Эдмунд Гуссерль

редактировать
Немецкий философ, известный как отец феноменологии

Эдмунд Гуссерль
Edmund Husserl 1910s.jpg Гуссерль ок. 1910-е годы
Родился8 апреля 1859 года.. Просниц, маркграфство Моравии, Австрийская империя. (современный Простеёв, Чехия)
Умер27 апреля 1938 (1938-04-27) (79 лет). Фрайбург, Германия
ОбразованиеЛейпцигский университет. (1876–78). Берлинский университет. (1878–81). Венский университет. (1881–83, 1884–86: PhD, 1883). Университет Галле. (1886–87: Dr. phil. Hab., 1887)
ЭпохаФилософия ХХ века
РегионЗападная философия
Школа Континентальная философия. Феноменология. Трансцендентальная конститутивная феноменология (1910-е годы). Генетическая феноменология (1920–30-е годы). Логический объективизм. Австрийский реализм (ранний ). фундаментализм. Концептуализм. Косвенный реализм. Заочная теория истины
УчрежденияУниверситет Галле. (1887–1901). Геттингенски й университет. (1 901–1916). Университет Фрайбурга. (1916–1928)
Тезисы
Докторант Лео Кенигсбергер (советник PhD). Карл Штумпф (доктор Фил. хаб. советник)
Другие научные руководителиФранц Брентано
ДокторантыЭдит Штайн. Роман Ингарден
Основные интересыЭпистемология, онтология, философия математики, интерсубъективность
Известные идеиСписок
Влияния
Под областью

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль (, также US : ; немецкий: ; 8 апреля 1859 г. - 27 апреля 1938 г.) немецкий философ, основавший школу феноменологии. В своих ранних работах он разработал критику историзма и психологизма в логике на основе анализа интенциональности. В своей зрелой работе он стремился развить систематическую фундаментальную науку, основанную на так называемой феноменологической редукции. Утверждая, что трансцендентальное сознание использует границы всех знаний, Гуссерль переопределил феноменологию как трансцендентально-идеалистическую философию. Мысли Гуссерля оказали глубокое влияние на философию 20-го века, и он остается заметной фигурой в современной философии и за ее пределами.

Гуссерль изучал математику у Карла Вейерштрасса и Лео Кенигсбергера, а также философию у Франца Брентано и Карла Штумпфа. Он преподавал философию в приват-доцента в Галле с 1887 года, затем в качестве профессора, сначала в Геттингене с 1901 года, в Фрайбурге с 1916 года. до выхода на пенсию в 1928 году, после чего он оставался очень продуктивным. В 1933 году из-за расовых книг, поскольку он родился в еврейской семье, он был исключен из библиотеки Фрайбургского университета, а через несколько ушел из Deutsche Akademie. После болезни он умер в Фрайбурге в 1938 году.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Молодежь и образование
    • 1.2 Профессор философии
    • 1.3 Хайдеггер и нацисты эпоха
  • 2 Развитие его мысли
    • 2.1 Некоторые ранние темы
    • 2.2 Развитие феноменологии
  • 3 Мысли Гуссерля
    • 3.1 и объект
    • 3.2 Философия логики и математики
  • 4 Гуссерль и психологизм
    • 4.1 Философия арифметики и Фреге
    • 4.2 Критика психологизма Гуссерлем
  • 5 Влияние
  • 6 Библиография
    • 6.1 Первичная литература
      • 6.1.1 На немецком языке
      • 6.1.2 На английском
        • 6.1.2.1 Антологии
      • 6.1.3 На арабском
    • 6.2 Дополнительная литература
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Цитаты
  • 10 Дополнительная литература
  • 11.1 Архивы Гуссерля
  • 11.2 Другие ссылки

Жизнь и карьера

Молодежь и образование

Гуссерль родился в 1859 году в Просниц, город в маркграфстве Моравии, которое тогда находилось в Aust Римская империя, а сегодня это Простеев в Чехии. Он родился в еврейской семье, был вторым из четырех детей. Его отец был модистом. Его детство прошло в Простеёве, где он учился в светской начальной школе. Затем Гуссерль поехал в Вену, чтобы учиться в Realgymnasium там, а затем в Staatsgymnasium в Оломоуце (нем. Olmütz)

. В Лейпцигском университете с 1876 по 1878 год Гуссерль изучал математику, физику и астрономию. В Лейпциге его вдохновили лекции по философии, прочитанные Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Затем он перешел в Университет Фредерика Уильяма в Берлине (нынешний Берлинский университет Гумбольдта ) в 1878 году, где продолжил изучение математики в Леопольд Кронекер и знаменитый Карл Вейерштрасс. В Берлине он нашел наставника в лице Томаса Масарика, затем бывшего студента философии Франца Брентано, а первого президента Чехословакии. Там Гуссерль также посетил лекции по философии Фридриха Паулсена. В 1881 году он уехал в Венский университет, чтобы закончить математические исследования подео руководством Л Кенигсбергера (бывшего ученика Вейерштрасса). В Вене в 1883 году он получил докторскую степень в работе Beiträge zur Variationsrechnung (Вклад в исчисление вариаций ).

Очевидно в результате того, что он познакомился с Новым Заветом в свои двадцать лет, Гуссерль попросил креститься в лютеранской церкви в 1886 году. Отец Гуссерля Адольф умер в 1884 году. Герберт Шпигельберг пишет: «Хотя внешняя религиозная практика никогда не входила в его жизнь, как и та, для многих академических лет. По словам Шпигельберга, Гуссерль мог также говорить свою цель, как моральное «обновление», хотя он был стойким сторонником радикальной и рациональной автономии во всем. «О своем призвании и даже о своей миссии по воле найти новые пути для философии и науки».

Получив докторскую степень по математике, Гуссерль вернулся в Берлин, чтобы работать в качестве помощника Карла Вейерштрасс. И все же Гуссерль уже почувствовал желание заниматься философией. Затем профессор Вейерштрасс сильно заболел. Гуссерль получил право вернуться в Вену, где после короткой военной службы он посвятил свое внимание философии. В 1884 году в Венском университете он слушал лекции Франца Брентано по философии и философской психологии. Брентано познакомил его с трудами Бернара Больцано, Германа Лотце, Дж. Стюарт Милл и Дэвид Хьюм. Гуссерль был настолько впечатлен Брентано, что решил посвятить свою жизнь философии; действительно, Франца Брентано часто приписывают его самое важное влияние, например, в отношении интенциональности. Следуя академическому совету, два года спустя, в 1886 году, Гуссер последовал за Карлом Штумпфом, бывшим студентом Брентано, в Университет Галле, стремясь получить его хабилитацию, которая даст ему право преподавать на университетском уровне. Там под руководством Штумпфа в 1887 году он написал «Uber den Begriff der Zahl» («О понятии числа»), которая позже послужит для его первой работы Philosophie der Arithmetik (1891). 294>

В 1887 году Гуссерль женился на Мальвин Штейншнайдер, и этот союз продлился более пятидесяти лет. В 1892 году у них родилась дочь Елизавета, в 1893 году - сын Герхарт, а в 1894 году - сын Вольфганг. Елизавета выйдет замуж в 1922 году, а Герхарт - в 1923 году; Вольфганг, однако, стал жертвой Первой мировой войны. Герхарт стал философом права, внесшим свой вклад в предмет сравнительного права, преподавал в рамках Штатах и ​​после войны в Австрии.

профессор философии

Эдмунд Гуссерль ок. 1900

После женитьбы Гуссерль начал долгую карьеру преподавателя. Он начал свою карьеру в 1887 году как приват-доцент в Универсальный Галле. В 1891 году он опубликовал свою Philosophie der Arithmetik. Psychologische und logische Untersuchungen, который опирается на свои предыдущие исследования в области математики и философии, используя психологический контекст в качестве основы математики. Он привлекательное отрицательное внимание Готтлоба Фреге, критиковавшего его психологизм.

. В 1901 году Гуссерль со своей семьей переехал в Геттингенский университет, где он преподавал как экстраординарный профессор.. Незадолго до этого была опубликована его основная работа Logische Untersuchungen (Галле, 1900–1901). Первый том содержит выдержанные размышления о «чистой логике», в которых он тщательно опровергает «психологизм». Эта работа была хорошо принята и стала предметом семинара, который провел Вильгельм Дильтей ; В 1905 году Гуссерль поехал в Берлин, чтобы навестить Дильтей. Два года спустя в Италии он нанес визит Францу Брентано, своему вдохновляющему старому учителю, и Константину Каратеодори, математику. Кант и Декарт теперь также повлияли на его мысли. В 1910 году он стал соредактором журнала «Логос». В этот период Гуссерль читал лекции о внутреннем сознании времени, которые несколько десятилетий спустя его бывший ученик Хайдеггер отредактировал для публикации.

В 1912 году во Фрайбурге вышел журнал Jahrbuch für Philosophie und Phänomenologische Forschung («Ежегодник философских и феноменологических исследований»). ") был основан Гуссерлем и его школой и публикована статья об их феноменологическом движении с 1913 по 1930 год. Важная работа Идея была опубликована в первом выпуске (том 1, выпуск 1, 1913 год)". стадия, когда «каждый субъект« представлен »самому себе, и каждый другой« предстает »(Vergegenwärtigung) не как части природы, а как чистое сознание». Идеен продвинул свой переход к «трансцендентальной интерпретации» феноменологии, взгляды, подвергнутые критике, среди среди прочего, Жан-Полем Сартром. В Ideen Поль Рикёр видит развитие мысли Гуссерля какее «от психологического когито к трансцендентальному сознанию». По мере дальнейшего развития феноменология ведет (если смотреть с другой точки) в «ларинте» Гуссерля) к «трансцендентальной субъективности ». Также в «Идеях» Гуссерль подробно разработан феноменологические и элитические редукции. В 1913 году Карл Ясперс посетил Гуссерл я в Геттингене.

В октябре 1914 года оба его были отправлены воевать на Западный фронт Первой мировой войны, в следующем году, Вольфганг Гуссерль, тяжело ранен. 8 марта 1916 г. на поле боя при Вердене Вольфганг погиб в бою. В следующем году его другой сын Герхарт Гуссерль был ранен на войне, но выжил. Его собственная мать Юлия умерла. В ноябре 1917 года один из его выдающихся учеников, а позже и сам известный профессор философии, Адольф Рейнах, был убит на войне, когда служил во Фландрии..

Гуссерль переведен в 1916 году в Университет ФрайбургаФрайбург-им-Брайсгау ), где он продолжал доводить до конца свои философские работы, теперь в качестве профессора. Эдит Штайн служила его личным помощником в течение первых нескольких лет во Фрайбурге, а Мартином Хайдеггером с 1920 по 1923 год. Математик Герман Вейль начал переписываться с ним в 1918 году. Гуссерль прочитал четыре лекции по феноменологическому методу в Университетский колледж в Лондоне в 1922 году. Берлинский университет в 1923 году призвал его переехать, но он отклонил предложение. В 1926 году Хайдеггер посвятил ему свою книгу Sein und Zeit (Бытие и время ) «в благодарном уважении и дружбе». Гуссерль оставался на должности профессора во Фрайбурге до тех пор, пока не подал заявление на пенсию, преподавая последний класс 25 июля 1928 года. Festschrift в честь его семидесятилетия был подарен ему 8 апреля 1929 года.

Несмотря на это, После выхода на пенсию Гуссерль прочитал несколько заметных лекций. Первое, в Париже в 1929 г., привело к (Париж, 1931 г.). Здесь Гуссерль рассматривает феноменологическую эпоху (или феноменологическую редукцию), представленную ранее в его основной идее (1913), с точки зрения дальнейшей редукции опыта к тому, что он называет «сферой собственности». Изнутри этой сферы, которую Гуссерль разыгрывает, чтобы показать невозможность солипсизма, трансцендентальное эго всегда оказывается уже в паре с живым телом другого эго, другой монады. Эта взаимосвязь тел «a priori », представленная в восприятии, и есть то, что основывает взаимосвязь сознаний, известную как трансцендентальную описывать интерсубъективность, которую Гуссерль будет подробно рассматривать в томах неопанных сочинений. Были споры о том, достаточно ли описания Гуссерлем характеристики и ее движение к интерсубъективности, чтобы отвергнуть обвинение в солипсизме, которому, например, был подвержен Декарт. Один аргумент против описания Гуссерля работает следующим образом: вместо бесконечности и Божества являющиеся воротами эго к Другому, как у Декарта, эго Гуссерля в картезианских медитаций само становится трансцендентным. Однако он остается один (не связан). Только понимание Эго Другого «по аналогии» (например, предполагаемой взаимности) допускает возможность «объективной» интерсубъективности и, следовательно, сообщества.

В 1933 году расовые законы о новом нацистском режиме были введены в действие. 6 апреля Гуссерлю запретили пользоваться библиотекой Фрайбургского университета или любой другой академической библиотекой; на следующей неделе, после общественного протеста, он был восстановлен в должности. Однако его коллега Хайдеггер был избранным ректором университета 21–22 апреля и вступил в нацистскую партию. Напротив, в июле Гуссерль ушел из Deutsche Akademie.

Kiepenheuer Institute for Solar Physics во Фрайбурге, доме Гуссерля 1937-1938

Позже Гуссерль читал лекции в Праге в 1935 г. и в Вене в 1936 г., результатом чего стала работа в совершенно другом стиле, которая, хотя и новаторская, не менее проблематична: Die Krisis (Белград, 1936). Гуссер подходит здесь здесь культурный кризис, охвативший Европу, затем к философии истории, обсуждая Галилея, Декарта, нескольких британских философов и Канта. Ранее аполитичный Гуссерль специально избегал подобных подобных дискуссий, демонстративно предпочитает сразу перейти к исследованию сознания. Мерло-Понти и другие задаются вопросом, не подрывает ли Гуссерль здесь свою позицию, поскольку Гуссерль в принципе атаковал историзм, при выходе специально разработайте свою феноменологию, чтобы быть достаточно строгой, чтобы за пределы истории. Напротив, Гуссерль может здесь указывать, что исторические традиции - это просто особенности, данные чистой интуиции эго, как и любые другие другие. Далее следует более длинный раздел о «жизненном мире » [Lebenswelt], который не наблюдается объективной логикой, а мир, видимый в нашем субъективном опыте. И все же возникает проблема, аналогичная той, что была связана с «историей» выше, проблемой курицы и яйца. Контекстуализирует ли жизненный мир и, таким образом, ставит под угрозу взор чистого эго, или же феноменологический метод, тем не менее, поднимает эго до трансцендентного уровня? Эти произведения явились плодами его последней профессиональной жизни. После выхода на пенсию в университете Гуссерль «работал в огромном темпе, написав несколько крупных работ».

После падения осенью 1937 года философ заболел плевритом. Эдмунд Гуссерль умер во Фрайбурге 27 апреля 1938 года, когда ему исполнилось 79 лет. Его жена Мальвин пережила его. Ойген Финк, его научный сотрудник, произнес панегирик. Герхард Риттер был единственным преподавателем Фрайбурга, который присутствовал на похоронах в знак протеста против нацистов.

Хайдеггер и нацистская эпоха

Ходили неверные слухи, что Гуссерлю было отказано в пользовании библиотекой во Фрайбурге в результате антиеврейского законодательства апреля 1933 года. Однако, среди других недостатков. Гуссерль не смог опубликовать свои работы в нацистской Германии [см. Выше сноску к Die Krisis (1936)]. Ходили также слухи, что его бывший ученик Мартин Хайдеггер сообщил Гуссерлю, что он уволен, но на самом деле это был предыдущий ректор. Очевидно, Гуссерль и Хайдеггер разошлись в течение 1920-х годов, что стало яснее после 1928 года, когда Гуссерль ушел на пенсию и Хайдеггер занял кафедру в университете. Летом 1929 года Гуссерль изучил тщательно отобранные сочинения Хайдеггера и пришел к выводу, что они различаются по нескольким ключевым позициям: например, Хайдеггер заменил чистое эго Dasein [«Быть ​​там»], тем самым превратив феноменологию в антропология, вид психологизма, который сильно не одобрялся Гуссерлем. Подобные наблюдения Хайдеггера, наряду с критикой Макса Шелера, были включены в лекцию, которую Гуссерль прочитал различным кантовским обществам во Франкфурте, Берлине и Галле в 1931 году под названием Phänomenologie und Anthropologie

. В военном издании 1941 года основного труда Хайдеггера Бытие и время (Sein und Zeit, впервые опубликовано в 1927 году) первоначальное посвящение Гуссерлю было удалено. Однако это было не из-за отрицания отношений между двумя философами, а, скорее, в результате предполагаемой цензуры со стороны издателя Хайдеггера, который опасался, что в противном случае книга может быть запрещена нацистским режимом. Посвящение все еще можно найти в сноске на странице 38, в которой он выражает благодарность Гуссерлю за его руководство и щедрость. Гуссерль, конечно, умер тремя годами ранее. В послевоенных изданиях Sein und Zeit восстанавливается посвящение Гуссерлю. Сложные, беспокойные и разрозненные философские отношения между Гуссерлем и Хайдеггером широко обсуждались.

4 мая 1933 годапрофессор Эдмунд Гуссерльлся к недавней смене режима в Германии и ее последствиям:

Только будущее решит судите, какая была настоящая Германия в 1933 году и кто были настоящие немцы - те, кто придерживается более или менее материалистически-мифических расовых предрассудков того времени, или те немцы, чистые сердце и разумом, наследники великих немцев прошлого чьи традиции они чтят и сохраняют.

После его смерти рукописи Гуссерля, отслеживающие примерно 40 000 страниц "Габельсбергера " стенографии и его полной исследовательской библиотеки, в 1939 году были переправлены туда контрабандой. католический университет Лувена в Бельгии священником-францисканцем Херманом Ван Бредой. Там они были депонированы в Лёвене для формирования Гуссерлевского архива Высшего института философии. Большая часть материала его исследовательских рукописей с тех пор была опубликована в серии критических изданий Гуссерлиана.

Развитие его мысли

Несколько ранних тем

В своих первых работах Гуссерль пытается объединить математику, психологию и философию с главной целью - обеспечить прочную основу для математики. Он анализирует психологический процесс, основу для использования концепции числа, а затем построить систематическую теорию на основе этого анализа. Для этого он использует несколько методов и концепций, взятых у его учителей. От Вейерштрасса он выводит идею о том, что мы генерируем понятие числа, считая определенную совокупность предметов.

От Брентано и Штумпфа он перенял различие между правильным и неправильным представлением. В примере Гуссерль объясняет это следующим образом: если вы стоите перед домом, у вас есть правильное, прямое представление этого дома, но если вы его и спрашиваете дорогу, то этим направления (например, дом на передней той и той улицей) - косвенное, неправильное представление. Другими словами, у вас может быть правильное представление объекта, если он действительно присутствует, неправильное (или символическое, как он это также называет), если вы можете указать этот объект только с помощью знаков, символов и т. Д. Гуссерля Логические исследования (1900–1901) считается отправной точкой для формальной теории целостностей и их частей, известной как мереология.

Еще одним важным элементом, Гуссерль перенял у Брентано, интенциональность, представление о, которое представляет основной признак сознание, состоит в том, что оно всегда преднамеренно. Часто упрощенно резюмируется как «близость» или отношения между ментальными действиями и внешним миром, как основная характеристика ментальных феноменов, по которым их можно отличить от физических явлений. Каждое психическое явление, каждый психологический акт имеет содержание, направлено на объект (интенциональный объект ). У каждого убеждения, желания и т. Д. Есть объект, о котором идет речь: то, во что верят, что нужно. Брентано использование выражения «намеренное несуществование» для обозначения объектов мысли в уме. Свойство интенциональности, наличие интенционального объекта было ключевым признаком для различения ментальных явлений и физических явлений, потому что физические явления вообще лишены интенциональности.

Развитие феноменологии

Несколько лет спустя В публикации в 1900–1901 годах своей основной работы Logische Untersuchungen (Логические исследования) Гуссерль сделал некоторые ключевые концептуальные разработки, которые привели к его утверждению, что для изучения структуры сознания необходимо различать акт сознания и явления, которые он направлен (объекты, как задумано). Знание сущностей было бы возможно путем «заключения в скобки » всех предположений о существовании внешнего мира. Эту данного он назвал «эпоха ». Эти новые концепции послужили толчком к 1913 году "Идеи (идей)", которые были включены, а также плану второго издания Logische Untersuchungen.

Продолжение с Идеи, Гуссерль сосредоточился на идеальных, существенных структурах сознания. Метафизическая проблема реальности, что мы воспринимаем, в отличие от воспринимающего субъекта, мало интересовала Гуссерля, несмотря на то, что он был трансцендентальным идеалистом. Гуссерль предположил, что мы направляем себя и воспринимаем эти объекты - обычно он назвал «естественной установкой», которая характеризует верой в то, что объекты существуют отдельно от воспринимающего объекта. и проявляют, которые мы видим как исходящие от них (такое отношение также называется физикалистом свойства объективизмом ). Гуссерль использует радикально новый феноменологический способ взгляда на объекты, исследуя, как мы, в наших способах намеренного обращения к ним, на самом деле «конституируем» их (отличие от материально создаваемых объектов или объектов, являющихся лишь плодом воображения); с точки зрения того, что он есть, объект перестает быть чем-то просто «внешним» и перестает рассматриваться как обозреватель того, что он есть, группа перцептивных точек зрения, подразумевают друг друга под идеей конкретного объекта или «тип». объектах как о реальном не исключено феноменологией, а «заключено в скобки» как способ, которым мы рассматриваем объекты, - вместо характеристик, присущей сущности объекта, основанной на отношениях между объектами и воспринимающим. Как мы воспринимаем объекты реальности, как объекты воспринимаются, и выдвигает атрибуции в их роли в качестве воспринимаемых объектов. (или предположения, лежащего в основе того, как мы воспринимаем объекты). '' Основная разделительная в мышлении Гуссерля - это поворот к трансцендентальному идеализму.

В более поздний период Гуссерль начал бороться со сложными проблемами интерсубъективности, в частности, как общение об объекте может быть обеспокоено, что это к той же идеальной сущности (, Медитация V). Гуссерль пробует новые методы, чтобы научить читателей понять важность феноменологии для научных исследований (и, в частности, психологии ) и того, что значит «ограничивать» естественное отношение. Кризис европейских наук - это незаконенная работа Гуссерля, которая самым непосредственным образом касается этих вопросов. В нем Гуссерль впервые делает опыт исторического обзора развития западной философии и науки, подчеркивая проблемы, которые представляют их все более (односторонне) эмпирические и натуралистическая ориентация. Гуссерль заявляет, что ментальная и духовная реальность обладает собственной реальностью, независимой от какой-либо физической основы, и что наука о разуме («Geisteswissenschaft ») должна быть основана на такой же научной основе, как естественные науки. удалось: «Я убеден, что интенциональная феноменология впервые сделала как дух полем систематического научного опыта, тем самым осуществив полную трансформацию задачи познания».

Мысль Гуссерля

Мысль Гуссерля революционна во многих отношениях, в очередь в различии между «естественным» и «феноменологическим» способами понимания. В первом случае чувственное восприятие в соответствии с материальным царством составляет известную реальность, а понимание основывается на точности восприятия и объективной познаваемости того, что называется «реальным миром». Феноменологическое понимание стремится быть строго «лишенным предпосылок» посредством того, что Гуссерль называет «феноменологической редукцией ». Эта редукция не обусловлена, а скорее трансцендентна: в терминах Гуссерля - чистое сознание абсолютного Бытия. В работах Гуссерля сознание любые вещи требует распознавания ее значения как «интенционального объекта». Такой объект не просто поражает чувства, чтобы быть истолкованным или неверно истолкованным ментальным разумом; это уже было выбрано и схвачено, схватив это этимологическое значение слова percipere, корня слова «воспринимать».

Значение и объект

От логических исследований (1900/1901) к опыту и Суждение (опубликовано в 1939 году), Гуссерль ясно выразил разницу между уровнем и объект. Он выделил несколько разных имен. Например, есть имена, определяющие роль однозначно идентифицирующих объектов. Каждое из этих обозначает значение и обозначает один и тот же объект. Примеры этого: «победитель в Йене» и «проигравший в Ватерлоо» или «равносторонний треугольник» и «многосторонний треугольник»; в обоих случаях обозначают разные значения, но обозначают один и тот же объект. Есть имена, которые не имеют значения, но имеют роль обозначения объекта: «Аристотель», «Сократ» и так далее. Наконец, есть имена, обозначающие самые разные предметы. Их называют «универсальными именами»; их значение - «понятие » и относится к серии объектов (расширение понятия). Способ познания чувственных объектов называется «чувственной интуицией ».

Гуссерль также определяет серию «формальных слов», которые необходимы для формирования предложений и не имеют разумных коррелятов. Примеры формальных слов: «a», «the», «more than», «over», «under», «two», «group» и т. Д. Каждое предложение должно содержать формальные слова для обозначения того, что Гуссерль называет «формальными категориями». Есть два вида категорий: значимые категории и формальные онтологические категории. Значимые категории к суждениям; они включают формы соединения, дизъюнкции, множественного числа и другие. Формально-онтологические категории связывают объекты и включают такие понятия, как множество, кардинальное число, порядковое число, часть и целое, отношение и т. Д. Мы узнаем эти категории с помощью понимания, называемой «категориальной интуицией».

Через разумную интуицию наше сознание составляет то, что Гуссерль называет «ситуация дел» (Sachlage). Это пассивная конституция, которую нам представляются сами объекты. В этой ситуации дел посредством категориальной интуиции мы можем составить «положение » (Sachverhalt). Одна дел через объективные акты сознания (акты категориального конституирования) может послужить причиной возникновения множества состояний дел. Например, предположим, что a и b - два чувственных объекта в определенной ситуации. Мы можем использовать это как основание, чтобы сказать «a a», два суждения, которые обозначают одно и то же положение дел. Для Гуссерля предложение имеет значение суждение или суждение и относится к положению дел, которое опирается на ситуацию в качестве справочной базы. 294>

Философия логики и математики

Гуссерль считал, что истина в себе так же онтологически коррелирует бытие-в себе, точно так же, как категории значений имеют формально-онтологические категории, как коррелирует. Логика - это формальная теория суждения, которая изучает формальные априорные отношения между суждениями с использованием категорий значений. С другой стороны, математика - это формальная онтология ; он изучает все возможные формы бытия (объектов). Следовательно, и для логики, и для математики объектами исследования являются различные формальные категории, а не сами чувственные объекты. Проблема психологического подхода к математике и логике состоит в том, что он не учитывает тот факт, что этот подход касается формальных категорий, а не просто абстракций, исходящих только от чувственности. Причина, по которой мы не имеем дело с чувственными объектами в математике, заключается в другой способности понимания, называемой «категориальной абстракцией». Благодаря этой способности мы можем избавиться от чувственных компонентов суждений и сосредоточиться только на самих формальных категориях.

Благодаря «эйдетической редукции » (или «сущностной интуиции») мы способны уловить возможность, невозможность, необходимость и случайность между концепциями и между формальными категориями. Категориальная интуиция, наряду с категориальной абстракцией и эйдетической редукцией, являются основой логического и математического знания.

Гуссерль критиковал логиков своего времени за то, что они не сосредотачивались на отношениях между субъективными процессами, которые дают нам объективное знание чистой логики. Всякая субъективная деятельность сознания нуждается в идеальном корреляте, а объективная логика (составленная ноематически ), поскольку она конституируется сознанием, нуждается в ноэтическом корреляте (субъективной активности сознания).

Гуссерль утверждал, что логика состоит из трех слоев, каждый из которых дальше от сознания и психологии, чем предшествующие ему.

  • Первый слой - это то, что Гуссерль назвал «морфологией значений», касающийся априорных способов соотнесения суждений, чтобы сделать их значимыми. В этом слое мы разрабатываем «чистую грамматику» или логический синтаксис, и он назвал бы его правила «законами, предотвращающими бессмысленность», что было бы похоже на то, что сегодня логика называет «правилами формирования ». Математика, как онтологический коррелят логики, также имеет подобный слой, «морфологию формально-онтологических категорий».
  • Второй слой был бы назван Гуссерлем «логикой следствия» или «логикой непротиворечия». "который исследует все возможные формы истинных суждений. Он включает сюда классическую силлогистическую логику, логику высказываний и логику предикатов. Это семантический слой, и правилами этого слоя будут «законы, позволяющие избежать противоречия» или «законы, предотвращающие противоречие». Они очень похожи на сегодняшнюю логику «правила преобразования ». Математика также имеет подобный слой, который основан, среди прочего, на чистой теории множественности и чистой теории чисел. Они обеспечивают науку об условиях возможности любой теории вообще. Гуссерль также говорил о том, что он называл «логикой истины», которая состоит из формальных законов возможной истины и ее модальностей и предшествует третьему логическому третьему слою.
  • Третий слой металогический, то, что он назвал «теорией всех возможных форм теорий». Он исследует все возможные теории априори, а не возможности теории в целом. Мы могли бы установить теории возможных отношений. Если говорить о чистых формах теорий, исследуйте эти логические отношения и выводы из такой общей связи. Логик волен расширение этой дедуктивной теоретической сферы чистой логики.

Онтологическим коррелятом третьего слоя является «теория разнообразий ». В формальной онтологии это бесплатное исследование, в котором математик может использовать несколько нескольким символам и все их возможные действительные выводы в общем и неопределенном виде. Собственно говоря, это наиболее универсальная математика из всех. Посредством ими постулата определенных неопределенных объектов (формально-онтологических категорий), а также любые комбинации аксиом математики могут исследовать аподиктические связи между, пока сохраненность.

Согласно Гуссерлю, этот взгляд на логику и математику объясняет объективность ряда математических разработок его времени, таких как n-мерные многообразия (оба евклидовы и неевклидова ), теория расширений Германа Грассмана , Гамильтонианы Уильяма Роуэна , теория Софуса Ли групп преобразований и теория множеств Кантора .

Якоб Кляйн был одним из учеников Гуссерля, который продолжил это направление исследований, стремясь «десиментировать» математику и математические.

Гуссерль и психологизм

Философия арифметики и Фреге

После получения докторской степени по математике, Гуссерль начал анализ основ математики с психологической точки зрения. В своей кандидатской диссертации, О понятии числа (1886) и в своей Философии арифметики (1891), Гуссерль пытался, используя описательную психологию Брентано, определить новые натуральные числа таким образом, чтобы усовершенствовать методы и приемы Карла Вейерштрасса, Ричарда Дедекинда, Георга Кантора, Готтлоб Фреге и современные математики. Позже, в первом томе своих «Логических исследований, Пролегомены чистой логики», Гуссерль, нападая на психологистскую точку зрения в логике и математике, как представляется, также отвергает большую часть своих ранних работ, хотя психологизма анализируются и опровернуты в Пролегомены не относились непосредственно к его Философии арифметики. Некоторые ученые задаются вопросом, помогли негативный обзор философии арифметики Фреге повернуть Гуссерля к современному платонизму, но он уже независимо обнаружил работы Бернарда Больцано около 1890/91. В своих «Логических исследованиях» Гуссерль прямо упомянул Больцано, Г. В. Лейбниц и Герман Лотце как источники вдохновения для его новой должности.

Обзор Гуссерля на Эрнста Шредера, опубликованный перед исторической статьей Фреге 1892 года, четко отличает смысл от ссылки ; таким образом, представления Гуссерля о ноэме и объекте также возникли независимо. Точно так же, критикуя Фреге в «Философии арифметики», Гуссерль отмечает различие между содержанием и понятием. Более того, различие между субъективным ментальным актом, как значение понятия и разработанного объекта, было независимо Брентано и его школой и, возможно, появилось еще в лекциях Брентано 1870-х гг. логика.

Ученые, такие как Дж. Н. Моханти и, среди прочего, утверждали, что так называемый переход Гуссерля от психологизма к платонизму произошел независимо от обзора Фреге. Например, обзор ложно обвиняет Гуссерля в субъективизации всего, так что невозможна объективность, и ложно приписывает ему понятие абстракции, в соответствии с данным объектами исчезают, пока мы не останемся с числами как простые призраки. Вопреки тому, что утверждает Фреге, в «Философии арифметики Гуссерля» мы уже находим два различных вида репрезентаций: субъективные и объективные. Более того, в этой работе четко определена объективность. Атака Фреге, по-видимому, направлена ​​против определенных основополагающих доктрин, которые тогда были распространены в берлинской школе Вейерштрасса, ортодоксами которых нельзя назвать Гуссерля и Кантора.

Кроме того, указать, что Гуссерль изменил свое мнение о психологизме еще в 1890 году, за год до того, как опубликовал «Философию арифметики». Гуссерль заявил, что к тому времени, когда он опубликовал эту книгу, он уже передумал - что он с самого начала сомневался в психологизме. Он объяснил это изменение взглядов своим чтением Лейбница, Больцано, Лотце и Дэвида Юма. Гуссерль не упоминает Фреге как решающего фактора в этом изменении. В своих «Логических исследованиях» Гуссерль указать Фреге только дважды, один раз в сноске, чтобы указать, что он отказался от трех страниц своей критики «Основы арифметики», и снова чтобы поставить под сомнение использование Фреге слова Bedeutung для обозначения «ссылки». чем "смысл" (смысл).

В письме от 24 мая 1891 г. Фреге поблагодарил Гуссерля за отправку ему копии «Философии арифметики» и рецензии Гуссерля на «Vorlesungen über die Algebra der Logik» Эрнста Шредера. В том же письме Фреге использовал обзор книги Шредера для анализа понятия Гуссерля о значении референции концептуальных слов. Таким образом, еще в 1891 году Фреге признал, что Гуссерль проводит различие между смыслом и референцией.Следовательно, Фреге и Гуссерль независимо друг от друга разработали теорию смысла и референции до 1891 года.

Комментаторы утверждают, что ноэмы Гуссерля не имеет общего с понятием смысла Фреге, потому что ноэмы обязательно сливаются с нюансами, которые имеют сознательной деятельности сознания. Ноэматы имеют три разных уровня:

  • субстрат, который никогда не представляется сознанию и является опорой всех свойств объекта;
  • Ноэматические чувства, которые предоставляют различные способы восприятия объектов. представлены нам;
  • модальности бытия (возможные, сомнительные, вспомогательные, несуществующие, абсурдные и т. Д.).

Следовательно, в преднамеренных действиях даже Несуществующие объекты могут быть составлены и составлять часть ноэмы. Фреге, однако, не рассматривает объекты как составляющие части чувств: если собственное имя обозначает несуществующий объект, оно имеет ссылки, следовательно, понятия без объектов не имеют значения истинности в аргументах.. Более того, Гуссерль не утверждал, что предикаты предложений обозначают понятия. Согласно Фреге ссылка на предложение - это значение истинности; для Гуссерля это «положение дел». Понятие «смысла» не связано с ноемой Гуссерля, в то время как последние понятия «значения» и «объект» отличаются от понятий Фреге.

В деталях концепции логики и математики Гуссерля от концепции Фреге, который считал, что арифметика может быть выведена. Для Гуссерля это не так: математика (за исключением геометрии ) является онтологическим коррелятом логики, и хотя оба поля связаны, ни одно из них не может быть строго сведено к другому.

Критика психологизма Гуссерлем

Реагирование на таких авторов, как Дж. С. Милль, Кристоф фон Зигварт и его бывший учитель Брентано Гуссерль критиковали их психологизм в математике и логике, т. Е. Их абстрактных и априорных наук как имеющего существующий эмпирический концепт предписывающий или описательный характер. Согласно психологизму, логика будет не автономной дисциплиной, предлагающей предписывающее и практическое «искусство» правильного суждения (как это делали Брентано и некоторые из его более ортодоксальных учеников), либо описание фактических процессов человеческого мышления. Гуссерль указывал, что неспособность антипсихологов победить психологизм своим результатом неспособности провести различие между фундаментальной теоретической стороной логики и прикладной практической стороной. Чистая логика вообще имеет дело не с «мыслями» или «суждениями» как с мысленными эпизодами, а с априорными законами и условиями для любой теории и любых суждений вообще, понимаемых как суждения сами по себе.

«« суждение »имеет то же значение, что и« суждение », понимаемое не как грамматическое, а как идеальное единство значений. Это касается всех различных действий или форм суждения, основанной на принципах чистой логики. Категориальные, гипотетические, дизъюнктивные, экзистенциальные суждения и как бы мы их ни называли в логике - это названия классов чистых суждений, а идеальных форм суждений ».

этого «истина» "в себе" "имеет" бытие-в-себе "как онтологический коррелят, поскольку психологи сводят истину (и, следовательно, логику) к эмпирической психологии, неизбежным следствием является скептицизм. показать, как с помощью индукции или психологических процессов мы можем оправдать абсолютную уверенность в логических принципах, таких как принципы идентичности и непротиворечивости. Следовательно, бесполезно основывать логические законы и принципы на неопределенных психических процессах.

Эта путаница, вносимая психологизмом (и родственными дисциплинами, такими как биологизм и антропологизм), может быть вызвана конкретными предрассудками:

1. Первое предубеждение - это предположение, что логика в какой- Гуссерль утверждает, что логика является теоретической, т. е. что сама логика предлагает априорные законы, которые сами по себе используются, но рмативной стороны логики. Он приводит пример из математики: если у нас есть формула типа «(a + b) (a - b) = a² - b²», она не говорит нам, как мыслить математически. Он просто выражает правду. Утверждение, которое гласит: «Произведение суммы и разности a и b должно дать нам разность квадратов a и b», действительно выражает нормативное положение, но это нормативное утверждение основано на теоретическом утверждении »(a + b) (a - b) = a² - b² ».

2. Для психологов суждение, рассуждение, вывод и так далее - все это психологические процессы. Следовательно, роль психологии - обеспечить основу этих процессов. Гуссерль утверждает, что это усилие психологов является «metábasis eis állo génos» (гр. μετάβασις εἰς ἄλλο γένος, «переход в другую область»). Это метабаза, потому что психология не может использовать никаких оснований для априорных клиентов, которые сами по себе используются всеми способами, которые используются как мы должны правильно мыслить. Психологи сталкиваются с проблемой путаницы умышленных действий с целью этих действий. Важно различать акт суждения и само суждение, акт счета и само число и так далее. Подсчет пяти предметов, несомненно, психологический процесс, а число 5 - нет.

3. Суждения могут быть верными или нет. Психологи утверждают, что суждения верны, потому что они «очевидно» становятся для нас верными. Это свидетельство, психологический процесс, который «гарантирует» истину, на самом деле психологический процесс. Гуссерль отвечает, говоря, что сама истина, а также логические законы всегда остаются в силе независимо от психологических «свидетельств» их истинности. Никакой психологический процесс не может объяснить априорную объективность этих логических истин.

От этой критики к психологизму выводится различие между психологическими актами и их интенциональными объектами, а также различие между нормативной стороной логики и теоретической стороной. из платонической концепции логики. Это означает, что мы должны рассматривать логические и математические законы как независимые от человеческого разума, а также как автономию значений. По сути, это разница между реальным (все, что зависит от времени) и идеальным или ирреальным (всем, что вневременно), такими как логические истины, математические сущности, математические истины и значения в целом.

Влияние

Надгробие Гуссерля в Фрайбург Гюнтерсталь

Дэ Карвид в своей диссертации 1970 года в Йельском университете написал следующее высказывание Гуссерля: «Хорошо известно, что Гуссерль всегда разочаровывался в этой тенденции. его учеников идти своим путем, приступить к фундаментальному пересмотру феноменологии вместо того, чтобы заниматься коллективной радикальной наукой. Тем не менее, он привлек философов к феноменологии.

Мартин Хайдеггер - самый известный из учеников Гуссерля, тот, кого Гуссерль выбрал своим преемником во Фрайбурге. Великое произведение Хайдеггера Бытие и время было посвящено Гуссерлю. Они делились своими мыслями и работали вместе более десяти лет в Универс Фрайбурга, Хайдеггер был ассистентом Гуссерля в течение 1920–1923 гг. Ранние работы Хайдеггера следовали за его учителем, но со временем он начал разрабатывать новые идеи, отчетливо изменяемые. Гуссерль становился все более критичным по отношению к работе Хайдеггера, особенно в 1929 году, и включал острую критику Хайдеггера в лекции, которые он читал в 1931 году. Хайдеггер, признавая свой долг Гуссерлю, после нацизма придерживался наступательной и вредной для Гуссерля политической позиции. 49>пришел к власти в 1933 году, Гуссерль был евреем по происхождению, а Хайдеггер, как известно, в то время был сторонником нацизма. Академические дискуссии о Гуссерле и Хайдеггере обширны.

В Геттингене в 1913 году Адольф Райнах (1884–1917) «был теперь правой рукой Гуссерля. Он был прежде всего посредником между Гуссерлем и студентами, поскольку он очень хорошо понимал, как поступать. Одна из его работ (дающая феноменологический анализ обязательного права) вышла в первом номере. В своем некрологе 1917 года Гуссерль писал: «Он хотел черпать только из самых глубоких источников, он хотел выполнить только работу, имеющую непреходящую ценность».

Эдит Штайн был преуспел в этом. Затем она стала его помощницей во Фрайбурге в 1916–18 годах. Позже она адаптировала свою феноменологию в современной школе современного <. 34>томизма.

Людвиг Ландгребе стал помощником Гуссерля в 1923 году. С 1939 года он сотрудничал с Ойгеном Финко м в Гуссерль- Архив в Лёвене. В 1954 году он стал руководителем Гуссерлевского архива. Ландгребе известен как один из ближайших соратников Гуссерля, а также его независимые взгляды на историю, религию и политику точки зрения экзистенциалистской философии и метафизики.

Ойген Финк был близким соратником Гуссерля в 1920-х и 1930-х годах. Он написал Шестую картузианскую медитацию, которую Гуссерль назвал самым верным выражением и продолжением его собственной работы. Финк произнес панегирик Гуссерлю в 1938 году.

Роман Ингарден, один из первых учеников Гуссерля во Фрайбурге, переписывался с Гуссерлем до середины 1930-х годов. Однако Ингарден не принял более поздний трансцендентальный идеализм Гуссерля, который, как он думал, приведет к релятивизму. Ингарден написал свою работу на немецком и польском. В своей книге «Spór o istnienie świata» (нем. «Der Streit um die Existenz der Welt», англ.: «Спор о существовании мира») он создал свою реалистическую позицию, которая также способствовала распространению феноменологии в Польше.

Макс Шелер встретил Гуссерля в Галле в 1901 году и обнаружил в его феноменологии методологический прорыв в своей философии. Шелер, который был в Геттингене, когда там преподавал Гуссерль, был одним из первых редакторов журнала Jahrbuch für Philosophie und Phänomenologische Forschung (1913). Работа Шелера «Формализм в этике и неформальной этике ценностей» появилась в новом журнале (1913 и 1916 гг.) И получила признание. Личные отношения между этими двумя мужчинами, однако, стали натянутыми из-за проблем с законом Шелера, и Шелер вернулся в Мюнхен. Хотя позже Шелер критиковал идеалистический подход Гуссерля и предлагал ему «в глубину своей логики», он заявляет, что оставался «в долгу» Гуссерлю на протяжении всей своей логической работы.

Николай Хартманн когда-то считался центром феноменологии, но, возможно, теперь уже нет. В 1921 году к Движению прибавился авторитет Хартманна Неокантианца, профессора философии в Марбурге; он «публично заявлено о своей солидарности с фактической работой Phänomenologie». Однако связи Хартманна были с Максом Шелером и мюнхенским кружком; Сам Гуссерль, очевидно, не считал его феноменологом. Его философия, однако, включает новаторское использование этого метода.

Эммануэль Левинас в 1929 году выступил с докладом на одном из последних семинаров Гуссерля во Фрайбурге. Также в том же году он написал об «Идеях Гуссерля» (1913) длинный обзор, опубликованный во французском журнале. Вместе с Габриэль Пайффер Левинас перевел на французский язык «Картезные медитации» Гуссерля (1931). Сначала он был впечатлен Хайдеггером и начал книгу о нем, но прервал проект, когда Хайдеггер вступил в связь с нацистами. После войны он писал о еврейской духовности; большая часть его семьи была убита нацистами в Литве. Затем Левинас начал писать работы, которые станут широко известными и вызывающими восхищение.

«Феноменология социального мира» Альфреда Шютца стремится строго обосновать интерпретативную социологию Макса Вебера в феноменологии Гуссерля. Гуссерль был впечатлен этой работой и попросил Шуца быть его помощником.

Жан-Поль Сартр также находился под сильным влиянием Гуссерля, хотя позже он пришел к несогласию с ключевыми моментами своего анализа. Сартр отверг трансцендентальные интерпретации Гуссерля, начатые в его «Идеи» (1913), и вместо этого последовал онтологии Хайдеггера.

Феноменология восприятия Мориса Мерло-Понти находится под влиянием работ Эдмунда Гуссерля о восприятии, интерсубъективности интенциональность, пространство и темпоральность, включая теорию Гуссерля удержания и протенции. Описание Мерло-Понти «моторной интенциональности» и сексуальности, например, сохраняет важную структуру ноэтической / ноематической корреляции Идеи I, но при этом еще более конкретизирует то, что для Гуссерля означает, когда сознание конкретизирует себя в режимах интуиции. Наиболее явно гуссерлианская работа Мерло-Понти - это, пожалуй, «Философ и его тень». В зависимости от интерпретации описаний эйдетической интуиции Гуссерля, данной в «Феноменологической психологии и опыте и суждениях» Гуссерля, может оказаться, что Мерло-Понти не принял ни «эйдетической редукции», ни «чистую сущность», о которой говорится в результате. Мерло-Понти был первым студентом, который учился в архивах Гуссерля в Лёвене.

Габриэль Марсель явно отверг экзистенциализм, благодаря Сартру, но не феноменологию, которая пользуется большим спросом среди французов Католики. Он ценил Гуссерля, Шелера и (но с опасениями) Хайдеггера. Его выражения, такие как «онтология чувственности» при обращении к телу, указывают на влияние феноменологической мысли.

Курт Гёдель, как известно, читал. Он очень высоко оценил работу Гуссерля, особенно в том, что касается «заключения в скобки» или «эпохи».

Интерес Германа Вейля к интуиционистской логике и непредсказуемости, по-видимому, явился результатом его чтения Гуссерля. Он познакомился с творчеством Гуссерля через свою жену, Хелен Джозеф, которая сама училась у Гуссерля в Геттингене.

Колин Уилсон широко использовал идеи Гуссерля при разработке своего «Нового экзистенциализма», особенно в отношении его «интенциональности сознания», о которой он упоминает в ряде своих книг.

Рудольф Карнап на него также повлиял Гуссерль, не только в отношении понятия Гуссерля о сущностной проницательности, которое Карнап использовал в своей книге Der Raum, но также и в его концепции «правил формирования» и «правил преобразования», основанных на философии логики Гуссерля.

Кароль Войтыла, впоследствии ставший Папой Иоанном Павлом II, находился под влиянием Гуссерля. Феноменология появляется в его главной работе «Действующий человек» (1969). Первоначально опубликованный на польском языке, он был переведен Анджеем Потоцким и отредактирован Анной-Терезой Тименецкой в Analecta Husserliana. Действующий человек сочетает в себе феноменологическую работу с томистической этикой.

Мемориальная доска в память Гуссерля в его родном городе Простеев, Чехия

Поль Рикёр перевел на французский много работ Гуссерля, а также написал множество собственных исследований философа. Среди других работ Рикёр использовал феноменологию в своей работе Фрейд и философия (1965).

Жак Деррида написал несколько критических исследований Гуссерля в начале своей академической карьеры. Они включали его диссертацию «Проблема генезиса в философии Гуссерля», а также его введение в «Происхождение геометрии». Деррида продолжал ссылаться на Гуссерля в таких работах, как Грамматологии.

Станислав Лесьневский и Казимеж Айдукевич, вдохновленные формальным анализом языка Гуссерлем. Соответственно, они использовали феноменологию в развитии категориальной грамматики.

Хосе Ортега-и-Гассет посетил Гуссерля во Фрайбурге в 1934 году. Он считал феноменологию «освободившей его» от узкой неокантианской мысли. Возможно, он сам не был феноменологом, но представил эту философию Иберии и Латинской Америке.

Уилфриду Селларсу, влиятельной фигуре так называемой «Питтсбургской школы» (Роберт Брэндом, Джон Макдауэлл ) был учеником Марвина Фарбера, ученика Гуссерля, и через него на него повлияла феноменология:

Марвин Фарбер провел меня через мое первое внимательное прочтение «Критики чистого разума» познакомило меня с Гуссерлем. Его сочетание абсолютного уважения к структуре мысли Гуссерля с не менее твердой убежденностью в том, что этой структуре можно дать натуралистическую интерпретацию, несомненно, оказало ключевое влияние на мою последующую философскую стратегию.

Ганс Блюменберг получил абилитацию в 1950 году., с диссертацией на тему «Онтологическая дистанция», исследованием кризиса феноменологии Гуссерля.

Роджер Скратон, несмотря на некоторые разногласия с Гуссерлем, опирался на свою работу в Сексуальное желание (1986).

Влияние феноменологической традиции Гуссерля в 21-м веке распространяется. за пределами европейского и североамериканского наследия. Он уже начал влиять (косвенно) на исследования восточной и восточной мысли, в том числе на исследования импульса философского мышления в истории идей в исламе.

Библиография

Первичная литература

На немецком языке

  • 1887 г. Über den Begriff der Zahl. Psychologische Analysen (О понятии числа; тезис о абилитации )
  • 1891. Philosophie der Arithmetik. Psychologische und logische Untersuchungen (Философия арифметики )
  • 1900. Logische Untersuchungen. Erster zeuromen: Prolegomen) Logical Investigations, Vol. 1)
  • 1901. Logische Untersuchungen. Zweiter Teil: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis (Logical Investigations, Vol. 2)
  • 1911. Philosophie als strenge Wissenschaft (вкл. в «Феноменологии и кризис философии: философия как строгая наука и философия и кризис европейского человека»
  • 1913. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einfühärung in die reine Общее введение в чистую феноменологию)
  • 1923–24. Erste Philosophie. Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion (Первая философия, том 2: Феноменологические редукции)
  • 1925. E rste Philosophie. Erster Teil: Kritische Ideengeschichte (Первая философия, том 1: Критическая история идей)
  • 1928. Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (Лекции по феноменологии сознания внутреннего времени)
  • 1929. Formale und transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft (Формальная и трансцендентальная логика)
  • 1930. Nachwort zu meinen "Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie" (Постскриптум к моим "Идеям")
  • 1936. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie: Eine Einleitung in die phänomenologische Philosophie (Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии: Введение в феноменологическую философию )
  • , 1939. Erfilungr. Опыт и суждение)
  • 1950. Cartesianische Meditationen (перевод Méditations cartésiennes (, 1931))
  • 1952. Идея II: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution (Идеи II: Исследования феноменологии конституции)
  • 1952. Идея III: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften (Идеи III: Феноменология и основы наук)

На английском языке

  • Философия арифметики, Willard, Dallas, trans., 2003 [1891]. Dordrecht: Kluwer.
  • Logical Investigations, 1973 [1900, 2-е исправленное издание 1913], Findlay, JN, trans. London: Routledge.
  • «Philosophy as Строгая наука », перевод изд. в Квентин Лауэр, С.Дж., редактор, 1965 [1910] Феноменология и кризис философии. Нью-Йорк: Harper Row.
  • Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и к феноменологической философии - Первая книга: Общее введение в чистую феноменологию, 1982 [1913]. Керстен, Ф., пер. Гаага: Нийхофф.
  • Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии - Вторая книга: Исследования по феноменологииконституции, 1989. Р. Ройцевич и А. Шувер, переводчики. Дордрехт: Клувер.
  • Идеи, относящиеся к чистой феноменологии и феноменологической философии - Третья книга: Феноменология и основы наук, 1980, Кляйн, Т.Э., и Поль, У.Э., переводчики. Дордрехт: Клувер.
  • О феноменологии сознания внутреннего времени (1893–1917), 1990 [1928]. Бро, J.B., пер. Дордрехт: Kluwer.
  • , 1960 [1931]. Кэрнс, Д., пер. Дордрехт: Kluwer.
  • Формальная и трансцендентальная логика, 1969 [1929], Кэрнс, Д., пер. Гаага: Nijhoff.
  • Опыт и суждение, 1973 [1939], Черчилль, Дж. С., и Америкс, К., переводчики. Лондон: Рутледж.
  • Кризис европейских наук и трансцендентальной философии, 1970 [1936/54], Карр, Д., пер. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
  • «Универсальная телеология». Телос 4 (осень 1969 г.). Нью-Йорк: Телос Пресс.
Антологии

На арабском

  • - (2011). Afkar Mumahhida Li «илм ал-ẓahiriyyat аль-Халес ва лил falsafah аль-ẓahiriyyatiyyah أفكار ممهدة لعلم الظاهريات الخالص وللفلسفة الظاهرياتية [Идеи, относящихся к чистой феноменологии и феноменологической философии]. Перевод: Марзуки, Абу Яареб. Бейрут: Джадавель. ISBN 9786144180440.

Дополнительная литература

  • Адорно, Теодор У., 2013. Против эпистемологии. Кембридж: Polity Press. ISBN 978-0745665382
  • Бернет, Рудольф и др., 1993. Введение в гуссерлианскую феноменологию. Эванстон: издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1030-X
  • Деррида, Жак, 1954 (французский), 2003 (английский). Проблема генезиса в философии Гуссерля. Чикаго и Лондон: University of Chicago Press.
  • --------, 1962 (французский), 1976 (английский). Введение в «Происхождение геометрии» Гуссерля. Включает перевод Деррида Приложения III к книге Гуссерля 1936 года «Кризис европейских наук и трансцендентальной феноменологии».
  • --------, 1967 (французский), 1973 (английский). Речь и явления (La Voix et le Phénomène) и другие очерки теории знаков Гуссерля. ISBN 0-8101-0397-4
  • Эверделл, Уильям Р. (1998), The First Moderns (на испанском языке), Чикаго: Университет Chicago Press, ISBN 0-226-22480-5
  • Fine, Kit, 1995, "Part-Whole" in Smith, B., and Smith, DW, eds., Кембриджский компаньон Гуссерля. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Финк, Ойген 1995, Шестая декартова медитация. Идея трансцендентальной теории метода с текстовыми обозначениями Эдмунда Гуссерля. Перевод с введением Рональда Брузина, Bloomington: Indiana University Press.
  • Føllesdal, Dagfinn, 1972, «Введение в феноменологию для философов-аналитиков» в Olson, RE, и Paul, AM, eds., Contemporary Philosophy. в Скандинавии. Johns Hopkins University Press: 417-30.
  • Хилл, К. О., 1991. Слово и объект у Гуссерля, Фреге и Рассела: корни философии двадцатого века. Огайо Univ. Нажмите.
  • -------- и Росадо Хэддок, Г. Э., 2000. Гуссерль или Фреге? Смысл, объективность и математика. Открытый суд.
  • Hopkins, Burt C., (2011). Философия Гуссерля. Дарем: Проницательность.
  • Левинас, Эммануэль, 1963 (французский), 1973 (английский). Теория интуиции в феноменологии Гуссерля. Эванстон: Northwestern University Press.
  • Кёхлер, Ханс, 1983, «Относительность души и абсолютное состояние чистого эго», Analecta Husserliana 16: 95–107.
  • - ------, 1986. Феноменологический реализм. Избранные очерки. Франкфурт а. М. / Берн: Питер Лэнг.
  • Моханти, Дж. Н., 1974, «Гуссерль и Фреге: новый взгляд на их взаимоотношения», Research in Phenomenology 4: 51–62.
  • - ------, 1982. Теория значения Эдмунда Гуссерля. Гаага: Мартинус Нийхофф.
  • --------, 1982. Husserl and Frege. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  • Моран, Д. и Коэн, Дж., 2012, Словарь Гуссерля. Лондон, Continuum Press.
  • Натансон, Морис, 1973. Эдмунд Гуссерль: Философ бесконечных задач. Эванстон: издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-0425-3
  • Ricœur, Paul, 1967. Гуссерль: анализ его феноменологии. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
  • Роллингер, Р. Д., 1999, Положение Гуссерля в школе Брентано в Phaenomenologica 150. Kluwer. ISBN 0-7923-5684-5
  • --------, 2008. Австрийская феноменология: Брентано, Гуссерль, Мейнонг и другие о разуме и языке. Франкфурт-на-Майне: Онтос-Верлаг. ISBN 978-3-86838-005-7
  • Шухманн, К., 1977. Гуссерль-Хроник (Denk- und Lebensweg Edmund Husserls). Номер I в Husserliana Dokumente. Мартинус Нийхофф. ISBN 90-247-1972-0
  • Simons, Peter, 1987. Parts: A Study in Ontology. Oxford: Oxford University Press.
  • Sokolowski, Robert. Introduction to Phenomenology. New York: Cambridge University Press, 1999. ISBN 978-0-521-66792-0
  • Smith, B. Smith, D. W., eds. (1995), The Cambridge Companion to Husserl, Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-43616-8 CS1 maint: multiple names: authors list (link ) CS1 maint: extra text: authors list (link )
  • Smith, David Woodruff, 2007. Husserl London: Routledge.
  • Stiegler, Bernard, 2009. Technics and Time, 2: Disorientation. Stanford: Stanford University Press.
  • Zahavi, Dan, 2003. Husserl's Phenomenology. Stanford: Stanford University Press. ISBN 0-8047-4546-3

See also

Notes

Citations

Further reading

  • da Silva, Jairo José (1993). "Husserl's Philosophy of Mathematics". Revista Internacional de Filosofía. 2(16): 121–148.
  • Ortiz Hill, Claire; da Silva, Jairo Jose, eds. (1997). The Road Not Taken: On Husserl's Philosophy of Logic and Mathematics. College Publications.
  • Rosado Haddock, Guillermo E. (2006). "Husserl's philosophy of mathematics: Its origin and relevance". Husserl Studies. 3(22): 193–222.

External links

Wikimedia Commons has media related to Edmund Husserl.
Wikiquote has quotations related to: Edmund Husserl

Husserl archives

Other links

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:21:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте