Экономика Социалистической Федеративной Республики Югославии

редактировать
Экономика Социалистической Югославии
ВалютаЮгославский динар (YUD)
Финансовый год 1 января - 31 декабря (календарный год )
Статистика
ВВП 120,100 миллионов долларов (24-е) (оценка 1991 г.)
Рейтинг ВВП24-е (1991)
Рост ВВП-6,3% (1991)
ВВП на душу населения5040 долларов (59-е место) (оценка 1991 г., номинал). 3549 долларов (1990, в текущих ценах)
Инфляция (ИПЦ )164% (7-е место) (оценка 1991 г.)
Рабочая сила9 600 000 (32-е место) (оценка 1991 г.)
Безработица16% (21-е место) (оценка 1991 г.)
Основные отраслиметаллургия, машины и оборудование, нефть, химия, текстиль, деревообработка, пищевая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобили, строительные материалы
Внешние
Экспорт13,1 млрд долларов (39-е место) (оценка 1991 г.)
Импорт17,6 млрд долларов США (32-е место) (оценка 1991 г.)
Валовой внешний долг 18 миллиардов долларов (36-е место) (оценка 1991 г.)
Государственные финансы
Доходы6,4 миллиарда долларов (51-е место) (оценка 1991 г.)
Расходы6,4 миллиарда долларов (52-е место) (оценка 1991 г.)
Экономическая помощь3,5 миллиарда долларов (1966-88)
. Все значения, если не указано иное, выражены в долларах США.

Несмотря на общее происхождение, экономика Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) значительно отличалась из экономик Советского Союза и других восточноевропейских социалистических государств, особенно после югославско-советского развала в 1948 году. Оккупационная и освободительная борьба во время Второй мировой войны привела к опустошению инфраструктуры Югославии. Даже самые развитые части страны были в основном сельскими, и небольшая промышленность страны была в значительной степени повреждена или разрушена.

Содержание

  • 1 Годы после Второй мировой войны
  • 2 Молодежные акции
  • 3 1950-е и 1960-е
  • 4 1970-е
  • 5 Последствия нефтяного кризиса
  • 6 Распад Югославии экономика
    • 6.1 Начало 1990-х годов
  • 7 Югославская экономика в цифрах - 1990
    • 7.1 ВВП на душу населения в крупных городах
    • 7.2 Послевоенный режим
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Годы после Второй мировой войны

Первые послевоенные годы ознаменовались реализацией пятилетних планов советского образца и восстановлением за счет масштабной добровольной работы. Деревня была электрифицирована, развивалась тяжелая промышленность. Экономика была организована как смесь плановой социалистической экономики и рыночной социалистической экономики : фабрики были национализированы, а рабочие получили право на определенную долю своей прибыли. В частных ремесленных мастерских на одного владельца могло работать до 4 человек. Земля была частично национализирована и передана, а частично коллективизирована. Фермерские домохозяйства могли владеть до 10 гектаров (25 акров) земли на человека, а излишки сельскохозяйственных земель принадлежали кооперативам, сельскохозяйственным компаниям или местным общинам. Они могли продавать и покупать землю, а также отдавать ее людям в бессрочную аренду.

Точная природа и масштабы рыночного социализма в Югославии обсуждаются экономистами. Рыночный механизм ограничивался в основном потребительскими товарами, тогда как капитал, рабочая сила, материалы и промежуточные товары распределялись разными способами. Югославская модель не имела много общего с классической моделью рыночного социализма, придуманной Оскаром Р. Ланге. Джон Ремер, сторонник рыночного социализма, очень отрицательно относился к югославскому эксперименту, утверждая, что югославские компании не руководствовались истинными рыночными принципами конкуренции и прибыли, а вместо этого полагались на мягкий бюджет. ограничения и подверглись политическому контролю, что создало крайне неэффективную систему, которая в конечном итоге рухнула. Признавая, что использование термина «рынок» в контексте социалистических стран, таких как Югославия или Венгрия (после введения Нового экономического механизма ) несколько проблематично, Янош Корнаи полагал, что Термин рыночный социализм по-прежнему уместен, потому что такие страны, по крайней мере, частично экспериментировали с рынками при социализме, которые в противном случае остались бы лишь абстрактной идеей.

Работа с молодежью

НазваниеДлинаЗавершено
Брчко-Бановичи98 км (61 миль)1946
Шамац-Сараево242 км (150 миль)1947
Бихач-Книн112 км (70 миль)1948
Сараево-Плоче 195 км (121 миль)1966
Белград-Бар 227 км (141 миль)1976

Молодежь трудовые акции были организованы добровольно трудовой деятельностью молодежи в Социалистической Федеративной Республике Югославии. Действия были использованы для строительства общественной инфраструктуры, такой как дороги, железные дороги и общественные здания, а также промышленной инфраструктуры. Акции по работе с молодежью были организованы на местном, республиканском и федеральном уровнях Коммунистическим союзом молодежи Югославии, а участники были организованы в бригады по работе с молодежью, обычно названные в честь своего города или местного национального герой. Важные проекты, построенные бригадами по работе с молодежью, включают, части Нового Белграда и части Шоссе Братства и Единства, которое тянется от северной Словении в южную Македонию.

1950-е и 1960-е годы

В 1950-х годах было введено социалистическое самоуправление, которое сократило государственное управление предприятиями. Руководители общественных компаний находились под контролем рабочих советов, которые состояли из всех сотрудников с одним голосом каждый. Советы рабочих также назначали руководство, часто тайным голосованием. Коммунистическая партия (позже Союз коммунистов) была организована во всех компаниях, и наиболее влиятельные сотрудники, вероятно, были членами партии, поэтому менеджеры часто, но не всегда, назначались только с согласия партии. Время от времени возникали трения между ориентированными на рынок менеджерами и представителями рабочих. Хотя ВВП технически неприменим и не предназначен для измерения плановой экономики: в 1950 году Югославия ВВП занимала двадцать второе место в Европе.

Безработица была хронической проблемой для Югославии. Уровень безработицы был одним из самых высоких в Европе за время его существования, в то время как уровень образования рабочей силы неуклонно повышался. Уровень безработицы достиг 7% в начале 1960-х годов и продолжал расти, удвоившись к середине 1970-х годов. Существовали крайние региональные различия в уровне безработицы: в Словении уровень безработицы никогда не превышал 5%, в то время как в Македонии и Косово он постоянно превышал 20%. Был также заметный элемент гендерной дискриминации в безработице. При вынужденном сокращении штата предприятия обычно первыми увольняли женщин, ожидая, что женщин могут поддержать члены их семей мужского пола. Некоторые предприятия также требовали, чтобы кандидаты на работу прошли военную службу, что исключает женщин. Показатели участия женщин были ниже, чем в других социалистических странах, и были ближе к традиционалистским обществам Южной Европы.

Благодаря нейтралитету Югославии и ее ведущей роли в Движении неприсоединения Югославия торговала с как западный, так и восточный рынки. С начала 1950-х годов он также получил миллиарды долларов иностранной помощи от Запада, в основном из Соединенных Штатов. Торговля с неприсоединившимися странами составляла лишь 15% от общего объема торговли в 1965 году. Несмотря на несколько торговых соглашений, ей так и не удалось стать значимой из-за географической удаленности и того факта, что обе стороны были экспортерами товаров и простых товаров, заинтересованных в основном в импорт западных технологических товаров. В 1964 году, когда Югославии был предоставлен специальный статус ассоциированной компании с Comecon, ее торговля с восточными рынками составляла менее 25% от общего объема торговли, а ОЭСР была основным торговым партнером с примерно 60%.. Югославия имела очень плохие показатели внешней торговли с дефицитом торгового баланса почти каждый год своего существования.

Югославские компании выполняли строительство множества крупных инфраструктурных и промышленных проектов в Африке, Европе и Азии. Многие из этих проектов были выполнены Энергопроект, югославской инженерно-строительной фирмой, основанной в 1951 году для восстановления разрушенной во время войны инфраструктуры страны. К началу 1980-х годов Энергопроект занимал 16-е место в мире по величине инженерно-строительной компании с 7000 сотрудников. Компания выполняла крупные строительные проекты в Ливии, Кувейте, Замбии и Гвинее, а к концу 1960-х годов компания конкурировала на европейских рынках в Западной Германии, Чехословакии и ГДР. Многие инфраструктурные проекты в Африке и Азии были политическими сделками, осуществленными из соображений престижа и включали элементы иностранной помощи, а не результатом экономических расчетов и конкуренции.

Официальная рабочая неделя составляла 48 часов до 1963 года. когда его сократили до 42 часов. В дальнейшем он был сокращен до 40 часов (плюс один час сверхурочной работы) в 1965 году и до 36 (плюс один) в 1970 году.

В 1965 году был введен новый динар. Предыдущий динар торговался по курсу 700 за долларов США. доллар был заменен новым динаром, торгуемым по цене 12,5 за доллар США.

В 1967 году законодательство разрешило иностранным частным инвесторам стать партнерами югославских предприятий в совместных предприятиях с до 49% капитала, несмотря на тот факт, что такое устройство было бы классифицировано как эксплуатация в марксистской теории. Такие мероприятия особенно интересовали немецкие компании, на которые приходилось около четверти иностранных инвестиций. Однако многие иностранные компании были разочарованы низкой эффективностью и организованностью югославских предприятий; в одном случае японские представители пришли к выводу, что они рассмотрят вопрос об инвестициях только в том случае, если половина рабочих будет уволена.

Отъезд югославов в поисках работы начался в 1950-х годах, когда люди начали нелегально пересекать границу. В середине 1960-х годов Югославия сняла ограничения на эмиграцию, и число эмигрантов, включая образованных и высококвалифицированных людей, быстро увеличилось, особенно в Западную Германию. К началу 1970-х 20 процентов рабочей силы страны или 1,1 миллиона рабочих были заняты за границей. Эмиграция была вызвана, главным образом, принудительной деаграризацией, дерурализацией и перенаселенностью крупных городов. Эмиграция способствовала сдерживанию безработицы, а также служила источником капитала и иностранной валюты. Система была институционализирована в экономике. С 1961 по 1971 год количество гастарбайтеров из Югославии в Западной Германии увеличилось с 16 000 до 410 000.

Похоже, что запланированное устаревание было запрещено в Югославии и что

1970-е годы

ВВП на душу населения в Югославии и других странах Восточного блока с 1950 по 2003 год (база 1990 года в долларах Гири – Хамиса ) Валовые и чистые уровни безработицы в Югославии с 1964-1972 гг.

В 1970-х годах экономика была реорганизована в соответствии с теорией Эдварда Карделя, согласно которой право на принятие решений и долю в прибыли компаний, находящихся в общественной собственности, об инвестировании рабочей силы. Все промышленные компании были преобразованы в организации объединенного труда. Самые маленькие, базовые организации объединенного труда примерно соответствовали небольшой компании или отделу в крупной компании. Они были организованы в предприятия, также известные как трудовые организации, которые, в свою очередь, связаны с составной создание ассоциированного труда, которым могут быть крупные компании или даже целые отрасли промышленности в определенной области. Базовые организации объединенного труда иногда состояли из еще меньших рабочих единиц, но они не имели финансовой свободы. Кроме того, сложные организации ассоциированного труда иногда были членами бизнес-сообществ, представляющих целые отрасли промышленности. Большинство управленческих решений принималось на предприятиях, так что они продолжали в определенной степени конкурировать, даже когда они были частью одной и той же сложной организации. Назначение менеджеров и стратегическая политика составных организаций, в зависимости от их размера и важности, на практике часто становились предметом политического и личного влияния.

Чтобы предоставить всем служащим одинаковый доступ к принятию решений, в государственные службы, включая здравоохранение и образование, были также введены базовые организации объединенного труда. Базовые организации обычно состояли из десятков людей и имели свои собственные рабочие советы, согласие которых требовалось для принятия стратегических решений и назначения менеджеров на предприятиях или в государственных учреждениях.

Рабочие были организованы в профсоюзы, действовавшие по всей стране. Забастовки мог созывать любой рабочий или любая группа рабочих, и в определенные периоды они были обычным явлением. Забастовки по поводу явных и искренних жалоб без политической мотивации обычно приводили к быстрой смене руководства и увеличению заработной платы или пособий. Забастовки, имеющие реальную или подразумеваемую политическую мотивацию, часто рассматривались одинаково (отдельные лица преследовались или преследовались отдельно), но иногда также встречались с упорным отказом от нанесения удара или, в некоторых случаях, с жестокой силой. Забастовки происходили во все времена политических потрясений или экономических трудностей, но они стали все более частыми в 1980-х годах, когда сменявшие друг друга правительства пытались спасти спадающую экономику с помощью программы жесткой экономии под эгидой Международного валютного фонда.

От Начиная с 1970 г., несмотря на то, что 29% населения страны работало в сельском хозяйстве, Югославия была нетто-импортером сельскохозяйственной продукции.

Эффект нефтяного кризиса

Нефтяной кризис 1970-е усугубили экономические проблемы, внешний долг рос на 20% в год и к началу 1980-х годов достиг более 20 миллиардов долларов США. Правительства Милки Планиц и Бранко Микулич пересмотрели условия внешнего долга ценой введения политики стабилизации, которая на практике состояла из жестких мер экономии - так называемого шокового лечения. В течение 1980-х годов население Югославии столкнулось с введением ограничений на топливо (40 литров на автомобиль в месяц), ограничением использования автомобиля через день на основе последней цифры на номерном знаке, жесткими ограничениями на ввоз товаров и оплатой депозит при выезде из страны (в основном, чтобы пойти по магазинам), который должен быть возвращен через год (с ростом инфляции это фактически составило плату за поездку). Не хватало кофе, шоколада и стирального порошка. В течение нескольких засушливых летних периодов правительство, не имея возможности брать кредиты для импорта электроэнергии, было вынуждено отключить электричество. 12 мая 1982 г. Правление Международного валютного фонда одобрило усиленное наблюдение за Югославией, в которое были включены кредиторы Парижского клуба.

Крах югославской экономики

ГодДолгИнфляцияВВП

млрд долларов США

Среднегодовой рост с учетом инфляции в долларах СШАБезработица
1954400 миллионов долларов
19651,2 миллиарда долларов34,6%9,11%6,6%
19713,177 миллиарда долларов15,8 (20,11%)12,95%6.7%
19734,7 миллиарда долларов20%21,5 (21,86%)17,75%9,1% или 8,1%
198018,9 млрд долларов США27%70,0 (27%)12,13%13,8%
198220 миллиардов долларов40%62,8 (31,85%)-7,07%14,4%
198721,961 миллиарда долларов167%84,6 (25,96%)-1,4%16,1%
Рост реального ВВП в Югославии в 1980-1990 гг. A Банкнота в 2 000 000 динаров была введена в 1989 г. в результате гиперинфляции.

В 80-е годы югославская экономика вступила в период непрерывного кризиса. С 1979 по 1985 год югославский динар упал с 15 до 1370 за доллар США, половина доходов от экспорта использовалась для обслуживания долга, а реальный чистый личный доход снизился на 19,5%. Безработица выросла до 1,3 миллиона ищущих работу, а внутренний долг оценивался в 40 миллиардов долларов.

Югославия взяла ряд кредитов Международного валютного фонда (МВФ) и впоследствии оказалась в большой долге. К 1981 году его внешний долг составил 18,9 миллиарда долларов. Фактически долг Югославии составлял всего 20,11% ВВП в 1971 году, что по сравнению с Великобританией (67,95%), США (46,64%), Германией (17,87%), Италией (41,46%) является сравнительно низким показателем. Однако главной проблемой Югославии была безработица. В 1980 году уровень безработицы составлял 13,8%, не считая около 1 миллиона рабочих, занятых за границей. Ухудшение условий жизни в 1980-е привело к тому, что уровень безработицы в Югославии достиг 17 процентов, а еще 20 процентов были безработными. 60% безработных были моложе 25 лет.

К 1988 году денежные переводы эмигрантов в Югославию составили более 4,5 миллиардов долларов (долларов США), а к 1989 году денежные переводы составили 6,2 миллиарда долларов (долларов США), что составило более 19% от общего объема денежных переводов. всего в мире. Большая часть этих денежных переводов поступает от югославских профессиональных и квалифицированных рабочих, нанятых югославскими инженерными и строительными фирмами с контрактами за рубежом, включая крупные инфраструктурные проекты на Ближнем Востоке, в Африке и Европе. В начале 1980-х годов югославская фирма «Энергопроект» строила плотины, дороги и жилые дома в Ираке, Ливии и Кувейте. Но во время рецессии начала 1980-х годов многие страны-экспортеры нефти сократили строительные проекты из-за падения цен на нефть. Усиление конкуренции со стороны таких стран, как Южная Корея, предлагающих менее дорогую рабочую силу, также способствовало сокращению бурно развивающейся экспортной торговли инженерной и строительной отраслью Югославии.

В 1988 году Югославия была должна западным странам 21 миллиард долларов США, которая должна была существенно увеличиваться ежегодно. страна не объявила дефолта.

Крах югославской экономики был частично вызван ее неприсоединившейся позицией, которая привела к доступу к займам от обоих сверхдержав блоков на разные термины. Этот контакт с Соединенными Штатами и Западом открыл югославские рынки раньше, чем в остальной части Центральной и Восточной Европы. В 1989 году, перед падением Берлинской стены, федеральный премьер-министр Югославии Анте Маркович отправился в Вашингтон, чтобы встретиться с президентом Джорджем Бушем, чтобы договориться о новом пакете финансовой помощи. В обмен на помощь Югославия согласилась на еще более радикальные экономические реформы, которые включали новую девальвированную валюту, еще одно замораживание заработной платы, резкое сокращение государственных расходов и ликвидацию компаний, находящихся в общественной собственности и управляемых рабочими. Номенклатура Белграда с помощью западных консультантов заложила основу для миссии Марковича, предварительно осуществив многие из необходимых реформ, включая серьезную либерализацию законодательства об иностранных инвестициях.

Государственные банки страны обязались скорректировать свои процентные ставки с учетом инфляции, но это не могло применяться к ранее заключенным кредитным договорам, которые предусматривали фиксированные процентные ставки. За это время иностранная валюта стала широко распространяться и приниматься предприятиями наряду с чеками ; особенно немецкая марка.

. Постепенно вводился новый закон, чтобы исправить ситуацию, но правительство в основном пыталось бороться с кризисом, выпуская больше валюты, что только усиливало инфляцию. Власть в крупных промышленных компаниях привела к нескольким крупным банкротствам (в основном крупных заводов), что только усилило общественное мнение о том, что экономика находится в глубоком кризисе. После нескольких неудачных попыток борьбы с инфляцией с помощью различных схем и из-за массовых забастовок, вызванных замораживанием заработной платы в результате жесткой экономии, правительство Бранко Микулича было заменено новым правительством в марте 1989 г. во главе с Анте Маркович, прагматичный реформист. Он потратил год на введение нового бизнес-законодательства, которое незаметно отбросило большую часть связанной с этим теории труда и ввело частную собственность на бизнес. Институциональные изменения завершились принятием восемнадцати новых законов, объявивших конец системе самоуправления и связанной с ней рабочей силе. Они, в свою очередь, позволили публичным компаниям стать приватизированными.

К концу 1989 года инфляция достигла 1 000%. В канун Нового 1989 года Анте Маркович представил свою программу экономических реформ. Десять тысяч динаров превратились в один «новый динар», привязанный к немецкой марке из расчета 7 новых динаров за одну марку. Внезапное прекращение инфляции принесло некоторое облегчение банковской системе. Право собственности на иностранную валюту и ее обмен были отменены, что в сочетании с реалистичным обменным курсом привлекало иностранную валюту в банки. Однако к концу 1980-х годов становилось все более очевидным, что федеральное правительство фактически теряет полномочия по реализации своей программы.

Начало 1990-х

В 1990 году Маркович представил программу приватизации с новыми принял федеральные законы о приватизации, разрешающие правлению компаний инициировать приватизацию, в основном через внутренние схемы владения акциями, которые изначально не продавались на фондовой бирже. Это означало, что в законе особое внимание уделялось «инсайдерской» приватизации для работников и менеджеров компании, которым акции могли быть предложены со скидкой. Югославские власти использовали термин «преобразование собственности», имея в виду процесс преобразования государственной собственности в частные. К апрелю 1990 года месячный уровень инфляции упал до нуля, экспорт и импорт увеличились, а валютные резервы увеличились на 3 миллиарда долларов США. Однако промышленное производство упало на 8,7%, а высокие налоги затруднили выплату многим предприятиям даже замороженной заработной платы.

В июле 1990 года Маркович сформировал свою собственную политическую партию Союз сил реформ. Ко 2-й половине 1990 г. инфляция возобновилась. В сентябре и октябре месячная инфляция достигла 8%. Инфляция снова достигла неуправляемого уровня, достигнув годового уровня 120%. Реформы и программы жесткой экономии Марковича встретили сопротивление со стороны федеральных властей отдельных республик. Его программа 1989 года по сдерживанию инфляции была отвергнута Сербией и Воеводиной. СР Сербия ввела таможенные пошлины на импорт из Хорватии и Словении и получила 1,5 миллиарда долларов от центрального банка для финансирования повышения заработной платы, пенсий, бонусов государственным служащим и субсидирования предприятий, понесших убытки. Федеральное правительство повысило обменный курс немецкой марки сначала до 9, а затем до 13 динаров. В 1990 году годовые темпы роста ВВП снизились до -11,6%.

Югославская экономика в цифрах - 1990

(ИСТОЧНИК: ВСЕМИРНЫЙ ФАКТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ЦРУ 1990)

Уровень инфляции (потребительские цены) : 2700% (оценка 1989 г.)

Уровень безработицы: 15% (1989 г.)

ВВП: 129,5 млрд долларов США, 5464 доллара на душу населения; реальный темп роста - 1,0% (оценка 1989 г.)

Бюджет: доходы 6,4 миллиарда долларов; расходы 6,4 миллиарда долларов, включая капитальные затраты в размере NA (1990)

Экспорт: 13,1 миллиарда долларов (франко-борт, 1988); товары - сырье и полуфабрикаты 50%, потребительские товары 31%, капитальные товары и оборудование 19%; партнеры - ЕС 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, США 5%, другие 6%

Импорт: 13,8 миллиарда долларов (c.i.f., 1988); сырьевые товары - сырье и полуфабрикаты 79%, капитальные товары и оборудование 15%, товары народного потребления 6%; партнеры - ЕС 30%, CEMA 45%, менее развитые страны 14%, 5% США, другие 6%

Внешний долг: 17,0 миллиардов долларов, среднесрочный и долгосрочный (1989)

Электроэнергия: Мощность 21000000 кВт; Произведено 87 100 миллионов кВтч, 3650 кВтч на душу населения (1989 г.)

ВВП на душу населения в крупных городах

Индексированный ВВП на душу населения в крупных городах
ГородЖители. (Перепись 1991 года)Индекс ВВП. (Югославия = 100)Республика
Белград 1,552,151147СР Сербия
Загреб 777 826188СР Хорватия
Сараево 527 049133СР Босния и Герцеговина
Скопье 506 92690СР Македония
Любляна 326,133260СР Словения
Нови-Сад 299,294172СР Сербия
Ниш 253,124110СР Сербия
Сплит 221,456137СР Хорватия
Баня-Лука 195,69297СР Босния и Герцеговина
Приштина 155,49970СР Сербия
Крагуевац 144,608114СР Сербия
Смедерево 144,107182СР Сербия
Риека 143,964213СР Хорватия
Титоград 136,47387SR Montenegr o

Послевоенный режим

О более поздних событиях см.: Экономика Боснии и Герцеговины, Экономика Хорватии, Экономика Косово, Экономика Республики Македония, Экономика Черногории, Экономика Сербии, Экономика Словении.

Югославия войны, последующая потеря рынка, а также бесхозяйственность и / или непрозрачная приватизация привели к дальнейшим экономическим проблемам для всех бывших республик Югославии в 1990-х годах. Только экономика Словении стабильно росла после первоначального шока и спада. отделение Хорватии привело к прямому ущербу в размере 43 миллиардов долларов (USD). Хорватия достигла уровня 1990 ВВП в 2003 году, через несколько лет после Словении, которая на сегодняшний день является наиболее развитой из всех югославских экономик.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:17:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте