Экономический детерминизм

редактировать

Экономический детерминизм - это социально-экономическая теория, согласно которой экономические отношения (например, владение или капиталист, или рабочий или пролетарий) являются фундаментом, на котором все остальные социальные и политические устройства в обществе основаны. Теория подчеркивает, что общества делятся на конкурирующие экономические классы, относительная политическая мощь которых определяется природой экономической системы.

В написании американской истории этот термин ассоциируется с историком Чарльзом А. Бердом (1874–1948), который не был марксистом, но подчеркивал длительную политическую борьбу между банкирами. и бизнес-интересы, с одной стороны, и аграрные интересы, с другой.

Содержание
  • 1 Отношение к марксистской философии
  • 2 Критика
  • 3 Известные экономические детерминисты
  • 4 См. также
  • 5 Цитаты
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Отношение к марксистской философии

Согласно Марксу, каждый социальный способ производства производит материальные условия его воспроизводства, то есть идеология (объединяющая все политические, правовые и культурные сферы). Таким образом, идеология позволяет способу производства воспроизводиться. Маркс не верил, что одни и те же экономические правила управляют всей историей, но что каждая новая эпоха приносит с собой новые экономические факторы. Кроме того, как говорят, Маркс и Энгельс полагали, что если революционная сила изменит способ производства, господствующий класс немедленно приступит к созданию нового общества для защиты этого нового экономического порядка. В современность своей эпохи Маркс и Энгельс считали, что имущий класс по существу завершил установление нового общественного и экономического порядка, инстинктивно создав общество, защищающее их капиталистические интересы. Они сделали это заявление Буржуазии в Манифесте Коммунистической партии : «Сами ваши идеи - не что иное, как результат условий вашего буржуазного производства и буржуазной собственности, как и ваша юриспруденция - это всего лишь воля вашего класса, ставшая законом для всех, воля, сущностный характер и направление которой определяются экономическими условиями существования вашего класса ». Маркс также считал, что одни и те же идеи не могут вырасти из какой-либо экономической системы: «Дон Кихот давно заплатил штраф за ошибочное представление о том, что странствующий рыцарь совместим со всеми экономическими формами общества» <32.>

молодой Маркс поэтому критиковал отчуждение человека. «Вульгарный марксизм » считал, что связь между экономической инфраструктурой и идеологической надстройкой была уникальной, и поэтому верил в экономический детерминизм.

Критика

Другие марксисты и марксисты, в том числе Эдуард Бернштейн,, Дьёрдь Лукач, Антонио Грамши, Луи Альтюссер, Морис Годелье, Франц Якубовски, Эдвард П. Томпсон и Майкл Лоуи - полностью отвергают интерпретацию Маркса и Энгельса как «экономических детерминистов». Они заявляют, что эта идея основана на плохом и избирательном прочтении работ Маркса и Энгельса. Они утверждают, что это толкование возникло в первые годы Второго Интернационала и было популяризировано, среди прочего, Карлом Каутским и Николаем Бухариным. Они ссылаются на отказ от ответственности Энгельса (см. исторический материализм ) о том, что, хотя Маркс и он сам уделяли много внимания экономическим аспектам, они прекрасно понимали, что это на самом деле не составляет целостности общества. или общественной жизни. В книге «Социализм: утопизм и наука» Энгельс отмечает, как одни и те же материальные условия и классовая ситуация привели к различным политическим ситуациям в Великобритании, когда это общество пыталось приспособиться к результатам Французской революции и других внешних событий. Ричард Вольф также отмечает, что Маркс изучал то, что, по его мнению, недооценивалось ведущими академическими кругами, но не объявлял и не думал, что их теории неуместны.

Однако некоторые рассматривают утверждение Энгельса о том, что он не является экономическим детерминистом, как попытку чтобы выбраться из несостоятельной позиции: Макс Вебер и другие влиятельные социологические и экономические мыслители согласились, что взгляды Маркса действительно одномерны в отношении экономического детерминизма. Они не верили, что экономический детерминизм был вульгарной интерпретацией Маркса, но считали, что это явно заявленная и истинная интерпретация Маркса. Они критиковали кажущуюся простоту аргументов Маркса и считали, что идеи, культурные верования и ценности определяют социальный прогресс и эволюцию общества. (См. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Согласно Марксу, динамика истории была сформирована именно столкновением интересов, определяемых материальными условиями, например неравенством между явно выраженными отдельные группы (классовая борьба ), и это столкновение нельзя понимать просто с точки зрения экономических интересов, поскольку оно также затрагивает человеческие потребности, обычаи, традиции, мораль и ценности, охватывающие весь образ жизни. С другой стороны, Ленин писал, что «идея, захватывающая умы масс, становится материальной силой», имея в виду, что указанные потребности, обычаи, традиции, мораль и ценности могут быть приравнены к экономическим силам.

Конечным результатом экономического детерминизма с этой точки зрения является как экономизм (узкая направленность на то, как люди зарабатывают себе на жизнь), так и экономический редукционизм (попытка свести сложную социальную реальность к одному фактору). - экономический - такой, что один этот фактор вызывает все другие аспекты жизни общества).

Известные экономические детерминисты

Американский геостратег Томас П. М. Барнетт в своей книге «Новая карта Пентагона» описывает себя как экономического детерминиста.

См. Также
Цитаты
Ссылки
  • Гельмут Флейшер, марксизм и история. Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1973.
  • Фридрих Энгельс, Социализм: утопия и наука. Лондон: Mondial, 2006.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:07:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте