Асебея (Древнегреческий : ἀσέβεια) была обвинена в уголовном преступлении в Древней Греции за «осквернение и издевательство над божественными объектами», за «непочтительность к государственных богов "и неуважение к родителям и умершим предкам. Это переводится на английский как нечестие или безбожие. Большинство свидетельств этого исходит из Афин.
антоним слова асебея - эусебейя (εὐσέβεια), что можно перевести как «благочестие». Поскольку благочестие было общепринятой и ожидаемой формой поведения и образа мыслей, то называться и считаться нечестивым (ἀσεβής) уже было формой наказания.
Каждый гражданин, включая третье лицо, мог предъявить это обвинение (graphē asebeias) Archon basileus. Вместо единого закона или текста, определяющего обвинение и судебное разбирательство в случае асебеи, он появляется во множестве текстов. Плутарх, Полибий, Демосфен и Аристотель ссылаются на него в своих текстах.
Испытания проводились публично в Heliaia и были разделены на два этапа: сначала они устанавливались аудиторией (гелиастами или дикастами ) посредством голосования, независимо от того, обвиняемый признан виновным; если большинство признало их виновными, потому что законы не предписывали фиксированного наказания, то на втором этапе аудитория в Хелиае принимала решение о наказании. Известными наказаниями были штрафы, ссылка, смерть, конфискация имущества и атимия (лишение избирательных прав), в то время как смертная казнь была наиболее распространенным приговором. Право обжаловать вынесенный приговор не было. Приговоры исполнялись или контролировались магистратами одиннадцати племен: Одиннадцать (οἱ ἕνδεκα). Следующие древние греки, в основном философы, были обвинены или предположительно обвинены (поскольку источники неоднозначны) в асебеи:
Несмотря на то, что вышеупомянутые лица якобы имели были обвинены в асебеи в различных более поздних источниках, отсутствуют исторические свидетельства, и было высказано предположение, что некоторые из обвинений могли быть сфабрикованы историками и другими писателями в более поздние периоды.
За пределами Афин асебея, возможно, рассматривалась как неправильное настроение, а не преступление.