Франц Фанон

редактировать
Французский вест-индийский психиатр, политический философ и революционер
Франц Фанон
Франц Фанон.jpg
Родился20 июля 1925 г. (1925-07-20). Форт-де-Франс, Мартиника, Франция
Умер6 декабря 1961 (1961-12-06)) (36 лет). Бетесда, Мэриленд, США
Alma materЛионский университет
Известная работаЧерная кожа, белые маски, Проклятые с Земли
Супруг (ы)Джози Фанон
ЭраФилософия 20-го века
РегионАфриканская философия
Школа Марксизм. Черный экзистенциализм. Критическая теория
Основные интересыДеколонизация и Постколониализм, революция, психопатология колонизации , Расизм
Известные идеиДвойное сознание, колониальное отчуждение, Стать черным
Влияния
Под влиянием

Франц Омар Фанон (,US : ; французский: ; 20 июля 1925 - 6 декабря 1961), также известный как Ибрагим Франц Фанон, был французским вест-индийским психиатром и политическим философом из французской колонии на Мартинике ( сегодня Французский отдел ). Его работы стали влиятельными в областях постколониальных исследований, критической теории и марксизма. Помимо того, что интеллектуал, Фанон был политическим радикалом, панафриканистом и марксистским гуманистом, озабоченным психопатология колонизации и человеческие, социальные и культурные последствия деколонизации.

В ходе своей работы врачом и психиатром Фанон поддерживал Война за независимость Алжира от Франции и была членом Фронта национального освобождения Алжира.

Более пяти десятилетий жизнь и творчество Франца Фанона вдохновляли национально-освободительные движения и другие радикальные политические организации в Палестине, Шри-Ланке, Южной Африке и Соединенных Штатах. Он сформулировал модель общественной психологии, полагая, что многим психически здоровым пациентам было бы лучше, если бы они были интегрированы в свою семью и сообщество вместо того, чтобы лечиться с помощью стационарной помощи. Он также помог открыть сферу институциональной психотерапии, работая в Saint-Alban под руководством Франсуа Тоскель и Жана Ури. В «Что сказал Фанон: философское введение в его жизнь и мысли» Льюис Р. Гордон заметил, что

вклад Фанона в историю идей разнообразен. Он имеет влияние не только из-за оригинальности его мысли, но также из-за проницательности его критики [...]. [...] Он разработал глубокий социальный экзистенциальный анализ античерного расизма, который привел его к выявлению условий искаженной рациональности и разума в современных дискурсах о человеке.

Фанон опубликовал множество книг, в том числе Бедные с Земли (1961). Эта влиятельная работа фокусируется на том, что, по его мнению, является необходимой ролью насилия со стороны активистов в проведении борьбы за деколонизацию.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Мартиника и Вторая мировая война
    • 1.3 Франция
    • 1.4 Алжир
    • 1.5 Смерть
  • 2 Работа
  • 3 Влияния
  • 4 Наследие
  • 5 Библиография
    • 5.1 Труды Фанона
    • 5.2 Книги о Фаноне
    • 5.3 Фильмы о Фаноне
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Молодость

Франц Фанон родился на Карибском острове Мартиника, который тогда был французским колония и теперь французская единая территориальная совокупность. Его отец, Феликс Казимир Фанон, был потомком африканских рабов и работал таможенным агентом. Его мать, Элеанора Меделис, имела афро-мартиникское и белое эльзасское происхождение и работала продавцом. Франц был третьим из четырех сыновей в семье из восьми детей. Двое из них умерли молодыми, в том числе его сестра Габриель, с которой Франц был очень близок. Его семья принадлежала к социально-экономическому среднему классу. Они могли позволить себе оплатить обучение в Lycée Schoelcher, в то время самой престижной средней школе на Мартинике, куда Фанон приехал, чтобы полюбоваться одним из школьных учителей, поэтом и писателем Эме Сезер. Фанон покинул Мартинику в 1943 году, когда ему было 18 лет, чтобы присоединиться к силам Свободной Франции.

Мартиника и Вторая мировая война

После того, как Франция пала нацистами в 1940 Виши-французские военно-морские силы были блокированы на Мартинике. Вынужденные оставаться на острове, французские моряки взяли на себя управление у народа Мартиникюань и установили коллаборационистский режим Виши. Перед лицом экономических бедствий и изоляции из-за блокады они установили репрессивный режим; Фанон описал их как снимающих маски и ведущих себя как «настоящих расистов ». Жители подали много жалоб на домогательства и сексуальные проступки со стороны моряков. Жестокое обращение с мартиниканцами со стороны французского флота повлияло на Фанона, усилив его чувство отчуждения и отвращение к колониальному расизму. В возрасте семнадцати лет Фанон бежал с острова как «диссидент» (термин, используемый для французов, присоединившихся к голлистским силам), отправившись в контролируемую Великобританией Доминику, чтобы присоединиться к Войска Свободной Франции.

Он записался в армию Свободной Франции и присоединился к конвою Союзников , который достиг Касабланки. Позже он был переведен на военную базу в Беджая на Кабили побережье Алжира. Фанон покинул Алжир из Орана и служил во Франции, особенно в битвах при Эльзасе. В 1944 году он был ранен в Кольмаре и получил Croix de Guerre. Когда нацисты были разбиты и союзные войска перешли Рейн в Германию вместе с фотожурналистами, полк Фанона был «очищен» от всех небелых солдат. Фанон и его товарищи афро-карибские солдаты были отправлены в Тулон (Прованс). Позже они были переведены в Нормандию в ожидании репатриации.

Во время войны Фанон подвергся большему воздействию белого европейского расизма. Например, европейские женщины, освобожденные черными солдатами, часто предпочитали танцевать с фашистскими итальянскими военнопленными, а не брататься со своими освободителями.

В 1945 году Фанон вернулась на Мартинику. Он продержался там недолго. Он работал на парламентскую кампанию своего друга и наставника Эме Сезера, который оказал большое влияние на его жизнь. Сезер баллотировался в коммунистический билет в качестве парламентского делегата от Мартиники в первое Национальное собрание Четвертой республики. Фанон оставался там достаточно долго, чтобы получить бакалавриат, а затем уехал во Францию, где изучал медицину и психиатрию.

Фанон получил образование в Лионе, где он также изучал литературу, драму и философию, иногда посещая лекции Мерло-Понти. В этот период он написал три пьесы, две из которых сохранились. Получив квалификацию психиатра в 1951 году, Фанон прошел ординатуру по психиатрии в Сен-Альбан-сюр-Лиманьоль под руководством радикального каталонского психиатра Франсуа Тоскеллеса., который воодушевил мышление Фанона, подчеркнув роль культуры в психопатологии.

После резидентуры Фанон еще год практиковал психиатрию в Понторсон, недалеко от Мон-Сен-Мишель, а затем (с 1953 г.) в Алжире. Он работал шеф-поваром в психиатрической больнице Блида - Жоинвиль в Алжире. Он проработал там до депортации в январе 1957 года.

Франция

Во Франции, завершая свою резиденцию, Фанон написал и опубликовал свою первую книгу Черная кожа, белые маски ( 1952), анализ негативного психологического воздействия колониального порабощения на чернокожих. Первоначально рукопись представляла собой докторскую диссертацию, представленную в Лионе и озаглавленную «Эссе об отчуждении черных», которая была ответом на расизм, с которым столкнулся Фанон, изучая психиатрию и медицину в университете в Лионе; Отклонение диссертации побудило Фанон опубликовать ее как книгу. На степень доктора философии он представил еще одну диссертацию, более узкую и иную по тематике. Левый философ Фрэнсис Джинсон, лидер проалжирской независимости Сеть Дженсона, прочитал рукопись Фанона и настоял на новом названии; он также написал эпилог. Дженсон был старшим редактором книги в Éditions du Seuil в Париже.

Когда Фанон представил рукопись Сеуилу, Дженсон пригласил его на встречу редактора и автора; он сказал, что все прошло не очень хорошо, поскольку Фанон нервничал и чрезмерно чувствителен. Несмотря на то, что Дженсон похвалил рукопись, Фанон внезапно прервал его и спросил: «Неплохо для негра, не так ли?» Дженсон был оскорблен, рассердился и уволил Фанона из редакции. Позже Дженсон сказал, что он узнал, что его реакция на невежливость Фанона снискала ему уважение писателя на всю жизнь. После этого их рабочие и личные отношения стали намного проще. Фанон согласился с предложенным Дженсоном названием «Черная кожа, белые маски».

В книге Фанон описал несправедливое обращение с чернокожими во Франции и то, как они не одобрялись белыми. Черные люди также испытывали чувство неполноценности перед белыми людьми. Фанон считал, что, хотя они могут говорить по-французски, они не могут полностью интегрироваться в жизнь и среду белых людей. (См. Дальнейшее обсуждение темы «Черная кожа, белые маски в процессе работы» ниже.)

Алжир

Фанон уехал из Франции в Алжир, где он находился некоторое время во время войны. Он записался на прием в качестве психиатра в психиатрическую больницу Блида-Жоинвиль в 1953 году. Он радикализовал свои методы лечения, в частности начал социотерапию, чтобы установить связь с культурным прошлым своих пациентов. Он также обучал медсестер и интернов. После начала алжирской революции в ноябре 1954 года Фанон присоединился к Национальному фронту освобождения после контакта с доктором Пьером Шоле в Блиде. в 1955 году. Работая во французском госпитале в Алжире, Фанон стал ответственным за лечение психологического расстройства французских солдат и офицеров, которые применяли пытки для подавления антиколониального сопротивления. Кроме того, Фанон также отвечал за лечение алжирских жертв пыток. Затем Фанон понял, что больше не может поддерживать усилия Франции, поэтому он ушел со своей должности в больнице в 1956 году. После прекращения работы во французской больнице Фанон смог посвятить больше времени помощи Алжиру в его борьбе. за независимость.

В Проклятые земли (1961, Les damnés de la terre), опубликованном незадолго до смерти Фанона, Фанон защищает право колонизированного народа использовать насилие для получения независимость. Кроме того, он очертил процессы и силы, приведшие к национальной независимости или неоколониализму во время движения за деколонизацию, охватившего большую часть мира после Второй мировой войны. В защиту использования насилия колонизированными народами Фанон утверждал, что люди, которые не считаются таковыми (колонизатором), не должны быть связаны принципами, которые применимы к человечеству в их отношении к колонизатору. Его книга была подвергнута цензуре французским правительством.

Фанон совершил обширные поездки по Алжиру, в основном в регион Кабиле, чтобы изучить культурную и психологическую жизнь алжирцев. Его утерянное исследование «Марабута Си Слимана» является примером. Эти поездки также были средством для подпольной деятельности, в частности, во время его посещения горнолыжного курорта Хреа, который скрывал базу FLN. К лету 1956 года он написал «Заявление об отставке постоянному министру» и полностью порвал со своим французским ассимиляционистским воспитанием и образованием. В январе 1957 года он был изгнан из Алжира, а «гнездо феллагов [повстанцев]» в больнице Блиды было разобрано.

Фанон уехал во Францию ​​и тайно отправился в Тунис. Он входил в редакционный коллектив Эль Муджахид, для которого писал до конца своей жизни. Он также был послом в Гане Временного правительства Алжира (GPRA ). Он посещал конференции в Аккре, Конакри, Аддис-Абебе, Леопольдвилле, Каире и Триполи. Многие из его более коротких сочинений этого периода были посмертно собраны в книге На пути к африканской революции. В этой книге Фанон раскрывает тактические стратегии войны; в одной главе он обсуждает, как открыть южный фронт для войны и как управлять линиями снабжения.

Смерть

Fanon's final resting place in Aïn Kerma, Algeria последнее пристанище Фанона в Айн Керме, Алжир

По возвращении в Тунис, после изнурительного путешествия через Сахару, чтобы открыть Третий фронт, Фанону был поставлен диагноз лейкемия. Он поехал в Советский Союз на лечение и испытал некоторую ремиссию своей болезни. Когда он снова вернулся в Тунис, он продиктовал свое завещание Бедные с Земли. Когда он не был прикован к постели, он читал лекции офицерам Национальной армии освобождения (ALN) в Гардимао на алжирско-тунисской границе. Он нанес последний визит Сартру в Риме. В 1961 году ЦРУ организовало поездку в США для дальнейшего лечения лейкемии в учреждении Национального института здравоохранения. Во время его пребывания в Соединенных Штатах Фанон находился под контролем агента ЦРУ Оливер Иселин.

Фанон умер в Бетесде, штат Мэриленд, 6 декабря 1961 года под именем «Ибрагим Фанон», ливийский псевдоним, который он принял, чтобы попасть в больницу в Риме после ранения в Марокко во время миссии гражданина Алжира Фронт Освобождения. Он был похоронен в Алжире после лежания в штате в Тунисе. Позже его тело было перенесено на кладбище мучеников '(chouhada) в Айн Керма в восточном Алжире. Франца Фанона пережили его французская жена Джози (урожденная Дубле), их сын Оливье Фанон и его дочь от предыдущих отношений Мирей Фанон-Мендес Франция. Джози умерла в результате самоубийства в Алжире в 1989 году. Мирей стала профессором Парижского университета Декарта и приглашенным профессором Калифорнийского университета в Беркли, в международном праве и разрешении конфликтов. Она также работала в ЮНЕСКО и Национальном собрании Франции и является президентом Фонда Франца Фанона. Оливье до выхода на пенсию проработал чиновником посольства Алжира в Париже. Он стал президентом Национальной ассоциации Франца-Фанона, которая была создана в Алжире в 2012 году. Его жена Валери Фанон-Распай руководит веб-сайтом Fanon.

Работа

Черная кожа, белые маски - одна из важных работ Фанона. В «Черная кожа, белые маски» Фанон психоанализирует угнетенного чернокожего человека, которого считают меньшим существом в Белом мире, в котором они живут, и изучает, как они перемещаются по миру посредством исполнения Белизны. В частности, обсуждая язык, он говорит о том, что использование черным человеком языка колонизатора рассматривается колонизатором как хищническое, а не преобразующее, что, в свою очередь, может создать незащищенность в сознании черных. Он вспоминает, что сам в детстве сталкивался со многими увещеваниями за использование креольского французского вместо «настоящего французского» или «французского французского», то есть «белого» французского. В конечном итоге он заключает, что «владение языком [белого / колонизатора] ради признания белым отражает зависимость, которая подчиняет человечество черных».

Негр и язык

Глава 1 книги «Черная кожа, белые» Название «Маски» озаглавлено «Негр и язык». В этой главе Фанон обсуждает, как белые воспринимали цветных людей. Он говорит, что у черного человека есть два измерения. Одно - со своими товарищами, другое - с белым. Негр ведет себя. иначе с белым человеком и с другим негром. То, что это самораздел является прямым результатом колониального подчинения, не подлежит сомнению. Говорить на языке означает завладеть миром, культурой. Негр с Антильских островов, который хочет быть белым, будет тем белее, чем больше он овладевает тем культурным инструментом, которым является язык. Фанон завершает это теоретизирование, говоря: «Исторически следует понимать, что негр хочет говорить по-французски, потому что это ключ, который может открыть двери, которые для него все еще были закрыты. пятьдесят лет арс назад. У негров с Антильских островов, участвующих в этом исследовании, мы обнаруживаем стремление к тонкостям, изысканиям языка - так много дополнительных способов доказать самому себе, что он соответствует культуре ».

Факт черноты

Глава 5 книги «Черная кожа, белые маски» озаглавлена ​​«Факт черноты». В этой главе Фанон рассматривает множество теорий. Одна теория, которую он рассматривает, - это другая схема которые, как говорят, существуют внутри человека, и как они существуют по-разному для чернокожих. Он говорит о чьей-то «телесной схеме» (83) и теоретизирует, что из-за «историко-расовой схемы» (84) - одна которая существует из-за истории расизма и делает так, что нет единой телесной схемы из-за контекста, который приходит с Чернотой - и своей «эпидермально-расовой схемой» (84), - где чернокожих нельзя увидеть из-за их единую телесную схему, потому что они рассматриваются как представляющие свою расу и историю и, следовательно, не могут быть видны за пределами их плоти - не существует универсальной черной схемы. Он описывает этот опыт как «больше не вопрос осознания моего тела в третьем человек, но в тройном лице ". Фанон завершает это теоретизирование, говоря: «Пока черный человек находится среди своих, у него не будет повода, кроме незначительных внутренних конфликтов, испытать свое бытие через других».

Фанон также обращается к Онтологии, заявляя, что она «… не позволяет нам понять сущность черного человека» (82). Он говорит, что, поскольку Чернота была создана в, и продолжается Чтобы существовать в отрицании белизны, эта онтология не является философией, которую можно использовать для понимания опыта Черного. Фанон утверждает, что эту онтологию нельзя использовать для понимания опыта Черного, потому что она игнорирует «живой опыт». что черный мужчина должен быть черным, но при этом быть черным по отношению к белому. (90)

Негр и психопатология

Глава 6 книги «Черная кожа», «Белые маски» озаглавлена ​​«Негр и психопатология». В этой главе Фанон обсуждал, как быть черным может и действительно влияет на психику. Он поясняет, что обращение с чернокожими людьми вызывает эмоциональную травму. Фанон утверждает, что из-за того, что цвет кожи черный, чернокожие люди не могут по-настоящему осознать это. травмы или "сделать его бессознательным" (466). Черные люди не могут не думайте о том, что они черные, и обо всей исторической и нынешней стигме, связанной с этим. Работа Фанона в этой главе специально показывает недостатки известных психологов, таких как Зигмунд Фрейд. Такие фигуры, как Фанон и его обсуждение психического здоровья чернокожих, показывают, что «традиционная» психология была создана и основана без учета черных людей и их опыта.

Хотя Фанон написал «Черную кожу, белые маски» еще во Франции, большая часть его работ была написана в Северной Африке. Именно в это время он выпустил такие работы, как L'An Cinq, de la Révolution Algérienne в 1959 году (Пятый год алжирской революции, позже переизданный как «Социология революции», а затем еще как Умирающий колониализм ). Первоначальное название Fanon было «Реальность нации»; однако издатель, Франсуа Масперо, отказался принять это название.

Фанон наиболее известен классическим анализом колониализма и деколонизации, Проклятых с Земли. Книга «Проклятые Земли» была впервые опубликована в 1961 году издательством Éditions Maspero с предисловием Жан-Поля Сартра. В нем Фанон анализирует роль класса, расы, национальной культуры и насилия в борьбе за национальное освобождение. В книгу вошла статья, посвященная идеям насилия и деколонизации. Он утверждает, что деколонизация по своей сути является насильственным процессом, потому что отношения между поселенцем и туземцем представляют собой бинарные противоположности. Фактически, он использует библейскую метафору: «Последние будут первыми, а первые - последними», чтобы описать момент деколонизации. Ситуация колониализма поселенцев создает внутри туземцев напряжение, которое со временем нарастает и во многом подпитывается поселенцами. Первоначально это напряжение высвобождается среди туземцев, но в конечном итоге становится катализатором насилия против поселенцев. Его работа станет академической и теоретической основой для многих революций.

Фанон использует еврейский народ, чтобы объяснить, как предубеждение, выраженное по отношению к черным, не может быть распространено на другие расы или этнические группы. Он обсуждает это в книге «Черные кожи, белые маски» и использует «Размышления о еврейском вопросе» Жан-Поля Сартра, чтобы проинформировать свое понимание взаимоотношений французского колониализма с еврейским народом и того, как их можно сравнить и противопоставить притеснениям черных во всем мире.. В своей основополагающей книге Фанон приводит множество опровержений книге Октава Маннони Просперо и Калибан: Психология колонизации. Маннони утверждает, что «колониальная эксплуатация - это не то же самое, что и другие формы эксплуатации, а колониальный расизм отличается от других видов расизма». Фанон отвечает, утверждая, что расизм или антисемитизм, колониальный или иной, не отличаются, потому что они лишают человека способности чувствовать себя человеком. Он говорит: «Я лишен возможности быть мужчиной. Я не могу отмежеваться от будущего, которое предлагается моему брату. Каждое мое действие обязывает меня как человека. Каждое мое молчание, каждое мое трусость. показывает меня как мужчину ". В том же духе Фанон перекликается с философией Мариз Шуази, которая считала, что оставаться нейтральным во времена великой несправедливости подразумевает непростительное соучастие. В частности, Фанон упоминает разрушительные последствия расизма и антисемитизма, потому что он считает, что те, кто являются одним, обязательно являются и другим. И все же он старается различать причины этих двух. Фанон утверждает, что причины ненависти к «еврею» порождены иным страхом, нежели страхи ненависти к черным. Фанаты боятся евреев, потому что им угрожает то, что представляет еврей. Многие образы и стереотипы еврейской жестокости, лени и хитрости являются полной противоположностью западной трудовой этике. Чернокожего опасаются, возможно, из-за схожих черт, но побуждение другое. По сути, «еврей» - это просто идея, но чернокожих опасаются из-за их физических качеств. Еврейство нелегко обнаружить невооруженным глазом, а вот раса.

Обе книги сделали Фанона в глазах большей части третьего мира ведущим антиколониальным мыслителем 20-го века..

Три книги Фанона были дополнены многочисленными статьями по психиатрии, а также радикальной критикой французского колониализма в таких журналах, как Esprit и El Moudjahid.

На восприятие его работы повлияли английские переводы, которые было признано, что он содержит множество упущений и ошибок, в то время как его неопубликованные работы, включая его докторскую диссертацию, не получили должного внимания. В результате утверждалось, что Фанона часто изображали как сторонника насилия (было бы точнее охарактеризовать его как диалектического противника ненасилия) и что его идеи были чрезвычайно упрощены. Это редукционистское видение работ Фанона игнорирует тонкость его понимания колониальной системы. Например, пятая глава Черная кожа, белые маски дословно переводится как «Живой опыт Черного» («L'expérience vécue du Noir»), но перевод Маркманна - «Факт Чернота », в котором не учитывается огромное влияние феноменологии на ранние работы Фанона.

Проклятые с Земли

Для Фанона в Проклятые с Земли, колонизаторах. присутствие в Алжире основано исключительно на военной мощи. Любое сопротивление этой силе также должно носить насильственный характер, потому что это единственный «язык», на котором говорит колонизатор. Таким образом, насильственное сопротивление - это необходимость, которую колонисты навязывают колонизированным. Актуальность языка и реформация дискурса пронизывают большую часть его работ, поэтому он настолько междисциплинарный, охватывающий психиатрические проблемы, чтобы охватить политику, социологию, антропологию, лингвистику и литературу.

Его участие в алжирском Национальный фронт освобождения с 1955 г. определял свою аудиторию как алжирскую колонию. Им была адресована его последняя работа, Les damnés de la terre (переведенная на английский Констанс Фаррингтон как Проклятые Земли ). Это является предупреждением для угнетенных об опасностях, с которыми они сталкиваются в вихре деколонизации и перехода к неоколониалистскому, глобализированному миру.

Часто игнорируемый аспект творчества Фанона заключается в том, что он не любит писать свои собственные произведения. Вместо этого он диктовал своей жене Джози, которая писала все, а в некоторых случаях вносила вклад и редактировала.

Умирающий колониализм

A Умирающий колониализм - это книга Фанона 1959 года, которая дает рассказ о том, как во время Алжирской революции народ Алжира изменил многовековые культурные модели и принял некоторые древние культурные обычаи, которые их колониальные угнетатели долго высмеивали как «примитивные», чтобы уничтожить этих угнетателей. Фанон использует пятый год алжирской революции как отправную точку для объяснения неизбежной динамики колониального угнетения. Это сильная, ясная и воинственная книга; прочитать его - значит понять, почему Фанон говорит, что для колонизированных людей «наличие пистолета - это единственный шанс придать смысл своей смерти». Одна из самых влиятельных статей, «Открытый Алжир», также взята из этой книги. Это означает падение империализма и демонстрирует, как люди борются за деколонизацию своего «разума», чтобы избежать ассимиляции.

Влияния

Фанон находился под влиянием различных мыслителей и интеллектуальных традиций, включая Жан-Поль Сартр, Лакан, Негритюд и марксизм.

Эме Сезер оказали особенно значительное влияние на жизнь Фанона. Сезер, лидер движения негритюд, был учителем и наставником Фанон на острове Мартиника. Впервые Фанон познакомился с Негритюдом во время его учебы в лицее на Мартинике, когда Сезер придумал этот термин и представил свои идеи в La Revue Tropique, журнале, который он редактировал вместе со своей женой Сюзанн Сезер в дополнение к его теперь уже классическому Cahier d ' un retour au pays natal. Фанон ссылался на сочинения Сезера в своей работе. Он подробно процитировал, например, своего учителя в «Живом опыте черного человека», сильно антологизированном эссе из «Черные кожи, белые маски».

Наследие

Фанон оказал влияние на антиколониальные и национально-освободительные движения. В частности, Les damnés de la terre оказали большое влияние на работу революционных лидеров, таких как Али Шариати в Иран, Стив Бико в Южном Африка, Малкольм Икс в Соединенных Штатах и Эрнесто Че Гевара в Кубе. Из них только Гевара в первую очередь интересовался теориями Фанона о насилии; для Шариати, Бико и Гевары главным интересом к Фанону были «новый человек» и «черное сознание » соответственно.

Что касается американской освободительной борьбы, более известной как Движение за власть черных, работа Фанона была особенно влиятельной. Его книга «Проклятые с Земли» цитируется непосредственно в предисловии к Стокли Кармайкл (Кваме Туре) и книге Чарльза Гамильтона Black Power: The Politics of Liberation, который был опубликован в 1967 году, вскоре после того, как Кармайкл покинул Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (SNCC). Кроме того, Кармайкл и Гамильтон включают большую часть теории Фанона о колониализме в свою работу, начиная с описания положения бывших рабов в Америке как колонии, расположенной внутри нации. «Другими словами, нет никакой« американской дилеммы », потому что черные люди в этой стране образуют колонию, и их освобождение не в интересах колониальной державы» (Туре Гамильтон, 5). Другой пример - обвинение чернокожего среднего класса или того, кого Фанон называл «колонизированным интеллектуалом», как индоктринированных последователей колониальной власти. Фанон заявляет: «Местный интеллектуал прикрыл свою агрессивность своим едва завуалированным желанием ассимилироваться с колониальным миром» (47). Третий пример - идея о том, что коренные жители (афроамериканцы) должны создавать новые социальные системы, а не участвовать в системах, созданных поселенцами. Туре и Гамильтон утверждают, что «черные люди должны создавать, а не имитировать» (144).

Группа Black Power, на которую Фанон оказал наибольшее влияние, была Black Panther Party (BPP). В 1970 году Бобби Сил, председатель BPP, опубликовал сборник записанных наблюдений, сделанных, когда он находился в заключении, под названием Лови время: история партии Черных пантер и Хьюи П. Ньютон. Эта книга, хотя и не академический текст, является основным источником хроники истории BPP глазами одного из ее основателей. Описывая одну из своих первых встреч с Хьюи П. Ньютоном, Сил описывает, как принес ему копию «Несчастных с Земли». Есть по крайней мере три других прямых ссылки на книгу, и все они упоминают способы, которыми книга оказала влияние и как она была включена в учебную программу, требуемую для всех новых членов BPP. Помимо простого чтения текста, Сил и БПП включили большую часть работы в свою партийную платформу. План Пантеры из 10 пунктов содержал 6 пунктов, которые прямо или косвенно ссылались на идеи работы Фанона, включая их утверждение о том, что должен быть конец «ограблению белого человека» и «образование, которое учит нас нашей истинной истории и нашей роли в мире». современное общество »(67). Одним из наиболее важных элементов, принятых BPP, была необходимость воспитания «человечности» местного населения. Фанон утверждал, что осознание туземцем того, что он / она был человеком, ознаменует начало стремления к свободе (33). BPP восприняла эту идею благодаря работе своих общинных школ и программ бесплатного завтрака.

боливийского индейца Фаусто Рейнага, который также имел некоторое влияние Фанона, и он упоминает Проклятых с Земли в его magnum opus La Revolución India, выступающем за деколонизацию коренных южноамериканцев от европейского влияния. В 2015 году Рауль Зибечи утверждал, что Фанон стал ключевой фигурой для латиноамериканских левых.

Влияние Фанона распространилось на освободительные движения палестинцев, тамилы, афроамериканцы и другие. Его работа оказала ключевое влияние на Партию черных пантер, особенно на его идеи, касающиеся национализма, насилия и люмпенпролетариата. Совсем недавно радикальные движения бедняков Южной Африки, такие как Abahlali baseMjondolo (что означает «люди, которые живут в лачугах» на зулусах ), испытали влияние работ Фанона. Его работа также оказала ключевое влияние на бразильского педагога Пауло Фрейре.

Фанон также сильно повлиял на современную африканскую литературу. Его работы служат важным теоретическим блеском для писателей, в том числе для писателей Айи Квей Армах из Ганы, Кен Бугула из Сенегала и Усмана Сембена, Зимбабве. Цици Дангарембга и Кения Нгугу ва Тионго. Нгуго заходит так далеко, чтобы аргументировать в Деколонизация разума (1992), что «невозможно понять, что сообщает африканская письменность», не читая Фанона «Проклятые с Земли».

Карибские острова. Философская ассоциация предлагает премию Франца Фанона за работу, которая способствует деколонизации и освобождению человечества.

Работы Фанона о сексуальности чернокожих в книге Черная кожа, белые маски привлекли внимание критиков количество ученых и исследователей квир-теории. Опрашивая точку зрения Фанона на природу черного гомосексуализма и мужественности, ученые-теоретики квир-теории предложили множество критических ответов на слова Фанона, уравновешивая его позицию в постколониальных исследованиях с его влиянием на формирование современного черного Квир-теория.

Наследие Фанона распространилось еще дальше на чернокожие исследования и, в частности, на теории афропессимизма и чернокожей критической теории. Такие мыслители, как Сильвия Винтер, Дэвид Марриотт, Фрэнк Б. Вилдерсон III, Джаред Секстон, Кэлвин Уоррен, Патрис Дуглас, Заккия Иман Джексон, Аксель Карера и Селамавит Террефе, подхватили Фанон. онтологический, феномен энологический и психоаналитический анализ негров и «зоны небытия» с целью разработки теорий против чернокожих. Разговаривать Фанона с выдающимися мыслителями, такими как Сильвия Винтер, Саидия Хартман и Гортензия Спиллерс, и уделяя особое внимание переводу Чарльзом Ламом Маркманом книги Черная кожа, белые маски, Черные критические теоретики и афропессимисты серьезно относятся к онтологическим последствиям «факта черноты» и «негров и психопатологии», формулируя Черного или раба как нереляционный, фобический объект, составляющий гражданское общество.

Библиография

Труды Фанона

Книги о Фаноне

  • Энтони Алессандрини (ред.), Франц Фанон: Критические перспективы (1999, Нью-Йорк: Рутледж)
  • Стефан Берд-Поллан, Гегель, Фрейд и Фанон: Диалектика эмансипации (2014, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman Littlefield Publishers Inc.)
  • Хусейн Абдилахи Булхан, Франц Фанон и психология угнетения (1985, Нью-Йорк: Plenum Press), ISBN 0-306-41950-5
  • Дэвид Коут, Франц Фанон (1970, Лондон: Wm. Коллинз и Ко)
  • Алиса Черки, Франц Фанон. Портрет (2000, Париж: Éditions du Seuil)
  • Патрик Элен, Франц Фанон: духовная биография (2001, Нью-Йорк: перекресток 8-й авеню), ISBN 0 -8245-2354-7
  • Питер Гейсмар, Фанон (1971, Grove Press)
  • Ирен Гендзьер, Франц Фанон: Критическое исследование (1974, Лондон: Wildwood House), ISBN 0-7045-0002-7
  • Найджел К. Гибсон (ред.), Rethinking Fanon: The Continuing Dialogue (1999, Амхерст, Нью-Йорк: Humanity Books)
  • Найджел К. Гибсон, Фанон: постколониальное воображение (2003, Oxford: Polity Press)
  • Найджел С. Гибсон, Фанонские практики в Южной Африке (2011, Лондон: Пэлгрейв Макмиллан)
  • Найджел К. Гибсон (редактор), Living Fanon: Interdisciplinary Perspectives (2011, Лондон: Palgrave Macmillan and the University of Kwa-Zulu Natal Press)
  • Найджел С. Гибсон и Роберто Бенедуче Франц Фанон, Психиатрия и политика ( 2017, Лондон: Rowman and Littlefield International и The University of Witwatersrand Press)
  • Льюис Р. Го рдон, Фанон и кризис европейского человека: очерк философии и гуманитарных наук (1995, Нью-Йорк: Рутледж)
  • Льюис Гордон, Что сказал Фанон (2015, Нью-Йорк, Фордхэм) ISBN 9780823266081
  • Льюис Р. Гордон, Т. Денеан Шарпли-Уайтинг и Рене Т. Уайт (редакторы), Fanon: A Critical Reader (1996, Oxford: Blackwell)
  • Питер Худис, Франц Фанон: Философ баррикад (2015, Лондон: Pluto Press)
  • Кристофер Дж. Ли, Франц Фанон: К революционному гуманизму (2015, Афины, Огайо: Университет Огайо) Press)
  • Дэвид Мейси, Франц Фанон: Биография (2000, Нью-Йорк: Picador Press), ISBN 0-312-27550-1
  • Дэвид Marriott, Whither Fanon ?: Исследования темноты бытия (2018, Пало-Альто, Стэнфордский университет) ISBN 9780804798709
  • Ричард К. Онвуанибе, Критика революционного гуманизма: Франц Фанон (1983, Сент-Луис: Уоррен Грин)
  • Ато Секии-Оту, Диалектика опыта Фанона (1996, Кембридж, штат Массачусетс) ssachusetts: Harvard University Press)
  • Т. Денеан Шарпли-Уайтинг, Франц Фанон: Конфликты и феминизмы (1998, Лэнхэм, Мэриленд: Rowman Littlefield Publishers Inc.)
  • Ренате Захар, Франц Фанон: Колониализм и отчуждение (1969, пер. 1974, стр. Monthly Review Press)
  • Александр В. Гордон, Франц Фанон и борьба за национальное освобождение (1977, Наука, Москва, на русском языке)

Фильмы о Фаноне

См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Станиленд, Мартин (январь 1969 г.). «Франц Фанон и африканский политический класс». Африканские дела. 68 (270): 4–25. doi : 10.1093 / oxfordjournals.afraf.a095826. JSTOR 719495.
  • Хансен, Эммануэль (1974). «Франц Фанон: портрет революционного интеллектуала». Переход. 46 (46): 25–36. DOI : 10.2307 / 2934953. JSTOR 2934953.
  • Декер, Джеффри Луис (1990). «Терроризм (не) завуалированный: Франц Фанон и женщины Алжира». Культурная критика. 17 (17): 177–95. DOI : 10.2307 / 1354144. JSTOR 1354144.
  • Мазруи, Аламин (1993). «Язык и поиски освобождения в Африке: наследие Франца Фанона». Третий мир ежеквартально. 14 (2): 351–63. doi : 10.1080 / 01436599308420329.
  • Адам, Хусейн М. (октябрь 1993 г.). «Франц Фанон как теоретик демократии». Африканские дела. 92 (369): 499–518. doi : 10.1093 / oxfordjournals.afraf.a098663. JSTOR 723236.
  • Гибсон, Найджел (1999). «За пределами манихейства: диалектика в мысли Франца Фанона». Журнал политических идеологий. 4 (3): 337–64. doi : 10.1080 / 13569319908420802.
  • Grohs, G.K. (2008). «Франц Фанон и африканская революция». Журнал современных африканских исследований. 6 (4): 543–56. doi : 10.1017 / S0022278X00017778.
  • Лопес, Руи; Баррос, Виктор (2019). «Амилкар Кабрал и освобождение Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде: международные, транснациональные и глобальные аспекты». Обзор международной истории: 1–8. doi : 10.1080 / 07075332.2019.1703118.
  • Тронто, Джоан (декабрь 2004 г.). «Франц Фанон» (PDF). Современная политическая теория. 3 (3): 245–52. doi : 10.1057 / palgrave.cpt.9300182. Архивировано из оригинального (PDF) 21.01.2016. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • фон Холдт, Карл (март 2013 г.). «Жестокость порядок, порядок насилия: Между Фанноном и Бурдье ». Современная социология. 61 (2): 112–31. doi : 10.1177 / 0011392112456492. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шатц, Адам (январь 2017 г.). Где жизнь схвачена, London Review of Books, Vol. 39 No. 2, pages 19–27
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Франц Фанон
  • Коллекция Франца Фанона, которая включает переписку и рукописи работ Фанона, хранится в L'Institut mémoires de l'édition contemporaine (IMEC), Сен-Жермен-ла-Бланш-Эрб, Франция.
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:23:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте