Часть серии об исламизме |
---|
![]() |
Основы |
Идеологии Исламский фундаментализм |
Концепции |
Влияния |
Движения Схоластический Политическая
Воинствующий
|
Ключевые тексты |
Главы государства |
Ключевые идеологи
|
Критика исламизма |
похожие темы |
![]() |
|
Часть серии о |
Джихадизм |
---|
Исламский фундаментализм |
Известные джихадистские организации |
Джихадизм в Африке |
Джихадизм в Азии |
Джихадизм на западе |
![]() |
|
Исламский фундаментализм был определен как пуританское, возрожденческое и реформаторское движение мусульман, стремящихся вернуться к основополагающим писаниям ислама. Исламские фундаменталисты считают, что страны с мусульманским большинством должны вернуться к основам исламского государства, которое действительно показывает сущность системы ислама с точки зрения ее социально-политико-экономической системы. Исламские фундаменталисты отдают предпочтение «буквальному и оригинальному толкованию» первоисточников ислама ( Корана, хадисов и сунны ), стремятся устранить (то, что они считают) « развращающие » неисламские влияния во всех сферах своей жизни. и рассматривать «исламский фундаментализм» как уничижительный термин, используемый аутсайдерами для обозначения исламского возрождения и исламской активности.
Часть серии : салафитское движение |
---|
![]() |
Идеология и влияния |
Учредители и ключевые фигуры |
Известные университеты |
Родственные идеологии |
Ассоциированные организации |
![]() |
|
Существуют разные определения того, что такое исламский фундаментализм и чем он отличается от исламизма (или политического ислама) или исламского возрождения, если вообще отличается. Термин фундаментализм был сочтен «вводящим в заблуждение» теми, кто полагает, что все основные мусульмане верят в буквальное божественное происхождение и совершенство Корана и, следовательно, являются «фундаменталистами», а также другими, кто считает, что этот термин используется посторонними для того, чтобы для описания предполагаемых тенденций в исламе. Профессор религиоведения в Университете Джорджтауна, Джон Л. Эспозито критиковал термин «исламский фундаментализм» из - за его Неоднозначный характер; а также из-за того, что его использование находилось под сильным влиянием западной призмы американского протестантизма и христианских предпосылок. По его словам, более подходящими терминами были бы « исламское возрождение » и « исламский активизм », поскольку традиции таджидид (возрождение) и ислах (реформа) уходят корнями в исламскую религиозную историю, с ранних исламских веков до наших дней.. В 1990-е годы постсоветские государства заимствовали западную риторику «исламского фундаментализма» и использовали ее как синоним « ваххабизма »; еще один ярлык, которым авторитарные правительства злоупотребляют.
Среди образцовых исламских фундаменталистов - Сайид Кутб, Абул Ала Маудуди и Исрар Ахмед. Движение ваххабитов и его финансирование Саудовской Аравией часто называют ответственными за популярность современного исламского фундаментализма. В этом конкретном региональном контексте исламский фундаментализм можно рассматривать как ультраправую ветвь.
… Не колеблясь посещали индуистские церемонии. Хомейни никогда не предлагал предоставить иранским христианам и евреям статус зимми (защищенных общин), как это предусмотрено в шариате: армяне Ирана остались иранскими гражданами, обязаны проходить военную службу и платить те же налоги, что и мусульмане, и имеют право голосовать (с отдельными коллегиями выборщиков). Точно так же афганский джамаат в своем уставе объявил законным использование немусульман в качестве экспертов в глазах ислама.
По словам Роя, различия между фундаментализмом и исламизмом (или, по крайней мере, исламизмом до 1990 года) лежат в следующих областях:
Исламский фундаментализм (по крайней мере, среди мусульман- суннитов) традиционно склонен к «традиционалистским» и «реформистским» тенденциям:
Термин «исламский фундаментализм» подвергался критике со стороны Бернарда Льюиса, Халеда Абу Эль Фадла, Эли Бермана, Джона Эспозито и других. Многие предлагали заменить его другим термином, таким как «пуританский», «исламское возрождение» или «активизм» и «радикальный ислам».
Льюис, ведущий историк ислама, считает, что, хотя «использование этого термина установлено и должно быть принято»:
Это остается прискорбным и может вводить в заблуждение. «Фундаменталист» - это христианский термин. Похоже, что он вошел в обиход в первые годы прошлого века и обозначает определенные протестантские церкви и организации, в частности те, которые поддерживают буквальное божественное происхождение и непогрешимость Библии. В этом они выступают против либеральных и модернистских богословов, которые склонны иметь более критический, исторический взгляд на Писание. Среди мусульманских богословов пока нет такого либерального или модернистского подхода к Корану, и все мусульмане в своем отношении к тексту Корана в принципе являются, по крайней мере, фундаменталистами. Чем так называемые мусульманские фундаменталисты отличаются от других мусульман и от христианских фундаменталистов, так это в их схоластике и законничестве. Они основываются не только на Коране, но и на Преданиях Пророка, а также на корпусе переданных богословских и юридических знаний.
Джон Эспозито подверг критике термин, связанный с его ассоциацией «с политическим активизмом, экстремизмом, фанатизмом, терроризмом и антиамериканизмом », заявив: «Я предпочитаю говорить об исламском возрождении и исламском активизме».
Халед Абу Эль Фадл из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, критик тех, кого называют исламскими фундаменталистами, также находит недостатки в этом термине, потому что:
[M] любые либеральные, прогрессивные или умеренные мусульмане будут называть себя усулитами или фундаменталистами, не думая, что это имеет негативный оттенок. В исламском контексте гораздо более логично описывать фанатичный редукционизм и ограниченный буквализм некоторых групп как пуританские (термин, который на Западе обращается к конкретному историческому опыту).
Эли Берман утверждает, что «радикальный ислам» - лучший термин для многих движений после 1920-х годов, начиная с « Братьев-мусульман», потому что эти движения рассматриваются как практикующие «беспрецедентный экстремизм », поэтому их нельзя квалифицировать как движения, возвращающиеся к этой практике. исторических основ.
Напротив, американский писатель Энтони Дж. Деннис принимает широко распространенное использование и актуальность этого термина и называет исламский фундаментализм «больше, чем религия сегодня, это всемирное движение». Он отмечает переплетение социальных, религиозных и политических целей внутри движения и заявляет, что исламский фундаментализм «заслуживает серьезного изучения и обсуждения со светской точки зрения как революционная идеология».
По крайней мере, два мусульманских ученых, сирийский философ Садик Джалал аль-Азм и египетский философ Хасан Ханафи, выступили в защиту использования этой фразы. Изучая доктрины новых исламских движений, Аль-Азм обнаружил, что они состоят из «немедленного возврата к исламским« основам »и« фундаментальным принципам »... Мне кажется вполне разумным, что назвав эти исламские движения« фундаменталистскими »(и в строгом смысле этого слова) является адекватным, точным и правильным ".
Хасан Ханафи пришел к такому же выводу: «Трудно найти более подходящий термин, чем тот, который недавно использовался на Западе,« фундаментализм », чтобы охватить значение того, что мы называем исламским пробуждением или возрождением».
В 1988 году Чикагский университет при поддержке Американской академии искусств и наук запустил проект фундаментализма, посвященный исследованию фундаментализма в основных мировых религиях, христианстве, исламе, иудаизме, индуизме, буддизме и конфуцианстве. Он определил фундаментализм как «подход или набор стратегий, с помощью которых осажденные верующие пытаются сохранить свою самобытную идентичность как народа или группы... путем выборочного извлечения доктрин, верований и практик из священного прошлого». Исследование 2013 года, проведенное Wissenschaftszentrums Berlin für Sozialforschung, показывает, что исламский фундаментализм широко распространен среди европейских мусульман, причем большинство считает, что религиозные правила важнее гражданских законов, а три четверти отвергают религиозный плюрализм в исламе. Недавнее исследование показывает, что некоторые европейские мусульмане воспринимают западные правительства как враждебные исламу как источнику идентичности. Однако это восприятие значительно снизилось после появления ИГИЛ, особенно среди молодых и образованных европейских мусульман.
Современные исламские фундаменталистские движения берут свое начало в конце 19 века. Сирийско-египетский салафитский ученый Рашид Рида (1865-1935 гг. Н.э.) был первым крупным теологом, который всесторонне разъяснил основополагающие принципы исламского государства в его современной версии, и эти доктрины будут легко приняты более поздними исламскими фундаменталистами. По словам арабского поэта Адуниса, в конце XIX века в исламский мир пришелся наплыв европейских идей, ценностей и мыслей. Мыслители мусульманского мира отреагировали на современность тремя основными способами. Секуляристы, такие как Мирза Ака Хан Кермани, Мустафа Кемаль Ататюрк и другие, считали, что ислам ответственен за отсталость мусульман; постепенно отказался от религии и принял западные идеи. Между тем, модернисты, такие как Мухаммад Абдух в Египте, выступали за реформы, направленные на примирение с современностью; при этом подчеркивая приверженность основным исламским идеалам. Третий ток; широко известный как исламский фундаментализм, пионерами которого были Рашид Рида в арабском мире и Абул Аала Маудуди (1903-1979 гг.) в Южной Азии, утверждал, что ислам актуален во все времена и должен безраздельно господствовать. Они идеализировали эпоху Пророка Мухаммеда и его сподвижников и стремились возродить ее «чистоту» и раннюю исламскую силу. По их мнению, экономические, политические и военные проблемы исламского мира являются следствием халатного соблюдения мусульманами принципов шариата.
Движение ваххабитов, арабское фундаменталистское движение, начавшееся в 18 веке, набрало обороты и распространилось в 19 и 20 веках. После Первой мировой войны Рашид Рида будет находиться под сильным влиянием пуританских и возрожденческих доктрин ханбалитов ханбалитского богослова 13 века. Ибн Таймия и движение ваххабитов; и начал яростную кампанию против западного влияния и модернистских идей. Идеи Рашида Рида, которого многие считают духовным отцом движения салафия, знаменуют собой подъем исламских фундаменталистских движений. Он защищал фундаменталистские идеи через ранний исламский журнал « Аль-Манар», который работал около тридцати пяти лет и популяризировал его политическую теорию исламского государства после Первой мировой войны ; в качестве альтернативной модели против растущих течений секуляризма и национализма.
Во время холодной войны, последовавшей за Второй мировой войной, правительства некоторых стран НАТО, особенно в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве, начали тайные и открытые кампании по поощрению и укреплению групп фундаменталистов на Ближнем Востоке и в южной Азии. Эти группы рассматривались как преграда против потенциальной экспансии Советского Союза и как средство предотвращения роста националистических движений, которые не обязательно были благоприятны для интересов западных стран. К 1970-м годам исламисты стали важными союзниками в поддержке правительств, таких как Египет, которые были дружественными интересам США. Однако к концу 1970-х некоторые фундаменталистские группы стали милитаристскими, что привело к угрозам и изменениям существующих режимов. Свержение шаха в Иране и подъеме аятолла Хомейни было одним из наиболее значимых признаков этого сдвига. Впоследствии фундаменталистские силы в Алжире вызвали гражданскую войну, вызвали почти гражданскую войну в Египте и привели к краху советской оккупации в Афганистане.
Мусульманские критики исламского фундаментализма часто проводят параллель между современным фундаменталистским движением и сектой хариджитов 7-го века. Исходя из своей политической позиции, хариджиты разработали крайние доктрины, которые отличают их как от основных суннитов, так и от мусульман-шиитов. Хариджиты были особенно известны своим радикальным подходом к Такфиру, в соответствии с которым они объявляли других мусульман неверующими и поэтому считали их достойными смерти.
Исламские фундаменталисты или, по крайней мере, «реформистские» фундаменталисты считают, что ислам основан на Коране, хадисах и сунне, и «критикуют традиции, комментарии, популярные религиозные практики ( марабутизм, культ святых), отклонения и суеверия.. Они стремятся вернуться к основополагающим текстам ". Примерами людей, придерживающихся этой тенденции, являются шах Валиулла XVIII века в Индии и Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб на Аравийском полуострове. Этот взгляд сегодня обычно ассоциируется с салафизмом.
Как и приверженцы других фундаменталистских движений, исламские фундаменталисты придерживаются мнения, что мировые проблемы проистекают из светских влияний.
Некоторые исследователи ислама, такие как Бассам Тиби, считают, что, вопреки их собственному мнению, исламские фундаменталисты на самом деле не являются традиционалистами. Он ссылается на фетвы, изданные фундаменталистами, такие как фетва, в которой говорится, что «каждый мусульманин, который призывает отменить шариат, является отступником и может быть убит. Убийство этих отступников не может преследоваться по закону ислама, потому что это убийство оправдано «выходящим за рамки Корана и не подкрепленным им. Тиби утверждает: «Приказ убивать разумных мусульман является антиисламским, изобретением исламских фундаменталистов».
Стремление исламского фундаментализма к шариату и исламскому государству вступило в конфликт с концепциями светского, демократического государства, такими как Всеобщая декларация прав человека, получившая международную поддержку. Энтони Дж. Деннис отмечает, что «западные и исламские взгляды на государство, личность и общество не только расходятся, но и часто полностью расходятся». Среди прав человека, оспариваемых мусульманами-фундаменталистами, можно выделить:
1979 Исламская революция в Иране рассматривается некоторыми учеными как успех исламского фундаментализма. Некоторые ученые утверждают, что Саудовская Аравия также в значительной степени управляется фундаменталистскими принципами (см. Движение ваххабитов ), но Йоханнес Дж. Дж. Янсен не согласен с этим, утверждая, что это больше похоже на традиционное мусульманское государство, где существует разделение власти между «принцами» ( умаой) и « ученые »( улама ). Напротив, Янсен утверждает, что Хомейни пришел к власти, выступая за формирование системы исламского правительства, при которой высший уровень власти находится в руках улама (см. Вилаят аль-Факих ).
К исламским фундаменталистским группировкам относятся Аль-Каида, Талибан, Абу Сайяф, Ансар аль-Ислам, Вооруженная исламская группа Алжира, Армия ислама, Боко Харам, Талибан, Египетский исламский джихад, Лашкар-и-Тайба, Джайш-и-Мохаммед, Джемаа Исламия, ХАМАС, Харкат-уль-Джихад аль-Ислами, Харкат-уль-Муджахидин, индийские моджахеды, Исламское государство, Техрик-и-Талибан Пакистан, Тахрир аль-Шам, Хизб-ут Тахрир и многие другие.
Эмират Кавказ - это фундаменталистская исламская террористическая группировка, проживающая в основном на Северном Кавказе в России. Созданный из остатков Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) в октябре 2007 года, он придерживается идеологии салафитско-такфирского джихада, направленного на установление исламского халифата на Северном Кавказе и в Поволжье (в первую очередь, в республиках Татарстан и Башкортостан ).. Многие из их бойцов также присутствуют на полях сражений джихадистов, таких как Сирия, Афганистан, Ирак и по всей Центральной Азии. Многие заговоры с участием чеченцев и других коренных этнических групп Северного Кавказа также были пресечены в Европе в последние годы.
«Аш-Шабааб», что означает «молодежь», является базирующейся в Сомали ячейкой воинствующей исламистской группировки « Аль-Каида», официально признанной в 2012 году. «Аш-Шабааб» признана террористической группировкой такими странами, как Австралия, Канада, Норвегия, Швеция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты.
Конгрегация людей, придерживающихся традиций прозелитизма и джихада (арабский: جماعة اهل السنة للدعوة والجهاد Джама'а Ахл аль-суннах ли-да'ва ва аль-джихад), более известная под своим хауса-именем Боко храм [произносится], «Западное образование греховно») - это боевая организация-джихад, базирующаяся на северо-востоке Нигерии. Это исламистское движение, которое категорически противостоит законам, созданным руками человека, и вестернизации. Основанная Мохаммедом Юсуфом в 2001 году, организация стремится установить в стране законы шариата. Группа также известна нападениями на христиан и бомбардировками мечетей и церквей.
Движение разделено на три фракции. В 2011 году Боко Харам был ответственен за как минимум 450 убийств в Нигерии. Сообщалось также, что они несут ответственность за более чем 620 смертей за первые 6 месяцев 2012 года. С момента своего основания в 2001 году джихадисты несут ответственность за от 3 000 до 10 000 смертей.
Группа стала известна на международном уровне после межрелигиозного насилия в Нигерии в июле 2009 года, в результате которого погибло более 1000 человек. У них нет четкой структуры или очевидного подчинения. Более того, все еще остается предметом споров, имеет ли «Боко Харам» связи с террористическими организациями за пределами Нигерии, а ее боевики часто вступают в столкновения с центральным правительством Нигерии. Командующий США заявил, что «Боко Харам», вероятно, связана с «Аль-Каидой» в исламском Магрибе (АКИМ), хотя профессор Пол Любек указывает, что не представлено никаких доказательств каких-либо заявлений о материальной международной поддержке.
Ансар Дайн - это исламистская боевая группировка в стране Мали, которая требует соблюдения законов шариата в Мали. Противостоит суфийским святыням. Его основная поддержка исходит от племени ифора туарегов. Группа связана с Аль-Каидой в исламском Магрибе.
Принимал участие в восстании туарегов 2012 года. Они разрушили гробницу суфийского святого, которая была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ему удалось взять под контроль Северный Мали, и они заключили договор с НДОА, образовав Исламскую Республику Азавад.
Он обозначен террористическая группа в США Госдепартамента и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.
Некоторые государства и движения, которые воспринимаются или объявляются исламскими фундаменталистами, подвергались критике со стороны международных организаций за нарушение прав человека. Признание международного права в области прав человека было несколько ограничено даже в мусульманских странах, которые не считаются фундаменталистскими. Анн Элизабет Майер пишет, что государства с преобладающим мусульманским населением, даже если они принимают законы европейского образца, находятся под влиянием исламских правил и предписаний шариата, что противоречит международному праву в области прав человека. По словам Майера, характерные черты конфликта включают серьезные недостатки в уголовном судопроизводстве, суровые уголовные наказания, вызывающие большие страдания, дискриминацию женщин и немусульман и запрет на отказ от исламской религии. В 1990 году под руководством Саудовской Аравии Организация исламского сотрудничества, группа, представляющая все нации с мусульманским большинством, приняла Каирскую декларацию прав человека в исламе, которая существенно расходится с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года (ВДПЧ). В Каирской декларации отсутствуют положения о демократических принципах, защите религиозной свободы, свободы ассоциаций и свободы печати, а также о равенстве прав и равной защите со стороны закона. Кроме того, в нем говорится, что «все права и свободы, изложенные в этой Декларации, подпадают под действие исламского шариата ».
Каирская декларация последовала за годами ограниченного принятия Всеобщей декларации преимущественно мусульманскими государствами. Например, в 1984 году представитель Ирана в ООН Саид Раджаи Хорасани заявил следующее на фоне утверждений о нарушениях прав человека: «[Иран] не признает никакой власти... кроме исламского права... Конвенций, деклараций и резолюций. или решения международных организаций, которые противоречат исламу, не имеют силы в Исламской Республике Иран... Всеобщая декларация прав человека, которая представляет светское понимание иудео-христианской традиции, не может быть реализована мусульманами и не соответствовала системе ценностей, признанной Исламской Республикой Иран; поэтому эта страна без колебаний нарушит ее положения ". Эти отклонения, как теоретические, так и практические, привели к появлению множества практик и случаев, критикующихся международными правозащитными группами. См. Конкретные примеры в разделе « Права человека в Иране», « Права человека в Саудовской Аравии» и « Талибан».
В опросе Института международной политики Лоуи в 2005 году 57% австралийцев указали, что они обеспокоены ростом исламского фундаментализма. Амос Н. Гиора отметил, что это эквивалентно количеству австралийцев, которые воспринимают американскую внешнюю политику как угрозу, он также отметил, что не только мусульманские страны имеют неблагоприятное мнение о Соединенных Штатах, но и большое количество западных стран, таких как Франция, Германия, Великобритания и Испания и пришли к выводу, что Австралия не является исключением в этом отношении. В Lowly Institute заявили, что результат «вызвал удивление».
== Дальнейшее чтение ==