Протагор

редактировать
Протагор
Salvator Rosa - Démocrite et Protagoras.jpg Демокрит (в центре) и Протагор (справа). Картина 17-го века от Сальватора Роза. в Эрмитаже
Родиласьc.490 г. до н.э.. Абдера
Умерлаc.420 г. до н.э.
Эрадократовская философия
РегионЗападная философия
Школа Софистическое движение
Основные интересыязык, семантика, релятивизм, риторика, агностицизм, этика
Известные идеи«Софист» как наемный учитель, доктрина измерения человека («Человек - мера всех вещей»)
Влияния
Под влиянием

Протагор (; греческий : Πρωταγόρας; ок. 490 г. до н.э. - ок. 420 г. до н.э.) был досократический Греческий философ. Он числится одним из софистов по Платону. В своем диалоге Протагор Платон приписывает ему изобретение роли профессионального софиста.

Также считается, что Протагор в древние времена вызвал серьезные споры из-за своего утверждения, что «Человек есть мера всех вещей», которое Платон интерпретировал как означающий, что объективной истины не существует. Все, что люди считают истиной, истинно.

Хотя есть основания сомневаться в степени интерпретации его аргументов, которая последовала, эта концепция индивидуальной относительности была нетипичной для того времени и контрастировала с другими философскими доктринами, которые утверждали, что вселенная основана на чем-то объективном. вне человеческого влияния или восприятия.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Философия
    • 2.1 Релятивизм
    • 2.2 Агностицизм
    • 2.3 Спектр тем
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Протагор родился в Абдера, Фракия, напротив острова Тасос (сегодня часть регионального подразделения Ксанти ). Согласно Авлу Геллию, он первоначально зарабатывал себе на жизнь как носильщик, но однажды его увидел философ Демокрит, несущий груз небольших кусков дерева. он был связан коротким шнуром. Демокрит понял, что Протагор связал груз с такой идеальной геометрической точностью, что он, должно быть, был математическим вундеркиндом. Демокрит сразу же взял его в свой дом и обучил философии. Протагор стал хорошо известен в Афинах и даже стал другом Перикла.

. Даты его жизни не записываются, а экстраполируются из писаний, сохранившихся до наших дней. В Протагоре Платон писал, что перед собранием Сократа, Продика и Гиппия Протагор заявил, что он достаточно взрослый, чтобы стать отцом любого из них.. Это предполагает дату рождения не позднее 490 г. до н.э. В Меноне он, как говорят, умер примерно в возрасте 70 лет, после 40 лет практики софиста. Таким образом, можно предположить, что его смерть произошла около 420 г. до н.э., но это не известно наверняка, поскольку предположения о ней основаны на явно фальшивой истории о суде над ним за асебейю (нечестие) в Афинах.

Плутарх писал, что Перикл и Протагор целый день обсуждали интересный момент юридической ответственности, который, вероятно, был связан с более философским вопросом причинно-следственной связи: «В спортивном состязании человека случайно ударили и убили копьем.. Его смерть была связана с копьем, человеком, который его бросил, или властями, ответственными за проведение игр? »

Философия

Даже несмотря на то, что его наставляли Демокрит, Протагор не разделял его энтузиазма по поводу занятий математикой. "Ибо воспринимаемые линии - это не те вещи, о которых говорит геометр, поскольку ни один воспринимаемый объект не является прямым или искривленным таким образом, и окружность не касается линейки в какой-то точке, но то, как Протагор говорил, опровергая геометрию "(Аристотель, Метафизика 997b34-998a4). Протагор скептически относился к применению теоретической математики в мире природы; он вообще не верил, что они действительно достойны изучения. По словам Филодема, Протагор сказал, что «предмет непознаваем, а терминология неприятна». Тем не менее математика считалась некоторыми очень жизнеспособным видом искусства, и Протагор говорит об искусстве: «искусство (tekhnê) без практики и практика без искусства - ничто» (Stobaeus, Selections 3.29.80).

Протагор также был известен как учитель, изучавший предметы, связанные с добродетелью и политической жизнью. Он особенно был вовлечен в вопрос о том, можно ли учить добродетели - обычную проблему Греции V века до нашей эры, которая была связана с современными читателями через диалоги Платона. Вместо преподавателей, которые предлагали конкретную практическую подготовку в области риторики или публичных выступлений, Протагор попытался сформулировать аргументированное понимание на очень общем уровне широкого спектра человеческих явлений, включая язык и образование. В «Протагоре» Платона он утверждает, что учит «правильному управлению собственными делами, тому, как лучше всего вести домашнее хозяйство и управлять общественными делами, как внести наиболее эффективный вклад в дела города словом и делом».

Похоже, он тоже интересовался «ортопеей» - правильным употреблением слов, - хотя эта тема более тесно связана с его товарищем-софистом Продик. В своем одноименном платоническом диалоге Протагор интерпретирует стихотворение Симонида, сосредотачиваясь на использовании слов, их буквальном значении и первоначальном замысле автора. Этот тип обучения был бы полезен для толкования законов и других письменных документов в афинских судах. Диоген Лаэртиус сообщает, что Протагор разработал таксономию речевых действий, таких как утверждение, вопрос, ответ, приказ, Аристотель также говорит, что Протагор работал над классификацией и правильным использованием грамматического рода.

Названия его книг, такие как «Техника эристики» (Technē Eristikōn, буквально «Практика споров»). "- с борьбой, использованной как метафора для интеллектуальных дебатов), докажите, что Протагор также был учителем риторики и аргументации. Диоген Лаэртиус утверждает, что он был одним из первых, кто принял участие в риторических состязаниях на Олимпийских играх.

Евсевий, цитируя Аристокла Мессенского, и что Протагор был членом линии Философия, начавшаяся с Ксенофана и завершившаяся пирронизмом.

релятивизмом

Протагор также сказал, что по любому вопросу существуют два аргумента (логои), противоположных друг другу. Следовательно, он мог быть автором Dissoi logoi, древнего софистического текста о подобных противоположных аргументах. Согласно Аристотелю, Протагора критиковали за то, что он утверждал, что «усиливает более слабый аргумент»

Протагору приписывают философию релятивизма, которую он обсуждал в своей утерянная работа, Истина (также известная как Опровержение). Хотя знание позиции Протагора ограничено, его релятивизм вытекает из одного из его самых известных утверждений: «Человек есть мера всех вещей: того, что есть, что они есть, того, чего нет, что они есть. нет. "

Как и многие фрагменты философов-досократов, эта фраза передавалась на протяжении веков без какого-либо контекста, и, следовательно, ее значение открыто для интерпретации. Использование им слова χρήματα (chrēmata, «используемые вещи») вместо общего слова ὄντα (onta, «сущности»), однако, означает, что Протагор имел в виду вещи, которые используются или каким-либо образом связаны с люди, такие как свойства, социальные сущности, идеи, чувства, суждения, которые берут начало в человеческом разуме. Протагор не предполагал, что люди должны быть мерой движения звезд, роста растений или активности вулканов. Протагор, похоже, имел в виду, что каждый человек является мерой того, как вещи воспринимаются этим человеком. Следовательно, вещи верны или не верны в зависимости от того, как их воспринимает человек. Например, человек X может считать, что погода холодная, а человек Y может считать, что погода жаркая. Согласно философии Протагора, не существует абсолютной оценки природы температуры, потому что оценка будет относиться к тому, кто ее воспринимает. Следовательно, для Человека X погода холодная, а для Человека Y - жаркая. Эта философия подразумевает, что не существует абсолютных «истин». Истина, согласно Протагору, относительна и различается для каждого человека.

Платон приписывает релятивизм Протагору и использует свой характер Сократа как фольгу для своей приверженности объективному и трансцендентному. реалии и ценности. Платон приписывает Протагору раннюю форму того, что Джон Уайлд определил как феноменализм. Это утверждение, что что-то, что есть или появляется для отдельного человека, истинно или реально для этого человека. Однако, как описано в Платоне Theaetetus, взгляды Протагора допускают, что некоторые взгляды могут быть результатом болезни тела или ума. Он подчеркнул, что, хотя все взгляды могут казаться одинаково правдивыми и, возможно, их следует в равной степени уважать, они, безусловно, не одинаково важны. Одно представление может быть полезным и выгодным для человека, у которого оно есть, в то время как восприятие другого может оказаться вредным. Следовательно, Протагор считал, что софист должен был научить ученика различать их, т.е. учить добродетели.

И Платон, и Аристотель выступают против некоторых утверждений Протагора относительно относительности; однако они утверждают, что эта концепция дает Протагору слишком удобное исключение из его собственной теории и что релятивизм верен для него, но ложен для тех, кто в него не верит. Они утверждают, что, утверждая, что истина относительна, Протагор затем мог сказать, что любая предложенная им теория должна быть верной.

Агностицизм

Протагор был сторонником либо агностицизма или, как утверждает Тим Уитмарш, атеизм на том основании, что, поскольку он считал, что если что-то невозможно узнать, то этого не существует. Сообщается, что в утерянном труде Протагора «О богах» он написал: «Что касается богов, у меня нет возможности узнать, существуют ли они или нет, и какого рода они могут быть, из-за неясности предмета и краткость человеческой жизни. "

Согласно Диогену Лаэртиусу, откровенная агностическая позиция, занятая Протагором, вызвала гнев, заставив афинян изгнать его из города и всех экземпляров его книги были собраны и сожжены на рынке. Умышленное уничтожение его работ также упоминается Цицероном. Классицист Джон Бёрнет сомневается в этом рассказе, однако, поскольку и Диоген Лаэртий, и Цицерон писали сотни лет спустя, и современники, которые часто ссылаются на этого философа, не упоминают о преследовании Протагора. Бернет отмечает, что даже если некоторые экземпляры книг Протагора были сожжены, их осталось достаточно, чтобы их знали и обсуждали в следующем столетии.

Спектр тем

Тем не менее, очень мало фрагментов из Протагора сохранилось, хотя известно, что он написал несколько разных работ: «Антилогии» и «Истина». Последний цитируется Платоном и был известен альтернативно как Броски (борцовский термин, относящийся к попытке сбить противника с ног). Все началось с заявления «Человек - мера» (ἄνθρωπος μέτρον). Согласно Диогену Лаэртиусу, к другим книгам Протагора относятся: О богах, искусстве эристики, императиве, амбициях, неправильных человеческих действиях, о тех, кто пребывает в аиде, о науках, о добродетелях, об изначальном состоянии вещей и о платных судебных процессах..

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 08:29:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте