Филиа (; Древнегреческий : φιλία ), часто переводимый как «братская любовь », является одним из четырех древнегреческих греческих слов, обозначающих любовь : philia, сторге, агапэ и эрос. В Аристотеле в Никомаховой этике слово filia обычно переводится как «дружба » или привязанность. Полная противоположность называется фобией.
Как указывает Джерард Хьюз, в книгах VIII и IX Аристотель приводит примеры филии, включая:
Все эти разные отношения подразумевают хорошие отношения с кем-то, хотя Аристотель временами подразумевает, что что-то больше похоже на требуется настоящая симпатия. Когда он говорит о характере или расположении, которое находится между подобострастием или лестью, с одной стороны, и угрюмостью или сварливостью, с другой, он говорит, что это состояние:
Этот отрывок также указывает на то, что, хотя и в широком смысле, понятие филиа должно быть взаимным, и, таким образом, исключает отношения с неодушевленными предметами, хотя филиа с животными, такими как домашние животные, разрешена (см. 1155b27–31).
В своей Риторике Аристотель определяет деятельность, связанную с филией (τὸ φιλεῖν), как:
Джон М. Купер утверждает, что это указывает на:
Аристотель считает филию необходимым средством для достижения счастья (« никто бы не предпочел жить без друзей, даже если бы у него были все остальные блага »[1155a5– 6]) и благородное или прекрасное (καλόν) само по себе.
Аристотель разделяет дружбу на три типа в зависимости от мотива их формирования: дружба полезности, дружба удовольствия и дружба доброты.
Полезные дружеские отношения - это отношения, которые складываются безотносительно к другому человеку. Например, для покупки товара может потребоваться встреча с другим человеком, но обычно нужны лишь очень поверхностные отношения между покупателем и продавцом. В современном английском людей в таких отношениях назовут даже не друзьями, а знакомыми (если они даже потом вспомнят друг друга). Единственная причина, по которой эти люди общаются, - это покупать или продавать вещи, что неплохо, но как только эта мотивация исчезнет, отношения между двумя людьми исчезнут, если не будет обнаружена другая мотивация. Жалобы и ссоры обычно возникают только в этом типе дружбы.
На следующем уровне дружеские отношения, основанные на удовольствии, основываются на чистом восторге в компании других людей. Люди, которые пьют вместе или разделяют хобби, могут иметь такую дружбу. Однако эти друзья также могут расстаться - в этом случае, если им больше не нравится совместная деятельность или они больше не могут участвовать в ней вместе.
Хорошая дружба - это когда оба друга наслаждаются персонажами друг друга. Пока оба друга сохраняют одинаковые персонажи, отношения будут продолжаться, поскольку за ними стоит забота о друге. Это наивысший уровень филии, который в современном английском можно назвать настоящей дружбой.
Не все узы филии предполагают взаимность, отмечает Аристотель. Некоторые примеры из них могут включать любовь отца к сыну, старшего к младшему или правителя к подчиненному. Однако в целом узы филии симметричны.
Если филиа - это тип любви, Томас Джей Оорд утверждал, что ее следует определять так, чтобы не противоречить любви. Оорд определяет филию как намеренную реакцию, направленную на обеспечение благополучия при сотрудничестве или дружбе с другими. И его филия не только в этом смысле. Филия также дает людям настоящую дружбу.
Аристотель признает, что существует очевидный конфликт между тем, что он говорит о филии, и тем, что он говорит в другом месте (и тем, что широко распространено в времени) о самодостаточном характере наполненной жизни:
Он предлагает разные ответы. Первый основан на врожденной доброте действия и заботы о других («превосходный человек трудится для своих друзей и для своей родной страны и умрет за них, если он должен» [1169a19–20]); таким образом, быть полностью добродетельным и выполненным человеком обязательно означает иметь других, о которых он заботится - без них жизнь человека неполна:
Второй ответ Аристотеля: «Совместная жизнь хороших людей позволяет культивировать добродетель» (1170a12). Наконец, он утверждает, что друг - это «другой человек», и поэтому удовольствие, которое добродетельный человек получает от своей собственной жизни, находится также в жизни другого добродетельного человека. «Итак, у всякого, кто хочет быть счастливым, должны быть отличные друзья» (1170b19).
По Аристотелю, чтобы почувствовать высшую форму филии по отношению к другому, нужно почувствовать это на себе; в конце концов, объект philia - это «другой человек». Одно это, конечно, не обязывает Аристотеля к эгоизму. Самолюбие не только несовместимо с любовью к другим, но и Аристотель старается различать тот вид любви к себе, который осуждается (приписывается «тем, кто награждает большую долю денег, почестей и телесных удовольствий себе». это те блага, к которым многие стремятся и к которым стремятся при условии, что они являются лучшими »[1168b17–19]) из того, чем следует восхищаться (приписываемого тому, кто« всегда прежде всего стремится к справедливым или умеренным действиям или любым другим другие действия в соответствии с добродетелями, и в целом всегда приобретает для себя то, что хорошо [благородно, хорошо] »[1168b25–27]). Фактически:
Аристотель также придерживается того мнения, что, как выразился Хьюз: «Единственная в конечном счете оправданная причина для того, чтобы что-то делать, состоит в том, что такие действия будут способствовать полноценной жизни». Таким образом, действия филиа могут показаться по существу эгоистичными, совершенными, очевидно, для помощи другим, но на самом деле предназначенными для увеличения счастья агента. Однако это путает природу действия с его мотивацией; хороший человек не выполняет действия, чтобы помочь другу, потому что это принесет ей удовлетворение; она выполняет его, чтобы помочь другу, и, выполняя его, делает счастливыми и подругу, и себя. Таким образом, действие хорошо как само по себе, так и по своему влиянию на счастье агента.