Максим Горький

редактировать
Для использования в других целях, см Максим Горький (значения).

В этом именовании восточнославянской, то отчество является Максимович и фамилия является Пешков.
Максим Горький
Горького в 1926 году в Посиллипо Горького в 1926 году в Посиллипо
Родился Алексей Максимович Пешков 28 марта [ OS 16 марта] 1868 г. Нижний Новгород, Нижегородская губерния, Российская Империя
Умер 18 июня 1936 г. (1936-06-18)(68 лет) Горки-10, Московская область, СССР
Занятие Прозаик, драматург, публицист, политик, поэт.
Период 1892–1936
Известные работы Очерки и рассказы (1899) Глубины (1902) Мать (1906) Автобиография (1913–1923) Рассказы 1922–1924 (1925) Дело Артамонова (1925) Жизнь Клима Самгина (1925–1936)
Подпись

Алексей Максимович Пешков (русский: Алексей Максимович Пешков, 28 марта [ OS 16 марта] 1868-18 июня 1936), в основном известный как Максим Горький (русский: Максим Горький), был российским писателем и политическим деятелем. Он был пять раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. До того, как добиться успеха в качестве писателя, он много путешествовал по Российской империи, часто меняя работу, и этот опыт впоследствии повлиял на его творчество.

Самыми известными произведениями Горького являются сборник рассказов « Очерки и рассказы» (1899), пьесы «Филистимляне» (1901), «Глубины» (1902) и « Дети солнца» (1905), стихотворение «Песня о бурном буревестнике» (1901), его автобиографическая трилогия « Мое детство, в мире, мои университеты» (1913–1923) и роман « Мать» (1906). Сам Горький считал некоторые из этих работ неудачными, а « Мать » часто критиковали (сам Горький считал « Мать» одной из своих самых больших неудач). Однако были и более теплые оценки некоторых менее известных послереволюционных произведений, таких как циклы « Фрагменты из моего дневника» (1924 г.) и « Рассказы 1922–1924 гг.» (1925 г.), романы « Дело Артамонова» (1925 г.) и «Жизнь Клима». Самгин (1925–1936); последняя считается шедевром Горького и иногда рассматривается критиками как модернистское произведение. В отличие от его дореволюционных произведений (известных своим «антипсихологизмом»), они отличаются двойственным изображением русской революции и «несовременным интересом к человеческой психологии» (как отмечает Д.С. Мирский ). У него были ассоциации с другими русскими писателями Львом Толстым и Антоном Чеховым ; Позже Горький упомянет о них в своих воспоминаниях.

Горький был активным участником зарождающегося марксистского коммунистического движения. Он публично выступал против царского режима, и в течение времени, тесно связан с себя Ленина и Богданова «s большевистского крыла в партии. Значительную часть своей жизни он был изгнан из России, а затем из Советского Союза. В 1932 году он вернулся в СССР по личному приглашению Иосифа Сталина и прожил там до своей смерти в июне 1936 года. По возвращении он был официально объявлен «основателем социалистического реализма ». Несмотря на официальную репутацию, отношения Горького с советской властью были довольно сложными. Современные ученые рассматривают его идеологию Бого-созидания в отличие от официального марксизма-ленинизма, и его работы с трудом укладываются под ярлык социалистического реализма. Его работа остается спорной.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Политическое и литературное развитие
    • 1.3 Капри лет
    • 1.4 Возвращение из изгнания
    • 1.5 Поволжский голод
    • 1.6 Второе изгнание
    • 1.7 Возвращение в Россию: последние годы
    • 1.8 Апологет ГУЛАГа
    • 1.9 Враждебность к гомосексуализму
    • 1.10 Горький и советская цензура
    • 1.11 Антиформалистическая кампания
    • 1.12 Конфликты со сталинизмом
    • 1.13 Смерть
  • 2 Библиография
    • 2.1 Романы
    • 2.2 Новеллы
    • 2.3 Рассказы
    • 2.4 Пьесы
    • 2.5 Научная литература
    • 2.6 Очерки
    • 2.7 Стихи
    • 2.8 Автобиография
    • 2.9 Коллекции
  • 3 День памяти
    • 3.1 Памятники
    • 3.2 Филателия
    • 3.3 Нумизматика
  • 4 Изображения и адаптации
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

На экслибрисе « Экслибрис Максима Горького» из его личной библиотеки изображен освобожденный от цепей Прометей, поднимающийся со страниц книги, сокрушающий многохвостый кнут и отгоняющий черных ворон. Храм Василия Блаженного на заднем плане

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта [ OS 16 марта] 1868 года в Нижнем Новгороде. Горький остался сиротой в возрасте одиннадцати лет. Его воспитывала бабушка, и он сбежал из дома в возрасте двенадцати лет в 1880 году. После попытки самоубийства в декабре 1887 года он пять лет путешествовал по Российской империи, меняя работу и накапливая впечатления, которые позже использовались в его жизни. пишу.

Как журналист, работающий в провинциальных газетах, он писал под псевдонимом Иегудиил Хламида (Иегудиил Хламида). Он начал использовать псевдоним «Горьковский» (от Горького, буквально «горького») в 1892 годе, когда его первый рассказ « Макар Чудра », был опубликован в газете Кавказ (Кавказ) в Тифлисе, где он провел несколько недель, делая черную работу, в основном для мастерских Кавказской железной дороги. В названии отражалось его кипящее гневное отношение к жизни в России и решимость говорить горькую правду. Первая книга Горького Очерки и рассказы ( очерки и рассказы), в 1898 году, пользовался сенсационным успехом, и его карьера как писателя началась. Горький писал непрерывно, рассматривая литературу не столько как эстетическую практику (хотя он много работал над стилем и формой), сколько как моральный и политический акт, который может изменить мир. Он описал жизнь людей из низших слоев и на маргиналах общества, раскрывая их невзгоды, унижения и жестокость, но также и их внутреннюю искру человечности.

Политическое и литературное развитие

Антон Чехов и Горький. 1900, Ялта

Репутация Горького росла как уникального литературного голоса из низов общества и как ярого защитника социальных, политических и культурных преобразований России. К 1899 году он открыто участвовал в зарождающемся марксистском социал-демократическом движении, что сделало его знаменитостью как среди интеллигенции, так и среди растущего числа «сознательных» рабочих. В основе всей его работы была вера в неотъемлемую ценность и потенциал человеческой личности. В своих произведениях он противопоставлял людей, осознающих свое природное достоинство и вдохновленных энергией и волей, людям, которые уступают унизительным условиям жизни вокруг них. И в его сочинениях, и в письмах раскрывается «беспокойный человек» (частое самоописание), изо всех сил пытающийся разрешить противоречивые чувства веры и скептицизма, любви к жизни и отвращения к пошлости и мелочности человеческого мира.

В 1916 году Горький сказал, что учение древнего еврейского мудреца Гиллеля Старшего оказало глубокое влияние на его жизнь: «В ранней юности я читал... слова... Гиллеля, если я правильно помню:« Если ты не за ты сам, кто будет тебе? Но если ты один, то зачем ты? »Внутренний смысл этих слов поразил меня своей глубокой мудростью... Мысль проникла глубоко в мою душу, и я говорю сейчас с убеждением: мудрость Гиллеля послужила сильным посохом на моем пути, который не был ни ровным, ни легким. Я считаю, что еврейская мудрость более общечеловеческая и универсальная, чем какая-либо другая; и это не только из-за ее незапамятных времен... но из-за сильной человечности, которая пронизывает его, из-за высокой оценки человека ».

Он публично выступал против царского режима и неоднократно подвергался арестам. Горький подружился со многими революционерами и стал личным другом Владимира Ленина после их встречи в 1902 году. Он выявил государственный контроль над прессой (см. « Дело Матвея Головинского» ). В 1902 году Горький был избран почетным академиком литературы, но царь Николай II распорядился отменить это требование. В знак протеста Антон Чехов и Владимир Короленко покинули Академию.

Лев Толстой с Горьким в Ясной Поляне, 1900 г.

С 1900 по 1905 год сочинения Горького стали более оптимистичными. Он стал активнее участвовать в оппозиционном движении, за что снова был ненадолго заключен в тюрьму в 1901 году. В 1904 году, разорвав отношения с МХАТ из-за конфликта с Владимиром Немировичем-Данченко, Горький вернулся в Нижний Новгород, чтобы основать собственный театр. И Станиславский и Савва Морозов оказывал финансовую поддержку предприятию. Станиславский считал, что театр Горького дает возможность развить сеть провинциальных театров, которые, как он надеялся, реформируют сценическое искусство в России - его мечту с 1890-х годов. Он отправил туда нескольких учеников из Школы-студии Художественного театра, а также Иоасафа Тихомирова, который руководил школой. Однако к осени, после того как цензор запретил все спектакли, которые предлагал поставить театр, Горький отказался от проекта.

Как финансово успешный писатель, редактор и драматург, Горький оказывал финансовую поддержку Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), а также поддерживал либеральные призывы к правительству о гражданских правах и социальных реформах. Жестокий расстрел рабочих, шедших к царю с петицией о реформе 9 января 1905 года (известный как «Кровавое воскресенье» ), положивший начало революции 1905 года, похоже, более решительно подтолкнул Горького к радикальным решениям. Он сблизился с Владимиром Лениным и Александр Богданов «с большевистским крылом партии, с Богдановым берет на себя ответственность за перевод денежных средств с Горьким на Вперед. Неясно, вступал ли он когда-либо формально, и его отношения с Лениным и большевиками всегда были неустойчивыми. Его самые влиятельные произведения в эти годы - это серия политических пьес, самая известная из которых - «Нижние глубины» (1902). Во время недолгого заключения в Петропавловской крепости во время неудавшейся русской революции 1905 года Горький написал пьесу « Дети Солнца», действие которой номинально происходит во время эпидемии холеры 1862 года, но, по общему мнению, она связана с современными событиями. Он был освобожден из тюрьмы после общеевропейской кампании, которую поддержали, в частности, Мария Кюри, Огюст Роден и Анатоль Франс.

В 1906 году большевики отправили его в поездку по сбору средств в США с Иваном Народным. При посещении горы Адирондак, Горький писал МАТЬ ( Mat», мать ), его заметный роман революционного преобразования и борьбы. Его опыт в Соединенных Штатах, в том числе скандал из-за его путешествия со своей возлюбленной (актрисой Марией Андреевой ), а не с женой, усилил его презрение к «буржуазной душе».

Капри лет

В период с 1909 по 1911 год Горький жил на острове Капри в бордовом доме «Вилла Беринг ».

С 1906 по 1913 год Горький жил на острове Капри на юге Италии, отчасти по состоянию здоровья, а отчасти для того, чтобы избежать все более репрессивной атмосферы в России. Он продолжал поддерживать работу русской социал-демократии, особенно большевиков, и пригласил Анатолия Луначарского остаться с ним на Капри. Эти двое вместе работали над « Литературным распадом», который появился в 1908 году. Именно в этот период Горький вместе с Луначарским, Богдановым и Владимиром Базаровым разработал идею Энциклопедии российской истории как социалистической версии Энциклопедии Дидро.

В 1906 году Максим Горький посетил Нью-Йорк по приглашению Марка Твена и других писателей. Приглашение в Белый дом было отозвано после того, как New York World сообщила, что сопровождающая Горького женщина не была его женой.

Во время визита в Швейцарию Горький встретился с Лениным, который, как он утверждал, проводил чрезмерное количество времени, враждуя с другими революционерами, и писал: «Он выглядел ужасно. Даже язык у него, казалось, поседел». Несмотря на свой атеизм, Горький не был материалистом. Наиболее спорно то, что он сформулировал, наряду с несколькими другими большевиками-независимыми, философию, которую он назвал « богостроительство » (богостроительство, богостроительство), которая стремилась вернуть силу мифа для революции и создать религиозный атеизм, который поставил коллективные человечество, где Бог был и был наполнен страстью, удивлением, моральной уверенностью и обещанием избавления от зла, страданий и даже смерти. Хотя Ленин высмеивал «Богостроительство», Горький сохранял свою веру в то, что «культура» - моральное и духовное осознание ценности и потенциала человеческого «я» - будет иметь большее значение для успеха революции, чем политические или экономические меры.

Возвращение из ссылки

Амнистия, объявленная к 300-летию династии Романовых, позволила Горькому вернуться в Россию в 1914 году, где он продолжил свою социальную критику, наставлял других писателей из числа простых людей и написал ряд важных культурных мемуаров, в том числе первую часть своей книги. автобиография. Вернувшись в Россию, он написал, что его главное впечатление заключалось в том, что «все так раздавлены и лишены образа Божьего». Он неоднократно заявлял, что единственное решение - это «культура».

После Февральской революции Горький вместе с Николаем Сухановым и Владимиром Зенисиновым посетил штаб охрану на Кронверском проспекте. Горький описал бывшую штаб-квартиру охраны, где он искал литературное вдохновение, как заброшенный, с разбитыми окнами и бумагами, лежащими на полу. Позже в тот же день обедая с Сухановым, Горький мрачно предсказал, что революция закончится «азиатской дикостью». Первоначально сторонник эсера Александра Керенского, Горький после дела Корнилова перешел на сторону большевиков. В июле 1917 года Горький написал, что его собственный опыт российского рабочего класса был достаточным, чтобы развеять любые «представления о том, что русские рабочие являются воплощением духовной красоты и доброты». Горький признался, что чувствует влечение к большевизму, но признал, что обеспокоен вероучением, которое сделало весь рабочий класс «милым и разумным - я никогда не знал людей, которые действительно были такими». Горький писал, что он знал бедняков, «плотников, грузчиков, каменщиков» так, как никогда не знал интеллигентный Ленин, и откровенно не доверял им.

Во время Первой мировой войны его квартира в Петрограде была превращена в большевистскую штабную комнату, и его политика оставалась близкой к большевистской на протяжении всего революционного периода 1917 года. На следующий день после большевистского переворота 7 ноября 1917 года Горький наблюдал за садовником, работающим над домом. Александр Парк, который расчищал снег во время Февральской революции, игнорируя выстрелы на заднем плане, в июльские дни просил людей не топтать траву и теперь срубал сучья, в результате чего Горький написал, что он «упрям, как крот, и очевидно, такой же слепой, как и один ". Однако после Октябрьской революции отношения Горького с большевиками обострились. Один современник вспомнил, как Горький становился «черным, черным и мрачным» при простом упоминании Ленина. Горький писал, что Ленин вместе с Троцким «отравились мерзким ядом власти», ущемляя права личности на осуществление своих революционных мечтаний. Горький писал, что Ленин был «хладнокровным обманщиком, который не жалеет ни чести, ни жизни пролетариата... Он не знает народных масс, он не жил с ними». Горький сравнил Ленина с химиком, экспериментирующим в лаборатории, с той лишь разницей, что химик экспериментировал с неодушевленной материей, чтобы улучшить жизнь, в то время как Ленин экспериментировал с «живой плотью России». Дальнейшее напряжение на отношения Горького с большевиками произошел, когда его газета Новая Жизнь ( Новая Жизнь « Новая Жизнь ») стала жертвой большевистской цензуры во время последовавшей гражданской войны, вокруг которого время Горький опубликовал сборник статей с критикой большевиков под названием Несвоевременное «Мысли 1918 года» (он не будет переиздан в России до развала Советского Союза). В эссе Ленина называют тираном за его бессмысленные аресты и подавление свободного дискурса и анархистом за его тактику заговора; Горький сравнивает Ленина и с царем, и с Нечаевым.

«Ленин и его соратники, - писал Горький, - считают возможным совершать все виды преступлений... отмену свободы слова и бессмысленные аресты».

В 1921 году он нанял секретаря Мору Будберг, которая впоследствии стала его любовницей. В августе 1921 года поэт Николай Гумилев был арестован Петроградской ЧК за свои монархические взгляды. Рассказывают, что Горький поспешил в Москву, получил приказ освободить Гумилева лично от Ленина, но по возвращении в Петроград узнал, что Гумилев уже был застрелен - а вот Надежда Мандельштам, близкая подруга вдовы Гумилева, писала Анна Ахматова. что: «Это правда, что люди просили его вмешаться... Горький очень не любил Гумилева, но тем не менее обещал что-то сделать. Он не смог сдержать свое обещание, потому что смертный приговор был объявлен и приведен в исполнение неожиданно. поспешность, прежде чем Горький успел что-нибудь предпринять ». В октябре Горький вернулся в Италию по состоянию здоровья: у него был туберкулез.

Поволжский голод

В июле 1921 года Горький опубликовал обращение к внешнему миру, в котором заявил, что неурожай угрожает жизням миллионов людей. России голод 1921-22 годов, также известный как Поволжского голода погибло около 5 миллионов человек, в первую очередь влияет на регионы Поволжья и реки Урал. Ответил Герберт Гувер, тогдашний глава экспедиции Американской администрации помощи (ARA). ARA было создано в феврале 1919 года как агентство США, назначенное для управления мерами по оказанию помощи, санкционированными ассигнованиями Конгресса в размере 100000000 долларов, утвержденными 25 февраля 1919 года.

Второй изгнанник

Горький уехал из России в сентябре 1921 года в Берлин. Там он услышал о надвигающемся в Москве суде над 12 эсерами, который усилил его сопротивление большевистскому режиму. Он написал Анатолю Франсу, осуждая судебный процесс как «циничную и публичную подготовку к убийству» людей, которые боролись за свободу русского народа. Он также написал советскому вице-премьеру Алексею Рыкову с просьбой сказать Льву Троцкому, что любые смертные приговоры, вынесенные подсудимым, будут «умышленным и грязным убийством». Это вызвало презрительную реакцию со стороны Ленина, который описал Горького как «всегда в высшей степени бесхребетного в политике», и Троцкого, который отверг Горького как «художника, которого никто не воспринимает всерьез. Ему было отказано в разрешении фашистского правительства Италии вернуться на Капри. но ему разрешили поселиться в Сорренто, где он жил с 1922 по 1932 год, с расширенной семьей, в которую входили Моура Будберг, его бывшая жена Андреева, ее любовник Петр Крючков, который до конца своей жизни выполнял обязанности секретаря Горького, Горького. сын Макс Пешков, жена Макса Тимоша и их две маленькие дочери.

Там он написал несколько успешных книг, но к 1928 году ему было трудно зарабатывать достаточно, чтобы содержать свою большую семью, и он начал искать компромисс с коммунистическим режимом. Генеральный секретарь Коммунистической партии Иосиф Сталин не менее стремился переманить Горького обратно в СССР. Он нанес свой первый визит в мае 1928 года - в то самое время, когда режим устраивал свой первый показательный процесс с 1922 года, так называемый Шахтинский процесс над 53 инженерами угольной промышленности, один из которых, Петр Осадчий, посетил Горький. в Сорренто. В отличие от своего отношения к процессу над эсерами, Горький безоговорочно признал виновность инженеров и выразил сожаление по поводу того, что в прошлом он вмешивался в защиту профессионалов, преследуемых режимом. Во время визита он завязал дружеские отношения с Генрихом Ягодой (заместитель главы ОГПУ ) и двумя другими офицерами ОГПУ, Семеном Фириным и Матвеем Погребинским, которые занимали высокие посты в ГУЛАГе. Погребинский был гостем Горького в Сорренто в течение четырех недель в 1930 году. В следующем году Ягода отправил своего зятя Леопольда Авербаха в Сорренто с указанием убедить Горького вернуться в Россию навсегда.

Возвращение в Россию: последние годы

Авель Енукидзе, Иосиф Сталин и Максим Горький празднуют 10-летие Спортинтерна. Красная площадь, Москва СССР. Август 1931 г.

Возвращение Горького из фашистской Италии стало большой пропагандистской победой Советов. Он был награжден орденом Ленина и получил особняк (ранее принадлежавший миллионеру Павлу Рябушинскому, который долгие годы был музеем Горького ) в Москве и дачу в Подмосковье. Город Нижний Новгород и прилегающая к нему губерния были переименованы в Горький. В его честь переименовали главный парк Москвы и одну из центральных московских улиц, Тверскую, и МХАТ. Самый большой самолет в мире середины 1930-х годов Туполев АНТ-20 был назван Максимом Горьким в его честь.

Он также был назначен президентом Союза советских писателей, основанного в 1932 году, одновременно с его возвращением в СССР. 11 октября 1931 года Горький прочитал своим посетителям Иосифу Сталину, Клименту Ворошилову и Вячеславу Молотову свое сказочное стихотворение «Девушка и смерть» (которое он написал в 1892 году) - событие, которое позже было изображено Виктором Говоровым на его картине. В тот же день Сталин оставил свой автограф на последней странице этой работы Горького: «Эта часть сильнее, чем Гете Фауст (любовь поражения смерти)» Ворошилов также оставил «разрешение»: «Я неграмотный, но я думаю, что товарищ Сталин более чем правильно определил смысл стихов А. Горького. От себя скажу: люблю М. Горького как свой и мой класс писателей, правильно определивших наше поступательное движение ».

Как вспоминает Вячеслав Иванов, Горький очень расстроился:

Они написали свою резолюцию по его сказке «Девушка и смерть». Отец, рассказавший об этом эпизоде ​​с Горьким, категорически настаивал, что Горький обиделся. Сталин и Ворошилов были пьяны и дурачились.

Апологет ГУЛАГа

В 1933 году Горький вместе с Авербахом и Фириным редактировал печально известную книгу о Беломорско-Балтийском канале, представленную как пример «успешной реабилитации бывших врагов пролетариата». Что касается других писателей, он утверждал, что реализм можно получить, извлекая основную идею из реальности, но, добавив к ней потенциал и желаемое, можно добавить романтизма с глубоким революционным потенциалом. Для себя Горький избегал реализма. Его отрицание того, что во время строительства вышеупомянутого канала умер даже один заключенный, было опровергнуто Солженицыным, который утверждал, что тысячи заключенных замерзали насмерть не только по вечерам из-за отсутствия надлежащего жилья и еды, но даже в середине дня. Наиболее показательно то, что Солженицын и Дмитрий Лихачев документируют посещение 20 июня 1929 года Соловков, «оригинального» исправительно-трудового лагеря и модели, по которой были построены тысячи других. Учитывая репутацию Горького (как для властей, так и для заключенных), лагерь был преобразован из лагеря, в котором заключенных (зеков) работали до смерти, в лагерь, соответствующий официальной советской идее «преобразования трудом». Горький не заметил переселения тысяч заключенных для облегчения перенаселенности, новой одежды заключенных (привыкших работать в нижнем белье) или даже укрытия заключенных под брезентом и удаления комнат пыток. Обман раскрылся, когда Горькому представили детей «образцовых заключенных», один из которых бросал вызов Горькому, если он «хотел знать правду». В случае утвердительного ответа комната была очищена, и 14-летний мальчик рассказал правду: голод, люди работали до смерти, пытки шестом, использование людей вместо лошадей, суммарные казни, катание заключенных, связанных к тяжелому столбу вниз по лестнице с сотнями ступенек, к ночевке в нижнем белье в снегу. Горький никогда не писал о мальчике и даже не просил взять мальчика с собой. После отъезда Горького мальчика расстреляли. Горький вышел из комнаты в слезах и написал в книге для посетителей: «Я не в состоянии выразить свои впечатления в нескольких словах. Я бы не хотел, да, и мне также было бы стыдно позволить себе банальную похвалу замечательной энергии людей, которые, оставаясь бдительными и неутомимыми стражами Революции, в то же время могут быть замечательно смелыми. творцы культуры ».

Вернувшись в Советский Союз в 1932 году, Максим Горький получил особняк Рябушинских, спроектированный в 1900 году Федором Шехтелем для семьи Рябушинских. В особняке сегодня находится музей Горького.

Как отмечает биограф Горького Павел Басинский, Горькому было невозможно «взять мальчика с собой» даже с его репутацией «великого пролетарского писателя». По его словам, Горькому пришлось потратить более двух лет, чтобы освободить Юлию Данзас. Некоторые соловецкие историки сомневаются, что был мальчик.

Горький помогал и другим политзаключенным (не без влияния его жены Екатерины Пешковой ). Например, из-за вмешательства Горького первоначальный приговор Михаилу Бахтину (5 лет Соловков) был изменен на 6 лет ссылки.

Д: Михаил Михайлович, вы лично встречались с Горьким? Б: С Горьким? Нет. Я видел его только несколько раз, а потом (записывать незачем), поэтому, когда меня посадили, Горький даже две телеграммы послал в соответствующие учреждения... Д: Горький? Б: Да. В мою защиту. Д: Ну, это просто нужно записать. Б: Он знал мою первую книгу и вообще много обо мне слышал, и у нас были общие знакомые... lt;...gt; Б: Ну, это был... 1929 год. Д: Ага. А Горький... Потом он перестал вмешиваться. Б: То есть в случае... да, в моем случае были телеграммы Горького, две его телеграммы. lt;...gt; Д.: Много хорошего сделала его жена Екатерина Павловна. Б: Да. Екатерина Павловна. Я не знал ее lt;...gt; Она была тогда председателем так называемого... Д.: Красного Креста.

Б: Да. Политический Красный Крест.

-  Переговоры В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным.

Враждебность к гомосексуализму

Смотрите также: Гей-фашизм

Горький решительно поддерживал усилия по принятию в 1934 году закона, квалифицирующего гомосексуализм как уголовное преступление. Его отношение было окрашено тем фактом, что некоторые члены нацистского Sturmabteilung были гомосексуалистами. Ему часто приписывают фразу «уничтожьте всех гомосексуалистов и фашизм исчезнет». На самом деле он цитировал популярную поговорку, написав в « Правде» 23 мая 1934 года, Горький сказал: «Уже есть саркастическое высказывание: уничтожьте гомосексуализм, и фашизм исчезнет».

Горький и советская цензура

И, на мой взгляд, он ( Владислав Ходасевич ) прав, когда говорит, что советские критики сочинили антисоветскую пьесу из «Братьев Турбиных». Булгаков мне «не брат»; У меня нет ни малейшего желания его защищать. Но он талантливый писатель, а таких у нас немного. Так что нет смысла делать их «мучениками за идею».

-  Письмо Иосифу Сталину, 1930 г.

Горький следил за литературной карьерой Булгакова с 1925 года, когда он впервые прочитал «Роковые яйца». Судя по его письмам, уже тогда он восхищался своим талантом. Отчасти из-за того, что к постановке были допущены пьесы Горького Булгакова « Кабала лицемеров» и «Дни Турбиных». Горький также попытался использовать свое влияние, чтобы позволить МХАТу поставить другую пьесу Булгакова - « Бегство». Однако его запретили из-за личной реакции Сталина.

... Я решительно поддерживаю публикацию Academia романа « Демоны» и других контрреволюционных романов, таких как « Мутные моря» Писемского, « Выхода нет» Лескова и « Марево» Крестовского. Я делаю это потому, что я против превращения юридической литературы в нелегальную литературу, которая продается «из-под прилавка» и которая соблазняет молодежь своим «табу»... Тебе нужно знать врага, тебе нужно знать его идеология... Советская власть ничего не боится и меньше всего может напугать публикацию старого романа. Но... Тов. Заславский своей статьей доставил истинное удовольствие нашим врагам, и особенно белым эмигрантам. «Запрещают Достоевского», - визжат они благодарные товарищу Заславскому.

-  «К вопросу о бесах », Правда, 24.01.1935.

.

Статья Горького «К вопросу о бесах ».

Антиформалистическая кампания

У вас большой выбор оружия. Советская литература имеет все возможности применить эти виды оружия (жанры, стили, формы и методы литературного творчества) в их разнообразии и полноте, отбирая все лучшее, что было создано в этой сфере всеми предшествующими эпохами.

Социалистический реализм дает художественному творчеству исключительную возможность для проявления творческой инициативы, выбора различных форм, стилей и жанров.

-  Декларация Союза советских писателей

Шостакович - молодой человек лет 25, бесспорно талантливый, но очень самоуверенный и очень нервный. Статья в « Правде» ударила его кирпичом по голове, парень полностью подавлен. lt;...gt; "Путаница", а почему? В чем и как это выражается - «путаница»? Критики должны дать техническую оценку музыке Шостаковича. А то, что писала « Правда», позволяло кучке посредственных людей, халтурщиков, всячески атаковать Шостаковича.

-  Письмо Иосифу Сталину, 1936 г.

Конфликты со сталинизмом

Отношения Горького с режимом похолодели после его возвращения в Советский Союз в 1933 году: советские власти больше никогда не выпускали его в Италию. Он продолжал писать пропагандистские статьи в « Правде» и прославлять Сталина. Однако к 1934 году его отношения с режимом становились все более отдаленными. Леопольду Авербаху, которого Горький считал своим ставленником, было отказано в участии во вновь созданном Союзе писателей, и он возражал против вмешательства сотрудников ЦК в дела Союза; Горьковская концепция «социалистического реализма» и создание Союза писателей вместо того, чтобы положить конец «литературной диктатуре» РАТОП и объединить «пролетарских» писателей с осужденными «попутчиками», становится инструментом усиления цензуры. Этот конфликт, который, возможно, усугубился отчаянием Горького по поводу ранней смерти его сына Макса, достиг апогея незадолго до первого съезда советских писателей в августе 1934 года.

Его встречи со Сталиным становились все реже. Тогда на него повлияли Лев Каменев, который по просьбе Горького был назначен директором издательства « Академия », и Николай Бухарин, друживший с Горьким с 1920-х годов. 11 августа Горький представил для публикации в « Правде» статью, в которой замглавы пресс-службы Павла Юдина атаковал с такой несдержанностью, что заместитель Сталина Лазарь Каганович приказал запретить ее публикацию, но был вынужден уступить после сотен экземпляров статьи. распространяется вручную. Черновик программной речи Горького, который он должен был произнести на съезде, вызвал такой ужас, когда он представил его в Политбюро, что четыре его ведущих члена - Каганович, Вячеслав Молотов, Климент Ворошилов и Андрей Жданов - были отправлены, чтобы убедить его выступить. изменения.

Вчера мы, ознакомившись с речью М. Горького на съезде писателей, пришли к выводу, что речь в такой форме не годится. Прежде всего - само построение и расположение материала - 3/4, если не больше, занято общеисторическими и философскими рассуждениями, да и то неверными. Первобытное общество представлено как идеал, а капитализм на всех его этапах изображается как реакционная сила, препятствующая развитию технологий и культуры. Понятно, что это немарксистская позиция. Советская литература почти не освещается, но речь называется «О советской литературе». lt;...gt;... после долгого разговора согласился внести правки и правки. Похоже, он в плохом настроении. lt;...gt; Дело, конечно, не в том, что он говорит, а в том, как он это говорит. Эти разговоры напомнили мне товарища Крупскую. Я думаю, что Каменев играет важную роль в формировании этих настроений Горького. lt;...gt; Сегодня мы обменялись мнениями и считаем, что лучше, после внесения некоторых правок, опубликовать его, чем допустить, чтобы он считался незаконным.

-  Лазарь Каганович. Письмо Иосифу Сталину, 14.08.1934 г.

В своем выступлении он называет Федора Достоевского «средневековым инквизитором», но восхищается им за то, что он «с самым ярким совершенством словесной портретной живописи нарисовал тип эгоцентриста, тип социального вырождения в лице героя его« Записок ». Андерграунд »и отмечает Гима как крупную фигуру русской классической литературы. После окончания съезда ЦК партии утверждал, что писатели вроде Панферова, Ермилова, Фадеева, Ставского и многие другие писатели, признанные «мастерами соцреализма», недостойны членства в партии. Союз советских писателей, очевидно, предпочитая Бориса Пастернака, Андрея Белого, Андрея Платонова и Артема Весёлого (последних двух Горький взял в свою «писательскую бригаду» из-за невозможности публиковаться, хотя и критиковал Белого и Платонова за их технику). Он также написал статью о романе Панферова « Брусский»: «Можно, конечно, не отметить словесных ошибок и неосторожной техники одаренного писателя, но он выступает в роли советника и учителя, учит производству литературных отходов».

Горький также пытался бороться с советской цензурой, поскольку она набирала силу. Например, он пытался отстоять выпуск « Демонов Достоевского».

После убийства Сергея Кирова в декабре 1934 года Ягода передал Горькому приказ Сталина написать статью, осуждающую индивидуальный террор. Горький отказался и ответил: «Я осуждаю не только индивидуальный, но и государственный террор».

По мере того как конфликт становился все более заметным, политические и литературные позиции Горького становились все слабее. Панферов написал ответ Горькому, в котором раскритиковал его. Давид Заславский опубликовал иронический ответ на попытку Горького защитить Демонов.

Согласно некоторым источникам (например, дневнику Ромена Роллана ), из-за отказа Горького слепо подчиняться политике сталинизма он потерял добрую волю партии и провел свои последние дни под необъявленным домашним арестом.

Смерть

Могила Максима Горького в Некрополе у Кремлевской стены

С усилением сталинских репрессий и особенно после убийства Сергея Кирова в декабре 1934 года Горький был помещен под необъявленный домашний арест в его подмосковном доме в Горках-10 (название этого места - совершенно другое слово в русском языке, не связанное с его именем. фамилия). Его давний секретарь Петр Крючков был нанят Ягодой в качестве оплачиваемого информатора. Перед смертью от затяжной болезни в июне 1936 года его навестили дома Сталин, Ягода и другие ведущие коммунисты, а также Моура Будберг, которая предпочла не возвращаться с ним в СССР, но получила разрешение остаться на его похороны..

За внезапной смертью сына Горького Максима Пешкова в мае 1934 года последовала смерть самого Максима Горького в июне 1936 года от воспаления легких. Обстоятельства его смерти давно окружены домыслами. Сталин и Молотов были среди тех, кто несли урну Горького во время похорон. Во время Бухарин суда в 1938 году (один из трех московских испытаний ), один из обвинений в том, что Горький был убит Ягода «s НКВД агентов.

В советское время, до и после его смерти, сложности в жизни и мировоззрении Горького были сведены к культовому образу (отраженному в героических картинах и статуях, усеивающих сельскую местность): Горький как великий советский писатель, вышедший из простых людей, верный друг большевиков и основоположник все более канонического « социалистического реализма ».

Библиография
Основная статья: Библиография Максима Горького Портрет Максима Горького - Михаил Нестеров (1901)

Источник: Тернер, Лили; Стревер, Марк (1946). Сирота Павел; Библиография и хронология Максима Горького. Нью-Йорк: Бони и Гаер. С. 261–270.

Романы

  • Горемыка Павел, (Горемыка Павел, 1894). Опубликовано на английском языке как Orphan Paul
  • Фома Гордеев (Фома Гордеев, 1899). Также переводится как Человек, который боялся
  • Трое из них (Трое, 1900). Также переводится как Трое мужчин и трое
  • Мать (Мать, 1906). Впервые опубликовано на английском языке в 1906 году.
  • Жизнь бесполезного человека (Жизнь ненужного человека, 1908)
  • Исповедь (Исповедь, 1908)
  • Городок Окуров (Городок Окуров, 1908), не переведено
  • Жизнь Матвея Кожемякина (Жизнь Матвея Кожемякина, 1910)
  • Дело Артамоновых (Дело Артамоновых, 1925). Также переводится как Артамоновы и декаданс
  • Жизнь Клима Самгина (Жизнь Клима Самгина, 1925–1936). Опубликовано на английском языке как Forty Years: The Life of Clim Samghin.
    • Том I. Прохожий (1930)
    • Том II. Магнит (1931)
    • Том III. Другие пожары (1933)
    • Том IV. Призрак (1938)
Портрет 1930-х годов

Новеллы

  • Орловы (Супруги Орловы), 1897 г.
  • Существа, которые когда-то были людьми (Бывшие люди), 1897
  • Варенька Олесова ( Варенька Олесова), 1898 г.
  • Лето (Лето), 1909 г.
  • Большая любовь (Большая любовь), 1911 г.

Короткие истории

Пьесы

  • Филистимляне (Мещане), переводится также как Самодовольные граждане и Мещане (Мещане), 1901 г.
  • Нижние глубины (На дне), 1902 г.
  • Summerfolk (Дачники), 1904
  • Дети солнца (Дети солнца), 1905 г.
  • Варвары (Варвары), 1905 г.
  • Враги, 1906 год.
  • Последние (Последние), 1908 г. Переведено также как Отче наш
  • Прием (Встреча), 1910. В переводе " Дети"
  • Queer People (Чудаки), 1910. Переводится также как Чудаки
  • Васса Железнова ( Васса Железнова ), 1910, 1935 (переработанная редакция)
  • Зыковы, 1913 г.
  • Фальшивая монета, 1913 г.
  • Старик, 1915, переработка 1922, 1924. Переводится также как Судья
  • Работяга Словотеков, трудоголик, 1920
  • Егор Булычев (Егор Булычов и другие), 1932 г.
  • Достигаев и другие (Достигаев и другие), 1933 г.

Нехудожественная литература

Эссе

  • О karamazovshchine (О карамазовщине, О Карамазовщине / О Karamazovshchina), 1915, а не переводятся
  • Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре (Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре), 1918 г.
  • О русском крестьянстве, 1922 г.

Стихи

Автобиография

  • Мое детство (Детство), часть I, 1913–1914 гг.
  • В мире (В людях), часть II, 1916 г.
  • Мои университеты (Мои Университеты), часть III, 1923

Коллекции

  • Очерки и рассказы, три тома, 1898–1899 гг.
  • Существа, которые когда-то были людьми, рассказы в английском переводе (1905). Это содержало вступление Г.К. Честертона. Русское название « Бывшие люди» (буквально « Бывшие люди ») приобрело популярность как выражение по отношению к людям, которые серьезно упали в своем социальном статусе.
  • Сказки Италии (Сказки об Бочковой италии), 1911-1913
  • По России, 1923 г.
  • Рассказы 1922-1924 ( Рассказы 1922-1924 годов), 1925
Поминовение
Мемориальная доска Горькому на улице Глинки в Смоленске

Памятники

Памятники Максиму Горькому установлены во многих городах. Из их:

  • В России - Борисоглебск, Арзамас, Волгоград, Воронеж, Выборг, Добринка, Ижевск, Красноярск, Москва, Невинномысск, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза [213], Печора, Ростов-на-Дону, Рубцовск, Рыльск, Рязань, Санкт-Петербург., Саров, Сочи, Таганрог, Хабаровск, Челябинск, Уфа, Ярцево.
  • В Беларуси - Добруш, Минск. Могилев, парк Горького, бюст.
  • По Украине - Винница, Днепр, Донецк, Кривой Рог, Мелитополь, Харьков, Ялта. [214], Ясиноватая
  • В Азербайджане - Баку
  • В Казахстане - Алма-Ата, Зыряновск, Костанай.
  • В Грузии - Тбилиси
  • В Молдове - Кишинев, Леово
  • В Италии - Сорренто
  • В Индии - Горький Садан, Калькутта.
Памятники Горькому

Филателия

Максим Горький изображен на почтовых марках: Албания (1986), Вьетнам (1968), Индия (1968), Мальдивы (2018) и многие другие. Некоторые из них можно найти ниже.

  • Почтовые марки Максима Горького
  • Почтовая марка СССР, 1932 г.

  • Почтовая марка СССР, 1932 г.

  • Почтовая марка, СССР, 1943 г.

  • Почтовая марка, СССР, 1943 г.

  • Почтовая марка СССР "10 лет со дня смерти М. Горького" (1946 г., 30 коп.)

  • Почтовая марка СССР "10 лет со дня смерти М. Горького" (1946 г., 60 коп.)

  • Почтовая марка, ГДР, 1953 г.

  • Почтовая марка, СССР, 1956 г.

  • Почтовая марка СССР, 1958 г.

  • Почтовая марка, СССР, 1959 г.

  • Почтовая марка, СССР, 1968 г.

  • Почтовая марка, Россия, «Россия. XX век. Культура» (2000 г., 1,30 руб.)

В 2018 году ФГУП « Почта России» выпустило миниатюрный листок, посвященный 150-летию писателя.

Нумизматика

Серебряная памятная монета 2 рубля «Максим Горький», 2018 г.
  • В 1988 году в СССР была выпущена монета номиналом 1 рубль, приуроченная к 120-летию писателя.
  • В 2018 году к 150-летию со дня рождения писателя Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 2 рубля из серии «Выдающиеся личности России».
Изображения и адаптации
Смотрите также
Примечания
использованная литература
Источники
  • Банхэм, Мартин, изд. 1998. Кембриджский путеводитель по театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43437-8.
  • Бенедетти, Жан (1999). Станиславский: Его жизнь и искусство: биография (3-е, перераб. И расширенное изд.). Лондон: Метуэн. ISBN   0-413-52520-1. OCLC   1109272008.
  • МакСмит, Энди (2015). «Страх и муза бодрствовали», русские мастера - от Ахматовой и Пастернака до Шостаковича и Эйзенштейна - при Сталине. Нью-Йорк: Новая пресса. ISBN   9781620970799. OCLC   907678164.
  • Мойнахан, Брайан (1992). Товарищи: 1917 год - Россия в революции. Бостон: Маленький, Браун. ISBN   978-0-316-58698-6. OCLC   1028562793 - через Интернет-архив.
  • Уорролл, Ник. 1996. МХАТ. Театрально-постановочные этюды сер. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0-415-05598-9.
  • Фигес, Орландо: Народная трагедия: Русская революция: 1891–1924 гг. Бодли-Хед, Лондон. (2014) ISBN   978-0-14-024364-2
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 02:45:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте