Часть серии об исламизме |
---|
Основы |
Идеологии Исламский фундаментализм |
Концепции |
Влияния |
Движения Схоластический Политическая
Воинствующий
|
Ключевые тексты |
Главы государства |
Ключевые идеологи
|
Критика исламизма |
похожие темы |
Исламский портал Политический портал |
|
Панисламизм ( арабский : الوحدة الإسلامية) - это политическая идеология, отстаивающая единство мусульман в рамках одной исламской страны или государства - часто халифата - или международной организации с исламскими принципами. Панисламизм отличается от паннационалистических идеологий, например панарабизма, тем, что рассматривает умму (мусульманское сообщество) как средоточие лояльности и мобилизации, исключая этническую принадлежность и расу как основные объединяющие факторы. Панисламизм возник в конце 19 века как глобальное движение за исламские реформы и борьбу против европейского империализма. Основными лидерами панисламистского движения были триада Джамал ад-Дин Афгани ( 1839–1897 ), Мухаммад Абдух ( 1849–1905 ) и Сайид Рашид Рида ( 1865–1935 ); которые были активны в антиколониальных усилиях по противодействию европейскому проникновению на мусульманские земли. Они также стремились укрепить исламское единство, которое они считали самой сильной силой для мобилизации мусульман против имперского господства.
Арабский термин Умма, который встречается в Коране и исламской традиции, исторически использовался для обозначения мусульман в целом, независимо от расы, этнической принадлежности и т. Д. Этот термин использовался в политическом смысле классическими исламскими учеными, например такими. как аль-Маварди в Ахкам ас-Султанийя, где он обсуждает договор имамата Уммы, «предписанный преемником Пророка» в защите религии и управлении делами мира. Аль-Газали также говорит об Умме в политическом смысле, например, в своей работе «Фадиа аль-Батинья ва Фадаиль аль-Мустажария».
Фахруддин ар-Рази, который также говорит об Умме в политическом смысле, цитирует следующее:
Мир - это сад, поливом которого является династия, которая является авторитетом. Хранителем этой власти является шариат, и шариат также является политикой сохранения королевства; королевство - это город, который создает армия; армия обеспечена богатством; богатство приобретается подданными (уммой), которые становятся слугами благодаря справедливости; справедливость - это ось благополучия мира.
- ар-Рази в его Джами аль-УлумПо мнению некоторых ученых, целью идеологии в качестве модели являются ранние годы ислама - правление Мухаммеда и ранний халифат - особенно во время золотого века ислама, поскольку обычно считается, что в эти годы мусульманский мир был сильным, единым и сильным. свободный от коррупции.
Критики утверждают, что панисламизм позже был замечен в исламской Иберии, Сицилийском эмирате, государствах Age of the Islamic Gunpowders и нескольких мусульманских султанатах и королевствах, несмотря на присутствие и использование немусульманских подданных мусульманскими державами.
В современную эпоху панисламизм защищал Джамал ад-Дин аль-Афгани, который стремился к единству среди мусульман, чтобы противостоять колониальной оккупации мусульманских земель. Афгани опасался, что национализм разделит мусульманский мир, и считал, что единство мусульман важнее этнической идентичности. Хотя его иногда называют «либеральным», аль-Афгани не выступал за конституционное правительство, а просто предполагал «свержение отдельных правителей, которые были слабыми или подчиненными иностранцам, и их замену сильными и патриотичными людьми». По словам его биографа, в обзоре теоретических статей его парижской газеты не было ничего «в пользу политической демократии или парламентаризма».
В то время как Афгани был сторонником революции сверху, его ученик Абдух верил в революцию снизу через религиозные и образовательные реформы. Несмотря на огромное влияние аль-Афгани на Абду, последний дистанцировался от политического пути Афганистана. Вместо этого он сосредоточился на постепенных усилиях в области образования, которое он рассматривал как более эффективные инструменты для реформ. Он критиковал афганских и мусульманских интеллектуалов за их политическую причастность. У Афганистана были ожесточенные споры с Абду и он регулярно обвинял его в робости и унынии.
Рашид Рида, с другой стороны, был признанным антиимпериалистом и сторонником пуританской революции, вдохновленный ностальгией по ранним эпохам ислама. По словам Риды, финансируемые государством ученые пренебрегли возрождением ранних исламских традиций в мусульманской умме. Он считал, что объединение исламского сообщества будет возможно только через восстановление исламского халифата, который реализует шариат. Его влиятельный исламский журнал « Аль-Манар» пропагандировал антибританский бунт, а также исламское возрождение, основанное на принципах салафии. Позиционируя себя как преемника панисламистской активности Афганистана и Абду; Рида призвал к панисламистскому проекту, основанному на возрождении исламского халифата во главе с арабами и реформировании мусульман. В течение 1920-х годов Рида сформулировал всеобъемлющую доктрину исламского государства в своем знаменитом трактате « Аль-Халифа ав аль-Имама аль-Узма» («Халифат или Возвышенный имамат»), в котором он призвал мусульман стремиться к построению политической системы, основанной на по вере; а не национализм. Он выступал против растущего охвата западных идей среди мусульман, утверждая, что только возвращение к исламу восстановит законное положение мусульман в современную эпоху. Панисламские сети, возглавляемые Рашидом Ридой и его соратниками, сыграли центральную роль в более позднем развитии исламистских движений.
После отмены халифата в 1924 году панисламизм мобилизовал мусульманские массы как традиционалистских, так и реформаторских движений в исламе, вдохновленных идеями Рашида Рида. В реформистских движений во главе с Rida, стали бы более фундаменталистской и буквалист; подчеркивая приверженность идеализированной эпохе салафов и попытку возродить утерянные традиции. Эволюция раннего панисламистского движения в постколониальном мире была прочно связана с исламизмом. Ведущие исламисты, такие как Сайид Кутб, Абул Ала Маудуди и аятолла Хомейни, подчеркнули свою веру в то, что возвращение к традиционным законам шариата снова сделает ислам единым и сильным. Экстремизм в исламе восходит к хариджитам с VII века. Исходя из своей политической позиции, они разработали крайние доктрины, которые отличали их от основных мусульман-суннитов и мусульман-шиитов. Хариджиты были особенно известны своим радикальным подходом к Такфиру, в соответствии с которым они объявляли других мусульман неверующими и поэтому считали их достойными смерти.
В период деколониализма после Второй мировой войны арабский национализм затмил исламизм, который осудил национализм как антиисламский. В арабском мире светские панарабские партии - партии Баас и Насерист - имели ответвления почти в каждой арабской стране и пришли к власти в Египте, Ливии, Ираке и Сирии. Исламисты подверглись жестоким репрессиям; ее главный мыслитель Сайид Кутб был заключен в тюрьму, подвергся пыткам и позже казнен. Президент Египта Насер видел в идее мусульманского единства угрозу арабскому национализму.
В 1950-х годах правительство Пакистана проводило агрессивную кампанию по поощрению единства среди мусульман и сотрудничества между мусульманскими государствами. Но реакция большинства мусульманских стран на эти усилия Пакистана не была обнадеживающей. Пакистанские лидеры, испытавшие на себе интенсивность индуистско-мусульманского конфликта в Южной Азии во время Пакистанского Движения, верили в правоту своего дела и, с энтузиазмом проецируя ислам во внешнюю политику, не понимали, что ислам не играл той же роли во внешней политике. националистические программы большинства ближневосточных государств. Многие мусульманские страны подозревали, что Пакистан претендует на лидерство в мусульманском мире.
После поражения арабских армий в Шестидневной войне исламизм и панислам начали менять свое отношение популярности к национализму и панарабизму. Политические события в мусульманском мире в конце 1960-х убедили многие мусульманские государства изменить свои прежние идеи и положительно отреагировать на цель Пакистана - мусульманское единство. Насер отказался от своей оппозиции панисламской платформе, и такие события способствовали проведению первой конференции глав мусульманских государств в Рабате в 1969 году. Эта конференция в конечном итоге была преобразована в постоянный орган под названием Организация Исламская конференция.
В 1979 году Иранская революция отстранила от власти шаха Мохаммада Реза Пехлеви, а десятью годами позже афганские мусульманские моджахеды при значительной поддержке США успешно вытеснили Советский Союз из Афганистана. Панисламские мусульмане-сунниты, такие как Маудуди и Братья-мусульмане, приветствовали создание нового халифата, по крайней мере, как долгосрочный проект. Лидер шиитов Рухолла Хомейни также поддерживал объединенное исламское надгосударство, но видел, что его возглавляет (шиитский) религиозный ученый фикха ( факиха ).
Эти события взбудоражили исламистов во всем мире и повысили их популярность среди мусульманской общественности. По всему Ближнему Востоку, и в частности в Египте, различные ветви « Братьев-мусульман» бросали серьезный вызов светским националистическим или монархическим мусульманским правительствам.
В Пакистане Джамаат-э-Ислами пользуются поддержкой населения, особенно с образованием ММА, и в Алжире ФИС Ожидалось, чтобы выиграть отмененные выборы в 1992 году распада Советского Союза, Хизб-ут-Тахрир стала панисламистская сила в Центральной Азии и за последние пять лет получила некоторую поддержку со стороны арабского мира.
Недавний пропагандист панисламизма опоздала премьер - министр Турции и основатель Milli Gorus движения Эрбакан, который отстаивал Пан-исламский союз (İslam Birliği) идея и предприняли шаги в его правительстве к достижению этой цели путем создания Developing 8 стран (или D8, в отличие от G8 ) в 1996 году с Турцией, Египтом, Ираном, Пакистаном, Индонезией, Малайзией, Нигерией и Бангладеш. Его видение заключалось в постепенном единстве мусульманских наций посредством экономического и технологического сотрудничества, аналогичного ЕС, с единой денежной единицей (Ислам Динари), совместных аэрокосмических и оборонных проектов, развития нефтехимических технологий, региональной сети гражданской авиации и постепенного согласия с демократическими ценностями. Хотя организация встречалась на уровне президента и кабинета министров, и до сих пор продолжаются умеренные проекты сотрудничества, импульс был мгновенно утерян, когда так называемый постмодернистский переворот 28 февраля 1997 года в конечном итоге сверг правительство Эрбакана.
Международные организации:
История: