Ирландская мифология

редактировать
Дохристианская мифология Ирландии

Банворт Банши

мифология до -Христианская Ирландия сохранилась в устной традиции. Эта устная традиция известна как «Беалоидеи». С приходом христианства в Ирландии были написаны первые рукописи, сохранившие многие из этих сказок средневековой ирландской литературы. Хотя христианское влияние также заметно в этих рукописях, эта литература представляет собой наиболее обширную и наиболее хорошо сохранившуюся из всех ветвей кельтской мифологии. Хотя многие рукописи не сохранились, и гораздо больше материала, вероятно, никогда не было написано, остается достаточно, чтобы позволить идентифицировать отдельные, если они перекрываются, циклы: Мифологический цикл, Ольстерский Цикл, цикл Фения и исторический цикл. Существует также ряд дошедших до нас мифологических текстов, которые не вписываются ни в один из циклов, и многие записанные народные сказки, которые продолжались как устная традиция, проходили параллельно с рукописной традицией, которая, хотя и не строго мифологическая, персонажи одного или нескольких из этих четырех циклов.

Сегодня одни из самых известных сказок - это Тир на Ног, Фионн МакКамхейл, На Фианна, Аос Си / Айс Сидхе, Сетанта (КуЧулинн), Туата Де Дананн (Боги), Дети Лира, Тайн Бо Куайландж Лосось знаний.

Содержание

  • 1 Божественность в ирландской мифологии
    • 1.1 Богини
    • 1.2 Боги
    • 1.3 Друиды
    • 1.4 Герои
  • 2 Источники мифов
  • 3 Мифологический цикл
  • 4 Ольстерский цикл
  • 5 Фенийский цикл
  • 6 Исторический цикл
  • 7 Другие сказки
    • 7.1 Приключения
    • 7.2 Путешествие
    • 7.3 Народные сказки
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
    • 9.1 Первичные источники в английском переводе
    • 9.2 Первичные источники в средневековом ирландском
    • 9.3 Вторичные источники
  • 10 Адаптации, сборники и пересказы
  • 11 Внешние ссылки

Divinity In Irish Мифология

В зависимости от источников значение богов и богинь в ирландской мифологии варьируется. Географические сказки, Диндшенчас, подчеркивают важность женских божеств и могущественных предков, в то время как историческая традиция фокусируется на колонизаторах, изобретателях или мужчинах-воинах, а женские персонажи вмешиваются только в эпизодах.

Первоначальные и наследственные богини связаны с землей, водами и властью, и часто рассматриваются как самые старые предки людей в регионе или нации. Они являются материнскими фигурами, заботящимися о самой земле, а также о своих потомках, но также и яростными защитниками, учителями и воинами. Более персонализированные божества могут быть связаны с культурными качествами, такими как, в случае Бригид, поэзия, кузнечное ремесло и целительство. Некоторые женские фигуры, связанные с друидами, являются пророческими, особенно когда они предсказывают смерть и гибель. Зооморфизм - важная особенность многих ирландских божеств. Бадб Катха, например, является «Вороном битвы», и в Тайн Бо Куайндж, Морриган превращается в угря, волка и корову.

Богини

Кельтские богини не разделены на особые качества, такие как «богиня любви», но больше от природы разносторонних людей, у которых есть области особых интересов или навыков. Таким образом, они не соответствуют напрямую другим пантеонам, таким как пантеоны греков или римлян.

Матерью Туата Де Дананн обычно считается Ану или Дану.

Многие богини связаны со священными местами, где проводятся сезонные фестивали. Среди них Маха из Имхайн Маха, Карман и Тайлтиу и другие.

Часто изображаются богини-воины как триада и связана с суверенитетом и священными животными. Животные могут быть связаны с резней, например волки и вороны, или с изобилием земли, например, с крупным рогатым скотом. Они охраняют поле битвы и тех, кто сражается, и, согласно рассказам в Táin Bó Cúailnge, некоторые из этих богинь могут сами быть зачинщиками и руководителями всей войны. Главные богини битвы - Морриган, Маха и Бадб. Другие женщины-воительницы фигурируют в роли обучающих воинов в бандах Фианны, например, Лиат Луахра, одна из женщин, обучавших героя Фионн мак Кумхейлл.

Богов

Ирландские боги делятся на четыре основные группы. Первая группа включает древних богов Галлии и Британии. Вторая группа является основным центром большей части мифологии и окружает коренных ирландских богов их домами в курганах (Великие курганы мертвых). Третья группа - это боги, обитающие в море, а четвертая группа - это истории из Потустороннего мира. Чаще всего появляются боги Дагда и Луг. Некоторые ученые утверждали, что рассказы об этих богах совпадают с греческими историями и богами.

Друиды

Друиды пользовались большим уважением в обществе как религиозные лидеры, учителя и квалифицированные члены разные профессии.

Герои

Герои ирландской мифологии можно найти в двух разных группах. Есть законный герой, который существует в пределах сообщества, защищая свой народ от посторонних. Внутри родственной группы или туат герои - люди, а боги - нет.

Отряды воинов Фианна рассматриваются как посторонние, связанные с пустыней, молодежью, и пороговые состояния. Их считают аутсайдерами, которые защищают сообщество от других посторонних; хотя они могут зимовать в оседлой общине, они проводят лето, живя в дикой природе, тренируя подростков и обеспечивая пространство для пострадавших от войны ветеранов. Они живут под властью своих собственных лидеров или могут быть несколько анархичными, и могут следовать за другими божествами или духами, кроме оседлых общин.

Источники мифов

Три основных источника рукописей для ирландцев мифология - конец 11 - начало 12 века Lebor na hUidre (Книга серой коровы), которая находится в библиотеке Королевской ирландской академии, начало 12 века Книга из Лейнстера в Библиотеке в Тринити-колледже, Дублин, и в Бодлианской библиотеке, MS Rawlinson B 502 (Rawl.), размещенной в Бодлианская библиотека в Оксфордском университете. Несмотря на даты этих источников, большая часть материала, который они содержат, предшествует их составу. Это старейшая сохранившаяся рукопись, полностью написанная на ирландском языке. Рассказы в этой рукописи являются частью ольстерского цикла ирландской мифологии.

Другие важные источники включают группу из четырех рукописей, возникших на западе Ирландии в конце 14 или начале 15 века: Желтая книга Лекана, Великая книга Лекана. и Книга Баллимота. Первый из них находится в Тринити-колледже, а еще три - в Королевской академии. Желтая книга Лекана состоит из шестнадцати частей и включает в себя легенды о Фионне Мак Кумахиле, избранные легенды об ирландских святых и самую раннюю известную версию Тайн Бо Куайланге («Отгон скота» Кули "). Это один из старейших эпосов Европы, написанных на народном языке. Другие рукописи XV века, такие как Книга Фермоя, также содержат интересные материалы, как и такие более поздние синкретические работы, как «Foras Feasa ar Éirinn» Джеффри Китинга (История Ирландии) (около 1640 г.), особенно потому, что эти более поздние составители и писатели могли иметь доступ к источникам рукописей, которые с тех пор исчезли.

При использовании этих источников, как всегда, важно поставить под сомнение влияние обстоятельств, в которых они были созданы. Большинство рукописей было создано христианскими монахами, которые, возможно, разрывались между желанием записать свою родную культуру и своей религиозной враждебностью к языческим верованиям, в результате чего некоторые боги были эвгемеризованы. Многие из более поздних источников, возможно, также были частью пропагандистских усилий, направленных на создание для народа Ирландии истории, которая могла бы выдержать сравнение с мифологическим происхождением их британских захватчиков от основателей Рима, которое было обнародовано Джеффри из Монмут и другие. Также существовала тенденция переделывать ирландские генеалогии, чтобы они соответствовали известной схеме греческой или библейской генеалогии.

Это было когда-то непререкаемым, что средневековая ирландская литература сохранились действительно древние традиции в форме, практически без изменений на протяжении веков устной традиции назад к древней кельтов Европы. Кеннет Джексон классно описал Ольстерский цикл как «окно в железный век», а Гаррет Олмстед попытался провести параллели между Тайн Бо Куайленд, эпосом Ольстерского цикла и иконографией из Gundestrup Cauldron. Однако эта «нативистская» позиция была оспорена «ревизионистскими» учеными, которые считают, что большая часть этого была создана в христианские времена в преднамеренном подражании эпосам из классической литературы, пришедшим с Латинский обучение. Ревизионисты указали бы отрывки, на которые явно повлияла Илиада в Táin Bó Cuailnge и существование Togail Troí, ирландской адаптации Dares Phrygius 'De excidio Troiae historyia, найденной в Книге Ленстера, и отметим, что материальная культура рассказов, как правило, ближе ко времени составления рассказов, чем к далекому прошлому. Сформировался консенсус, поощряющий критическое прочтение материала.

Мифологический цикл

Мифологический цикл, включающий рассказы о бывших богах и происхождении ирландцев, является наименее хорошо сохранившимся из четырех циклов. Речь идет об основных людях, которые вторглись на остров и заселили его. В их число входят Сессар и ее последователи, форморианцы, парфолинцы, немедианцы, Фирболги, Туата Де Данан и милетцы. Наиболее важными источниками являются Метрические Диндшенча или Знания мест и Лебор Габала Эренн или Книга вторжений. В других рукописях сохранились такие мифологические сказки, как Сон Энгуса, Ухаживание за Этейном и Кэт Мейдж Туиред, (вторая) Битва при Маг Туирид. Одна из самых известных ирландских историй, Oidheadh ​​Clainne Lir, или Трагедия детей Лира, также является частью этого цикла.

Волшебное копье Луга; иллюстрация Х. Р. Миллара

Лебор Габала Эренн - это псевдоистория Ирландии, прослеживающая происхождение ирландцев до Ноя. В нем рассказывается о серии вторжений или "захватов" Ирландии целой группой народов, пятым из которых были люди, известные как Туата Де Дананн ("Народы Богини Дану"), которые были считается, что населяли остров до прибытия гэлов или милетцев. Они столкнулись с противодействием своих врагов, фоморов, возглавляемых Балором из Злого Глаза. В конце концов, Балор был убит Лугом Ламфадой (Лугом Длинной Руки) во второй битве при Маг-Туирид. С прибытием гаэлов Туата Де Дананн удалилась в подполье, чтобы стать феями людьми из более поздних мифов и легенд.

«Метрические диндшенча» - это великая ономастическая работа ранней Ирландии, в которой приводятся легенды об именах значимых мест в последовательности стихотворений. Он включает в себя много важной информации о фигурах и историях мифологического цикла, в том числе о битве при Тайлтиу, в которой Туата Де Дананн потерпели поражение от милетцев.

Важно отметить, что в средние века Туата Де Дананн не рассматривались как боги, а как изменяющие форму население магов более раннего Золотого Века Ирландии. В таких текстах, как «Лебор Габала Эренн» и «Кат Мейдж Туиред», они представлены как короли и герои далекого прошлого, дополненные сказками о смерти. Однако есть немало свидетельств, как в текстах, так и в более широком кельтском мире, что они когда-то считались божествами.

. Даже после того, как они были вытеснены правителями Ирландии, такие персонажи, как Луг, Морриган, Энгус и Мананнан Мак Лир появляются в рассказах, действие которых происходит столетиями позже, предавая их бессмертие. Стихотворение в «Книге Лейнстера» перечисляет многие Туата Де, но заканчивается «Хотя [автор] перечисляет их, он не поклоняется им». Гойбниу, Крейдне и Лучта упоминаются как Три Де Дана («три бога мастерства»), а Дагда имя трактуется в средневековых текстах как «добрый бог». Нуада родственник с британским богом Ноденсом ; Луг является отражением пан- кельтского божества Лугуса, имя которого может означать «Свет»; Туиринн может быть родственником гаулов Тараниса ; Огма - Огмиос ; Бадб - Катубодуа.

цикл Ольстера

Кухулин переносит Фердиаду через реку

Цикл Ольстера традиционно устанавливается примерно в первом веке нашей эры, и большинство Действия разворачиваются в провинциях Ольстер и Коннахт. Он состоит из группы героических историй, повествующих о жизни Конхобара мак Нессы, короля Ольстера, великого героя Ку Чулина, сына Луга (Луг ), а также их друзей, любовников и врагов. Это Улайд, или люди из северо-восточной части Ирландии, и действие историй сосредоточено вокруг королевского двора в Эмайн Маха (известном на английском языке как форт Наван), недалеко от современного города Арма. Улайд был тесно связан с ирландской колонией в Шотландии, и часть обучения Ку Чулина проходит в этой колонии.

Цикл состоит из рассказов о рождении, ранних жизнях и тренировках, ухаживаниях, битвах, пирах и смертях героев и отражает военное общество, в котором война состоит в основном из единоборств, а богатство измеряется в основном в крупный рогатый скот. Эти рассказы написаны в основном в прозе. Центральным элементом цикла Ольстера является Táin Bó Cúailnge. Другие важные сказки Ольстерского цикла включают Трагическую смерть единственного сына Эйфе, Пир Брикриу и Разрушение общежития да Дерги. Изгнание сыновей Уснаха, более известное как трагедия Дейрдры и источник пьес Джона Миллингтона Синджа, Уильяма Батлера Йейтса и Винсент Вудс также является частью этого цикла.

Этот цикл в некоторых отношениях близок к мифологическому циклу. Некоторые из персонажей из последнего появляются снова, и та же магия, меняющая форму, очевидна бок о бок с мрачным, почти черствым реализмом. Хотя мы можем подозревать, что некоторые персонажи, такие как Медб или Ку Рой, когда-то были божествами, и Ку Чулин, в частности, демонстрирует сверхчеловеческое мастерство, эти персонажи смертны и связаны с определенным время и место. Если мифологический цикл представляет собой золотой век, то цикл Ольстера - это героический век Ирландии.

цикл фений

Ирландии. Как и цикл Ольстера, цикл фений, также называемый Оссиановский цикл рассказывает о деяниях ирландских героев. Рассказы о фенийском цикле, по-видимому, происходят примерно в III веке и в основном в провинциях Ленстер и Мюнстер. Они отличаются от других циклов прочностью своих связей с гэльско-говорящим сообществом в Шотландии, и есть много сохранившихся фенийских текстов из этой страны. Они также отличаются от ольстерского цикла тем, что истории рассказываются в основном в стихе и по тону они ближе к традиции романа, чем традиции эпоса. Рассказы касаются действий Фионна Мак Кумхейла и его банды солдат, Фианна.

Финн МакКул приходит на помощь Фианне

Самый важный источник для фениев Цикл - это Acallam na Senórach (Разговор стариков), который встречается в двух рукописях 15-го века, Книге Лисмора и Laud 610, а также в рукописи 17-го века. рукопись из Киллини, графство Дублин. Текст датирован лингвистическими свидетельствами XII веком. В тексте записаны разговоры между Кайлте мак Ронаин и Оисином, последними выжившими членами Фианны, и Святым Патриком, и он состоит примерно из 8000 строк. Поздняя датировка рукописей может отражать более давнюю устную традицию фенийских историй.

Фианна истории делится на Клан Байскне, возглавляемый Фионном Маком Кумхейлом (часто переводимый как «Финн МакКул», Финн Сын Кумхолла), и Клан Морна, возглавляемый его врагом, Голл мак Морна. Голл убил отца Фионна, Кумхала, в битве, и мальчик Фионн был воспитан в тайне. В юности, обучаясь искусству поэзии, он случайно обжег себе большой палец во время приготовления лосося знаний, что позволило ему сосать или кусать большой палец, чтобы получить приливы колоссальной мудрости. Он занял свое место в качестве лидера своей группы, и об их приключениях рассказывается множество историй. Две из величайших ирландских сказок, Tóraigheacht Dhiarmada agus Ghráinne (Погоня за Диармуидом и Gráinne ) и Oisín в Tír na nÓg составлять часть цикла. История Диармуида и Грейнна, которая является одной из немногих фенийских прозаических сказок, является вероятным источником Тристана и Изолт.

Мир фенийского цикла - это мир, в котором профессиональные воины проводят время, охотясь, сражаясь и участие в приключениях в духовном мире. Ожидается, что новые участники группы будут разбираться в поэзии, а также пройдут ряд физических испытаний или испытаний. Авторство большинства стихов приписывают Оисину. Этот цикл создает мост между дохристианскими и христианскими временами.

Исторический цикл

Средневековые ирландские барды, или придворные поэты, обязаны были запишите историю семьи и генеалогию царя, которому они служили. Так они поступали в стихах, в которых мифологическое и историческое в большей или меньшей степени смешивались. Полученные в результате рассказы образуют то, что стало известно как Исторический цикл или Циклы Королей, или, точнее, Циклы, поскольку существует ряд независимых групп.

Включенные короли варьируются от почти полностью мифологического Лабрайда Лойнгсека, который якобы стал верховным королем Ирландии около 431 г. до н.э., до полностью исторического Брайана Бору. Однако величайшая слава исторического цикла - это Buile Shuibhne (Безумие Суини), сказка XII века, рассказанная в стихах и прозе. Суибхне, король Дала наради, был проклят святым Ронаном и стал чем-то вроде получеловека, полуптицы, обреченного на то, чтобы прожить свою жизнь в лесу, спасаясь от своих товарищей-людей. Эта история захватила воображение современных ирландских поэтов и была переведена Тревором Джойсом и Шеймусом Хини.

Другие сказки

Приключения

Приключения, или echtrae, представляют собой группу историй о посещениях ирландского другого мира (который может находиться на западе через море, под землей или просто невидим для смертных). Самый известный, Oisin in Tir na nÓg, принадлежит к циклу Fenian Cycle, но сохранились несколько отдельных приключений, в том числе The Adventure of Conle, The Voyage of Bran mac Ferbail и The Adventure of Lóegaire..

Путешествия

Путешествия, или имрама, - это рассказы о морских путешествиях и чудесах, увиденных в них, которые, возможно, возникли в результате сочетания опыта рыбаков вместе с другими мирами. элементы, которые информируют о приключениях. Из семи имрамрам, упомянутых в рукописях, сохранились только три: Путешествие Маэля Дуина, Путешествие Уи Чорра и Путешествие Снедгуса и Мак Риаглы.. Путешествие Маэль Дуина является предвестником более позднего путешествия Святого Брендана. Не столь древние, но более поздние работы 8-го века нашей эры, которые повлияли на европейскую литературу, включают Видение Адамнана.

Народные сказки

В течение первых нескольких лет 20-го века Гермини Т. Кавана записала много ирландских народных сказок, которые опубликовала в журналах и в двух книгах. Спустя двадцать шесть лет после ее смерти по рассказам из двух ее книг, «Дарби О'Гилл и хорошие люди» и «Прах старых желаний», был снят фильм Дарби О'Гилл и маленькие люди. Известный ирландский драматург леди Грегори также собирал народные сказки, чтобы сохранить ирландскую историю.

Ссылки

Источники

Первичные источники в английском переводе

  • Кросс, Том Пит и Кларк Харрис Словер. Древние ирландские сказки. Barnes and Noble Books, Тотова, Нью-Джерси, репр. 1936 г. 1988. ISBN 1-56619-889-5.
  • Диллон, Майлз. Циклы королей. Oxford University Press, 1946; переиздано Four Courts Press: Dublin and Portland, OR, 1994. ISBN 1-85182-178-3.
  • Диллон, Майлз. Ранняя ирландская литература. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1948; перепечатано: Four Courts Press, Дублин и Портленд, штат Орегон, 1994. ISBN 0-7858-1676-3.
  • Джозеф Данн: Древняя ирландская эпическая сказка Тайн Бо Куайлндж (1914))
  • Уинифред Фарадей: Погоня за скотом в Куалнге. Лондон, 1904. Это частичный перевод текста из Желтой книги Лекана, частично подвергнутый цензуре Фарадея.
  • Ганц, Джеффри. Ранние ирландские мифы и саги. Лондон: Penguin Books, 1981. ISBN 0-14-044397-5.
  • Кинселла, Томас. Таин. Oxford: Oxford University Press, 1970. ISBN 0-19-281090-1.
  • Грегори, леди Огаста. Кухулин из Мюртхема. Впервые опубликовано в 1902 г.

Первоисточники в средневековом ирландском

  • Кэт Мейдж Туиред: Вторая битва при Маг Туиред. Элизабет А. Грей, изд. Дублин: Ирландское текстовое общество, 1982. Серия: Ирландское текстовое общество (серия); v. 52. Ирландский текст, английский перевод и филологические примечания.
  • Тайн Бо Куайндж из книги Ленстера. Сесиль О'Рахилли, Эд. Дублинский институт перспективных исследований, 1984.
  • Тайн Бо Куайлендж, редакция I. Сесиль О'Рахилли, изд. Дублинский институт перспективных исследований, 1976. Ирландский текст, английский перевод и филологические примечания.

Дополнительные источники

  • Коглан, Карманный словарь Ронана ирландских мифов и легенд. Belfast: Appletree, 1985.
  • Мэллори, Дж. П. Эд. Аспекты Таина. Белфаст: December Publications, 1992. ISBN 0-9517068-2-9.
  • О'Рахилли, TF Ранняя ирландская история и мифология (1946)
  • O hOgain, Daithi «Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландских народных традиций» Prentice Hall Press, (1991): ISBN 0-13-275959-4 (единственный словарь / энциклопедия со ссылками на источники для каждой статьи)
  • Рис, Бринли и Алвин Рис. Кельтское наследие: древние традиции в Ирландии и Уэльсе. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1961; репр. 1989. ISBN 0-500-27039-2.
  • Шостедт, М. Л. Боги и герои кельтов. 1949; перевод Майлза Диллона. репр. Беркли, Калифорния: Turtle Press, 1990. ISBN 1-85182-179-1.
  • Williams, J. F. Caerwyn. История ирландской литературы. Пер. Патрик К. Форд. University of Wales Press, Кардифф, Уэльс, и Ford and Bailie, Белмонт, Массачусетс. Валлийское издание 1958 г., английский перевод 1992 г. ISBN 0-926689-03-7.

Адаптации, сборники и пересказы

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с ирландской мифологией.
Последняя правка сделана 2021-05-24 06:52:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте