Осевой возраст

редактировать
Опорный возраст, характеризующий историю и философию с 8-го по 3-й век до н.э.

Осевой век (также Ось Возраст, от немецкий : Achsenzeit) - термин, придуманный немцем философом Карлом Ясперсом в смысле «ключевого возраст », характеризующий период древней истории примерно с VIII по III век до нашей эры.

В этот период, согласно концепции Ясперса, новые способы мышления появились в Персии, Индии, Китае и Греко-римский мир в религии и философии, в поразительном параллельном развитии, без какого-либо очевидного прямого культурного контакта между всеми участвующими евразийскими культурами. Ясперс определил ключевых мыслителей этой эпохи, оказавших глубокое влияние на философию и религии будущего, и определил характеристики, общие для каждой области, из которой вышли эти мыслители.

Подход Ясперса к культуре середины первого тысячелетия до нашей эры был принят другими учеными и академиками и стал предметом обсуждения в истории религии..

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Характеристики
  • 3 Мыслители и движения
  • 4 Прием
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Определение

Ясперс ввел понятие осевого века в своей книге «Vom Ursprung und Ziel der Geschichte» («Происхождение и цель истории»), опубликованной в 1949 году. Одновременное появление мыслителей и философов в разных областях Мир был отмечен многими авторами с 18 века, в частности французским индологом Абрахамом Гиацинтом Анкетиль-Дюперрон. Ясперс прямо цитировал некоторых из этих авторов, в том числе Виктора фон Штрауса (1859 г.) и Петера Эрнста фон Ласолкса (1870 г.). Он не знал о первой полностью проработанной теории 1873 года Джона Стюарта Стюарта-Гленни, забытой временем Ясперса и которую Стюарт-Гленни назвал «моральной революцией». И Стюарт-Гленни, и Ясперс утверждали, что осевой век следует рассматривать как объективный эмпирический факт истории, независимо от религиозных соображений. Ясперс утверждал, что в течение Осевого века «духовные основы человечества были заложены одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Иудее и Греции. И это основы, на которых человечество существует по сей день».

Он определил ряд ключевых мыслителей, оказавших глубокое влияние на философию и религии будущего, и определил характеристики, общие для каждой области, из которой вышли эти мыслители. Ясперс считал этот век уникальным и таким, с которым можно было бы сравнить остальную часть истории человеческой мысли.

Характеристики

Ясперс представил свой первый набросок Осевого века серией примеров:

Конфуций и Лао-Цзы жили в Китае, возникли все школы китайской философии, в том числе школы Мо Ти, Чжуан-цзы, Ли Цзы и множество других; Индия создала Упанишады и Будда и, подобно Китаю, использовала весь спектр философских возможностей вплоть до материализма, скептицизма и нигилизм ; в Иране Заратустра учил непростому взгляду на мир как на борьбу между добром и злом; в Палестине пророки появились от Илии до Исаии и Иеремии до Второзакония Исаии ; Греция была свидетелем появления Гомера, философов - Парменида, Гераклита и Платона, трагиков, Фукидид и Архимед. Все, что подразумевается под этими именами, развивалось в течение этих нескольких столетий почти одновременно в Китае, Индии и на Западе.

— Карл Ясперс, «Происхождение и цель истории», с. 2 Ясперс утверждал, что Осевой Век породил философию как дисциплину

Ясперс описал Осевой Век как «промежуток между двумя эпохами великой империи, паузу для свободы, глубокий вдох приносит самое ясное сознание ». Также высказывалось предположение, что Осевой Век был исторически лиминальным периодом, когда старые уверенности утратили свою силу, а новые были еще не готовы.

Ясперс проявлял особый интерес к сходству. в обстоятельствах и думал о его фигурах. Сходства включали участие в поисках человеческого смысла и рост нового элитного класса религиозных лидеров и мыслителей в Китае, Индии и Средиземноморье.

Эти духовные основы были заложены отдельными людьми. мыслители в рамках меняющейся социальной среды. Ясперс утверждает, что эти характеристики проявились в схожих политических обстоятельствах: Китай, Индия, Ближний Восток и Запад - каждый из множества небольших государств, вовлеченных во внутреннюю и внешнюю борьбу. Все три региона породили, а затем институционализировали традицию путешествующих ученых, которые путешествовали из города в город для обмена идеями. После периода весны и осени и периода враждующих государств в Китае возникли даосизм и конфуцианство. В других регионах ученые в основном были из существующих религиозных традиций; в Индии: индуизм, буддизм и джайнизм ; в Персии из зороастризма ; в Левант, из Иудаизм ; а в Греции - из софизма и других классических философий.

Многие культуры осевой эпохи считались обществами второго поколения, потому что они были построены на обществах, которые им предшествовали.

Мыслители и движения

В Китае Сотни школ мысли (ок. VI века до н. Э.) Были предметом споров, и конфуцианство и даосизм возникли в эту эпоху, и в этой области он остается сильным влиянием о социальной и религиозной жизни.

Зороастризм, еще один пример Ясперса, является одной из первых монотеистических религий. Мэри Бойс считает, что он сильно повлиял на современные авраамические религии с такими концепциями, как дьявол и рай / ад. Уильям В. Маландра и Р. К. Зенер предполагают, что Зороастр действительно мог быть одним из первых современников Кира Великого, жившего около 550 г. до н. Э. Бойс и другие ведущие ученые, которые когда-то поддерживали гораздо более ранние даты Заратустры / Зороастра, недавно изменили свою позицию относительно времени, когда он, вероятно, жил, так что возникает консенсус относительно его современника или почти современника Кира Великого. 203>Джайнизм пропагандировал религию шраманов (предыдущих тиртханкаров) и оказал влияние на индийскую философию, проповедуя принципы ахимсы (ненасилия), карма, сансара и аскетизм. Махавира (24 Тиртханкара в 5 веке до н.э.), известный как его бродяга и современник Будды, живший в то время.

Буддизм, также принадлежавший к индийской традиции шрамана, был еще одной из самых влиятельных философий в мире, основанной Сиддхартхой Гаутамой., или Будда, живший ок. 5 век до н.э.; его распространению способствовал Ашока, живший в конце того периода.

Осевые сдвиги Ясперса включали подъем платонизма (ок. 4 в. До н. Э.), Который позже оказал большое влияние на западный мир через христианство и светская мысль на протяжении Средневековья и в Ренессансе.

Прием

Помимо Ясперса, философ Эрик Фогелин называл эту эпоху Большой скачок бытия, представляющий собой новое духовное пробуждение и сдвиг восприятия от общественных к индивидуальным ценностям. Мыслители и учителя, такие как Будда, Пифагор, Гераклит, Парменид и Анаксагор, внесли свой вклад в такие пробуждения, которые Платон позже назвал анамнез, или вспоминание забытых вещей.

Дэвид Кристиан отмечает, что первые «универсальные религии» возникли в эпоху первых универсальных империй и первых всеохватывающих торговых сетей.

Антрополог Дэвид Грэбер указал, что «основной период осевого возраста Джаспера [...] почти точно соответствует периоду, когда были изобретены монеты. Более того, три части мира, где монеты были впервые были изобретены также те части мира, где жили эти мудрецы; фактически, они стали эпицентрами религиозного и философского творчества Осевого века ». Опираясь на работы классициста Ричарда Сифорда и литературного теоретика Марка Шелла о связи между чеканкой монет и раннегреческой мыслью, Гребер утверждает, что понимание роста рынков необходимо для понимания контекст, в котором возникли религиозные и философские идеи Осевого века. Конечным результатом введения чеканки монет было, как он утверждает, «идеальное разделение сфер человеческой деятельности, которое сохраняется и по сей день: с одной стороны, рынок, с другой - религия».

Немецкий социолог Макс Вебер сыграл важную роль в мышлении Ясперса. Шмуэль Эйзенштадт утверждает во введении к «Происхождению и разнообразию цивилизаций осевого века», что работа Вебера в его Религии Китая : Конфуцианство и даосизм, Религия Индии: Социология индуизма и буддизма и Древний иудаизм предоставили фон для важности того периода и отмечают параллели с Порядок и история Эрика Фогелина. Более широкое признание работы Ясперса пришло после того, как она была представлена ​​на конференции и опубликована в Дедале в 1975 году, а предположение Ясперса о том, что этот период был уникально преобразующим, вызвало важные дискуссии среди других ученых, таких как Иоганн Арнасон. В литературе Гор Видал в своем романе Сотворение освещает большую часть этого Осевого века через вымышленную перспективу персидского авантюриста.

Шмуэль Эйзенштадт анализирует экономические обстоятельства, связанные с наступлением Осевой Эры в Греции.

Религиозный историк Карен Армстронг исследовал период в своей Великой трансформации и теории был в центре внимания научных конференций.

Использование этого термина расширилось за пределы первоначальной формулировки Ясперса. Ив Ламберт утверждает, что Просвещение было Второй Осевой Эпохой, включая таких мыслителей, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн, в которых отношения между религией, секуляризмом и традиционной мыслью меняются.

Обоснованность концепции была поставлена ​​под сомнение.

В 2006 году Диармайд МакКаллох назвал тезис Ясперса «мешковатым монстром, который пытается объединить все виды разнообразия в четырех очень разных цивилизациях, только две из которых имели много контактов друг с другом. в течение шести столетий, которые (после корректировок) он в конечном итоге выделил, между 800 и 200 г. до н. э. ".

В 2013 году еще одна исчерпывающая критика появляется в книге Иэна Прована « Удобные мифы: Осевой век, темно-зеленая религия и мир, которого никогда не было.

В 2018 году, в отличие от Судзуки и Прована, и подобно Уитакеру, Стивен Сандерсон опубликовал другую книгу, в некоторой степени посвященную осевой оси. возраст и его религиозный вклад, утверждая, что религии и религиозные изменения в целом являются, по сути, биосоциальной адаптацией к изменяющейся среде.

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-12 20:46:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте