Эмиль Факенхайм

редактировать
Израильский философ
Эмиль Людвиг Факенхайм
Родился22 июня 1916 г.. Галле / Заале, Провинция Саксония, Германская Империя
Умер18 сентября 2003 г. (2003-09-18) (87 лет). Иерусалим, Израиль
ЭпохаФилософия ХХ века
РегионЗападная философия
Школа Континентальная философия
Основные интересы
  • Холокост
  • Радикальное зло
  • Израиль
  • Тиккун Олам
Известные идеи
  • 614-я заповедь
Влияния
Находившийся под влиянием

Эмиль Людвиг Факенхайм (22 июня 1916 - 18 сентября 2003) был известным еврейским философом и реформистским раввином.

, родился в Галле, Германия, он был арестован нацистами в ночь на 9 ноября 1938 года, известном как Хрустальная ночь. Кратковременно интернированный в концлагерь Заксенхаузен (1938–1939), он бежал со своим младшим братом Вольфгангом в Великобританию, где позже к нему присоединились его родители. Старший брат Эмиля Эрнст-Александр, отказавшийся покинуть Германию, был убит во время Холокоста.

, проводимого англичанами как вражеский пришелец после начала Второй мировой войны, Факенхайм был отправлен в Канаду в 1940 году, где он был интернирован в отдаленном лагере для интернированных около Шербрука, Квебека. Позже он был освобожден и служил временным раввином в храме Анше Шалом в Гамильтоне, Онтарио, с 1943 по 1948 год. После этого он поступил в аспирантуру философии факультет Университета Торонто и получил докторскую степень в Университете Торонто с диссертацией по средневековой арабской философии (1945) и стал профессором философии (1948–1984). Он был одним из первых редакционных советников научного журнала Дионисий. В 1971 году он получил почетную докторскую степень в Университете сэра Джорджа Уильямса, который позже стал Университетом Конкордия.

Факенхайм исследовал отношения евреев с Богом, полагая, что Холокост следует понимать как императивное требование к евреям продолжать еврейское существование и выживание государства Израиль. Он эмигрировал в Израиль в 1984 году.

«Он всегда говорил, что продолжение еврейской жизни и отрицание Гитлера посмертной победы было 614-м законом», имея в виду 613 мицвот, данные евреям в Торе.

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Новый моральный долг
    • 1.2 Терминология
    • 1.3 Последствия
      • 1.3.1 Сионизм
      • 1.3.2 Память о Холокосте
      • 1.3.3 Осторожность против антисемитизма
      • 1.3.4 Обращение в другие религии
      • 1.3.5 Смешанные браки
    • 1.4 Критика
    • 1.5 Заключение
  • 2 Библиография
  • 3 награды
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Эмиль Факенхайм создал эту концепцию «614-й заповеди» (или «614-я мицва».) «614-я заповедь» может быть истолкована как моральный долг евреев не использовать факты Холокоста для отказа от Бога, иудаизма или - в случае светских евреев - также от дальнейшего выживания еврейский народ, тем самым дав Гитлеру "посмертное" с победой ". Значение этого императива было предметом серьезного диалога как внутри еврейской общины, так и за ее пределами. Противодействие целям Гитлера - это моральный критерий, имеющий значение для нескольких деликатных вопросов.

Новый моральный долг

... нам, во-первых, велено выживать как евреи, чтобы еврейский народ не погиб. Во-вторых, нам велят помнить всей душой и костями мучеников Холокоста, чтобы память о них не погибла. В-третьих, нам запрещено отрицать Бога или отчаяться в нем, сколько бы нам ни пришлось бороться с Ним или с верой в Него, чтобы не погиб иудаизм. В конце концов, нам запрещено отчаяться в мире как в месте, которое должно стать Царством Божьим, чтобы мы не помогли сделать его бессмысленным местом, в котором Бог мертв или не имеет значения, и все дозволено. Отказаться от любого из этих императивов в ответ на победу Гитлера в Освенциме означало бы дать ему еще одну посмертную победу.

Эмиль Факенхайм, с. 213

Традиционный еврейский закон содержит 613 мицвот (заповеди), составленных Маймонидом. Эти законы - 365 из которых отрицательны (например, «Не…») и 248 из которых положительны - охватывают все аспекты жизни. Факенхайм утверждал, что традиция не могла предвидеть Холокоста, поэтому возникла необходимость в еще одном законе, 614-й заповеди. «Не отдавай Гитлеру посмертных побед. Отчаяться Богу Израиля - значит продолжать работу Гитлера для него». Это предполагает, что люди еврейского происхождения имеют моральное обязательство соблюдать свою веру и, таким образом, подрывать цель Гитлера искоренить иудаизм с лица земли.

Факенхайм медленно приходил к такому выводу. Профессор философии в Университете Торонто и реформатор раввин, он не становился сионистом до 1967 года, когда его реакция на Холокост и его последствия Иудейский закон выкристаллизовался:

Это было на собрании незадолго до Шестидневной войны. Это была встреча в Нью-Йорке, и я должен был произнести речь. До этого Холокост никогда не был важной частью моей идеологии. Однако, когда председатель сказал: «Вы должны признать это», мне пришлось признать это. Я сказал самое важное, что когда-либо сказал.

Терминология

В диалоге на эту тему выбор слов - деликатный вопрос. В еврейской общине многие отвергают утверждение Факенхайма о том, что это можно назвать заповедью. Тора уже запрещает добавлять дополнительные заповеди. Формулировка, выражающая эту концепцию в форме заповеди, также может быть оскорбительной.

Это становится спорным моментом, потому что ссылки на «614-ю заповедь» не являются уникальными для Факенхайма. У этого краткого термина есть и другие недостатки, помимо теологического возражения. Считать это дополнением к еврейскому закону означает неявно утверждать, что это применимо только к евреям. Противостояние целям Гитлера - универсальное понятие. Неевреи могут уважать его, изучая Холокост и выступая против антисемитизма. В христианском контексте этот идеал иногда появляется как «11-я заповедь». Христиане обычно признают 10 заповедей Ветхого Завета. Это может привести к непреднамеренному оскорблению евреев, которые признают другую 11-ю заповедь, и может привести к путанице с другими несвязанными идеями, которые христиане называют 11-й заповедью. Иисус сформулировал две заповеди: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем, душой, разумом и силой». и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Хотя не существует единой формулировки, которая выражала бы это понятие в терминах, избегающих противоречий, посмертные победы и Гитлер появляются в большинстве описаний.

Последствия

Сионизм

Факенхайм применил это рассуждение к государству Израиль и его Закону о возвращении как к необходимости предотвращения второго Холокоста. Если бы еврейское государство существовало в 1930-х годах, оно могло бы принять еврейских беженцев и спасти большое количество людей. Это мнение имеет влияние на большинство евреев, хотя особенности того, как применять его в современной политике, являются предметом споров. Борис Шустефф ссылается на это в консервативном противодействии уходу Израиля из поселений.

Несмотря на явную связь с сионизмом, немногие источники упоминают Гитлера и посмертные победы в отношении ислама. Кристиан Палестинец Сами А. Алдиб Абу-Салих из Швейцарского института сравнительного правоведения в Лозанне иронически перефразирует это в защиту палестинцев. интересы. Там, где его форма появляется в Asia Times как часть цитаты из Роберта Новака, культурный резонанс, кажется, остается незамеченным.

Память о Холокосте

Эта концепция находит широкое признание в связи с памятью о Холокосте. В конце двадцатого века попытки задокументировать воспоминания оставшихся в живых переживших Холокост отозвались эхом представления о том, что сохранение этих фактов для будущих поколений было способом сохранить Гитлера и его идеи в могиле. Руководство для британских учителей начальной школы дает эту концепцию в руководстве по информированию детей о Холокосте. Ричард А. Коэн из Университета Северной Каролины в Шарлотте цитирует это в своем эссе «Холокост - христианская проблема».

Предостережение против антисемитизма

Фраза находит резонанс в христианских общинах как упрек антисемитизму. Методист священник Роберт А. Хилл цитирует Факенхайма в проповеди в этом контексте:

... дело в том, что христианство повсеместно виновно в скрытом и явном антисемитизме и Евангелии от Иоанна был одним из его источников. У нас есть и мы можем извлечь уроки из этой неудачи, внимательно следя за тем, как мы используем религиозный язык... и наши еврейские братья и сестры могут научить нас продолжать вместе с Иаковом бороться с Богом.

Обращение в другие религии

В более широком контексте религиозной терпимости это понятие применяется к чувствительным предметам обращения в другую веру и смешанных браков. Грегори Баум, уроженец Германии католик теолог и заслуженный профессор религиоведения в Университете Макгилла в Монреале, описывает эффект этого концепция христианских взглядов на обращение. С точки зрения большинства христианских конфессий, доктрины которых обычно защищают обращение неверующих, это свидетельствует о глубоком уважении к концепции Факенхайма:

После Освенцима христианские церкви больше не хотят обращать евреев в христианство. Хотя они могут быть не уверены в богословских основаниях, которые освобождают их от этой миссии, церкви осознали, что просьба к евреям стать христианами - это духовный способ искоренить их существование и, таким образом, только усиливает последствия Холокоста.

Утверждение Факенхаймом своего еврейского происхождения, хотя и поддерживалось многими другими пережившими Холокост, отнюдь не было универсальным. Физик Лиз Мейтнер родилась и выросла еврейкой. Она отвергла попытки газет охарактеризовать ее как еврейку после бомбардировки Хиросимы, когда пресса узнала, что она была первым ученым, признавшим ядерное деление. За десятилетия до прихода Гитлера к власти она стала лютераниной. Хотя нацисты украли ее сбережения и разрушили ее карьеру, она отказалась работать над бомбой или позволить Гитлеру определить ее личность.

Смешанные браки

Смешанные браки между евреями и неевреями довольно распространены в США и Канада. Несколько обстоятельств усложняют создание этих союзов с точки зрения еврейской общины. Различные движения в иудаизме признают разные стандарты обращения в иудаизм и передачи своего наследия. Социальное давление обычно падает на мужчин, чтобы они женились на еврейских женщинах, потому что все движения признают потомков еврейских женщин евреями.

(Примечание: начиная с конца 1960-х и продолжаясь до 90-х – 2000-х годов, несколько движений в иудаизме перестали признавать потомков еврейских женщин евреями, если женщины вступили в брак. Реконструктивистское движение в США, за которым последовала Реформа движение США в 1983 году заявило, что они примут детей либо от смешанного еврейского отца, либо от смешанной еврейской матери как евреев только в том случае, если дети будут воспитаны как евреи. Если дети не будут воспитаны как евреи, и позже пожелают присоединиться к реформистскому или реконструкционистскому движению в США, они должны были обратить в веру. Общество гуманистического иудаизма в США будет принимать детей на основании их собственной самоидентификации. Ортодоксальные и консервативные движения в США по-прежнему требуют преобразования патрилинейного [ Еврейские отцы] детей, но принимают детей от еврейских матерей, независимо от того, как они воспитаны. Раввины Еврейского возрождения не имеют религиозных принципов и действуют в индивидуальном порядке. e)

Загадочным поворотом в этом противоречии является факт, по-видимому, малоизвестный, что сам профессор Факенхайм состоял в смешанном браке, и еврейство одного из его детей было отклонено израильским ортодоксальным судом, даже хотя этот сын был обращен через православный ритуал в детстве и является гражданином Израиля. (См. «Раввинский суд ставит под сомнение обращение сына известного еврейского богослова» в «Джерузалем пост» от 19 января 2009 г.).

Согласно этой новостной статье, его жена обратилась в иудаизм через некоторое время после свадьбы. Евреи, использующие увещевание Факенхайма не давать Гитлеру посмертных побед как повод отговорить людей от смешанных браков, очевидно не знают, что сам Факенхайм был смешанным браком.

Критика

Раввин Тоба Спитцер считает эту идею убедительной, но неполной. В эссе Песах для SocialAction.com она сочувственно обращается к нему, прежде чем принять традицию Пасхи и ее Седер ритуал как более значимую историю:

... о людях, родившихся в рабство, освобожденное их Богом, и принявшее путь трансформации. Это история о шагах, предпринятых для того, чтобы стать сообществом, связанным священным заветом, где социальные отношения определяются Божественными принципами цедек и хесед, справедливости и любви.

Раввин Марк Геллман категорически отвергает это в 2005 году Newsweek column:

Я еврей, потому что моя мать еврейка, и, что более важно, потому что я верю, что иудаизм полон любви, справедливости, радости, надежды и правды. Я не еврей, и я не учил своих детей или учеников быть евреями, просто чтобы назло Гитлеру.

Такая же критика была сформулирована еврейским философом Майклом Вишогродом в его обзоре 1971 года Божьего присутствия в истории. Вышогрод поставил под сомнение ценность определения иудаизма, которое просто превращает антисемитизм в фанатичный «семитизм». Более того, уникальность Освенцима как исторического события вызывает сомнение. «Необходимо признать, что с любой универсально гуманистической точки зрения, уничтожение европейского еврейства является одной заметной главой в долгой истории бесчеловечности человека по отношению к человеку». Однако, не удовлетворившись критикой, Вышогрод предложил традиционное объяснение еврейского притязания на уникальность и избранность, сформулированное в позитивных терминах.

Судьба Израиля является главной заботой, потому что Израиль - избранный народ Бога, через которого Божья искупительная работа совершается в мире. Какими бы трагическими ни были человеческие страдания в человеческом плане, то, что происходит с Израилем, напрямую связано с его ролью как той нации, которой Бог связывает Свое имя и через которую Он искупит человека. Поэтому тот, кто наносит удар по Израилю, вступает в битву с Богом, и именно по этой причине история Израиля является точкой опоры в истории человечества. Поэтому страдания других следует рассматривать в свете страданий Израиля. Человеческие муки не прекращаются именно потому, что Израиль страдает, и, таким образом, присутствие Бога втягивается в человеческую историю, а искупление выходит на горизонт человеческого существования.

Сосредоточение внимания не на концепции еврейской идентичности Факенхайма, а на сионизме, известный ученый Даниэль Шоаг представляет критику этого взгляда изнутри еврейской общины в The Harvard Israel Review:

В то время как мнение Факенхайма о необходимости самообеспечения евреев в форме еврейского государства чрезвычайно популярно, Факенхайм не может определить религиозную или религиозную принадлежность. божественный источник его морального императива. Для Факенхайма самооборона и ее проявление в сионизме - это не религиозные ценности, а вещи, которые предшествуют религиозным ценностям или стоят за их пределами. Таким образом, Факенхайм определяет значение еврейского государства в Холокосте, а не в традиционном иудаизме...

Возможно, самое сильное неприятие идеи Факенхайма о 614-й заповеди исходит от раввина Гарольда М. Шульвайса:

Мы злоупотребляем Холокостом, когда он становится дубиной против других, заявляющих о страданиях. Шоа нельзя злоупотреблять в противостоянии одному проигрышу с другими жертвами жестокости.... Катастрофа стала нашим мгновенным смыслом существования, кратким ответом на проницательные вопросы наших детей: «Почему бы мне не выйти замуж по вере? Зачем мне присоединяться к синагоге? Почему я должен поддерживать Израиль? Почему я должен быть евреем? » Мы опирались на исключительный императив: «Не дайте Гитлеру посмертной победы». Этот ответ не сработает. Жить вопреки, сказать Гитлеру «нет» - это совсем не то, чтобы жить «да» иудаизму.

Раввин Майкл Голдберг развил подобную критику в своей книге «Почему евреи должны выживать?»: Взгляд в прошлое Холокоста. К еврейскому будущему.

Заключение

Во время последнего интервью Факенхайма в 2000 году он столкнулся с вопросом: «Как вы думаете, сможет ли Израиль когда-нибудь дойти до того момента, когда ему не нужно будет находиться в состоянии сопротивления?»

Думаю, это будет очень долго. Но я бы сказал вот что. Придет ли когда-нибудь время, когда мы сможем сказать, что тень Гитлера исчезла? Я думаю, да, это произойдет, когда Израиль будет принят в мире с соседними государствами. Но не похоже, что это произойдет в ближайшее время.

Библиография

  • Пути к еврейской вере: систематическое введение (1960)
  • Метафизика и историчность (1961)
  • Религиоведение Измерение в мысли Гегеля (1967)
  • В поисках прошлого и будущего; Очерки еврейского богословия (1968)
  • Присутствие Бога в истории: еврейские утверждения и философские размышления (1970)
  • Положение человека после Освенцима: еврейское свидетельство поколения после (1971)
  • Встречи между иудаизмом и современной философией: предисловие к будущей еврейской мысли (1973)
  • От Берген-Бельзена до Иерусалима: современные последствия холокоста (1975)
  • Еврейское возвращение в история: размышления об эпохе Освенцима и Нового Иерусалима (1978)
  • Исправить мир: основы будущей еврейской мысли (1982)
  • Еврейская мысль Эмиля Факенхайма: читатель ( 1987)
  • Что такое иудаизм? Интерпретация для нашего времени (1988)
  • Еврейская Библия после Холокоста (1991)
  • Чтобы исправить мир: основы еврейской мысли после Холокоста (второе издание, добавлено предисловие и лекция) (1994)
  • Еврейские философы и еврейская философия (1996)
  • Бог внутри: Кант, Шеллинг и историчность (1996)
  • Эпитафия для немецкого иудаизма: от Из Галле в Иерусалим (Автобиография Факенхайма) (2007, University of Wisconsin Press )

Awards

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Изд. Грегори Баум, Двадцатое Century. A Theological Overview, (Orbis Books Maryknoll, New York - G.Chapman, London 1999). ISBN 978-1-57075-282-7
  • JA Doull (1968). Рецензия на книгу Эмиля Л. Факенхайма «Религиозное измерение в мысли Гегеля». Dialogue, 7, pp 483–491 doi : 10.1017 / S0012217300031309
  • Эмиль Факенхайм, «Исправить мир: основы будущей еврейской мысли» (Нью-Йорк: Schocken Books, 1994). ISBN 978-0-253-32114-5
  • Эмиль Факенхайм, Еврейское возвращение в историю: размышления в эпоху Освенцима и Нового Иерусалима (Нью-Йорк: Schocken Books, 1978). ISBN 978-0-8052-0649-4
  • Ева Флейшер, изд., Освенцим: Начало новой эры? (Нью-Йорк: KTAV Publishing, 1977). ISBN 978-0-87068-499-9
  • Рут Левин Сайм, Лиз Мейтнер: Жизнь в физике (Беркли: University of California Press, 1996). ISBN 978-0-520-08906-8

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 08:47:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте