Джон Баньян | |
---|---|
Родился | 1628; крестился (1628-11-30) 30 ноября 1628 г.. Элстоу, Бедфордшир, Англия |
Умер | 31 августа 1688 (1688-08-31) (59 лет). Лондон, Англия |
Род занятий | Писатель и проповедник |
Жанр | Христианин аллегория, проповеди, сократический диалог, поэзия |
Известные произведения | Путь странника, Жизнь и смерть мистера Бадмана, Священная война |
Подпись |
Джон Буньян (; крещен 30 ноября 1628 - 31 августа 1688) был английский писатель и пуританин проповедник, которого больше всего помнят как автор христианской аллегории Путешествие паломника. В дополнение к «Прогресс паломника» Буньян написал около шестидесяти названий, многие из которых расширены проповедями.
Буньян происходил из деревни Элстоу, недалеко от Бедфорда. Он получил некоторое образование и в возрасте шестнадцати лет вступил в парламентскую армию на первом этапе гражданской войны в Англии. После трех лет службы в армии он вернулся в Элстоу и занялся ремеслом лудильщиком, которому научился у своего отца. Он заинтересовался религией после женитьбы, сначала посетив приходскую церковь, а затем присоединившись к Бедфордской встрече, нонконформистской группе в Бедфорде, и стал проповедником. После восстановления монарха, когда свобода нонконформистов была ограничена, Буньян был арестован и провел следующие двенадцать лет в тюрьме, так как отказался бросить проповедь. В это время он написал духовную автобиографию Изобилие благодати вождю грешников и начал работу над своей самой известной книгой «Путешествие странника», которая была опубликована только через несколько лет после его освобождения.
Поздние годы Беньяна, несмотря на еще один более короткий срок заключения, прошли в относительном комфорте в качестве популярного писателя и проповедника и пастора Бедфордского собрания. Он умер в возрасте 59 лет после болезни во время поездки в Лондон и похоронен на Банхилл Филдс. «Путешествие пилигрима» стала одной из самых издаваемых книг на английском языке; К 1938 году, через 250 лет после смерти автора, напечатано 1300 изданий.
Его помнят в англиканской церкви Малым праздником 30 августа и в литургическом календаре епископальной церкви США 29 августа. Некоторые другие церкви англиканской общины, такие как Англиканская церковь Австралии, чтят его в день его смерти (31 августа).
Джон Баньян родился в 1628 году в семье Томаса и Маргарет Баньян в Баньяне. Закончить приходом Элстоу, Бедфордшир. Буньянс Энд находится примерно на полпути между деревушкой Харроуден (одна миля к юго-востоку от Бедфорд ) и Элстоу Хай-стрит. Дата рождения Буньяна неизвестна, но он был крещен 30 ноября 1628 года, запись о крещении в приходской книге гласила: «Иоанн, сын Томаса Банниона Джун, 30 ноября». Имя Bunyan было написано по-разному (в Бедфордширском архиве существует 34 варианта) и, вероятно, произошло от норманно-французского имени Buignon. В Бедфордшире жили бунянцы, по крайней мере, с 1199 года.
Отец Баньяна был мастером по жаровне или мастером, который путешествовал по местности, чиня кастрюли и сковороды, а его дед был мелким торговцем или служащим. Буньяны владели землей и недвижимостью в Элстоу, поэтому происхождение Беньяна было не таким скромным, как он предполагал в своей автобиографической работе Изобилие благодати Главе грешников, когда он писал, что дом его отца был «того ранга, который самый подлый и самый презираемый в стране ».
В детстве Буньян изучил ремесло своего отца лудильщиком и получил некоторое образование, но неизвестно, какую школу он посещал. В «Изобилии благодати» Беньян записал несколько подробностей своего воспитания, но он заметил, как он приобрел привычку ругаться (от отца), страдал от кошмаров и читал популярные истории дня в дешевых детских книжках. Летом 1644 года Буньян потерял мать и сестру Маргарет. Той осенью, незадолго до или после своего шестнадцатилетия, Баньян записался в парламентскую армию, когда указ потребовал 225 новобранцев из города Бедфорд. О его военной службе, которая проходила на первом этапе Гражданской войны в Англии, известно немного. В списках гарнизона Ньюпорт-Пагнелла он указан как рядовой «Джон Банниан». В «Изобилии благодати» он рассказал случай из того времени, как свидетельство благодати Божьей:
Когда я был Сулдье, меня вместе с другими тянуло в такое место, чтобы осадить его; Но когда я был уже готов идти, один из компании захотел войти в мою комнату, и, когда я согласился, он занял мое место; и, придя к осаде, когда он стоял у Стража, он был убит выстрелом в голову из мушкетной пули.
Армейская служба Буньяна дала ему знание военного языка, которое он затем использовал в своей книге Святой Война, а также познакомил его с идеями различных религиозных сект и радикальных групп, с которыми он столкнулся в Ньюпорт-Пагнелле. Гарнизонный городок также дал ему возможность проявить себя так, как он позже признается в «Изобилии благодати»: «Так что, пока я не пришел к состоянию Брака, я был главным лидером всей молодежи, которая составляла мне компанию. всякие пороки и безбожие ". Буньян провел в армии почти три года, уехав в 1647 году, чтобы вернуться в Элстоу и заняться ремеслом лудильщика. Его отец снова женился и имел еще детей, и Буньян переехал из Буньянс-Энд в коттедж на Элстоу-Хай-стрит.
Через два года после ухода из армии Буньян женился. Имя его жены и точная дата его женитьбы не известны, но Буньян вспомнил, что его жена, набожная молодая женщина, привезла с собой в брак две книги, унаследованные от отца: Артур Дент «Путь простого человека в рай» и Льюис Бейли «Практика благочестия». Он также напомнил, что, кроме этих двух книг, у молодоженов было мало: «не было столько бытовых вещей, как Блюдо или Ложка между нами обоими». Первая дочь пары, Мария, родилась в 1650 году, и вскоре стало очевидно, что она слепа. У них будет еще трое детей: Элизабет, Томас и Джон.
По его собственным словам, в юности Буньян любил звонить в колокола, танцевать и играть в игры, в том числе и в воскресенье, что было запрещено пуританами, которые особенно высоко ценили воскресенье, названный Днем Господним. Однажды в воскресенье священник Элстоу прочитал проповедь против нарушения субботы, и Беньян принял эту проповедь близко к сердцу. В тот день, когда он играл в tip-cat (игру, в которой по маленькому дереву бьют битой) в Элстоу деревенский зеленый, он услышал голос с небес «Оставишь ли ты свои грехи и пойдешь на небо? Или оставишь свои грехи и пойдешь в ад?» Следующие несколько лет были временем интенсивного духовного конфликта для Беньяна, поскольку он боролся со своими сомнениями и страхами перед религией и чувством вины за то, что он считал своим состоянием греха.
В это время Буньян во время своих путешествий будучи мастером, случайно оказался в Бедфорде и прошел мимо группы женщин, которые обсуждали духовные вопросы на пороге их дома. На самом деле женщины были одними из основателей Бедфордской свободной церкви или собрания, и Буньян, который посещал приходскую церковь Элстоу, был настолько впечатлен их разговором, что присоединился к их церкви. В то время группа нонконформистов собиралась в церкви Святого Иоанна в Бедфорде под руководством бывшего офицера армии роялистов Джона Гиффорда. По наущению других членов общины Буньян начал проповедовать как в церкви, так и среди групп людей в окрестностях. В 1656 году, переехав с семьей на улицу Сент-Катбертс в Бедфорде, он опубликовал свою первую книгу «Евангельские истины», вдохновленную спором с Рантерами и Квакерами.
. 1658 г. Жена Буньяна умерла, оставив его с четырьмя маленькими детьми, один из которых был слепым. Год спустя он женился на восемнадцатилетней женщине по имени Элизабет.
Религиозная терпимость, которая позволила Буньяну проповедовать, была ограничена восстановление монархии в 1660 году. Члены Бедфордского собрания больше не могли встречаться в церкви Святого Иоанна, которую они делили с англиканской общиной. В ноябре того же года Беньян проповедовал в Лоуэр-Самселл, ферме недалеко от деревни Харлингтон, в тринадцати милях от Бедфорда, когда его предупредили, что ордер на его арест истек. Решив не совершать побег, он был арестован и доставлен к местному судье сэру Фрэнсису Вингейту в Харлингтон-Хаус. До принятия Закона о единообразии, который требовал, чтобы проповедники были рукоположены англиканским епископом, а пересмотренная Книга общей молитвы использовалась в церковных службах, оставалось еще два года., и Закон о конвенциях, который запрещал проведение религиозных собраний пяти или более людей за пределами англиканской церкви, не принимался до 1664 года. Буньян был арестован на основании Закон о монастырях 1593 года, который объявил правонарушением посещение религиозных собраний, отличных от приходской церкви, с участием более пяти человек вне их семьи. Преступление наказывалось лишением свободы на срок 3 месяца с последующим изгнанием или казнью, если лицо затем не давало обещания не совершать повторных преступлений. Закон мало использовался, и арест Беньяна, вероятно, отчасти был вызван опасениями, что нонконформистские религиозные собрания проводились как прикрытие для людей, замышляющих заговор против короля (хотя это не относилось к собраниям Беньяна).
Суд над Буньяном состоялся в январе 1661 г. на заседаниях квартала в Бедфорде перед группой магистратов под руководством Джона Келинджа, которые позже помогли составить Акт о единообразии. Буньян, который содержался в тюрьме с момента ареста, был обвинен в том, что он «дьявольски и пагубно воздерживался от посещения церкви, чтобы послушать богослужение» и провел «несколько незаконных собраний и собраний, к великому беспокойству и отвлечению хороших людей. этого королевства ». Его приговорили к трем месяцам тюремного заключения с транспортировкой, если по истечении этого срока он не соглашался посещать приходскую церковь и отказывался от проповеди.
Поскольку Буньян отказался согласиться прекратить проповедь, его Срок заключения в конечном итоге увеличился до 12 лет, что принесло его семье большие страдания. Элизабет, которая предпринимала упорные попытки добиться его освобождения, была беременна, когда ее муж был арестован, и впоследствии она преждевременно родила мертворожденного ребенка. Оставшись воспитывать четырех приемных детей, один из которых был слепым, ей пришлось полагаться на благотворительность со стороны других членов Бедфордского собрания и других сторонников Беньяна, а также на то немногое, что ее муж мог заработать в тюрьме, шить шнурки для обуви. Но Буньян оставался непоколебимым: «Я видел, что в этом состоянии я был человеком, который сносил свой дом на голову своей жены и детей; но думал, что я должен это сделать, я должен это сделать».
Буньян провел 12 лет заключения в тюрьме округа Бедфорд, которая стояла на углу Хай-стрит и Сильвер-стрит. Однако были случаи, когда его выпускали из тюрьмы, в зависимости от тюремщиков и настроения властей в то время, и он мог присутствовать на Бедфордском собрании и даже проповедовать. Его дочь Сара родилась во время его заключения (второй ребенок от его второго брака, Джозеф, родился после его освобождения в 1672 году).
В тюрьме у Беньяна была копия Библии и Иоанна Фокса Книга мучеников, а также письменные принадлежности. Он также иногда имел компанию других проповедников, которые были заключены в тюрьму. Именно в Бедфордской тюрьме он написал Grace Abounding и начал работу над The Pilgrim's Progress, а также написал несколько трактатов, которые, возможно, принесли ему немного денег. В 1671 году, еще находясь в тюрьме, он был избран пастором Бедфордского собрания. К тому времени в стране усилилась религиозная терпимость, и в марте 1672 г. король издал декларацию о снисхождении, которая приостановила действие уголовных законов против нонконформистов. Тысячи нонконформистов были освобождены из тюрьмы, в том числе Буньян и пятеро его сокамерников Бедфордской тюрьмы. Буньян был освобожден в мае 1672 года и сразу же получил лицензию на проповедь в соответствии с декларацией индульгенции.
После освобождения из тюрьмы в 1672 году Буньян, вероятно, не вернулся к своему прежнему занятию. лудильщик. Вместо этого он посвятил свое время письму и проповедям. Он продолжал быть пастором Бедфордского собрания и путешествовал по Бедфордширу и прилегающим графствам верхом, чтобы проповедовать, и стал известен как «Епископ Буньян». Его проповедь также привела его в Лондон, где лорд-мэр сэр Джон Шортер подружился с ним и подарил ему посеребренную трость. «Путешествие странника» было опубликовано Натаниэлем Пондером в 1678 году и сразу же стало популярным, хотя, вероятно, приносило больше денег своему издателю, чем его автору.
Два события омрачили жизнь Беньяна в конце 1670-х годов. Сначала он оказался втянутым в скандал вокруг молодой женщины по имени Агнес Бомонт. Собираясь проповедовать в Гамлингее в 1674 году, он позволил Бомонту, члену Бедфордского собрания, покататься на коне на заднем сиденье, к большому гневу ее отца, который затем внезапно умер. Его дочь первоначально подозревалась в его отравлении, хотя коронер обнаружил, что он умер естественной смертью. А затем в 1676-1677 гг. Он подвергся второму сроку заключения, вероятно, за отказ посещать приходскую церковь. Это второе тюремное заключение длилось шесть месяцев.
Чучело Баньяна на его могиле в Банхилл ФилдсВ 1688 году по пути в Лондон Буньян сделал крюк в Рединг, Беркшир, чтобы попытаться и разрешить ссору между отцом и сыном. Продолжая свой путь в Лондон, в дом своего друга, бакалейщика Джона Струдвика из Сноу-Хилл в лондонском Сити, он попал в шторм и заболел лихорадкой. Он умер в доме Струдвика утром 31 августа 1688 года и был похоронен в гробнице Струдвика на Банхилл Филдс нонконформистском кладбище в Лондоне.
Имение Беньяна на момент его смерти стоило £ 42 19с 0д. Его вдова Елизавета умерла в 1691 году.
Между 1656 годом, когда он опубликовал свой первый труд «Некоторые евангельские истины открылись» (трактат против Рантеров) и квакеры ( - есть - которые в то время были несколько неотличимы), а после своей смерти в 1688 году Буньян опубликовал 42 названия. Еще две работы, в том числе его Последняя проповедь, были опубликованы в следующем году Джорджем Ларкиным. В 1692 году Саутварк гребенчатый гребень Чарльз Доу, который был другом более поздних лет Беньяна, в сотрудничестве с вдовой Беньяна выпустил собрание сочинений автора, включая 12 ранее не публиковавшихся названий, в основном проповедей. Шесть лет спустя Доу опубликовал «Небесного лакея», и, наконец, в 1765 году было опубликовано «Отношение к моему заключению», в котором в общей сложности было опубликовано 58 названий.
Это аллегория Путешествие странника, написанная во времена Беньяна. Двенадцатилетнее тюремное заключение, хотя и не опубликованное до 1678 года, через шесть лет после его освобождения, сделало имя Беньяна как автора сразу же успешным. Это остается той книгой, по которой Беньяна запомнили больше всего. Образы, которые Буньян использует в «Путешествии странника», являются отражением образов из его собственного мира; прямые ворота - это версия калитки в церкви Эльстоу-аббатства, Топь Уныния - отражение Сквитч-Фена, влажная и покрытая мхом местность возле его коттеджа в Харроудене, Восхитительные горы - это образ холмы Чилтерн, окружающие Бедфордшир. Даже его персонажи, такие как Евангелист под влиянием Джона Гиффорда, являются отражениями реальных людей.
Дальнейшие аллегорические произведения должны были последовать: Жизнь и смерть мистера Бадмана (1680), Путешествие паломника, часть II и Священная война (1682). Изобилующая благодатью главному из грешников, духовная автобиография, была опубликована в 1666 году, когда он еще находился в тюрьме.
В 1862 году была создана лежачая статуя, украшающая могилу Баньяна; он был восстановлен в 1922 году.
В 1874 году бронзовая статуя Джона Баньяна, созданная сэром Джозефом Эдгаром Боем, была установлена в Бедфорде. Он стоит на юго-западном углу улицы Святого Петра, напротив Хай-стрит Бедфорда. Это место было выбрано Бемом из-за его важности как перекрестка дорог. Буньян изображен разъясняющим Библию невидимой общине со сломанными оковами, символизирующими его заточение, левой ногой. На каменном постаменте изображены три сцены из «Путешествие паломника »: Христианская у калитки ; его битва с Аполлионом ; и теряет свою ношу у подножия креста Иисуса. Статуя была открыта леди Огастой Стэнли, женой декана Вестминстера, в среду, 10 июня 1874 года. В 1876 году герцог Бедфорд подарил бронзовые двери от Фредерика Трапп, изображающие сцены из Путешествие паломника к встрече Джона Беньяна (бывшее собрание Бедфорда, которое было переименовано в честь Беньяна, и теперь в нем находится Музей Джона Беньяна ).
В Кингсвее, Лондон, есть еще одна его статуя, и есть мемориальные окна в Вестминстерское аббатство, Саутваркский собор и различные церкви, в том числе Эльстоуское аббатство (приходская церковь Элстоу) и Буньянское собрание Свободная церковь в Бедфорд.
Беньяна помнят в англиканской церкви Малым праздником 30 августа и в литургическом календаре Епископальной церкви США 29 августа. Некоторые другие церкви англиканской общины, такие как Англиканская церковь Австралии, чтят его в день его смерти (31 августа).
Беньяна лучше всего помнят по книге «Путешествие странника», которая сразу же приобрела популярность. К 1692 году, через четыре года после смерти автора, издатель Чарльз Доу подсчитал, что в Англии было напечатано 100 000 экземпляров, а также издания «во Франции, Голландии, Новой Англии и Уэлче». К 1938 году, через 250 лет после смерти Беньяна, было напечатано более 1300 изданий книги.
В течение 18 века неотшлифованный стиль Беньяна потерял популярность, но его популярность вернулась с романтизмом, поэт Роберт Саути в 1830 году написал длинную содержательную биографию для сопровождения издания The Pilgrim's Progress, которое многие критики считают поворотным моментом в беньяновской науке. Репутация Беньяна была еще больше укреплена евангелическим возрождением, и он стал любимым автором викторианской эпохи. Трехсотлетие со дня рождения Беньяна, отмеченное в 1928 году, вызвало похвалу со стороны его бывшего противника, англиканской церкви. Хотя во второй половине двадцатого века общественный интерес к Беньяну ослаб, академический интерес к писателю возрос, и Oxford University Press выпустило новое издание его работ, начиная с 1976 года. Авторы, на которых оказали влияние by Bunyan включают C. С. Льюис, Натаниэль Хоторн, Герман Мелвилл, Чарльз Диккенс, Луиза Мэй Олкотт и Джордж Бернард Шоу.
Работы Буньяна, в частности The Pilgrim's Progress, достигли более широкой аудитории через сценические постановки, фильмы, телевидение и радио. Сценическое произведение Ральфа Воана Уильямса, которое композитор назвал «Нравственность» по мотивам «Путешествие странника», было впервые исполнено в Королевском оперном театре в 1951 году в рамках фестиваля . Британии и возрожден в 2012 году Английской национальной оперой.
У Джона Буньяна было шестеро детей, пятеро из которых, как известно, были женаты, из которых четверо имели детей. Учебный зал В музее (в Элстоу ) есть записи о потомках Джона вплоть до девятнадцатого века, но по состоянию на сентябрь 2013 года никаких достоверных следов более поздних потомков обнаружено не было.
Лучшее собрание сочинений Беньяна появляется в «Работах Джона Буньяна», отредактированном Джорджем Оффором и опубликованном в Лондоне в трех томах между 1853 и 1855 годами, содержащих 61 уникальный работает. Пересмотренное издание было опубликовано в 1862 году. Неправильно названное Полное собрание сочинений Джона Буньяна, отредактированное Джоном Гулливером и опубликованное в одном томе Брэдли, Гарретсоном и компанией в 1871 году, опускает 28 работ и не содержит библейских ссылок и редакционных сносок, присутствующих в коллекции Оффора..
Среди множества работ Беньяна:
Сочинения Джона Буньяна, под редакцией Джордж Оффор:
Биографии Джона Буньяна:
Иллюстрации:
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Джон Буньян |
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные кем-то или о:. Джон Буньян |
Викиисточник содержит текст Британская энциклопедия 1911 года статья Баньян, Джон. |
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Джоном Баньяном. |