Часть серии по | |||
История человечества Эра человечества | |||
---|---|---|---|
↑ Предыстория ( эпоха плейстоцена ) | |||
Голоцен | |||
| |||
Древний | |||
| |||
Постклассический | |||
| |||
Современный | |||
| |||
↓ Будущее | |||
|
Современность, тема гуманитарных и социальных наук, представляет собой одновременно исторический период ( современную эпоху ) и совокупность определенных социокультурных норм, взглядов и практик, возникших вслед за Ренессансом - в « Эру Разума ». мысли 17 века и « Просвещения » 18 века. Некоторые комментаторы считают, что эпоха современности закончилась к 1930 году, когда началась Вторая мировая война в 1945 году или в 1980-х или 1990-х годах; следующая эпоха называется постмодернизмом. Термин « современная история » также используется для обозначения временных рамок после 1945 года, без отнесения их к эпохе модерна или постмодерна. (Таким образом, «современный» может использоваться как название определенной эпохи в прошлом, а не означать «текущая эпоха».)
В зависимости от области «современность» может относиться к разным периодам времени или качествам. В историографии XVII и XVIII века обычно называют ранним Новым, тогда как длинный XIX век соответствует собственно « современной истории ». Хотя он включает в себя широкий спектр взаимосвязанных исторических процессов и культурных явлений (от моды до современной войны ), он также может относиться к субъективному или экзистенциальному опыту условий, которые они создают, и их продолжающемуся влиянию на человеческую культуру, институты и политику.
Как аналитическая концепция и нормативная идея современность тесно связана с этосом философского и эстетического модернизма ; политические и интеллектуальные течения, пересекающиеся с эпохой Просвещения; и последующие разработки, такие как экзистенциализм, современное искусство, формальное становление социальных наук и одновременные противоположные разработки, такие как марксизм. Он также охватывает социальные отношения, связанные с подъемом капитализма, и сдвиги в отношениях, связанные с секуляризацией, либерализацией, модернизацией и постиндустриальной жизнью.
К концу 19-го и 20-го веков модернистское искусство, политика, наука и культура стали доминировать не только в Западной Европе и Северной Америке, но и почти во всех цивилизованных регионах земного шара, включая движения, считающиеся противоположными Западу и глобализации. Современная эпоха тесно связана с развитием индивидуализма, капитализма, урбанизации и верой в возможности технического и политического прогресса. Войны и другие предполагаемые проблемы этой эпохи, многие из которых возникают в результате быстрых изменений и связанной с ними утраты силы традиционных религиозных и этических норм, вызвали множество реакций против современного развития. Оптимизм и вера в постоянный прогресс в последнее время подвергались критике со стороны постмодернизма, в то время как доминирование Западной Европы и Англо-Америки над другими континентами подвергалось критике со стороны постколониальной теории.
В контексте истории искусства «современность» ( modernité) имеет более ограниченное значение, « современное искусство », охватывающее период c. 1860–1970 гг. Использование этого термина в этом смысле приписывается Шарлю Бодлеру, который в своем эссе 1864 года «Художник современной жизни» обозначил «мимолетный, эфемерный опыт жизни в городском мегаполисе», и искусство несет ответственность за то, чтобы уловить этот опыт.. В этом смысле термин относится к «особому отношению ко времени, характеризующемуся интенсивным историческим разрывом или разрывом, открытостью к новизне будущего и повышенной чувствительностью к уникальности настоящего».
Late Latin прилагательное Modernus, дифференцирование от наречия Модо « в настоящее время, только сейчас», засвидетельствовано с 5 - го века, сначала в контексте различения христианской эры от языческой эпохи. В VI веке Кассиодор, по- видимому, был первым писателем, который регулярно использовал термин «модерн» для обозначения своего времени. Термины antiquus и modernus использовались в хронологическом смысле в эпоху Каролингов. Например, magister modernus относился к современному ученому, в отличие от старых авторитетов, таких как Бенедикт Нурсийский. В раннем средневековье модерн относился к авторитетам моложе языческой античности и отцам ранней церкви, но не обязательно до наших дней, и мог включать авторов, которым несколько веков, примерно со времен Беды, то есть относящиеся к времени после основания. из ордена Святого Бенедикта и / или падения Западной Римской империи.
Латинское прилагательное было принято в среднефранцузском языке как moderne к 15 веку, а следовательно, в ранний период Тюдоров и в раннем современном английском языке. Слово раннего Нового времени означало «существующий сейчас» или «относящийся к настоящему времени», не обязательно с положительной коннотацией. Шекспир использует современное в смысле «повседневного, обычного, банального».
Слово вошло в широкое употребление в контексте ссоры между Древними и Современниками в конце 17-го века в Французской академии, в ходе которой обсуждался вопрос: «Превосходит ли современная культура классическую (греко-римскую) культуру?» В контексте этой дискуссии «древние» ( anciens) и «современные» ( modernes) были сторонниками противоположных взглядов, первые полагали, что современные писатели не могут ничего лучше, чем подражать гению классической античности, а вторые, в первую очередь, вместе с Шарлем Перро (1687) предположил, что это не просто « ренессанс » древних достижений, а « эпоха разума » вышла за рамки того, что было возможно в классический период. Термин « современность», впервые появившийся в 1620-х годах, в этом контексте подразумевал историческую эпоху после Возрождения, в которой были превзойдены достижения античности.
Современность была связана с культурными и интеллектуальными движениями 1436–1789 годов и простиралась до 1970-х годов или позже.
Согласно Маршаллу Берману, современность разделена на три условные фазы, названные Питером Осборном «ранним», «классическим» и «поздним»:
На втором этапе Берман опирается на развитие современных технологий, таких как газеты, телеграф и другие средства массовой информации. Произошел большой сдвиг в сторону модернизации во имя промышленного капитализма. Наконец, на третьем этапе модернистское искусство и индивидуальное творчество ознаменовали начало новой эпохи модернизма, поскольку оно борется с репрессивной политикой, экономикой, а также другими социальными силами, включая средства массовой информации.
Некоторые авторы, такие как Лиотар и Бодрийяр, считают, что современность закончилась в середине или конце 20-го века и, таким образом, определили период, следующий за модерном, а именно постмодернизм (1930-е / 1950-е / 1990-е годы - настоящее время). Другие теоретики, однако, рассматривают период с конца 20-го века до настоящего времени как просто еще одну фазу современности; Зигмунд Бауман называет эту фазу «жидкой» современностью, Гидденс - «высокой» современностью (см. Высокий модернизм ).
В политическом плане самая ранняя фаза современности начинается с работ Никколо Макиавелли, которые открыто отвергают средневековый и аристотелевский стиль анализа политики в сравнении с идеями о том, как все должно быть, в пользу реалистичного анализа того, как все обстоит на самом деле. Он также предположил, что цель политики состоит в том, чтобы контролировать свои собственные шансы или удачу, и что полагаться на провидение на самом деле ведет ко злу. Макиавелли, например, утверждал, что насильственные разногласия внутри политических сообществ неизбежны, но также могут быть источником силы, которую законодатели и лидеры должны учитывать и даже поощрять в некоторой степени.
Рекомендации Макиавелли иногда оказывали влияние на королей и принцев, но в конечном итоге их стали рассматривать как предпочтение свободных республик над монархиями. Макиавелли, в свою очередь, оказал влияние на Фрэнсиса Бэкона, Марчамонта Нидхема, Джеймса Харрингтона, Джона Мильтона, Дэвида Хьюма и многих других.
Важные современные политические доктрины, проистекающие из нового макиавеллистского реализма, включают влиятельное предложение Мандевиля о том, что « частные пороки умелого политика могут быть превращены в общественные блага » (последнее предложение его « Басни о пчелах» ), а также доктрина конституционного « разделения властей » в правительстве, впервые ясно предложенная Монтескье. Оба эти принципа закреплены в конституциях большинства современных демократий. Было замечено, что, хотя реализм Макиавелли ценил войну и политическое насилие, его длительное влияние было «приручено», так что полезный конфликт был намеренно преобразован, насколько это возможно, в формализованную политическую борьбу и экономический «конфликт», поощряемый между свободными, частные предприятия.)
Начиная с Томаса Гоббса, были предприняты попытки использовать методы новых современных физических наук, предложенные Бэконом и Декартом, применительно к человечеству и политике. Известные попытки улучшить методологический подход Гоббса включают попытки Джона Локка, Спинозы, Джамбаттисты Вико и Руссо. Дэвид Юм сделал то, что он считал первой правильной попыткой применить научный метод Бэкона к политическим предметам, отвергнув некоторые аспекты подхода Гоббса.
Модернистский республиканизм открыто повлиял на создание республик во время голландского восстания (1568–1609), гражданской войны в Англии (1642–1651), американской революции (1775–1783), Французской революции (1789–1799) и революции в Гаити (1791). –1804).
Вторая фаза модернистского политического мышления начинается с Руссо, который поставил под сомнение естественную рациональность и социальность человечества и предположил, что человеческая природа гораздо более податлива, чем считалось ранее. Согласно этой логике, то, что делает хорошую политическую систему или хорошего человека, полностью зависит от случайного пути, пройденного целым народом в истории. Эта мысль повлияла на политическое (и эстетическое) мышление Иммануила Канта, Эдмунда Берка и других и привела к критическому анализу модернистской политики. С консервативной стороны, Берк утверждал, что это понимание поощряет осторожность и избегание радикальных изменений. Однако более амбициозные движения также развились из этого понимания в человеческую культуру, первоначально Романтизм и историзм, и в конце концов как коммунизм из Карла Маркса и современные формы национализма навеяны французской революцией, в том числе, в одной крайности, немецкие нацистское движение.
С другой стороны, понятие современности оспаривается также из-за его евроцентрической основы. Это еще больше усугубляется возрождением незападных держав. Тем не менее, споры о современности также связаны с западными представлениями о демократии, социальной дисциплине и развитии.
В социологии, дисциплине, возникшей в прямом ответе на социальные проблемы «современности», этот термин чаще всего относится к социальным условиям, процессам и дискурсам, возникшим в результате эпохи Просвещения. В самых общих чертах Энтони Гидденс описывает современность как
... сокращенное название современного общества или индустриальной цивилизации. При более подробном изображении он связан с (1) определенным набором отношений к миру, представлением о мире как открытом для трансформации посредством человеческого вмешательства; (2) комплекс экономических институтов, особенно промышленного производства и рыночной экономики; (3) определенный набор политических институтов, включая национальное государство и массовую демократию. Во многом благодаря этим характеристикам современность намного более динамична, чем любой предыдущий тип социального строя. Это общество - точнее говоря, комплекс институтов, - которое, в отличие от любой предшествующей культуры, живет в будущем, а не в прошлом.
Другие авторы критиковали такие определения как просто перечень факторов. Они утверждают, что современность, условно понимаемая как отмеченная доминирующей онтологической формацией, должна быть определена гораздо более фундаментально в терминах различных способов существования.
Таким образом, модерн определяется тем, как предыдущие вэйлансы социальной жизни... воссоздаются посредством конструктивистского переосмысления социальных практик в отношении основных категорий существования, общих для всех людей: времени, пространства, воплощения, производительности и знания. Слово «восстановленный» здесь явно не означает замененный.
Это означает, что современность перекрывает более ранние формы традиционной и привычной жизни, не обязательно заменяя их.
Эпоха модерна в социальном плане характеризуется индустриализацией и разделением труда, а с философской точки зрения - «утратой уверенности и осознанием того, что определенность никогда не может быть установлена раз и навсегда». В новых социальных и философских условиях возникли принципиально новые проблемы. Различные интеллектуалы XIX века, от Огюста Конта до Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, пытались предложить научные и / или политические идеологии вслед за секуляризацией. Современность можно охарактеризовать как «век идеологии».
Для Маркса основой современности было появление капитализма и революционной буржуазии, которые привели к беспрецедентному росту производительных сил и созданию мирового рынка. Дюркгейм подошел к современности с другой стороны, следуя идеям Сен-Симона о промышленной системе. Хотя отправная точка та же, что и у Маркса, феодального общества, Дюркгейм гораздо меньше подчеркивает подъем буржуазии как нового революционного класса и очень редко относится к капитализму как к новому способу производства, осуществляемому ею. Фундаментальный импульс современности - это скорее индустриализм, сопровождаемый новыми научными силами. В творчестве Макса Вебера современность тесно связана с процессами рационализации и разочарования мира.
Критические теоретики, такие как Теодор Адорно и Зигмунт Бауман, предполагают, что современность или индустриализация представляют собой отход от центральных принципов Просвещения в сторону гнусных процессов отчуждения, таких как товарный фетишизм и Холокост. Современная социологическая критическая теория представляет концепцию « рационализации » в даже более негативных терминах, чем первоначально определил Вебер. Процессы рационализации - как прогресс ради прогресса - могут во многих случаях иметь, как утверждает критическая теория, негативный и бесчеловечный эффект на современное общество.
Просветление, понимаемое в самом широком смысле как развитие мысли, всегда было направлено на освобождение людей от страха и установление их хозяев. Тем не менее, полностью просветленная Земля излучает торжествующий знак бедствия.
Что побуждает так много комментаторов говорить о `` конце истории '', о постмодерне, `` втором модерне '' и `` сверхмодерне '' или иным образом выражать интуицию о радикальном изменении устройства человеческого сожительства и социальных условий в условиях то, что в настоящее время проводится жизненная политика, заключается в том, что длительные усилия по увеличению скорости движения в настоящее время достигли своего «естественного предела». Энергия может двигаться со скоростью электронного сигнала, поэтому время, необходимое для перемещения ее основных компонентов, было сокращено до мгновенного. Для всех практических целей власть стала поистине экстерриториальной, больше не связанной или даже замедленной сопротивлением космоса (появление сотовых телефонов вполне может служить символическим `` последним ударом '' по зависимости от космоса: даже доступ к телефонному рынку не нужен для того, чтобы отдать команду и увидеть ее результат.
В связи с дебатами об экономической глобализации, сравнительном анализе цивилизаций и постколониальной перспективе «альтернативных современностей» Шмуэль Эйзенштадт ввел концепцию «множественных современностей». Современность как «множественное состояние» является центральной концепцией этого социологического подхода и перспективы, которая расширяет определение «современность» от исключительно обозначения западноевропейской культуры до культурно релятивистского определения, таким образом: «Модерн - это не вестернизация, а ее ключевые процессы. и динамику можно найти во всех обществах ".
Современность, или Современный век, как правило, определяется как пост- традиционной и пост- средневекового исторического периода, 66-67 ). Центральное место в современности занимает эмансипация от религии, в частности от гегемонии христианства (в основном римского католицизма ) и, как следствие, секуляризации. Согласно таким писателям, как Факенхайм и Гуссерль, современная мысль отвергает иудео-христианскую веру в библейского Бога как простой пережиток суеверных веков. Все началось с революционных методических сомнений Декарта, которые преобразовали понятие истины в понятие достоверности, единственным гарантом которой являются уже не Бог или Церковь, а субъективное суждение человека.
Богословы по-разному адаптировались к вызову современности. Либеральное богословие, возможно, за последние 200 лет или около того, в различных итерациях пыталось учесть или, по крайней мере, терпеть современные сомнения в толковании христианского откровения, в то время как католики-традиционалисты, восточно-православные и фундаменталистские протестантские мыслители и священнослужители пытались бороться с ними. обратно, осуждая скептицизм любого рода. Современность нацелена на «прогрессивную силу, обещающую освободить человечество от невежества и иррациональности», но с 2021 года индуистский фундаментализм в Индии и исламский фундаментализм, особенно на Ближнем Востоке, остаются проблематичными, что означает, что конфликты ценностей внутри общества никоим образом не являются внутренним Христианское явление.
В XVI и XVII веках Коперник, Кеплер, Галилей и другие разработали новый подход к физике и астрономии, который изменил то, как люди стали думать о многих вещах. Коперник представил новые модели Солнечной системы, которые больше не ставили дом человечества на Земле в центр. Кеплер использовал математику для обсуждения физики и таким образом описывал закономерности природы. Галилей фактически сделал свое знаменитое доказательство равномерного ускорения при свободном падении с помощью математики.
Фрэнсис Бэкон, особенно в его Novum Organum, отстаивал новый методологический подход. Это был экспериментальный подход к науке, который не искал знания формальных или конечных причин. Тем не менее, он не был материалистом. Он также говорил о двух книгах Бога, Божьем Слове (Священном Писании) и Божьей работе (природе). Но он также добавил тему, что наука должна стремиться управлять природой ради человечества, а не стремиться понять ее только ради понимания. В обоих случаях он находился под влиянием более ранней критики Макиавелли средневековой схоластики и его предложения о том, что лидеры должны стремиться контролировать свое собственное состояние.
Под влиянием как новой физики Галилея, так и Бэкона, Рене Декарт вскоре после этого утверждал, что математика и геометрия представляют собой модель того, как научное знание может быть построено небольшими шагами. Он также открыто утверждал, что самих людей можно рассматривать как сложные машины.
Исаак Ньютон, находящийся под влиянием Декарта, но также, как и Бэкон, сторонник экспериментов, представил архетипический пример того, как декартова математика, геометрия и теоретическая дедукция, с одной стороны, и экспериментальное наблюдение Бэкона и индукция, с другой стороны, могут вместе. привели к большим успехам в практическом понимании закономерностей природы.
Одна из распространенных концепций современности - это состояние западной истории с середины 15 века, или примерно европейское развитие подвижного шрифта и печатного станка. В этом контексте считается, что «современное» общество развивается в течение многих периодов и находится под влиянием важных событий, которые представляют собой разрывы в непрерывности.
После того, как модернистское политическое мышление уже стало широко известно во Франции, переоценка Руссо человеческой природы привела к новой критике ценности самого рассуждения, что, в свою очередь, привело к новому пониманию менее рационалистической человеческой деятельности, особенно искусства. Первоначальное влияние было на движения, известные как немецкий идеализм и романтизм в 18 и 19 веках. Таким образом, современное искусство относится только к поздним фазам современности.
По этой причине в истории искусства термин «современность» отличается от терминов « эпоха модерна» и « модернизм» - как дискретный «термин, применяемый к культурному состоянию, в котором кажущаяся абсолютная необходимость нововведений становится основным фактом жизни, работы и мысли».. А современность в искусстве «это больше, чем просто состояние современности или противопоставление старого и нового».
В эссе «Художник современной жизни» (1864) Шарль Бодлер дает литературное определение: «Под современностью я подразумеваю преходящее, беглое, случайное».
Развитие технологических инноваций, влияющих на художественную технику и средства производства, быстро изменило возможности искусства и его статус в быстро меняющемся обществе. Фотография поставила под сомнение место художника и живописи. Архитектура изменилась благодаря доступности стали для конструкций.
С точки зрения консервативного протестантского теолога Томаса К. Одена, «современность» отмечена «четырьмя фундаментальными ценностями»:
Современность отвергает все «старое» и делает «новизну... критерием истины». Это приводит к сильному «фобическому ответу на все антикварное». Напротив, «классическое христианское сознание» сопротивлялось «новизне».
В рамках римского католицизма Папа Пий IX и Папа Пий X заявляют, что модернизм (в частном определении католической церкви) представляет опасность для христианской веры. Папа Пий IX составил « Программу ошибок», опубликованную 8 декабря 1864 года, чтобы описать свои возражения против модернизма. Папа Пий X более подробно остановился на характеристиках и последствиях модернизма с его точки зрения в энциклике, озаглавленной « Pascendi dominici gregis » («Кормление Божьей паствы») 8 сентября 1907 года. Pascendi Dominici Gregis заявляет, что принципы модернизма приняты во внимание. логический вывод, приведет к атеизму. Римско-католическая церковь достаточно серьезно относилась к угрозе модернизма, что требовала от всего римско-католического духовенства, пасторов, духовников, проповедников, религиозных настоятелей и профессоров семинарий приносить клятву против модернизма с 1910 года до тех пор, пока эта директива не была отменена в 1967 году в соответствии с директивы Второго Ватиканского Собора.
Из доступных в социологии концептуальных определений современность «отмечена и определяется одержимостью« свидетельствами »,« визуальной культурой и личной видимостью ». Как правило, крупномасштабная социальная интеграция, составляющая современность, включает: