Шура

редактировать
Племенные и религиозные лидеры собираются после шуры, проводимой президентом Афганистана Хамидом Карзаем в Кандагаре.

Шура (арабский : شُورَىٰ, шура) - арабское слово, означающее «консультация». Коран и Пророк Мухаммад побуждают мусульман решать свои дела в консультации с теми, на кого это решение повлияет. Шура в некоторых отношениях похожа на советника.

Шура упоминается как достойная похвалы деятельность, часто используемая для организации деятельности мечети, исламских организаций, и является общим термином, используемым для обозначения парламентов.

Содержание

  • 1 Шура в исламе
    • 1.1 Шура в Коране
    • 1.2 Шура и халифат
  • 2 Шура и современные государства с мусульманским большинством
    • 2.1 Сходство между меджлисом аш-шура и парламент
  • 3 Советская этимология
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Шура в исламе

Мусульмане-сунниты считают, что ислам требует все решения, принимаемые мусульманскими обществами и для них, должны приниматься шурой мусульманского сообщества, и полагают, что это является основой для реализации представительной демократии. Однако обычно амир, султан или халиф консультировались со своими вазирами (министрами) и принимали решение, приняв во внимание их мнения.

Мусульмане-шииты говорят, что ислам требует подчинения существующим правителям, если они правильно назначены, при условии, что они правят в соответствии с шариатом или исламскими законами. Это более традиционный подход, характерный для многих веков истории ислама.

. Разница между ними кажется скорее семантической, чем реальной - последний признает, что правители должны учитываться во всех аспектах правления, чтобы гарантировать, что дела управляется наилучшим образом независимо от того, были ли решения приняты путем консультаций или нет.

Шура в Коране

  • Первое упоминание о Шуре в Коране встречается во 2-й суре Корана 2: 233 в вопросе коллективного семейного решения об отлучении ребенка от материнского молока. Этот аят побуждает обоих родителей принять решение об отлучении от груди у обоих родителей.
  • 42-я сура из Корана названа Шура. 38-й стих этой суры предполагает, что шура - это достойный образ жизни преуспевающего верующего. Также предлагается проконсультироваться с людьми, чей вопрос решается. В Коране сказано:

«Те, кто внимают своему Господу и устанавливают регулярную молитву; кто (ведет) свои дела посредством взаимных консультаций между собой; кто тратит из того, что Мы даем им для Пропитание »[хвалят]

  • 159-й стих 3-й суры приказывает Мухаммеду консультироваться с верующими. В аяте есть прямая ссылка на тех (мусульман), которые ослушались Мухаммеда, указывая на то, что с обычными, склонными ошибаться мусульманами следует посоветоваться. В Коране сказано:

Таким образом, по милости Бога вы обращаетесь с ними осторожно, и если бы вы были грубыми, жестокосердными, они бы непременно разошлись вокруг вас; итак простите их и попросите прощения за них, и посоветуйтесь с ними в этом деле; поэтому, когда вы приняли решение, положитесь на Бога; несомненно, Бог любит тех, кто доверяет.

Первый стих касается только семейных вопросов. Второй предлагал образ жизни людей, которые попадут на небеса, и считается самым полным стихом на шуре. В третьем стихе говорится о том, как милосердие, прощение и взаимные консультации могут победить людей.

Мухаммад принимал все свои решения в консультации со своими последователями, если только это не было вопросом, в котором Бог что-то предписал. Сподвижники Мухаммеда часто спрашивали его, исходил ли тот или иной совет от Бога или от него. Если это было от Мухаммеда, они не стеснялись высказывать свое мнение. Несколько раз Мухаммед менял свое мнение по совету своих последователей, например, по поводу своего решения защищать город Медину, уйдя из города в Ухаде, а не из города.

Споры по поводу шуры начались с дебатов о правителе в исламском мире. Когда Мухаммад умер в 632 г. н.э., бурное собрание в Сакифах избрало Абу Бакра своим преемником. На этой встрече не присутствовали некоторые из тех, кто сильно интересовался этим вопросом, особенно Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммеда; люди, которые хотели, чтобы Али был халифом (правителем) (позже известный как шиит ), по-прежнему считают Абу Бакра незаконным лидером халифата.

В последующие годы последователи Али (Шиату Али) как правителя мусульман стали одной школой мысли, а последователи Абу Бакра стали школой суннитской мысли.

Суннитская школа мысли считает, что шура рекомендуется в Коране (хотя некоторые классические юристы утверждали, что это обязательно), Коране, а также в многочисленных хадисах или устных традициях высказываний и деяний. Мухаммада и его сподвижников. Они говорят, что большинство первых четырех халифов или правителей ислама, которых они называют четырьмя праведными халифами, были избраны шурой. (См. Наследование Мухаммада, Умара ибн аль-Хаттаба, Выборы Усмана и Али ибн Аби Талиба.)

Шиитская школа мысли считает, что Мухаммад ясно указал, что Али был назначен им непогрешимым правителем мусульманской нации, независимо от шуры, рекомендация, которую проигнорировали первые три халифа. Шииты не подчеркивают роль шуры в выборе лидеров, но верят, что божественный наместник избран Богом или Аллахом из рода Мухаммада (Ахль аль-Байт ). Самая крупная шиитская секта считает, что нынешний имам находится в «затмении», спрятавшись до последних дней, но есть шиитское меньшинство, которое следует за лидерами, которых считают непогрешимыми имамами.

Шура и халифат

Во время и после пребывания Имама Али на посту халифа мусульманская община попала в гражданскую войну. В конце концов власть захватили халифы Уммаядов, а затем халифы Аббасидов. Были также соперничающие халифаты в Египте и Аль-Андалусе (сегодняшние Испания и Португалия) и на Индийском субконтиненте. Османский халифат был официально распущен недавно созданным Великим национальным собранием Турции в 1924 году.

Немногие из более поздних халифов имели что-либо, кроме номинального контроля над многими исламскими государствами, и никто не был выбран по шуре; все дошли до власти по наследству. Мусульманское духовенство советовало подчиняться правителям, но также подчеркивало обязанность правителя править с помощью шуры. Они основывали эту рекомендацию на отрывках из Корана, упомянутых выше. Стихи указывают на то, что шура достойна похвалы, но не указывают, с кем следует консультироваться, о чем с ними следует консультироваться, или что должен преобладать правитель или шура в случае разногласий между ними.

Шура и современные государства с мусульманским большинством

В некоторых мусульманских странах шуры играют роль в конституции или управлении. Некоторые мусульманские страны, такие как Турция, являются светскими республиками, а Марокко - конституционная монархия. Таким образом, можно сказать, что ими управляет одна версия шуры. Например, двухпалатный Парламент Пакистана официально называется Маджлис-и-Шура, хотя в Конституции используются различные варианты написания этого термина. В Египте Верхняя палата Парламента известна как Совет Шура. Народное консультативное собрание в Индонезии называется Меджлис Пермусьяваратан Ракьят на индонезийском языке. Слово мусьяварат происходит от слова шура / сьявара.

В некоторых монархиях и клерикальных режимах существует шура с консультативной ролью. Саудовская Аравия, монархия, получила совет шуры, Консультативное собрание Саудовской Аравии, в 1993 году; сейчас 150 членов. Вся реальная власть принадлежит королю, который избирается членами семьи. Оман, также в монархии есть совет шуры; все члены избираются, кроме президента, который назначается султаном . Совет может давать только советы, от которых султан может отказаться.

В Иране совет, называемый ассамблеей экспертов, имеет право объявить импичмент верховному лидеру. Вдобавок общая шура обладает законодательными полномочиями, эквивалентными современному западному парламенту.

Шуры также были характерной чертой революций в исламских обществах, таких как иранская революция 1979 года, когда они были сформированы рабочими и имели значительную власть над части хозяйства за год до разборки. Шуры также были характерной чертой восстаний в Ираке в 1991 году, где они функционировали как форма демократии участия.

Сходство между меджлисом аш-шура и парламентом

Многие традиционные сунни исламские юристы соглашаются, что для того, чтобы соответствовать исламу, правительство должно иметь некую форму консультативного совета или меджлис аш-шура, хотя оно должно признайте, что Бог, а не люди, суверенен. Аль-Маварди написал, что члены меджлиса должны удовлетворять трем условиям: они должны быть справедливыми, обладать достаточными знаниями, чтобы отличить хорошего халифа от плохого, и иметь достаточно мудрости и рассудительности, чтобы выбрать лучшего халифа.. Аль-Маварди также сказал, что в чрезвычайных ситуациях, когда нет халифата и меджлиса, люди сами должны создать меджлис, выбрать список кандидатов в халиф, а затем меджлис должен выбрать халифа из списка кандидатов

.

Многие современные мусульмане сравнивают концепцию Шуры с принципами западной парламентской демократии. Например:

Что такое принцип шуры в исламе?... Это основано на трех основных заповедях. Во-первых, все люди в любом обществе равны в правах человека и гражданина. Во-вторых, общественные вопросы лучше всего решать по мнению большинства. И, в-третьих, три других принципа справедливости, равенства и человеческого достоинства, составляющие моральное ядро ​​ислама,... лучше всего реализуются как в личной, так и в общественной жизни под управлением шуры.

Другие современные мусульманские мыслители дистанцируются друг от друга. от демократии. Такиуддин ан-Набхани, основатель современной транснациональной исламистской партии Хизб ут-Тахрир, пишет, что шура важна и является частью «правящей структуры» исламского халифата », но не одна из его опор ". Если халиф «пренебрегает этим», не уделяя много внимания или не обращая никакого внимания, как это произошло после первых четырех халифов, «он будет небрежным, но правящая система останется исламской».

Это потому, что шура (консультация) в исламе предназначена для выяснения мнения, а не для управления. Это противоречит парламентской системе в условиях демократии.

Согласно Такиуддину ан-Набхани, демократическая парламентская система отличается от истинной системы исламского халифата и уступает ей.

При Хизб ут-Тахрир Конституции, немусульмане не могут служить халифу или любому другому правящему должностному лицу или голосовать за этих должностных лиц, но могут быть частью меджлиса и высказывать "жалобы на несправедливые действия, совершенные правителями, или неправильное применение ислама". на них ".

Третьи, такие как мусульманин автор Сайид Кутб, идут дальше, утверждая, что исламская шура должна давать советы халифу, но не избирать и контролировать его. В тщательном анализе главы шуры Корана, Кутб отметил, что ислам требует только, чтобы правитель консультировался по крайней мере с некоторыми из управляемых (обычно с элитой) в общем контексте Бога. издал законы, которые должен исполнять правитель. В 1950 Кутб осудил демократию в пользу диктатуры, заявив, что она уже обанкротилась на Западе, и спросил, почему ее следует импортировать на Ближний Восток.

Практика консультативной, но не Принятие законопроектов, избрание халифов или всенародно избранная шура была принята самопровозглашенным строгим Исламским эмиратом Афганистан. В то время как в Кандагарской шуре Талибана обсуждались вопросы, в конце ее представитель заявил: «Мы придерживаемся точки зрения эмира, даже если он один придерживается этой точки зрения».

Советская этимология

В персидском языке и дари в Афганистане термин شوروی, шурави используется для 'советского '(этимология связана с советом). На таджикском языке написано Шӯравӣ.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:18:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте