Георг Зиммель

редактировать
Немецкий социолог и философ

Георг Зиммель
Simmel 01.JPG
Родился1 марта 1858 года. Берлин, Королевство Пруссия
Умер26 сентября 1918 (1918-09-26) (60 лет). Страсбург, Германская Империя
НациональностьНемецкий
Alma materБерлинский университет
ЭраФилософия XIX века
РегионЗападная философия
Школа Неокантианство. Lebensphilosophie
УчрежденияБерлинский университет. Страсбургский университет
Известные студентыДьёрдь Лукач, Роберт Э. Парк, Макс Шелер
Основные интересыФилософия, социология
Известные идеиФормальная социология, социальные формы и содержание, трагедия культуры, сеть групповой принадлежности
Влияния
Под влиянием

Георг Зиммель (; Немецкий: ; 1 марта 1858 г. - 26 сентября 1918 г.) был немецким социологом, философом и критиком.

Зиммель был одним из первого поколения немецких социологов: его Неокантианский подход заложил основы социологического антипозитивизма, задавая вопрос о том, что такое общество? - прямо ссылаясь на кантовский «что есть природа?» - представляя новаторский анализ социальной индивидуальности и фрагментация. Для Зиммеля культура означала «выращивание индивидуумов с помощью внешних форм, объективированных в ходе истории». Зиммель обсуждал социальные и культурные феномены в терминах «форм» и «содержания» с преходящими отношениями, в которых форма становится содержанием, и наоборот, в зависимости от контекста. В этом смысле Зиммель был предшественником структуралистских стилей рассуждения в социальных науках. Работая над мегаполисом, Зиммель также стал предшественником городской социологии, символического интеракционизма и анализа социальных сетей. 120>

Знакомый Макса Вебера, Зиммель писал на тему личного характера в манере, напоминающей социологический «идеальный тип ». Однако он в целом отвергал академические стандарты, философски затрагивая такие темы, как эмоции и романтическая любовь. Непозитивистская теория Зиммеля и Вебера послужит основой для эклектической критической теории Франкфуртской школы.

. Самыми известными работами Зиммеля сегодня являются «Проблемы философии истории» (1892), Философия of Money (1900), Metropolis and Mental Life (1903), and Fundamental Questions of Sociology (1917), а также Soziologie (1908), в котором собраны различные эссе Зиммеля, в том числе: Незнакомец "," Социальные границы "," Социология чувств "," Социология пространства "и" О пространственных проекциях социальных форм ". Он также много писал о философии Шопенгауэра и Ницше, а также о искусстве, в первую очередь в его «Рембрандте: очерк философии искусства» (1916).).

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование
    • 1.2 Дальнейшая жизнь
  • 2 Карьера
  • 3 Теория
    • 3.1 Диалектический метод
    • 3.2 Формы ассоциации
      • 3.2.1 Общительность
    • 3.3 Социальная геометрия
  • 4 Взгляды
    • 4.1 О мегаполисе
    • 4.2 Философия денег
    • 4.3 Незнакомец
    • 4.4 О секретности
    • 4.5 О флирте
    • 4.6 О моде
  • 5 Работы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
    • 8.1 Отредактированные работы Зиммеля
    • 8.2 Работы на Зиммеле
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь и образование

Георг Зиммель родился в Берлине, Германия, как самый младший из семи детей ассимилированной еврейки. семья. Его отец, Эдуард Зиммель, преуспевающий бизнесмен, перешедший в католицизм, основал кондитерский магазин под названием «Felix Sarotti», который позже будет передан производителю шоколада . Его мать происходила из еврейской семьи, перешедшей в лютеранство. Сам Георг был крещен как протестант, когда был ребенком. Его отец умер в 1874 году, когда Георгу было 16 лет, оставив при этом значительное наследство. Затем Георг был усыновлен Юлиусом Фридлендером, основателем международного музыкального издательства, известного как Peters Verlag, который наделил его большим состоянием, позволившим ему стать ученым.

Начиная с 1876 года, Зиммель учился философия и история в Берлинском университете Гумбольдта, в 1881 году получил докторскую степень за диссертацию по кантовской философии материи под названием «Das Wesen der Materie nach Kants Physischer Monadologie »(« Природа материи согласно физической монадологии Канта »).

Более поздняя жизнь

В 1890 году Георг женился на Гертруде Кинель, философе, которая публиковалась под псевдонимом Мари-Луиза Энкендорф и под своим именем. Они жили замкнутой и буржуазной жизнью, их дом стал местом для культурных встреч в традициях салона. У них был один сын, Ханс Ойген Зиммель, который стал врачом. Внучкой Георга и Гертруды был психолог Марианна Зиммель. У Зиммеля также был тайный роман со своей помощницей Гертрудой Канторович, которая родила ему дочь в 1907 году, хотя этот факт был скрыт до смерти Зиммеля.

В 1917 году Зиммель перестал читать газеты. и удалился в Шварцвальд, чтобы закончить книгу «Взгляд на жизнь» (Lebensanschauung). Незадолго до окончания войны в 1918 году он умер от рака печени в Страсбурге.

Карьера

В 1885 году Зиммель стал приват-доцентом в Берлинском университете, официально читает лекции по философии, а также по этике, логике, пессимизму, искусству, психология и социология. Его лекции пользовались популярностью не только в университете, но и привлекали интеллектуальную элиту Берлина. Хотя его заявки на вакантные места в немецких университетах были поддержаны Максом Вебером, Зиммель оставался академическим аутсайдером. Однако, благодаря наследству своего опекуна, он был в состоянии преследовать свои научные интересы в течение многих лет, не нуждаясь в оплачиваемой должности.

Зиммель с трудом получил признание в академическом сообществе, несмотря на поддержку хорошо известные сотрудники, такие как Макс Вебер, Райнер Мария Рильке, Стефан Джордж и Эдмунд Гуссерль. Отчасти это произошло потому, что в эпоху антисемитизма его считали евреем, но также просто потому, что его статьи были написаны для широкой аудитории, а не для академических социологов. Это привело к пренебрежительным суждениям со стороны других профессионалов. Тем не менее Зиммель продолжал свою интеллектуальную и академическую деятельность, а также принимал участие в творческих кругах.

В 1909 году Зиммель вместе с Фердинандом Тоннисом и Максом Вебером и другими был соучредителем Немецкого социологического общества, являясь членом его первого исполнительного органа.

В 1914 году Зиммель получил должность обычного профессора с кафедрой в тогдашнем немецком Страсбургском университете, но не чувствовал себя там как дома.. В связи с началом Первой мировой войны вся академическая деятельность и лекции были приостановлены, а лекционные залы были преобразованы в военные госпитали. В 1915 году он безуспешно подал заявку на кафедру Гейдельбергского университета. Он оставался в Страсбургском университете до своей смерти в 1918 году.

До Первой мировой войны Зиммель не очень интересовался современной историей, а скорее рассматривал взаимодействия, искусство и философию своего времени. Однако после ее начала он был заинтересован в ее развитии. Тем не менее, он, кажется, дает противоречивые мнения о событиях, будучи сторонником «внутренней трансформации Германии», более объективным в «идее Европы» и критиком в «кризисе культуры». В конце концов Зиммель устал от войны, особенно в год своей смерти.

Теория

В работах Зиммеля есть четыре основных уровня озабоченности:

  1. Психологическая работа социальной жизни
  2. Социологическая работа межличностных отношений.
  3. Структура и изменения zeitgeist (то есть социального и культурного «духа») своего времени. Он также принял бы принцип эмерджентизма, идею о том, что более высокие уровни сознательных свойств возникают из более низких уровней.
  4. Природа и неизбежная судьба человечества.

Диалектический метод

A диалектический подход - метод мультикаузальный и разнонаправленный: он фокусируется на социальных отношениях; объединяет факты и ценности, отвергая идею о том, что между социальными явлениями есть жесткие и быстрые границы; смотрит не только в настоящее, но также в прошлое и будущее; и глубоко озабочен как конфликтами, так и противоречиями. Социология Зиммеля была связана с отношениями, особенно взаимодействием, и поэтому была известна как методологический реляционалист. Этот подход основан на идее, что взаимодействие существует между всем. В целом Зиммеля больше всего интересовали бы дуализмы, конфликты и противоречия в любой сфере социального мира, над которой ему довелось работать.

Формы ассоциации

Самый дальний, который Зиммель продвинул в своей работе на микроуровень анализа, касался форм и взаимодействий, которые происходят с разными типами людей. Такие формы включают подчинение, надзор, обмен, конфликты и общительность.

Зиммель сосредоточился на этих формах ассоциации, уделяя мало внимания индивидуальному сознанию. Зиммель верил в творческое сознание, которое можно найти в различных формах взаимодействия, в которых он наблюдал как способность акторов создавать социальные структуры, так и катастрофические последствия, которые такие структуры оказывали. на творчество людей. Зиммель также считал, что социальные и культурные структуры начинают жить своей собственной жизнью.

Общительность

Зиммель относится к «всем формам ассоциации, посредством которых простая сумма отдельных людей превращается в «общество», в соответствии с которым общество определяется как «высшее единство», состоящее из индивидов.

Зиммель был бы особенно очарован человеческим «импульсом к общению», посредством которого «одиночество индивидов превращается в единство », называя это единство« свободной взаимозависимостью, взаимозависимостью людей ». Соответственно, он определяет общительность как «игровую форму общения», движимую «дружелюбием, воспитанием, сердечностью и всевозможной привлекательностью». Зиммель объясняет, что для того, чтобы возникла эта свободная ассоциация, «личности не должны подчеркивать себя слишком индивидуально… с излишней самоотверженностью и агрессивностью». Скорее, «этот мир общительности… демократия равных» должен существовать без трений до тех пор, пока люди объединяются в духе удовольствия и создают «между собой чистое взаимодействие, свободное от любого раздражающего материального акцента».

Зиммель описывает идеализированные взаимодействия, выражая, что «жизнеспособность реальных людей, в их чувствительности и привлекательности, в полноте их импульсов и убеждений… является всего лишь символом жизни, поскольку она проявляется в потоке слегка забавной игры., «добавляя это», символическая игра, в эстетическом очаровании которой собраны все тончайшие и высочайшие сублимированные динамики социального бытия и его богатства ».

Социальная геометрия

В диаде (т. Е. В группе из двух человек) человек может сохранить свою индивидуальность, поскольку нет страха, что другой может изменить баланс в группе. Напротив, триады (то есть группы из трех человек) рискуют тем, что один член станет подчиненным двум другим, что поставит под угрозу их индивидуальность. Более того, если триада потеряет члена, она станет диадой.

Основная природа этого принципа диад-триады составляет сущность структур, формирующих общество. По мере увеличения размера группы (структуры) она становится более изолированной и сегментированной, в результате чего индивидуум также становится все более отделенным от каждого члена. В отношении понятия «размер группы» точка зрения Зиммеля была несколько двусмысленной. С одной стороны, он считал, что индивидуум больше всего выигрывает, когда группа становится больше, поскольку так становится труднее осуществлять контроль над индивидуумом. С другой стороны, в большой группе человек может стать отстраненным и безличным. Следовательно, чтобы человек мог справиться с большей группой, он должен стать частью меньшей группы, такой как семья.

Ценность чего-либо определяется расстоянием от его субъекта. В «Незнакомец» Зиммель обсуждает, как, если человек находится слишком близко к актеру, он не считается чужим. Однако, если они зайдут слишком далеко, они перестанут быть частью группы. Определенное расстояние от группы позволяет человеку иметь объективные отношения с разными членами группы.

Взгляды

О мегаполисе

Одно из самых известных эссе Зиммеля: «Метрополия и духовная жизнь »(« Die Großstädte und das Geistesleben ») 1903 года, которая изначально была прочитана как одна из серии лекций по всем аспектам городской жизни экспертами в различных областях, от науки до религии. к искусству. Сериал проводился параллельно с выставкой Дрезден городов 1903 года. Изначально Зиммеля попросили прочесть лекцию о роли интеллектуальной (или научной) жизни в большом городе, но он фактически изменил тему, чтобы проанализировать влияние большого города на сознание человека. В результате, когда лекции были опубликованы в виде эссе в книге, чтобы заполнить пробел, редактор серии сам должен был предоставить эссе по исходной теме.

Метрополия и ментальная жизнь не были особенно хорошо приняты при жизни Зиммеля. Организаторы выставки переоценили негативные отзывы о городской жизни, потому что Зиммель отметил и позитивные преобразования. В течение 1920-х годов это эссе оказало влияние на мышление Роберта Э. Пака и других американских социологов из Чикагского университета, которые вместе стали известны как «Чикагская школа». Он получил более широкое распространение в 1950-х годах, когда он был переведен на английский язык и опубликован как часть отредактированного сборника Курта Вольфа «Социология Георга Зиммеля». Теперь он регулярно появляется в списках чтения курсов урбанистики и истории архитектуры. Однако важно отметить, что понятие blasé на самом деле не является центральным или конечным пунктом эссе, а является частью описания последовательности состояний в необратимой трансформации разума. Другими словами, Зиммель не совсем говорит о том, что большой город оказывает общее негативное влияние на разум или личность, даже когда он предполагает, что он претерпевает постоянные изменения. Возможно, именно эта двусмысленность дала эссе прочное место в дискурсе о мегаполисе.

Самые глубокие проблемы современной жизни проистекают из попытки человека сохранить независимость и индивидуальность своего существования против суверенных сил общества. против веса исторического наследия и внешней культуры и техники жизни. Антагонизм представляет собой наиболее современную форму конфликта, которую примитивный человек должен вести с природой для своего собственного телесного существования. XVIII век, возможно, призывал к освобождению от всех уз, которые исторически сложились в политике, религии, морали и экономике, чтобы позволить изначальной естественной добродетели человека, равной для всех, развиваться без каких-либо ограничений; XIX век, возможно, стремился способствовать, помимо свободы человека, его индивидуальности (которая связана с разделением труда) и его достижениям, которые делают его уникальным и незаменимым, но в то же время делают его еще более зависимым от дополнительная деятельность других; Ницше, возможно, видел в безжалостной борьбе личности предпосылку своего полного развития, в то время как социализм нашел то же самое в подавлении всякой конкуренции - но в каждом из них действовал один и тот же фундаментальный мотив, а именно сопротивление индивида. быть выровненным, поглощенным социально-технологическим механизмом.

— Георг Зиммель, Метрополия и ментальная жизнь (1903)

Философия денег

В философии денег Зиммель считает деньги как составляющая жизни, которая помогла нам понять целостность жизни. Зиммель считал, что люди создают ценность, создавая объекты, затем отделяясь от них и пытаясь преодолеть это расстояние. Он обнаружил, что вещи, которые были слишком близки, не считались ценными, а вещи, которые находились слишком далеко, чтобы люди могли достать, также не считались ценными. При определении стоимости учитывались дефицит, время, жертвы и трудности, связанные с получением предмета.

Для Зиммеля городская жизнь привела к разделению труда и усилению финансов. По мере увеличения количества финансовых транзакций акцент смещается на то, что может делать человек, а не на то, кем он является. В игру вступают не только эмоции, но и финансовые вопросы.

Незнакомец

Зиммель в 1914 году

В игру вступает концепция расстояния Зиммеля, когда он идентифицирует незнакомца как человека, который находится далеко и близко к в то же время.

Незнакомец нам близок, поскольку мы чувствуем между ним и собой общие черты национальной, социальной, профессиональной или общечеловеческой природы. Он далек от нас, поскольку эти общие черты простираются за пределы его или нас и связывают нас только потому, что они объединяют огромное количество людей.

— Георг Зиммель, «Незнакомец » (1908)

Незнакомец находится достаточно далеко, что он неизвестен, но достаточно близко, чтобы с ним можно было познакомиться. В обществе должен быть незнакомец. Если всех знают, то нет человека, который мог бы всем что-то донести.

Незнакомец обладает определенной объективностью, которая делает его ценным членом для человека и общества. Люди отказываются от своих запретов вокруг него и открыто признаются без всякого страха. Это потому, что существует убеждение, что Незнакомец не связан с кем-либо значительным и поэтому не представляет угрозы для жизни духовника.

В более общем плане Зиммель отмечает, что из-за своего особого положения в группе незнакомцы часто выполняют особые задачи, которые другие члены группы либо неспособны, либо не хотят выполнять. Например, особенно в досовременных обществах, большинство незнакомцев зарабатывали на жизнь торговлей, которая часто рассматривалась как неприятное занятие "коренными" членами этих обществ. В некоторых обществах они также использовались в качестве арбитров и судей, поскольку от них требовалось беспристрастно относиться к соперничающим группировкам в обществе.

Объективность также может быть определена как свобода : объективный человек не связан никакими обязательствами, которые могли бы нанести ущерб его восприятию, пониманию и оценке данного.

— Георг Зиммель, «Незнакомец» (1908)

С одной стороны, мнение незнакомца на самом деле не имеет значения, потому что из-за отсутствия связи с обществом, но с другой стороны, мнение незнакомца имеет значение из-за отсутствия связи с обществом. Он обладает определенной объективностью, которая позволяет ему быть беспристрастным и свободно принимать решения без страха. Он просто способен видеть, думать и принимать решения, не подвергаясь влиянию мнения других.

О секретности

По словам Зиммеля, в небольших группах секреты менее нужны, потому что каждый, кажется, быть более похожим. В более крупных группах секреты необходимы в результате их неоднородности. В тайных обществах группы держатся вместе из-за необходимости хранить тайну, условие, которое также вызывает напряжение, потому что общество полагается на свое чувство секретности и исключения. По мнению Зиммеля, секретность существует даже в таких интимных отношениях, как брак: раскрывая все, брак становится скучным, скучным и теряет всякое возбуждение. Зиммель увидел общую нить в важности секретов и стратегическом использовании невежества: чтобы быть социальными существами, способными успешно справляться со своим социальным окружением, людям нужны четко определенные области неизвестного для себя. Более того, разделение общего секрета порождает сильное «мы-чувство». Современный мир зависит от честности, и поэтому ложь может считаться более разрушительной, чем когда-либо прежде. Деньги допускают уровень секретности, который раньше был недостижим, потому что деньги позволяют совершать «невидимые» транзакции, поскольку деньги теперь являются неотъемлемой частью человеческих ценностей и убеждений. Можно купить тишину.

О флирте

В своем многослойном эссе «Женщины, сексуальность и любовь», опубликованном в 1923 году, Зиммель рассматривает флирт как обобщенный тип социального взаимодействия. По словам Зиммеля, «определять флирт как просто« страсть к удовольствию »- значит путать средство достижения цели с желанием достичь этой цели». Отличительная черта флирта состоит в том, что она пробуждает восторг и желание посредством уникального антитезиса и синтеза: через чередование аккомодации и отрицания. В поведении флирта мужчина ощущает близость и взаимопроникновение способности и невозможности что-то приобрести. Это, по сути, «цена». Косой взгляд с полуобёрнутой головой характерен для флирта в его самом банальном виде.

О моде

В глазах Зиммеля мода - это форма социальных отношений, позволяющая тем, кто желают соответствовать требованиям группы. Это также позволяет некоторым проявлять индивидуализм, отклоняясь от нормы. В моде много социальных ролей, и как объективная культура, так и индивидуальная культура могут влиять на людей. На начальном этапе каждый принимает то, что модно, а те, кто отклоняется от моды, неизбежно принимают совершенно новый взгляд на то, что они считают модой. Ритцер писал:

Зиммель утверждал, что следование моде не только предполагает двойственность, но и стремление некоторых людей быть модными. Немодные люди считают тех, кто следит за модой, имитаторами, а самих себя - инакомыслящих, но Зиммель утверждал, что последние просто участвуют в обратной форме подражания.

Джордж Ритцер, «Георг Зиммель», Modern Sociological Theory ( 2008)

Это означает, что те, кто пытается отличаться или быть «уникальными», не являются такими, потому что, пытаясь отличаться от других, они становятся частью новой группы, которая назвала себя разными или «уникальными».

Работы

Основные монографические работы Зиммеля включают в хронологическом порядке:

  • Über sociale Differenzierung (1890). Лейпциг: Дункер и Хамблот [О социальной дифференциации]
  • Einleitung in die Moralwissenschaft 1 2 (1892–1893). Берлин: Герц [Введение в этическую науку]
  • Die Probleme der Geschichtphilosophie (1892). Лейпциг: Дункер и Хамблот. (2-е изд., 1905 г.) [Проблемы философии истории]
  • Philosophie des Geldes (1900). Лейпциг: Дункер и Хамблот (2-е изд., 1907) [Философия денег]
  • Die Grosstädte und das Geistesleben (1903). Дрезден: Петерманн. [Метрополия и духовная жизнь]
  • Кант (1904). Лейпциг: Дункер и Хамблот. (6-е изд., 1924)
  • Philosophie der Mode (1905). Берлин: Pan-Verlag.
  • Kant und Goethe (1906). Берлин: Marquardt.
  • Die Religion (1906). Франкфурт-на-Майне: Рюттен и Лёнинг. (2-е изд., 1912).
  • Schopenhauer und Nietzsche (1907). Лейпциг: Duncker Humblot.
  • Soziologie (1908). Лейпциг: Дункер и Хамблот. [Социология: исследования конструирования социальных форм]
  • Hauptprobleme der Philosophie (1910). Лейпциг: Göschen.
  • Philosophische Kultur (1911) Лейпциг: Kröner. (2 изд., 1919).
  • Гете (1913). Лейпциг: Клинкхардт.
  • Рембрандт (1916) Лейпциг: Вольф.
  • Grundfragen der Soziologie (1917) Берлин: Göschen. [Фундаментальные вопросы социологии]
  • Lebensanschauung (1918). München: Duncker Humblot. [Взгляд на жизнь]
  • Zur Philosophie der Kunst (1922). Потсдам: Kiepenheur.
  • Fragmente und Aufsäze aus dem Nachlass (1923), под редакцией Г. Канторовича. München: Drei Masken Verlag.
  • Brücke und Tür (1957), под редакцией М. Ландманна и М. Зусмана. Штутгарт: Келер.
Работает в периодических изданиях
  • "Rom, Ein ästhetische Analyze." Die Zeit, Wiener Wochenschrift für Politik, Vollwirtschaft Wissenschaft und Kunst [еженедельная газета] (28 мая 1898 г.).
  • «Florenz». Der Tag [журнал] (2 марта 1906 г.)
  • «Венедиг». Der Kunstwart, Halbmonatsschau über Dichtung, Theater, Musik, bildende und angewandte Kunst [журнал] (июнь 1907 г.)

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Отредактированные работы Зиммела

  • Эндрюса, Джона А.Ю. и Дональда Н. Левина, пер. 2010. Взгляд на жизнь: четыре метафизических эссе с журнальными афоризмами, предисловие Д. Н. Левина и Д. Сильвера. Чикаго: University of Chicago Press.
  • Levine, Donald, ed. 1972. Об индивидуальности и социальных формах. Чикаго: University of Chicago Press.
  • Wolff, Kurt, trans. и изд. 1950. Социология Георга Зиммеля. Гленко, Иллинойс: Free Press.
  • Вольф, Курт, пер. и изд. 1955. Конфликт и сеть групповых объединений (1922). Гленко, Иллинойс: Free Press.

Работает на Зиммеле

  • Анкерл, Гай. 1972. Sociologues Allemands. Sociologie de la forme. Невшатель:. С. 73–106.
  • Бест, Шон, 2019. Незнакомец, Лондон, Рутледж: ISBN 978-1-138-31220-3.
  • Бистис, Марго. 2005. "Зиммель и Бергсон: теоретик и образец блаженного человека". Журнал европейских исследований 35 (4): 395–418.
  • Хартманн, Алоис. 2003. "Sinn und Wert des Geldes". In der Philosophie von Georg Simmel und Адам (фон) Мюллер. Берлин. ISBN 3-936749-53-1.
  • Ионин Леонид. 1989. "Социология Георга Зиммеля ". Стр. 189–205. в «Истории классической социологии» под редакцией И. С. Кон, перевод Х. Кэмпбелл Крейтон. Москва: Издательство Прогресс.
  • Каракаяли, Недим. 2003. Незнакомец Зиммеля: в теории и на практике. Кандидатская диссертация. Торонто: Университет Торонто.
  • - 2006. «Использование незнакомца: распространение, арбитраж, секретность и грязь». Социологическая теория 24 (4): 312–30.
  • Ким, Дэвид, изд. 2006. Георг Зиммель в переводе: Междисциплинарные границы в культуре и современности. Кембридж: Cambridge Scholars Press. ISBN 1-84718-060-4.
  • Мюллер, Джерри З. 2002. Разум и рынок: капитализм в западной мысли. Якорные книги.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Георгом Зиммелем.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Георгом Зиммелем
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:51:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте