Распад Югославии

редактировать
Процесс, начавшийся в середине 1991 года и приведший к упразднению государства Югославия

Распад Югославии
Часть Революции 1989 года и Холодная война
Распад Югославии-TRY2.gif Анимированная серия карт, показывающих распад. ЮФР Югославии с 1991 по 1992 год. Цвета отметьте различные области контроль. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1943–1992) Хорватия (1991–) Словения (1991–) Республика Сербская Краина (1991–1995), после хорватской армии операции «Буря» (1995) и после Временной администрации ООН в Восточной Славонии, Баранье и С Запирмии (1996–1998), частично Хорватия Республика Македония (1991–2019), Республика Северная Македония (2019–) Хорватская Республика Герцег-Босния (1991–1994), часть Боснии и Герцеговины (1992–) Республика Босния и Герцеговина (1992–1995), часть Боснии и Герцеговины (1992 -) Автономная провинция Западная Босния (1993–1995), часть Боснии и Герцеговины (1992–) Союзная Республика Югославия (1992–2003), Сербия и Черногория (2003–2006 гг.), Черногория (3 июня 2006 г.), Сербия (5 июня 2006 г.) и Косово (17 февраля 2006 г.) 2008–) Республика Сербская (1992–1995), часть Боснии и Герцеговины (1992–)
Д ел25 июня 1991 г. - 27 апреля 1992 г.. (10 месяцев и 2 дня)
МестоположениеЮгославия
РезультатРаспад СФР Югославия и образование независимых государств-преемников

. Распад Югославии произошел в результате серии политических потрясений и конфликтов в начале 1990-х годов. После периода экономического и экономического кризиса в 1980-х годах республики, входившие в состав Социалистической Федеративной Югославии, раскололись, но нерешенные вопросы к ожесточенным межэтническим югославским войнам. Войны в первую очередь затронули Боснию и Герцеговину, соседние части Хорватии и, несколько лет спустя, Косово.

. После победы союзников в Вторая мировая война, Югославия была создана как федерация шести республик с границами, проведенными по этническим и историческим линиям: Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия и Словения. Кроме того, в составе Сербии были образованы автономные провинции: Воеводина и Косово. Каждое из республик имеет собственное отделение партии Союз коммунистов Югославии и правящую элиту, и любые противоречия разрешены на федеральном уровне. Югославская модель государственного устройства, а также «средний путь» между плановой и либеральной экономикой были относительным успехом, и страна пережила период сильного экономического роста и относительная политическая стабильность до 1980-х годов при диктаторском правлении Иосипа Броз Тито. После его смерти в 1980 году ослабленная система федерального правительства оказалась неспособной справиться с растущими экономическими и политическими проблемами.

В 1980-х косовские албанцы начали требовать предоставления их автономной провинции статуса составной республики, начиная с протестов 1981 года. Этническая напряженность между албанцами и косовскими сербами оставалась высокой на протяжении целого десятилетия, что привело к росту сербской версии автономии провинций и неэффективной системе консенсуса на федеральном уровне по всему Югославии, которая рассматривалась как препятствие для сербских интересов. В 1987 году Слободан Милошевич пришел к власти в Сербии и благодаря ряду популистских шагов получил фактический контроль над Косово, Воеводиной и Черногорией, получив высокий уровень среди поддержки сербов для своего централиста политики. Милошевич встретил сопротивление со стороны партийных лидеров западных республик Словении и Хорватии, которые также выступали за большую демократизацию страны в соответствии с революциями 1989 года в Восточной Европы. Союз коммунистов Югославии распался в 1990 году на федеральном уровне. Республиканские коммунистические организации стали отдельными социалистическими партиями.

В 1990 году социалисты (бывшие коммунисты) потеряли власть этническими сепаратистскими партии на первых многопартийных выборах, проведенных по всей стране, за исключением Сербия и Черногория, где победили Милошевич и его союзники. Националистическая риторика со всех сторон становилась все более и более горячей. В период с июня 1991 г. по апрель 1992 г. четыре провозгласили независимость (только Сербия и Черногория остались в составе федерации), но статус этнических сербов за пределами Сербии и Черногории и статус этнических хорватов за пределами Хорватии оставался нерешенным. После череды межэтнических инцидентовали последователей югославские войны, сначала в Хорватии, а, что наиболее серьезно, в многоэтнической Боснии и Герцеговине. Войны нанесли региону долгосрочный экономический и политический ущерб, который все еще ощущался там десятилетия спустя.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Причины
    • 2.1 Структурные проблемы
    • 2.2 Смерть Тито и ослабление коммунизма
    • 2.3 Экономический коллапс и международный климат
  • 3 Подъем национализма в Сербии (1987–89)
    • 3.1 Слободан Милошевич
    • 3.2 Антибюрократическая революция
    • 3.3 Последствия
  • 4 Окончание политический кризис (1990–92)
    • 4.1 Партийный кризис
    • 4.2 Многопартийные выборы
    • 4.3 Этническая напряженность в Хорватии
    • 4.4 Независимость Словении и Хорватии
  • 5 Начало югославских войн
    • 5.1 Война в Словении
    • 5.2 Война в Хорватии
  • 6 Независимость Республики Македония и Боснии и Герцеговины
    • 6.1 Босния и Герцеговина
    • 6.2 Македония
  • 7 Международное признание
  • 8 Последствия в Сербии и Черногории
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитирование
    • 10.2 Источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

История вопроса

Югославия занимала значительную часть Балканского полуострова, включая полосу земли на восточном побережье Адриатического моря, простирающуюся к югу от Залив Триеста в Европе до Устья Бояны, а также озера Преспа внутри страны и на восток до Железных ворот на Дунай и Миджор в Балканских гор, включая большую часть Юго- Восточной Европы, региона с историей этнических конфликтов.

Важными элементами, которые способствовали разногласии, были современные исторические факторы, включая образование Королевства Югославия, первые распад и последующие межэтнические и политические войны и геноцид в период Вторая мировая война, идеи Великой Албании, Великой Хорватии и Великой Сербии и противоречивые взгляды на панславизм, и одностороннее вновь объединенной Германией отколовшихся республик.

Второй Мировой войной основной напряженность возникла из-за многоэтнического состава монархической составии и относительного политического и демографического господства сербов. Основой напряженности были концепции нового государства. хорваты и словенцы комплектующие федеративную модель, в которой они будут использоваться большей автономией, чем они были в качестве отдельных коронов в Австро-Венгрии. При Австро-Венгрии и словенцы, и хорваты пользовались автономией с свободными руками только в области образования, права, религии и 45% налогов. Сербы были склонны рассматривать территорию как справедливую награду за их поддержку союзников в Первой мировой войне и новое государство как продолжение Королевства Сербия.

Напряженность между хорватами и Сербы часто вступали в открытый конфликт, когда структура безопасности, в том числе Степан Радич, который выступал против абсолютизма сербского монарха, которая доминирует над сербы, осуществляла притеснения во время выборов и убийств в национальном парламенте хорватских политических лидеров. Убийство и нарушения прав человека были предметом прав человека Лиги прав человека и вызвали протесты со стороны интеллектуалов, в том числе Альберта Эйнштейна. Именно в этой атмосфере угнетения сформировалась радикальная повстанческая группа (позже фашистская диктатура), усташей.

Во время Второй мировой войны напряженность в стране использовалась оккупационными силами Оси, которые создали хорватское марионеточное государство, охватившее большую часть современной Хорватии и Босния и Герцеговина. Державы оси установили усташей в качестве лидеров независимого государства Хорватия.

. Усташи решили, что сербское меньшинство было пятой колонной сербского экспансионизма, и продолжили политику преследования сербов. Политика требовала, чтобы одна треть сербского меньшинства была убита, одна третья изгнана, а одна треть обратилась в католицизм и ассимилировалась как хорваты. И наоборот, продолжали свою четкую кампанию преследования несербов в частях Боснии и Герцеговины, Хорватии и Санджака в соответствии с план Мольевича («На нашем государстве и его границах») и приказы, изданные Дражой Михайловичем, которые включают: «[t] он очищает все национальные представления и боевые действия».

И хорваты, и мусульмане были набраны в качестве солдат СС (в основном в 13-ю горную дивизию Ваффен ). В то же время бывший роялист, генерал Милан Недич, был назначен странами Оси главой марионеточного правительства, местные сербы были приняты на работу в гестапо и сербский добровольческий корпус, связанный с немецкими Ваффен-СС. Оба квислинга столкнулись и в итоге были побеждены совокупным коммунистами антифашистским партизанским движением, состоящим из представителей всех этнических групп в этом районе, что привело к формированию Социалистическая Федеративная Республика Югославия.

Официальная послевоенная югославская оценка жертв в Югославии во время Второй мировой войны составляла 1 704 000 человек. Последующий сбор данных в 1980-е гг. Историками Владимиром Дерьявичем и Боголюбом Кочовичем показал, что фактическое число погибших составляло около 1 миллиона человек. Из этого числа от 330 000 до 390 000 этнических сербов погибли от всех причин в Хорватии и Боснии. Эти же историки также установили гибель от 192 000 до 207 000 этнических хорватов и от 86 000 до 103 000 мусульман, принадлежащих к разным группам и причинам по всей Югославии.

До своего распада Югославия была региональной промышленной державой и экономическим успехом. С 1960 по 1980 год среднегодовой рост валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 6,1, медицинское обслуживание было бесплатным, грамотность составляла 91 процент, ожидаемая продолжительность жизни составляла 72 года. До 1991 года вооруженные силы Югославии были одними из самых оснащенных в Европе.

Югославия была уникальным существующим, охватывающим как Восток, так и Запад. Более того, его президент, Иосип Броз Тито, был одним из основных основателей «третьего мира » или «группы 77 », которые выступали в альтернативы к сверхдержавам. Что еще более важно, Югославия действовала как государственное государство между Западом и Советским Союзом, а также не позволяла Советам опереться на.

Контроль центрального правительства начал ослаблять из-за растущих националистических недовольств и желания Коммунистической партии поддержать «национальное самоопределение ». Это Косово было превращено в автономную область Сербии, законодательно закрепленную конституцией 1974 года. Эта конституция разрушила полномочия между столицей и автономными областями в Воеводине (территория Югославии с большим этническим меньшинств) и Косово (с большим этническим албанским населением).

Несмотря на федеративное устройство новой Югославии, все еще сохранялась напряженность между федералистами, в первую очередь хорватами и словенцами, которые выступали за большую автономию, и унитаристами, в первую очередь сербами.. Борьба будет происходить в личности циклах протестов за большие права и государство (например, Хорватская весна ) и репрессий. Конституция 1974 г. была попытка сократить эту схему, закрепив федеративную модель и формализовав национальные права.

Ослабление контроля легитимности превращения Югославию в де-факто конфедерацию, что также оказало давление на режим внутри федерации. С конца 1970-х годов увеличивающийся разрыв в экономических ресурсах между развитыми и слаборазвитыми регионами Югославии серьезно подорвал единство федерации. Наиболее развитые республики, Хорватия и Словения, отвергли попытки ограничить свою автономию в соответствии с Конституцией 1974 года. Общественное мнение в Словении в 1987 году видело лучшие экономические возможности в независимости от Югославии, чем внутри нее. Были также места, которые экономически выгоды от пребывания в Югославии; например, автономный край Косово был плохо развит, а ВВП на душу населения упал с 47 процентов югославского показателя в послевоенный период до 27 процентов к 1980-м годам. Он разрешенные различия в качестве жизни в разных республиках.

Экономический рост был ограничен из-за западных торговых барьеров в сочетании с нефтяным кризисом 1973 года. Югославия оказалась в большом долге МВФ из-за большого количества Международного валютного фонда (МВФ), взятых режимом. В качестве условий получения кредита МВФ потребовал «либерализации рынка » Югославии. К 1981 году внешний долг Югославии составил 19,9 миллиарда долларов. Другая проблема был уровень безработицы, который к 1980 году составлял 1 миллион человек. Эта проблема усугублялась общей «непродуктивностью Юга», которая не только усугубляла экономические проблемы Югославии, но и еще больше раздражала Словению и Хорватию.

Причины

Структурные проблемы

СФР Югославия представляла собой конгломерат из восьми субъектов федерации, примерно разделенных по этническому признаку, включая шесть республик:

- и две автономные провинции в составе Сербии,

1974 Конституция, офис президента Югославии был заменен на югославской Президентство, восемь членов коллектива лобового штата, состоящий из представителей шести республик и, спорно, две автономных провинции Социалистической Республики Сербия, САП Косово и САП Воеводина.

Украина Югославская федерация СФР была Образованная в 1945 году Социалистическая Республика Сербия (СР Сербия) включала две автономные провинции - САП Косово и САП Воеводина. С принятием конституции 1974 г. влияние центрального правительства СР Сербии на провинцию было значительно уменьшено, что дало им долгожданную автономию. Правительство СР Сербии было ограничено в принятии решений, которые относились к провинциям. Провинции имели право голоса в президентстве Югославии, которое не всегда отдавалось в пользу эсеровской Сербии. В Сербии возникло большое недовольство этими событиями, которые националистические элементы общественности расценили как «разделение Сербии». Конституция 1974 года не только усугубила сербские опасения по поводу «слабой Сербии для сильной Югославии», но и ударила в самое сердце сербских национальных настроений. Большинство сербов рассматривают Косово как «колыбель нации» и не согласятся с потерями его для сообщества албанского населения.

Стремясь сохранить его наследие, конституция Тито 1974 года установила президентом на год, на основе ротации из руководителей республик и автономных провинций. Смерть Тито покажет, что такие короткие сроки были крайне неэффективны. По сути, это оставило большую вакуум власти, который оставался открытой частью 80-х годов.

Смерть Тито и ослабление коммунизма

4 мая 1980 года о смерти Тито было объявлено в государственном радиопередачах по всей Югославии. Его смерть устранила то, что международные политические обозреватели считали главной объединяющей силой Югославии, и проявляют этническая напряженность в Югославии начала расти. Кризис, возникший в Югославии, был связан с ослаблением коммунистических государств в Восточной Европе к концу холодной войны, что привело к падению Берлинской стены в 1989 году. В Югославии национал-коммунистическая партия, официально именуемая Союз коммунистов Югославии, утратила свой идеологический потенциал.

В 1986 году Сербская академия Науки и искусства (SANU) в степени способствовали росту националистических настроений, поскольку они разработали спорный Меморандум SANU, протестующий против ослабления сербского центрального правительства.

Проблемы в сербском автономном крае SAP Косово между этническими сербами и албанцами росли в геометрической прогрессии. Это, вкупе с экономическими проблемами в Косово и Сербии в целом, привело к еще большему недовольству сербов Конституцией 1974 года. Косовские албанцы начали требовать, чтобы Косово был предоставлен статус составной республики с начала 1980-х годов, особенно после протестов 1981 года в Косово. Это было воспринято сербской общественностью как сокрушительный удар по гордости сербов из-за исторических связей сербов с Косово. Считалось, что это отделение будет разрушительным для косовских сербов. В конечном итоге это привело к репрессиям против албанского большинства в Косово.

Между тем более процветающие республики SR Словения и SR Хорватия хотели двигаться к децентрализации и демократии..

Историк Бэзил Дэвидсон утверждает, что «обращение к« этнической принадлежности »как объяснение [конфликта] является псевдонаучной чепухой...» Даже степень лингвистической и религиозной различия «были менее существенными, чем обычно говорят нам комментаторы». Дэвидсон утверждает, что в отношениях между двумя основными общинами, сербами и хорватами, «термин« этническая чистка »не имеет никакого смысла». Дэвидсон соглашается с Сьюзан Вудворд, экспертом по балканским делам, которая обнаружила «мотивирующие причины распада в экономических обстоятельствах и их жестоком давлении».

Экономический коллапс и международный климат

На посту президента Тито проводил политику быстрого экономического роста, и в 1970-е годы рост действительно был высоким. Однако чрезмерный рост экономики вызвал инфляцию и подтолкнул Югославию к экономическому спаду.

Главной проблемой для Югославии был большой долг, возникший в 1970-х годах, который оказалось трудно выплатить в 1980-х. Долговая нагрузка Югославии, первоначально оцененная в сумму, равную 6 миллиардам долларов США, вместо этого оказалась равной сумме, эквивалентной 21 миллиарду долларов США, что было колоссальной суммой для бедной страны. В 1984 году администрация Рейгана выпустила засекреченный документ, Директива о решении по национальной безопасности 133, в котором выражалась озабоченность тем, что долговая нагрузка Югославии может привести к присоединению страны к советскому блоку. 1980-е годы были временем жесткой экономии, поскольку Международный валютный фонд (МВФ) наложил строгие условия на Югославию, что вызвало большое недовольство коммунистической элитой, которая так плохо управляла экономикой, безрассудно занимая деньги за границей. Политика жесткой экономии также привела краскрыть коррупцию со стороны элит, в первую очередь в с «делом Agrokomerc» 1987 года, когда предприятие Agrokomerc в Боснии оказалось расширенного центра коррупции. по всей Югославии, и что менеджеры Agrokomerc выпустили векселя на сумму, эквивалентную 500 долларам США, без обеспечения, вынудив государство взять на себя ответственность по их долгам, когда Agrokomerc окончательно рухнула. Безудержная коррупция в Югославии, наиболее ярким примером является "дело Agrokomerc", во многом дискредитировала коммунистическую систему, потому что элиты великий образ жизни, не по средствам обычных людей с украденными у них день жизни. общественный кошелек во время жесткой экономии. Проблемы, вызванные большой задолженностью и коррупцией, к середине 1980-х годов все больше начали подрывать легитимность коммунистической системы, поскольку обычные люди начали терять компетентность и честность элит.

Волна транспортных средств забастовки начались в 1987-88 годах, когда рабочие требовали повышения заработной платы, чтобы компенсировать инфляцию, поскольку МВФ потребовал прекращения различных субсидий, и они сопровождались осуждением всей системы как коррумпированной. Наконец, политика жесткой экономии выдвинула на первый план напряженности между богатыми «имущими» республиками, такими как Словения и Хорватия, и более бедными «неимущими» республиками, такими как Сербия. Хорватия, и Словения, что они платят слишком много денег в федеральный бюджет для поддержки «не имеющей» республики, в то время как Сербия, чтобы Хорватия и Словения вносили больше денег в федеральный бюджет для поддержки их во время жесткой экономии. В Сербии все чаще звучали требования большей централизации, чтобы заставить Хорватию и Словению платить больше в федеральный бюджет, требования, которые были полностью отвергнуты в "имущих" республиках.

Ослабление напряженности в отношениях с Советским Союзом Союзом после того, как Михаил Горбачев стал лидером в 1985 году, означал, что западные страны больше не были году были готовы проявить щедрость в реструктуризации долгов Югославии, как пример коммунистической страны за пределами советского блока больше не был нужен Западу как способ дестабилизации Советского Союза. блок. Таким образом, внешний статус-кво, от которого зависела коммунистическая партия, чтобы оставаться жизнеспособным, начал исчезать. Более того, провал коммунизма во всей Центральной Европе продемонстрировал внутреннюю противоречию Югославии, экономическую неэффективность (например, хроническое отсутствие производительности, подпитываемое решением руководства страны проводить политику полной занятости) и этно-религиозная напряженность. неприсоединившийся статус Югославии привел к получению займов от обоих блоков сверхдержав. Этот контакт с Соединенными Штатами и Западом открыл рынки Югославии раньше, чем остальной Центральной Восточной Европы. 1980-е годы были десятилетием западного экономического служения.

Десятилетие бережливости привело к растущему разочарованию и негодованию как против сербского «правящего класса», так и против меньшинств, которые считалось, извлекали выгоду из государственного законодательства. Реальные доходы в Югославии упали на 25% с 1979 по 1985 год. К 1988 году денежные переводы эмигрантов в Югославию составили более 4,5 миллиарда долларов (долларов США), а к 1989 году денежные переводы составили 6,2 миллиарда долларов (долларов США), что составляет более 19% от общемирового объема.

В 1990 году политика США настаивала на программе шоковой терапии строгой экономии, которая была распространена на страны бывшего СЭВ. Такая программа была продвинута МВФ и другими организациями «как условие для новых вливаний капитала».

Рост национализма в Сербии (1987–89)

Слободан Милошевич

Президент Сербии Слободан Милошевич безоговорочно желал отстаивать единство сербов, статус, которой угрожала каждая республика, отделившаяся от федерации, в дополнение к его противодействию албанским властям в Косово, что еще больше разожгло этническую

В 1987 году сербский коммунистический чиновник Слободан Милошевич был послан, чтобы успокоить этнически мотивированный протест сербов против албанской администрации SAP Косово. Милошевич до этого момента был жестким коммунистом, который осуждал все формы национализма как предательство, например, осуждая Меморандум SANU как «не что параметрам, как самый мрачный национализм». Однако автономия Косово всегда была непопулярной политикой в ​​Сербии, и он воспользовался ситуацией и отказался от традиционного коммунистического нейтралитета в вопросе Косово.

Милошевич заверил сербов, что жестокое обращение с ними со стороны этнических албанцев будет остановлено. Затем он началанию против правящей коммунистической элиты эсеровской Сербии, требуя сокращения автономии Косово и Воеводины. Эти действия сделали его популярным среди сербов и помогли ему прийти к власти в Сербии. Милошевич и его союзники взяли на себя агрессивную националистическую программу эсеровской Сербии в составе Югославии, обещая реформу и защиту всех сербов.

Правящей партией СФР Югославии была Лига коммунистов Югославии (СКЮ), составная политическая партия, состоящая из восьми Лиг коммунистов из шести республик и двух автономных провинций. Союз коммунистов Сербии (СКС) управлял СР Сербией. Слободан Милошевич (председатель Лиги коммунистов Сербии) с мая 1986 года стал самым влиятельным политиком в Сербии, победив своего бывшего наставника президента Сербии Иван Стамболич на волне националистических настроений и своей новой настроения, завоеванной в Косово. 8-й сессии Союза коммунистов Сербии 22 сентября 1987 года. На митинге 1988 года в Белграде Милошевич ясно выразил свое восприятие ситуации, с которой сталкивается эсеровская Сербия в Югославии, сказав:

Внутри страны и за рубежом враги Сербии собираются против нас. Мы говорим им: «Мы не боимся. Мы не отступим от битвы ».

— Слободан Милошевич, 19 ноября 1988 г.

В другом случае он в частном порядке заяв:

Мы, сербы, будем действовать в интересах Сербия, делаем ли мы это делаем в соответствии с конституцией или нет, делаем ли мы это в соответствии с законом или нет, это в соответствии с уставом партии или нет.

— Слободан Милошевич

Антибюрократическая революция

Антибюрократическая революция представляет собой серию протестов в Сербии и Черногории, организованных Милошевичем с целью направить своих сторонников в SAP Воеводина, SAP Косово и Социалистическую Республику Черногория (SR Montenegro) к власти, когда он стремился вытеснить своих соперников. Правительство Черногории пережило государственный переворот в Октябрь 1988 года, но не второй переворот в январе 1989 года.

Помимо самой Сербии, Милошевич теперь мог назначить представителей двух провинций и СР Черногории в Югославии. Президентский совет. Тот самый инструмент, который используется раньше, уменьшал сербское влияние, теперь использовался для его увеличения: в президентстве из восьми Милошевич мог выбирать как минимум на голоса - СР Черногория (после местных событий), его собственный через СР Сербию, а теперь и SAP Воеводина и SAP Косово тоже. Власти, названные «Митингом истины», сторонникам Милошевича удалось свергнуть местные органы власти и заменить их своими союзниками.

В результате этих событий в феврале 1989 г. этнические албанцы шахтеры в Косово организовали забастовку, требуя сохранения автономии, находящейся под угрозой исчезновения. Это способствовало возникновению этнического конфликта между албанским и сербским населением края. В 80-е годы 77% населения Косово составляли этнические албанцы.

В июне 1989 года, в 600-ю годовщину исторического заражения Сербии на поле Косово, Слободан Милошевич произнес Газиместанскую речь перед 200 000 сербов с сербской националистической тематикой. который намеренно вызвал средневековую сербскую историю. Ответом Милошевича на некомпетентность федеральной системы была централизации правительства. Учитывая, что Словения и Хорватия смотрели дальше к независимости, это было сочтено неприемлемым.

Последствия

Между тем Социалистическая Республика Хорватия (СР Хорватия) и Социалистическая Республика Словения (СР Словения) поддержали албанскую горняки и свою борьбу за признание. СМИ Словении опубликовали статьи, в которых Милошевич сравнивался с итальянским фашистским диктатором Бенито Муссолини. Милошевич утверждал, что такая критика была необоснованной и равносильна «распространению страха перед Сербией». В ответных СМИ Милошевича заявили, что Милан Кучан, глава Лиги коммунистов Словении, поддерживает косовский и словенский сепаратизм. Первые забастовки в Косово превратились в массовые демонстрации с призывом сделать Косово седьмой республикой. Это разозлило руководство Сербии, которое по приказу президента, контролируемой Сербией, приступило к использованию полиции, а затем и федеральной армии (Югославской народной армии ЮНА).

В феврале 1989 года этнический албанец Азем Влласи, представитель SAP в Косово при президенте, был вынужден уйти в отставку и был заменен союзником Милошевича. Албанские протестующие потребовали вернуть Влласи к власти, и поддержка Влласи демонстраций заставила Милошевича и его союзников ответить, заявив, что это была «контрреволюция против Сербии и Югославии», и потребовали, чтобы федеральное правительство Югославии подавило бастующих албанцев силой. Цели Милошевича помогли, когда в здании югославского парламента в Белграде был огромный протест сербами, сторонниками Милошевича, которые потребовали, чтобы югославские вооруженные силы усилили свое присутствие в Косово, чтобы защитить там сербов и подавить удар.

27 февраля представитель Словении СР в коллективном президентстве Югославии Милан Кучан выступил против требований сербов и уехал из Белграда в СР Словению, где он присутствовал на встрече в Цанкар Холл в Любляне, организованным совместно с демократическими оппозиционными силами, публично одобряя усилия албанских демонстрантов, которые требуют освобождения Влласи. В 1995 году BBC документальный фильм Смерть Югославии Кучан утвержден, что в 1989 году он был отключен тем, что успехи антибюрократической революции Милошевича в провинциях Сербии, а также в Черногории, что его маленькая республика будет осуществлена ​​попытка потенциального переворота со стороны сторонников Милошевича, если переворот в Косово пройдет беспрепятственно. Сербское государственное телевидение назвало Кучана сепаратистом, предателем и сторонником албанского сепаратизма.

В Белграде продолжались сербские протесты с требованием действий в Косово. Милошевич поручил представителю коммунистов Петру Грачанину обеспечить продолжение протеста, пока он будет обсуждать вопросы на совете Лиги коммунистов, как средство побудить других членов понять, что огромная поддержка была на его стороне проведение подавить албанскую забастовку в Косово. Спикер сербского парламента Борисав Йович, сильный союзник Милошевича, встретился с действующим президентом Югославии, представителем Боснии Раифом Диздаревичем и потребовал, чтобы федеральное правительство уступило требованиям Сербии. Диздаревич поспорил с Йовичем, заявив, что «вы [сербские политики] организовали демонстрации, вы контролируете их», Йович отказался взять на себя ответственность за действия протестующих. Затем Диздаревич решил сам попытаться успокоить ситуацию, поговорив с протестующими, произнеся страстную речь в защиту единства Югославии, сказав:

Наши отцы умерли, чтобы создать Югославию. Мы не пойдем по пути национального конфликта. Мы пойдем по пути Братства и Единства.

— Раиф Диздаревич, 1989.

Это заявление вызвало вежливые аплодисменты, но протест продолжился. Позже Йович с энтузиазмом обратился к толпе и сказал, что Милошевич приедет поддержать их протест. Когда Милошевич прибыл, он поговорил с протестующими и радостно сказал им, что народ Сербии побеждает в борьбе со старыми партийными бюрократами. Затем из толпы последовал крик: «Арестуйте Влласи». Милошевич сделал вид, что не расслышал требование правильно, но заявил толпе, что любой, кто замышляет заговор против единства Югославии, будет арестован и наказан, а на следующий день, когда совет партии был вынужден подчиниться Сербии, войска югославской армии вторглись в Косово, и Влласи был арестован.

В марте 1989 года кризис в Югославии углубился после принятия поправок к сербской конституции, которые позволили правительству Сербской республики восстановить эффективную власть над автономными провинциями Косово и Воеводина. До этого времени ряд политических решений принимался законодательно в этих провинциях, и они имели голосование на уровне югославского федерального президента (шесть членов от республик и два члена от автономных провинций). 255>

Группа косовских сербов, поддерживающих Милошевича, которые помогли свергнуть Влласи, заявила, что они собираются в Словению, чтобы провести «Митинг истины », который осудит Милана Кучана как предателя Югославии и требовать его изгнания. Однако попытка воспроизвести антибюрократическую революцию в Любляне в декабре 1989 года не удалась: сербские протестующие, которые должны были ехать поездом в Словению, были остановлены, когда полиция СР Хорватии заблокировала весь транзит через ее территорию. в координации со словенскими полицейскими силами.

В Президентстве Югославии, Сербии Борисав Йович (в то время Президентом Президентства), Черногории, Воеводины и Косовская Риза Сапунксиу начала формировать избирательный блок.

Окончательный политический кризис (1990–92)

Партийный кризис

В январе 1990 г. созван внеочередной 14 съезд Союза коммунистов Югославии. Объединенная правящая партия Югославии Союз коммунистов Югославии (СКЮ) находилась в кризисе. Большая часть Конгресса была потрачена на споры сербской и словенской делегаций о будущем Союза коммунистов и Югославии. СР Хорватия не позволила сербским демонстрантам добраться до Словении. Сербская делегация, возглавляемая Милошевичем, настаивала на политике «один человек, один голос» в составе партии, что дало бы решия самой крупной партийной этнической группе, сербам.

. В свою очередь, хорваты и словенцы стремились. при каждом движении и попытке вынудить партию принять новую систему, делегировать Югославию, делегатам еще больше полномочий по республикам, но отклониться. В результате хорватская презентация во главе с председателем Ивицей Рачаном и словенская делегация конгрессли 23 января 1990 года.

Многопартийные выборы

В отдельных республиках в 1990 году были организованы многопартийные выборы., и бывшие коммунисты года, фактически распустив Всегославская партия. в большинстве своих не смогли выиграть переизбрание, в то время как большинство избранных правительств взяли на себя на себя националистические платформы, пообещав защищать свои отдельные националистические интересы. с измененным брендом в Словении 8 апреля 1990 г., в Хорватии 22 апреля и 2 мая 1990 г., в Македонии 11 и 25 ноября и 9 декабря 1990 г. и в Боснии и Герцеговине 18 и 25 ноября 1990 г.

На многопартийных парламентских выборах бывшие коммунистические партии с измененным брендом одержали победу в Черногории 9 и 16 декабря 1990 года, а в Сербии 9 и 23 декабря 1990 года. Кроме того, Сербия переизбрала Слободана Милошевича президентом.. Сербия и Черногория теперь все больше отдавали предпочтение Югославии, в которой доминировали сербы.

Этническая напряженность в Хорватии

Национальности Хорватии 1991

хорваты (78,1%) сербы (12,2%) югославы ( 2,2%) Другие (9,7%)

В Хорватии к власти был избран избранный националист Хорватский демократический союз (HDZ) во главе с противоречивым националистом Франьо Туджманом по обещанию «защищая Хорватию от Милошевича», публично защищая суверенитет Хорватии. Хорватские сербы опасались националистического правительства Туджмана, и в 1990 году сербские националисты в южном хорватском городе Книн организовали и сформировали сепаратистское образование, известное как SAO Krajina, которое потребовало остаться в союзе с остальной частью сербского населения, если Хорватия решит отделиться. Правительство Сербии поддержало восстание хорватских сербов, заявив, что для сербов правление при правительстве Туджмана было бы эквивалентно эпохе Второй мировой войны фашистской Независимому государству Хорватия (NDH), совершивший геноцид против сербов. Милошевич использовал это, чтобы сплотить сербов против хорватского правительства, и сербские присоединились к разжиганию войны. К настоящему времени Сербия напечатала новых денег на сумму 1,8 миллиарда долларов без какой-либо поддержки со стороны югославского центрального банка.

Президент Хорватии Франьо Туджман

Хорватские сербы в Книне под руководством местного полицейского инспектора Милана Мартича, пытаться получить доступ к оружию, хорватские сербы могли успешно восстать против хорватского правительства. Хорватских сербов, включая мэра Книна, встретились с Борисавом Йовичем, главой югославского президента в августе 1990 года, и призвали его подтолкнуть совет принять меры по предотвращению отделения Хорватии от Югославии. в опасности в Хорватии, управляемым Туджманом и его националистическим правительством.

На встрече армейский чиновник Петар Грачанин рассказал хорватским сербским восстанием, как организовать их восстанием, посоветовал им воздвигнуть баррикады, а также собрать любое, сказав: ружья ». Первоначально восстание стало известно как «революция бревен », поскольку сербы блокировали дороги в Книн срубленными деревьями и не позволяли хорватам въезжать в Книн или хорватский прибрежный регион Далмация. Документальный фильм Би-би-си «Смерть Югославии» показал, что в то время хорватское телевидение назвало «Бревенчатую революцию» делом пьяных сербов, пытаясь уменьшить серьезный спор. Однако блокада нанесла ущерб хорватскому туризму. Правительство Хорватии отказалось вести переговоры с сербскими сепаратистами и решило остановить восстание силой, отправив на вертолетах вооруженный спецназ, чтобы подавить восстание.

Пилоты утверждали, что они везли «оборудование» в Книн, но вмешались федеральные югославские военно-воздушные силы и послали истребителей, чтобы перехватить их, и потребовали, чтобы вертолеты вернулись на их базу, иначе по ним будут обстреляны. хорватские войска подчинились и вернулись на свою базу в Загреб. Для хорватского правительства эта акция югославской авиации показала, что Югославская народная армия все больше находится под сербским контролем. 21 декабря 1990 г. С Краина было официально объявлено АО субъект Сербским национальным советом, который возглавил Милан Бабич.

. В августе 1990 г. хорватский парламент заменил своего представителя Стипе Шувар с Степаном Месичем после Бревенчатой ​​революции. Месич был усажен только в октябре 1990 года из-за протестов со стороны сербов, а затем присоединился к Василу Тупурковскому из Македонии, Янезу Дрновшеку из Словении и Богиче Богучевичу из Боснии и Герцеговины выступая против требований об объявлении общего чрезвычайного положения, которое допускает Югославской народной армии достижение военное положение.

после первых результатов многопарных выборов, Осенью 1990 года республики Словения, Хорватия и Македония предложили преобразовать Югославию в свободную федерацию из шести республик, однако Милошевич отверг все такие предложения, аргументируя это тем, что, как словенцы и хорваты, сербы также имеют право на самоопределение. Сербские политики были встревожены изменением формулировки в рождественской конституции Хорватия, которая изменила статус этнических сербов Хорватии с явно упомянутой нации (народом и манджиной), указанную вместе с меньшинствами (narodi i manjine)..

Независимость Словении и Хорватии

На референдуме о независимости Словении 1990 г., состоявшемся 23 декабря 1990 г., подавляющее большинство жителей проголосовали за независимость: 88,5% всех избиратели (94,8% участвовавших) проголосовали за независимость, которая была объявлена ​​25 июня 1991 года.

С января 1991 года югославская контрразведка КОС (Контраобавештайна служба) действала в качестве секретной встречи («ленты Шпегеля »), которая, по их утверждениям, произошла где-то в 1990 году между министром обороны Хорватии Мартином Шпегелем и двумя другими мужчинами. Шпегель объявил во время встречи, что Хорватия находится в состоянии войны с югославской армией (JNA, Jugoslovenska Narodna Armija), и дал инструкции о контрабанде оружия, а также методы борьбы с армейскими офицерами, дислоцированными в хорватских городах. Впечатляющая армия хотела предъявить Шпегелю обвинение в государственном незаконном ввозе оружия, в основном из Венгрии.

Обнаружение контрабанды хорватского оружия в сочетании с кризисом в Книне, избрание ориентированных на независимость правительства в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии и Словении, а также словенцы, требующие независимости на референдуме по этому вопросу, предполагают, что Югославия столкнулась с неминуемой угрозой распада.

1 марта 1991 г. произошло столкновение Пакрац, и ЮНА была направлена ​​на место происшествия. 9 марта 1991 г. протесты в Белграде были подавлены с помощью армии.

12 марта 1991 года руководство армии встретилось с президентом, пытаясь убедить их объявить чрезвычайное положение, которое обеспечивает -Югославская армия взяла под свой контроль страну. Начальник югославской армии Велько Кадиевич объявил о заговоре с целью уничтожения страны, заявив:

Был составлен коварный план уничтожения Югославии. Первый этап - гражданская война. Второй этап - иностранное вмешательство. Затем марионеточные режимы будут установлены по всей Югославии.

— Велько Кадиевич, 12 марта 1991 года.

Это заявление подразумевает, что новые выступающие за независимость правительства рассматривались сербами как инструменты Запада. Хорватский делегат Степан Месич гневно ответил на это предложение, обвинив Йовича и Кадиевича в попытке использовать армию для создания Великой Сербии и заявлено: «Это означает войну!». Йович и Кадиевич затем призвали участников каждой республики проголосовали за то, разрешить ли военное положение, и предупредили их, что Югославия, скорее всего, развалится, если военное положение не будет введено.

На собрании было проведено голосование по предложению военное положение, чтобы разрешить военные действия, положить конец кризису в Хорватии, обеспечив защиту сербов. Предложение было отклонено, поскольку боснийский делегат Богич Богичевич проголосовал против него, полагая, что все еще существует вероятность того, что дипломатия разрешить кризис.

Кризис югославского президента зашел в тупик, когда Косово Риза Сапунксиу «дезертировал» от своей фракции во время второго голосования по военному положению в марте 1991 года. Йович ненадолго ушел с поста президента в знак протеста, но вскоре вернулся. 16 мая 1991 года сербский парламент заменил Сапунчиу на Сейдо Байрамович, а парламентские Воеводины - на. Это фактически поставило президентский пост в тупик, потому что сербская фракция Милошевича получила четыре восьми голосов на пост президента федерации, и она смогла заблокировать любые неблагоприятные решения на федеральном уровне, что, в свою очередь, вызвало возражения со стороны других республик и призывы к реформе Югославской Федерации.

После истечения полномочий Йовича в качестве главы коллективного президентства он заблокировал занятие должности своему преемнику Месичу, отдав его вместо этого Бранко Костичу, члену промилошевичей правительства в Черногории.

На референдуме о независимости Хорватии, состоявшемся 2 мая 1991 г., 93,24% проголосовали за независимость. 19 мая 1991 года в Хорватии прошел второй раунд референдума о структуре Югославской федерации. Формулировка вопроса прямо не касалась того, поддерживает ли кто-то отделение или нет. Референдум, согласно предложению республик, поддерживает ли он или она «возможность Хорватии вступить в союз суверенных с другими республиками» (в соответствии с предложением республик Хорватии и Словении по разрешению государственного кризиса в СФРЮ). ? Приняли участие 83,56% избирателей, причем хорватские сербы в степени бойкотировали референдум. Из них 94,17% (78,69% от общего числа голосовавших) проголосовали «за» предложение, а 1,2% проголосовавших были «против». Наконец, независимость Хорватии была провозглашена 25 июня 1991 года.

Начало югославских войн

Война в Словении

И Словения, и Хорватия свою провозгласили независимость 25 июня 1991 года. Утром 26 июня части 13-го корпуса Югославской народной армии покинули свои казармы в Риеке, Хорватия и двинулись в сторону Словении. граничит с Италией. Этот шаг вызвал резкую реакцию местных словенцев, которые организовали стихийные баррикады и демонстрации против действий YPA, и обе стороны, похоже, придерживались неофициальной политики: не было. открывать огонь первыми.

К этому времени словенское уже осуществило свой план по захвату контро ля как над международным аэропортом Любляны, так и над пограничными постами Словении на границах с Италией, Австрией и Венгрией. Персонал на пограничных постах в большинстве случаев был уже словенским, поэтому словенский захват в основном сводился к смене форм и знаков без каких-либо боевых действий. Взяв под свой контроль границы, словенцы смогли занять оборонительные позиции против ожидаемого нападения YPA. Это означало, что YPA должен сделать первый выстрел, который был произведен 27 июня в 14:30 в Дивача офицером YPA.

Поддерживая свои права к национальному самоопределению, Европейское Сообщество оказало давление на Словению и Хорватию, чтобы добиться трехмесячного мораторий на их независимость, и 7 июля достигло Брионского соглашение. 1991 г. (признан представ всех республик). За эти три месяца югославская армия завершила вывод из Словении. Переговоры о восстановлении югославской федерации с дипломом лордом Кэррингтоном и членом Европейского сообщества практически закончились. План Кэррингтона понимает, что Югославия находится в состоянии распада, и решил, что каждая республика должна принять неизбежную независимость других, наряду с обещанием президента Сербии Милошевичу, что Европейский Союз обеспечит сербам за пределами Сербии будет защищен.

Мнения лорда Кэррингтона оказались спорными после того, как недавно воссоединившаяся Германия в канун Рождества 1991 года признала Словению и Хорватию. За исключением секретных правительств между министрами иностранных дел Геншером (Германия) и Моком (Австрия), одностороннее признание стало неприятным сюрпризом для правительств ЕС и США. Международные организации, в том числе ООН, были в замешательстве. В то время как Югославия уже была в упадке, вполне вероятно, что признание Германией сепаратистских республик - и частичная мобилизация Австрии на границах - значительно хуже положение разлагающегося многонационального государства. Президент США Джордж Х.В. Буш был единственным представителем крупной власти, который высказал возражение. Степень вмешательства Ватикана и Федерального разведывательного управления Германии (BND ) в этот эпизод изучалась учеными, знакомыми с деталями, но исторические данные остаются спорными.

Милошевич отказался согласиться с планом, поскольку он утверждал, что Европейское Сообщество не имеет права распускать Югославию и что план не в интересах сербов, поскольку он разделит сербский народ на четыре республики (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина и Хорватия)). Кэррингтон ответил, поставив вопрос на голосование, в котором все другие республики, включая Черногорию под Момиром Булатовичем, установлены согласились с планом по распаду Югославии. Однако после интенсивного давления Сербия на Черногории Черногория изменила свою позицию и выступила против распада Югославии.

Война в Хорватии

После инцидента на Плитвицких озерах в конце марта / начале апреля 1991 года Хорватская война за независимость вспыхнула между хорватскими правительством и мятежными этнические сербы САО Краина (сильно поддерживаемые ныне контролируемой сербами Югославской народной армией). 1 апреля 1991 г. САО Краина объявило о выходе из состава Хорватии. Сразу после провозглашения независимости Хорватии хорватские сербы также сформировали SAO Регистрация Славонии и SAO Восточной Славонии, Бараньи и Западного Шриема. Эти три региона будут объединены в самопровозглашенное просторное государство Республика Сербская Краина (RSK) 19 декабря 1991 года.

Другие важные образования, в которых доминируют сербы. в восточной части Хорватии объявили, что они тоже присоединятся к SAO Krajina. К этому времени Загреб прекратил отправку налоговых денег в Белград, а хорватские сербские образования, в свою очередь, прекратили уплату налогов в Загреб. В некоторых местах югославская армия действовала как буферная зона, в других она помогала сербам в их конфронтации с новой хорватской армией и полицией.

Влияние ксенофобии и этнической ненависти в распад Югославии стал очевиден во время войны в Хорватии. Пропаганда, проводимая хорватской и сербской стороны, сеет, утверждая, другая сторона будет вести против них репрессии и будет завышать число погибших, чтобы увеличить поддержку со стороны своего населения. В первые месяцы войны югославская армия и флот, в которых доминируют сербы, намеренно обстреляли гражданские районы Сплита и Дубровник, объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, а также близлежащие хорватские деревни. Югославские СМИ утверждали, что эти действия были совершены из-за того, что, по их утверждениям, было присутствием в городе фашистских сил усташей и международных террористов.

Расследование ООН показало, что таких сил в Дубровнике не было. Позже хорватское военное присутствие увеличилось. Премьер-министр Черногории Мило Джуканович, в то время союзник Милошевича, который обратился к черногорскому национализму, пообещав, что захват Дубровника позволит расширить Черногорию в городе, как он утверждал, исторически был частью Черногории, и осудил нынешние границы Черногории как "нарисованные старыми и плохо образованными большевиками картографами".

В то же время сербское правительство противоречило своим черногорским союзникам претензиями премьер-министра Сербии. Министр Драгутин Зеленович утверждал, что Дубровник исторически был сербским, а не черногорским. Международные средства массовой информации уделили огромное внимание бомбардировкам Дубровника и заявили, что это свидетельство того, что Милошевич преследовал цель создания Великой Сербии во время распада Югославии, предположительно с помощью подчиненного черногорского руководства Булатовича и сербских националистов в Черногории. чтобы способствовать поддержке Черногорией повторного взятия Дубровника.

В Вуковаре межэтническая напряженность между хорватами и сербами переросла в насилие, когда югославская армия вошла в город. Югославская армия и сербские полувоенные формирования опустошили город в городской войне и уничтожении хорватской собственности. Сербские полувоенные формирования зверствовали против хорватов, убив более 200 человек и вытеснив других, чтобы добавить к тем, кто бежал из города во время резни в Вуковаре.

Независимость Республики Македония и Босния и Герцеговина

Босния и Герцеговина

президент боснийских мусульман Алия Изетбегович президент боснийских сербов Радован Караджич

Демографическая структура Боснии, состоящая из большинства боснийцев и меньшинств сербов и хорватов, является собственностью большие территории Боснии были предметом спора.

С 1991 по 1992 год ситуация в многонациональной Боснии и Герцеговине обострилась. Его парламент был раздроблен по этническому признаку на множественную боснийскую фракцию и фракции сербского и хорватского меньшинства. В 1991 году Радован Караджич, лидер самой большой сербской фракции в парламенте, Сербской демократической партии, сделал серьезное и прямое предупреждение боснийскому парламенту, если он решит отделиться. говоря:

То, что вы делаете, нехорошо. Это путь, по которому вы хотите пройти Боснию и Герцеговину, ту же дорогу ада и смерти, по которой шли Словения и Хорватия. Не думайте, что вы не отправите Боснию и Герцеговину в ад, а мусульманский народ, возможно, исчезнет. Потому что мусульманский народ не может защитить себя, если здесь идет война.

— Радован Караджич, 14 октября 1991 года.

Тем временем, за кулисами, начались переговоры между Милошевичем и Туджманом о разделении Боснии и Герцеговины на сербскую и хорватскую под управлением территорий, чтобы попытаться предотвратить войну между боснийскими хорватами и сербами. Боснийские сербы провели референдум в ноябре 1991 года, в результате которого подавляющее большинство проголосовало за сохранение общего государства с Сербией и Черногорией.

Публично прогосударственные СМИ в Сербии заявляли боснийцам, что Босния и Герцеговина может быть включена в новый добровольный союз в рамках новой Югославии, основанной на демократическом правительстве, но это не было воспринято всерьез правительством Боснии и Герцеговины.

9 января 1992 года ассамблея боснийских сербов провозгласила отдельную республику сербского народа Боснии и Герцеговины (будущая Республика Сербская ), и приступил к формированию сербских автономных областей (SAR) по всему государству. Сербский референдум о сохранении в Югославии и создании SAR были объявлены неконституционными правительством Боснии и Герцеговины.

A референдум о независимости, организованный боснийским правительством, был проведен 29 февраля и 1 марта 1992 года. Референдум был объявлен противоречащим боснийской и федеральной конституции федеральным конституционным судом и недавно созданным правительством боснийских сербов, и он был в значительной степени бойкотирован боснийскими сербами. По официальным результатам явка составила 63,4%, за независимость проголосовало 99,7% избирателей. Было неясно, что на самом деле означает требование большинства в две трети голосов и было ли оно выполнено.

Здание исполнительного совета в Сараево в огне после попадания сербской артиллерии в 1992 году.

Босния и Герцеговина провозгласила независимость 3 марта 1992 года и получила международное признание в следующем месяце, 6 апреля 1992 года. В тот же день сербы в ответ объявили о независимости Республики Сербской и осадили Сараево, что положило начало боснийской войне. Республика Босния и Герцеговина впоследствии была принята в качестве государства-члена Организации Объединенных Наций 22 мая 1992 года.

В Босния и Герцеговина, НАТО использовала свои военные средства, чтобы значительно помочь Бошняци (мусульманам) и хорватам, вынудив сербов подписать мирное соглашение в Дейтоне, Огайо (ноябрь 1995 г.). Во время этой войны на территории Боснии и Герцеговины было убито около 100 000 человек.

Македония

На референдуме о независимости Македонии, состоявшемся 8 сентября 1991 года, проголосовало 95,26%. за независимость, которая была провозглашена 25 сентября 1991 года.

Пятьсот американских солдат были затем развернуты под знаменем ООН для наблюдения за северной границей Македонии с Сербией. Однако власти Белграда не вмешались, чтобы предотвратить отъезд Македонии, не протестовали и не действовали против прибытия войск ООН, указывая на то, что когда Белград должен был сформировать свою новую страну (Союзная Республика Югославия в апреле 1992 г.), он признает Республику Македонию и развивает с ней дипломатические отношения. В результате Македония стала единственной бывшей республикой, получившей суверенитет без сопротивления со стороны югославских властей и армии.

Кроме того, первый президент Македонии Киро Глигоров действительно поддерживал хорошие отношения с Белградом, а также с другими бывшими республиками. Между македонской и сербской пограничной полицией не было никаких проблем, хотя небольшие участки Косово и Прешево долина завершают северные пределы исторического региона, известного как Македония, который в противном случае вызвал бы пограничный спор (см. также ИМОРО ).

Повстанческое движение в Республике Македония, последний крупный конфликт между албанскими националистами и правительством Республики Македония, количество насилия снизилось после 2001 года.

Международное признание о распаде

государственных образований на бывшей территории СФР Югославия, 2008.

В ноябре 1991 года Арбитражная комиссия Мирной конференции по Югославии во главе с Роберт Бадинтер, по просьбе лорда Каррингтона пришел к выводу, что СФР Югославия находится в процессе распада, что сербское население в Хорватии и Боснии не имело права на самоопределение в форма новых государств, и что границы между республиками должны быть признаны международными границами. В результате конфликта Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 721 Совета Безопасности ООН 27 ноября 1991 года, которая открыла путь к созданию миротворческой деятельности операции в Югославии.

В январе 1992 года Хорватия и Югославия подписали перемирие под наблюдением ООН, в то время как переговоры между сербским и хорватским руководством продолжались по разделу Боснии и Герцеговины.

15 января 1992 года независимость Хорватии и Словении была признана международным сообществом. Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина будут позже приняты в качестве государств-членов ООН 22 мая 1992 г. Македония была принята в качестве государства-члена ООН 8 апреля 1993 г ​​.; утверждение его членства заняло больше времени, чем другие, из-за возражений Греции.

В 1999 Социал-демократическая партия Германии в своем первомайском выступлении лидер Оскар Лафонтен раскритиковал сыгранную роль Германией при распаде Югославии, с ее ранним признанием независимости республик.

Некоторые наблюдатели полагали, что распад югославского государства нарушил принципы системы после холодной войны, закрепленные в Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (CSCE / ОБСЕ) и Парижский договор 1990 года. Оба они предусматривали, что межгосударственные границы в Европе не должны изменяться. Некоторые наблюдатели, такие как Питер Гоуэн, утверждают, что распад и последующий конфликт можно было бы предотвратить, если бы западныегосударства были более настойчивыми в обеспечении соблюдения внутренних договоренностей между всеми сторонами, но в конечном итоге «не были готовы применять такие принципы в случае Югославии, потому что Германия сделала это». не хотели, а другие государства не имели в этом никакого стратегического интереса ". Гован даже утверждает, что распад «мог бы быть возможен без большого кровопролития, если бы можно было установить четкие критерии для обеспечения безопасности всех основных групп людей на югославском пространстве».

В марте 1992 года, во время кампании за независимость США и Боснии, политик и будущий президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович достигли при посредничестве ЕК соглашения с боснийскими хорватами и сербами о трех кантонах. конфедеративное урегулирование. Но правительство США, согласно New York Times, убедило его сделать выбор в пользу унитарного, суверенного, независимого государства.

Последствия в Сербии и Черногории

Союзная Республика Югославия состояла из Сербии и Черногории.

Независимость Боснии и Герцеговины стала последним ударом по панъюгославской Социалистической Федеративной Республике Югославии. 28 апреля 1992 года Союзная Республика Юг ославия (СРЮ) с преобладанием сербов была образована как крупное государство, состоящее только из бывших Социалистических Республик Сербия и Черногория. В СРЮ доминировали Слободан Милошевич и его политические союзники. Ее правительство заявило о преемственности с бывшей страной, но международное сообщество отказалось признать ее таковой. Позиция международного сообщества заключалась в том, что Югославия распалась на отдельные государства. Резолюция ООН от 22 сентября 1992 г. помешала Союзной Республике Югославии продолжать занимать место в Организации Объединенных Наций в качестве государства-преемника СФРЮ. Этот вопрос был важен для претензий на международные активы СФРЮ, включая посольства во многих странах. СРЮ не отказывалась от своих претензий на преемственность с СФРЮ до 1996 года.

Война в западных частях бывшей Югославии закончилась в 1995 году мирными переговорами при поддержке США в Дейтоне, штат Огайо, в результате чего было подписано Дейтонское соглашение. Пять лет распада и войны привели к режиму санкций, в результате чего экономика рухнула. Косовская война началась в 1996 году и закончилась бомбардировкой Югославии в 1999 году ; Слободан Милошевич был свергнут в 2000 году.

Союзная Республика Югославия была переименована 4 февраля 2003 года в Государственный союз Сербии и Черногории. Государственный союз Сербии и Черногории сам по себе был нестабильным и окончательно распался в 2006 году, когда на референдуме , проведенном 21 мая 2006 года, независимость Черногории была поддержана 55,5% избирателей, а независимость была провозглашена 3 декабря. Июнь 2006 г. Сербия унаследовала членство Государственного Союза в ООН.

Косово управлялось ООН после войны в Косово, при этом номинально оставаясь частью Сербии. Однако 17 февраля 2008 г. Косово провозгласило независимость от Сербии как Республика Косово. США, Соединенное Королевство и большая часть Европейского Союза признали это актом самоопределения вместе с Соединенными Штатами. отправка людей на помощь Косово. С другой стороны, Сербия и некоторые участники международного сообщества, в первую очередь Россия, Испания и Китай - , не признали декларацию Косово. независимость. По состоянию на июль 2015 года Косово признано независимым государством большинством международного сообщества (56% государств-членов ООН).

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Карты распада Югославии.
Последняя правка сделана 2021-05-13 10:39:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте