.
Гроф снялся в фильме «Энтеоген: пробуждение божественного внутри», документальном фильме 2006 года о повторном открытии зачарованного космоса в современном мире.
Гроф известен в научных кругах своими ранними исследованиями ЛСД и его воздействия на психику - в области психоделической терапии. Основываясь на своих наблюдениях при проведении исследования ЛСД и на теории Отто Ранка о родовой травме, Гроф построил теоретическую основу для пренатальной и перинатальной психологии и трансперсональная психология, в которой ЛСД-трипсы и другие сильные эмоциональные переживания были отображены на ранних фетальных и неонатальных переживаниях. Со временем эта теория превратилась в то, что Гроф назвал «картографией» глубинной человеческой психики. После пресечения легального употребления ЛСД в конце 1960-х годов Гроф разработал теорию, согласно которой многие состояния ума можно исследовать без наркотиков, используя определенные дыхательные техники. Он продолжает эту работу с 2015 года под торговой маркой «Холотропное дыхание ».
Гроф различает два режима сознания: хилотропное и холотропное. Хилотропный режим относится к «нормальному повседневному опыту согласованной реальности ». Холотропное имеет отношение к состояниям, которые стремятся к целостности и тотальности существования. Холотропность характерна для необычных состояний сознания, таких как медитативные, мистические или психоделические переживания. Согласно Грофу, современная психиатрия часто классифицирует эти необычные состояния как психотические. Гроф связывает хилотропное с буддийской концепцией намарупа («имя и форма»), отдельного, индивидуального, иллюзорного «я». Он связывает холотропное с индуистской концепцией Атмана-Брахмана, божественной, истинной природы я. Таким образом, он не заинтересован в исследовании концепции или состояния не-я, несмотря на его предполагаемую трансцендентную силу.
В конце 1970-х Гроф предложил психологическую гипотезу для объяснения околосмертного опыта (ОСО). По словам Грофа, ОСО отражает воспоминания о процессе родов с туннелем, представляющим родовой канал. Сьюзен Блэкмор утверждала, что эта гипотеза «прискорбно неадекватна для объяснения ОСО. Для начала новорожденный младенец не увидел бы ничего похожего на туннель во время своего рождения». Психолог Крис Френч писал, что «опыт рождения очень похож на околосмертный опыт», и эта гипотеза была опровергнута, поскольку это обычное явление для тех, кто родился в результате кесарева сечения до испытать туннель во время околосмертного переживания. Майкл Шермер также подверг критике гипотезу, что «нет никаких свидетельств каких-либо детских воспоминаний. Более того, родовые пути не похожи на туннель, и, кроме того, голова младенца обычно опущена. и его глаза закрыты ". Статья в рецензируемом журнале APA Psychology of Consciousness предполагает, что пациенты Грофа могли испытывать ложные воспоминания о рождении и до рождения.
Станислав Гроф исследовал эффекты психоделических веществ, которые, по его словам, также могут быть вызваны нефармакологическими средствами. Гроф разработал «картографию психики», основанную на его клинической работе с психоделиками, в которой описаны «основные типы опыта, которые становятся доступными среднему человеку» при использовании психоделиков или «различных мощных нефармакологических экспериментальных техник».
Согласно Грофу, традиционная психиатрия, психология и психотерапия используют модель человеческой психики, которая ограничивается послеродовой биографией и фрейдистским индивидуальным бессознательным. Эта модель не учитывает переживания и наблюдения холотропных состояний сознания, которые активируют «глубокие бессознательные и сверхсознательные уровни человеческой психики». Эти уровни включают:
смерть эго появляется в четвертой перинатальной матрице.
«Глубокое самоисследование» начинается для многих людей с неспецифическим сенсорным опытом. Они представляют собой сенсорный барьер, через который нужно пройти.
Следующий уровень - это уровень воспоминаний, биографический и индивидуальное бессознательное. Это касается личной биографии и нерешенных эмоциональных проблем. В «экспериментальной работе» этот автобиографический материал полностью переживается. Соответствующие воспоминания и связанный с ними материал фантазий могут возникать как единый или сжатый опыт, который Гроф называет COEX. По словам Грофа, большинство этих COEX связаны с конкретными аспектами процесса рождения. Воспоминания о физических травмах являются неотъемлемой частью этого уровня психики.
Согласно Грофу, повторное переживание эмоциональной и физической боли может становятся настолько сильными, что может проявляться отождествление с «болью целых групп несчастных людей, всего человечества или даже всей жизни». Это сопровождается «драматическими физиологическими проявлениями».
На этом уровне можно встретить смерть и пережить рождение заново. Согласно Грофу, существует четыре «гипотетических динамических матрицы, управляющих процессами, связанными с перинатальным уровнем бессознательного», которые называются «базовыми перинатальными матрицами» (БПМ). Эти БПМ соответствуют стадиям рождения в процессе родов.
Это изначальное симбиотическое единство плода с материнским организмом. Элементы этого состояния могут сопровождаться переживаниями отсутствия границ и препятствий, таких как океан и космос, или чередоваться с ними. Крайним выражением сакрального и духовного качества БПМ I является переживание космического единства и unio mystica.
Эта матрица начинается с начала труд, работа. Вторжение химикатов и давление труда изменяют ситуацию в утробе матери, «прерывают блаженную связь плода с матерью и изменяют его первозданную вселенную». Доступ к этому слою вызывает сильное ощущение «выхода нет». При переживании этого уровня чувство одиночества и беспомощности переполняет.
Эта матрица связана с движением плода по каналу рождения. Это борьба за выживание. При переживании этого слоя встречаются сильная агрессия и демонические силы. Биографические воспоминания, связанные с этой матрицей, включают борьбу, ссоры и приключенческую деятельность.
Эта матрица связана со стадией родов, фактическим рождением ребенок. Напряжение, боль и беспокойство внезапно исчезают. Символическим аналогом является Опыт Смерти-Возрождения, в котором человек может испытывать сильное чувство надвигающейся катастрофы и может отчаянно пытаться остановить этот процесс. Переход от БПМ III к БПМ IV может включать в себя ощущение полного уничтожения:
Этот опыт смерти эго, кажется, влечет за собой мгновенное безжалостное разрушение всех предыдущих ориентиров в жизни человека.
Согласно Грофу, в этом процессе умирает «в основном параноидальное отношение к миру, которое отражает негативный опыт субъекта во время родов и позже». Когда он переживается в ее последней и наиболее полной форме,
... смерть эго означает необратимый конец философской идентификации с тем, что Алан Уоттс называл эго, заключенным в кожу ".
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Станислав Гроф |