Школа Праксиса

редактировать

Школа Праксиса была марксистским гуманистическим философским движением, участники которого находились под влиянием Западный марксизм. Он возник в Загребе и Белграде в ЮФР Югославии в течение 1960-х годов.

Среди основателей школы видные фигуры: Гайо Петрович и Милан Кангрга из Загреба и Михайло Маркович из Белграда. С 1964 по 1974 год они издали марксистский журнал Praxis, который был известен как один из ведущих международных журналов по теории марксизма. Группа также организовала широко популярную Летнюю школу Корчулы на острове Корчула.

Содержание
  • 1 Основные принципы
  • 2 Журнал Praxis
  • 3 Летняя школа Корчулы
  • 4 Последствия
  • 5 Влияние
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Основные принципы

Из-за неспокойных социально-политических условий в 1960-е годы утверждение «аутентичной» марксистской теории и практики, в частности ее гуманистических и диалектических аспектов, было актуальной задачей для философов, работающих в СФРЮ. Необходимо было отреагировать на вид модифицированного марксизма-ленинизма, навязанного Союзом коммунистов Югославии (см. титоизм ). Чтобы озвучить и, следовательно, начать удовлетворять эту потребность, программа школы Praxis была определена на французском языке в первом выпуске Международного издания Praxis: A quoi bon Praxis. Предраг Враницки («О проблеме практики») и Данко Грлич («Практика и догма») расширили эту программу на английском языке в том же номере (Praxis, 1965, 1, фунты 41–48 и стр. 49–58).

Философы Праксиса считали ленинизм и сталинизм апологетическими из-за их произвольного характера. Считалось, что ленинские и сталинистские теории неверны марксистской теории, так как они были скорректированы в соответствии с потребностями партийной элиты и нетерпимы к идеологической критике.

Отличительными чертами школы были: 1) упор на сочинения молодого Маркса ; и 2) призывать к свободе слова как на Востоке, так и на Западе, основываясь на настойчивых требованиях Маркса к безжалостной социальной критике. Как Эрих Фромм утверждал в своем предисловии к работе Марковича «От изобилия к практике», теория теоретиков Праксиса должна была «вернуться к настоящему Марксу в отличие от Маркса, одинаково искаженного правыми социал-демократами. и сталинисты ».

Разные теоретики подчеркивали разные аспекты теории. Там, где Михайло Маркович пишет об отчуждении и динамической природе людей, Петрович пишет о философии как о радикальной критике всего сущего, подчеркивая по существу творческую и практическую природу человека. Милан Кангрга также делает акцент на творчестве, но также и на понимании людей как производителей, очеловечивающих природу.

Школа Праксиса критиковала особую форму социалистического самоуправления , внедренную в Югославии, утверждая, что расширение бюрократической власти в югославской экономике было связано с самоуправлением югославских рабочих. недостаточно радикальным.

Другой отличительной чертой теории Праксиса является включение экзистенциальной философии в марксистскую социальную критику Праксиса, возглавляемую Руди Супеком.

Организация летней школы на Корчуле и публикация международного издания Praxis были способами продвижения открытого исследования в соответствии с этими постулатами. Сборник статей Эриха Фромма 1965 года под названием «Социалистический гуманизм: международный симпозиум» очень помог в продвижении школы Праксис. Шесть членов школы Праксис опубликовали статьи в этом сборнике: Маркович, Петрович, Данило Пейович, Руди Супек и Предраг Враницки.

Хотя терпимость к Несогласие с ортодоксальной коммунистической мыслью, проявленное школой Праксис в Югославии, было необычным, у него были свои пределы. Когда студенты Белградского университета провели массовые демонстрации в 1968 году против плохих условий жизни, авторитаризма, безработицы и войны во Вьетнаме при поддержке восьми ученых, связанных со школой Праксис, Тито призвал их быть уволены на том основании, что они «развращали» своих студентов, хотя «Белградская восьмерка» (как они стали называться) ограничивалась своей работой.

Журнал Праксис

Журнал Праксис был опубликовано группой теоретиков практики, в основном с факультетов социологии и философии Загребского университета и философского факультета Белградского университета. Он был основан как преемник предыдущего политического журнала Pogledi, который издавался в Загребе в течение трех лет в 1950-х годах, прежде чем был распущен из-за запрета со стороны государства. Праксис был опубликован в двух изданиях: югославском (на сербско-хорватском ) и иностранном (на нескольких языках). Первый номер югославского издания вышел 1 сентября 1964 года и выходил до 1974 года. Что касается зарубежного издания, то оно выходило в период с 1965 по 1973 год. Его основателями были Бранко Бошняк, Данко Грлич., Милан Кангрга, Руди Супек, Гайо Петрович, Предраг Враницки, Данило Пейович и Иван Кувачич. Первыми редакторами журнала были Петрович и Пейович, но в 1966 году Пейович ушел из Praxis. После этого Супек был соредактором журнала вместе с Петровичем. В январе 1974 года Супек также подал в отставку и был заменен Кувачичем в качестве соредактора Praxis.

Праксис помогла восстановить творческий потенциал марксизма. Он черпал вдохновение из работ Антонио Грамши, Карла Корша, Георга Лукача, Эрнста Блоха, Герберта Маркузе, Эрих Фромм и Люсьен Гольдман. В тексты журнала вошли статьи писателей как с Востока, так и с Запада. Редакторы Praxis имели сильную тенденцию публиковать статьи, которые противоречили ленинской теории и практике, продвигаемым и проводившимся Союзом коммунистов Югославии. Они также были сторонниками свободы слова и печати. По словам члена Школы Праксис Жарко Пуховски, статьи Праксиса по спорным темам, таким как политика и идеология, часто маскировались под статьи на более абстрактные темы, такие как эстетика или онтология.

Летней школе Корчулы

Летней школе Корчулы предшествовал симпозиум, организованный Гайо Петровичем и Миланом Кангргой летом 1963 года в Дубровнике. Летняя школа была организована издателями журнала Praxis с 1964 по 1974 год на хорватском острове Корчула, за исключением 1966 года, когда собрание было отменено из-за интенсивных нападок Союза коммунистов. Хорватии.

Школа была местом встречи философов и социальных критиков со всего мира. Среди видных участников были Эрнст Блох, Ойген Финк, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас, Анри Лефевр, Ричард Дж. Бернштейн и Шломо Авинери, и это лишь некоторые из них. Среди других известных участников были А. Дж. Айер, Норман Бирнбаум и Люсьен Гольдманн. Еще одна особенность состоит в том, что одним из участников был отец Густав Веттер из Ватикана, что свидетельствует о том, что летняя школа Корчулы была не просто марксистским симпозиумом - интересы участников варьировались от феноменологии до теологии.

Статьи, подготовленные во время встречи, были опубликованы в журнале в течение следующего года. Каждое лето собрание фокусировалось на определенной теме:

  • 1963: Прогресс и культура (проводится в Дубровнике )
  • 1964: Значение и перспективы социализма
  • 1965: Что такое история?
  • 1966: Летняя школа была отменена из-за интенсивных атак со стороны Союза коммунистов Хорватии
  • 1967: творчество и творчество
  • 1968: Маркс и революция
  • 1969: Власть и человечность
  • 1970: Гегель и наше время (празднование 200-летия со дня рождения Гегеля)
  • 1971: Утопия и реальность
  • 1972: Свобода и Равенство
  • 1973: Сущность и пределы гражданского общества
  • 1974: Искусство в технологизированном мире
Последствия

Из-за его критического характера некоторые партийные идеологи ссылались на редакторы и авторы Praxis как «профессиональные антикоммунисты» и «враги самоуправляемого социализма» - журнал был несколько раз запрещен. К 1975 году стало невозможно издавать журнал в условиях все более репрессивных условий в Сан-Франциско. RY. В том же году, в январе, вышеупомянутая Белградская восьмерка (Михайло Маркович, Любомир Тадич, Загорка Голубович, Светозар Стоянович, Драголюб Мичунович и Триво Инджич ) были исключены с философского факультета в Белграде на основании решения Ассамблеи Сербии. Некоторые из восьми преподавали за границей: Маркович устроился на полставки в Пенсильванский университет, а Стоянович работал в Калифорнийском университете, Беркли и Университете Канзас. Хотя к загребским практикам обращались менее жестко, они все же сталкивались с ограничениями: Пуховски не мог публиковаться в течение двух лет. В последующие годы Праксисисты организовывали подпольные собрания в частных домах, которые они окрестили «Свободным университетом»: однако они рисковали вмешаться полицией.

Члены Праксиса несколько раз пытались возобновить публикацию Праксиса и возобновление работы Летней школы Корчулы. Их усилия не увенчались успехом, что было основным мотивом для нескольких членов Praxis, которые попытались издать журнал за рубежом. Им удалось добиться этого, и к апрелю 1981 г. журнал Praxis International был отредактирован и опубликован в Оксфорде в духе оригинального журнала Praxis. Однако не все члены Praxis поддержали этот шаг. Этот шаг поддержали четыре члена редакционной коллегии Praxis: Супек, Маркович, Тадич и Стоянович. Однако большинство теоретиков Праксиса во главе с Кангргой не соглашались с этим на основании того факта, что международный журнал с тем же или подобным названием, что и исходный журнал, уменьшил бы возможности переиздания журнала в Югославии. Первыми соредакторами Praxis International были Ричард Дж. Бернштейн и Михаил Маркович. С 1986 года соредакторами были Сейла Бенхабиб и Светозар Стоянович.

По мере роста межэтнической напряженности в Югославии некоторые из белградских практиков повернулись к сербам. национализм. В 1986 году Маркович, Тадич и Голубович вместе с писателем и сотрудником Праксиса Добрица Чосич подписали петицию в поддержку косовских сербов, которые утверждали, что их преследуют этническая албанская община: в петиции говорилось о поддержке отмены автономного статуса региона. Маркович также был соавтором Меморандума SANU, который был описан как катализатор прихода к власти Слободана Милошевича.

В 1990 году Praxis International опубликовала статью Марковича о Косово, в которой он утверждал, что высокая рождаемость среди албанской общины в крае является заговором албанских националистов против сербского населения, и что, несмотря на свою бедность, косовские албанцы исторически пользовались поддержкой могущественных союзников. против сербской общины, в том числе Османской империи, Австро-Венгрии, Италии, католической церкви, Соединенного Королевства, Коминтерн, США, панисламисты, Албания и бюрократы в правительстве Югославии. Он предложил сократить финансовые вложения в провинцию и внедрить программу планирования семьи «мягким и психологически приемлемым способом и самими албанцами, используя в первую очередь образовательные средства». Позже Сейла Бенхабиб заявила, что публикация статьи была единственным редакционным решением, о котором она сожалела в Praxis International: в интервью 1999 года она объяснила, что, хотя она знала о напряженности в Косово, ей не хватало информации о ситуации и о том, как опубликовать статью. была попыткой исправить это. Оглядываясь назад, она выделила ссылку в статье на албанцев как на демографическую угрозу как на ее наиболее яркую черту: «Это клише неофашистское мышление, расистское мышление в отношении угнетенной группы. Вы найдете повсюду расистов, говорящих одно и то же ". Вспышка югославских войн вскоре после этого вбила клин между белградскими практиками и их западными соратниками: к этому времени Маркович был назначен вице-президентом Социалистической партии Сербии Милошевича, и служил его идеологом. Это разделение в конечном итоге привело к прекращению существования журнала под его первоначальным названием.

Из других практиков Стоянович стал главным советником Чосича, когда последний был назначен президентом Союзной Республики Югославии Милошевича в 1992 году. Тадич и Мичунович сформировали Демократическую партию в 1990 году. Хотя Тадич был лидером оппозиции Милошевичу в Сербии, он некритически поддерживал Радована Караджича, Президент Республики Сербской в Боснии : в 1996 году он и Маркович подписали петицию, призывающую Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии снять обвинения с Караджича, описывая его как «истинного лидера всех сербов». Однако некоторые из белградских практиков продолжали выступать против националистического поворота: Попов основал либеральный Гражданский альянс Сербии, в то время как Животич (который отошел от марксизма к постструктурализму в 1980-е) основал Белградский круг, неправительственную организацию, занимающуюся межэтническим диалогом и миротворческой активностью, в сотрудничестве с протеже Тито, ставшим ветераном-диссидентом Милованом Джиласом. Из загребских практиков Пуховски стал ведущим членом Хорватского Хельсинкского комитета и выступил против этнических чисток кампаний хорватской армии.

Praxis International был опубликован до января 1994 года, когда он продолжал публиковаться под названием Constellations: Международный журнал критической и демократической теории.

Влияние

Влияние школы Праксиса в основном обусловлено ее интеллектуальным наследием как неортодоксальных. интерпретация марксизма. Эта интерпретация была популярна среди западных марксистов и ученых, особенно Маршалла Бермана, который ссылается на группу Праксис в своих основных работах. Многие теоретики практики преподавали в различных университетах Европы и США. Подход Praxis был привлекателен для западных академических кругов из-за его акцента на диалектическом, гуманистическом Марксе.

См. Также
  • Философский портал
Ссылки
Дополнительная литература
  • Михайло Маркович и Роберт С. Коэн Югославия: взлет и падение социалистического гуманизма. История группы Praxis, Ноттингем, Spokesman Books, 1975.
  • Герсон С. Шер, Праксис: марксистская критика и инакомыслие в социалистической Югославии. Блумингтон, Indiana University Press, 1977 г.
  • Оскар Грюнвальд Югославские поиски человека: марксистский гуманизм в современной Югославии. Издательство J.F. Bergin, Саут-Хэдли, Массачусетс. 1983.
  • Небойша Попов (ред.) Свобода и насилие: разговор о журнале Praxis и Летней школе Корчулы ("Слобода и насилье: Разговор о часопису Праксис и Корчуланской летней школе"), "Res publica", Белград, 2003 (на сербском языке)
  • Кембриджский философский словарь, 2-е издание. Gen. Ed. Роберт Ауди. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001.
  • Кукоч, Мислав (декабрь 1994 г.). "Temelji hrvatske filozofije prakse" [Основы хорватской философии праксиса] (PDF). Prilozi Za Istraživanje Hrvatske Filozofske Baštine (на хорватском языке). 20 (1–2 (39–40)): 407–432. Проверено 7 июля 2017 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:12:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте