К. С. Льюис | |
---|---|
Льюис, 48 лет | |
Родился | Клайв Стейплс Льюис. (1898-11-29) 29 ноября 1898. Белфаст, Ирландия |
Умер | 22 ноября 1963 (1963-11-22) (64 года). Оксфорд, Англия |
Псевдоним | Клайв Гамильтон, служащий Северо-Западного региона |
Профессия | Писатель, ученый, телеведущий |
Alma mater | Университетский колледж, Оксфорд |
Жанр | Христианская апологетика, фэнтези, научная фантастика, детская литература |
Известные произведения | Хроники Нарнии. Простое христианство. Аллегория любви. Буквы с завязками. Космическая трилогия. Пока у нас не будут лица. Удивленные радостью: форма ранние годы |
Супруга | Джой Дэвидман (m.1956; умер в 1960 г.) |
Дети | 2 пасынка; в том числе Дуглас Грешем |
Родственники | Уоррен Льюис. (брат) |
Клайв Стейплс Льюис (29 ноября 1898-22 ноября 1963) был британским писателем и лежал теолог. Он занимал академические должности в области английской литературы в Оксфордском университете (Колледж Магдалины, 1925–1954 гг.) И Кембриджском университете (Колледж Магдалины, 1954–1963). Он наиболее известен своими художественными произведениями, особенно The Screwtape Letters, The Chronicles of Narnia и The Space Trilogy, а также его научно-популярной христианской апологетики, такие как Простое христианство, Чудеса и Проблема боли.
Льюис и его коллега-романист Дж. Р. Р. Толкин были близкими друзьями. Они оба работали на факультете английского языка в Оксфордском университете и были активными членами неформальной оксфордской литературной группы, известной как Инклинги. Согласно мемуарам Льюиса 1955 года Удивленный радостью, он крестился в Ирландской церкви, но отпал от своей веры в подростковом возрасте. Льюис вернулся в англиканство в возрасте 32 лет, благодаря влиянию Толкина и других друзей, и стал «обычным мирянином англиканской церкви». Вера Льюиса глубоко повлияла на его работу, и его радиопередачи во время войны на тему христианства принесли ему широкую известность.
Льюис написал более 30 книг, которые были переведены более чем на 30 языков и проданы миллионами экземпляров. Книги, из которых «Хроники Нарнии», были проданы больше всего и были популяризированы на сцене, на телевидении, радио и в кино. Его философские труды широко цитируются христианскими апологетами конфессий.
В 1956 году Льюис женился на американской писательнице Джой Дэвидман ; она умерла от четырех лет спустя в возрасте 45 лет. Льюис умер 22 ноября 1963 года от почечной недостаточности, за неделю до своего 65-летия. В 2013 году, к 50-летию со дня его смерти, Льюис был удостоен мемориала в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве.
Клайв Стейплс Льюис родился в Белфасте, Ирландия, 29 ноября 1898 г. Его отцом был Альберт Д жеймс Льюис (1863–1929), адвокат, чей отец Ричард приехал в Ирландию. ром Уэльс в середине 19 века. Его матерью была Флоренс Августа Льюис, урожденная Гамильтон (1862–1908), известная как Флора, дочь Томаса Гамильтона, священника Ирландской церкви, и правнучка обоих епископов Хью Гамильтон и Джон Стейплс. У него был старший Уоррен Гамильтон Льюис (известный как «Варни»). Он был крещен 29 января 1899 года дедом по материнской линии в церкви Святого Марка, Дандела.
Когда его собака Джекси была убита машиной, четырехлетний Льюис принял имя Джекси. Сначала он не отвечал ни на какое другое имя, но позже принял Джека - имя, под которым его знали друзья и семья оставшуюся жизнь. Когда ему было семь лет, его семья переехала в "Литтл Ли", семейный дом его детства, в районе Страндтаун восточного Белфаста.
Мальчиком Льюис был очарован антропоморфные животные; он влюбился в рассказы Беатрикс Поттер и часто писал и иллюстрировал свои собственные рассказы о животных. Он и его брат Варни создали мир Боксен, населенный и управляемые животные. Льюис любил читать; дом его отца был заполнен книгами, и он чувствовал, что найти книгу для чтения было так же легко, как пойти в поле и «найти новую травинку».
Новый дом - почти главный персонаж в моей истории.. Я - продукт длинных коридоров, пустых залитых солнцем комнат,. внутренней тишины наверху, чердаков, исследованных в уединении,. далеких шумов, булькающих цистерн и труб,. и шума ветра под плиткой. А также бесконечных книг.
Льюис обучался у частных преподавателей до девяти, когда его мать умерла в 1908 году от рака. Затем отправил его жить и учиться в школе Виньярд в Уотфорде, Хартфордшир. Брат Льюиса поступил туда тремя годами ранее. Вскоре школу закрыли из-за нехватки учеников; директор школы Роберт «Олди» Капрон вскоре был помещен в психиатрическую больницу. Затем Льюис поступил в Кэмпбелл-Колледж на востоке Белфаста, примерно в миле от своего дома, но ушел через несколько месяцев из-за проблем с дыханием. Затем его отправили в курортный город Малверн, Вустершир, где он учился в подготовительной школе Шербург Хаус, которую Льюис в своей автобиографии называет «Шартр». Именно в это время Льюис отказался от христианской веры в детстве и стал атеистом, заинтересовавшись мифологией и оккультизмом. В сентябре 1913 года Льюис поступил в Малверн-колледж, где оставался до следующего июня. Он нашел школу конкурентоспособной. Покинув Малверн, он учился в частном порядке у Уильяма Т. Киркпатрика, старый наставника своего отца и бывшего директора Лурган-колледжа.
. Подростком Льюис был поражен песнями и легендами о них. то, что он называл северностью, древняя литература Скандинавии, сохранившаяся в исландских сагах. Эти легенды усиливали внутреннюю тоску, которую он позже назвал «радостью». Он также полюбил природу; его красота напомнила ему истории Севера, а истории Севера напомнили ему красоту природы. Его юношеские труды отошли от сказок о Боксене, он начал использовать различные формы искусства, такие как эпическая поэзия и опера, чтобы попытаться отразить свой вновь обретенный интерес к скандинавской мифологии и мир природы. Учеба у Киркпатрика («Великий стук», как называл его Льюис) привила ему любовь к греческой литературе и мифологии и отточила его способности к спорам и рассуждению. В 1916 году Льюис получил стипендию в Университетском колледже Оксфорда.
Льюис испытал большой культурный шок. по прибытии в Англию: «Ни один англичанин не сможет понять мои первые впечатления от Англии», - писал Льюис в Удивлен радостью. «Странные английские акценты, которыми я был окружен, казались голосами демонов. Но хуже всего был английский пейзаж... С тех пор я придумывал ссору; но в этот момент я ощутил ненависть для Англии, которая зажила много лет ".
С детства Льюис погрузился в скандинавскую и греческую мифологию, а позже в Он также проявил интерес к ирландскому языку того, что он старался его выучить, и он особенно полюбил У. Б. Йейтс, ирландскую мифологию и литературу. В письме к другу Льюис написал: «Я нашел здесь автора, написанного по душе, который, я уверен, вам понравится, У. Б. Йейтса.
В 1921 году Льюис дважды встречался с Йейтсом, после как Йейтс переехал в Оксфорд. Льюис был удивлен, обнаружив, что его английские коллеги безразличны к Йейтсу и движению кельтского возрождения, и написал: «Я часто удивляюсь, обнаруживая, насколько совершенно игнорируется Йейтс среди людей, которых я встречал: возможно, его привлекательность чисто Ирландец - если так, то слава богам, что я ирландец ». В начале карьеры Льюис подумывал о том, чтобы послать свою работу крупным дублинским издателям, написав: «Если я когда-нибудь отправлю свои работы издателю, я думаю, что попробую Монселя, этих дублинцев, и так далее. После его обращения в христианство я определенно предпочитаю ирландскую школу ". встречу с другим ирландцем, он писал: «Как и все ирландцы, встречающиеся в Англии, мы закончили критикой непобедимого легкомыслия и тупости англосаксонской расы. В конце концов, нет никаких сомнений, ами, что Ирландцы - единственные люди: при всех их недостатках. На протяжении всей своей жизни он провел свой медовый месяц в отеле Old Inn, Кроуфордсберн, регулярно посещающих Северную Ирландию., он называл «моей ирландской жизнью».
Различные критики предполагали, что это была тревога Льюиса по поводу межрелигиозного конфликта в его уроженец Белфаста, который в коне чном итоге привел его к принятию такой экуменической разновидности христианства. Как сказал один критик, Льюис «неоднократно превозносил достоинства всех ветвей христианской веры, подчеркивая необходимость единства христиан вокруг того, что католический писатель Г. К. Честертон назвал «простым христианством», основными доктринальных верований, разделяемых всеми деноминациями ». С другой стороны, Пол Стивенс из Университета Торонто написал, что «простое христианство Льюиса маскировало многие политические предрассудки старомодного протестанта Ольстера, уроженца Белфаста среднего класса, для которого британцы уходят из Северной Ирландии даже в 1950-х и 1960- х годах был немыслим ».
Льюис поступил в Оксфорд на летнем семестре 1917 года, обучаясь в Университетском колледже, вскоре после этого он вступил в офицерский учебный корпус в университете, что стало его «самым многообещающим маршрутом в армию». Оттуда его призвали в кадетский батальон для обучения. После обучения он был введен в состав в третий батальон легкой пехоты Сомерсета британской армии в качестве второго лейтенанта. Через несколько месяцев после поступления в Оксфорд британская армия отправила его во Францию для участия в Первой мировой войне.
В свой 19-й день рождения (29 ноября 1917 г.) он прибыл на линию фронта на Сомме Долина во Франции, где он впервые испытал окопную войну. 15 апреля 1918 года Льюис был ранен, а двое его коллег были убиты британским снарядом, не попавшим в цель. Во время выздоровления он страдал от депрессии и тоски по дому, и после выздоровления он был направлен на службу в Андовер, Англия. Он был демобилизован в декабре 1918 г. и возобновил учебу. В более позднем письме Льюис процитировал, что его переживания ужаса войны, наряду с его матери и его несчастьем в школе, основанием его пессимизма и атеизма.
После того, как Льюис вернулся в Оксфордский университет., он получил первый в Honor Moderations (греческая и латинская литература ) в 1920 году, первый в великих (Философия и древняя история) в 1922 году и первым по английскому языку в 1923 году. В 1924 году он стал преподавателем философии в Университетском колледже, а в 1925 году был избран научным сотрудником и преподавателем английской литературы в колледже Магдалины, где он прослужил 29 лет до 1954 года.
Во время армейской подготовки Льюис делил комнату с другим курсантом, Эдвардом Кортни Фрэнсисом «Пэдди» Муром (1898–1918).. Морин Мур, сестра Пэдди, сказала, что эти двое заключили взаимный договор о том, что, если кто-то погибнет во время войны, выживший позаботится об их семьех. Пэдди был убит в бою в 1918 году, и Льюис сдержал свое обещание. Пэдди ранее познакомил Льюиса со своей матерью, Джени Кинг Мур, и между Льюисом, которому было 18, когда они познакомились, и Джени, которой было 45 лет, быстро завязалась дружба. Дружба с Муром была особенно важна для Льюиса, когда он выздоравливал. его раны в больнице, так как отец не навещал его.
Льюис жила с Мур и заботилась о ней, пока она не была госпитализирована в конце 1940-х годов. Он обычно представлял ее как свою мать, называл ее таковой в письмах и развивал с ней очень нежную дружбу. Собственная Льюиса умерла, когда он был ребенком, а его отец был отстраненным мать, требовательным и эксцентричным.
Предположение об их отношениях вновь всплыло с публикацией в 1990 году А. Н. Уилсон биография Льюиса. Уилсон (который никогда не встречал Льюиса) попытался доказать, что они какое-то время были любовниками. Биография Уилсона была не первой, в которой анализивался вопрос об отношениях Льюиса и Мура. Джордж Сэйер знал Льюиса 29 лет, и он стремился пролить свет на отношения в течение 14 лет до обращения Льюиса в христианство. В своей биографии «Джек: жизнь К. С. Льюиса он написал:
Были ли они любовниками? Оуэн Барфилд, хорошо знавший Джека в 1920-х годах, однажды сказал, что, по его мнению, вероятность составляет «пятьдесят на пятьдесят». Хотя она была на двадцать шесть лет старше Джека, она все еще была красивой женщиной, и он определенно был влюблен в нее. Но кажется очень странным, если бы они были любовниками, что он называл бы ее «матерью». Мы также знаем, что они не жили в одной спальне. Кажется наиболее вероятным, что он был связан с ней обещанием, которое он дал Пэдди, и что его обещание было подкреплено его любовью к ней как к своей второй матери.
Позже Сэйер изменил свое мнение. Во введении к изданию своей биографии Льюиса 1997 года он писал:
Мне пришлось изменить свое мнение об отношениях Льюиса с миссис Мур. В восьмой восьмой главе этой книги я написал, были ли они любовниками. Теперь, после разговоров с дочерью миссис Мур, Морин, и рассмотрение того, как были устроены их спальни в The Kilns, я вполне уверен, что так оно и было.
Однако романтический характер отношений сомневается другими писателями; например, Филип Залески и Кэрол Залески пишут в The Fellowship, что
Когда - или завязал ли Льюис роман с миссис Мур - остается неясным.
Льюис хорошо отзывался о миссис Мур на протяжении всей своей жизни, говоря своему другу Джордж Сэйер: «Она была щедрой и тоже научила меня быть щедрым». В декабре 1917 года Льюис написал в письме своему другу детства Артуру Гривзу, что Джени и Гривз были «двумя людьми, которые для меня важнее всего в мире».
В 1930 году Льюис переехал в Килнс вместе со своим братом Варни, миссис Мур и ее дочерью Морин. Печи были домом в районе Карьер Хедингтон на окраине Оксфорда, в настоящее время являющимся частью пригорода Райзингхерст. Все они внесли финансовый вклад в покупку дома, который перешел к Морин, которая к тому времени была дамой Морин Данбар, когда Уоррен умер в 1973 году.
Мур страдал слабоумием в ее более поздние годы и в конце концов была переведена в дом престарелых, где она умерла в 1951 году. Льюис навещал ее каждый день в этом доме до ее смерти.
Льюис вырос в религиозной семье, которая посещала Ирландскую церковь. Он стал атеистом в 15 лет, хотя позже описал свое молодое «я» как парадоксальным образом «очень сердитым на него Бога за то, что он не существует», и «одинаково зол на него за создание мира». Его раннее отделение от началось, когда он начал рассматривать свою религию как рутинную работу и обязанности; Примерно в это же время он также заинтересовался оккультизмом, поскольку его исследования расширились и стали такие темы. Льюис цитирует Лукреция (De rerum natura, 5.198–9) как имеющий один из сильнейших аргументов в пользу атеизма:
, который он поэтически перевел следующим образом:
(Это в высшей степени поэтичный, а не дословный перевод. Более дословный перевод Уильяма Эллери Леонардасит: «Ни в коем случае природа всех вещей / Так велики недостатки, она обременена.»)
Интерес Льюиса к произведениям Джорджа Макдональда был частью того, что отвратило его от атеизма. Это особенно хорошо видно в этом отрывке из книги Льюиса Великий развод, глава девятой, когда полуавтобиографический главный герой встречает Макдональда в Heaven :
... Я пытался, дрожа, рассказать этому человеку все, что его сочинения сделали для меня. Я попытался рассказать, как один морозный день на станции Лезерхед, когда я впервые купил копию Phantastes (тогда мне было около шестнадцати лет), стал для меня тем же, чем первое видение Беатриче было для Данте: Здесь начинается новая жизнь. Я начал признаваться, как долго эта Жизнь задерживалась в области воображения: как медленно и н еохотно я приходил к признанию, что его христианство имело более чем случайную связь с ним, как сильно я пытался не увидеть истинное имя качество, которое впервые встретилось мне в его книгах, - это святость.
В конце концов он вернулся к христианству, под влиянием споров со своим оксфордским коллегой и другом-христианином Дж. Р. Р. Толкин, с которым он, кажется, впервые встретился 11 мая 1926 года, и книгу Вечный человек Г. К. Честертон. Льюис энергично сопротивлялся обращению, отмечая, что он был введен в христианство как блудный сын, «пинающий, борющийся, обиженный и бросающий глаза во всех направлениях в поисках шанса спастись». Он описал свою последнюю борьбу в Удивлен радостью :
Вы должны представить меня одного в той комнате в Магдалине [колледж, Оксфорд], ночь за ночью, чувствуя, когда мой разум хотя бы на секунду поднимается с моей работы, устойчивое, неумолимое приближение Того, с кем я так страстно желал не встречаться. То, чего я очень боялся, наконец случилось со мной. В Термин Троицы 1929 года я уступил и признал, что Бог есть Бог, и преклонил колени и молился: возможно, той ночью, самый удрученный и упорный новообращенный во всей Англии.
После его обращения в теизм в 1929 году, Льюис обратился в христианство в 1931 году после долгой дискуссии во время ночной прогулки по Addison's Walk со своими близкими друзьями Толкиеном и Хьюго Дайсоном. Он записывает, что по пути в зоопарк вместе со своим братом он исповедовал христианскую веру. Он стал членом англиканской церкви - к некоторому разочарованию Толкина, который надеялся, что присоединится к католической церкви.
Льюис был убежденным англиканцем который поддерживал в основном ортодоксальное англиканское богословие, хотя в своих апологетических сочинениях он старался избегать поддержки какой-либо одной деноминации. Некоторые считают, что в его более поздних работах он предлагал такие идеи, как очищение простительных грехов после смерти в чистилище (Великийразвод и Письма Малькольму ) и смертный грех (The Screwtape Letters ), которые обычно считаются римско-католическими учениями, хотя они также широко распространены в англиканстве (особенно в высокой церкви англо-католических кружков). Тем не менее, Льюис считал себя полностью ортодокс англиканцем до конца своей жизни, отражая, что он посещал церковь только для причастия, и его отталкивали гимны и низкое качество проповедей. Позже он стал считать себя удостоенным чести поклоняться вместе с людьми веры, приходиться в потрепанной одежде и в рабочих ботинках и пели все стихи всех гимнов. В 1935 году Льюис и его брат Уоррен подарили витраж в память о своих родителях церкви Св. Марка, Дандела, Белфаст.
После начала войны Вторая мировая война в 1939 году, Льюисы взяли детей, эвакуированных из Лондона и других городов, в Килнс. Льюису было всего 40 лет, когда началась война, и он попытался вернуться на военную службу, предлагая обучать курсантов; но его предложение не было принято. Он отклонил предложение военкомата о создании колонок для Министерства информации в прессе, так как не хотел «писать ложь», чтобы обмануть врага. Позже он служил в местном Ополчении в Оксфорде.
С 1941 по 1943 год Льюис выступал в религиозных программах, транслируемых BBC из Лондона, в то время как город подвергался периодическим воздушным налетам. Эти передачи были оценены гражданскими и военнослужащими на том этапе. Например, главный маршал авиации сэр Дональд Хардман писал:
Радиопередачи были составлены в антологию «Простое христианство». С 1941 года он был занят на выходных на летних каникулах в гостях у Р.А.Ф. Станции говорить о своей вере, приглашенные RAF главнокомандующим Морисом Эдвардсом.
Это было также в тот же период военного времени, когда Льюис был приглашен стать первым президентом Оксфордского сократического клуба в должности в 1942 году, которую он с энтузиазмом занимает, пока не ушел в отставку после назначения в Кембриджский университет в 1954 году.
Льюис был включен в последний список наград Георгом VI в декабре 1951 года как командующий Ордена Британской империи (CBE), но отказался, чтобы избежать ассоциации с какой-либо политической
В 1954 году Льюис принял недавно основанную кафедру литературы Средневековья и Возрождения в Колледже Магдалины в Кембридже, где и закончил свою карьеру. Он сохранял сильную привязанность к городу Оксфорд, держал там дом и вернулся по выходным до своей смерти в 1963 году.
К. С. Льюис
Позже Льюис переписывался с Джой Дэвидман Грешем, американским писателем еврейского происхождения, бывшим коммунистом и обращенным из атеизма в христианстве. Она была разлучена со своим алкоголиком и жестоким мужем, писателем Уильямом Л. Грешемом, и приехала в Англию со своими двумя сыновьями, Дэвидом и Дугласом. Льюис сначала считал ее приятным интеллектуальным товарищем и личным другом, и именно на этом уровне он считился заключить с ней гражданский брак контракт, чтобы она могла продолжать жить в Великобритании. Гражданский брак состоялся в ЗАГСе, 42 St Giles ', Оксфорд, 23 апреля 1956 года. Брат Льюиса Уоррен писал: «Для Джека поначалу влечение было несомненно интеллектуальным. Джой была единственной женщиной, которую он встречал... у которой был мозг, который не уступал его собственному по гибкости, широте интереса, аналитическому чутью, и, прежде всего, по юмору и чувству веселья ". в бедре, ей поставили диагноз "неизлечимая рак кости ", и отношения развились до такой степени, что она была разведена, это было непросто в англиканской церкви в то время, но друг, преподобный Питер Байд, провел церемонию у ее постели в больнице Черчилля 21 марта 1957 г.
Рак Грешема вскоре перешел в ремиссию, и пара прожила вместе с Уорреном Льюисом вместе с Уорреном Льюисом до 1960 года, когда ее рак рецидивировал, и она умерла 13 июля. ранее в том же году пара взяла короткий отпуск в Греции и на Эгейском море ; Льюис любил прогулки, но не путешествия, и это было его единственным пересечением Ла-Манша после 1918 года. Наблюдаемое горе опубликовал его под псевдонимом NW Clerk, чтобы они читатели не связали книгу с ним. По иронии судьбы, многие друзья рекомендовали книгу Льюису как способ справиться с собственным горем. После смерти Льюиса его авторство было обнародовано Фабером с исполнителей.
Льюис продолжал воспитывать двух сыновей Грешема после ее смерти. Дуглас Грешем - христианин, как Льюис и его мать, в то время, как Дэвид Грешем обратился к своим предкам, став ортодоксальным евреем по убеждениям. В сочинениях его материальных евреи изображены в несимпатичной манере, в частности, об одном «шохет » (ритуальный убийца). Дэвид сообщил Льюису, что собирается стать ритуальным убийцей. В интервью 2005 года Дуглас Грешем признал, что он и его брат не были близки, но он сказал, что они интервью по электронной почте. Дуглас по-прежнему участвует в делах поместья Льюис.
В начале июня 1961 года Льюис заболел нефритом, что привело к заражению крови. Из-за болезни он пропустил осенний семестр в Кембридже, хотя его здоровье постепенно начало улучшаться в 1962 году, и он вернулся в апреле. Его здоровье продолжало улучшаться, и, по словам его друга Джорджа Сэйера, Льюис был полностью самим собой к началу 1963 года. 15 июля того же года он заболел и был помещен в больницу; на следующий день в 17:00 у него случился сердечный приступ, он впал в кому и неожиданно проснулся на следующий день в 14:00. После того, как его выписали из больницы, Льюис вернулся в Печи, хотя он был слишком болен, чтобы вернуться к работе. В результате он ушел в отставку со своего поста в Кембридже в августе.
Состояние Льюиса продолжало ухудшаться, и в середине ноября у него была диагностирована терминальная почечная недостаточность. Он упал в свою спальне в 17:30, 22 ноября, ровно за неделю до своего 65-летия, и умер через несколько минут. Он похоронен на кладбище церкви Святой Троицы, Хедингтон, Оксфорд. Его брат Уоррен умер 9 апреля 1973 года и был похоронен в той же могиле.
Освещение в СМИ смерти Льюиса было почти полностью омрачено новостями об убийстве президента США Джона Ф. Кеннеди, которая произошла в тот же день (примерно через 55 минут после коллапса Льюиса), как и смерть английского писателя Олдоса Хаксли, автора Дивный новый мир. Это совпадение вдохновения для книги Питера Крифта Между небом и адом: диалог где-то за пределами смерти с Джоном Ф. Кеннеди, К. С. Льюисом и Олдосом Хаксли. Память Льюиса отмечается 22 ноября в церковном календаре Епископальной церкви.
Льюис начал свою академическую карьеру как студент бакалавриата в Оксфордском университете, где он получил тройное первое место, высшие награды в трех областях обучения. Затем он был избранным членом Колледжа Магдалины в Оксфорде, где проработал почти тридцать лет, с 1925 по 1954 год. В 1954 году он был удостоен вновь основанной кафедры литературы средневековья и эпохи Возрождения в Кембриджском университете и был избранным членом Колледжа Магдалины. Что касается назначенной им академической области, он утверждал, что не существовало такие вещи, как английский ренессанс. Большая часть его научных работ была сосредоточена на позднем средневековье, особенно в использовании аллегории. Его Аллегория любви (1936) помогла оживить серьезное изучение позднесредневековых повествований, таких как Роман де ла Роз.
Льюису было поручено написать том «Английская литература в шестнадцатом веке» (Исключая драму) для Оксфордской истории английской литературы. Его книга «Предисловие к потерянному раю» до сих пор цитируется как критика этой работы. Его последняя академическая работа, Выброшенное изображение : Введение в литературу средневековья и эпохи Возрождения (1964), представляет собой краткое изложение средневекового мировоззрения, отсылку к «выброшенному образу» космоса.
Паб Eagle and Child в Оксфорде, где Инклинги встретились утром во вторник в 1939 годуЛьюис был плодовитым писателем, и его круг литературных друзей превратился в неформальное дискуссионное сообщество, известное как "Инклингс ", в том числе Дж. Р. Р. Толкин, Невилл Когхилл, лорд Дэвид Сесил, Чарльз Уильямс, Оуэн Барфилд и его брат Уоррен Льюис. Глиер указывает на декабрь 1929 года как время начала существования Инклингов. Дружба Льюиса с Когхиллом и Толкиеном в то время, когда они были в Колбитар, древнескандинавской читательской группы, которую основал Толкин и которая закончилась примерно во время зарождения Инклингов. В Оксфорде он был наставником поэта Джона Бетджемана, критика Кеннета Тайнана, мистика Беде Гриффитса, романиста Роджера Ланселина Грина и суфия. ученый Мартин Лингс и другие другие студенты. Любопытно, что религиозный и консервативный Бетджеман ненавидел Льюиса, в то время как противник истеблишмента Тайнан сохранял восхищение им на протяжении всей жизни.
Колледж Магдалины, КембриджТолкина, - пишет Льюис в Удивлен Джой :
Когда я начал преподавать на факультете английского языка, у меня появилось еще двое друзей, оба христиане (эти странные люди, казалось, теперь появлялись со всех сторон), которые впоследствии оказали мне большую помощь в преодолении последнего уровня. Это были HVV Dyson... и JRR Толкин. Дружба с последним ознаменовала крушение двух старых предрассудков. При моем первом появлении на свет меня (косвенно) предупредили никогда не доверять паписту, а при первом поступлении на факультет английского языка (прямо) никогда не доверять филологу. Толкин был и тем, и другим.
Помимо своей научной работы, Льюис написал несколько популярных романов, в том числе научную фантастику Космическую трилогию для взрослых и Нарнию фантазии для детей. Большинство из них косвенно связаны с христианскими темами, такими как грех, отпадение человечества от благодати и искупление.
Его первым романом после того, как он стал христианином, был Регресс паломника (1933), который изображает его опыт христианства в стиле Джона Буньяна Путешествие паломника. Книга была плохо воспринята критиками в то время, хотя Дэвид Мартин Ллойд-Джонс, один из современников Льюиса в Оксфорде, очень ценил его. На вопрос Ллойда-Джонса, когда он напишет еще одну книгу, Льюис ответил: «Когда я пойму значение молитвы».
Космическая трилогия (также называемая Космической трилогией или Трилогией выкупа) имел дело с тем, что Льюис считал тенденциями дегуманизации современной научной фантастики. Первая книга, Out of the Silent Planet, по-видимому, была написана после разговора с его другом Дж. Р. Р. Р. Толкин об этих тенденциях. Льюис согласился написать рассказ о "космических путешествиях", а Толкин - о "путешествиях во времени", но Толкин так и не закончил "Затерянный путь ", связывая его Средиземье с современным миром.. Главный герой Льюиса Элвин Рэнсом частично основан на Толкине, факт, на который Толкин ссылается в своих письмах.
Второй роман, Переландра, описывает новый Эдемский сад на планете Венера, новый Адам и Ева и новая «фигура змея», соблазняющая Еву. Историю можно рассматривать как рассказ о том, что могло бы произойти, если бы земной Адам победил змея и избежал Падения человека, а Рэнсом вмешался в роман, чтобы «выкупить» новых Адама и Еву. обман врага. Третий роман, Эта отвратительная сила, развивает тему нигилистической науки, угрожающей традиционным человеческим ценностям, воплощенным в легенде о короле Артуре.
Многие идеи в трилогии, особенно оппозиция дегуманизации, изображенной в Третья книга представлена более формально в The Abolition of Man, основанном на серии лекций Льюиса в Даремском университете в 1943 году. Льюис остался в Дареме, где, по его словам, был потрясен великолепием собора. Действие этого Hideous Strength на самом деле происходит в окрестностях университета «Эджестоу», небольшого английского университета, такого как Дарем, хотя Льюис отрицает какое-либо другое сходство между ними.
Уолтер Хупер, литературный исполнитель Льюиса, обнаружил фрагмент другой научно-фантастический роман, очевидно написанный Льюисом, под названием Темная башня. В рассказе появляется Рэнсом, но неясно, была ли книга задумана как часть той же серии романов. Рукопись была в конечном итоге опубликована в 1977 году, хотя ученый Льюиса Кэтрин Линдског сомневается в ее подлинности.
Горы Морна вдохновили Льюиса, чтобы написать Хроники Нарнии. О них Льюис писал: «Я видел пейзажи... которые при определенном освещении заставляют меня чувствовать, что в любой момент может поднять голову над следующим гребнем».Хроники Нарнии серия из семи фантастических романов для детей и считается классикой детской литературы. Написано между 1949 и 1954 годами и проиллюстрировано Полиной Бейнс, серия самой популярной работой Льюиса, была продано более 100 миллионов копий на 41 языке (Келли 2006) (Гутманн 2005). Он был адаптирован несколько раз, полностью или частично, для радио, телевидения, сцены и кино.
Книги содержат христианские идеи, предназначенные для легкого доступа к юным читателям. Помимо христианской тематики, Льюис также заимствует персонажей из греческой и римской мифологии, а также британских и ирландских сказок.
Льюис написал несколько работ по Небесам и Аду. Один из них, Великий развод, представляет собой короткую новеллу, в которой несколько жителей едут на автобусе в рай, где их встречают люди, живущие там. Предполагается, что они могут остаться, если захотят, и в этом случае они могут назвать место, откуда они пришли, «Чистилище » «Ад», но это не в их вкусе. Название является отсылкой к книге Уильяма Блейка Брак Неба и Ада, концепция, в которой Льюис обнаружил «катастрофическую ошибку». Эта работа намеренно перекликается с другими, более известными работами на схожую тему: Божественная комедия из Данте Алигьери и шествие Путешествие странника.
Буньяна, еще одно короткое произведение, Письма-скотч, состоящее из писем-советов от старшего демона Лента своему племяннику Полыни лучшим способом соблазнить конкретного человека и обезопасить его проклятие. Последниманом романом Льюиса был Пока у нас не будет лиц, который он считал своим самым зрелым и виртуозным художественным произведением, но которое никогда не пользовалось популярностью. Это пересказ мифа о Купидоне и Психее с необычной точки зрения сестры Психеи. Он соответствует религиозным идеям, но обстановка полностью языческая, а с конкретными христианскими верованиями остаются неявными.
Перед обращением Льюиса в христианство он опубликовал две книги: Духи в рабстве, сборник стихов, и Даймер, единственная повествовательная поэма. Оба были опубликованы под псевдонимом Клайв Гамильтон. С тех пор были опубликованы и другие поэмы-повествования, в том числе «Ланселот», «Безымянный остров» и Королева барабана.
Он также написал Четыре любви, в которых риторически объясняются четыре категории любви : дружба, эрос, привязанность и благотворительность.
В 2009 году был обнаружен частичный черновик Язык и человеческая природа, которую Льюис начал в соавторстве с Дж. Р. Р. Толкином, но так и не был завершен.
Многие считают Льюиса одним из самых влиятельных христианских апологетов В свое время, помимо карьеры профессора английского языка и писателя художественной литературы. Простое христианство было признано лучшей книгой 20-го века организацией Христианство сегодня в 2000 году. Его называли «Апостолом скептиков» из-за его скептического религиозного убеждения, и его последующее обращение.
Льюис был очень заинтересован в представлении аргумента из разума против метафизического натурализма и в пользу существования Бога. Простое христианство, Проблема и Чудеса в той или иной степени были связаны с опровержением популярных возражений против христианства, таких как вопрос: «Как мог добрый Бог войны войны существовать в мире? «Он также популярным лектором и стал телеведущим, и некоторые из его сочинений возникли как сценарии для радиопереговоров или лекций (включая большую часть« Простого христианства »)».
По словам Джорджа Сейера, проигрыш в дебатах 1948 года с Элизабет Анскомб, также заставил Льюиса пересмотреть свою роль апологета, и его будущие работы были сосредоточены на религиозной литературе и детских книгах.Некоторые апологетические публикации Льюиса после 1948 года, включая второе и исправленное издание его Чудес 1960 года, в. не следует переоценивать: «... кажется маловероятным, что он чувствовал себя так же безвозвратно раздав ленным, как и некоторые из его знакомых. разобрались; этот эпизод, вероятно, надувной легендой из той же категории,» что и история с Покером Витгенштейна. Конечно, сама Анскомб считала, что аргумент Льюиса, хотя и ошибочный, приводит к чему-то очень важному; что это проявилось б дольше в его улучшенной версии, которую Льюис представил в следующем издании «Чудес» - хотя в этой версии также есть «за что критиковать» ».
Льюис написал автобиографию под названием «Удивлен радостью», который уделяет особое внимание его собственному обращению. Его самые известные произведения, Хроники Нарния, содержат много, самые известные произведения, известные как Хроники Нарния содержат много различных общеизвестных представлений в Бог на скамье скамье подсудимых и . сильных христианских посланий и часто считаются аллегорией. Льюис, специалист по аллегории, утверждал, что книги были аллегориями, и предпочитал называть их христианские аспекты «предположительной ». Как писал Льюис в письме миссис Крюк в декабре 1958 г.:
Если Аслан представляет нематериальное Божество так же, как Гигантское Отчаяние [персонаж в Прогресс Пилигрима ] представляет отчаяние, он будет аллегорической фигурой. На самом деле, это изобретение, воображаемый ответ на вопрос: `` Каким мог бы стать Христос, если бы действительно существовал такой мир, как Нарния, и Он решил воплотить, умереть и воскреснуть в этом мире, как Он на самом деле сделал в этом мире ''. этом мире ''. наш? 'Это вовсе не аллегория.
В часто цитируемом отрывке из «Простого христианства» Льюис оспаривает мнение о том, что Иисус был великим учителем нравственности, но не Бог. Он утверждал, что Иисус сделал несколько неявных заявлений о божественности, которые логически исключают это утверждение:
Я пытаюсь помешать кому-либо сказать действительно глупую вещь, что люди часто говорят о Нем: «Я готов принять Иисуса как великий учитель морали, но я не принимаю его претензий на то, что он Бог ». Это единственное, чего мы не должны говорить. Человек, который был простым человеком и говорил то, говорил Иисус, не был великим учителем нравственности. Он был бы либо сумасшедшим - на уровне человека, который говорит, что он яйцо-пашот, - либо он был бы дьяволом ада. Вы должны сделать свой выбор. Либо этот человек был и остается Сыном Божьим, либо сумасшедшим, либо еще хуже. Вы можете заткнуть его за дурака, вы можете упасть в него и убить его, как демона, или вы можете упасть его ногам и называть его Господом и Богом, но давайте не будем приходить с каким-либо покровителем ерундой о том, что он великий человеческий учитель. Он не оставил нам это открытым. Он не собирался этого делать.
Хотя этот аргумент иногда называют «трилеммой Льюиса», Льюис не изобретал его, а скорее развил и популяризировал. Его также использовал христианский апологет Джош Макдауэлл в своей книге «Больше, чем плотник». Он широко повторенными в христианской апологетической литературе, но в степени игнорировался профессионалом теологами и исследователями Библии.
Христианская апологетика Льюиса, и этот аргумент, в частности, подвергались критике. Философ Джон Беверслуис описал аргументы Льюиса как «текстуально небрежные и теологически ненадежные», а этот конкретный аргумент - как логически несостоятельный и пример ложной дилеммы. Богослов Джон Хик утверждает, что исследователи Нового Завета сейчас не точку зрения, согласно которой утверждал, что Богом. Исследователь Нового Завета Н. Т. Райт критикует Льюиса для того, что он не осознает значение еврейской идентичности и среды обитания Иисуса - упущение, которое «в лучшем случае резко сокращает аргумент» и делает Льюиса уязвимым для того, что его аргумент «не соответствует». работают как история, и это имеет опасные последствия, когда исторические критики ставят под сомнение его чтение Евангелий », хотя он считает, что это« не подрывает окончательного утверждения ».
Льюис использовал аналогичный аргумент в The Lion, Колдунья и Волшебный шкаф, когда старый профессор советует молодым героям, что утверждение их сестер в волшебном мире должно восприниматься либо как ложь, безумие или как правда.
Один из главных тезисов апологии Льюиса состоит в том, что человечеству известна общий мораль, который он называет «естественным законом ». В первых пяти главах «Простого христианства» Льюис обсуждает идеи о том, что у людей есть стандарты поведения, которые они ожидают от людей. Льюис утверждает, что люди во всем мире знают, что это за закон и когда они его нарушают. Далее он утверждает, что за таким универсальным набором принципов должен стоять кто-то или что-то.
Вот два момента, которые я хотел высказать. Во-первых, у людей по всей Земле есть любопытная идея, что они должны вести себя определенным образом. Во-вторых, они на самом деле так себя не ведут. Они знают Законы; они его ломают. Эти два факта используются всех ясных представлений о себе и вселенной, в которой мы живем.
Льюис также изображает универсальную мораль в своих художественных произведений. В «Хрониках Нарнии» это универсальную мораль как «глубокую магию», которую все знали.
Вернуться во второй главе «Простого христианства» Льюис признает, что «многим людям трудно понять, что это за закон природы».... является. "И он отвечает, во-первых, на идею« что моральный закон - это просто наш стадный инстинкт », а во-вторых, на идею« что моральный закон - это просто социальная условность »»., Льюис отмечает, что люди часто жалуются, что одни моральные идеи лучше, чем другие, но на самом деле это доказывают существование некой «настоящей морали», с которой они сравнивают другие морали. преувеличиваются люди, которые меняют представления о морали с различными представлениями о фактах:
Я встречал людей, которые преувеличивают различия, потому что они не разделяют различиями в морали и расхождения во взглядах на факты. мне: «Это то, что вы называете Правилом природы или Правильным поведением?» Но, безусловно, причина того, что мы не верим в существование таких вещей, что мы не верим в существование таких вещей - если бы мы действительно думали, что там ходят люди, которые продают себя дьяволу и получили от Сверхъестественные силы взамен и использовали их эти силы, чтобы убивать своих соседей, сводить с ума или навлекать плохую погоду, мы бы наверняка все согласны с тем, что если кто-то и заслужил смертную казнь, то эти грязные квислинги <448 Не верить в ведьм может быть большим достижением в знаниях: не казнить ведьм, если вы не думаете, что они там, нет морального прогресса.
Льюис также имел довольно прогрессивные взгляды на тему «нравственности животных», в частности, на страдания животных, о чем свидетельствуют, что он перестал ставить мышеловки, если он сделал это, что считал, что в нет мышей. несколько его эссе: в первую очередь, «О вивисекции» и «О боли животных».
Льюис продолжает привлекать широкую аудиторию. В 2008 году The Times поставила его на одиннадцатое место в своем списке «50 величайших британских писателей с 1945 года». Читатели его художественной литературы часто не знают, что Льюис считал христианскими темами своих произведений. Его христианские апологетики читают и цитируют представителей многих христианских конфессий. В 2013 году, в 50-ю годовщину своей смерти, Льюис присоединился к некоторым из величайших британских писателей, признанным в Poets 'Corner, Вестминстерском аббатстве. Служба посвящения в полдень 22 ноября 2013 года включает чтение из Последней битвы, сделанное Дугласом Грешемом, младшим пасынком Льюиса. Цветы были возложены Уолтером Хупером, попечителем и литературным советником поместья Льюисов. Обращение было сделано бывшим архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом. Надпись на камне на полу - это цитата из обращения Льюиса:
Я верю в христианство так же, как я верю, что Солнце взошло не только потому, что я его вижу, но потому, что я его вижу все остальное.
Льюис был предметом нескольких биографий, некоторые из которых написаны близкими друзьями, такими как Роджер Ланселин Грин и Джордж Сэйер. В 1985 году сценарий Shadowlands от Уильяма Николсона инсценировал жизнь Льюиса и его отношения с Джой Дэвидман Грешем. Его показали по британскому телевидению с участием Джосса Экленда и Клэр Блум. Это также было поставлено как театральная пьеса с Найджелом Хоторном в главной роли в 1989 году, в 1993 году был снят художественный фильм Shadowlands с Энтони Хопкинсом и Деброй Уингер <458 в главных ролях.>Фреска с изображением Льюиса и персонажей из серии Нарнии, Суд Конвенции, Баллимакарретт-Роуд, Восточный Белфаст Многие книги были вдохновлены Льюисом, в том числе A Severe Mercy его корреспондентом и другом Шелдоном Ванаукен. Хроники Нарнии оказали особое влияние. На современную детскую литературу более или менее повлияли серии Льюиса, такие как Дэниела Хэндлера Серия неудачных событий, Эоин Колфер Артемис Фаул, Филип Пуллман, His Dark Materials и J. К. Роулинг Гарри Поттер. (Хиллиард 2005) Пуллман - атеист, который, как известно, резко критикует работу К.С. Льюиса, обвиняя Льюисом о религиозной пропаганде, женоненавистничестве, расизме и эмоциональном садизме в своих книгах. Однако он также скромно похвалил «Хроники Нарнии» за то, что они были «более серьезным» литературным произведением по сравнению с «тривиальным» Толкиновым «Властелином колец». Авторы фэнтезийной литературы для взрослых, такой как Тим Пауэрс, свидетельствовали о том, что на них повлияла работа Льюиса. На мече между полами? К. С. Льюис и гендерные дебаты, Мэри Стюарт Ванен находит в работе Льюиса «иерархический и эссенциалистский взгляд на класс и гендер», соответствующее воспитанию эдвардианской эпохи. Большая часть посмертных работ Льюиса была отредактирована его литературный исполнитель Уолтер Хупер. Кэтрин Линдског, независимый исследователь Льюиса, утверждал, что стипендия Хупера ненадежна и что он делал ложные заявления и приписывал Льюису поддельные работы. Пасынок К.С. Льюиса Дуглас Грешем отрицает утверждение о подделке, говоря: «Вся эта полемика была спланирована по очень личным причинам... Ее вымышленные теории были довольно основательно дискредитированы». Бронза статуя персонажа Льюиса Дигори из Племянник волшебника стоит в Холивуде Арки Белфаста перед библиотекой Холивуд-роуд. В мире существует несколько обществ К.С. Льюиса, в том числе один, который был основан в Оксфорде в 1982 году. Общество К.С. Льюиса в Оксфордском университете встречается в Pusey House во время семестра, чтобы обсудить статьи о жизни и творчестве Льюиса и других инклингов, и в целом ценит всех вещей Льюизиана. Были сделаны экранизации трех из Хроник Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф (2005), Принц Каспиан (2008) и Путешествие Покорителя Зари (2010). Льюис фигурирует в качестве главного героя в сериале Хроники Imaginarium Geographica, написанном Джеймсом А. Оуэном. Он - один из двух персонажей в пьесе Марка Сен-Жермена 2009 года «Последняя сессия Фрейда», в которой изображена встреча между Льюисом, 40 лет, и Зигмундом Фрейдом, 83 года, у Фрейда. дом в Хэмпстеде, Лондон, в 1939 году, когда вот-вот начнется Вторая мировая война. Заповедник К.С. Льюиса на земле, принадлежащей Льюису, находится позади его дома, Печи. Есть публичный доступ.