Скандинавская мифология является основой мифов Севера Германские народы, происходящие из скандинавского язычества и продолжающиеся после христианизации Скандинавии, а также в скандинавском фольклоре современного периода. Самое северное расширение германской мифологии, скандинавская мифология состоит из рассказов о различных божествах, существах и героях, полученных из многочисленных источников как до, так и после языческого периода, включая средневековые рукописи, археологические раскопки. представления и народные традиции.
В исходных текстах упоминается множество богов, таких как владеющий молотом, защищающий человечество бог грома Тор, который безжалостно сражается со своими врагами; одноглазый, вороновий бог Один, который ловко преследует знания во всех мирах и даровал человечеству рунический алфавит ; прекрасная, sei
Большая часть сохранившейся мифологии сосредоточена на бедственном положении богов и их взаимодействии с некоторыми другими существами, такими как человечество и йотнар, существами, которые могут быть друзьями, любовниками., враги или члены семьи богов. космос в скандинавской мифологии состоит из девяти миров, которые примыкают к центральному дереву, Иггдрасиль. Единицы времени и элементы космологии персонифицируются как божества или существа. Перечисляются различные формы мифа о творении, в котором мир создан из плоти изначального существа Имир, а первые два человека - Аск и Эмбла. Было предсказано, что эти миры переродятся после событий Рагнарёка, когда между богами и их врагами происходит грандиозная битва, и мир охвачен пламенем, чтобы возродиться заново. Там выжившие боги встретятся, и земля станет плодородной и зеленой, и два человека снова заселят мир.
Норвежская мифология была предметом научных дискуссий с 17 века, когда ключевые тексты привлекли внимание интеллектуальных кругов Европы. Посредством сравнительной мифологии и исторической лингвистики ученые определили элементы германской мифологии, восходящие к протоиндоевропейской мифологии. В современный период Романтизм Возрождение викингов вновь пробудило интерес к предмету, и ссылки на скандинавскую мифологию теперь можно найти во всей современной поп-культуре. В дальнейшем мифы были возрождены в религиозном контексте среди приверженцев германского неоязычества.
Историческую религию норвежцев обычно называют скандинавской мифологией. В определенной литературе использовались термины скандинавская мифология, северогерманская мифология или нордическая мифология.
Норвежская мифология в основном засвидетельствована на диалектах Древнескандинавский, северогерманский язык, на котором говорили скандинавы в течение европейского средневековья и предок современных скандинавских языков. Большинство этих древнескандинавских текстов было создано в Исландии, где устные традиции, восходящие к дохристианским жителям острова, были собраны и записаны в рукописях. Произошло это в основном в 13 веке. К этим текстам относятся Прозаическая Эдда, составленная в 13 веке Снорри Стурлусоном, и Поэтическая Эдда, сборник стихов из более ранних традиционных материалов, анонимно собранных в 13 век.
Прозаическая Эдда была составлена как руководство по прозе для создания скальдической поэзии - традиционной древнескандинавской поэзии, составленной скальдами. Первоначально составленная и переданная устно, скальдическая поэзия использует аллитерационный стих, кеннингс и несколько метрических форм. Прозаическая Эдда представляет собой многочисленные примеры произведений различных скальдов до и после процесса христианизации, а также часто ссылается на стихи, найденные в Поэтической Эдде. Поэтическая Эдда почти полностью состоит из стихов с добавлением прозаического повествования, и эта поэзия - эддическая поэзия - использует меньше кеннингов. По сравнению со скальдической поэзией, эддическая поэзия относительно не украшена.
Прозаическая Эдда содержит слои эвгемеризации, процесса, в котором божества и сверхъестественные существа представляются как действительные, магические- владеющие людьми, обожествленными во времени, или существами демонизированными посредством христианской мифологии. Такие тексты, как Heimskringla, составленные в XIII веке Снорри и Gesta Danorum, составленные на латыни Saxo Grammaticus в Дании в XII век - это результат интенсивной эвгемеризации.
Многочисленные другие тексты, такие как саги, предоставляют дополнительную информацию. Корпус саг состоит из тысяч сказок, записанных на древнескандинавском языке, от исландских семейных историй (Саги исландцев ) до периодов переселения народов, в которых упоминаются исторические личности, такие как гунн Аттила (легендарные саги ). Объекты и памятники, такие как рунический камень Рёк и амулет Квиннеби, содержат рунические надписи - тексты, написанные руническим алфавитом, алфавитом коренных народов. германских народов - в которых упоминаются фигуры и события из скандинавской мифологии.
Объекты из археологических памятников также могут быть истолкованы как изображения предметов из скандинавской мифологии, например, амулеты молота бога Тора Мьёльнир, найденные среди языческих захоронений, и маленькие серебряные женские фигурки, интерпретированные как валькирии или дисир, существа, связанные с войной, судьбой или культами предков. Посредством исторической лингвистики и сравнительной мифологии, сравнения с другими засвидетельствованными ветвями германской мифологии (такими как древневерхненемецкий Мерзебургские заклинания ) также может дать понимание. Более широкие сравнения ученых с мифологией других индоевропейских народов привели к потенциальной реконструкции гораздо более ранних мифов.
Лишь небольшое количество стихов и сказок сохранилось от мифических сказок и поэм, которые, как предполагается, имеют существовали в средние века, в эпоху викингов, в период миграции и раньше. Более поздние источники, относящиеся к современному периоду, такие как средневековые амулеты, использованные норвежской женщиной Рагнхильд Трегагос, осужденной за колдовство в Норвегии в XIV веке, и заклинания, найденные в Исландский Гальдрабок гримуар 17 века также иногда ссылается на скандинавскую мифологию. Другие следы, такие как названия мест с именами богов, могут предоставить дополнительную информацию о божествах, такую как потенциальная связь между божествами, основанная на расположении мест, носящих их имена, их местной популярности и ассоциациях с геологическими
Центральное место в рассказах о скандинавской мифологии занимает бедственное положение богов и их взаимодействие с различными другими существами, такими как йотнар, которые могут быть друзьями, любовниками, врагами или членами семьи богов. В первоисточниках упоминаются многочисленные боги. Как свидетельствуют записи личных имен и географических названий, самым популярным богом среди скандинавов в эпоху викингов был Тор, который изображается как неумолимо преследующий своих врагов, его сокрушающий горы, громовой молот Мьёльнир в руке. В мифологии Тор опустошает многочисленных йотнаров, которые являются врагами богов или человечества, и женат на прекрасной златовласой богине Сиф.
Бог Один также часто упоминается в сохранившихся текстах. Одноглазый, волк - и ворон с флангом, с копьем в руке, Один стремится к знаниям во всех мирах. В акте самопожертвования Один описывается как повесившийся вверх ногами в течение девяти дней и ночей на космологическом дереве Иггдрасиль, чтобы получить знания о руническом алфавите, который он передал человечеству, и тесно связан со смертью, мудростью и поэзией. Один изображается как правитель Асгарда и лидер озиров. Жена Одина - могущественная богиня Фригг, которая может видеть будущее, но никому не говорит, и вместе у них есть любимый сын, Бальдр. После серии снов, снятых Бальдром о его надвигающейся смерти, его смерть была спровоцирована Локи, и после этого Бальдр проживает в Хель, царстве, которым правит одноименная сущность.
Один должен разделить половину своей доли мертвых с могущественной богиней, Фрейей. Она красива, чувственна, носит накидку с перьями и практикует сейор. Она едет на битву, чтобы выбрать среди убитых, и приводит избранных на ее загробное поле Фолквангр. Фрейя оплакивает своего пропавшего мужа r и ищет его в далеких странах. Брат Фрейи, бог Фрейр, также часто упоминается в сохранившихся текстах, и его связь с погодой, королевской властью, человеческой сексуальностью и сельским хозяйством приносит мир и удовольствие человечеству. Глубоко тоскующий по любви после того, как увидел прекрасного йотуна Герра, Фрейр ищет и завоевывает ее любовь, но ценой своей будущей гибели. Их отец - могущественный бог Ньёрр. Njörr прочно ассоциируется с кораблями и мореплаванием, а также с богатством и процветанием. Мать Фрейи и Фрейра - сестра Ньёрра (ее имя не указано в исходном материале). Однако есть больше информации о его соединении с богиней лыжного спорта и охоты Скали. Их отношения злополучны, поскольку Скади не может оставаться вдали от своих любимых гор, а Ньёрд - от берега моря. Вместе Фрейя, Фрейр и Ньёрд составляют часть богов, известных как ванир. Хотя озиры и ваны сохраняют различную идентификацию, они объединились в результате войны асов и ванов.
. Хотя о них упоминают меньше, в исходном материале упоминается множество других богов и богинь. (Список этих божеств см. Список германских божеств.) Некоторые из богов, о которых мало слышали, включают богиню-яблоко Игунн и ее мужа, скальдического бога Браги ; золотозубый бог Хеймдалль, рожденный девятью матерями ; древний бог Тир, потерявший правую руку при связывании великого волка Фенрира ; и богиня Гефьон, которая сформировала современную Зеландию, Данию.
Упоминаются различные существа вне богов. Эльфы и гномы обычно упоминаются и кажутся связанными, но их атрибуты расплывчаты, а связь между ними неоднозначна. Эльфов называют сияющими и красивыми, в то время как гномы часто выступают в роли кузнецов. Группа существ, описываемых по-разному как йётнар, турсар и тролли (на английском они все часто обозначаются как «гиганты») часто появляются. Эти существа могут помогать, сдерживать или занимать свое место среди богов. норны, дисир и вышеупомянутые валькирии также часто упоминаются. Хотя их функции и роли могут совпадать и различаться, все они являются коллективными женскими существами, связанными с судьбой.
В скандинавской космологии все существа живут в Девяти мирах, которые сосредоточены вокруг космологического древа Иггдрасиль. Боги населяют райское царство Асгарда, тогда как человечество населяет Мидгард, регион в центре космоса. Помимо богов, человечества и йотнаров, эти Девять миров населены существами, такими как эльфы и гномы. Путешествие между мирами часто упоминается в мифах, где боги и другие существа могут напрямую взаимодействовать с человечеством. На Иггдрасиле обитает множество существ, таких как оскорбительная белка-посланник Рататоскр и сидящий ястреб Вёрфёльнир. Само дерево имеет три основных корня, и у основания одного из этих корней живут трио норн, женских существ, связанных с судьбой. Олицетворены элементы космоса, такие как Солнце (Соль, богиня), Луна (Мани, бог) и Земля (Джоро, богиня), а также единицы времени, такие как день (Дагр, бог) и ночь (Нотт, йотунн).
Загробная жизнь - это сложный вопрос в скандинавской мифологии. Мертвые могут отправиться в мрачное царство Хель - царство, которым управляет женщина с таким же именем, могут быть увезены валькириями к Одину. боевой зал Валгалла, или может быть выбран богиней Фрейей, чтобы жить на ее поле Фолквангр. Богиня Ран может требовать тех, кто умирает в море, а богиня Гефьон, как говорят, сопровождается девственницами после их смерти. Тексты также ссылаются на реинкарнацию. Само время представлено между циклическим и линейным, и некоторые ученые утверждали, что циклическое время было исходным форматом для мифологии. В исландских источниках представлены различные формы космологического творения, а в некоторых текстах часто упоминаются ссылки на будущее разрушение и возрождение мира - Рагнарок.
Согласно Прозаической Эдде и поэме Поэтической Эдды, Völuspá, первая человеческая пара состояла из Аск и Эмбла ; коряги, найденные троицей богов и наполненные жизнью в виде трех даров. После катаклизма на Рагнароке этот процесс отражается в выживании двух людей из леса; Лиф и Лиферасир. Благодаря этим двум людям предсказано, что человечество вновь заселит новую и зеленую землю.
С повсеместной публикацией переводов древнескандинавских текстов, рассказывающих о мифологии северных германцев, ссылки на скандинавских богов и героев распространились в европейской литературной культуре, особенно в Скандинавии, Германии и Великобритании. В конце 20 века ссылки на скандинавскую мифологию стали обычным явлением в научной фантастике и фэнтези литературе, ролевых играх и, в конечном итоге, в других культурных продуктах, таких как комикс. книги и японская анимация. Следы религии также можно найти в музыке, имеющей свой собственный жанр, викинг-метал. Такие группы, как Амон Амарт, Батори и Монегарм, написали песни о скандинавской мифологии.
Викискладе есть материалы, связанные с скандинавской мифологией. |
СМИ, связанные с скандинавской мифологией на Wikimedia Commons