Кеннет Тайнан

редактировать

Кеннет Тайнан
"Kenneth Tynan".jpg Тайнан в 1953 году; фрагмент фотографии Элсбет Джуда
РодилсяКеннет Пикок Тайнан. (1927-04-02) 2 апреля 1927 года. Бирмингем, Уорикшир, Англия
Умер26 июля 1980 (1980-07-26) (53 года). Санта-Моника, Калифорния, США
Место покояКладбище Холивелл
НациональностьБританец
Другие именаКен Тайнан
ОбразованиеШкола короля Эдуарда, Бирмингем
Альма-матерКолледж Магдалины, Оксфорд
Род занятийТеатральный критик, писатель
Годы деятельности1952–1980
Супруг (ы)Элейн Данди ​​(m.1951; див. 1964) ​. Кэтлин Халтон ​​(m.1967⁠ –1980) ​
Дети3

Кеннет Пикок Тайнан (2 апреля 1927 - 26 июля 1980) был английским театром критик и писатель. Впервые оказав влияние в качестве критика в The Observer, он похвалил Осборна «Оглянись во гневе » (1956) и поддержал зарождающуюся волну британского театрального искусства. талант. В 1963 году Тайнан был назначен литературным менеджером новой Национальной театральной труппы.

Противник театральной цензуры, Тайнан, по мнению многих, был первым, кто сказал «ебать » по британскому телевидению (хотя сейчас это оспаривается), что в то время вызывало споры.. Позже он поселился в Калифорнии, где возобновил писательскую карьеру.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Оксфорд и другие опыты
  • 2 Карьера
    • 2.1 С 1951 по начало 1960-х
    • 2.2 В Национальном театре
  • 3 Дальнейшая карьера
  • 4 Личная жизнь
  • 5 Смерть
  • 6 Наследие
  • 7 Работы
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы

Тайнан родился в Бирмингем, Англия, Летиции Роуз Тайнан и (как его убедили) «Питеру Тайнану» (см. Ниже). У Тайнана было заикание, которое было более выраженным в детстве. Он также с самого начала обладал высокой степенью интеллекта. К шести годам он уже вел дневник. В школе короля Эдуарда в Бирмингеме он был блестящим учеником, о котором один из его учителей сказал: «Он был единственным мальчиком, которого я никогда ничему не мог научить». Он сыграл главную роль, доктора Парпалеида, в английском переводе фарса Жюля Ромэнса «Тук ». Еще в школе Тайнан начал курить, что стало его привычкой на всю жизнь.

Тайнану было двенадцать, когда началась Вторая мировая война. В тринадцать лет он чуть не погиб, когда мина с парашютом разрушила дома на другой стороне улицы Бирмингема, где жили Тайнаны, убив жителей.

Он придерживался мнений, которые в то время считались возмутительными. Во время школьных дебатов он выступал за отмену законов против гомосексуализма и абортов. Во время школьных дебатов по движению «Этот дом думает, что нынешнее поколение утратило способность развлекаться» Тайнан произнес речь об удовольствиях мастурбации. К тому времени, когда война закончилась, он получил стипендию Оксфордского университета.

Оксфорд и другие опыты

В Колледже Магдалины в Оксфорде Тайнан жил ярко, но уже начинал страдать от последствий своего тяжелого курения. Он слишком поздно обнаружил, что родился с редким заболеванием легких, которое значительно увеличивало вред, наносимый курением.

Писатель Пол Джонсон, который был "охвачен благоговением". первокурсник-свидетель своего прибытия в ложе Магдалины "описал Тайнана как" высокого, красивого, эпицена юношу, с бледно-желтыми локонами, Бердсли скулами, модным заиканием, костюм сливового цвета, лавандовый галстук и рубиновое перстень ". В отличие от Джонсона и Тайнана, большинство студентов университета пережили Вторую мировую войну, но, тем не менее, «лишились дара речи» из-за экстравагантного стиля Тайнана.

Не нравившийся некоторым, Тайнан был интеллектуальным и социальным лидером среди студентов Оксфорда. часто произвел фурор («все время, проведенное здесь, он был самым обсуждаемым человеком в городе»), имел поклонниц («двор молодых женщин и восхищенных донов») и устраивал сенсационные вечеринки, на которые иногда приходили «Знаменитости лондонской индустрии развлечений», - писал Джонсон.

Тайнан продюсировал пьесы и играл в них, «блестяще» выступал в Oxford Union, писал и редактировал журналы колледжей. Он всю жизнь восхищался своим учителем в Оксфорде, С. С. Льюис ; несмотря на их заметные различия во взглядах, Тайнан считал его отцом.

В 1948 году, после смерти своего отца - человека, которого он знал как Питер Тайнан, - Тайнан с удивлением узнал, что «Питер Тайнан "на самом деле был псевдонимом сэра Питера Пикока, бывшего мэра Уоррингтона, который более 20 лет вел двойную жизнь и имел жену и еще одного человека. семья в Уоррингтоне. Мать Тайнана была вынуждена вернуть тело сэра Питера его жене и семье в Уоррингтон для захоронения. Открытие Тайнаном обмана его отца (и сговора его матери) нанесло долгосрочный ущерб его способности доверять другим.

Когда Тайнана призвали на Национальную службу, он начал действовать в возмутительном внешнем виде лагеря, в том числе в шляпе с дисками, бархатном пальто, накрашенных ногтях и большом количестве запаха Ярдли. Возможно, отчасти из-за этого он был отвергнут как «негодный по состоянию здоровья» для службы.

Карьера

1951 - начало 1960-х годов

25 января 1951 года Тайнан женился на американке. автор Элейн Данди после трехмесячного романа. В следующем году у них родилась дочь Трейси (родилась 12 мая 1952 г., Вестминстер, Лондон), названная в честь персонажа Филадельфийской истории, Трейси Лорд, которую играет Кэтрин Хепберн. Впоследствии Хепберн попросили стать крестной матерью, и она согласилась.

Карьера Тайнана началась в 1952 году, когда он был нанят в качестве театрального критика в London Evening Standard. По словам Джонсона, Тайнан «быстро зарекомендовал себя как самый смелый литературный журналист Лондона. Его девизом было:« Пишите ересь, чистую ересь ». Он приколол к своему столу волнующий слоган: «Роуз закаляется, раздражает и раздирает, поднимает вихри». Два года спустя он ушел в The Observer, и именно там он стал известным (1954–1952 гг.) 1958, 1960–1963).

Тайнан очень критически относился к тому, что он называл «пьесой Loamshire », жанру английской деревенской драмы, которая, по его мнению, доминировала на британской сцене начала 1950-х годов и растрачивала таланты драматургов и актеры. Тайнан исповедовал новый театральный реализм, лучше всего иллюстрируемый произведениями драматургов, получивших известность как «разгневанные молодые люди ». В британском театральном сезоне 1955–56 годов произошло значительное развитие, во время которого Джон Осборн «Оглянись во гневе» (и английская версия Сэмюэля Беккета Премьера его собственного В ожидании Годо ). Тайнан поддерживал игру Осборна, хотя и определил некоторые возможные недостатки, завершив свой обзор комментарием: «Сомневаюсь, что смогу полюбить кого-то, кто не хотел бы видеть« Оглянись во гневе ». Это лучшая молодая игра десятилетия». Историк театра Дэн Ребеллато утверждает: «очевидно, что он настроен противостоять своим читателям, а не говорить от их имени».

«Он стал властью в лондонском театре, который считал с трепетом, страхом и ненавистью », - написал Джонсон. Рецензент, казалось, «знал всю мировую литературу» и усыпал свои статьи такими словами, как «esurient», «cateran», «cisisbeism », (sic ) и «erethism».

Фрэнсис Бэкон, художник, известный своими гротескными (и часто кровавыми) работами, однажды тепло улыбнулся дочери Тайнана, Трейси, и назвал ее «красивой, как картина». Говорят, что это был один из немногих случаев, когда Тайнана заставляли молчать.

Тайнан в соавторстве с Гарольдом Лангом, актером, написал радиоспектакль «В поисках Корбетта» (1956), который транслировался как минимум дважды в Третьей программе BBC в середине 1950-х.. С 1956 по 1958 год Тайнан был редактором сценария для Ealing Studios и был соавтором сценария Сета Холта, фильма Некуда идти (1958). Тайнан заказал экранизацию фильма Уильяма Голдинга Повелитель мух из фильма Найджела Книла, но студия Ealing закрылась в 1959 году до того, как его выпустили.

С 1958 по 1960 год Тайнан стал известен в Соединенных Штатах, написав «несколько превосходных обзоров» для The New Yorker. Его брак становился все труднее, несмотря на его успех (и Данди: она опубликовала свой первый роман в 1958 году). У обоих были внебрачные связи (хотя его отношения были гораздо более вопиющими, чем у нее), и у него развилась зависимость от алкоголя. Его сексуальные предпочтения всегда благоприятствовали садомазохизму, что также ухудшало брак. Данди писал: «Бить женщину по ее голым ягодицам, причинять ей боль и унизить - вот что доставило ему наибольшее сексуальное удовлетворение». Джонсон писал, что «женщины, кажется, меньше возражали против его садизма, который принимал лишь умеренные формы, чем против его тщеславия и авторитаризма. [...] Он относился к женщинам как к собственности. [...] Тайнан, оставляя без внимания неквалифицированных право быть неверным самому себе, ожидал лояльности от супруги ". Однажды он вернулся со встречи со своей любовницей и обнаружил на кухне обнаженного мужчину со своей женой. Он бросил одежду этого человека в шахту лифта.

После первого периода написания статей для The New Yorker, Тайнан вернулся в The Observer в 1960 году, где оставался театральным критиком до середины 1963 года, когда он присоединился к Национальному театру.

В Национальном театре

В 1963 году Лоуренс Оливье стал первым художественным руководителем британской Национальной театральной труппы. Тайнан очень пренебрежительно относился к достижениям Оливье в качестве художественного руководителя Chichester Festival Theater, открывшегося в 1962 году, но рекомендовал себя на роль литературного менеджера. Первоначально Оливье был возмущен самонадеянностью Тайнана, но жена Оливье, Джоан Плорайт, убедила его, что Тайнан будет активом в Национальной театральной труппе, которая тогда базировалась в театре Old Vic. Когда он стал литературным менеджером Национального театра, Тайнан перестал быть театральным критиком для The Observer, но оставался в газете еще несколько лет в качестве обозревателя фильма.

В National Театр, Тайнан завоевал себе мировую репутацию, Джонсон писал: «Действительно, временами в 1960-х он, вероятно, имел большее влияние, чем кто-либо другой в мировом театре». Тайнан, в частности, сыграл важную роль в выборе пьес National, подтолкнув Оливье к более авантюрным выборам, чем его собственные инстинкты могли бы заставить его. Всего в период правления Тайнана в Национальном театре было показано 79 пьес; 32 были его идеей, а еще 20 были выбраны в его сотрудничестве. Тайнан также убедил Оливье сыграть главную роль в Шекспире Отелло, чего актер всегда не хотел делать: «Отелло» Оливье открылся в Национальном театре в 1964 году и получил восторженные отзывы. и был снят в 1965 году.

13 ноября 1965 года Тайнан участвовал в теледебатах в прямом эфире, которые транслировались как часть ночного сатирического шоу BBC BBC-3. Его спросили, разрешит ли он ставить пьесу, в которой половой акт изображается на сцене, и он ответил: «Ну, я так думаю, конечно. Я сомневаюсь, что есть какие-то разумные люди, для которых слово« ебать »подойдет. быть особенно дьявольским, отвратительным или полностью запрещенным. Я думаю, что все, что можно напечатать или сказать, также можно увидеть ». Никаких записей программы не сохранилось, но Private Eye всегда утверждал, что заикание Тайнана сделало его первым трехсложным четырехбуквенным словом. В то время считалось, что это был первый случай, когда слово «ебать» было произнесено на британском телевидении, хотя ранее было заявлено как минимум три утверждения: Брендан Бехан на Панораме в 1956 году (хотя его пьяное ругательство было непонятно); анонимный человек, красивший перила на набережной Стрэнмиллис вдоль реки реки Лаган в Белфасте, который в 1959 году рассказал телеканалу Ulster TV в журнальном шоу Roundabout, что его работа была чертовски скучной; и актриса Мириам Марголис, которая утверждает, что использовала это слово в отчаянии, появляясь на University Challenge в 1963 году. Позже Джонсон назвал использование Тайнаном слова «своим шедевром расчетливого самообучения». гласность », добавив:« на какое-то время это сделало его самым известным человеком в стране ».

В ответ на общественный резонанс BBC была вынуждена принести официальные извинения. В Палате общин четыре предложения о порицании были подписаны в общей сложности 133 лейбористами и консерваторами оппонентами. Мэри Уайтхаус, частый критик BBC по вопросам «морали и порядочности», написала письмо королеве, предлагая сделать выговор Тайнану, «отшлепав его задницу». ирония комментария Уайтхауса была отмечена, учитывая более поздние разоблачения фетиша Тайнана в отношении бичевания.

. Полемика была частью более крупной, давней цели Тайнана «сломать лингвистические запреты на В 1960 году, «после долгих маневров», Тайнан получил четырехбуквенное слово в The Observer в статье о процессе над леди Чаттерли. Его организация Oh! Calcutta! в 1969 году стала еще одной важной победой в этой кампании. Тайнан яростно выступал против цензуры и был полон решимости нарушить табу, которые он считал произвольными.

левая политика и образ жизни Тайнана сделали его чем-то. мальчика с плаката 1960-х радикального шика и шампанского социализма в Лондоне. Он потерпел серьезное личное поражение во внутренних битвах National за его поддержку Рольфа Хоххута спектакль «Солдаты», неоднозначное произведение, весьма критикующее Уинстона Черчилля, чья постановка Национального театра была в конце концов отменен.

Дальнейшая карьера

эротическое ревю, которое Тайнан скоординировал и частично написал, под названием О! «Калькутта!» дебютировал в 1969 году и стал одним из самых успешных театральных хитов всех времен. В него вошли сцены, написанные разными авторами, в том числе Сэмюэл Беккет, Сэм Шепард, Джон Леннон и Эдна О'Брайен, а также музыка и частые наготы. Однако Тайнан был плохим бизнесменом, и контракты, которые он подписал для шоу, принесли ему только 250 000 долларов из многих миллионов, которые он заработал.

В 1971 году Тайнан написал в соавторстве с Романом Полански сценарий необычайно мрачной и жестокой экранизации Макбета. В том же году он вернулся к своей детской привычке вести дневник, подробно описывая свои последние несколько месяцев в Королевском национальном театре, который он окончательно покинул в конце 1973 года после того, как его перехитрил новый художественный руководитель, Питер Холл..

В середине 1970-х Тайнан предпринял несколько неудачных попыток исследовать серьезные сексуальные темы. Он исследовал и написал половину книги о Вильгельме Райхе. Его попытки составить антологию фантазий о мастурбации провалились после отказа Владимира Набокова, Грэма Грина, Сэмюэля Беккета и других, и он не смог собрать достаточно деньги на финансирование фильма о сексуальном треугольнике. По словам Джонсона, последние годы Тайнана были отмечены сексуальной одержимостью и физической слабостью.

Дневники Тайнана, которые он вел до конца своей жизни, представляют собой смесь самоанализа и сплетен; часто веселые и страстные, полные мудрости и иногда глупости. В конечном итоге они отражают растущее чувство разочарования, в том числе наблюдение: «Критик - это тот, кто знает дорогу, но не может водить машину». Тайнан переехал со своей семьей в Калифорнию в 1976 году в надежде облегчить свою эмфизему и написать серию длинных статей для The New Yorker. Кеннет Тайнан занял 3-е место в рейтинге «30 самых эротичных писателей Лондона» Time Out.

Личная жизнь

Первый брак Тайнана ухудшился до такой степени, что он жил отдельно от Данди, и в конце концов они развелись в мае 1964 года. В декабре 1962 года он встретил Кэтлин Холтон, дочь военного корреспондента CBC Мэтью Холтона и сестру современника CBC. журналист Дэвид Хэлтон. Тайнан убедил ее бросить мужа и жить с ним. 30 июня 1967 года, перед мировым судьей штата Нью-Джерси, Тайнан женился на шестимесячной беременной Хэлтон с Марлен Дитрих в качестве свидетеля. Во время церемонии Дитрих попятился к некоторым дверям, чтобы закрыть их; судья прервал его речь и, не изменяя тона или темпа, сказал: «А ты, Кеннет, возьмешь Кэтлин в свою законную жену - я бы не стал стоять с твоей задницей к открытой двери в этом офисе, леди - жена, чтобы иметь и держать? "

Хэлтон отказалась от карьеры, чтобы поддерживать Тайнана политически и социально. В эти годы ее творчество отошло на второй план, поскольку дом Тайнанов стал чем-то вроде центра левых в Лондоне. Поскольку она добилась успеха в качестве сценариста и писателя, у Тайнана и его жены в последние несколько лет были непростые отношения. В их браке родились двое детей: Мэтью, названный в честь отца Кэтлин, и Роксана.

Второй брак Тайнана начал распадаться, в основном из-за «настойчивости Тайнана на полной сексуальной свободе для себя, верности жене». Он установил отношения с женщиной, чтобы разыграть садомазохистские фантазии, иногда вовлекая их обоих в переодевание в одежду другого пола, иногда нанимая проституток в качестве «статистов» в сложных сценах. Тайнан сказал своей жене, что намеревался продолжать занятия еженедельно, «хотя весь здравый смысл, разум, доброта и даже дух товарищества против этого... Это мой выбор, мое дело, моя потребность... Это довольно комично и немного противно. Но меня трясет, как инфекция, и я ничего не могу поделать, кроме как трястись, пока припадок не пройдет ».

Мемуары Трейси Тайнан, его дочери от брака с Элейн Данди, были опубликованы в 2016 год в США. «Wear and Tear: The Threads of My Life» касается бурного брака ее родителей и более позднего опыта Тайнана с ними после развода пары.

Смерть

26 июля 1980 года Тайнан умер в Санта-Моника, Калифорния, эмфизема легких, 53 года. Он похоронен на кладбище Холивелл, Оксфорд.

Наследие

в 1994 г. Британская библиотека приобрела архив Тайнана, состоящий из корреспонденции, рукописей, бумаг Национального театра и документов, касающихся Oh! Калькутта !.

Работы

Оригинальные опубликованные работы:

  • Он играет короля (1950)
  • Persona Grata (фотографии Сесила Битона, 1953)
  • Алек Гиннесс (1953)
  • Bull Fever (Longmans, 1955)
  • В поисках Корбетта (Gaberbocchus Press, 1960)
  • Шторы ( 1961)
  • Тайнан Справа и слева: пьесы, фильмы, люди, места и события (1967; ISBN 0-689-10271-2 )
  • Звук двух рук Clapping (1975)
  • Show People: Profiles in Entertainment (1980; ISBN 0-671-25012-4 )
  • Кэтлин Тайнан (изд. Кеннет Тайнан: Письма (ISBN 0-517-39926-1 )
  • Джон Лар (ред.) Дневники Кеннета Тайнана (2001; ISBN 0-7475-5418-8, ISBN 1-58234-160-5 )

Выбор:

  • Кеннет Тайнан (ред.) Взгляд на английская сцена (1975; Лондон: Эйр Метуэн) - драматическая критика
  • Профили Кэтлин Тайнан и Эрни Эбан (1990, различные издания; ISBN 0 -06-039123-5 )
  • Доминик Шеллард (редактор) Кеннет Тайнан: Театральные сочинения (2007)

Дополнительная литература

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 03:51:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте