Хосе Карлос Мариатеги

редактировать
Эта статья о марксистском интеллектуале. О его внуке, ученом и ученом, см. Хосе-Карлос Мариатеги.

Хосе Карлос Мариатеги
JCM 1929.jpg Мариатеги в 1929 году
Родился Хосе дель Кармен Элисео Мариатеги Де Ла Чира 14 июня 1894 г. Мокегуа, Перу
Умер 16 апреля 1930 г. (1930-04-16)(35 лет) Лима, Перу
Область Латиноамериканская философия
Школа марксизм
Основные интересы Политика, эстетика
Влияния
Под влиянием
Подпись
Фирма де Хосе Карлос Мариатеги.png

Хосе Карлос Мариатеги Ла Чира (14 июня 1894 - 16 апреля 1930) был перуанским интеллектуалом, журналистом, активистом и политическим философом. Будучи плодовитым писателем до своей ранней смерти в возрасте 35 лет, он считается одним из самых влиятельных латиноамериканских социалистов ХХ века. Семь интерпретирующих эссе Мариатеги о перуанской реальности (1928) до сих пор широко читаются в Латинской Америке и называются «одним из самых обширных, глубоких и устойчивых произведений латиноамериканского века». Признанный марксист -самоучка, он настаивал на том, что социалистическая революция должна развиваться в Латинской Америке органически, исходя из местных условий и практики, а не в результате механического применения европейской формулы. Хотя его литературные произведения наиболее известны как политический мыслитель, ученые обратили на него внимание.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Жизнь и творчество
  • 2 Влияние
  • 3 цитаты
  • 4 Работы
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь и творчество

Один из троих детей, Хосе Карлос Мариатеги, родился в Мокегуа, хотя его набожная католическая мать Мария Амалия Ла Чира Бальехос убедила его, что он родился в Лиме. Его отец, Франсиско Хавьер Мариатеги Рекехо, бросил семью, когда Хосе Карлос был молод. Чтобы прокормить своих детей, мать Хосе Карлоса сначала переехала в Лиму, а затем в Уачо, где у нее было больше родственников, которые помогали ей зарабатывать на жизнь. У Хосе Карлоса были брат и сестра: Хулио Сезар и Гильермина. В 1902 году школьником он сильно повредил левую ногу в результате несчастного случая и был переведен в больницу в Лиме. Несмотря на четырехлетнее выздоровление, его нога оставалась хрупкой, и он не мог продолжать учебу. Это была первая из серии проблем со здоровьем, которые преследовали его на протяжении всей его жизни. Хотя он не смог продолжить формальное обучение, Мариатеги много читал и выучил французский язык.

Хотя он надеялся стать римско-католическим священником, в возрасте четырнадцати лет он начал работать в газете, сначала мальчиком на побегушках, затем линотипистом, а затем, в конце концов, писателем. Линотипист, которому он помогал, Хуан Мануэль Кампос, познакомил его с интеллектуалом-анархистом Мануэлем Гонсалесом Прада. Гонсалес Прада сделал себе имя в осуждении коррупции и некомпетентности правителей Перу, и особенно положения перуанских крестьян из-за монополизации земли небольшой группой гамоналес (землевладельцев), анализ, который повлиял на более поздние труды Мариатеги.. Мариатеги работал в ежедневной журналистике для La Prensa, а также для журнала Mundo Limeño. В 1916 году он оставил своего первого работодателя, чтобы присоединиться к новой ежедневной газете El Tiempo, которая имела более левую ориентацию. Два года спустя он запустил свой журнал и обнаружил, что владельцы El Tiempo отказались его печатать. Это привело его к разрыву с El Tiempo и запуску газеты под названием La Razón, которая стала его первым крупным предприятием в области левой журналистики. В 1918 году, «которого тошнит от креольской политики», он написал в автобиографической записке, «я решительно повернулся к социализму».

Газета, возглавляемая Мариатеги, вела решительную защиту развернувшейся в то время кампании за реформу университетов и впоследствии стала трибуналом для защиты молодого рабочего движения. Ла Разон поддержал забастовку за восьмичасовой рабочий день, проведенную в мае 1919 года, наряду с снижением стоимости предметов первой необходимости. Агрессивный радикализм газеты привел к конфликту с правительством Легии, и ходили слухи, что правящие круги предоставили Мариатеги выбор: изгнание или тюрьма. В любом случае, Мариатеги уехала в Европу в 1920 году, путешествуя по Франции, Германии, Австрии и, в конечном итоге, два года прожила в Италии. Во Франции он познакомился с Жоржем Сорелем. Он был скорее увлечен волюнтаристским, неортодоксальным марксизмом Сореля, качества которого он видел в подъеме Ленина и большевиков. Во время своего пребывания в Италии он женился на итальянке Анне Чиаппе, от которой у него было четверо детей. Он был в Италии во время заводской оккупации Туринской 1920, а в январе 1921 года он присутствовал на Ливорно съезде в Итальянской социалистической партии, где исторический раскол произошел, что привело к формированию коммунистической партии. К тому времени, когда он покинул страну в 1922 году, Бенито Муссолини уже был на пути к власти.

В своих трудах того периода Мариатеги отмечал, что фашизм был ответом на глубокий социальный кризис, что он опирался на мелкую буржуазию города и деревни и что он во многом опирался на культ насилия. По его словам, фашизм был ценой, которую кризисное общество заплатило за неудачи левых.

По возвращении в Перу в 1923 году он начал читать лекции для Студенческой федерации Народного университета и писать статьи о ситуации в Европе. Он также начал использовать марксистские методы для изучения Перу. Мариатеги также вступил в контакт и вступил в союз с Виктором Раулем Хайя де ла Торре, лидером популистского движения American Popular Revolutionary Alliance (APRA). В октябре 1923 года Хайя де ла Торре был депортирован правительством Легии, оставив Мариатеги редактором журнала Claridad. Пятый номер издания за март 1924 года был посвящен Владимиру Ленину.

Во время раскола между сторонниками Льва Троцкого и Иосифа Сталина в Советском Союзе Мариатеги описал Троцкого в 1924 году как «главного героя» и был осужден Коминтерном за его отказ поддержать Сталина. Несмотря на это, Мариатеги не был сторонником троцкизма, утверждая, что «ни Сталин, ни Бухарин не очень далеки от того, чтобы присоединиться к большинству фундаментальных концепций Троцкого и его адептов».

Сентябрь 1926 г., обложка Амаута

В 1924 году Мариатеги чуть не умер, и его травмированную ногу пришлось ампутировать. В 1926 году он основал журнал Amauta, который служил форумом для дискуссий о социализме, искусстве и культуре в Перу и во всей Латинской Америке. В 1927 году он был арестован и помещен в военный госпиталь, а затем подвергся домашнему аресту. Он ненадолго задумал переехать в Монтевидео или Буэнос-Айрес.

В 1928 году Мариатеги стал отчужденным от APRA, и он приступил к созданию Социалистической партии, которая официально была создана в октябре того же года, с Мариатеги в качестве генерального секретаря (позже она стала Коммунистической партией Перу ). В том же году он опубликовал свою самую известную работу « Семь интерпретирующих эссе о перуанской реальности», в которой он исследовал социально-экономическое положение Перу с марксистской точки зрения. Это считалось одним из первых материалистических анализов латиноамериканского общества. Начиная с экономической истории страны, книга переходит к обсуждению «индийской проблемы», которую Мариатеги твердо помещает в «земельную проблему». Другие очерки посвящены народному образованию, религии, регионализму и централизму, а также литературе.

В том же произведении Мариатеги обвинял латифундистов, или крупных землевладельцев, в неестественной экономике страны и ужасных условиях жизни коренных народов региона. Он заметил, что Перу в то время обладало многими характеристиками феодального общества. Он утверждал, что переход к социализму должен быть основан на традиционных формах коллективизма, практикуемых индейцами. В известной фразе, Мариатеги заявил, что « коммунитаризм из инков не может быть отказано или пренебрежительно для эволюционировали под самодержавным режимом.»

В 1929 году Мариатеги участвовал в создании Всеобщей конфедерации перуанских рабочих (CGTP), которая затем отправила делегата в Монтевидео на учредительный съезд Латиноамериканской конференции профсоюзов.

Мариатеги умер 16 апреля 1930 года в Лиме от осложнений после перенесенного ранее недуга. Его дом в Хироне Вашингтоне в центре Лимы позже был превращен в музей.

Влиять

По-разному, такие организации, как « Сияющий путь», Революционное движение Тупак Амару и Коммунистическая партия Перу, все смотрят на Мариатеги и его труды.

Идеи Мариатеги недавно пережили серьезное возрождение из-за подъема левых правительств по всей Южной Америке, в частности в Боливии, где в 2005 году Эво Моралес стал первым коренным президентом этой страны после Завоевания 500 лет назад (вторым в Латинской Америке после Бенито Хуарес из Мексики). Подъем популярных движений коренных народов в Эквадоре и Перу также вызвал новый интерес к трудам Мариатеги о роли коренных народов в латиноамериканской революции. Правящая партия Перу с 2011 по 2016 год, Перуанская националистическая партия, называет Мариатеги одним из своих идеологических основателей.

Цитаты
  • Ясно, что итальянский фашизм представляет собой антиреволюцию или, как ее обычно называют, контрреволюцию. Фашистское наступление объясняется и осуществляется в Италии как следствие отступления или поражения революции.
  • Я самоучка. Однажды я зарегистрировался в отделении искусств в Лиме, ​​но только для того, чтобы пройти курс латыни для эрудированных Августина. А в Европе я свободно посещал некоторые курсы, но так и не решил потерять свой внеколлегиальный, а может быть, и антиколлегиальный статус.
  • Перу - полуфеодальная и полуколониальная страна одновременно. Хотя это может показаться парадоксом, это факт, и его необходимо изменить.
  • Борьба долгая и тяжелая, но вместе мы сможем ее победить.

Мариатеги также является автором фразы о марксизме sendero luminoso al futuro («Сияющий путь в будущее»). Эта фраза позже стала названием маоистской организации « Сияющий путь» в Перу, чтобы отличить их от других коммунистических групп (они предпочитали называться Коммунистической партией Перу ).

Работает
  • Героический и творческий смысл социализма Хосе Карлос Мариатеги. Избранные очерки. - Отредактировано и переведено Майклом Перлманом. 1996 Humanities Press, Нью-Джерси
  • Семь интерпретирующих эссе о перуанской реальности Хосе Карлоса Мариатеги. Техасский университет Press. 1997. ISBN   978-0292701151.
дальнейшее чтение
  • Чанг-Родригес, Эухенио. Poética e ideología ан Хосе Мариатеги. 1983 г.
  • Данбар-Ортис, Роксана. «Коренное сопротивление в Северной и Южной Америке и наследие Мариатеги». Ежемесячный обзор vol. 61 (4) 2009.
  • Краузе, Энрике. «Хосе Карлос Мариатеги: коренной марксизм» в книге « Искупители: идеи и власть в Латинской Америке». Перевод Хэнка Хейфеца и Наташи Виммер. Нью-Йорк: HarperCollins 2011.
  • Ванден, Гарри Э. Национальный марксизм в Латинской Америке: мысли и политика Хосе Карлоса Мариатеги. 1986 г.
  • Де Кастро, Хуан Э. Хлеб и красота: культурная политика Хосе Карлоса Мариатеги. Брилл, 2020.
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-21 12:53:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте