Советский коммунизм

редактировать

Советский коммунизм - это течение коммунистической мысли, возникшее в 1920-х годах. Вдохновленный ноябрьской революцией, коммунизм советов был против государственного социализма и защищал рабочие советы и советскую демократию. Сильный в Германии и Нидерландах в 1920-е годы коммунизм советов продолжает существовать как небольшое левое меньшинство.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Появление
    • 1.2 Упадок
    • 1.3 Продолжение в малых группах
  • 2 Теория
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Источники
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
История

Возникновение

Советский коммунизм возник после 1918 года, когда некоторые коммунисты в Германии и Нидерландах пришли к выводу, что Русская революция привело к концентрации власти в руках новой политической элиты. Его наиболее выдающимися ранними сторонниками были немецкий педагог Отто Рюле, голландский астроном Антон Паннекук и голландский поэт Герман Гортер. Первоначально они были горячими сторонниками большевиков и русской революции. В 1918 году Гортер сказал, что лидер большевиков Владимир Ленин «выделяется среди всех других вождей пролетариата» и что Карл Маркс был единственным равным Ленину. В 1919 году Паннекук писал, что «в России коммунизм претворяется в жизнь вот уже два года».

Когда Коммунистическая партия Германии (КПГ) была сформирована в декабре 1918 года, большинство в партия была против электоральной политики и профсоюзного движения. Эти позиции поместили его влево от большевистской ортодоксии. В 1919 г. был образован Коммунистический Интернационал (Коминтерн) для продвижения большевистской политики на международном уровне. В октябре 1919 года Поль Леви, глава руководства КПГ, протолкнул новую линию партии, которая следовала политике Коминтерна. Эта линия призывала к участию в парламентских выборах и борьбе за контроль над сложившимися профсоюзами. Фактически это вытеснило левое большинство из партии, и около половины из ее 100 000 членов покинули партию. В апреле 1920 года левые сформировали Коммунистическую рабочую партию Германии (KAPD) с первоначальным членством около 38 000 человек. Этот шаг был частично мотивирован тем, что левые восприняли реакцию КПГ на путч Каппа как слабую. В том же году был создан Профсоюз разнорабочих Германии (AAUD) как революционный профсоюз, частично созданный по образцу американского Промышленных рабочих мира (IWW). Некоторые считали его частью профсоюзной федерации КАПД.

. В 1918 году Гортер написал брошюру «Мировая революция», указав на различия между ситуациями в России и Западной Европе. Паннекук утверждал в брошюре «Мировая революция и коммунистическая тактика», которую он опубликовал в 1920 году, что коммунистическая тактика в Западной Европе неизбежно отличается от таковой в России. Он утверждал, что в Западной Европе буржуазия более устоявшаяся и опытная и что в результате классовая борьба должна противостоять буржуазным институтам, таким как парламенты и профсоюзы. Он подчеркивал важность классового сознания в массах и считал авангардную партийную модель, которую пропагандировали большевики, потенциальным препятствием на пути революции.

Сразу после образования КАПГ она обратилась к Коминтерн. На втором Всемирном конгрессе Коминтерна в 1920 году лидеры Коминтерна Ленин, Лев Троцкий и Григорий Зиновьев единодушно отвергли позиции КАПГ. Открытое письмо исполкома Коминтерна сообщило KAPD, что Коминтерн полностью поддерживает KPD в ее споре с левыми. Некоторые делегаты KAPD покинули съезд в знак протеста. Ленин подверг критике КАПГ, Паннекука и другие левые группы в брошюре 1920 года «Левый коммунизм: инфантильное расстройство», обвиняя их в распространении путаницы. Он утверждал, что отказ работать в парламентах и ​​профсоюзах оставит рабочих под влиянием реакционных лидеров. Он признал, что между Россией и более развитыми странами Западной Европы существуют существенные различия, но считал, что «именно российская модель открывает всем странам кое-что - и что-то очень важное - их ближайшего и неизбежного будущего» и что определенные особенности Русской революции были универсальны. Гортер взял на себя задачу ответить Ленину. В своем Открытом письме товарищу Ленину повторял аргумент о том, что различия в классовой структуре между Востоком и Западом вызвали необходимость различий в коммунистической тактике.

Несмотря на этот спор, KAPD и другие подобные группы изначально стремились изменить международную коммунистическое движение изнутри. На Третьем Всемирном конгрессе Коминтерна в 1921 году КАПГ не удалось собрать левую оппозицию и поэтому вышла из Интернационала. Коммунистическая критика большевизма стала более фундаментальной. Коммунисты Совета пришли к выводу, что большевики на самом деле не строили социализм. В 1921 году Паннекук утверждал, что русская революция была всего лишь буржуазной революцией, подобной французской революции. Гортер охарактеризовал это как изначально двойную революцию: революцию рабочего класса против капитализма и капиталистическую революцию против феодализма, но утверждал, что этот дуализм был разрешен с помощью Новой экономической политики 1921 года и что Советская Россия стала недвусмысленно капиталистическое государство.

По словам историка Марселя ван дер Линдена, к 1921 году коммунизм советов порвал с официальным коммунистическим движением и сформировал отдельное течение. Многие авторы согласны с ван дер Линденом в том, что он датирует появление муниципального коммунизма началом 1920-х годов, но другие, такие как Филипп Буррине и Джон Гербер, называют эту тенденцию голландско-немецкой формой left коммунизм в этот период и датировать приход коммунизма советов к 1930-м годам. По словам Фриц Кул, термин коммунизм совета впервые был использован Францем Пфемферт в 1921 году. Согласно ван дер Линдену, коммунизм совета определялся пятью основными принципами:

  • Капитализм находился в упадке и должен был быть отменили немедленно.
  • Его пришлось заменить рабочим контролем над экономикой посредством демократии советов.
  • Буржуазия манипулировала рабочим классом со своими социал-демократическими союзниками, чтобы поддерживать капитализм.
  • Этим манипуляциям необходимо противостоять, бойкотируя электоральную политику и борясь с традиционными профсоюзами.
  • Советский Союз был не альтернативой капитализму, а новым типом капитализма.

Немецкие и голландские левые. был частью более широкого левого коммунистического движения, которое выступало против навязывания большевистской модели Западной Европе. В Вене Георг Лукач подчеркивал важность спонтанности рабочего класса. В Италии Амадео Бордига был противником электоральной политики, но мало считал советы основой реорганизации общества и, как Ленин, выступал за авангардные партии. В России рабочая оппозиция критиковала бюрократизацию организаций рабочего класса и сочувствовала КРПГ.

По словам Ханса Манфреда Бока, руководство коммунистического движения советов Германии состояло в основном из интеллектуалы, которые уже были частью левого крыла СДПГ до Первой мировой войны, а также более молодые интеллектуалы, люди с богемским образованием и ученые, радикализованные войной. В ее состав входили в основном молодые рабочие, не проявлявшие политической активности до войны, и бывшие солдаты, озлобленные жестокостью войны.

В сентябре 1921 года Коммунистическая рабочая партия Нидерландов (КАПН) образовалась как голландский аналог КАПД. Гортер поддержал это решение и стал его главным представителем, но Паннекук был настроен скептически, поскольку считал, что условия для новой организации в Нидерландах еще не созрели. КАПН был создан по образцу КАПГ, и его программа была почти идентична программе немецкой партии. Однако ей не удалось воспроизвести массовую базу KAPD, и она никогда не насчитывала более 200 членов. В Болгарии тоже было левое коммунистическое крыло в Коммунистической партии. Под руководством и под влиянием KAPD, левые сформировали Болгарскую коммунистическую рабочую партию (BRKP) в январе 1922 года. В ее состав входило немногим более тысячи членов, в основном рабочие и немногочисленные представители интеллигенции. В Соединенном Королевстве бывшая суфражистка Сильвия Панкхерст, также выступавшая против парламентской политики, была исключена из Коммунистической партии Великобритании (КПГБ) в сентябре 1921 года. Она сформировала Коммунистическая рабочая партия (CWP) в феврале 1922 года. Она утверждала, что в ее составе 500 членов, но, вероятно, их было гораздо меньше.

Упадок

С самого начала KAPD подвергалась нападкам споры и внутренние неурядицы. Партия состояла из самых разных политических тенденций, и она не создавала стабильных организаций, поскольку ее сторонники опасались, что они могут стать бюрократическими и сдерживать революционную динамику рабочего класса. Когда в начале 1920-х годов Веймарская Германия стабилизировалась, а движение советов во время Немецкой революции пошло на убыль, споры стали более явными.

Уже на учредительном съезде KAPD. Рюле и Франц Пфемферт, редактор журнала Die Aktion, были против любых централизованных партийных структур и традиционного разделения рабочего движения на политические партии и экономические профсоюзы. В своей брошюре 1920 года «Революция - не партийное дело» Рюле утверждал, что целью революционного движения было захватить производство и, следовательно, не было необходимости в партии, которая неизбежно стала бы оппортунистической. Соответственно, Рюле и его сторонники покинули KAPD в ноябре 1920 года, и, когда стало ясно, что фракция сторонников KAPD контролировала AAUD в июне 1921 года, они создали AAUD - Унитарную организацию (AAUD –E). AAUD – E критиковал KAPD за то, что она отличается от KPD только в ее неприятии парламентаризма. На втором съезде КАПГ в августе 1920 г. было исключено национал-большевистское крыло партии. Это крыло возглавляли Генрих Лауфенберг и Фриц Вольфхейм. Они поддерживали сильную немецкую нацию, которая после успешной пролетарской революции объединилась с Советским Союзом в борьбе против западного капитала и милитаризма. Они также ссылались на антисемитские стереотипы в своей критике Пола Леви, утверждая, что «поскольку Леви - еврей, он будет разыграть карту еврейского финансового капитала».

Следующий крупный спор в KAPD касался формирование нового Интернационала, противостоящего Коминтерну, участие AAUD в борьбе за заработную плату и роль руководства партии вокруг Карла Шредера. Лидерство Шредера в KAPD становилось все более противоречивым, и некоторые воспринимали его как попытку установить диктаторский контроль. В политическом плане фракция Шредера утверждала, что капитализм находится в финальном кризисе, который приведет к его гибели, но рабочие еще не готовы к концу капитализма, поскольку они все еще находятся под контролем лидеров реформистов. Из этого они пришли к выводу, что роль KAPD заключалась в твердом соблюдении строгих революционных принципов, чтобы он мог руководить рабочими в более позднее время. Противники Шредера соглашались с тем, что капитализм находится в упадке, но для них это означало необходимость борьбы, чтобы завоевать рабочих, и они были более открыты для гибкости в тактике, такой как участие в борьбе за заработную плату, которую Шредер отверг как реформизм. В марте 1922 года этот спор привел к расколу на эссенскую тенденцию, возглавляемую Шредером, и берлинскую тенденцию, каждая из которых имела свой филиал в AAUD. Берлинская тенденция была сильнее, но большинство интеллектуалов в KAPD, включая Гортера, присоединились к эссенской тенденции. Паннекук был рассержен фракционностью в движении и не участвовал в споре, хотя в основном он симпатизировал берлинской тенденции.

После того, как KAPD вышла из Коминтерна в 1921 году, ее руководство решило составить планы по формированию нового Интернационала. Шредер и Гортер поддержали это, но многие в организации скептически относились к тому, что время было подходящим для этого шага. В апреле 1922 года, после раскола партии, Эссенская КАПГ и КАПН сформировали Коммунистический рабочий интернационал (КАИ). BRKP и CWP присоединились позже. KAI также утверждал, что имеет российский филиал, но на самом деле он состоял только из двух русских, проживающих в Берлине. Гортер написал программу КАИ. Его организационная структура была похожа на структуру Коминтерна, но она так и не достигла значительного влияния или активности. Раскол в KAPD был воспроизведен в болгарских и голландских организациях, поскольку группы в каждой партии поддерживали Essen KAPD, а другие - Берлинскую KAPD.

После 1922 года коммунистические организации Совета пришли в упадок и распались. Немецкие организации сократились до 20 000 сторонников в 1923 году и всего несколько сотен к 1933 году. Эссенская KAPD пришла в упадок быстрее всего. В 1923 году фракция ушла, чтобы сформировать Лигу коммунистов Совета, большинство членов которой затем присоединились к AAUD-E. В 1925 году основные лидеры Essen KAPD, включая Шредера, уехали, чтобы воссоединиться с SPD, поскольку они считали маловероятным возрождение движения советов революционного периода. В 1927 году Гортер умер, и к 1929 году группа не могла себе позволить издавать свою газету. Берлинская KAPD, потерявшая из-за Эссенской KAPD свое лидерство и теоретиков, провела следующие годы, повторяя неоднократно игнорируемые призывы к восстанию. В 1927 году он потерял филиал AAUD, объявивший себя самостоятельной партией. AAUD – E быстро превратился в набор отдельных групп и тенденций, а не в единую организацию. Она потеряла своего ведущего теоретика Рюле в 1925 году, когда он пришел к выводу, что политическая ситуация была слишком реакционной для революционной политики. В 1927 году он объединился с группой, исключенной из КПГ, и профсоюзной организацией, чтобы сформировать Спартакистскую лигу левых коммунистических организаций, которая, в свою очередь, объединилась с Берлинским AAUD в 1931 году, чтобы создать Союз коммунистических рабочих Германии, но эта организация имела членов всего 343 человека.

К началу 1930-х годов советский коммунизм как крупномасштабное движение подошел к концу. По словам Джона Гербера, коммунизм совета был продуктом послевоенной суматохи, и в результате прекращения движения совета политика коммунистов совета стала абстрактной. Он также приписывает упадок коммунизма советов как массового движения неудачам его сторонников. Они не разработали политику, которая могла бы выжить при стабильном капитализме. Коммунисты Совета не получили понимания состава движения советов, причин его упадка и влияния ленинизма и демократии на рабочих. Все это усугублялось, по словам Гербера, догматизмом коммунистов в советах и ​​отсутствием руководства на нижних уровнях.

Продолжение работы небольшими группами

После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году, организованный коммунизм советов исчез, хотя некоторые группы продолжали сопротивление режиму. Это продолжалось в нескольких небольших группах в Нидерландах. (GIC) стал координационным центром международных дебатов до конца 1930-х годов. В нем публиковались основные тексты движения, в первую очередь - «Возникновение нового рабочего движения» и «Тезисы о большевизме» Гельмута Вагнера. Совет коммунистов появился в нескольких других странах. Немецкий эмигрант Пауль Маттик привез его в Соединенные Штаты, где опубликовал переписку Международного совета. опубликовал «Южный защитник рабочих советов» в Австралии и опубликовал тексты коммунистических советов в Чили.

Студенческое движение 1960-х годов привело к кратковременному возрождению коммунизма советов, в основном во Франции, Италии и Германии. После упадка движения 1968 года оно по большей части снова исчезло, но для нескольких небольших групп в Европе и Северной Америке.

Теория

При сохранении общего общего направления, коммунисты совета сильно разошлись во взглядах по многим вопросам.

коммунисты совета утверждают, что рабочий класс не должен полагаться на ленинские авангардные партии или реформы капиталистической системы, чтобы принести социализм. В качестве альтернативы партия сохранит пропагандистскую и «миноритарную» роль. А сеть советов рабочих будет основным средством революции, выступая в качестве аппарата, с помощью которого диктатура пролетариата формируется и действует.

Ссылки

Источники

  • Бок, Ханс-Манфред (1976). Geschichte des linken Radikalismus в Deutschland: Ein Versuch. Франкфурт: Зуркамп.
  • Буррине, Филипп (2017). Голландские и немецкие коммунистические левые (1900-68): «Ни Ленин, ни Троцкий, ни Сталин!», «Все рабочие должны думать сами за себя!». Лейден / Бостон: Brill.
  • Гербер, Джон (1989). Антон Паннекук и социализм рабочего самоосвобождения, 1873-1960. Дордрехт: Kluwer.
  • Гомбин, Ричард (1978). Радикальная традиция: исследование современной революционной мысли. Лондон: Methuen.
  • Kool, Frits (1970). Die Linke gegen die Parteiherrschaft. Olten, Switzerland: Walter-Verlag.
  • Малдун, Джеймс (2019). "The Birth of Council Communism". In Kets, Gaard; Muldoon, Джеймс (ред.). Немецкая революция и политическая теория. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan. Pp. 339–360.
  • Шипвей, Марк (1987). «Совет коммунизма». In Rubel, Maximilien ; Крамп, Джон (ред.). Нерыночный социализм в девятнадцатом и двадцатом веках. Нью-Йорк: St. Martin's Press. Pp. 104–126.
  • van der Linden, Marcel (2004). «О советском коммунизме». Исторический материализм. 12 (4): 27–50.
Fu Другое чтение
  • Баум, Феликс (2018). «Франкфуртская школа и советский коммунизм». В Бесте, Беверли; Бонефельд, Вернер; О'Кейн, Крис (ред.). Справочник SAGE по критической теории Франкфуртской школы. Лос-Анджелес: SAGE. С. 1160–1178.
  • Бок, Ханс-Манфред (1969). Syndikalismus und Linkskommunismus von 1918–1923: Ein Beitrag zur Sozial- und Ideengeschichte der frühen Weimarer Republik. Майзенхайм-ам-Глан: Verlag Anton Hain.
  • Bock, Hans-Manfred (1988). "Neuere Forschungen zur Holländischen Marxistischen Schule". Internationale wissenschaftliche Korrespondenz zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. 24 (4): 516–538.
  • Бок, Ханс-Манфред (1992). "Die Marx-Dietzgen-Synthese Pannekoeks und seines Kreises". В ван дер Линден, Марсель (ред.). Die Rezeption der Marxschen Theorie in den Niederlanden. Трир: Karl-Marx-Haus.
  • Бонакки, Габриэлла М. (1976). «Совет коммунистов между новым курсом и фашизмом». Телос (30): 43–72.
  • Бораман, Тоби (2012). «Карнавал и класс: анархизм и советничество в Австралазии в 1970-е годы». В Причарда, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. С. 251–274.
  • Брицианер, Серж (1978). Паннекук и рабочие советы. Сент-Луис: Телос Пресс.
  • Будрович – Саез, Хорхе (2015). "Después del Marxismo, después del Anarquismo: Laín Diez y la crítica social no dogmática". Revista Pléyade. 15 : 157–178.
  • Challand, Benoît (2012). «Социализм или варварство, или частичные встречи критического марксизма и либертарианства». В Причарда, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. С. 210–231.
  • Дингель, Франц (1976). "Rätekommunismus und Anarchismus: Zu einigen neueren Arbeiten und Nachdrucken". Internationale wissenschaftliche Korrespondenz zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. 12 (1): 71–84.
  • Иглз, Джулиан (2017). «Марксизм, анархизм и ситуационистская теория революции». Критическая социология. 43 (1): 13–36.
  • эль-Оджейли, Чамси; Тейлор, Дилан (2016). «Через крайнее левое и за его пределы: дело Жиля Дове». Переосмысление марксизма. 28 (2): 187–203.
  • Гербер, Джон (1988). «От левого радикализма к коммунизму Совета: Антон Паннекук и немецкий революционный марксизм». Журнал современной истории. 23 (2): 169–189.
  • Гомбин, Ричард (1975). Истоки современной левизны. Хармондсворт: Книги Пингвинов.
  • Хармсен, Гер (1986). "Le marxisme et la revue 'De Nieuwe Tijd'". Сепентрион. 15 (3): 57–62.
  • Хармсен, Гер (1990). "Le communisme des Conseils ouvriers de Pannekoek et Gorter". Сепентрион. 19 (2): 47–51.
  • Херманн, Фридрих Георг (1972). "Отто Рюле как политический теоретик". Internationale Wissenschaftliche Korrespondenz zur Geschichte der Arbeiterbewegung. 17 : 16–60.
  • Херрманн, Фридрих Георг (1972). "Отто Рюле как политический теоретик". Internationale Wissenschaftliche Korrespondenz zur Geschichte der Arbeiterbewegung. 18 : 23–50.
  • Howard, M.C.; Кинг, Дж. Э. (2016). «Государственный капитализм» в Советском Союзе ». История экономического обозрения. 34 (1): 110–126.
  • Ихлау, Олаф (1969). Die Roten Kämpfer. Ein Beitrag zur Geschichte der Arbeiterbewegung in der Weimarer Republik und im Dritten Reich. Майзенхайм-ам-Глан: Verlag Anton Hain.
  • Jacoby, Russell (1981). Диалектика поражения: контуры западного марксизма. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press.
  • Kool, Frits (1978). "Die Klosterbrüder des Marxismus und die Sowjetgesellschaft: Ein Beitrag zur Geschichte des Rätekommunismus". В Ульмане, Г.Л. (ред.). Общество и история: Очерки в честь Карла Августа Виттфогеля. Гаага: Де Грюйтер. С. 259–280.
  • Маландрино, Коррадо (1987). Scienza e socialismo: Антон Паннекук (1873–1960). Милан: Франко Анджели.
  • Memos, Christos (2012). «Анархизм и советский коммунизм: о русской революции». Анархистские исследования. 20 (2): 22–47.
  • Мергнер, Готфрид (1982). Шмайцнер, Майк (ред.). Die Gruppe Internationaler Kommunisten Hollands. Райнбек-бай-Гамбург: Ровольт. С. 7–15.
  • Мергнер, Готфрид (1973). Arbeiterbewegung und Intelligenz. Штарнберг: Райт.
  • Мергнер, Ганс-Готфрид (1992). "Der Politiker als Dichter: Herman Gorter. Die Marxismusrezeption in der Dichtung Herman Gorters". В ван дер Линден, Марсель (ред.). Die Rezeption der Marxschen Theorie in den Niederlanden. Трир: Karl-Marx-Haus. С. 124–149.
  • Морриен, Джуп (1984). «Маркс и Нидерланды - голландская марксистская школа». В Галанде, Бриджит (ред.). Marxismus und Geschichtswissenschaft: Linz, 6. bis 9. Jänner 1983. Вена: Europaverlag. С. 414–421.
  • Малдун, Джеймс (2020). «После коммунизма советов: послевоенное открытие традиции советов». Обзор интеллектуальной истории.
  • Пинта, Саку (2012). «Взгляды коммунистов Совета на гражданскую войну и революцию в Испании, 1936–1939». В Причарда, Алекс; Кинна, Рут; Пинта, Саку; Берри, Дэвид (ред.). Либертарианский социализм: политика в черном и красном. Бейзингстоук: Пэлгрейв Макмиллан. С. 116–142.
  • Поццоли, Клаудио (2016). "Пол Маттик и о сообществе Консельоса". Marxismo e Autogestão. 2 (5): 77–101.
  • Рахлефф, Питер (1979). Марксизм и коммунизм Совета: основа революционной теории современного общества. Нью-Йорк: Revisionist Press.
  • Робертс, Джон (2013). «Два имени коммунизма». Радикальная философия (177): 9–18.
  • Рот, Гэри (2015). Марксизм в потерянном веке: биография Пола Мэттика. Лейден: Brill.
  • Рутильяно, Энцо (1974). Linkskommunismus e rivoluzione in occidente: per una storia della KAPD. Бари: Дедало.
  • Шектер, Дэрроу (2007). История левых от Маркса до наших дней: теоретические перспективы. Нью-Йорк: Континуум.
  • Шмайцнер, Майк (2007). "Brauner und roter Faschismus? Otto Rühles rätekommunistische Totalitarismustheorie". В Schmeitzner, Майк (ред.). Totalitarismuskritik von links: deutsche Diskurse im 20. Jahrhundert. Геттинген: Vandenhoeck Ruprecht. С. 205–227.
  • Шипвей, Марк (1988). Антипарламентский коммунизм: движение за рабочие советы в Великобритании, 1917-45. Бейзингсток: Макмиллан.
  • Зигфрид, Детлеф (2004). Das radikale Milieu: Kieler Novemberrevolution, Sozialwissenschaft und Linksradikalismus 1917–1922. Висбаден: Springer Fachmedien.
  • ван дер Линден, Марсель (1997). «Социализм или варварство: французская революционная группа (1949–65)». Оставил историю. 5 (1): 7–37.
  • ван дер Линден, Марсель (2007). Западный марксизм и Советский Союз: Обзор критических теорий и дебатов с 1917 г. Лейден: Брилл.
  • Виана, Нильдо (2015). "Notas sobre História e Significado do Comunismo de Conselhos". Marxismo e Autogestão. 2 (5): 48–76.
  • Райт, Стивен (1980). «Левый коммунизм в Австралии: Дж. А. Доусон и« Южный защитник рабочих советов »». Тезис одиннадцатый. 1 (1): 43–77.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 14:00:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте