«Хомейни» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о других людях с этим именем, см. Хомейни (имя). Не путать с его преемником Али Хаменеи.
Аятолла Сайид Рухолла Хомейни | |
---|---|
روحالله خمینی | |
1- й верховный лидер Ирана | |
В офисе 3 декабря 1979 г. - 3 июня 1989 г. | |
президент | |
премьер-министр | |
заместитель | Хусейн-Али Монтазери (1985–1989) |
Предшествует | Управление назначило Мохаммада Резу Пехлеви шахом. |
Преемник | Али Хаменеи |
Личные данные | |
Родился | ( 1900-05-17)17 мая 1900 г. Хомейн, Возвышенное государство Персии. |
Умер | 3 июня 1989 г. (1989-06-03)(89 лет) Тегеран, Иран |
Место отдыха | Мавзолей Рухоллы Хомейни |
Национальность | иранский |
Супруг(а) | Хадидже Сакафи ( м. 1929) |
Дети | |
Подпись | |
Веб-сайт | www.imam-khomeini.ir |
Заголовок | Великий аятолла |
Личный | |
Религия | ислам |
Номинал | Шиа -двунадесятник |
Юриспруденция | Усули |
Известная идея (и) | Новое продвижение Опекунства |
Известная работа (ы) | |
Альма-матер | Кумская семинария |
мусульманский лидер | |
Учитель | Аятолла Сейед Хоссейн Боруджерди |
Стили Рухоллы Хомейни | |
---|---|
Справочный стиль | Выдающийся марджи ат-таклид, аятулла аль-Узма Имам Хумайни |
Разговорный стиль | Имам Хомейни |
Религиозный стиль | Аятулла аль-Узма Рухолла Хомейни |
Сайид Рухолла Мусави Хомейни ( Великобритания : / x ɒ ˈ m eɪ n i / khom- AY -nee, США : / x oʊ ˈ - / khohm- ; персидский : سید روحالله موسوی خمینی [ɾuːholˈlɒːhe xomejˈniː] ( слушать ) ; 17 мая 1900 — 3 июня 1989), также известный как аятолла Хомейни, был иранским политическим и религиозным лидером, который был первым верховным лидером Ирана с 1979 года до своей смерти в 1989 году. Он был основателем Исламской Республики Иран и лидер Иранской революции 1979 года, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви и конец персидской монархии. После революции Хомейни стал первым верховным лидером страны, положение, закрепленное в конституции Исламской Республики как высший политический и религиозный авторитет нации, которое он занимал до своей смерти. Большую часть его периода у власти заняла ирано-иракская война 1980–1988 годов. 4 июня 1989 года его сменил Али Хаменеи.
Хомейни родился в Хомейне, на территории современной иранской провинции Маркази. Его отец был убит в 1903 году, когда Хомейни было два года. Он начал изучать Коран и арабский язык с юных лет, и ему помогали в изучении религии его родственники, в том числе двоюродный брат его матери и старший брат.
Хомейни был марджой («источником подражания») в двунадесятном шиитском исламе, муджтахидом или факихом (знатоком шариата ) и автором более 40 книг. Он провел более 15 лет в ссылке за свою оппозицию последнему шаху. В своих трудах и проповедях он расширил теорию велаят-эль-факих, «Опека над исламским юристом (духовной властью)», включив в нее теократическое политическое правление исламских юристов. Этот принцип, хотя и не известный широкой публике до революции, был добавлен к новой иранской конституции после вынесения на референдум. Согласно The New York Times, Хомейни назвал демократию эквивалентом проституции. Вопрос о том, совместимы ли идеи Хомейни с демократией и хотел ли он, чтобы Исламская Республика была демократической, остается спорным. Он был назван « Человеком года» по версии журнала Time в 1979 году за свое международное влияние, а Хомейни был описан как «виртуальное лицо шиитского ислама в западной популярной культуре». В 1982 году он пережил одну попытку военного переворота. Хомейни был известен своей поддержкой захватчиков заложников во время кризиса с заложниками в Иране, своей фетвой, призывающей к убийству британского индийского писателя Салмана Рушди, и тем, что называл Соединенные Штаты « Великим сатаной », а Советский Союз — « Малым сатаной». Сатана ». Хомейни подвергался критике за эти действия и нарушения прав человека иранцев (включая его приказы о нападениях на демонстрантов, казни тысяч политических заключенных, военных преступников и военнопленных ирано-иракской войны ).
Хомейни также превозносился как «харизматичный лидер огромной популярности», «поборник исламского возрождения » шиитскими учеными, которые пытались установить хорошие отношения между суннитами и шиитами, и крупный новатор в политической теории и религиозно-ориентированной популистской политике. стратегия. Хомейни носил титул Великого аятоллы и официально известен как имам Хомейни в Иране и среди своих сторонников за рубежом. Другие обычно называют его аятоллой Хомейни. В Иране его могила с золотым куполом на кладбище Бехешт-э-Захра в Тегеране стала святыней для его приверженцев, и он по закону считается «неприкосновенным», а иранцы регулярно наказываются за оскорбление его. Культ личности развился вокруг Хомейни после иранской революции.
Рухолла Хомейни происходил из рода мелких землевладельцев, священнослужителей и торговцев. Его предки мигрировали в конце 18 века из своего первоначального дома в Нишапуре, провинция Хорасан, в северо-восточной части Ирана, на короткое время в королевство Авад, регион в современном штате Уттар-Прадеш, Индия. правителями были мусульмане-двунадесятники- шииты персидского происхождения. Во время своего правления они широко приглашали и принимали постоянный поток персидских ученых, поэтов, юристов, архитекторов и художников. В конце концов семья поселилась в маленьком городке Кинтур, недалеко от Лакхнау, столицы Авада. Дед аятоллы Хомейни по отцовской линии, Сейед Ахмад Мусави Хинди, родился в Кинтуре. Он покинул Лакхнау в 1830 году, совершив паломничество к могиле Али в Наджафе, Османский Ирак (ныне Ирак ), и больше не вернулся. По словам Мойна, эта миграция должна была избежать распространения британской власти в Индии. В 1834 году Сейед Ахмад Мусави Хинди посетил Персию, а в 1839 году поселился в Хомейне. Хотя он остался и поселился в Иране, его продолжали называть хинди, что указывает на его пребывание в Индии, а Рухолла Хомейни даже использовал хинди в качестве псевдонима в некоторых своих газелях. Дед Хомейни, Мирза Ахмад Моджтахед-е Хонсари, был священнослужителем, издавшим фетву о запрете употребления табака во время протеста против табака.
Согласно свидетельству о рождении, Рухолла Мусави Хомейни, чье имя означает «дух Аллаха», родился 17 мая 1900 года в Хомейне, провинция Маркази, хотя его брат Мортаза (позже известный как аятолла Пасандиде) указывает дату своего рождения 24 сентября 1902 года., годовщина рождения дочери Пророка Мухаммеда, Фатимы. Его воспитывали его мать Хаджие Ага Ханум и его тетя Сахебет после убийства его отца Мустафы Мусави более чем через два года после его рождения в 1903 году.
Рухолла начал изучать Коран и элементарный персидский язык в возрасте шести лет. В следующем году он начал ходить в местную школу, где изучал религию, нохе хани (распев скорби) и другие традиционные предметы. На протяжении всего своего детства он продолжал свое религиозное образование с помощью своих родственников, в том числе двоюродного брата его матери Джафара и его старшего брата Мортезы Пасандиде.
После Первой мировой войны ему было предложено учиться в исламской семинарии в Исфахане, но вместо этого его привлекла семинария в Араке. Он был поставлен под руководством аятоллы Абдул Карима Хаэри Язди. В 1920 году Хомейни переехал в Арак и начал учебу. В следующем году аятолла Хаери Язди перевелся в исламскую семинарию в священном городе Кум, к юго-западу от Тегерана, и пригласил туда своих учеников. Хомейни принял приглашение, переехал и поселился в школе Дар аш-Шафа в Куме. Исследования Хомейни включали исламское право ( шариат ) и юриспруденцию ( фикх ), но к тому времени Хомейни также приобрел интерес к поэзии и философии ( ирфан ). Итак, по прибытии в Кум Хомейни обратился за руководством к Мирзе Али Акбару Язди, знатоку философии и мистицизма. Язди умер в 1924 году, но Хомейни продолжал заниматься философией вместе с двумя другими учителями, Джавадом Ага Малеки Табризи и Рафии Казвини. Однако, возможно, наибольшее влияние на Хомейни оказал другой учитель, Мирза Мухаммад Али Шахабади, и множество исторических суфийских мистиков, в том числе Мулла Садра и Ибн Араби.
Хомейни изучал греческую философию и находился под влиянием как философии Аристотеля, которого он считал основателем логики, так и Платона, взгляды которого «в области богословия» он считал «серьезными и твердыми». Среди исламских философов на Хомейни в основном повлияли Авиценна и Мулла Садра.
Хомейни в 1938 годуПомимо философии, Хомейни интересовался литературой и поэзией. Его поэтический сборник был выпущен уже после его смерти. Начиная с подросткового возраста, Хомейни сочинял мистические, политические и социальные стихи. Его поэтические произведения были изданы в трех сборниках: «Доверенное лицо», «Графин любви и поворотный пункт » и « Диван ». Его знание поэзии также подтверждается современным поэтом Надером Надерпуром (1929–2000), который «провел много часов, обмениваясь стихами с Хомейни в начале 1960-х». Надерпур вспоминал: «Четыре часа мы читали стихи. Каждую строчку, которую я читал у любого поэта, он читал следующую».
Рухолла Хомейни был лектором в семинариях Наджафа и Кума в течение десятилетий, прежде чем он стал известен на политической сцене. Вскоре он стал ведущим исследователем шиитского ислама. Он преподавал политическую философию, исламскую историю и этику. Некоторые из его учеников, например, Мортеза Мотаххари, позже стали ведущими исламскими философами, а также марджой. Как ученый и учитель, Хомейни написал множество работ по исламской философии, праву и этике. Он проявлял исключительный интерес к таким предметам, как философия и мистицизм, которые не только обычно отсутствовали в учебной программе семинарий, но и часто вызывали враждебность и подозрения.
Начав свою педагогическую карьеру в возрасте 27 лет, давая частные уроки по ирфану и Мулла Садра в частном кругу, примерно в то же время, в 1928 году, он также выпустил свою первую публикацию «Шарх Дуа ас-Сахар » (Комментарий к Ду 'а аль-Баха ), «подробный комментарий на арабском языке к молитве, читаемой перед рассветом во время Рамадана имамом Джафаром ас-Садиком », за которым, несколько лет спустя, последовал « Сирр ас-Салат » («Тайна молитвы»), где «символические размеры и внутреннее значение каждой части молитвы, от предшествующего ей омовения до заключительного салама, изложены богатым, сложным и красноречивым языком, во многом обязанным концепциям и терминологии Ибн Араби. Как заметил Сайид Фихри, редактор и переводчик « Сирр ас-Салат », работа адресована только выдающимся представителям духовной элиты (ахас-и хавасс) и устанавливает своего автора как одного из них». Вторая книга была переведена Сайидом Амджадом Хуссейном Шахом Накави и выпущена BRILL в 2015 году под названием « Тайна молитвы: Вознесение путников и молитва гностиков ». Архивировано 6 июля 2017 года в Wayback Machine.
Его преподавание в семинарии часто фокусировалось на важности религии для практических социальных и политических вопросов дня, и он работал против секуляризма в 1940-х годах. Его первая политическая книга « Кашф аль-Асрар » («Раскрытие секретов»), опубликованная в 1942 году, представляла собой пошаговое опровержение книги « Асрар-е хезар » («Тайны тысячи лет»), трактата, написанного учеником ведущего иранского антисоветского лидера. -церковный историк Ахмад Касрави, а также осуждение таких нововведений, как международные часовые пояса, и запрет хиджаба Реза-шахом. Кроме того, он отправился из Кума в Тегеран, чтобы послушать аятуллу Хасана Мударриса, лидера оппозиционного большинства в иранском парламенте в 1920-е годы. Хомейни стал марджой в 1963 году, после смерти великого аятоллы Сейеда Хусейна Боруджерди.
Хомейни также ценил идеалы исламистов, таких как шейх Фазлоллах Нури и Абол-Гасем Кашани. Хомейни считал Фазлоллу Нури «героической фигурой», а его собственные возражения против конституционализма и светского правительства проистекали из возражений Нури против конституции 1907 года.
Большинство иранцев глубоко уважали шиитское духовенство или улемов и, как правило, были религиозными, традиционными и отчужденными от процесса вестернизации, проводимого шахом. В конце 19 века духовенство показало себя мощной политической силой в Иране, инициировав табачный протест против уступки иностранным (британским) интересам.
В возрасте 61 года Хомейни обнаружил, что арена лидерства открыта после смерти аятоллы Сайеда Хусейна Боруджерди (1961 г.), ведущего, хотя и молчаливого, шиитского религиозного лидера; и аятолла Абол-Гасем Кашани (1962 г.), священнослужитель-активист. Клерикальный класс находился в обороне с 1920-х годов, когда к власти пришел светский антиклерикальный модернизатор Реза Шах Пехлеви. Сын Резы Мохаммад Реза-шах организовал « Белую революцию », которая стала еще одним вызовом для улемов.
В январе 1963 года шах провозгласил « Белую революцию » — программу реформ из шести пунктов, предусматривающую земельную реформу, национализацию лесов, продажу государственных предприятий в частные руки, избирательные изменения для предоставления избирательных прав женщинам и разрешения Мусульмане должны занимать должности, участие в прибыли в промышленности и кампания по ликвидации неграмотности в национальных школах. Некоторые из этих инициатив считались опасными, особенно влиятельными и привилегированными шиитскими улемами (религиозными учеными), а традиционалисты - западническими тенденциями. Хомейни рассматривал их как «нападение на ислам». Аятолла Хомейни созвал собрание других старших марджей Кума и убедил их бойкотировать референдум по Белой революции. 22 января 1963 года Хомейни выступил с резко сформулированной декларацией, осуждающей как шаха, так и его план реформ. Двумя днями позже шах направил бронетанковую колонну в Кум и произнес речь, резко напав на улемов как на класс.
Хомейни продолжил свое осуждение программ шаха, издав манифест, на котором стояли подписи восьми других высокопоставленных шиитских религиоведов. В манифесте Хомейни утверждалось, что шах различными способами нарушал конституцию, он осуждал распространение морального разложения в стране и обвинял шаха в подчинении США и Израилю. Он также постановил отменить празднование Новруза 1342 иранского года (выпавшего на 21 марта 1963 года) в знак протеста против политики правительства.
Хомейни осуждает шаха на Ашуре (3 июня 1963 г.)Во второй половине дня Ашуры (3 июня 1963 г.) Хомейни произнес речь в медресе Фейзие, проведя параллели между мусульманским суннитским халифом Язидом, которого шииты считают «тираном», и шахом, осудив шаха как « несчастный, жалкий человек», и предупредил его, что если он не изменит своего образа жизни, то придет день, когда люди вознесут благодарность за его отъезд из страны.
5 июня 1963 года (15 хордада ) в 3 часа ночи, через два дня после публичного осуждения шаха, Хомейни был задержан в Куме и доставлен в Тегеран. После этой акции по всему Ирану в течение трех дней происходили крупные беспорядки, в результате которых погибло около 400 человек. Это событие теперь называют Движением 15 хордадов. Хомейни оставался под домашним арестом до августа.
26 октября 1964 года Хомейни осудил как шаха, так и Соединенные Штаты. На этот раз это было ответом на «капитуляцию» или дипломатический иммунитет, предоставленный шахом американским военнослужащим в Иране. То, что Хомейни назвал законом о капитуляции, на самом деле было « соглашением о статусе сил », предусматривающим, что американские военнослужащие, которым предъявлены уголовные обвинения в связи с их развертыванием в Иране, должны предстать перед военным трибуналом США, а не иранским судом. Хомейни был арестован в ноябре 1964 года и содержался под стражей полгода. После освобождения Хомейни предстал перед премьер-министром Хасаном Али Мансуром, который пытался убедить его принести извинения за свою резкую риторику и в будущем прекратить оппозицию шаху и его правительству. Когда Хомейни отказался, Мансур в приступе ярости ударил его по лицу. Через два месяца Мансур был убит по пути в парламент. Четверо членов Fadayan-e Islamic, шиитского ополчения, сочувствующего Хомейни, позже были казнены за это убийство.
Хомейни провел более 14 лет в изгнании, в основном в священном иракском городе Наджаф. Первоначально он был отправлен в Турцию 4 ноября 1964 года, где остановился в Бурсе в доме полковника Али Четинера из турецкой военной разведки. В октябре 1965 года, менее чем через год, ему разрешили переехать в Наджаф, Ирак, где он оставался до 1978 года, когда был изгнан тогдашним вице-президентом Саддамом Хусейном. К этому времени недовольство шахом нарастало, и 6 октября 1978 года Хомейни посетил Неофль-ле-Шато, пригород Парижа, Франция, по туристической визе.
Вход в дом Хомейни в Наджафе, Ирак. Хомейни в НаджафеК концу 1960-х Хомейни был марджа - э таклид (образцом для подражания) для «сотен тысяч» шиитов, одним из шести или около того образцов в шиитском мире. Хотя в 1940-х годах Хомейни принял идею ограниченной монархии в соответствии с Конституцией Ирана 1906–07 годов, о чем свидетельствует его книга « Кашф аль-Асрар », к 1970-м годам он отверг эту идею. В начале 1970 года Хомейни прочитал в Наджафе серию лекций об исламском правительстве, позже опубликованных в виде книги под названием « Исламское правительство » или «Исламское правительство: управление юристом » ( Hokumat-e Islamici: Velayat-e faqih).
Это была его самая известная и влиятельная работа, в которой изложены его идеи об управлении (на тот момент):
Модифицированная форма этой системы вилаят аль-факих была принята после того, как Хомейни и его последователи пришли к власти, и Хомейни стал первым «Хранителем» или « Верховным лидером » Исламской Республики. Тем временем, однако, Хомейни старался не предать гласности свои идеи клерикального правления за пределами своей исламской сети оппозиции шаху, над созданием и укреплением которой он работал в течение следующего десятилетия. В Иране ряд действий шаха, в том числе его репрессии против противников, начали укреплять оппозицию его режиму.
Аятолла Хомейни перед своим домом в Неофль-ле-Шато на пресс-конференции.Кассеты с его лекциями, яростно осуждающими шаха как (например) «еврейского агента, американского змея, чью голову нужно разбить камнем», стали обычным явлением на рынках Ирана, помогая демифологизировать власть и достоинство Шах и его правление. Осознавая важность расширения своей базы, Хомейни обратился к исламским реформистам и светским врагам шаха, несмотря на свою давнюю идеологическую несовместимость с ними.
Хомейни в 1978 году РодившийсяПосле смерти в 1977 году Али Шариати (исламского реформатора и политического революционера, автора, академика и философа, который оказал большую помощь исламскому возрождению среди молодых образованных иранцев), Хомейни стал самым влиятельным лидером оппозиции шаху. К его таинственности добавилось распространение среди иранцев в 1970-х годах старой шиитской поговорки, приписываемой имаму Мусе аль-Кадему. Говорят, что перед своей смертью в 799 году аль-Кадхем пророчествовал, что «человек выйдет из Кума и призовет людей на правильный путь». В конце 1978 года по стране пронесся слух, что лицо Хомейни можно увидеть в полнолуние. Говорят, что его видели миллионы людей, и это событие отмечалось в тысячах мечетей. Многие иранцы воспринимали его как духовного, а также политического лидера восстания. Кроме того, эпизод с лицом Хомейни на Луне показал, что в конце 1978 года в Иране его все больше считали мессианской фигурой.
По мере того, как росли протесты, росли и его профиль и значение. Хотя Хомейни находился в нескольких тысячах километров от Ирана в Париже, он задал курс революции, призывая иранцев не идти на компромисс и приказывая остановить работу против режима. В течение последних нескольких месяцев своего изгнания Хомейни принимал постоянный поток репортеров, сторонников и видных деятелей, жаждущих услышать духовного лидера революции.
Находясь в изгнании, Хомейни разработал то, что историк Ерванд Абрамян назвал «популистской клерикальной версией шиитского ислама». Хомейни изменил предыдущие шиитские толкования ислама несколькими способами, включая агрессивные подходы к поддержке общих интересов мостазафинов, убедительно доказывая, что священный долг духовенства состоит в том, чтобы взять на себя управление государством, чтобы оно могло соблюдать шариат, и призывая последователей протестовать.
Несмотря на их идеологические разногласия, Хомейни также вступил в союз с Народными моджахедами Ирана в начале 1970-х годов и начал финансировать их вооруженные операции против шаха.
По данным BBC, контакты Хомейни с США «являются частью недавно рассекреченных правительственных документов США — дипломатических телеграмм, политических меморандумов, протоколов встреч». Документы предполагают, что администрация Картера помогла Хомейни вернуться в Иран, предотвратив военный переворот иранской армией, и что Хомейни сказал американцу во Франции передать сообщение в Вашингтон, что «не следует бояться нефти. правда, что мы не будем продавать в США».
Согласно исследованию ЦРУ 1980 года, «в ноябре 1963 года аятолла Хомейни направил послание правительству Соединенных Штатов через [профессора Тегеранского университета] Хаджа Мирзу Халила Камареи», в котором он заявил, что «не выступает против американских интересов в Иране». напротив, он считал, что американское присутствие необходимо как противовес советскому и, возможно, британскому влиянию».
Верховный лидер аятолла Али Хаменеи опроверг это сообщение и назвал документы «сфабрикованными». Другие иранские политики, в том числе Эбрагим Язди (представитель и советник Хомейни во время революции), подвергли сомнению документы Би-би-си. The Guardian писала, что «не имела доступа к недавно рассекреченным документам и не могла их независимо проверить», однако подтвердила контакты Хомейни с администрацией Кеннеди и поддержку интереса США к Ирану, в частности к нефти, в аналитическом отчете ЦРУ под названием «Ислам в Иране».
Согласно Би-би- си, «эти документы показывают, что в своем долгом стремлении к власти он [Хомейни] был тактически гибким; он разыгрывал умеренную, даже проамериканскую карту, чтобы взять под контроль, но как только произошли перемены, он ввел в действие антиамериканскую политику». наследие, которое продлится десятилетия».
Хомейни не разрешили вернуться в Иран во время правления шаха (поскольку он находился в изгнании). 16 января 1979 года шах уехал из страны для лечения (якобы «в отпуск») и больше не вернулся. Две недели спустя, в четверг, 1 февраля 1979 года, Хомейни с триумфом вернулся в Иран, приветствуемый радостной толпой, которая, по оценке BBC, насчитывала до пяти миллионов человек. На чартерном рейсе Air France обратно в Тегеран его сопровождали 120 журналистов, в том числе три женщины. Один из журналистов, Питер Дженнингс, спросил: «Аятолла, не будете ли вы так добры, расскажите нам, что вы чувствуете по поводу возвращения в Иран?» Хомейни ответил через своего помощника Садега Готбзаде : « Хичи » (Ничего). Это утверждение, широко обсуждавшееся в то время и с тех пор, было сочтено некоторыми отражением его мистических убеждений и непривязанности к эго. Другие сочли это предупреждением для иранцев, которые надеялись, что он станет «основным националистическим лидером», что их ждет разочарование. Для других это было отражением бесчувственного лидера, неспособного или не заинтересованного в понимании мыслей, убеждений или потребностей иранского населения.
Хомейни и исполняющий обязанности премьер-министра Мехди БазарганХомейни категорически выступил против временного правительства Шапура Бахтияра, пообещав: «Я врежу им зубы. Я назначаю правительство». 11 февраля (Бахман 22) Хомейни назначил своего конкурирующего временного премьер-министра Мехди Базаргана, потребовав: «Поскольку я назначил его, ему нужно подчиняться». Это было «божье правительство», предупреждал он, неповиновение ему или Базаргану считалось «бунтом против Бога».
За время учебы и преподавания Хомейни разработал «неортодоксальную личную философию», основанную на неясной интерпретации шиитского ислама, предполагавшей, что вся власть должна исходить от «назначенного Богом религиозного лидера». Хомиени сначала пообещал иранцам новую эру, когда свобода слова и нефтяное богатство страны будут использоваться на благо иранского народа, но оказавшись в Тегеране, он реализовал радикальную исламскую программу, которая противоречила желанию большинства Иранская общественность. Хомейни сказал Революционному совету, что новое правительство будет «правительством, основанным на шариате», и что противодействие этому новому правительству будет означать также противостояние шариату ислама, и что «восстание против правительства Бога — это восстание против Бога и восстание против Бог есть богохульство».
По мере того как движение Хомейни набирало силу, солдаты начали переходить на его сторону, и Хомейни объявил о несчастье войскам, которые не сдались. 11 февраля, когда распространилось восстание и были захвачены арсеналы, военные объявили нейтралитет, и режим Бахтияра рухнул. 30 и 31 марта 1979 г. прошел референдум о замене монархии исламской республикой, на котором 98% проголосовали за замену с вопросом: «следует ли отменить монархию в пользу исламского правительства?»
Находясь в Париже, Хомейни «обещал демократическую политическую систему» Ирану, но, придя к власти, он выступал за создание теократии на основе велаят-э факих. Это привело к чистке или замене многих светских политиков в Иране, при этом Хомейни и его ближайшие соратники предприняли следующие шаги: создание исламских революционных судов; замена прежних вооруженных сил и полиции; назначение ведущих богословов и исламских интеллектуалов Ирана ответственными за написание теократических конституций с центральной ролью Велаят-е факих ; создание Партии Исламской Республики (ПИВТ) через Моджахедов Хомейни с целью установления теократического правительства и подавления любой светской оппозиции («как конкурентов Хомейни в религиозной иерархии»); замена всех светских законов исламскими законами; нейтрализация или наказание ведущих богословов, у которых были противоречивые идеи с Хомейни, включая Мохаммада Казема Шариатмадари, Хасана Табатабаи Коми и Хоссейна Али Монтазери.
Оппозиционные группы утверждали, что временная конституция Хомейни для Исламской Республики сначала не включала пост верховного исламского клерикального правителя. Исламское правительство было определено Хомейни в его книге Hokumat-e Islamici: Velayat-e faqih (Исламское правительство: управление юристом), которая была опубликована, когда Хомейни был в изгнании в 1970 году, контрабандой ввезена в Иран и распространена среди сторонников Хомейни. Эта книга включала в себя понятие Хомейни о вилаят аль-факих (управление юристом), а также аргументацию и, по его мнению, необходимость этого в управлении исламским государством.
Хомейни с людьмиХомейни и его сторонники пытались подавить некоторых бывших союзников и переписали предложенную конституцию. Некоторые газеты были закрыты, а протестующие против закрытия подверглись нападениям. Оппозиционные группы, такие как Национальный демократический фронт и Мусульманская народно-республиканская партия, подверглись нападкам и в конечном итоге были запрещены. Благодаря народной поддержке сторонники Хомейни получили подавляющее большинство мест в Ассамблее экспертов, которая пересмотрела предложенную конституцию. Недавно предложенная конституция включала в себя верховного лидера страны, исламского юриста, и Совет стражей, который накладывал вето на неисламское законодательство и отбирал кандидатов на должности, дисквалифицируя тех, кто был признан неисламским.
В ноябре 1979 года на всенародном референдуме была принята новая конституция Исламской Республики. Сам Хомейни стал верховным лидером (юристом-хранителем) и официально стал известен как «лидер революции». 4 февраля 1980 года Аболхассан Банисадр был избран первым президентом Ирана. Критики жалуются, что Хомейни отказался от своего слова давать советы, а не править страной.
22 октября 1979 года Соединенные Штаты приняли изгнанного и больного шаха в страну для лечения рака. В Иране сразу же возник протест, и Хомейни, и левые группы потребовали возвращения шаха в Иран для суда и казни.
4 ноября группа иранских студентов колледжа, называющих себя студентами- мусульманами, последователями линии имама, взяла под свой контроль американское посольство в Тегеране, удерживая в заложниках 52 сотрудника посольства в течение 444 дней — событие, известное как кризис с заложниками в Иране. В США захват заложников был расценен как грубое нарушение международного права и вызвал сильный гнев и антииранские настроения.
В Иране это поглощение имело огромную популярность и заслужило поддержку Хомейни под лозунгом « Америка ни черта не может сделать против нас ». Захват посольства страны, которую он назвал « Великим сатаной », помог продвинуть дело теократического правительства и обойти политиков и группы, которые делали упор на стабильность и нормализовали отношения с другими странами. Сообщается, что Хомейни сказал своему президенту: «Эта акция имеет много преимуществ... она объединила наш народ. Наши противники не смеют действовать против нас. парламентские выборы». Новая конституция была успешно принята на референдуме через месяц после начала кризиса с заложниками.
Кризис привел к расколу оппозиции на две группы – радикалов, поддерживающих захват заложников, и умеренных, выступающих против него. 23 февраля 1980 года Хомейни объявил, что Меджлис Ирана решит судьбу заложников американского посольства, и потребовал, чтобы Соединенные Штаты передали шаха суду в Иране за преступления против нации. Хотя через несколько месяцев шах умер, летом кризис продолжался. В Иране сторонники Хомейни назвали посольство « логовом шпионажа », опубликовав подробности о вооружении, шпионском оборудовании и многих томах официальных и секретных документов, которые они там нашли.
Хомейни верил в мусульманское единство и солидарность, а также в распространение своей революции по всему миру. Он считал, что шииты и (значительно более многочисленные) мусульмане-сунниты должны «объединиться и твердо противостоять западным и высокомерным державам». «Создание исламского государства во всем мире принадлежит к великим целям революции». Он объявил неделю рождения Мухаммеда (неделя между 12 и 17 раби аль-авваля ) неделей единства. Затем он объявил последнюю пятницу Рамадана Международным днем Кудс в 1981 году.
Вскоре после прихода к власти Хомейни начал призывать к исламским революциям во всем мусульманском мире, в том числе в соседнем с Ираном арабском Ираке, единственном крупном государстве, помимо Ирана, с шиитским большинством населения. В то же время Саддам Хусейн, иракский лидер светских арабских националистов- баасистов, стремился воспользоваться ослаблением вооруженных сил Ирана и (как он полагал) революционным хаосом и, в частности, оккупировать соседнюю с Ираном богатую нефтью провинцию Хузестан и чтобы подорвать попытки иранских исламских революционеров подстрекать шиитское большинство его страны.
В сентябре 1980 г. Ирак начал полномасштабное вторжение в Иран, положив начало ирано-иракской войне (сентябрь 1980 г. - август 1988 г.). Сочетание ожесточенного сопротивления иранцев и военной некомпетентности иракских войск вскоре остановило наступление иракцев, и, несмотря на осужденное международным сообществом использование Саддамом отравляющего газа, к началу 1982 года Иран вернул себе почти всю территорию, утраченную в результате вторжения. Вторжение сплотило иранцев на стороне нового режима, укрепив авторитет Хомейни и позволив ему укрепить и стабилизировать свое лидерство. После этого поворота Хомейни отказался от предложения Ирака о перемирии, вместо этого потребовав репараций и свержения Саддама Хусейна от власти. В 1982 году против Хомейни была предпринята попытка военного переворота. Ирано-иракская война закончилась в 1988 году, когда было убито 320 000–720 000 иранских солдат и ополченцев.
Хотя население и экономика Ирана были в три раза больше, чем в Ираке, последнему помогали соседние арабские государства Персидского залива, а также страны советского блока и Запада. Арабы Персидского залива и Запад хотели быть уверенными, что исламская революция не распространится за пределы Персидского залива, в то время как Советский Союз был обеспокоен потенциальной угрозой его господству в Средней Азии на севере. Однако у Ирана было большое количество боеприпасов, предоставленных Соединенными Штатами Америки в эпоху шаха, и Соединенные Штаты незаконно ввозили оружие в Иран в 1980-х годах, несмотря на антизападную политику Хомейни (см. Дело Иран-контрас ).
Во время войны иранцы использовали атаки человеческой волны (люди, идущие на верную смерть, включая детей-солдат) в Ираке, с его обещанием, что они автоматически попадут в рай — аль-Джанна — если погибнут в бою, и его стремлением к победе в ирано-иракском конфликте. Война, которая в конечном итоге оказалась бесполезной. К марту 1984 года страну покинули два миллиона наиболее образованных граждан Ирана. В том числе, по оценкам, полтора миллиона бежали из Ирана, жертвы политических казней и сотни тысяч «мучеников» кровавой «человеческой волны» Хомейни. нападения на Ирак.
В июле 1988 года Хомейни, по его словам, «выпил чашу яда» и принял перемирие при посредничестве ООН. Несмотря на высокую стоимость войны - от 450 000 до 950 000 иранских жертв и 300 миллиардов долларов США - Хомейни настаивал на том, что распространение войны на Ирак в попытке свергнуть Саддама не было ошибкой. В «Письме к духовенству» он писал: «…мы не раскаиваемся и не сожалеем ни на одно мгновение о нашем поведении во время войны. является маргинальной проблемой?»
В интервью Гарету Портеру Мохсен Рафигдуст, восьмилетний военный министр Корпуса стражей исламской революции, рассказал, как Хомейни выступил против его предложения начать работу как над ядерным, так и над химическим оружием посредством фетвы, которая никогда не была обнародована в сведения о том, когда и как он был выпущен.
Я хотел бы сообщить всем бесстрашным мусульманам мира, что автор книги под названием «Сатанинские стихи », которая была составлена, напечатана и опубликована вопреки Исламу, Пророку и Корану, а также те издатели, которые знали о его содержании, были объявлены мадхур эль дам [те, чья кровь должна быть пролита]. Я призываю всех ревностных мусульман немедленно казнить их, где бы они их ни нашли, чтобы никто больше не посмел оскорбить Ислам. Тот, кто будет убит на этом пути, будет считаться мучеником.
В начале 1989 года Хомейни издал фетву, призывающую к убийству Салмана Рушди, британского писателя индийского происхождения. Книга Рушди « Сатанинские стихи », опубликованная в 1988 году, утверждалась как богохульство против ислама, а юридическое постановление ( фетва) Хомейни предписывало убийство Рушди любым мусульманином. Фетва требовала не только казни Рушди, но и казни «всех, кто участвовал в публикации» книги.
Фетва Хомейни была осуждена правительствами всего западного мира на том основании, что она нарушает универсальные права человека на свободу слова и свободу вероисповедания. Фетва также подвергалась нападкам за нарушение правил фикха, поскольку не давала обвиняемому возможности защитить себя, а также потому, что «даже самые строгие и крайние классические правоведы требуют, чтобы мусульманин убил любого, кто оскорбляет Пророка в его присутствии». и в его присутствии».
Хотя Рушди публично сожалел о «бедствии, которое публикация причинила искренним последователям ислама», фетва не была отменена.
Сам Рушди не был убит, но Хитоси Игараси, японский переводчик книги «Сатанинские стихи », был убит, а два других переводчика книги пережили попытки убийства.
В речи 1 февраля 1979 года, произнесенной перед огромной толпой после возвращения в Иран из изгнания, Хомейни дал ряд обещаний иранцам в отношении своего грядущего исламского режима: всенародно избранное правительство, которое будет представлять народ Ирана и с которым духовенство будет не вмешивайся. Он пообещал, что «никто не должен остаться без крова в этой стране» и что у иранцев будет бесплатный телефон, отопление, электричество, автобусы и бесплатная нефть у их порога.
При правлении Хомейни был введен шариат (исламский закон), а исламский дресс-код применялся как для мужчин, так и для женщин Стражами исламской революции и другими исламскими группами. Женщины были обязаны покрывать волосы, а мужчинам запрещалось носить шорты. Алкогольные напитки, большинство западных фильмов и практика совместного плавания или принятия солнечных ванн мужчинами и женщинами были запрещены. Иранская образовательная программа была исламизирована на всех уровнях Исламской культурной революцией ; « Комитет по исламизации университетов » провел это тщательно. Трансляция любой музыки, кроме военной или религиозной, на иранском радио и телевидении была запрещена Хомейни в июле 1979 года. Запрет продлился 10 лет (примерно до конца его жизни).
По словам Джанет Афари, «недавно установленный режим аятоллы Хомейни быстро приступил к репрессиям против феминисток, этнических и религиозных меньшинств, либералов и левых — и все во имя ислама».
Хомейни взял на себя широкую и активную поддержку женского населения во время свержения Шаха и его последующего возвращения на родину, выступая за включение женщин во все сферы жизни и даже выдвигая гипотезу о женщине во главе государства. Однако, когда он вернулся, его позиция в отношении прав женщин резко изменилась. Хомейни отменил иранский закон о разводе 1967 года, посчитав любой развод, предоставленный в соответствии с этим законом, недействительным. Тем не менее, Хомейни поддержала право женщин на развод, разрешенное исламским законом. Хомейни подтвердил традиционное положение об изнасиловании в исламском праве, согласно которому изнасилование супругом не равносильно изнасилованию или зине, заявив, что «женщина должна отдаться мужу ради любого удовольствия».
Всего через три недели после прихода к власти под предлогом отказа от стремления шаха к вестернизации и при поддержке активной консервативной части иранского общества он отменил закон о разводе. При Хомейни минимальный возраст вступления в брак был снижен до 15 лет для мальчиков и 13 лет для девочек; тем не менее средний возраст вступления женщин в брак продолжал увеличиваться.
Были приняты законы, поощряющие полигамию, запрещающие женщинам разводиться с мужчинами и рассматривающие прелюбодеяние как высшую форму уголовного преступления. Женщин заставляли носить вуали, а образ западных женщин тщательно реконструировали как символ нечестия. Нравственность и скромность воспринимались как основные женские черты, нуждающиеся в государственной защите, а концепции индивидуальных гендерных прав были отнесены к социальным правам женщин, предписанным исламом. Фатиму широко представляли как идеальную женщину для подражания.
В то же время среди религиозной ортодоксии шла активная работа по трудовой реабилитации женщин. Участие женщин в здравоохранении, образовании и рабочей силе резко увеличилось во время его режима.
Восприятие его режима среди женщин было неоднозначным. В то время как часть была встревожена растущей исламизацией и одновременным ухудшением прав женщин, другие заметили больше возможностей и популяризацию относительно религиозно консервативных женщин.
Вскоре после своего вступления на пост верховного лидера в феврале 1979 года Хомейни приговорил гомосексуалистов к смертной казни. В период с февраля по март шестнадцать иранцев были казнены за преступления, связанные с сексуальными домогательствами. Хомейни также создал «Революционные трибуналы». По словам историка Эрванда Абрамяна, Хомейни призвал клерикальные суды продолжать применять свою версию шариата. В рамках кампании по «очистке» общества эти суды казнили более 100 наркоманов, проституток, гомосексуалистов, насильников и прелюбодеев по обвинению в «сеянии коррупции на земле». По словам автора Арно Шмитта, «Хомейни утверждал, что« гомосексуалы »должны быть истреблены, потому что они были паразитами и развратителями нации, распространяя« пятно зла »». Хомейни назвал транссексуальность болезнью, которую можно вылечить. через хирургию. В 1979 году он заявил, что казнь гомосексуалистов (а также проституток и прелюбодеев) разумна в нравственной цивилизации в том же смысле, что и отрезание разложившейся кожи.
Говорят, что Хомейни делал упор на «духовное выше материального». Через шесть месяцев после своего первого выступления он выразил раздражение жалобами на резкое падение уровня жизни в Иране, заявив, что: «Я не могу поверить, что целью всех этих жертв было иметь менее дорогие дыни». В другом случае, подчеркивая важность мученичества над материальным благополучием, он сказал: «Может ли кто-нибудь желать, чтобы его ребенок был замучен, чтобы получить хороший дом? Это не проблема. Проблема в другом мире». Сообщается, что он также ответил на вопрос о своей экономической политике, заявив, что «экономика для ослов». Это незаинтересованность в экономической политике считается «одним из факторов, объясняющих зачаточное состояние иранской экономики после революции». Другие факторы включают длительную войну с Ираком, цена которой привела к государственному долгу и инфляции, сокращению личных доходов и беспрецедентной безработице, идеологическим разногласиям по поводу экономики и «международному давлению и изоляции», таким как санкции США после кризиса с заложниками.
Говорят, что из- за ирано-иракской войны бедность выросла почти на 45% за первые 6 лет правления Хомейни. Эмиграция из Ирана также развивалась, как сообщается, впервые в истории страны. После революции и войны с Ираком примерно «от двух до четырех миллионов предпринимателей, специалистов, техников и квалифицированных мастеров (и их капитал)» эмигрировали в другие страны.
В выступлении в школе Файзиа в Куме 30 августа 1979 года Хомейни предупредил проимпериалистических противников: «Те, кто пытается принести в нашу страну коррупцию и разрушение во имя демократии, будут угнетены. Они хуже, чем Бани-Гориза. евреев, и они должны быть повешены. Мы будем угнетать их по божьему повелению и божьему призыву к молитве».
Однако в 1983 году Центральное разведывательное управление (ЦРУ) помогло ему, предоставив Хомейни список советских агентов и пособников КГБ, действовавших в Иране, который затем казнил до 200 подозреваемых и закрыл Коммунистическую партию Туде Ирана.
Шах Мохаммад Реза Пехлеви и его семья покинули Иран и избежали вреда, но сотни бывших членов свергнутой монархии и военных были расстреляны, а изгнанные критики жаловались на «секретность, расплывчатость обвинений, отсутствие адвокатов защиты». или присяжных», или возможность обвиняемого «защищаться». В последующие годы за ними в большем количестве последовали бывшие революционные союзники движения Хомейни — марксисты и социалисты, в основном студенты университетов, — выступавшие против теократического режима. С 1980 по 1981 год Народная организация моджахедов Ирана и другие оппозиционные группы (включая левые и умеренные группы) сплотились против захвата власти Партией Исламской Республики посредством массовых демонстраций. Действуя по приказу Хомейни, Исламская Республика ответила расстрелом демонстрантов, в том числе детей. Взрыв в Хафте-Тир в 1981 году привел к эскалации конфликта, что привело к увеличению количества арестов, пыток и казней тысяч иранцев. Целями также были «невинные, аполитичные гражданские лица, такие как члены религиозного меньшинства бахаи, и другие лица, которых ПИВТ считает проблемными». Сообщается, что число казненных в период между 1981 и 1985 годами «царства террора» составляет от 8 000 до 10 000 человек.
Во время казней иранских политических заключенных в 1988 году, после неудачной операции народных моджахедов Ирана « Форо-и-Джавидан» против Исламской Республики, Хомейни отдал приказ судебным чиновникам судить каждого иранского политического заключенного (в основном, но не всех моджахедов) и убить тех, кого судили. быть отступниками от ислама ( мортад) или «ведущими войну против Бога» ( мохаребех ). Почти все допрошенные были убиты, около 30 000 человек. Из-за большого количества заключенных грузили в автопогрузчики группами по шесть человек и подвешивали к кранам с получасовыми интервалами.
Зороастрийцы, евреи и христиане официально признаны и защищены государством. Вскоре после возвращения Хомейни из ссылки в 1979 году он издал фетву, предписывающую хорошо обращаться с евреями и другими меньшинствами (кроме представителей веры бахаи). Находясь у власти, Хомейни проводил различие между сионизмом как светской политической партией, использующей еврейские символы и идеалы, и иудаизмом как религией Моисея.
Высшие государственные посты были зарезервированы за мусульманами. Школы, созданные евреями, христианами и зороастрийцами, должны были управляться директорами-мусульманами. Обращение в ислам поощрялось путем предоставления новообращенным права наследовать всю долю имущества своих родителей (или даже дяди), если их братья и сестры (или двоюродные братья) остаются немусульманами. Немусульманское население Ирана сократилось. Например, еврейское население Ирана сократилось с 80 000 до 30 000 человек. Зороастрийское население также уменьшилось из-за возобновления преследований и возрождения правовых противоречий между мусульманином и зороастрийцем, что отражает законы, с которыми зороастрийцы сталкивались при более ранних исламских режимах. Также было обновлено мнение о том, что зороастрийцы - наджи («нечистые»).
Четыре из 270 мест в парламенте были зарезервированы для каждых трех религий немусульманских меньшинств в соответствии с исламской конституцией, за которой наблюдал Хомейни. Хомейни также призвал к единству мусульман-суннитов и шиитов. Мусульмане-сунниты составляют 9% всего мусульманского населения Ирана.
К одной немусульманской группе, к которой относились иначе, относились 300 000 членов Веры Бахаи. Начиная с конца 1979 года новое правительство систематически преследовало руководство общины бахаи, сосредоточив внимание на Национальном Духовном Собрании бахаи (НСБ) и Местных Духовных Собраниях (МСА); видных членов АНБ и МСА часто задерживали и даже казнили. «Около 200 из них были казнены, а остальных заставили обратиться в другую веру или подвергли самым ужасным увечьям».
Как и большинство консервативных мусульман, Хомейни считал бахаи отступниками. Он утверждал, что они были политическим, а не религиозным движением, заявив:
бахаи - это не секта, а партия, которую ранее поддерживала Великобритания, а теперь - Соединенные Штаты. Бахаи также являются шпионами, как и Туде [Коммунистическая партия].
После того, как шах покинул Иран в 1979 году, курдская делегация отправилась в Кум, чтобы представить требования курдов Хомейни. Их требования включали языковые права и предоставление определенной политической автономии. Хомейни ответил, что такие требования неприемлемы, поскольку они связаны с разделением иранской нации. В последующие месяцы произошли многочисленные столкновения между отрядами курдских ополченцев и Стражей исламской революции. Референдум об Исламской Республике был массово бойкотирован в Курдистане, где, как считалось, от 85 до 90% избирателей воздержались. Позже в том же году Хомейни приказал провести дополнительные атаки, и к сентябрю большая часть иранского Курдистана находилась под прямым военным положением.
Здоровье Хомейни ухудшилось за несколько лет до его смерти. Проведя одиннадцать дней в больнице Джамаран, Рухолла Хомейни умер 3 июня 1989 года после пяти сердечных приступов всего за десять дней в возрасте 89 лет незадолго до полуночи. Его сменил на посту Верховного лидера Али Хаменеи. Большое количество иранцев вышли на улицы, чтобы публично оплакивать его смерть, а в палящую летнюю жару пожарные машины поливали толпу водой, чтобы охладить ее. По меньшей мере 10 скорбящих были затоптаны насмерть, более 400 получили тяжелые ранения, а еще несколько тысяч лечились от травм, полученных в последовавшем столпотворении.
По официальным оценкам Ирана, 11 июня 1989 года 10,2 миллиона человек выстроились вдоль 32-километрового маршрута к тегеранскому кладбищу Бехешт-э-Захра на похороны аятоллы Рухоллы Хомейни. По оценкам западных агентств, 2 миллиона человек отдали дань уважения, когда тело лежало в государстве.
Цифры о присутствии на первых похоронах Хомейни, состоявшихся 4 июня, колеблются от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Рано утром следующего дня труп Хомейни был доставлен на вертолете для захоронения в Бехешт-э-Захра. Иранские официальные лица отложили первые похороны Хомейни после того, как огромная толпа штурмовала похоронную процессию, разрушив деревянный гроб Хомейни, чтобы в последний раз увидеть его тело или прикоснуться к его гробу. В некоторых случаях вооруженным солдатам приходилось стрелять в воздух, чтобы сдержать толпу. В какой-то момент тело Хомейни упало на землю, когда толпа сорвала с себя куски погребального савана, пытаясь сохранить их, как святые реликвии. По словам журналиста Джеймса Бьюкена:
Но даже здесь толпа хлынула через импровизированные барьеры. Джон Кифнер писал в The New York Times, что «тело аятоллы, завернутое в белый погребальный саван, выпало из хлипкого деревянного гроба, и в безумной сцене люди в толпе потянулись, чтобы коснуться савана». Обнажилась хрупкая белая нога. Плащаница была разорвана на реликвии, а сын Хомейни Ахмад был сбит с ног. Мужчины прыгнули в могилу. В какой-то момент охранники потеряли тело. Стреляя в воздух, солдаты отогнали толпу, подняли тело и доставили его к вертолету, но провожающие вцепились в шасси, прежде чем их удалось стряхнуть. Тело было доставлено обратно в Северный Тегеран, чтобы пройти ритуал подготовки во второй раз.
Вторые похороны прошли пять часов спустя под гораздо более строгим контролем. На этот раз гроб Хомейни был сделан из стали, и в соответствии с исламской традицией гроб должен был только переносить тело к месту захоронения. В 1995 году рядом с ним был похоронен его сын Ахмад. Могила Хомейни теперь находится в более крупном комплексе мавзолеев.
Великий аятолла Хусейн-Али Монтазери, бывший ученик Хомейни и крупная фигура революции, был избран Хомейни своим преемником на посту Верховного лидера и утвержден в качестве такового Собранием экспертов в ноябре 1985 года. факих и исламская конституция призывали к тому, чтобы Верховный лидер был марджой (великим аятоллой), и из дюжины или около того великих аятолл, живших в 1981 году, только Монтазери подходил как потенциальный лидер (либо потому, что только он полностью принимал концепцию Хомейни о правление исламских юристов, или, как утверждает по крайней мере один другой источник, потому что только Монтазери обладал «политической репутацией», которую Хомейни счел подходящей для своего преемника). Казнь Мехди Хашеми в сентябре 1987 года по обвинению в контрреволюционной деятельности стала ударом для аятоллы Монтазери, знавшего Хашеми с детства. В 1989 году Монтазери стал призывать к либерализации, свободе политических партий. После казни исламским правительством тысяч политических заключенных Монтазери сказал Хомейни: «Ваши тюрьмы намного хуже, чем тюрьмы шаха и его САВАК». После того, как письмо с его жалобами просочилось в Европу и транслировалось по Би -би-си, в марте 1989 года разгневанный Хомейни сместил его с поста официального преемника. Его портреты убрали из офисов и мечетей.
Чтобы разобраться с дисквалификацией единственно подходящей марджи, Хомейни призвал созвать «Ассамблею по пересмотру Конституции». В конституцию Ирана была внесена поправка, убирающая требование о том, чтобы верховным лидером была Марджа, и это позволило Али Хаменеи, новому привилегированному юристу, имевшему соответствующие революционные полномочия, но не обладавшему научными данными и не являвшемуся великим аятоллой, быть назначенным преемником. Аятолла Хаменеи был избран Верховным лидером Ассамблеей экспертов 4 июня 1989 года. Великий аятолла Хоссейн Монтазери продолжал критиковать режим и в 1997 году был помещен под домашний арест за допрос того, что он считал необъяснимым правилом, осуществляемым верховным лидером.
Годовщина смерти Хомейни является государственным праздником. Чтобы почтить память Хомейни, люди посещают его мавзолей, расположенный на Бехешт-э-Захра, чтобы послушать проповеди и помолиться в день его смерти.
По словам по крайней мере одного ученого, политика в Исламской Республике Иран «в значительной степени определяется попытками претендовать на наследие Хомейни» и что «сохранение верности его идеологии было лакмусовой бумажкой для всей политической деятельности» там. На протяжении многих его работ и выступлений взгляды Хомейни на управление развивались. Первоначально объявляя правление монархов или других лиц допустимым при условии соблюдения законов шариата, Хомейни позже категорически выступал против монархии, утверждая, что только правление ведущего исламского юриста ( марджа ) обеспечит надлежащее соблюдение шариата ( вилаят аль-факих ), прежде чем, наконец, настаивая на том, что правящий юрист не обязательно должен быть ведущим, и этот юрист может отменить правила шариата, если это необходимо для служения интересам ислама и «божественного правительства» исламского государства. Концепция Хомейни об опеке исламского юриста (ولایت فقیه, велаят-е факих) как исламского правительства не получила поддержки ведущего иранского шиитского духовенства того времени. К революции 1979 года многие священнослужители постепенно разочаровались в правлении шаха, хотя ни один из них не поддержал видение Хомейни теократической Исламской республики.
Идеолог египетского джихада Сайид Кутб был важным источником влияния на Хомейни и иранскую революцию 1979 года. В 1984 году Исламская Республика Иран при Хомейни почтила «мученичество» Кутба, выпустив культовую почтовую марку, на которой он изображен за решеткой. Произведения Кутба были переведены иранскими исламистами на персидский язык и пользовались большой популярностью как до, так и после революции. Видные деятели, такие как нынешний верховный лидер Ирана Али Хаменеи и его брат Мухаммад Али Хаменеи, Ахмад Арам, Хади Хосрошахи и др., переводили произведения Кутба на персидский язык.
Существует много споров о том, совместимы ли идеи Хомейни с демократией и намеревался ли он сделать Исламскую республику демократической республикой. По сообщению государственной газеты Aftab News, как ультраконсерваторы ( Мохаммад Таги Месба Язди ), так и противники режима-реформисты ( Акбар Ганджи и Абдолкарим Соруш ) считают, что это не так, в то время как официальные лица и сторонники режима, такие как Али Хаменеи, Мохаммад Хатами и Мортаза Мотахари, считают, что Хомейни хотел, чтобы Исламская республика была демократической, и это так. Сам Хомейни также в разное время делал заявления, указывающие как на поддержку, так и на неприятие демократии. Один ученый, Шауль Бахаш, объясняет это разногласие проистекающим из убеждения Хомейни в том, что огромная явка иранцев на антишахские демонстрации во время революции представляла собой «референдум» в пользу исламской республики. Хомейни также писал, что, поскольку мусульмане должны поддерживать правительство, основанное на исламском праве, правительство, основанное на шариате, всегда будет иметь большую поддержку населения в мусульманских странах, чем любое правительство, основанное на избранных представителях.
Хомейни предложил себя в качестве «поборника исламского возрождения» и единства, подчеркнув вопросы, с которыми согласились мусульмане, — борьбу против сионизма и империализма — и преуменьшив значение шиитских проблем, которые разделят шиитов и суннитов. Хомейни решительно выступал против тесных отношений со странами Восточного или Западного блока, считая, что исламский мир должен быть отдельным блоком или, скорее, слиться в единую объединенную силу. Он рассматривал западную культуру как упадническую по своей сути и разлагающую влияние на молодежь. Исламская Республика запрещала или не одобряла популярную западную моду, музыку, кино и литературу. В западном мире говорят, что «его сердитое лицо стало виртуальным лицом ислама в западной массовой культуре» и «внушало страх и недоверие к исламу», что сделало слово «аятолла» «синонимом опасного безумца… в популярной культуре». язык». Это особенно имело место в Соединенных Штатах, где некоторые иранцы жаловались, что даже в университетах они чувствовали необходимость скрывать свою иранскую идентичность из-за страха физического нападения. Там Хомейни и Исламскую Республику помнят за захват заложников в американском посольстве и обвинение в спонсировании захвата заложников и террористических атак, а также за то, что они продолжают применять экономические санкции против Ирана.
Перед приходом к власти Хомейни выразил поддержку Всеобщей декларации прав человека. «Мы хотели бы действовать в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Мы хотели бы быть свободными. Мы хотели бы независимости». Однако, придя к власти, Хомейни занял твердую позицию против инакомыслия, предупредив, например, противников теократии: «Повторяю в последний раз: воздержитесь от митингов, от болтовни, от публикации протестов. Иначе я вам зубы сломаю».
Многие политические и религиозные идеи Хомейни до революции считались прогрессивными и реформистскими левыми интеллектуалами и активистами. Однако, оказавшись у власти, его идеи часто расходились с идеями модернистских или светских иранских интеллектуалов. Этот конфликт достиг апогея во время написания исламской конституции, когда правительство закрыло многие газеты. Хомейни сердито сказал интеллектуалам:
Да, мы реакционеры, а вы просвещенные интеллигенты. Вы, интеллигенты, не хотите, чтобы мы вернулись на 1400 лет назад. Вы, которые хотят свободы, свободы для всего, свободы партий, вы, кто хочет всех свобод, вы, интеллигенты: свободы, которая развратит нашу молодежь, свободы, которая проложит путь угнетателю, свободы, которая потащит нашу нацию к гибели. нижний.
Фрески Хомейни и Али Хаменеи, Шахская мечеть в ИсфаханеВ отличие от своего отчуждения от иранских интеллектуалов и «полного отхода от всех других исламистских движений», Хомейни приветствовал международную революцию и солидарность третьего мира, отдавая им «преимущество перед мусульманским братством». С момента, когда сторонники Хомейни получили контроль над средствами массовой информации и до его смерти, иранские СМИ «посвящали широкое освещение немусульманским революционным движениям (от сандинистов до Африканского национального конгресса и Ирландской республиканской армии ) и преуменьшали роль исламских движений. считаются консервативными, как, например, афганские моджахеды ».
Наследием Хомейни для экономики Исламской Республики стало выражение заботы о мустазафинах (термин в Коране, обозначающий угнетенных или обездоленных), но не всегда результаты, которые им помогали. В течение 1990-х годов мустазафины и ветераны-инвалиды несколько раз устраивали беспорядки, протестуя против сноса их трущоб, роста цен на продукты и т. д. Говорят, что презрение Хомейни к экономической науке («экономика для ослов») было «отражено» популистской политикой перераспределения бывшего президента Махмуда Ахмадинежада, который якобы носит «свое презрение к экономической ортодоксии как знак чести» и наблюдал за вялым ростом, ростом инфляции и безработицы.
В 1963 году аятолла Рухолла Хомейни написал книгу, в которой заявил, что не существует религиозных ограничений на корректирующие операции для трансгендеров. В то время Хомейни был антишахским революционером, и его фетвы не имели никакого веса для имперского правительства, у которого не было какой-либо конкретной политики в отношении транссексуалов. Однако после 1979 года его фетва «стала основой национальной политики» и, возможно, отчасти из-за того, что уголовный кодекс «разрешает казнить гомосексуалистов», а с 2005 года Иран «разрешает и частично финансирует в семь раз больше случаев смены пола. операции, как и весь Европейский Союз ».
Хомейни описывали как «стройного», но спортивного и «крепкого костяка».
Хомейни в 1980-е годыОн был известен своей пунктуальностью:
Он настолько пунктуален, что если он не явится на обед ровно в десять минут, то все забеспокоятся, потому что его работа регламентирована таким образом, что он каждый день приходил на обед ровно в это время. Он ложится спать точно в назначенное время. Он ест точно вовремя. И просыпается точно вовремя. Он меняет свой плащ каждый раз, когда возвращается из мечети.
Хомейни также был известен своей отчужденностью и суровым поведением. Говорят, что он «вызывал у окружающих восхищение, трепет и страх по-разному». Его практика перемещения «по залам медресе, никогда никому и ничему не улыбаясь; его практика игнорирования аудитории во время преподавания способствовала его харизме».
Хомейни придерживался традиционных верований исламской гигиенической юриспруденции, считая, что такие вещи, как моча, экскременты, кровь, вино и т. д., а также немусульмане были одними из одиннадцати ритуально «нечистых» вещей, физический контакт с которыми во влажном состоянии требовал ритуального омовения или гусля перед молитвой. или салат. Сообщается, что он отказывался есть или пить в ресторане, если не знал наверняка, что официант был мусульманином.
По словам Бакера Мойна, в рамках культа личности Хомейни он «превратился в полубожественную фигуру. Он больше не был великим аятоллой и заместителем Имама, тем, кто представляет Скрытого Имама, а просто «Имамом».." Культ личности Хомейни занимает центральное место в иранских публикациях, ориентированных на иностранные и местные СМИ. Методы создания культа его личности сравнивают с методами таких деятелей, как Иосиф Сталин, Мао Цзэдун и Фидель Кастро.
В восьмивековом хадисе, приписываемом имаму Мусе аль-Казыму, говорится: «Выйдет человек из Кума и призовет людей на правильный путь. ветры, не щадящие и полагающиеся на Бога», повторялась в Иране как дань уважения Хомейни. Однако в Ливане это изречение также приписывалось Мусе ас-Садру.
Хомейни был первым и единственным иранским священнослужителем, к которому обращались как к «имаму» — титул, до сих пор зарезервированный в Иране за двенадцатью непогрешимыми лидерами раннего шиизма. Он также был связан с Махди или 12-м имамом шиитской веры несколькими способами. Одним из его титулов был Наиб-и Имам (Заместитель Двенадцатого Имама ). На его врагов часто нападали как тагуты и мофсед-и-филарз, религиозные термины, используемые для врагов Двенадцатого имама. Многие чиновники свергнутого шахского правительства, казненные революционными судами, были осуждены за «борьбу против Двенадцатого имама». Когда депутат меджлиса прямо спросил Хомейни, был ли он «обещанным Махди», Хомейни не ответил, «проницательно», не подтвердив и не опровергнув титул.
Хомейни и ребенок.По мере того, как революция набирала обороты, даже некоторые не сторонники проявляли благоговение, называя его «великолепно ясным, целеустремленным и непоколебимым». Его образ был как «абсолютный, мудрый и незаменимый лидер нации».
Считалось, что имам своим сверхъестественным стремлением к власти показал, что он знает, как действовать таким образом, который другие не могли понять. Его время было экстраординарным, и его понимание мотивации других, окружающих его людей, а также его врагов, не могло быть объяснено как обычное знание. Эта зарождающаяся вера в Хомейни как в божественно управляемую фигуру тщательно поддерживалась священнослужителями, которые поддерживали его и выступали за него перед народом.
Говорят, что даже многие секуляристы, категорически не одобрявшие его политику, чувствовали силу его «мессианского» призыва. Журналист Афшин Молави, сравнивая его с фигурой отца, сохраняющей непоколебимую верность даже детям, которых он не одобряет, пишет, что защита Хомейни «слышна в самых неожиданных обстоятельствах»:
Профессор, увлекающийся виски, сказал американскому журналисту, что Хомейни вернул иранцам гордость. Активистка за права женщин сказала мне, что проблема не в Хомейни; это его консервативные союзники неправильно направили его. Ветеран войны-националист, с презрением относившийся к правящим священнослужителям Ирана, носил с собой фотографию «имама».
Другой журналист рассказывает историю о том, как выслушал резкую критику режима со стороны иранца, который рассказал ей о своем желании, чтобы его сын покинул страну, и который «неоднократно» подчеркивает, что «жизнь была лучше» при шахе. Когда его жалоба прерывается новостью о том, что «имам», которому в то время было более 85 лет, может умереть, критик становится «побледневшим» и теряет дар речи, произнося «это ужасно для моей страны».
Примером харизмы Хомейни является эффект, который его получасовая речь о Коране в 1982 году оказала на мусульманского ученого из Южной Африки шейха Ахмада Дидата :
... И то электрическое воздействие, которое он производил на всех, его харизма были поразительны. Ты просто смотришь на этого мужчину, и слезы текут по твоим щекам. Ты просто смотришь на него, и у тебя появляются слезы. Я никогда в жизни не видел более красивого старика, ни фото, ни видео, ни телевизор не могли воздать должное этому мужчине, самым красивым стариком, которого я когда-либо видел в своей жизни, был этот мужчина.
В 1929 году Хомейни женился на Хадидже Сакафи, дочери священнослужителя в Тегеране. Некоторые источники утверждают, что Хомейни вышла замуж за Сакафи, когда ей было десять лет, в то время как другие утверждают, что ей было пятнадцать лет. По общему мнению, их брак был гармоничным и счастливым. Она умерла в 2009 году. У них было семеро детей, но только пятеро пережили младенчество. Все его дочери вышли замуж либо за торговцев, либо за священников, и оба его сына вступили в религиозную жизнь. Мостафа, старший сын, умер в 1977 году, находясь в изгнании в Наджафе, Ирак, вместе со своим отцом, и, по слухам сторонников его отца, был убит САВАК. Ходили слухи, что Ахмад Хомейни, умерший в 1995 году в возрасте 50 лет, также стал жертвой нечестной игры, но от рук режима. Возможно, его «самая выдающаяся дочь» Захра Мостафави — профессор Тегеранского университета и до сих пор жива.
Среди пятнадцати внуков Хомейни:
Хомейни был плодовитым писателем и оратором (200 его книг размещены в Интернете), автором комментариев к Корану, исламской юриспруденции, корням исламского права и исламским традициям. Он также выпустил книги о философии, гностицизме, поэзии, литературе, правительстве и политике.
Его книги включают:
{{ cite book }}
: |editor=
имеет общее имя ( помощь )