Чувство удивления

редактировать

A чувство удивления (иногда в шутку пишется сенсавунда ) - часто вызываемое интеллектуальное и эмоциональное состояние в обсуждениях научной фантастики и философии.

Содержание
  • 1 Определения
  • 2 Как нуминозность
  • 3 Как концепция, особенно связанная с научной фантастикой
  • 4 Естественное против синтетического origin
  • 5 Примеры «случайного» использования этого термина в научно-фантастической критике
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
Определения

В этой статье основное внимание уделяется одному конкретное использование фразы «чувство удивления». Эта фраза широко используется в контексте, не имеющем ничего общего с научной фантастикой. Следующее относится к использованию «чувства чуда» в контексте научной фантастики. В «Смелых новых словах: Оксфордский словарь научной фантастики» термин «чувство чуда» определяется следующим образом:

ЧУДО ЧУДО n. чувство пробуждения или трепета, вызванное расширением осознания того, что возможно, или конфронтацией с необъятностью пространства и времени, вызванной чтением научной фантастики.

Джон Радофф охарактеризовал чувство удивления как эмоциональная реакция на внезапное столкновение читателя, понимание или видение новой концепции в контексте новой информации.

Во вводной части своего эссе «О гротеске в научной фантастике» Иштван Чиксери-Роней Младший, профессор английского языка, Университет ДеПау, утверждает:

Так называемое чувство удивления считалось одним из основных атрибутов научной фантастики, по крайней мере, с эры целлюлозы. Названия самых популярных журналов того периода - Поразительные, Поразительные, Чудо-истории, Волнующие, Поразительные и т. Д. - ясно указывают на то, что предполагаемые когнитивные Ценность фантастических рассказов более чем уравновешивается аффективной силой, которой, собственно, и должно подчиняться научное содержание.

Джон Клют и Питер Николлс связывают опыт с опытом «концептуальный прорыв» или «смена парадигмы » (Clute Nicholls 1993). Во многих случаях это достигается путем преобразования предыдущего повествовательного опыта в более широкий контекст. Его можно найти в коротких сценах (например, в Звездных войнах (1977) его можно найти в небольшой дозе внутри строки «Это не луна, это космическая станция») и это. может потребовать создания целых романов (как в последней строке Иэна Бэнкса Ферсум Эндджинн.)

Джордж Манн определяет этот термин как «смысл вдохновленный трепет, который возникает у читателя, когда становятся понятными все последствия события или действия, или когда впервые становится известна необъятность сюжета или идеи »; и он связывает этот термин с Золотым веком научной фантастики и популярными в то время журналами. Один из главных писателей Золотого века, Айзек Азимов, согласился с этой ассоциацией: в 1967 году, комментируя изменения происходящих в НФ, он написал:

И поскольку сегодняшняя реальная жизнь так похожа на позавчерашние фантазии, старые фанаты обеспокоены. Глубоко внутри, признают они это или нет, находится чувство разочарования и даже возмущения, которое внешний мир вторгся в их частные владения. Они чувствуют потерю «чувства удивления», потому что то, что когда-то действительно ограничивалось «чудом», теперь стало прозаичным и приземленным.

Как нуминозность

Нуминозность есть определяется в этой энциклопедии как то, что вызывает «духовные или религиозные эмоции» или является «таинственным или внушающим трепет».

Как концепция, особенно связанная с научной фантастикой

Джордж Манн предполагает, что это « чувство чуда »связано только с научной фантастикой в ​​отличие от научной фантастики, заявляя :

Именно эта настойчивость в фундаментальном реализме привела к тому, что романы Верна стали ретроспективно рассматриваться как имеющие ключевое значение в развитии научной фантастики.... - люди толпами приходили к книгам в поисках приключений и получали их, но с остротой научного исследования, которое оставило у них новое, совершенно иное чувство удивления. Магия сфер фантастики была вытеснена очарованием спекуляций, коренящихся в реальности.

Однако редактор и критик Дэвид Хартвелл рассматривает «чувство чуда» научной фантастики в более общих чертах, как: находясь в корне волнения научной фантастики ». Он продолжает:

Любой ребенок, который смотрел на звезды ночью и думал о том, как далеко они находятся, что у этого места нет конца или внешнего края, Вселенная - любой ребенок, испытавший трепет страха и возбуждение при таких мыслях, имеет очень хорошие шансы стать читателем научной фантастики.

Сказать, что научная фантастика по сути является религиозной литературой, - это преувеличение, но содержит истину. Научная фантастика - это уникальное современное воплощение древней традиции: сказка о чудесах. Рассказы о чудесах, рассказы о великих силах и последствиях, выходящих за рамки опыта людей в вашем районе, рассказы о богах, которые населяют другие миры и иногда спускаются в посетите наш, рассказы о людях путешествуют Приближаясь к обители богов, сказки о сверхъестественном: все это существует теперь как научная фантастика.

Привлекательность научной фантастики заключается в сочетании рационального, правдоподобного и чудесного. Это призыв к чувству чуда.

Академическая критика научной фантастической литературы (Robu 1988) идентифицирует идею возвышенного, описанного Эдмундом Бёрком и Иммануилом Кантом - бесконечности, необъятности, «восхитительного ужаса». "- как ключ к пониманию концепции" чувства чуда "в научной фантастике. Например, профессор английского языка в Университете Айовы, Брукс Лэндон говорит:

Ссылка на это «чувство чуда», термин, присвоенный и популяризированный Дэймоном Найтом, появляется снова и снова в дискуссиях о научной фантастике двадцатого века и может, по крайней мере, частично отражать ее долг перед ее готическими и романтическими предшественниками.

Эдвард Джеймс цитирует Олдисс и историю научной фантастики Уингроу в в поддержку вышеприведенного предположения относительно происхождения «чувства чуда» в НФ, а именно:

В готическом стиле акцент был сделан на далеком и неземном... Задумчивые пейзажи, изолированные замки, мрачные старые города, и таинственные фигуры... переносят нас в зачарованный мир, из которого начинаются ужасные откровения... Ужас, тайна и тот восхитительный ужас, который Берк связал с возвышенным... могут быть обнаружены... в научной фантастике по сей день

Пол К. Алкон в своей книге «Научная фантастика до 1900 года. Воображение открывает технологию» делает подобное point:

Сходство научной фантастики и готической литературы также показывает общий поиск тех разновидностей приятного ужаса, вызванного впечатляющими событиями или обстановкой, которые Эдмунд Берк и другие критики восемнадцатого века называют возвышенными. Перед писателями девятнадцатого века стояла проблема, как достичь возвышенности, не прибегая к сверхъестественному.... Сверхъестественные чудеса, которые были основным продуктом эпических и меньших форм со времен Гомера, больше не будут служить лучшими источниками возвышенности.... писатели искали новые формы, которые могли бы лучше приспособиться к влиянию науки.

Алкон заключает, что «научная фантастика с [19 века] старалась вызвать сильные эмоциональные отклики так же часто, как и поддерживать рациональную основу для их Эти две цели не являются взаимоисключающими, они могут усиливать друг друга... »,

Эдвард Джеймс в разделе своей книги, озаглавленном« Чувство удивления », говорит об этом вопросе происхождения «чувство чуда» в научной фантастике:

То, что концепция возвышенного, главный эстетический критерий эпохи романтизма, имеет тесную связь с удовольствиями, получаемыми от чтения научной фантастики, давно признается читателями и критиками, даже если это слово использовалось редко. Фраза, которая использовалась и которая в значительной степени соответствует, - «Чувство удивления» (иногда шутливо или цинично сокращенно «сенсавунда»). Самым первым сборником критики НФ была книга Дэймона Найта «В поисках чуда» (1956).

Джеймс продолжает исследовать ту же мысль, которую высказал Дэвид Хартвелл в своей книге «Эпоха чудес» (цитированной выше) в отношении отношений между «чувство чуда» в НФ к религии или религиозному опыту. Он заявляет, что

... поступая так, она [научная фантастика] может создать конкурирующее чувство удивления, которое действует почти как замещающая религия: религия для тех, кто лишился всех традиционных определений после Дарвина, Эйнштейн, Планк, Годель и Гейзенберг.

В качестве примера Джеймс приводит рассказ «Девять миллиардов имен Бога » Артура Кларка. Он поясняет:

Компьютер установлен западными специалистами в тибетском ламарии; его задача состоит в том, чтобы ускорить составление всех возможных имен Бога. Это, по мнению монахов, то, для чего был создан человеческий род, и после его завершения земля, а возможно, и все творение придут к концу. Техники выполняют свою работу с некоторой снисходительностью и бегут обратно в цивилизацию.

'Интересно, завершил ли компьютер свою работу. Это должно было произойти примерно сейчас.

Чак не ответил, поэтому Джордж развернулся в седле. Он мог просто видеть лицо Чака, белый овал к небу.

«Смотри», - прошептал Чак, и Джордж поднял глаза к небу. (Для всего всегда есть последний раз.)

Над головой, без всякой суеты, погасли звезды.

... что этот читатель (в возрасте 13 или 14 лет) узнал от История заключалась в невообразимых размерах Вселенной и неправдоподобности некоторых традиционных человеческих образов Бога. Во мне зародилось почти религиозное чувство благоговения (или удивления), когда я попытался осознать необъятность вселенной и подумать о возможности несуществования Бога.

Это уместно, что Эдвард Джеймс выбирает историю Артур Кларк, чтобы прояснить суть. Один критик придерживается мнения, что Кларк «посвятил свою карьеру пробуждению« чувства чуда »в возвышенных пространствах вселенной...» Редактор и исследователь научной фантастики Майк Эшли соглашается:

Если Есть один писатель, чьи работы воплощают это чувство удивления, это, без сомнения, Артур Кларк. Практически невозможно прочитать какие-либо его рассказы или романы, не испытав того триггерного момента, когда разум расширяется, чтобы принять внушающую трепет идею.... Это есть в его романах «Конец детства», «Город и звезды», «Свидание с Рамой» и его рассказах «Звезда», «Юпитер V» и «Девять миллиардов имен Бога» - возможно, окончательное «чувство чуда».

Кэтрин Крамер в своем эссе «О науке и научной фантастике» также исследует связь «чувства чуда» научной фантастики с религией, утверждая, что «примат чувства чуда в научной фантастике бросает прямой вызов религия: заменяет ли чудо науки и мир природы, пережитые в научной фантастике, религиозный трепет? »

Однако, как показывает Брукс Лэндон, не всякое «чувство удивления» должно быть так тесно связано с классическим чувством Возвышенного. Комментируя рассказ «Сумерки» Джона У. Кэмпбелла он говорит:

... Кэмпбелл подчеркивает, сколько семи миллионов лет в человеческих терминах, но отмечает, что этот промежуток времени - ничто в жизни солнца, чьи "две тысячи тысяч тысяч" восходов... хорошо известно, один верный путь к чувству чуда - это большие числа ».

Возможно, самый известный пример« сенсавунды »во всей научной фантастике связан с неологизмом из работы А. Э. ван Фогт (Московиц 1974):

Слово «севаграм» встречается в этой серии только один раз, как самое последнее слово в «Изготовители оружия »; в его размещении, которое, кажется, открывает вселенные взору читателя, и в его резонансной загадочности, поскольку его точное значение неясно, такое использование «севаграммы» вполне может стать лучшей рабочей демонстрацией во всем жанре того, как передавать чувство удивления.

Несмотря на вышеупомянутые попытки определить и проиллюстрировать «чувство удивления» в научной фантастике, Чиксери-Роней-младший утверждает, что «в отличие от большинства других качеств, обычно связанных с жанром, чувство удивления сопротивляется критический комментарий ". Причина, по которой он предлагает, состоит в том, что

«литература идей», как часто говорят, предлагает обсуждение идей; но чувство удивления, кажется, вдвойне сопротивляется интеллектуальному исследованию. Как «чувство», оно явно не связано с идеями и действительно кажется им противоположным; удивление тем более, с его последствиями благоговения, замыкающего аналитическое мышление.

Тем не менее, несмотря на это «сопротивление критическому комментарию», «чувство чуда» имеет «прочную родословную в искусстве, разделенную на две части. родственные категории отклика: экспансивное возвышенное и интенсивный гротеск ». Чиксери-Роней-младший объясняет разницу между этими двумя категориями следующим образом:

Возвышенное - это реакция на шок воображения, сложную отдачу и восстановление сознания, справляющегося с объектами, слишком большими, чтобы их можно было охватить. С другой стороны, гротеск - это качество, обычно приписываемое объектам, странное сочетание разрозненных элементов, не встречающееся в природе. Это различие верно для их различия. Возвышенное расширяет сознание внутрь, поскольку оно охватывает пределы своего внешнего расширения восприятия; гротеск - это проекция зачарованного отталкивания / притяжения на объекты, которые сознание не может вместить, потому что объект нарушает чувство рациональной, естественной категоризации. В обоих случаях читатель / воспринимающий шокирован внезапным отчуждением от привычного восприятия, и в обоих случаях реакция заключается в том, чтобы лишить человека уверенности в знаниях о мире и попытаться переопределить реальное в отношении мысли к природе. Оба связаны с состояниями ума, которые объединяют науку и искусство: острая отзывчивость на объекты мира, проверка (часто непроизвольная) категорий, традиционно используемых для интерпретации мира, и желание сформулировать то, что сознание считает невыразимым.

Позже в том же эссе автор утверждает, что «возвышенное и гротеск находятся в таком близком родстве, что являются тенями друг друга», и что «не всегда легко отличить их друг от друга, и гротеск один век легко становится возвышенным для другого ». Он приводит в качестве примера андроида (Т-1000) во втором фильме «Терминатор » Терминатор 2: Судный день, говоря, что «Т-1000, как и многие другие персонажи. в нф, это почти одновременно возвышенное и гротескное. Его захватывающее изменение формы было бы объектом возвышенного трепета, если бы не его садистское нарушение мирской плоти

Нет сомнений в том, что термин «чувство чуда» используется и понимается читателями научной фантастики без необходимости объяснения или уточнения. Например, автор и критик научной фантастики Дэвид Лэнгфорд, рецензирующий фантастический роман в New York Review of Science Fiction, был в состоянии написать: «Я полагаю, это ужасно едкий микрокосм человеческих устремлений, но после стольких примитивных кровопролитий ожидаемая мультивселенная толчка чувства чуда - это скорее запоздалый информационный поток, чем...»

Джек Уильямсон в 1991 году сказал, что Новая волна не продержалась долго в научной фантастике, потому что она «не смогла двигать людей». Я не уверен, была ли эта неудача вызвана пессимистическими темами или тем, что люди считали материал слишком претенциозным. Но он никогда не захватил воображение людей ».

Естественное против синтетического происхождения

Шарона Бен-Тов в своей книге« Искусственный рай: научная фантастика и американская реальность »исследует научную фантастику (НФ) «чувство чуда» с феминистской точки зрения. Ее книга - «заставляющая задуматься критика, которая дает новый и интересный взгляд на некоторые основные элементы научной фантастики», включая «чувство чуда». В его обзоре Бена - Работа Това для критического журнала SF Extrapolation Дэвид Далглиш, цитируя текст, указывает, что,

Бен-Тов утверждает, что (не) знаменитое «чувство чуда» SF - это попытка вызвать возвышенную трансцендентность, достигаемую через Природа, и «Природа - это одушевленное, женское и сверхъестественное существо» (23). Но в НФ, как видит это Бен-Тов, эта естественная трансцендентность - всего лишь иллюзия; фактически, трансцендентное достигается только с помощью технологий, достигаемых с помощью отчуждать женскую Природу. НФ "присвоила качества объединение и гармония из земного рая романа, изгнание женской природы из рукотворного, рационализированного мира... (22)... Идеология научной фантастики, которую исследует Бен-Тов, уходит корнями в научную революцию, в изменяющуюся взгляд на природу - из живой женской Матери Природа становится инертной, мертвой материей. Эта идеология двадцатого века имеет для Бен-Това тревожные последствия, особенно с феминистской точки зрения. «Наше общество, - пишет Бен-Тов, - утратило основу трансцендентного опыта, потеряв связь с нуминозной природой» (23). Таким образом, «чувство чуда» НФ является ложью: «оно отражает белые американские фантазии о природе, машинах и« границах »... Американский мифологический аппарат должен быть осознан досконально, чтобы с ним можно было эффективно обращаться или демонтировать» ( 92–93).

Примеры «случайного» использования этого термина в критике научной фантастики
  • «Большинство писателей-фантастов хотят, чтобы их читатели почувствовали трепет, чувство удивления, которое так отличало юность научной фантастики, что жанр до сих пор претендует на это как на своего рода товарный знак, хотя сегодня его почти не найти ». Том Истон. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: май 2000 г. Vol. 120, вып.5; страница. 134
  • «Предыстория. Две предыдущие экспедиции на Марс потерпели неудачу.... Американский экипаж погиб дальше на юг, оставив пустую базу... и возвращая машину, Дульсинею.... Теперь очередь международные фрилансеры... Посадка прошла успешно, точно в цель и всего в нескольких минутах ходьбы от Дульсинеи. Чувство чуда сочится со страниц, когда команда ступает на поверхность Марса ». Том Истон. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: январь 2001 г. Vol. 121, вып. 1; страница. 135
  • «Впервые я прочитал« Толкание в космос »Максвелла В. Хантера II 30 лет назад, когда мне было около 11 или 12. В то время я только открывал для себя настоящую научную фантастику и впервые читал работы Хайнлайна., Азимова и Кларка, эта книга вызвала у меня точно такое же «чувство удивления», как и произведения этой великой троицы ». Джеффри Д Куистра. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: июль / август 2002 г. 122, вып. 7/8; страница. 128
  • «Эта история также гораздо менее мелодраматична, чем она могла бы быть опубликована в 1950-х годах. Включены краткие обсуждения математических и других научных проблем, которые вызывают некое старомодное чувство удивления о Вселенной. не нарушая хода повествования ". Дон Д'Амасса. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: май 2009 г. Vol. 129, вып. 5; page.101
  • Дэвид Э. Най внимательно изучает историю технологий в Соединенных Штатах. Я годами использовал его «Американский технологический возвышенный» на уроках. Я вполне могу использовать его последнюю... тоже.... Тезис предыдущей книги заключался - вкратце - что в Америке чудеса техники - от железных дорог до ядерной бомбы - вызывают такой же эмоциональный отклик, как и чудеса природы, такие как Гранд-Каньон. Этот ответ был смесью трепета, ужаса и удивления, который долгое время называли «возвышенным». Для меня была явная связь со сферой «чувства чуда», которая помогла объяснить, почему научная фантастика двадцатого века была преимущественно американской ». Том Истон. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: июнь 2005 г. Том 125, Выпуск 6; стр. 136
  • «Чувство удивления, которое характеризует чувствительность научной фантастики, трудно научить, и уж точно не может быть продиктовано или наложено на душу, которой этого не хватает. Он должен исходить изнутри, и когда это произойдет, все чудеса Вселенной будут в пределах досягаемости ». Том Истон. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: декабрь 1998 г., том 118, выпуск 12; стр. 133
  • "... если мы обратим внимание на фильм Кубрика (и Кларка) 2001: Космическая одиссея, мощная медитация на отношения возвышенного и банального. Чтобы попасть в космос, нам, кажется, нужно было приостановить воображение и чувство удивления, которые были очень важной частью того, что изначально заставляло нас хотеть попасть в космос. Требовались трезвые и точные техники ». Кристофер Палмер.« Большие тупые объекты в научной фантастике: возвышенность, банальность и современность », Экстраполяция. Кент: Весна 2006 г., том 47, выпуск 1; стр. 103
  • «Он [Стивен Бакстер ] считает критически важным для НАСА и других космических агентств восстановить чувство чуда, отправив в космос поэтов, философов и писателей-фантастов, но он... "Ричард А. Ловетт. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: апрель 2006 г. Том 126, выпуск 4; стр. 89
  • " Лучшие писатели наблюдают за вещами. Иногда это подробности о Вселенной. Иногда они представляют собой грандиозные видения, вызывающие чувство удивления по поводу лирических фанатов научной фантастики. В других случаях наблюдения принимают форму подробностей о людях или жизнях, которые мы живем: игнорируемые реальности, которые звучат правдоподобно, когда они плавают на странице перед нами ". Ричард А. Ловетт. Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: январь / февраль 2010 г.. Vol. 130, Iss. 1/2; page. 56
  • «Это было то видение захватывающих новых технологий и светлого будущего, которое они могут создать, что дало нам« чувство чуда », которые ветераны-фанаты сетуют на такое ностальгия. Это сделало нас непочтенными пророками новой веры, одинокими первопроходцами в мире критически настроенных неверующих, сбитых с толку термином «научная фантастика». Коллеги-фанаты были редкостью, и мы нашли друг друга с чувством мгновенного родства ». Джек Уильямсон.. 'Воспоминания об аналоге', Аналоговая научная фантастика и факты. Нью-Йорк: январь 2000 г. Том 120, выпуск 1; стр. 94
См. Также
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: чудо
Ссылки
  1. ^Пручер, Джефф (редактор). Смелые новые слова. Оксфордский словарь научной фантастики (Oxford University Press, 2007)
  2. ^Радофф, Джон (27 мая 2010 г.). «Атака воображения». Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 г. Получено 5 октября 2010 г.
  3. ^ Csicsery- Роней-младший, Иштван. 'О гротеске в научной фантастике', Научно-фантастические исследования, Том 29, № 1 (март 2002 г.), стр. 71–99
  4. ^Азимов, Исаак. 'Вперед 1 - Вторая революция »в Эллисоне, Харлан (ред.). Dangerous Visions (Лондон: Vict or Gollancz, 1987)
  5. ^Манн, Джордж (ред.). Энциклопедия научной фантастики Mammoth (Лондон: Робинсон, 2001)
  6. ^Хартвелл, Дэвид. Age of Wonders (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1985)
  7. ^ Лэндон, Брукс. Научная фантастика после 1900 года. От парового человека к звездам (Нью-Йорк: Туэйн, 1977)
  8. ^Олдисс, Брайан и Дэвид Уингроув (ред.). Триллион-летний веселье цитируется по Джеймсу, Эдварду. Научная фантастика в 20-м веке (Oxford University Press, 1994)
  9. ^ Алкон, Пол К. Научная фантастика до 1900 года. Воображение открывает технологии (Нью-Йорк: Рутледж, 2002)
  10. ^ Джеймс, Эдвард. Научная фантастика в 20 веке (Oxford University Press, 1994)
  11. ^Сид, Дэвид. «Введение» в Дэвиде Сиде (ред.) «Товарищ по научной фантастике» (Молден, Массачусетс: Блэквелл, 2008)
  12. ^Эшли, Майк. Введение в "Out of the Sun" в Эшли, Майк (ред.) Мамонтова книга невероятной фантастики (Лондон: Констебль и Робинсон, 2009)
  13. ^Крамер, Кэтрин. «Введение: о науке и научной фантастике» в книге Дэвида Дж. Хартвелла и Кэтрин Крамер (ред.), «Восхождение чудес». Эволюция жесткой научной фантастики (Лондон: Орбита, 1994)
  14. ^Клют, Джон и Николлс, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики (Нью-Йорк: Св. Мартин Гриффин, 1993)
  15. ^Фрэнсон, Дональд. «Ключ к терминологии фантастического фэндома»
  16. ^Лэнгфорд, Дэвид. «Случайное чтение 2» в New York Review of Science Fiction, апрель 2002 г., номер 164, том 14, № 8
  17. ^Ларри Маккаффери и Джек Уильямсон. «Интервью с Джеком Уильямсоном» в научно-фантастических исследованиях, Vol. 18, No. 2 (Jul., 1991), pp. 230–252: page 234
  18. ^Бен-Тов, Шарона. Искусственный рай: научная фантастика и американская реальность (Анн-Арбор: Университет штата Мичиган, 1995 г.)
  19. ^ Далглиш, Дэвид. Рецензия на книгу: «Двойственный рай: Или, природа и трансцендентное в британской научной фантастике», рецензия на «Искусственный рай» Шароны Бен-Тов », Extrapolation Kent: Winter 1997. Vol. 38, вып. 4; стр. 327
Библиография
  • Клют, Джон; Питер Николлс (1993). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Нью-Йорк: St. Martin's Press.
  • Московиц, Сэм (1974). Бессмертный шторм: история фантастического фэндома. Нью-Йорк: Hyperion Books.
  • Робу, Корнел (весна 1988 г.). «Ключ к научной фантастике: возвышенное». Foundation (42): 21–37.
Последняя правка сделана 2021-06-07 10:22:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте