Марксизм и религия

редактировать

Немецкий философ XIX века Карл Маркс, основатель и главный теоретик марксизма, рассматривал религию как «душу бездушных условий» или « опиум для народа ». Согласно Карлу Марксу, религия в этом мире эксплуатации является выражением страданий и в то же время протестом против настоящих страданий. Другими словами, религия продолжает существовать из-за тяжелых социальных условий. Когда это угнетающее и эксплуататорское состояние будет разрушено, религия станет ненужной. В то же время Маркс рассматривал религию как форму протеста рабочего класса против плохих экономических условий и отчуждения. Некоторые ученые-марксисты классифицировали взгляды Маркса как приверженные посттеизму, философской позиции, которая рассматривает поклонение божествам как в конечном итоге устаревшую, но временно необходимую стадию исторического духовного развития человечества.

В марксистско-ленинской интерпретации все современные религии и церкви рассматриваются как «органы буржуазной реакции», используемые для «эксплуатации и ошеломления рабочего класса». Ряд марксистско-ленинских правительств в 20 веке, таких как Советский Союз после Владимира Ленина и Китайская Народная Республика при Мао Цзэдуне, внедрили правила, вводящие государственный атеизм.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Марксистские политические теоретики и революционеры о религии
    • 1.1 Карл Маркс и Фридрих Энгельс о религии
    • 1.2 Владимир Ленин о религии
    • 1.3 Николай Бухарин и Евгений Преображенский о религии
    • 1.4 Анатолий Луначарский о религии
  • 2 В марксистско-ленинских государствах
    • 2.1 Религия в Советском Союзе
    • 2.2 Религия в Социалистической Народной Республике Албании
    • 2.3 Религия в Китайской Народной Республике
    • 2.4 Религия в Камбодже
      • 2.4.1 Демократическая Кампучия
      • 2.4.2 Народная Республика Кампучия
    • 2.5 Религия в Лаосе
    • 2.6 Религия в Социалистической Республике Румыния
  • 3 Коммунизм и авраамические религии
    • 3.1 Коммунизм и христианство
      • 3.1.1 Богословие освобождения
    • 3.2 Коммунизм и ислам
    • 3.3 Коммунизм и иудаизм
    • 3.4 Коммунизм и вера бахаи
  • 4 Коммунизм и буддизм
  • 5 Религиозная критика коммунизма
    • 5.1 «Безбожный коммунизм»
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Марксистские политические теоретики и революционеры о религии

Карл Маркс и Фридрих Энгельс о религии

Смотрите также: Опиум народа

Религиозные взгляды Карла Маркса были предметом множества интерпретаций. В критике философии права Гегеля 1843 года Маркс сказал знаменитую фразу:

Основа нерелигиозной критики такова: человек создает религию, а религия не создает человека. Религия - это действительно самосознание и чувство собственного достоинства человека, который либо еще не победил себя, либо уже снова потерял себя. Но человек - не абстрактное существо, сидящее на корточках вне мира. Человек - это мир человека - государства, общества. Это государство и это общество порождают религию, которая является перевернутым сознанием мира, потому что они перевернутый мир. Религия - это общая теория этого мира, его энциклопедический сборник, его логика в популярной форме, его духовная точка зрения, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное дополнение и его универсальная основа утешения и оправдания. Это фантастическое осознание человеческой сущности, поскольку человеческая сущность не приобрела никакой истинной реальности. Следовательно, борьба с религией - это косвенная борьба против того мира, духовным ароматом которого является религия.

Религиозные страдания одновременно являются выражением настоящих страданий и протестом против настоящих страданий. Религия - это вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира и душа бездушных состояний. Это опиум для людей.

Отмена религии как иллюзорного счастья людей - это требование их настоящего счастья. Призывать их отказаться от своих иллюзий относительно своего состояния - значит призывать их отказаться от состояния, которое требует иллюзий. Следовательно, критика религии находится в зачаточном состоянии, критика той юдоли слез, ореолом которой является религия.

Критика сорвала воображаемые цветы на цепи не для того, чтобы человек продолжал нести эту цепь без фантазии или утешения, а для того, чтобы сбросить цепь и сорвать живой цветок. Критика религии разочаровывает человека, так что он будет думать, действовать и формировать свою реальность, как человек, который отбросил свои иллюзии и восстановил свои чувства, так что он будет двигаться вокруг себя как свое собственное истинное Солнце. Религия - это всего лишь иллюзорное Солнце, которое вращается вокруг человека, пока он не вращается вокруг себя.

По словам Ховарда Зинна, «[t] он помогает нам понять массовую привлекательность религиозных шарлатанов на телеэкране, а также работу теологии освобождения в соединении одухотворенности религии с энергией революционных движений в ужасно бедных странах».. Некоторые недавние ученые предположили, что «опиум для народа» сам по себе является диалектической метафорой, «протестом» и «выражением» страдания. Маркс не возражал против духовной жизни и считал это необходимым. В «Заработной плате» экономических и философских рукописей 1844 года Маркс писал: «Чтобы развиваться в большей духовной свободе, люди должны разорвать свою зависимость от своих телесных потребностей - они должны перестать быть рабами тела. должны, прежде всего, иметь в своем распоряжении время для духовной творческой деятельности и духовных наслаждений ».

Есть те, кто считает, что ранняя христианская церковь, подобная той, что описана в Деяниях Апостолов, была ранней формой коммунизма и религиозного социализма. Считается, что коммунизм был просто христианством на практике, а Иисус - первым коммунистом. Эта связь была подчеркнута в одном из ранних произведений Маркса, в котором говорилось, что «Христос является посредником, которому человек освобождает от бремени все свое божество, все свои религиозные узы, поэтому государство является посредником, которому он передает все свое безбожие, все свое безбожие. его человеческая свобода ". Кроме того, Томас Мюнцер возглавлял большое анабаптистское коммунистическое движение во время немецкой крестьянской войны, которую Фридрих Энгельс проанализировал в своей книге «Крестьянская война в Германии». Марксистский этос, направленный на единство, отражает христианское универсалистское учение о том, что человечество едино и что есть только один бог, который не делает различий между людьми. Тристрам Хант приписывает Энгельсу религиозные убеждения.

Владимир Ленин о религии

В «Отношении рабочей партии к религии» Ленин писал:

Религия - это опиум для народа : это высказывание Маркса является краеугольным камнем всей идеологии марксизма о религии. Все современные религии и церкви, все и всякого рода религиозные организации всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и ошеломления рабочего класса.

Тем не менее Ленин допустил христиан и других религиозных людей в большевистскую партию. Критикуя религию, Ленин также особо подчеркивал необходимость не включать ее в Нашу Программу или в свои идеологические цели, утверждая:

Но ни при каких обстоятельствах мы не должны впадать в ошибку, ставя религиозный вопрос абстрактно, идеалистически, как «интеллектуальный» вопрос, не связанный с классовой борьбой, как это нередко делают радикальные демократы из среды буржуазии. Было бы глупо думать, что в обществе, основанном на бесконечном притеснении и огрублении рабочих масс, религиозные предрассудки можно развеять чисто пропагандистскими методами. Было бы буржуазной ограниченностью забывать, что гнет религии, тяготеющий над человечеством, является всего лишь продуктом и отражением экономического ига в обществе. Никакое количество брошюр и никакие проповеди не могут просветить пролетариат, если он не просвещен собственной борьбой против темных сил капитализма. Единство в этой поистине революционной борьбе угнетенного класса за создание рая на земле для нас важнее единства пролетарского мнения о рае на небесах.

Николай Бухарин и Евгений Преображенский о религии

В своей влиятельной книге Азбука коммунизма, Николай Бухарин и Евгений Преображенский выступил категорически против религии, написав, что «коммунизм несовместим с религиозной верой». Однако большое внимание уделялось секуляризму и ненасилию по отношению к религиозным:

Но кампанию против отсталости масс в религиозном вопросе необходимо вести с терпением и вниманием, а также с энергией и настойчивостью. Легковерная толпа чрезвычайно чувствительна ко всему, что задевает ее чувства. Наводить атеизм массам и в сочетании с этим насильственно вмешиваться в религиозные практики и высмеивать объекты народного почитания не поможет, а будет препятствовать кампании против религии. Если церковь подвергнется гонениям, она вызовет сочувствие в массах, поскольку гонения напомнили бы им о почти забытых днях, когда существовала связь между религией и защитой национальной свободы; это усилит антисемитское движение; и вообще он мобилизует все остатки идеологии, которая уже начинает отмирать.

Анатолий Луначарский о религии

Основная статья: Богостроительство

Идея Бого-строительства была предложена некоторыми видными ранними марксистами из большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии. Вдохновленный «религией человечества» Людвига Фейербаха, он имел прецедент во Французской революции с « культом разума ». Идея предполагала, что вместо отмены религии должен существовать метарелигиозный контекст, в котором религии рассматривались в первую очередь с точки зрения психологического и социального воздействия ритуалов, мифов и символизма в попытке использовать эту силу для пропаганды. коммунистические цели, как путем создания нового ритуала и символизма, так и путем переосмысления существующих ритуалов и символизма в социалистическом контексте. В отличие от атеизма Ленина, богостроители заняли официальную позицию агностицизма.

В марксистско-ленинских государствах

Смотрите также: марксистско-ленинский атеизм и государственный атеизм

Религия в Советском Союзе

Основная статья: Религия в Советском Союзе

Советский Союз был атеистическим государством, в котором религия была в значительной степени обескураживают и временами сильно преследовались. Согласно различным советским и западным источникам, более трети населения страны по-прежнему исповедуют религиозные убеждения ( больше всего верующих было у христианства и ислама ). Христиане принадлежали к разным церквям: православным, у которого было наибольшее количество последователей; Католический ; а также баптисты и другие протестантские конфессии. Большинство верующих ислама были суннитами (с заметным шиитским меньшинством, в основном в Азербайджане ), в то время как у иудаизма также было много последователей. Другие религии, которые практиковалось относительно небольшим числом верующих, включали буддизм и шаманизм. После 1941 года в сталинскую эпоху религиозные преследования значительно сократились. Чтобы заручиться поддержкой масс во время Второй мировой войны, правительство Сталина вновь открыло тысячи храмов и ликвидировало Лигу воинствующих атеистов. Атеистическая пропаганда вернулась в меньшей степени при хрущевском правительстве и продолжалась в менее строгой форме в брежневские годы.

Роль религии в повседневной жизни советских граждан сильно различалась, но две трети советского населения были нерелигиозными. Около половины людей, включая членов правящей Коммунистической партии и высокопоставленных государственных чиновников, исповедовали атеизм. Для большинства советских граждан религия казалась неуместной. До его краха в конце 1991 года официальных данных о религии в Советском Союзе не было. Государственный атеизм в Советском Союзе назывался госатеизмом.

Религия в Социалистической Народной Республике Албании

Дополнительная информация: Религия в Албании и Энвер Ходжа

Энвер Ходжа объявил Албанию атеистическим государством. Религия в Албании подчинялась интересам национализма в периоды национального возрождения, когда ее считали чужеземным хищничеством албанской культуры. В конце 19 века, а также когда Албания стала государством, религии подавлялись, чтобы лучше объединить албанцев. Этот национализм также использовался для оправдания коммунистической позиции государственного атеизма в период с 1967 по 1991 год. Эта политика в основном применялась и ощущалась в границах нынешнего албанского государства, создавая нерелигиозное большинство населения.

Религия в Китайской Народной Республике

Дополнительная информация: Религия в Китае

Китайская Народная Республика была создана в 1949 году и на протяжении большей части своей ранней истории сохраняется враждебное отношение к религии, которая рассматривалась как символ феодализма и иностранного колониализма. Молельные дома, включая храмы, мечети и церкви, были преобразованы в нерелигиозные здания для светского использования. Однако это отношение значительно ослабло в конце 1970-х годов с окончанием культурной революции. 1978 Конституции Народной Республики Китая гарантируется «свобода вероисповедания» с целым рядом ограничений. С середины 1990-х годов проводилась масштабная программа по восстановлению буддийских и даосских храмов, разрушенных во время Культурной революции. Однако Коммунистическая партия Китая по- прежнему остается явным атеистом, а религия жестко регулируется, и только определенные государственные церкви, мечети и храмы разрешены для богослужений.

Религия в Камбодже

Демократическая Кампучия

Пол Пот, лидер режима красных кхмеров, подавил буддийскую религию Камбоджи, когда монахи были лишены сана; храмы и артефакты, в том числе статуи Будды, были разрушены; и людей, молящихся или выражавших другие религиозные чувства, часто убивали. Христианская и мусульманская общины также были в числе самых преследуемых. Римско-католический собор Пномпеня был разрушен. Красные кхмеры заставляли мусульман есть свинину, которую они считают мерзостью. Многие из отказавшихся были убиты. Были казнены христианское духовенство и мусульманские имамы.

Народная Республика Кампучия

После свержения красных кхмеров было создано социалистическое государство, в большей степени отражающее ценности, разделяемые Вьетнамом и союзниками Советского Союза. Угнетение религиозных групп было почти полностью прекращено, и отношения между религиозными группами и Народной Республикой Кампучия были гораздо более нейтральными на протяжении всего ее существования до восстановления монархии десятью годами позже.

Религия в Лаосе

В отличие от жестокого подавления сангхи, предпринятого в Камбодже, коммунистическое правительство Лаоса не стремилось противодействовать или подавлять буддизм в Лаосе в какой-либо значительной степени, скорее, с первых дней правления Патет-Лаоса коммунистические чиновники стремились использовать свое влияние. и уважение, оказываемое буддийскому духовенству для достижения политических целей, в то же время препятствуя религиозным практикам, которые считаются вредными для марксистских целей.

Начиная с конца 1950-х годов, члены Патет Лао стремились поощрять поддержку коммунистического дела, объединяя членов лаосской сангхи с коммунистической оппозицией. Несмотря на сопротивление королевского правительства Лаоса, эти усилия были довольно успешными и привели к усилению поддержки Патет Лао, особенно в сельских общинах.

Религия в Социалистической Республике Румыния

Смотрите также: Антирелигиозная кампания коммунистической Румынии и свобода религии в Румынии § Социалистическая Республика Румыния

В социалистическую эпоху румынское правительство осуществляло значительный контроль над Православной церковью и внимательно следило за религиозной деятельностью, а также пропагандировало атеизм среди населения. Священников-диссидентов осуждали, арестовывали, депортировали и / или лишали сана, но Православная Церковь в целом уступила требованиям правительства и получила от него поддержку. В отличие от других государств Восточного блока, где духовенство было вынуждено полагаться на пожертвования или прожиточный минимум, православное духовенство в Румынии получало зарплату, эквивалентную средней зарплате, получаемой населением в целом, и получало значительные государственные субсидии на восстановление церквей, разрушенных во время войны. Начиная с 1960-х годов государство использовало религиозных деятелей Православной церкви в качестве послов на Западе, участвуя в диалоге с религиозными организациями в Соединенном Королевстве. Это относительно благоприятное отношение к церкви продолжалось до смерти патриарха Румынского Юстиниана в 1977 году, после чего государство начало новую антицерковную кампанию, участвуя в проектах обновления городов, которые повлекли за собой разрушение церквей.

Коммунизм и авраамические религии

Коммунизм и христианство

Основная статья: христианский коммунизм

В Коммунистическом Манифесте, Карл Маркс и Фридрих Энгельс писал: «Нет ничего проще, чем придать христианскому аскетизму социалистический оттенок Разве христианство не декламировал против частной собственности, против брака, против государства Разве не проповедовал вместо этого благотворительность.? и бедность, безбрачие и умерщвление плоти, монашеская жизнь и Мать-Церковь? Христианский социализм - всего лишь святая вода, которой священник освящает горящие сердца аристократа ». В книге «Социализм: утопия и наука» Энгельс провел определенную аналогию между своего рода утопическим коммунализмом некоторых из ранних христианских общин и современным коммунистическим движением, научным коммунистическим движением, представляющим пролетариат в эту эпоху, и его всемирно-исторической трансформацией общества.. Энгельс отмечал как определенное сходство, так и определенные контрасты.

Христианский коммунизм можно рассматривать как радикальную форму христианского социализма. Это теологическая и политическая теория, основанная на точке зрения, согласно которой учение Иисуса Христа побуждает христиан поддерживать коммунизм как идеальную социальную систему. Хотя нет единого мнения о точной дате основания христианского коммунизма, многие христианские коммунисты утверждают, что свидетельства из Библии предполагают, что первые христиане, включая апостолов, создали свое собственное маленькое коммунистическое общество в годы после смерти и воскресения Иисуса.. Сторонники христианского коммунизма утверждают, что ему учил Иисус и практиковали его сами апостолы.

Современный коммунизм, включая современный христианский коммунизм, во многом обязан марксистской мысли, особенно марксистской экономике. Хотя не все коммунисты полностью согласны с марксизмом, коммунисты разделяют марксистскую критику капитализма. Марксизм включает в себя сложный набор взглядов, охватывающих несколько различных областей человеческого знания, и можно легко провести различие между марксистской философией, марксистской социологией и марксистской экономикой. Марксистская социология и марксистская экономика не имеют никакого отношения к религиозным вопросам и не делают никаких заявлений по этому поводу. С другой стороны, марксистская философия, как известно, является атеистической, хотя некоторые ученые-марксисты, как христианские, так и нехристианские, настаивали на том, что марксистская философия и философия Маркса и Энгельса значительно отличаются друг от друга и что это различие требует признания. В частности, Хосе Порфирио Миранда обнаружил, что Маркс и Энгельс последовательно выступают против детерминированного материализма и в целом симпатизируют христианству и тексту Библии, хотя и не верят в сверхъестественное божество.

Теология освобождения

Основная статья: Богословие освобождения

В 1950-х и 1960-х годах теология освобождения была политической практикой латиноамериканских богословов, таких как Густаво Гутьеррес из Перу, Леонардо Бофф из Бразилии, Хуан Луис Сегундо из Уругвая и Йон Собрино из Испании, которые сделали популярной фразу « преференциальный выбор». для бедных ". В то время как теология освобождения была самой влиятельной в Латинской Америке, она также была разработана и в других частях мира, таких как черный теологии в Соединенных Штатах и Южной Африке, палестинскую теологии освобождения, Dalit теологии в Индии и Minjung теологии в Южной Корее. Состоящая из синтеза христианского богословия и марксистского социально-экономического анализа, теология освобождения подчеркивает социальную заботу о бедных и выступает за освобождение угнетенных народов. Богословие освобождения не только являлось теологическим вопросом, но и часто было связано с конкретной политической практикой.

Коммунизм и ислам

Смотрите также: Анархизм и Ислам и Социализм и Ислам

С 1940-х по 1960-е годы коммунисты, социалисты и исламисты иногда объединяли свои силы, выступая против колониализма и добиваясь национальной независимости. Коммунистическая партия Ирана Туде объединилась с исламистами в их окончательно успешном восстании против шаха Пехлеви в 1979 году, хотя после свержения шаха исламисты обратились против своих бывших союзников. Народный моджахеды Ирана, ссыльный политическая партия, которая выступает против Исламской Республики, когда - то выступал за коммунистические идеалы, но с тех пор отказался от них.

Коммунистический философ Мир-Саид (Мирза) Султан-Галиев, ставленник Иосифа Сталина в Народном комиссариате по делам национальностей (Наркомнац), писал в журнале Наркомнац « Жизнь национальностей ».

Коммунизм и иудаизм

Смотрите также: анархизм и ортодоксальный иудаизм, еврейские левые и лейбористский сионизм

Во время гражданской войны в России, евреи рассматривались как коммунистические сочувствующие и тысячи были убиты в погромах со стороны Белой армии. Во время « красной паники» в Соединенных Штатах в 1950-х годах представитель Американского еврейского комитета заверил влиятельный комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности, что « иудаизм и коммунизм совершенно несовместимы». С другой стороны, некоторые ортодоксальные евреи, в том числе ряд видных религиозных деятелей, активно поддерживали либо анархистскую, либо марксистскую версии коммунизма. Примеры включают раввин Иегуда Ашлаг, откровенный либертарианский коммунист, русский революционер и лидер территориалистов Исаак Стейнберг и раввин Абрахам Бик, американский коммунистический активист.

Коммунизм и вера бахаи

Анализ показывает, что Вера бахаи как проявление доктрины и как формирующееся в наши дни организованное сообщество по своей природе тесно взаимодействует с элементами, которые соответствуют различным течениям марксистской мысли, анархической мысли и более поздних нововведений в области освободительной мысли. К таким элементам относятся, например, отсутствие духовенства и темы, относящиеся к мутуализму, либертарианскому социализму и демократическому конфедерализму. Между школами мысли есть много общего и различного, но одна из наиболее общих вещей, которые они разделяют, - это временные рамки, в которых были основаны обе идеологии, а также некоторые социальные и экономические перспективы. Книга Ассоциации изучения бахаи была написана как диалог между двумя школами мысли.

Коммунизм и буддизм

Смотрите также: буддийский социализм

Считается, что буддизм совместим с коммунизмом, учитывая, что оба могут быть истолкованы как атеистические и, возможно, имеют некоторые общие черты в своих взглядах на мир природы и отношения между материей и разумом. Тем не менее, буддисты все еще подвергаются преследованиям в некоторых коммунистических государствах, особенно в Китае, Монголии и Камбодже, при «красных кхмерах».

Многие сторонники Вьетконга были буддистами, твердо верящими в объединение Вьетнама, при этом многие выступали против Южного Вьетнама из-за преследования буддизма бывшим президентом Нго Динь Зием в начале 1960-х годов. Нынешний Далай-лама Тензин Гьяцо положительно отзывается о марксизме, несмотря на жестокие преследования тибетского народа со стороны китайского правительства после Мао Цзэдуна и после культурной революции. Далай-лама далее заявил, что «[из] всех современных экономических теорий экономическая система марксизма основана на моральных принципах, в то время как капитализм озабочен только прибылью и прибыльностью. [...] Провал режима в бывший Советский Союз был для меня не провалом марксизма, а провалом тоталитаризма. По этой причине я до сих пор считаю себя полумарксистом, полубуддистом ».

В Индии Б. Р. Амбедкар написал в своем эссе « Будда или Карл Маркс», что «русские гордятся своим коммунизмом. Но они забывают, что чудо из всех чудес состоит в том, что Будда установил коммунизм в том, что касается Сангх, без диктатуры. Может быть, это был коммунизм в очень малых масштабах, но это был коммунизм без диктатуры, чудо, которое Ленин не смог совершить ».

Религиозная критика коммунизма

Из-за кажущейся атеистической природы коммунизма некоторые обвиняли коммунизм в преследовании религии. Кроме того, есть еще одна критика: коммунизм сам по себе является религией.

«Безбожный коммунизм»

Смотрите также: Коммунизм и атеизм

Во время Второй красной паники страх перед «безбожным коммунистом» укоренился как эпитет и предупреждение Соединенным Штатам в меняющейся глобальной среде. По мере того как осознанная угроза «безбожного коммунизма» и материализма американскому образу жизни росла, «выбор между американизмом и коммунизмом был жизненно важен и не допускал никаких компромиссов».

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Майлз, Роберт Дж. (2019). Классовая борьба в Новом Завете. Ланхэм: Академическая крепость. ISBN   978-1-9787-0209-7.
  • Смолкин, Виктория / Священное пространство никогда не пусто: история советского атеизма (Princeton UP, 2018) онлайн-обзоры

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 08:31:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте