Социализм с китайскими особенностями

редактировать
Идеология Коммунистической партии Китая

Социализм с китайскими особенностями
Упрощенный китайский 中国 特色 社会主义
Традиционный китайский 中國 特色 社會主義

Теоретическая система социализма с китайскими особенностями (Китайский : 中国 特色 社会主义; пиньинь : Zhōngguó tèsè shèhuìzhǔyì) - широкий термин для обозначения политических теорий и политик, которые, по мнению их сторонников, представляют марксизм-ленинизм, адаптированный к китайскому языку. обстоятельства и конкретные периоды времени. Например, с этой точки зрения Мысль Си Цзиньпина считается представителем марксистско-ленинской политики, подходящей для нынешнего состояния Китая, в то время как Теория Дэн Сяопина считалась актуальной для того периода, когда она была сформулирована.

Термин вошел в обиход в эпоху Дэн Сяопина и был в значительной степени связан с общей программой Дэна по принятию элементов рыночной экономики как средства стимулирования роста с использованием иностранных инвестиций и повышения производительности (особенно в сельской местности, где проживало 80% населения Китая), в то время как Коммунистическая партия Китая сохранила как свое формальное обязательство достичь коммунизма, так и свою монополию на политическую власть. В официальном нарративе партии социализм с китайскими особенностями - это марксизм-ленинизм, адаптированный к китайским условиям и продукт научного социализма. Теория утверждала, что Китай находится на начальной стадии социализма из-за относительно низкого уровня материального богатства и ему необходимо участвовать в экономическом росте, прежде чем он начнет более эгалитарная форма социализма, которая, в свою очередь, приведет к коммунистическому обществу, описанному в марксистской ортодоксии.

Содержание

  • 1 Начальный этап социализма
    • 1.1 В эпоху Мао Цзэдуна
    • 1.2 После смерти Мао Цзэдуна
  • 2 Социалистическая рыночная экономика
    • 2.1 Идеологическое обоснование
    • 2.2 Частная собственность
  • 3 См. также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Источники
  • 5 Дополнительная литература

Первичный этап социализма

В эпоху Мао Цзэдуна

Концепция первичного этапа социализма была задумана до того, как появился Китай экономические реформы. В начале 1950-х годов экономисты Юй Гуанъюань, Сюэ Муцяо и Сунь Ефан подняли вопрос о социалистических преобразованиях, при которых экономика Китая с низкой производительной силой находился в переходном периоде, и эту позицию Мао Цзэдун недолго поддерживал до 1957 года. При обсуждении необходимости товарных отношений на 1-й конференции в Чжэнчжоу (2–10 ноября 1958 г.), например, Мао - Председатель Центрального Комитета Коммунистической партии Китая - сказал, что Китай находится на «начальной стадии социализма». Однако Мао так и не развил эту идею, и его преемники были предоставлены сделать это.

После смерти Мао Цзэдуна

5 мая 1978 года в статье «Осуществление социалистического принципа распределения согласно to Work »(贯彻 执行 按劳分配 的 社会主义 原则) развивал идею о том, что Китай все еще находится на первой стадии достижения чистого коммунизма и что он не стал подлинно социалистическим обществом. Статья была написана членами Управления политических исследований Государственного совета во главе с экономистом Юй Гуанъюань по приказу Дэн Сяопина с целью «критики и опровержения» убеждений коммунист уехал. Прочитав его, сам Дэн написал краткую записку, в которой говорилось, что она «хорошо написана и показывает, что распределение по труду является не капиталистическим, а социалистическим [...] [и] для реализации этого принципа многие вещи необходимы. необходимо сделать, и возродить многие учреждения. В целом, это должно дать нам стимул к тому, чтобы добиться большего ". Термин вновь появился на 6-м пленуме 11-го ЦК 27 июня 1981 года в документе «Резолюция по некоторым вопросам истории нашей партии с момента основания КНР» Ху Яобан, Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая, использовал этот термин в своем докладе 12-му Национальному Конгрессу 1 сентября 1982 года. Только после принятия «Резолюции о руководящих принципах» Принцип построения социалистической духовной цивилизации »на 6-м пленуме 12-го Центрального Комитета, что этот термин использовался для защиты проводимых экономических реформ.

На 13-й Национальный конгресс, исполняющий обязанности генерального секретаря Чжао Цзыян от имени XII Центрального комитета выступил с докладом «Продвижение по пути социализма с китайской спецификой». Он писал, что Китай является социалистическим обществом, но что социализм в Китае находится на начальной стадии, что является китайской особенностью, которая объясняется неразвитостью производительных сил страны. На этом этапе развития Чжао рекомендовал ввести плановую товарную экономику на основе государственной собственности. Согласно Чжао, главный провал коммунистических правых заключался в том, что они не признали, что Китай может достичь социализма, минуя капитализм. Главный провал левых коммунистов состоял в том, что они придерживались «утопической позиции », согласно которой Китай может обойти начальную стадию социализма, на которой производительные силы должны быть модернизированы.

5 октября В 1987 году Юй Гуанъюань, главный автор концепции, опубликовал статью под названием «Экономика на начальном этапе социализма» и высказал предположение, что этот исторический этап продлится два десятилетия, а возможно, и намного дольше. Это, по словам Яна Уилсона, «серьезно подорвало ожидания, возникшие в начале 70-х годов, когда старая восьмиуровневая шкала заработной платы была сжата до трех уровней, а более равномерная система распределения считалась важной национальной целью».. 25 октября Чжао далее изложил концепцию первичной стадии социализма и сказал, что линия партии должна следовать «Один центр, два основных пункта» - центральным направлением китайского государства было экономическое развитие, но это должно происходить одновременно через централизованный политический контроль (т.е. Четыре кардинальных принципа ) и поддержку политики реформ и открытости.

Генеральный секретарь Цзян Цзэминь далее развил эту концепцию десять лет спустя, сначала во время выступления в Центральной партийной школе 29 мая 1997 г. и снова в своем отчете на 15-м Национальном Конгрессе 12 сентября. По словам Цзяна, 3-й пленум 11-го ЦК правильно проанализировал и сформулировал научно правильную программу проблем, стоящих перед Китаем и социализмом. По словам Цзяна, начальная стадия социализма была «неразвитой стадией». Основная задача социализма - развитие производительных сил, поэтому главной целью на начальном этапе должно быть дальнейшее развитие национальных производительных сил. Основное противоречие в китайском обществе на начальном этапе социализма - это «растущие материальные и культурные потребности людей и отсталость производства». Это противоречие будет сохраняться до тех пор, пока Китай не завершит процесс первичной стадии социализма - и из-за этого - экономическое развитие должно оставаться в центре внимания партии на этом этапе.

Цзян подробно остановился на трех пунктах для развития первичной стадии социализма. социализм. Первый - развитие социалистической экономики с китайскими особенностями - означал развитие экономики путем освобождения и модернизации производственных сил при одновременном развитии рыночной экономики. Второй - построение социалистической политики с китайской спецификой - означал «управление государственными делами в соответствии с законом», развитие социалистической демократии в рамках партии и превращение «людей в хозяев страны». Третий пункт - построение социалистической культуры с китайскими особенностями - означал превращение марксизма в руководство по обучению людей, чтобы дать им «высокие идеалы, моральную целостность, хорошее образование и сильное чувство дисциплины, а также развитие национального научного знания. и популярная социалистическая культура, ориентированная на потребности модернизации, мира и будущего ".

На вопрос, как долго продлится начальный этап социализма, Чжао ответил:" [i] t будет по крайней мере 100 лет [...] [до] социалистической модернизации будет в основном завершено ». В конституции штата говорится, что «Китай еще долго будет находиться на начальной стадии социализма». Как и в случае с Чжао, Цзян полагал, что для достижения более продвинутой стадии потребуется не менее 100 лет.

Социалистическая рыночная экономика

Что такое социализм и что такое марксизм? В прошлом мы не совсем понимали это. Марксизм придает огромное значение развитию производительных сил. Мы сказали, что социализм является первичной стадией коммунизма, и что на продвинутой стадии будет применяться принцип от каждого в соответствии с его способностями и для каждого в соответствии с его потребностями. Для этого необходимы высокоразвитые производительные силы и подавляющее изобилие материальных благ. Поэтому основная задача социалистического этапа - развитие производительных сил. Превосходство социалистической системы демонстрируется, в конечном счете, более быстрым и большим развитием этих сил, чем при капиталистической системе. По мере их развития материальная и культурная жизнь людей будет постоянно улучшаться. Одним из наших недостатков после основания Народной Республики было то, что мы не уделяли должного внимания развитию производительных сил. Социализм означает устранение бедности. Бедность - это не социализм, и тем более коммунизм.

Дэн Сяопин, речь, посвященная теории марксизма на пленуме ЦК, 30 июня 1984 г.

Дэн Сяопин, архитектор экономических реформ в Китае, не верили, что рыночная экономика была синонимом капитализма или что планирование было синонимом социализма. Во время своего южного турне он сказал, что «планирование и рыночные силы не являются существенной разницей между социализмом и капитализмом. Плановая экономика не является определением социализма, потому что планирование существует при капитализме; рыночная экономика также существует при социализме. Планирование и рыночные силы - оба способа контролировать экономическую деятельность ».

Идеологическое обоснование

В 1980-х китайским экономистам стало очевидно, что марксистская теория закона стоимости - понимаемый как выражение трудовой теории стоимости - не может служить основой системы ценообразования Китая. Они пришли к выводу, что Маркс никогда не предполагал, что его теория закона стоимости работает «как выражение« конкретизированного рабочего времени »». Понятие Маркса «цены производства» было бессмысленным для плановой экономики советского образца, поскольку ценообразование, согласно Марксу, было установлено рынками. Советские плановики использовали закон стоимости как основу для рационализации цен в плановой экономике. Согласно советским источникам, цены «планировались с учетом основных [...] требований закона стоимости». Однако основная ошибка советской интерпретации заключалась в том, что они пытались калибровать цены без конкурентного рынка, поскольку, согласно Марксу, конкурентные рынки допускали равновесие нормы прибыли что привело к увеличению цен на продукцию. Отказ от советской интерпретации закона стоимости привел к принятию идеи о том, что Китай все еще находится на начальной стадии социализма. Основной аргумент состоял в том, что условия, предусмотренные Марксом для достижения социалистической стадии развития, еще не существовали в Китае.

Мао сказал, что навязывание «прогрессивных производственных отношений "произведут революцию в производстве. Отказ его преемника от этой точки зрения, согласно А. Джеймсу Грегору, нарушил идеологическую преемственность маоизма - официально мысли Мао Цзэдуна. Классический марксизм утверждал, что социалистическая революция будет иметь место только в передовых капиталистических обществах, и его успех будет сигнализировать о переходе от капиталистической товарной экономики к «товарной экономике», в которой товары распределяются для нужд людей. и не ради прибыли. Если бы из-за отсутствия внятного объяснения вероятности провала эта революция не произошла, революционеры были бы вынуждены взять на себя ответственность буржуазии. Таким образом, китайские коммунисты ищут новую марксистскую теорию развития. Партийный теоретик признал, что основатели марксизма никогда не «формулировали какую-либо систематическую теорию развития незападного мира», и сказал, что Коммунистическая партия Китая должна «создать свою собственную синтезированную теоретическую основу для изучения проблемы. современного развития ». По словам Джеймса Грегора, такая позиция подразумевает, что «китайский марксизм в настоящее время находится в состоянии глубокого теоретического разрыва».

Частная собственность

Китайцы Правительственное понимание частной собственности уходит корнями в классический марксизм. Поскольку Китай принял социализм, когда он был полуфеодальной и полуколониальной страной, он находится на начальной стадии социализма, из-за этого определенные политические и системные характеристики, такие как товарное производство для рынка, существование частного сектора и использование мотива прибыли в управлении предприятием - были изменены. Эти изменения были разрешены до тех пор, пока они повышают производительность и модернизируют средства производства и, таким образом, развивают социализм.

Коммунистическая партия Китая по-прежнему считает частную собственность несоциалистической. Однако, согласно партийным теоретикам, существование и рост частной собственности не обязательно подрывает социализм и способствует развитию капитализма в Китае. Утверждается, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс никогда не предлагали немедленной отмены частной собственности. Согласно книге Энгеля Принципы коммунизма, пролетариат может отменить частную собственность только при соблюдении необходимых условий. На этапе, предшествовавшем отмене частной собственности, Энгельс предлагал прогрессивное налогообложение, высокие налоги на наследство и обязательную покупку облигаций, чтобы ограничить частную собственность, одновременно используя конкурентные возможности государственных предприятий для расширения государственного сектора. Маркс и Энгельс предложили аналогичные меры в «Коммунистическом манифесте» в отношении развитых стран, но, поскольку Китай был экономически неразвитым, партийные теоретики призывали к гибкости в отношении партийного обращения с частной собственностью. По словам партийного теоретика Лю Шуйюаня, программа Новой экономической политики, инициированная советскими властями после программы военного коммунизма, является хорошим примером гибкости социалистических властей.

Теоретик партии Ли Сюай сказал, что частная собственность неизбежно предполагает капиталистическую эксплуатацию. Однако Ли считает частную собственность и эксплуатацию необходимыми на начальной стадии социализма, утверждая, что капитализм на своей начальной стадии использует остатки старого общества для самосовершенствования. Сунь Ляньчэн и Линь Хуэйонг сказали, что Маркс и Энгельс - в их интерпретации Манифеста Коммунистической партии - критиковали частную собственность, когда она принадлежала исключительно буржуазии, но не индивидуальная собственность, в которой каждый владеет средствами производства и, следовательно, не может использоваться другими.. Индивидуальная собственность считается совместимой с социализмом, поскольку Маркс писал, что посткапиталистическое общество повлечет за собой восстановление «связанной социальной индивидуальной собственности».

См. Также

  • флаг Китайский портал
  • Коммунизм портал
  • значок Портал социализма

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

  • Грегор, А. Джеймс (2014). Марксизм и создание Китая. Доктринальная история. Пэлгрейв Макмиллан.
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:53:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте